Воспитание не является делом только педагогов и общества, воспитание и обучение детей - это дело каждой семьи, что доказывают научные труды В.М. Бехтерева, П.П. Болонского, М.И. Демкова, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, М.С. Лунина, А.Н. Острогорского, А.Н. Радищева, Л.Н. Толстого, С.П. Шевырева и др., в которых отражены семейные ценностные ориентации, различные стороны развития и функционирования семьи. В последнее время интерес к вопросам воспитания и обучения детей родителями особенно возрос. О трудностях семейного воспитания пишут педагоги, психологи, юристы, благодаря которым появляется литература, раскрывающая эти трудности, с которыми могут столкнуться родители при воспитании детей, а также проблемы и задачи, которые необходимо решать правильно и своевременно.

Множество социальных исследований посвящено вопросам семейного воспитания. Целый ряд авторов, ученых – культурологов, социологов, психологов, педагогов изучает семейные проблемы – это А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А.Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Л.С. Алексеева, И.А. Андреев, Н.И. Болдырев и др., а также современники – Степанов Олег Васильевич, директор нашего колледжа, и преподаватели – Рогов Е.И., Будик И.Б., Белоусова О.В., Гончарова Е.Ю., Алексеенко И.Н. Эти авторы с различных точек зрения изучали все стороны семейного воспитания. Одни из них пишут об ответственности родителей, о роли семьи в воспитании, о воспитательном значении личного примера, о роли авторитета родителей; другие – о такте родителей, о взаимоотношениях между членами семьи, о возрастных особенностях, о методах воспитания, о типичных ошибках родителей.

К.Д.Ушинский считал, что воспитатель (он же родитель, потому что родитель – это первый учитель, воспитатель ребенка), помимо знания психологических особенностей ребенка, должен владеть также воспитательными средствами и приемами педагогического воздействия и знать возможный педагогический потенциал каждого из них. Поэтому в преодолении сложных семейных педагогических ситуаций большую пользу могли бы принести психолого-педагогические консультации для родителей, которые помогли бы добиться наиболее эффективных результатов.

Автор Ю.П. Азаров в своих книгах "Педагогика семейных отношений" и "Семейная педагогика" характеризует три различных модели семьи в соответствии со сложившимися между ее членами взаимоотношениями. Это идеальная, средняя, негативная модели. Для каждой из них проанализированы ежедневные воспитательные ситуации, которые могут возникнуть в любой семье. В своих трудах ученый подчеркивает, насколько важно, начиная с малого возраста, вселить в ребенка уверенность в свои силы. Главное достоинство этой книги - верно найденный тон общения с читателем и поставленные в ней актуальные вопросы, волнующие родителей. Автор стремится обратить внимание родителей на их собственный опыт семейного воспитания, вызвать потребность проанализировать весь этот процесс.

Ш.А. Амонашвили, рассматривая в своих трудах проблему взаимоотношений воспитателя и воспитанника на началах личностно-гуманного подхода (в книгах «Созидая человека», «Здравствуйте, дети!», «Обучение и воспитание», «Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников»), приходит к выводу, что воспитатель обязательно должен занять позицию ребенка, должен встать на его сторону и только в этих условиях искать пути, как ограничивать процесс ее формирования. В.А.Сухомлинский, выдающийся отечественный педагог – гуманист, назвал этот принцип духовной общностью, считая, что без этой духовной общности нельзя и говорить о настоящем, истинном воспитательном процессе. Он писал: «Мы добиваемся того, чтобы учителей и учеников объединяла духовная общность, при которой забывается, что педагог – руководитель и наставник. Если учитель стал другом ребенка, если эта дружба озарена благородным увлечением, порывом к чему-то светлому, разумному, в сердце ребенка никогда не появится зло… Воспитание без дружбы с ребенком, без духовной общности с ним можно сравнить с блужданием в потемках». Учет позиции ребенка, понимание и проникновение вглубь ее, по мнению Ш.А. Амонашвили, предоставляет возможность осуществлять глубинное воспитание, процесс которого подразумевает, что ребенок считает родителя своим, близким человеком, доверяет ему и любит его, а без этого процесс глубинного воспитания не может быть налажен . Понятия «воспитатель», «учитель», «педагог» в словах этих авторов относятся и к родителям, так как принцип взаимодействия любого воспитывающего, наставляющего, обучающего лица с ребенком имеет одинаковый характер.

Золотые слова В.А. Сухомлинского «Только тот станет настоящим учителем, кто никогда не забывает, что он сам был ребенком.» не должны остаться без внимания. Насколько это правдиво! Ведь частые неполадки родителей с детьми, непонимание между ними происходят в семье именно из – за того, что родители неправильно подходят к воспитанию и требуют от ребенка того, чего сами, будучи детьми, не делали или не хотели делать. Они забывают, что когда – то были такими же детьми, так же хотели бегать и веселиться, и требуют от ребенка выше меры, да еще и сравнивают ребенка с собой нынешним. Но как важно, воспитывая ребенка, обучая его, заставляя его что-либо делать, вспоминать свои давно ушедшие годы и снисходить к своему ребенку. В моей семье тоже часто возникает такое непонимание, потому что родители изгладили из своей памяти ушедшие детские годы и вспоминают о них так редко.

Великий педагог А.С. Макаренко в своей "Книге для родителей" описывает неблагополучные семьи, родителей, которые потеряли детей из-за своих ошибок, семьи, где между воспитателями и воспитанниками установилось чувство ненависти, раскрывает причины таких случаев и показывает способы решения подобных проблем .

Очень многие авторы с давних времен и по сей день уделяют огромное внимание особенностям и проблемам семейного воспитания – воспитания и обучения детей родителями. Также они помогают родителям в пополнении знаний о воспитании.


Широкое применение народных подвижных игр и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение. 2.2 Особенности применения народных игр для формирования навыков общения детей старшего дошкольного возраста Идеи научного изучения народных игр и их практического применения в воспитании получили обоснование в трудах В.Г. Белинского. Н.А. Добролюбова. Н.Г. Чернышевского и др. ...

Дереклеева Н.И., Ельницкий К.В., Крупская Н.К., Макаренко А.С., Степанова Е.Н., Сухомлинский В.А. Цель работы – рассмотреть и описать эффективность родительского собрания как формы взаимодействия семьи и школы по нравственному воспитанию младших школьников. Задачи: 1. Изучить литературу по проблеме. Раскрыть сущность основных понятий. 2. Изучить проблему нравственного воспитания в семье и в...

Не различают (94,4%) разницы между «оценкой» и «отметкой». Анкетирование родителей (методика незаконченных предложений) Методика незаконченных предложений для родителей проводилась с целью выяснения влияния оценочной деятельности учителя на взаимоотношения ученика и его семьи. Было опрошено 9 родителей, которым закончить 9 предложений. а) Фразы №№1 и 4 позволяют определить место школы в жизни...

Счет); Коррекция трудностей и помощь детям с мозговыми нарушениями должна быть комплексной и включать в себя как психолого-педагогическую, логопедическую, так и медицинскую поддержку врача психоневролога. Медикаметозная терапия поможет повысить общий тонус и работоспособность ребенка, нормализовать сон, улучшить внимание, память. Помощь педагога необходима для многократного повторения пройденного...

Что бы вас ни беспокоило: выбор нового гаджета, отношения с партнёром или завышенные требования нового начальника - у вас есть четыре способа избавиться от этого чувства:

  • изменить себя и своё поведение;
  • изменить ситуацию;
  • выйти из ситуации;
  • изменить своё отношение к ситуации.

Несомненно, есть ещё вариант оставить всё как есть, но это точно не про разрешение проблемы.

Всё, перечень закончился. Больше, как ни старайся, ничего не придумать. И если вы хотите поразмышлять над тем, как поступить, то предлагаю проделать следующие шаги.

Алгоритм действий

1. Сформулируйте проблему от первого лица

Проблемы «В мире ещё не создали гаджет, который мне нужен», «Он обо мне не заботится» и «Начальник - зверь, требует невозможного» неразрешимы. Зато проблемы «Я не могу найти гаджет, соответствующий моим критериям», «Я чувствую себя несчастной из-за того, что партнёр обо мне не заботится» и «Я не могу сделать то, что требует от меня начальник» вполне себе рабочие.

2. Проанализируйте свою проблему

Исходите из четырёх способов решения, представленных выше:

Возможно, вы поймёте, что хотели бы совместить несколько из них, например изменить своё отношение к ситуации и затем изменить своё поведение. А может быть, вы для начала будете рассматривать несколько способов на выбор. Это нормально.

4. Выбрав один, два или даже три способа, устройте себе мозговой штурм

Возьмите лист бумаги и ручку. Для каждого способа напишите как можно больше вариантов решения проблемы. На этом этапе отбросьте все фильтры («неприлично», «невозможно», «некрасиво», «стыдно» и прочие) и записывайте всё, что приходит в голову.

Например:

Изменить себя и своё поведение
Я не могу найти гаджет, соответствующий моим критериям Я чувствую себя несчастной из-за того, что партнёр обо мне не заботится Я не могу сделать то, что требует от меня начальник
  • Изменить критерии.
  • Сделать тайм-аут в поиске.
  • Написать разработчикам
  • Попросить проявить заботу.
  • Рассказать, как бы я хотела, чтобы он проявлял заботу.
  • Благодарить, когда заботится
  • Научиться делать это.
  • Объяснить, почему я не могу этого сделать.
  • Попросить кого-то сделать это

Для вдохновения:

  • Представьте себе человека, которого вы уважаете и который обязательно смог бы вам помочь. Какие варианты решения проблемы он бы предложил?
  • Попросите о помощи друзей и знакомых: мозговой штурм в компании проходит веселее.

Выберите наиболее подходящий для вас в данной ситуации.

6. Ответьте себе на следующие вопросы

  • Что мне необходимо сделать, чтобы претворить это решение в жизнь?
  • Что мне может помешать и как я смогу преодолеть это?
  • Кто мне может помочь сделать это?
  • Что я сделаю в ближайшие три дня, чтобы начать решать свою проблему?

7. Действуйте!

Без реальных действий все эти размышления и анализ - пустая трата времени. У вас всё обязательно получится! И помните:

Безвыходная ситуация - это ситуация, очевидный выход из которой вам не нравится.

Черная полоса может стать взлетной

Время от времени все мы сталкиваемся с проблемами. Порой некоторые ситуации и обстоятельства кажутся нам безвыходными. Хочется убежать, закрыться, забыть всё произошедшее. Но стоит ли?

Ведь тогда урок повторится вновь. Есть ещё способ уйти в проблему, думать о ней день и ночь, лить слёзы, залить её, запить или заесть, в общем, чем-нибудь замаскировать. И найти виноватых!

Жалобы на проблему и поиск виноватых также только отнимут наши силу и энергию и уведут от решения проблемы.

Важно также помнить, что чем больше мы будем сопротивляться, тем более будет нагнетаться и усложняться ситуация.

Нужно найти выход! И лучше не один. Как говорится, из любой безвыходной ситуации есть как минимум три благоприятных выхода .

Какие же существуют способы решения проблем, и как выбрать наиболее подходящий, а может, сочетать их?

1. Взгляд со стороны.

Этот метод предполагает самостоятельный поиск информации. За всю свою историю человек нашел решение великому множеству проблем. И результаты своих решений он фиксировал на материальных носителях: папирусе, бумаге, камне, компьютере.

При решении проблемы целесообразно, в первую очередь, самостоятельно обратиться к источникам бесконечной информации.

2. Обратиться к специалисту.

Мы живем в обществе, нас окружают тысячи людей, каждый из которых является экспертом в какой-то области. Психолог, таролог, астролог, коуч, экстрасенс, есть даже специалисты по решению проблем.

Специалист по решению «проблем вообще» отличается от них лишь тем, что работает с проблемами, которые требуют не обширных познаний и большого опыта в узкой области, а лишь сообразительности, аккуратности, здравого смысла, кое-каких базовых представлений, общего навыка работы с проблемами и, конечно же, вдохновения.

Несомненно, с возникшей у вас проблемой уже кто-то сталкивался. Скорее всего, они уже были когда-то кем-то решены, и причем много раз.

Работа профессионала экономит ваши время и нервы, однако хороший профессионал стоит дорого, и может выработаться зависимость от психолога, когда человек как не решал свои проблемы, так и не решает.



3. Попросить о помощи близких вам людей.

Этот способ решения проблем является одним из самых традиционных. Способ достаточно надёжный, так как это люди, общение с которыми доставляет вам удовольствие. Часто такое общение может успокоить, дать поддержку.

Расскажите родным, друзьям, людям, которым вы действительно доверяете. Они всегда будут готовы помочь – советом, делом. Это намного лучше, чем утопать в негативных мыслях и переживаниях.

Это хорошая возможность получить «взгляд со стороны». Главное – не быть назойливым и самому всегда быть готовым оказать подобную помощь.

4. Сменить фокус.

Часто мы слишком близко и слишком эмоционально вовлечены в проблему, чтобы увидеть и оценить ее с хорошей перспективы. Попытайтесь смотреть на проблему как сторонний наблюдатель. При более широком обзоре вы увидите больше возможностей.

Часто мы думаем о проблеме, смакуем ее в мозгу, сосредоточены на ней, но она не решается. Мы пытаемся решить умом, заглушая интуицию. Чтобы она решилась, надо убрать с проблемы внимание, убрать важность.

Содержимым автоматического письма очень часто бывают рисунки, непонятные знаки, круги и, конечно, тексты.

Вам остаётся только записывать всё, что приходит в голову. Делать это необходимо от 20 минут до часа. Основной смысл и цель процесса автоматического письма – отдаться потоку воспринимаемых вами ощущений.

Понимание проблемы и выход из нее придет в самом письме.

6. Хоопонопоно.

Хоопонопоно – это древнее гавайское искусство решения проблем. В переводе с гавайского языка слово «хоопонопоно» означает «исправить ошибку» или «расставить всё по местам». Существуют четыре утверждения, которые вы должны повторять снова и снова, безостановочно:

«Мне очень жаль».

«Пожалуйста, прости меня».

«Я люблю тебя».

«Благодарю тебя».

Если вам не нравится что-то в другом человеке, значит, это есть и в вас. Ваша задача - избавиться от этого. Когда вам это удастся, другой человек также изменится.

Когда вы применяете Хоопонопоно, вы не очищаете человека, место или событие, а нейтрализуете энергию, связанную с этим человеком, местом или событием. Плюсом этого метода является то, что всё происходит внутри вас, посредник не нужен.



7. Расстановки.

Этот метод разработан немецким психотерапевтом Бертом Хеллингером. Расстановка – это результативный метод, позволяющий легко и наглядно определить проблему.

С помощью этого метода можно обнаружить причины, которые привязывают человека к определенной системе отношений, ограничивают свободу действий и затрудняют личное развитие, мешая ему строить собственную жизнь.

С помощью расстановки можно провести анализ происходящего с вами, найти действенное решение в вашей ситуации и

8. Реинкарнационика.

«Если появилась проблема, нужно в нее глубоко погрузиться. Тогда ты либо найдешь сокровище, если оно там вообще есть, либо обнаружишь там одну пустоту. В обоих случаях ты обогатишься.

Обнаружив сокровище, ты, естественно, разбогатеешь. Обнаружив пустоту, ты покончишь со всем этим », – это Ошо как будто о реинкарнационике.

Именно погружение в себя, в свои воспоминания предполагает этот метод. Здесь не может быть чужих ответов, готовых решений. Реинкарнационика ищет корень проблемы, причём сквозь время и пространство. А дальше дело за малым – решение.

Владимир Жикаренцев:

Если у нас хватило сил создать проблему или болезнь в своей жизни, следовательно, у нас есть силы решить эту проблему.

Вспоминая прошлые жизни , вы поймёте, что справлялись с подобной проблемой уже не раз, а если нет, то осознаете, к какому результату привёл тот подход, который вы уже использовали. Возможно, повторяющаяся ситуация тянется не одну жизнь.

Часто проблема, блок хранят ресурс, творческий потенциал, то самое сокровище, обнаружив которое, вы уже не будете прежним. И не важно, где и когда вы его оставили, оно ваше, и в любой момент вы можете им воспользоваться.

Всё, что вам нужно для того, чтобы воспользоваться этим методом решения проблем – это доверие себе, хороший проводник и Интернет.

Реинкарнационика также предполагает самопомощь, самопогружение, а это значит, вы сами можете стать специалистом по решению проблем и помогать другим.

Выход есть всегда. И самое удивительное заключается в том, что он вам известен. Вы знаете, как решить самую сложную проблему, как вам найти выход из самой трудной и запутанной ситуации.

Можно и нужно учиться у проблем, создавать и обнаруживать те возможности, которые иначе не были бы раскрыты.

«Есть несколько способов разбивать сады:
лучший из них – поручить это дело садовнику»
Карел Чапек

1. Кто мы?

Мы – это команда профессионалов, каждый из которых является специалистом высокого класса в своей области и обладает нестандартным мышлением, позволяющим находить нетрадиционные способы решения сложных или необычных проблем. Среди нас есть юристы, эксперты, психологи, экономисты, специалисты в области обеспечения безопасности, при этом все имеют большой опыт работы, а некоторые еще и ученые степени и звания.
2. Решением каких проблем мы занимаемся?

Мы занимаемся решением двух видов проблем:

  • необычные проблемы, для решения которой не подходят традиционные методы. Если у Вас возникают сложности с определением стоимости поврежденного в ДТП автомобиля – то Вы обращаетесь к экспертам, если у Вас возникают трудности с работой системы отопления в Вашем загородном доме, то Вы ищете специалистов по газовому оборудованию и так далее. Но если у Вас возникает проблема и она настолько необычна, что Вы не знаете к кому из специалистов обратиться для ее решения – тогда Вам прямая дорога к нам.
  • сложные проблемы, для решения которых требуются специалисты разных направлений. Конечно, Вы можете самостоятельно начать их поиск, найти хороших юристов, экономистов и т.д., но в этом процессе есть две слабые стороны – всегда нужно найти того, кто сможет организовать и координировать их работу и того, кто возьмет на себя ответственность за конечный результат. Если Вы обращаетесь к нам, то мы берем на себя полностью решение Вашей проблемы и отвечаем, как за подбор специалистов, так и за достижение конечного результата.

3. Как давно мы занимаемся этой деятельностью?

В тех или иных формах члены нашей команды занимаются этой деятельностью около десяти лет, что позволило нам наработать опыт в решении проблем разного уровня сложности и разной направленности.

4. Как мы пришли к созданию команды?

Сама идея создания команды для решения нестандартных проблем витала в воздухе давно, некоторые члены нашей команды и раньше специализировались в этой области на своих профессиональных направлениях. Окончательно идея сформировалась после выхода на телеэкраны в 2008 году российского сериала «Короли игры», в котором в остроумной, хоть и несколько гипертрофированной форме была показана работа такой команды.

5. Есть ли аналоги такой деятельности в Европе или Америке?

На Западе специалиста по решению необычных проблем называют «трабл-шутер» (trouble-shooter) – это человек, который решает «неразрешимые» проблемы. Достаточно многие известные организации обращаются к ним для решения проблем, которые не решаются стандартными подходами. Классический пример их деятельности, который вошел в историю – решение необычной проблемы, вставшей перед фирмой «Nice». Суть проблемы заключалась в том, что фирма, построившая в одной из африканских стран завод по производству спортивной обуви, столкнулась с фактами воровства готовой продукции в гигантских масштабах. Не помогало ничего – ни установка современных систем охраны (которые постоянно выводили из строя), ни наем дополнительных охранников из числа местных жителей (которые через короткое время сами пополняли ряды расхитителей). Перед фирмой всерьез встал вопрос о закрытии производства. В качестве одного из последних шагов было выдвинуто предложение об обращении за помощью к высокопрофессиональному трабл-шутеру. После изучения и анализа ситуации им было выдвинуто абсолютно неожиданное предложение – объединить в единое производство две обувных фабрики концерна на одном континенте, при этом на первой фабрике предлагалось выпускать кроссовки на левую ногу, на второй фабрике – на правую. Проблема воровства была снята практически сразу.

6. С какими проблемами к нам обращаются чаще всего?

Если речь идет о юридических лицах, то чаще всего к нам обращаются при возникновении попыток « », либо при возникновении корпоративных конфликтов.

В отношении частных лиц мы решаем самые разные проблемы, начиная от семейных конфликтов, заканчивая вопросами обеспечения безопасности.

7. Кто из известных лиц или организаций был в числе наших клиентов?

Вот тут мы вряд ли сможем удовлетворить любопытство читателей, потому что одним из основных требований клиента и одним из наших принципов, которых мы свято придерживаемся – это полная конфиденциальность обращения. Поэтому, приводя примеры нашей деятельности, мы вынуждены говорить «одна из крупных торговых компаний» или «один из известных предпринимателей».

8. Какими принципами мы руководствуемся в своей деятельности?

Профессионализм . Наши услуги стоят недешево и за свои деньги клиент имеет право на получение качественной и высокопрофессиональной помощи.

Легальность. Мы никогда не используем в своей работе незаконные методы. Мы прекрасно понимаем, что, обращаясь к нам за помощью, клиент рассчитывает на то, что мы решим его существующие проблемы, а не будем источником для появления новых.

Конфиденциальность. К нам часто обращаются для решения тех проблем, с которыми клиент не может обратиться в суд или иные официальные органы из-за нежелательности огласки.

Независимость. Мы руководствуемся в своей деятельности только интересами клиента и действующим законодательством, поэтому стараемся исключить вмешательство в нашу деятельность «третьих лиц». Мы работаем в нескольких регионах России и иногда по просьбе клиента решением его проблемы занимаются члены команды из другого региона, чтобы исключить конфликты интересов.

9. Насколько дороги наши услуги?

Наша позиция заключается в следующем:

  • дорого – не всегда качественно, но дешево – всегда непрофессионально;
  • стоимость работ по решению проблемы всегда определяется индивидуально с учетом сложности проблемы;
  • после нашей консультации клиент сам в состоянии определить насколько существующая проблема несет угрозу его спокойной жизни и какие силы и средства он готов выделить для ее решения.

10. Каков алгоритм нашей работы с потенциальными клиентами?

Первый этап – бесплатная телефонная консультация в течение 10-15 минут, по итогам которой мы можем определить входит ли решение этой проблемы в нашу компетенцию.

Второй этап – консультация продолжительностью не более двух часов, во время которой происходит первичное ознакомление с документами и материалами, получение пояснений и ответы на вопросы. Стоимость данной консультации составляет от 2 тысяч рублей.

Третий этап – оценка проблемы, разработка планов ее решения, составление калькуляции расходов, определение ориентировочного временного периода. Стоимость данного этапа определяется индивидуально.

Четвертый этап – согласование и утверждение плана, решение вопроса о продолжении сотрудничества с нами, либо о самостоятельной работе по согласованному плану.

Пятый этап – непосредственная работа по решению проблемы.

11. Можно ли привести примеры нашей деятельности?

Один из известных предпринимателей Приволжского округа обратился к нам с достаточно необычной просьбой. Двое его сыновей поступили на учебу в университет, расположенный в одном из городов, где работает наша команда. Он попросил заключить с ним договор на наши услуги по принципу «абонентского обслуживания», по которому ежемесячно он перечислял нам некоторую сумму (абонентскую плату). Мы же в свою очередь «брали под опеку» его детей-студентов, которые оказались одни в чужом городе без родственников и близких. У них был номер телефона нашего сотрудника, по которому они могли оперативно обратиться к нему в случае возникновения каких-либо проблем, которые не могли решить сами. В течение трех лет мы плодотворно сотрудничали, помогая решать, в том числе, серьезные проблемы.

В отношении юридических лиц можем привести пример работы нескольких членов нашей команды по защите от «недружественного поглощения» одного из «умирающих» предприятий российского ВПК, которое закончилось не только полной победой над рейдерами, но и восстановлением нормальной производственной деятельности.

12. Что мы прогнозируем в ближайшее время?

К сожалению, экономическая обстановка в России в ближайшее время останется достаточно сложной. В условиях экономических санкций и кризиса криминогенная обстановка будет ухудшаться, возрастет количество разногласий и проблем в малом и среднем бизнесе, вырастет количество конфликтов – как бытовых, так и корпоративных. Так что предприятиям и частным лицам необходимо будет иметь возможность обратиться со своими проблемами к тем, кто умеет их решать быстро, профессионально и результативно. Мы уверены, что не обманем ожидания наших потенциальных клиентов.

В философии вот уже несколько сотен лет яростно сражаются между собой два научных метода – холизм и редукционизм.

Холисты считают, что все в мире взаимосвязано и никогда нельзя рассматривать какой-либо предмет вне его связи с окружающей средой, в идеальном случае – со всей вселенной. И если у тебя на пятке мозоль, то, обдумывая это факт, нужно ясно понимать себе структуру кожных покровов и нижних конечностей млекопитающих, кризис в обувной промышленности, полезность страдания в деле воспитания души и законы гравитации.

С точки зрения редукциониста, все в этом мире взаимо­связано, да и черт бы с ним – давайте решать конкретный вопрос в конкретный момент времени, отсекая вообще все лишнее. У тебя мозоль? Заклей ее пластырем.

«Все сложное нужно сделать максимально простым – так легче решить любую задачу» – вот основной принцип редукционизма.

Между тем в жизни мы почти поголовно холисты. Мы все время пытаемся увидеть картину целиком, из всяких мелких фактов выстраивать системы и делать глобальные мировоззренческие выводы, глядя на выброшенный конфетный фантик. В общем, любим усложнять. В этом есть свой плюс: именно такое мышление делает нас разумными существами. Метод редукционизма применим не только в науке, с его помощью можно делать очень много замечательных вещей.

Учить иностранные языки

Методы преподавания языков множество, но большинство из них базируются на так называемом grammar-translational method, который предполагает, что человека сначала нужно обучить грамматике языка, всем этим падежам, артиклям и склонениям, попутно выучивая сотни и тысячи слов и всю грамматику, с ними связанную: кошка – существительное женского рода в единственном числе; ест – глагол настоящего времени в третьем лице; мышь – существительное третьего склонения...

Между тем на планете нет ни одного младенца, которого бы учили таким методом.

Ребенка учат говорить простейшие фразы для знакомых ему ситуаций: машинка би-би, пальчик бо-бо, дедушка хррр-хррр. И результаты получаются совсем неплохие. Принцип редукционизма заложен в audio-lingual method (аудиолингвистическом методе) – куда более редкой, но пользующейся все большей популярностью схеме изучения языков. Не надо пытаться сразу понять строй языка, его сложную структуру и сотни правил, по которым он существует. Не учи язык – учи отдельные фразы. Просто заучивай, повторяя вслед за преподавателем или аудиоза­писью выражения, которые могут тебе пригодиться. «Как сегодня с погодой?», «Где в вашем отеле прячут бесплатный вай-фай?», «Извините, но в подворотне меня ограбил енот». Выучив, допустим, всего двести таких фраз, ты уже будешь более или менее знать язык. А достичь этого можно за пару недель усердных занятий. Люди, которые пользуются этим методом, начинают непринужденно болтать на чужом наречии и читать несложные тексты на нем куда быстрее, чем мученики академической школы, которые не могут узнать у иностранца дорогу в ближайший туалет, но зато уже постигли все премудрости употребления имперфекта в сослагательном наклонении.

Строить отношения со своей девушкой

Гарри Салливан, автор «Интерперсональной теории психиат­рии», в свое время назвал несколько основных причин семейных конфликтов, из которых на первое место поставил «стремление считать любой поступок партнера частью системы». Проще рассмотреть этот принцип на примере. Допустим, Миша и Катя мирно беседуют за вечерним чаем.

Катя говорит:

– Ты опять не закрыл сахарницу.

Миша отвечает:

– А ты всегда придираешься по пустякам.

– Ты знаешь, что я не люб­лю, когда сахарница открыта: туда мухи залетают. Но тебе даже такую ерунду трудно для меня сделать – просто взять, и закрыть сахарницу!

– А мне тяжело жить там, где мне постоянно делают замечания.

– Ну и не живи!

Это классический пример: такая мелочь, как крышка сахарницы, может заставить одного из парт­неров чувствовать себя жертвой хронического безразличия, а другого – жертвой постоянного занудного контроля.

«Обсуждайте конкретную проб­лему здесь и сейчас, а не поведение партнера в целом и всегда», – советовал Салливан. Это метод редукционизма в чистом виде – свести проблему к данной конкретной крышке и к этому одному-единственному случаю занудства.

Не надо требовать от своей девушки каких-либо всеобъемлющих гарантий и обязательств – всегда проси ее о какой-то одной конкретной вещи. Чем сильнее ты сможешь обкорнать свою просьбу, тем больше шансов, что ее выполнят.

«Никогда не мешай мне смот­реть спорт» сработает хуже, чем «Я хочу посмотреть этот матч, дорогая» .

«Тебе не идут заплетенные волосы» – хуже, чем «Давай ты сегодня будешь с распущенными волосами» .

«Прекрати контролировать мою жизнь» – хуже, чем «Мне не понравилось, что ты прочла эсэмэски на моем телефоне» .

Отказ от перевода частных ситуаций в глобальную проблему весьма способствует гармоничным отношениям.

Планировать деятельность

Каждый из нас имеет длинный список дел, которые непременно нужно бы сделать, но прямо не знаешь, за какое из них браться.

Сходить к зубному, стать миллионером, сделать загранпаспорт, переустановить винду, научиться свистеть в два пальца, распечатать снимки с тещиного отдыха, позвонить старому школьному приятелю, выяснить, что там с теми акциями, которые были десять лет назад куплены тобой в угаре делового энтузиазма и, кажется, до сих пор лежат где-то в столе. Да, кстати, и разобрать стол.

Этот список может месяцами и годами висеть в дальних уголках нашей памяти, но так как безумной срочности тут не требуется, то и ничего, пусть еще повисит. В результате ты становишься обладателем перманентного ощущения вины перед собой и вселенной. Но, вооружившись методом редукционизма, можно почувствовать себя значительно лучше, успешнее и эффективнее. Сядь и напиши весь этот список. Вообще весь. Вот у тебя два часа, пачка сигарет и кружка кофе – пиши. Написал? Полюбуйся, какой он длинный и безнадежный. А теперь выбери одно самое простое или самое приятное из дел и сделай его. Например, научись свистеть в два пальца. Получилось? Замечательно, зачеркни этот пункт жирной чертой, убери список в неразобранный стол и живи дальше до следующего приступа трудового азарта или экзистенциального уныния. Человеку нравится достигать поставленных целей – это один из первичных инстинктов, поэтому выполнение пунктов из списка будет приносить тебе чувство удовлетворения. Главное – не пытайся сразу сделать его целиком! Помни о редукционизме!

Объяснять детям сложные вещи простыми словами

Известны слова Эйнштейна о том, что «плох тот учитель, который не сумеет объяснить теорию относительности семилетнему ребенку». Проблема многих учителей и отцов в том, что мы, пытаясь рассказать детям что-то полезное, постоянно уходим в сторону холизма – попытки объяснить сразу все. Вот пример из текста Эрика Берна*:

«Отец. Ты спрашиваешь, Томми, почему умер котенок Флосси? Видишь ли, живые существа вообще смертны. И это хорошо. Когда ты подрастешь, в воскресной школе тебе расскажут, что происходит с душой после смерти. А у Флосси наверняка тоже была душа. Хотя есть люди, которых называют атеистами. Атеисты не верят в то, что после смерти есть жизнь. Атеисты тоже могут быть хорошими людьми, Томми. Вот твой дядя Боб – атеист, а он уступил нам «шевроле» с 15-процентной скидкой. Так вот, в этой жизни все когда-нибудь прекращается. Горы истираются в пыль, но им для этого нужны миллионы лет. Миллион – это очень много, Томми. Гораздо больше, чем сто. А бабочка-однодневка живет всего один день. Есть такие бабочки, они сперва бывают гусеницами. И вот гусеницами-то они бывают долго, а затем из дырочки на животе они выпускают специальную нитку, сплетают кокон, укладываются в него, как в колыбельку, а потом становятся бабочками. Римляне недаром считали бабочку символом посмертного возрождения... Томми, ты меня слушаешь? Ты же хотел узнать, почему умер Флосси?

Томми . Да, пап. Мальчишки говорили, что его переехала машина. Я хотел узнать, так ли это? »

* Примечание Phacochoerus"a Фунтика:

«Это тот парень, который написал книгу «Игры, в которые играют люди» и еще много всяких психологических бестселлеров».

Хороший учитель или популяризатор научных текстов – всегда редукционист. Детям и дилетантам тяжело усваивать целые системы взглядов, широкие полотна с обилием деталей только путают их. Если ты хочешь что-то рассказать или объяснить ребенку, старайся придерживаться одной темы, не злоупотребляй обширными пояснениями и пытайся объяснить сложные вещи простыми примерами – так ребенок гораздо лучше усвоит и запомнит сказанное.

Поддерживать порядок дома

В мировой литературе и кинематографе женской аудитории квартира холостяка представляется обычно вовсе не тайным логовом мистического хищника. Увы, слово «свинарник» при ее описании встречается куда чаще. Да, среднестатистический мужчина, еще не разжившийся помощницей по хозяйству, не проводит жизнь в обнимку с пылесосом и тряпочкой для полировки палисандра. У нас в жизни есть занятия и поинтереснее. Тем не менее даже мы иногда понимаем, что жить в окружении сорока коробок из-под пиццы весело, но есть риск именно в их обществе и встретить старость. Тогда мы берем в руки вилы и принимаемся разгребать завалы. Через каких-то 12–16 часов резких телодвижений выясняем, что занавески были на самом деле синими и полотняными, а не серыми и плюшевыми, и обнаруживаем, что под слоем культурных отложений на полу был погребен ковер. К сожалению, через неделю все вернется на круги своя – таков закон мироздания. Между тем ты вполне можешь приучить себя поддерживать порядок в квартире и не испытывать от этого дискомфорта. Самое главное тут – воспользоваться основным правилом редукционизма: не пытайся объять необъятное, решай отдельные задачи, причем постепенно.

Не надо говорить «С сегодняшнего дня я превращаюсь в аккуратиста» . Ставь перед собой робкие, легковыполнимые цели. Например: «Следующие две недели я буду класть грязные носки в мешок рядом со стиральной машинкой, а почистив зубы, буду вытирать белые брызги на зеркале в ванной. И это будет самое чистое, самое сияющее зеркало в ванной на Земле!»

Человек – существо привычки. Через две недели и то и другое ты уже будешь выполнять на автомате. Тогда можно будет добавлять к списку микроподвигов следующие пункты. Например: «Раз в день я буду вытирать крошки со стола на кухне и всегда относить грязные кружки от компьютера в раковину», «А эти две недели я буду каждое утро выкидывать мусор и вся одежда у меня будет висеть на вешалках». Примерно через год ты станешь чистюлей, и твоя квартира в любое время дня и ночи будет выглядеть идеально.

Вести здоровый образ жизни

Точно так, как с уборкой, можно разобраться и со спортом. И даже еще лучше, потому что заниматься спортом все-таки как-то интереснее, чем драить гальюн. Жаль, что эта интересность тускнеет в тот момент, когда ты, вернувшись с работы, глядишь на рюкзак со спортпринадлежностями, уже три месяца лежащий в прихожей как памятник твоим благим намерениям. Тем не менее, если взять на вооружение метод редукционизма, можно потихоньку втянуться в здоровый образ жизни без особого насилия над собой. Во-первых, не покупай годовой абонемент в фитнес-клуб, если ты не ходил туда регулярно весь прошлый год. Посмотрим правде в глаза: фитнес-клубы были бы самыми перенаселенными местами на суше, если бы все, кто покупает годовые абонементы, использовали бы эти абонементы хотя бы пару раз в неделю. Да, годовой абонемент предполагает большую скидку, но с огромной долей вероятности все остальное ты заплатишь за то, что не будешь ходить заниматься*. Лучше всего найти клуб с возможностью одноразовых посещений. И идти туда надо не с мыслью «Теперь я каждый день буду с наслаждением выматывать себя предельными нагрузками», а с целью позаниматься именно сегодня. Максимум сорок минут. Ну хорошо, час. Пусть тебе будет жалко уходить, пока ты еще полон сил и активности, зато психологически будет проще собраться туда в следующий раз. Через недельку-другую.

* Примечание Phacochoerus"a Фунтика:

«Я вот предлагал членам редакции, ежегодно собирающим деньги на корпоративный абонемент, отдавать их в фонд страдающего меня...»

Вот что пишет на эту тему Джордж Круз, американская звезда фитнеса, автор таких замечательных программ, как «Трехчасовая диета» и «Идеальная тренировка за 8 минут» (как ты понимаешь, страстный поклонник редукционизма во всем):

«Половина моих учеников имела за плечами долгий опыт тренировок. В течение десятков лет они каждый год принимали решение заняться своим телом – брали абонементы в спортзал и первую неделю не вылезали из него. С них сходило семь потов, они целеустремленно шли к намеченной цели, но на восьмой день обычно понимали, что в жизни есть вещи и поинтереснее, чем беговые дорожки... Я начинал с того, что говорил им: «Занимайся дома 6 раз в неделю по 8 минут в день – простые скручивания, приседания и наклоны, – и ты будешь в хорошей форме. А в спортзал ходи просто для удовольствия. Ну, если решишь поучаствовать в «Мистер Олимпия», тогда будем уже составлять более напряженный график».

«Двадцать минут хождения пешком в день и отказ от пользования лифтами и эскалаторами, если есть возможность подниматься по ступенькам, – вот вполне достаточный уровень физических нагрузок для горожанина» , – подтверждает французский врач Пьер Дюкан, автор знаменитой «диеты Дюкана».

Так что не надо нырять в новую спортивную жизнь со всего размаху, если ты не уверен в железобетонности своей воли. Ставь перед собой поначалу небольшие цели.