Читать стих “Не то, что мните вы, природа…” Тютчева Фёдора Ивановича сложно, ведь из-за религиозной цензуры из произведения были вырезаны 2 строфы. Несмотря на то, что работа является пейзажной лирикой, в ней нашли неприемлемые строки, восстановить которые так и не удалось. Поэт написал это творение, вдохновившись стихом Батюшкова «Есть наслаждение и в дикости лесов…». Тот говорит о своей невероятной любви к природе, сравнивая её с матерью. В обеих работах есть некоторые схожие черты, не заметить которые невозможно.

Произведение Тютчева можно назвать обличительным. Автор искренне не понимает людей, которые не в состоянии оценить красоту природы, её непревзойденность и величие. Сам же он говорит о ней с упоением. “В ней есть душа, в ней есть свобода…” – пишет вдохновленный автор, и ему нельзя не поверить. Кстати, пейзажная лирика Фёдора Ивановича нередко отражает такое его видение окружающего мира. Он ставит свое мнение в противовес материалистам, которых считает пошлыми. Они не осознают того простого факта, что вторжение во владения природы – не что иное, как преступление. Религиозные же люди пытаются доказать, что она является обычным слепком, не имеющим никакой власти.

Текст стихотворения Тютчева «Не то, что мните вы, природа…» – это своеобразный протест поэта. Он яркий и искренний, страстный и непреклонный. Складывается ощущение, что автор борется за что-то невероятно ценное для себя. Он вкладывает в эту борьбу все силы, словно это жизненно важно для него. И действительно, природа всегда играла огромную роль в творчестве, а значит, и в судьбе поэта. Это невозможно не заметить, читая его работы. Кстати, их очень любят учить на уроках литературы в старших классах. А прочесть данное стихотворение онлайн или скачать его полностью можно на нашем сайте.

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…



. . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеил?
Иль зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чуждых сил?..

. . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . .

Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат,
И жизни нет в морских волнах.

Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили
И ночь в звездах нема была!

И языками неземными,
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза!

Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь глухонемой!
Души его, ах! не встревожит
И голос матери самой!..

Фёдор Иванович - один из известнейших поэтов в русской литературе, его имя тесно связано с политической и и жизненными водоворотами.

Фёдор Тютчев - поэт-мыслитель

В нём угадывался мыслитель. Он запомнился, несмотря на то что оставил после себя немногое: несколько статей, переводные и оригинальные стихотворения, далеко не все из которых удачные. Но ведь среди других есть жемчужины мысли, глубочайшие и тонкие наблюдения, бессмертные выражения, следы грандиозного ума и вдохновения. Всю жизнь он писал стихи, чтобы найти себя, лучше понять свой так что его читатель ещё и свидетель духовной работы поэта по самопознанию. Фёдор Тютчев писал, испытывая потребность высказаться самому себе. Он очень чуток к природе. Его ловкость в обращении с образами стихии - это дар, который можно заметить невооружённым глазом. В стихотворения поэта приятно всматриваться, их интересно изучать, разбирать - образы заключают в себе множество потайного смысла, именно поэтому так увлекателен их анализ. «Не то, что мните вы, природа…» - стихотворение, написанное Тютчевым в 1836 году, несёт в себе важную Мысль поэта. Но какую? Это мы и попробуем выяснить.

У гениев мысли сходятся

Прежде чем начинать следует познакомиться с событиями, которые повлияли на его появление и послужили вдохновением для поэта. Больше всего сходств его мысль имеет с натурфилософией Фридриха Шеллинга, немецкого мыслителя. Творческие взаимосвязи между ними прослеживались неоднократно, интерес к его творчеству зародился ещё в те времена, когда поэт примкнул к будущим славянофилам, которые разделяли эстетику и романтическую метафизику немецкой литературы, в частности Шеллинга. Тютчев не был плагиатором, он не заимствовал сами идеи, лишь обращал внимание на постановку отношений человека и природы, человека и Вселенной, на одухотворение Космоса и понятия мировой души. Русский поэт был одним из самых верных последователей идей немца и долгое время придерживался концепций Шеллинга. Также это стихотворение Ф. И. Тютчева - протест против эссе Гейне, которые публиковались во Франции и критиковали позицию Фридриха, Гофмана и Новалиса и их натурфилософию.

Роль обращения в стихотворении

Если обратить внимание, то всё стихотворение построено как обращение к читателю - вот с чего стоит начать анализ. «Не то, что мните вы, природа…» - это послание поэта к нам. Если глобализировать явление, то всю литературу можно назвать диалогом творца и его читателя. Если в некоторых произведениях это не бросается в глаза, то здесь Фёдор Тютчев задаёт нам вопросы, предлагая самим отыскать на них ответы и подумать над вопросами, которые могут показаться вечными. Обращение заставляет нас ощутить присутствие поэта, словно он наш собеседник, и в то же время позволяет уединиться с самим собой, заглянуть вглубь своего внутреннего мира и поразмышлять на предложенную тему. Мы не видим лирического субъекта, а лирического героя, в котором присутствуют черты самого Тютчева, потому что ему самому были близки подобного рода рассуждения. Благодаря обращению выстраивается диалог лирический герой - читатель, что делает стихотворение доступнее, оживляет его.

Отточия и главный смысл

Не будет полным, если обойти вниманием наличие отточий. Вместо них были строфы, но они по тем или иным причинам были изъяты цензурой. После такой процедуры они обыкновенно теряются и редко когда обнаруживаются. Так произошло и с данным стихотворением.

Однако, несмотря на то что некоторые куски отсутствуют, стихотворение не потеряло свой смысл. Главная его идея - тема взаимоотношений человека и природы. Подчёркивается важность способности человека чувствовать, потому что если человек «глух», то он и не живёт вовсе. Если для таких людей природа не имеет ни смысла, ни лица, то для Тютчева она важна и является «голосом матери самой». Именно образами природы поэт выражает сокровенные эмоции, задаёт волнующие его вопросы, ищет ответы в чём-то первозданном. Тютчев не просто рассматривает природу, любуясь ею, она наталкивает его на философские размышления, в ней поэт видит живой организм со своими чувствами, со своей душой и жизнью, законы которой не всегда в силах постичь человек.

Образ природы в лирике Тютчева

Природа - один из главных персонажей в стихотворениях Тютчева. Причём присутствует она зачастую не как фон для размышлений, а как действующее лицо, в его поэзии природа имеет лицо, она говорит, мыслит, чувствует.

Всё в ней кажется Фёдору Ивановичу полным особого смысла, который она стремится донести человеку. Но человек не всегда слышит природу. Чтобы понять, что она говорит, ему нужно слушать не ушами, а сердцем, пропуская всё через свою душу. Стихотворный анализ («Не то, что мните вы, природа…») не может быть построен без отсылки к этому образу, который играет здесь ключевую роль. Олицетворение природы делает её ещё более похожей на большой живой организм, с которым тесно связан каждый из нас, но всякий может заговорить с ним на одном языке, это требует соответствующего духовного воспитания, мягкость сердца и души. Природа выступает разнообразной: она способна быть могущественной, опасной, не знающей компромиссов, а может быть похожа на прекрасного и светлого ребёнка.

Лёгкие стихи Тютчева: в чём секрет?

После некоторых стихотворений остается странный осадок, какая-то тяжесть, когда мысли начинают неприятно роиться в голове.

Но вот после лирики Тютчева такого не наблюдается - в ней есть какая-то неясная лёгкость. Это не значит, что после неё человек не погружается в размышления, один тольео стихотворный анализ («Не то, что мните вы, природа…») уже тому подтверждение, ведь мысли, рассуждение, изучение тонкостей стихотворения. Просто Фёдор Тютчев предлагает нам мыслить всем понятными образами, которые не требуют подготовки, они предельно ясны и просты, как и всё гениальное. Природа - это и загадка, и то, что окружает нас с самого нашего рождения, что же может быть нам ближе? Духовная близость человека и природы - вот ключ, которым так умело оперировал поэт. Тема этих взаимоотношений знакома каждому из нас, построена она на чувствах и эмоциях, а не на чём-то научном и труднодоступном. Каждый новый анализ стиха Тютчева приближает нас к природе, которую так любил, уважал и одухотворял поэт.

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

…………………………………………………..

…………………………………………………..

…………………………………………………..

…………………………………………………..

Вы зрите лист и цвет на древе:

Иль их садовник приклеил?

Иль зреет плод в родимом чреве

Игрою внешних, чуждых сил?..

…………………………………………………..

…………………………………………………..

…………………………………………………..

…………………………………………………..

Они не видят и не слышат,

Живут в сем мире, как впотьмах,

Для них и солнцы, знать, не дышат,

И жизни нет в морских волнах.

Лучи к ним в душу не сходили,

Весна в груди их не цвела,

При них леса не говорили,

И ночь в звездах нема была!

И языками неземными,

Волнуя реки и леса,

В ночи не совещалась с ними

В беседе дружеской гроза!

Не их вина: пойми, коль может,

Органа жизнь глухонемой!

(1836) Строфы 2 и 4 были запрещены цензурой. Пушкин настоял на том, чтобы они были заменены точками, так как отсутствие этих строф нарушало композиционную цельность ст-ния. В 1851 г., готовя тексты ст-ний Тютчева к печати, Н. В. Сушков просил автора вспомнить недостающие строфы, но поэт не смог восстановить их в своей памяти или не захотел их печатать. В ряде изданий ст-ние напечатано целиком по списку стихотвоений Тютчева, сделанному по статье Н. А. Некрасова «Русские второстепенные поэты» (С. 1850, № 1), где была поправка Некрасова в ст. 31: «Увы, души в нем не встревожит» вм. «Души его, ах, не встревожит». Эта поправка не была замечена Тютчевым, когда он просматривал список СТ. Между тем она вступила в противоречие с тоном и смыслом ст-ния, являющегося инвективой и имеющего уничижительный для противников финал. «Увы» вм. «ах» приглушало в заключительной фразе ее гневную интонацию, высшая точка которой, как это и свойственно мелодике тютчевского восклицания, находится в центре фразы. Ст-ние является программным для всей натурфилософской лирики Тютчева. В его основе - романтическая идея одухотворенности материи, живущей по своим внутренним причинам, что характерно для философии тождества Шеллинга. В широком смысле ст-ние направлено против традиционно-церковных представлений о природе и механистических взглядов на нее, господствовавших в эпоху рационализма XVII - XVIII вв. Неприемлемость с ортодоксально-церковных позиций пантеистических взглядов объясняет причину ценз. купюр. Вместе с тем отдельные выражения («слепок», «лик», «внешние, чуждые силы» и др.) говорят о том, что полемический адресат ст-ния - объективно-идеалистическое учение Гегеля с его принципиальным обособлением природы от духа. Подобное обособление приобрело еще более резкое выражение у младогегельянцев правого, теистического крыла. По-видимому, ст-ние было написано в 1833 - 1834 гг. во время полемики между Шеллингом и последователями Гегеля. Она началась в связи с выходом книги французского философа В. Кузена «Философские фрагменты» (Париж, 1833), предисловие к которой написал Шеллинг. Это предисловие было его первым литературным выступлением после двадцатилетнего молчания. X. Роте высказал предположение, что толчком к созданию ст-ния могло послужить чтение Тютчевым книг Г. Гейне «Романтическая школа» (1833) и «К истории религии и философии в Германии» (1834), в которых также имеются критические выпады против поздней гегелевской трактовки природы. См. Rothe H. «Nicht was ihr meint, ist die Natur»: Tjutcev und das «Junge Deutschland» // «Studien zu Literatur und Aufklдrung in Osteuropa». Giessen, 1978. S. 319-335.

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

…………………………………………………..

…………………………………………………..

…………………………………………………..

…………………………………………………..

Вы зрите лист и цвет на древе:

Иль их садовник приклеил?

Иль зреет плод в родимом чреве

Игрою внешних, чуждых сил?..

…………………………………………………..

…………………………………………………..

…………………………………………………..

…………………………………………………..

Они не видят и не слышат,

Живут в сем мире, как впотьмах,

Для них и солнцы, знать, не дышат,

И жизни нет в морских волнах.

Лучи к ним в душу не сходили,

Весна в груди их не цвела,

При них леса не говорили,

И ночь в звездах нема была!

И языками неземными,

Волнуя реки и леса,

В ночи не совещалась с ними

В беседе дружеской гроза!

Не их вина: пойми, коль может,

Органа жизнь глухонемой!

(1836) Строфы 2 и 4 были запрещены цензурой. Пушкин настоял на том, чтобы они были заменены точками, так как отсутствие этих строф нарушало композиционную цельность ст-ния. В 1851 г., готовя тексты ст-ний Тютчева к печати, Н. В. Сушков просил автора вспомнить недостающие строфы, но поэт не смог восстановить их в своей памяти или не захотел их печатать. В ряде изданий ст-ние напечатано целиком по списку стихотвоений Тютчева, сделанному по статье Н. А. Некрасова «Русские второстепенные поэты» (С. 1850, № 1), где была поправка Некрасова в ст. 31: «Увы, души в нем не встревожит» вм. «Души его, ах, не встревожит». Эта поправка не была замечена Тютчевым, когда он просматривал список СТ. Между тем она вступила в противоречие с тоном и смыслом ст-ния, являющегося инвективой и имеющего уничижительный для противников финал. «Увы» вм. «ах» приглушало в заключительной фразе ее гневную интонацию, высшая точка которой, как это и свойственно мелодике тютчевского восклицания, находится в центре фразы. Ст-ние является программным для всей натурфилософской лирики Тютчева. В его основе - романтическая идея одухотворенности материи, живущей по своим внутренним причинам, что характерно для философии тождества Шеллинга. В широком смысле ст-ние направлено против традиционно-церковных представлений о природе и механистических взглядов на нее, господствовавших в эпоху рационализма XVII - XVIII вв. Неприемлемость с ортодоксально-церковных позиций пантеистических взглядов объясняет причину ценз. купюр. Вместе с тем отдельные выражения («слепок», «лик», «внешние, чуждые силы» и др.) говорят о том, что полемический адресат ст-ния - объективно-идеалистическое учение Гегеля с его принципиальным обособлением природы от духа. Подобное обособление приобрело еще более резкое выражение у младогегельянцев правого, теистического крыла. По-видимому, ст-ние было написано в 1833 - 1834 гг. во время полемики между Шеллингом и последователями Гегеля. Она началась в связи с выходом книги французского философа В. Кузена «Философские фрагменты» (Париж, 1833), предисловие к которой написал Шеллинг. Это предисловие было его первым литературным выступлением после двадцатилетнего молчания. X. Роте высказал предположение, что толчком к созданию ст-ния могло послужить чтение Тютчевым книг Г. Гейне «Романтическая школа» (1833) и «К истории религии и философии в Германии» (1834), в которых также имеются критические выпады против поздней гегелевской трактовки природы. См. Rothe H. «Nicht was ihr meint, ist die Natur»: Tjutcev und das «Junge Deutschland» // «Studien zu Literatur und Aufklдrung in Osteuropa». Giessen, 1978. S. 319-335.

Ф. И. Тютчев обладал даром видеть душу природы, доказательством чего является стихотворение, о котором пойдет речь в статье. Его детально разбирают старшеклассники, а в 4 классе оно рекомендовано для внеклассной работы. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Не то, что мните вы, природа» по плану.

Краткий анализ

История создания – стихотворение было написано в 1836 г, в том же году его опубликовали в журнале «Современник».

Тема стихотворения – душа природы, ее истинная сущность.

Композиция – По смыслу произведение делится на две части: рассказ о душе природы и раздумья над жизнью людей, которые не умеют понимать язык природы. Стихотворение состоит из 6 катренов, в первоначальном варианте их было 8.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры «в ней есть душа, в ней есть свобода», «лучи к ним в душу не сходили, весна в груди их не цвела», «леса не говорили».

Эпитеты «не слепок, не бездушный лик», «родимое чрево», «чуждые силы», «языки неземные», «беседа дружеская».

Сравнение - «живут в сем мире, как впотьмах ».

История создания

Стихотворение «Не то, что мните вы, природа» Ф. И. Тютчев написал в 1836 г. Поэт считал, что природа неподвластна никому и ничему. Эта позиция отобразилась в произведении. Цензура посчитала, что такие мысли неприемлемы, ведь противоречат церковной точке зрения. Так из текста было «выброшено» две строфы (вторую и четвертую). Недостающие части пытался восстановить Н. Сушков. Он обратился к Федору Ивановичу, но тот ответил, что не может вспомнить строки.

Исследователи творчества Ф. И. Тютчева считают, что стихотворение поэт создал под впечатлением от произведения Батюшкова «Есть наслаждение и в дикости лесов…». Впервые творение Тютчева было напечатано в журнале «Современник» в 1836 г.

Тема

Мотивы природы очень популярны в литературе разных народов и эпох. Многие поэты изображали природу, как существо с широкой душой. Такой образ воссоздал и Ф. И. Тютчев. В анализируемом стихотворении Федор Иванович раскрыл тему истинной сущности природы, души. Главные герои произведения - природа, природные явления, и люди, которые не умеют слушать и слышать окружающий мир. Обо всех них рассказывает лирический герой.

В первых строках герой обращается к невидимым слушателям, пытаясь опровергнуть их ложное мнение об окружающем мире. Он утверждает, что природа не безлична, что у нее есть душа, любовь и язык. Она развивается независимо от «внешних, чуждых сил» .

Четвертый катрен начинается строкой «Они не видят и не слышат». Кто такие «они» можно только догадываться, так как предыдущая строфа была изъята цензурой. Скорее всего, под этим образом скрываются те, кому природа чужда и безразлична. Жизнь таких людей лирический герой сравнивает с тьмой. Они не пускают в свою душу весну и лучи, не верят, что в море тоже есть жизнь. Природа, видя такое отношение к себе, тоже отказывается от общения: «при них леса не говорили, и ночь в звездах нема была».

Композиция

Композиция анализируемого стихотворения несложная. Его содержание делится на две части: рассказ о душе природы и раздумья над жизнью людей, которые не умеют понимать язык природы. Стихотворение состоит из 6 катренов, в первоначальном варианте их было 8. Изъятие строф исказило смысл. Не заметить их отсутствие сложно, поэтому при печати произведения на их месте ставят точки.

Жанр

Жанр произведения - элегия. Поэт раздумывает над вопросом, который тревожил и тревожит умы многих писателей и философов. Стихотворный размер - четырехстопный ямб. Строки объединены перекрестной рифмовкой АВАВ. В произведении представлены мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Образ природы Ф. И. Тютчев создал помощи художественных средств. Также они являются инструментом для донесения идеи. Ключевую роль играют метафоры : «в ней есть душа, в ней есть свобода», «лучи к ним в душу не сходили, весна в груди их не цвела», «леса не говорили» . В наборе метафор есть и олицетворения, которые позволяют очеловечить природу и природные явления. Выразительности философским раздумьям придают эпитеты : «не слепок, не бездушный лик», «родимое чрево», «чуждые силы», «языки неземные», «беседа дружеская» и сравнение - «живут в сем мире, как впотьмах ».

Привлекает внимание и интонация. В произведении автор использовал риторические вопросы, восклицательные предложения и оборванные синтаксические конструкции. Они помогают передать эмоции лирического героя, сделать акценты на самом важном. Например, последний катрен, выражающий главную мысль, состоит из трех восклицательных предложений.