По моему мнению, цивилизация Древнего Рима была самой величественной из всех в античную эпоху. Поэтому для меня всегда являлось удивительным, то, что римляне не смогли создать собственного пантеона богов (хотя они у них были), а практически полностью позаимствовали его из завоеванной ими Греции.


Впрочем, справедливости ради, нужно отметить, что римляне заимствовали богов не только у греков, а у всех народов, с которыми они вступали в те или иные отношения. Доказательством тому могут служить весьма популярные в Риме культы Митры - божества индоиранского происхождения, шумеро-аккадской Иштар (Астарты), да и само христианство , в начале IV века ставшее официальной религией Римской империи, было заимствовано римлянами из покоренной ими Иудеи.

Но все же, до христианизации Рима, основу римского пантеона составляли именно греческие олимпийские боги , только лишь переименованные ими.

Давайте посмотрим на тех богов, которым поклонялись римляне, чтобы в очередной раз убедиться, что все они, что называется "made in Greece" .

ЮПИТЕР (он же ЗЕВС в греческой мифологии)


Верховное божество, руководившее советом богов. Бог неба, посылавший дождь, гром и молнии. В Риме в храме Юпитера приносили присягу консулы и проходило первое в наступившем году заседание сената.

ПЛУТОН (АИД)


Бог царства мертвых, хранитель подземных богатств, брат Юпитера.

НЕПТУН (ПОСЕЙДОН)

Бог морей, брат Юпитера и Плутона.

ВУЛКАН (ГЕФЕСТ)

Бог огня и покровитель кузнечного дела. Римляне верили, что именно он ковал оружие другим богам и героям в кузнице, расположенной внутри вулкана Этна на Сицилии. Кстати, молнии Юпитера (Зевса) - тоже его работа.

МАРС (АРЕС)

Изначально в древней Италии являлся богом плодородия (в его честь первый месяц староримского года был назван мартом), после отождествения с Аресом - бог войны.

МИНЕРВА (АФИНА)

Богиня мудрости, полезных открытий и изобретений, покровительница воинов, ремесленников, врачей, учителей, скульпторов и музыкантов.

МЕРКУРИЙ (ГЕРМЕС)

Бог торговли, хитрый и изворотливый. Считался также покровителем разного рожа жуликов, воров и проходимцев. По совместитльству - посланник богов и проводник душ умерших в царство Плутона.

ЦЕРЕРА (ДЕМЕТРА)

Богиня урожая и плодородия, покровительница осиротевших детей.

ДИАНА (АРТЕМИДА)

Богиня охоты, животного и растительного мира. Считалась покровительницей пленных, плебеев и рабов, поэтому в Риме была популярна в низших слоях населения.

ФЕБ (АПОЛЛОН)

Бог света, покровитель искусств, врачеватель. Один из самых почитаемых богов в Риме (император Октавиан Август объявил его своим покровителем).

ВЕНЕРА (АФРОДИТА)


Первоначально - богиня цветущих садов, весны. После отождествления с Афродитой - богиня любви.

БАХУС (ДИОНИС, ВАКХ)

Бог виноделия. (У римлян, впрочем, был и свой плебейский бог вина - Либер ). Бахусу сотутствуют веселье, пьянство, всяческий разврат и безумства. В 186 году до н.э. сенат даже выпустил специальный указ против вакханалий, многие участники оргий были казнены. Но огрии в честь Бахуса (вакханалии) продолжались, несмотря на все запреты вплоть до христианизации Рима.

Собственно, вакханалии и прочие оргистические праздники в Риме были обычным явлением, причем, участие в них являлось почти что обязательным, поскольку считалось, что в них участвуют все боги римского пантеона, а значит отказ от участия в оргии являлся кощунством - оскорблением богов.

Разумеется, здесь приведены далеко не все божества, которым поклонялись римляне, а только лишь основные персоналии римского (а по сути, греческого) пантеона. Но и этого, как я думаю, вполне достаточно для того, чтобы вы смогли сделать определенные выводы (в комментариях к посту, пожалуйста).

Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.

Цицерон писал:
«Благочестием, почитанием богов и мудрой уверенностью в том, что всем руководит и управляет воля богов, мы, римляне, превзошли все племена и пароды».

Римляне почти полностью переняли греческих богов - они просто дали им другие имена. Их образы, цвета, символы и заклинания остались теми же; все что вам нужно сделать, это просто заменить Зевса на Юпитера, и так далее; однако это не говорит о том, что они полностью совпадают.

Существует небольшая разница между римскими и греческими богами в том, что различные имена помогают лучше понять их. Как правило, римские боги серьезней и тверже греческих; они добродетельнее и надежнее. Некоторые считают римских богов слишком ограниченными и немного замкнутыми, однако они, конечно же, обладают и хорошими качествами. Например, некоторая жестокость Афродиты меньше выражена в Венере, Юпитер не такой деспотичный, как Зевс.

Выражение «вернуться в родные пенаты», означающее возвращение в свой дом, к домашнему очагу, правильнее произносить «вернуться к родным Пенатам». Дело в том, что Пенаты - это римские боги-хранители домашнего очага, и каждая семья обычно имела изображения двух Пенатов рядом с очагом.

Начиная с III в. до и. э. на римскую религию очень сильное влияние стала оказывать греческая религия. Римляне отождествили с греческими богами своих абстрактных богов. Так, Юпитер был отождествлен с Зевсом, Марс с Аресом, Венера с Афродитой, Юнона с Герой, Минерва с Афиной, Церера с Деметрой и др. Среди римских многочисленных богов выделились под влиянием греческих религиозных представлений главные олимпийские боги: Юпитер - бог неба, грома и молнии. Марс - бог войны, Минерва - богиня мудрости, покровительница ремесел, Венера - богиня любви и плодородия. Вулкан - бог огня и кузнечного ремесла, Церера - богиня растительности. Аполлон - бог солнца и света, Юнона - покровительница женщин и брака, Меркурий - вестник олимпийских богов, покровитель путников, торговли, Нептун - бог моря, Диана - богиня луны.

Римская богиня Юнона имела титул Монета - «предостерегающая» или «советница». Возле храма Юноны на Капитолии находились мастерские, где чеканили металлические деньги. Именно поэтому мы называем их монетами, а в английском языке от этого слова произошло общее название денег - money.

Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус, изображавшийся с двумя лицами, как божество входа и выхода, всякого начала. Олимпийские боги считались покровителями римской общины и почитались патрициями. Плебеи же особенно почитали божественную троицу: Цереру, Либору, Прозерпину - богиню растительности и преисподней и Либора - бога вина и веселья. Римский пантеон никогда не оставался замкнутым, в его состав принимались иноземные божества. Считалось, что прием новых богов усиливает мощь римлян. Так, римляне заимствовали почти весь греческий пантеон , а в конце III в. до н. э. было введено почитание Великой матери богов из Фригии. Завоевание многих заморских территорий, особенно эллинистических государств, познакомило римлян с эллинистическими и восточными богами, которые находят почитателей среди римского населения. Прибывавшие в Рим и Италию рабы исповедовали свои культы, тем самым распространяя иные религиозные воззрения.

Римский император Калигула однажды объявил войну богу морей Нептуну, после чего привёл войско к берегу и приказал солдатам бросать копья в воду.

Для того чтобы боги заботились о людях и о государстве, им нужно было приносить жертвы, возносить молитвы-просьбы и производить особые ритуальные действия. Особые коллегии сведущих людей - жрецы - наблюдали за культом отдельных богов, за порядком в храмах, подготавливали жертвенных животных, следили за точностью молитв и ритуальных действий, могли дать совет , к какому божеству обратиться с нужной просьбой.

Когда император умирал, его причисляли к богам, а к имени добавляли титул Divus – Божественный.

Римская религия носила печать формализма и трезвой практичности: от богов ждали помощи в конкретных делах и потому скрупулезно выполняли установленные обряды и приносили нужные жертвы. В отношении к богам действовал принцип «я даю, чтобы ты дал». Римляне обращали большое внимание на внешнюю сторону религии, на мелочное выполнение обрядов, а не на духовное слияние с божеством. Римская религия не возбуждала священного трепета, экстаза, которые овладевают верующим. Вот почему римская религия при внешнем очень строгом соблюдении всех формальностей и обрядов мало затрагивала чувства верующих, порождала неудовлетворенность. С этим связано проникновение иноземных, особенно восточных, культов, часто отличающихся мистическим и оргиастическим характером, некоторой таинственностью. Особенно широко распространялся культ Великой матери богов и культ Диониса - Вакха, зачисленных в официальный римский пантеон . Римский сенат принимал меры против распространения оргиастических восточных культов, считая, что они подрывают официальную римскую религию, с которой связывалась мощь Римского государства и его устойчивость. Так, в 186 г. до н. э. были Запрещены разнузданные вакханалии, связанные с обрядами культа Вакха - Диониса.

Все планеты Солнечной системы, кроме Земли, названы именами римских богов.

Могущественный властитель неба, олицетворение солнечного света, грозы, бури, в гневе метавший молнии, поражая ими непокорных его божественной воле, - таков был верховный владыка богов Юпитер. Его обитель находилась на высоких горах, оттуда он обнимал взглядом весь мир, от него зависела судьба отдельных людей и народов. Свою волю Юпитер выражал раскатами грома, блеском молнии, полетом птиц (особенно появление орла, ему посвященного); иногда он посылал вещие сны, в которых открывал грядущее.





очень клево но хочу добавить
римские; те же греческие;
юпитер зевс
плутон аид
юнона гера
диана артемида
феб апполон
минерва афина
венера афродита
церера деметра
либер дионис
вулкан гефест
меркурии гермес
марс арес
01.03.12 диана

В Древнем Риме, как и в Древней Греции, религия состояла из культов разных богов. При этом римский пантеон имел много божеств аналогичных греческим. То есть здесь можно говорить о заимствовании. Произошло это потому, что греческая мифология была более древней, чем римская. Греки создали колонии на территории Италии, когда Рим ещё и не помышлял о величии. Жители этих колоний распространили греческую культуру и религию на близлежащие земли, а поэтому римляне стали продолжателями греческих традиций, но интерпретировали их с учётом местных условий.

Наиболее значимым и почитаемым в Древнем Риме был так называемый совет богов, соответствующий олимпийским богам Древней Греции. Отец римской поэзии Квинт Энний (239 – 169 гг. до н. э.) систематизировал божеств Древнего Рима и ввёл в этот совет шесть мужчин и шесть женщин. Он же дал им греческие эквиваленты. Этот список впоследствии подтвердил римский историк Тит Ливий (59 г. до н. э. – 17 г. н. э.). Ниже приводится список данного совета небожителей, в скобках даны греческие аналоги.

Юпитер (Зевс) – царь богов, бог неба и грома, сын Сатурна и Опы. Главное божество Римской республики и Римской империи. Правители Рима приносили клятву Юпитеру и почитали его ежегодно в сентябре месяце на Капитолийском холме. Его олицетворяли с законом, порядком и справедливостью. В Риме было 2 храма, посвящённых Юпитеру. Один построили в 294 году до н. э., а второй воздвигли в 146 году до н. э. Этого бога олицетворяли орёл и дуб. Его женой и родной сестрой была Юнона.

Юнона (Гера) – дочь Сатурна и Опы, жена и родная сестра Юпитера, царица богов. Она приходилась матерью Марсу и Вулкану. Являлась защитницей брака, материнства, семейных традиций. Именно в её честь назван месяц июнь. Она входила в капитолийскую триаду вместе с Юпитером и Минервой. В Ватикане есть статуя этой богини. Изображена она в шлеме и панцире. Не только простые смертные, но и все боги Древнего Рима почитали и уважали Юнону.

Нептун (Посейдон) – бог моря и пресной воды. Брат Юпитера и Плутона. Римляне также поклонялись Нептуну как богу лошадей. Он являлся покровителем конных скачек. В Риме этому богу воздвигли один храм. Находился он возле цирка Фламиния в южной части Марсового поля. В цирке имелся небольшой ипподром. Все эти сооружения построили в 221 году до н. э. Нептун – чрезвычайно древнее божество. Он был домашним богом ещё у этрусков, а затем перекочевал к римлянам.

Церера (Деметра) – богиня урожая, плодородия, сельского хозяйства. Приходилась дочерью Сатурну и Опе и сестрой Юпитеру. У неё была единственная дочь Прозерпина (богиня подземного царства) от связи с Юпитером. Считалось, что Церера не могла видеть голодных детей. Это приводило её в состояние горя. Поэтому она всегда заботилась о сиротах, окружала их заботой и вниманием. Ежегодно в апреле месяце проводился фестиваль, посвящённый этой богине. Длился он 7 дней. Её также упоминали во время браков и ритуальных обрядов, связанных с жатвой.

Минерва (Афина) – богиня мудрости, покровительница искусства, медицины, торговли, военной стратегии. Нередко в её честь проводились битвы гладиаторов. Считалась девственницей. Её часто изображали с совой (сова Минервы), которая символизировала мудрость и знание. Задолго до римлян этой богине поклонялись этруски. Празднования в её честь проводились с 19 по 23 марта. Этой богине поклонялись на Эсквилинском холме (один из семи холмов Рима). Там был возведён храм Минервы.

Аполлон (Аполлон) – один из главных богов греческой и римской мифологий. Это бог солнца, света, музыки, пророчества, исцеления, искусства, поэзии. Следует сказать, что римляне в отношении этого бога взяли за основу предания древних греков и, практически, их не изменили. Видимо те показались им чрезвычайно удачными, а поэтому что-то менять они не стали, чтобы не испортить красивые легенды об этом боге.

Диана (Артемида) – богиня охоты, природы, плодородия. Она, как и Минерва, была девственницей. Всего боги Древнего Рима имели 3-х богинь, взявших на себя обет безбрачия – это Диана, Минерва и Веста. Их называли девичьими богинями. Диана приходилась дочерью Юпитеру и Латоне, а родилась вместе с братом-близнецом Аполлоном. Так как она покровительствовала охоте, то носила короткую тунику и охотничьи сапоги. При ней всегда был лук, колчан и диадема в виде полумесяца. Сопровождали богиню олени или охотничьи собаки. Храм Дианы в Риме был воздвигнут на холме Авентине.

Марс (Арес) – бог войны, а также защитник сельскохозяйственных полей в период раннего Рима. Считался вторым по важности богом (после Юпитера) в римской армии. В отличии от Ареса, к которому относились с отвращением, Марс пользовался уважением и любовью. При первом римском императоре Августе в Риме был построен храм Марсу. Во времена Римской империи данное божество считали гарантом военной мощи и мира и никогда не упоминали как завоевателя.

Венера (Афродита) – богиня красоты, любви, процветания, победы, плодородия и желаний. Римский народ считал её своей матерью через сына Энея. Тот пережил падение Трои и бежал в Италию. Юлий Цезарь утверждал, что является предком этой богини. Впоследствии в Европе Венера стала наиболее популярным божеством римской мифологии. Её олицетворяли с сексуальностью и любовью. Символами Венеры были голубь и заяц, а из растений роза и мак. В честь этой богини названа планета Венера.

Вулкан (Гефест) – бог огня и покровитель кузнецов. Его часто изображали с кузнечным молотом. Это одно из самых древних римских божеств. В Риме имелся храм Вулкана или Вулканал, построенный ещё в VIII веке до н. э. на месте будущего Римского Форума у подножия Капитолийского холма. Фестиваль, посвящённый Вулкану, отмечался каждый год во второй половине августа. Именно этот бог выковал Юпитеру молнии. Он также изготавливал доспехи и оружие для других небожителей. Свою кузницу он оборудовал в жерле вулкана Этна на Сицилии. А помогали ему в работе золотые женщины, которых бог сам и создал.

Меркурий (Гермес) – покровитель торговли, финансов, красноречия, путешествий, удачи. Он также исполнял обязанности проводника душ в подземный мир. Сын Юпитера и Майи. В Риме храм этому богу находился в цирке, расположенном между Аветинским и Палатинским холмами. Построили его в 495 году до н. э. Фестиваль, посвящённый этому богу, проходил в середине мая. Но он был не столь пышным, как для других богов, так как Меркурия не считали одним из главных божеств Рима. В его честь назвали планету Меркурий.

Веста (Гестия) – чрезвычайно почитаемая у древних римлян богиня. Она приходилась сестрой Юпитеру и отождествлялась с богиней дома и семейного очага. В её храмах всегда горел священный огонь, а поддерживали его жрицы богини – девственные весталки. Это был целый штат женщин-жриц в Древнем Риме, пользующихся непререкаемым авторитетом. Их брали из богатых семей, и они должны были соблюдать целомудрие в течение 30 лет. Если кто-то из весталок нарушал эту клятву, то такую женщину закапывали в землю заживо. Торжества, посвящённые этой богине, проходили ежегодно с 7 по 15 июня.

Жители Древнего Рима были уверены, что их жизнь зависит от разных Богов. Каждая сфера имела своего определенного покровителя. В общем, пантеон римский богов состоял из наиболее значимых фигур и из второстепенных божеств, и духов. Римляне воздвигали храмы и ставили статуи своим богам, а еще регулярно приносили им дары и проводили праздники.

Римские боги

Религии Древнего Рима свойственен политеизм, но среди многочисленных покровителей можно выделить несколько значимых фигур:

  1. Самый главный правитель – Юпитер . Римляне считали его покровителем грозы и бури. Свою волю он проявлял, пуская на землю молнии. Считалось, что место, куда они попадут, становится священным. Просили у Юпитера дождей для хорошего урожая. Считали его еще покровителем римского государства.
  2. Римский бог войны Марс входит в триаду богов, возглавляющих римский пантеон. Изначально его считали покровителем растительности. Именно Марсу приносили в жертвы дары воины перед тем, как отправиться на войну, а также его благодарили после успешных сражений. Символом этого бога было копье – регин. Несмотря на свою воинственность, римляне изображали Марса в мирной позе, аргументируя это тем, что он отдыхает после проведения битв. Часто в руках он держал статую богини победы Ники.
  3. Римский Асклепий чаще всего представлялся старцем с бородой. Главным и самым известным атрибутом был посох, который обвивает змея. Его используют, как символ медицины и по сей день. Только благодаря своей деятельности и проделанной работе он был награжден бессмертием. Римляне создали огромное количество скульптур и храмов, которые посвящены именно богу врачевания. Асклепий сделал много открытий в области медицины.
  4. Римский бог плодородия Либер . Считали его также покровителем виноделия. Наибольшей популярностью он пользовался среди земледельцев. Этому богу посвящен праздник, проходивший 17 марта. В этот день молодые парни впервые надевали тогу. Римляне собирались на перекрестках, надевали маски, сделанные из коры, и раскачивали фаллос, который был создан из цветов.
  5. Бог солнца в римской мифологии Аполлон часто ассоциировался с животворящей силой неба. Со временем этому богу начали приписывать покровительство над другими сферами жизни. К примеру, в мифах Аполлон часто выступает представителем многих жизненных явлений. Поскольку он был братом богини охоты, его считали искусным стрелком. Земледельцы считали, что именно Аполлон имеет силы, которые помогают созревать хлебу. Для моряков он было богом моря, который передвигался верхом на дельфине.
  6. Бог любви в римской мифологии Амур считался символом неотвратимой любви и страсти. Представляли его молодым парнем или ребенком с кучерявыми волосами золотого цвета. На спине у Амура находились крылья, которые помогали ему передвигаться и с любой удобной позиции поражать людей. Несменными атрибутами бога любви был лук и стрелы, которые могли, как подарить чувства, так и лишить их. На некоторых изображениях Амур представлен с завязанными глазами, а это указывало, на то, что любовь слепа. Золотые стрелы бога любви могли поражать не только простых людей, но и богов. Влюбился Амур в обычную смертную девушку Психею, которая прошла много испытаний и в итоге стала бессмертной. Амур является популярным божеством, которого используют в создании различных сувенирных изделий.
  7. Римский бог полей Фавн был спутником Диониса. Считали его также покровителем лесов, пастухов и рыбаков. Он всегда был веселым и вместе с нимфами, которые сопровождают его, танцевал и играл на свирели. Римляне считали Фавна лукавым богом, который воровал детей, насылал кошмары и болезни. В жертву полей приносили собак и коз. Согласно легендам Фавн научил людей обрабатывать землю.

Это только небольшой перечень римских богов, поскольку их много и они совершенно разные. Многие боги Древнего Рима и Греции схожи во внешности, поведении и т.п.


Божества древних римлян

Город Рим был основан в VIII в. до н. э. племенем латинов, проживавшим сначала в Центральной Италии, регионе, получившем название Древний Лациум. По свидетельству римского историка Теренция Варрона, это произошло 21 апреля 753 г. до н. э. А уже в VI в. до н. э. начинается территориальная экспансия римлян за счет других латинов и соседних племен.

Традиционно история Римского государства делится на несколько периодов, каждый из которых по-своему отражает становление религиозных воззрений римлян и связан с особыми процессами развития культа, что, в свою очередь, непосредственно связано с изменением оценки древними римлянами окружающего мира, переосмыслением ими взаимоотношений с богами и своего места в этом мире.

Ранний период – так называемый царский (VIII-VI вв. до н. э) – связан с возвышением Рима, усилением его значимости в Центральной Италии и укреплением позиции латинов. Период Республики (VI-I вв. до н. э.) был связан с ростом Римского государства и обострением социальных противоречий в римском обществе. Он делится на две части, рубежом между которыми были Пунические воины. Это было время противостояния Рима и Карфагена и период покорения эллинистического Востока, когда становится ощутимым влияние на римскую культуру различных культов покоренных народов.

Эпоха ранней Империи (I в. до н. э. – III в. н. э.), когда четко обозначилось место Рима во взаимоотношениях народов, как входящих в состав империи, так и сохранявших самостоятельность. В этот период Римское государство достигло вершины своего могущества, оформился культ императоров и наметился кризис античной религиозной системы.

Наконец, эпоха поздней Империи (IV-V вв. н. э.), характеризующаяся острым кризисом власти, разложением устоев, укрепляющих власть обожествленного императора, и одновременно растущим влиянием монотеистических тенденций в миропонимании римских граждан. Именно в этот период завершилось становление христианства, в корне изменившее облик Рима и приведшее к созданию универсальной, воспринятой идеи единого бога-спасителя, близкого и понятного каждому.

Территория Древнего Лациума

О наиболее древних верованиях италийских племен известно мало, и интерпретация соответственных археологических данных зависит отчасти от общих точек зрения авторов на этнический состав древнего населения Италии, в частности на соотношение индоевропейцев и предшествовавшего им неиндоевропейского населения. Но, как бы ни решался вопрос об отношении найденных культов к тому или иному этносу, важно, что в древнейшей Италии обнаружены как следы культа богинь-матерей (изображавшие их статуэтки), так и символы солнца (колесо с лучами и крест).

К культу небесного, солнечного и военного бога (или героизированного вождя) относится и найденный на территории племени вестинов «всадник из Капестрина» – бог в военной одежде, в шлеме и с ореолом вокруг головы. Культ животных и пережитки тотемизма засвидетельствованы как статуэтками, так и названиями таких племен, как гирпины (от h?rpus – «волк»), пицены (от picus – «дятел»), бовнапы (от bos – «бык»).

В то же время названия других племен происходили от имен богов: от Марса марсы и мамертипы, от Оне оски, от Весты востины, от Вулкана вольски. Очевидно, сюда же можно причислить арицийскую Диану с ее святилищем на озере Нема, типичную богиню плодородия, леса, «хозяйку зверей» с ее погибшим и воскресшим смертным любовником Вирбием, впоследствии отождествленным с греческим Ипполитом, растоптанным конями, воскрешенным Асклепием по просьбе Артемиды и перенесенным ею в лес, где он почитался как прислуживавшее младшее божество.

Юпитер

Почитание Солнца, видимо, впоследствии большой роли не играло. Согласно традиции, только род Аврелиев имел своим богом Солнце – Sol. Его связывают с сабинами, поскольку Аврелии были сабинским родом. В пользу существования культа Солнца в древнейшей Италии свидетельствует обычай авгуров, членов одной из жреческих коллегий, ориентироваться на восток и юг – например, круговое движение при молитвах справа налево имитировало движение солнца.

На связь Солнца и Юпитера указывают обычный символ Солнца, колесо, помещавшееся в храме Юпитера, и то, что жрец, принося жертву, держал в руке круг, причем и колесо, и круг были символами союза, скрепленного клятвой. На то же указывает и лучистая корона, которую, по свидетельству римского поэта Вергилия, носил царь Латин в знаменитой поэме «Энеида».

Основу древнейшего пласта римской религии составляют божественный пантеон и мифология, испытавшие сильнейшее воздействие греческих верований. С другой стороны, изобилие автохтонных божеств и архаичных, порой загадочных обрядов позволяют угадать истинное индоевропейское наследие римлян, интерпретированное в духе «историзации».

Вакх, бог виноделия, у подножия Везувия

Например, описание войны между римлянами и сабинами в книге Тита Ливия (64 или 59 г. до н. э. – 17 г. н. э.) соответствует чисто мифологическим эпизодам у других индоевропейских народов. Исследователь Ж. Дюмезиль отметил наличие индоевропейской трехчленной идеологии в древнейшей римской триаде: Юпитер (верховная власть), Марс (военная функция), Квирин (функция кормильца и зачинщика).

Само основание Рима уже носило религиозный характер. Для поклонения местным божествам был предназначен круг внутри города, отмеченный камнями и получивший название померий (pomerius). Марсово поле, на котором каждые пять лет совершалось очистительное жертвоприношение быка, кабана и барана, располагалось за пределами этой сакральной зоны, где действовал категорический запрет на осуществление военной власти.

Божества более позднего происхождения, даже самые важные – такие, как Юнона Регина – помещались вне померил, главным образом на Авентинском холме (исключение было сделано для храма Кастора, возведенного внутри померия диктатором Авлом Постумием в V в. до н. э.). Архаичные божества померия часто имеют странные имена, функции и облик – богиня весеннего равноденствия Ангерона, богиня замужних женщин Матута и другие.

Между тем традиционные верования римлян не оставались неизменными. Древняя триада Юпитер Марс Квирин, подкрепленная Двуликим Янусом и богиней Вестой, еще в царскую эпоху Тарквиниев заменяется новой триадой: Юпитер-Оптимус Максимус, Юнона, Минерва. Этим богам, соответствующим греческим Зевсу, Гере и Афине, теперь возводятся статуи. В период III в. до н. э., эпоху войн с Карфагеном за господство в Средиземноморье, произошла окончательная эллинизация римской религии.

Домашний культ, центром которого являлся семейный очаг, состоял из жертвоприношений животных, возложений пищи и цветов в дар предкам – ларам и пенатам, а также духу-покровителю дома. Свадьбу праздновали в жилище под покровительством женских божеств (Теллус, Церера). Позднее гарантом семейного союза станет Юнона. Дважды в год в городе поминались души умерших – майи и лемуры, которые возвращались на землю и вкушали пищу, возложенную на их могилы.

Воинственный Марс

Часто для обозначения божеств используется понятие «гений». Слово это употреблялось в единственном или во множественном числе. Гений считался духом-защитником каждого отдельного человека. Под особой защитой гения находилось брачное ложе. Но кроме этого, гении были хранителями определенных мест и предметов. Их символом была змея, а позже их изображения получили человеческий вид.

Любопытно, что как муж имел своего гения, так и жена имела свою юнону (juno), своего рода женского гения. Не только отдельные люди и места, но и семейства, города и народы имели своих гениев.

Хранительница очага Веста

При этом иноземные влияния всегда были очень сильны. У этрусков римляне заимствовали Менрву (Минерву), богиню разума и искусств. Выработанные религиозные греческие понятия, сливаясь с родственными образами или вовсе вытесняя бледные римские представления, в конце концов совершенно подчинили себе римскую мифологию. Юпитер слился с Зевсом, Юнона – с Герой, Вулкан – с Гефестом, Диана – с Артемидой и так далее. Греки принесли в Рим не только своих антропоморфных богов и связанные с ними мифы, но и научили римлян строить храмы, ваять статуи богов, различать богов по их полу, возрасту, функциям, положению в иерархии, создали более сложный, чем примитивные магические обряды, культ.

Наименее ясно и, вероятно, наиболее сложно происхождение образа главного римского бога классической эпохи – Юпитера. По-видимому, в основе своей это олицетворенное сияющее небо, или Небо-отец, образ, параллельный санскритскому и греческому. Но это вряд ли позволяет считать его просто древним индоевропейским божеством. У римлян его имя употреблялось и нарицательно, в значении просто неба. Юпитера почитали и как бога грозы.

Одним из самых древнейших богов, культ которого ввел, возможно, еще легендарный основатель Рима Ромул, был Янус bifrons («двулобый») или geminus («двойной»). Его храм, расположенный вблизи центральной площади – Форума – отпирался на время войны и был закрыт во время мира. Янус считался богом дверей и вообще всякого начала.

Бог Марс сначала был, по-видимому, покровителем земледелия у сабинян, но со временем он превратился в бога войны и отождествлялся с греческим Аресом. Возможно, это произошло потому, что землю жителям Рима приходилось добывать силой оружия, отвоевывая у соседей. Воинственные свойства Марса становились тем важнее, чем больше места занимала война в жизни самих римлян. Его священными животными были прорицатель-дятел (picus) и волк. В календаре Марсу посвящался месяц март.

С. Byэ. Диана

Очень важным у римлян был культ богини Весты. Весте в качестве богини и домашнего, и общественного очага отводилось центральное место как в религии семьи, так и в культе государства. Она была главной богиней дома, и вся жизнь семьи состояла под ее покровительством. Но и общественное благо в государстве считалось связанным со служением ей.

Ларарий в доме Веттиев в Помпеях украшает изображение гения места (в центре). I в. н. э.

Зловещим предзнаменованием для государства было угасание священного огня богини. Если случалось такое несчастье, то нерадивая жрица – весталка – строго наказывалась, а огонь должен был вновь добываться древним способом, через сверление плодового дерева или же, может быть, от солнечных лучей. Весталки молились о благе римского народа, поэтому и сами они, и культ, которым они заведовали, находились под особенным надзором pontifex maximus – верховного жреца, главы римского культа.

Таким образом, Веста принадлежала к главным божествам римлян; она действительно была Веста-мать (Vesta-mater), потому что важнейшие культовые боги в Риме назывались отцами и матерями. Веста при этом была девственная богиня, и известно, что целомудрие было главной обязанностью весталок. Нарушительниц этого обета погребали заживо.

По мнению исследователя С.А.Токарева, каково бы ни было происхождение отдельных образов римских богов, культ их по мере образования и расширения Римского государства принял характерную для античных обществ форму – почитания богов-покровителей полиса.