Рубрики

  • Авиация (106)
  • Астрономические явления (16)
  • Атмосферные конвективные явления (13)
  • Атмосферные оптические явления (29)
  • Атмосферные электрические явления (8)
  • Бабочки (8)
  • ВАТИКАН (23)
  • Владимир Джанибеков (8)
  • Водолей (17)
  • Вокруг Солнечной системы (48)
  • Вопрос-Ответ (1377)
  • Габсбурги (14)
  • Гаремы (7)
  • Далёкий космос (45)
  • Дальние страны (497)
  • Дорога — это жизнь (25)
  • Животные (205)
  • Загадки истории (445)
  • ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (361)
  • Замки и Дворцы (26)
  • ЗДОРОВЬЕ (134)
  • Земля (74)
  • Искусство (172)
  • Истории любви (110)
  • ИСТОРИЯ (703)
  • История одного стихотворения (1333)
  • История одной картины (267)
  • Книги для детей (185)
  • Краса ветвей зависит от корней (24)
  • Легенды и мифы (83)
  • ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
  • ЛИЦА РАЗВЕДКИ (143)
  • ЛЮДИ (11)
  • Люди-легенды (95)
  • МАЯКИ (9)
  • Микеланджело Буонарроти (25)
  • Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (8)
  • МИКРОмир (10)
  • Мода (27)
  • Москва (25)
  • Музеи (86)
  • Наполеон Бонапарт (51)
  • Насекомые (17)
  • НАУКА (169)
  • Облака (11)
  • Оружие (11)
  • ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (167)
  • Первые среди равных (120)
  • Поэзия (498)
  • Праздники (14)
  • Притчи (30)
  • Проза (360)
  • Прошлое и настоящее Ташкента (131)
  • Психология (43)
  • Птицы (99)
  • Растения (47)
  • Рекорды (17)
  • Романовы (41)
  • Россия (463)
  • Сады и парки (26)
  • Самарканд — столица Тамерлана (21)
  • Санкт-Петербург (74)
  • Символы (67)
  • Скульпторы (13)
  • Соборы и Мечети (56)
  • Судьбы человеческие (788)
  • ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (199)
  • Ташкент (17)
  • Узбекистан (104)
  • Фарфор (7)
  • Фотографии (255)
  • ФОТОГРАФЫ и их фотографии (163)
  • Фра Беато Анджелико (13)
  • ХУДОЖНИКИ (373)
  • ЦВЕТЫ (30)
  • ЧАЙ (17)
  • ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (493)
  • ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (255)
  • ЮСУПОВЫ (21)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Николай Алексеевич Некрасов. «Зеленый Шум»

Николай Алексеевич Некрасов

Идет-гудет Зеленый Шум,

Зеленый Шум, весенний шум!

Вдруг ветер верховой:

Качнет кусты ольховые,

Подымет пыль цветочную,

Как облако,- всё зелено:

И воздух, и вода!

Идет-гудет Зеленый Шум,

Зеленый Шум, весенний шум!

Скромна моя хозяюшка

Водой не замутит!

Да с ней беда случилася,

Как лето жил я в Питере…

Сама сказала, глупая,

Типун ей на язык!

В избе сам-друг с обманщицей

Зима нас заперла,

В мои глаза суровые

Глядит — молчит жена.

Молчу… а дума лютая

Убить… так жаль сердечную!

Стерпеть — так силы нет!

А тут зима косматая

Ревет и день и ночь:

«Убей, убей изменницу!

Не то весь век промаешься,

Ни днем, ни долгой ноченькой

Покоя не найдешь.

В глаза твои бесстыжие

Под песню-вьюгу зимнюю

Окрепла дума лютая —

Припас я вострый нож…

Да вдруг весна подкралася…

Идет-гудет Зеленый Шум,

Зеленый Шум, весенний шум!

Как молоком облитые,

Стоят сады вишневые,

Пригреты теплым солнышком,

А рядом новой зеленью

Лепечут песню новую

И липа бледнолистая,

И белая березонька

С зеленою косой!

Шумит тростинка малая,

Шумит высокий клен…

Шумят они по-новому,

Идет-гудет Зеленый Шум,

Зеленый Шум, весенний шум!

Слабеет дума лютая,

Нож валится из рук,

И всё мне песня слышится

Одна — в лесу, в лугу:

«Люби, покуда любится,

Терпи, покуда терпится,

Прощай, пока прощается,

Николая Некрасова сложно назвать любителем пейзажной лирики, хотя во многих его поэмах присутствуют целые главы, посвященные описанию природы. Автора изначально интересовала социальная тематика, поэтому к литераторам, которые посвящали стихи красоте лугов и лесов, Некрасов относился с некоторым осуждением, считая, что они попросту растрачивают свой талант.

Тем не менее, в 1863 году под впечатлением от украинских народных песен Некрасов написал стихотворение «Зеленый Шум». Подобным красочным эпитетом на Украине часто одаривали весну, которая несла с собой преображение и обновление природы. Столь образное выражение настолько поразило поэта, что он сделал его ключевым в своем стихотворении, использовав в качестве своеобразного рефрена. Неудивительно, что впоследствии строки из этого произведения легли в основу одноименной песни.

Начинается стихотворение с фразы о том, что «идет-гудет Зеленый Шум». И сразу же педантичный автор дает расшифровку этой строке, рассказывая о том, как «играючи, расходится вдруг ветер верховой». Он пробегает волнами по верхушкам кустарников и деревьев, которые только недавно покрылись молодой листвой. Это и есть тот самый Зеленый Шум, который невозможно спутать ни с чем другим. Символ весны, он напоминает о том, что настала самая восхитительная пора года, когда «как облако, — все делено, и воздух, и вода!».

После столь лирического вступления Некрасов все же переходит к своей излюбленной социальной теме, при помощи незначительных штрихов воссоздавая картину сельской жизни. На этот раз внимание поэта привлек любовный треугольник, в центре которого оказалась простая сельская женщина, изменившая мужу, пока тот был на заработках в Питере. Лютая зима, запершая супругов в избе, вселила в сердце главы семьи не самые благочестивые помыслы. Он захотел убить изменницу, так как стерпеть такой обман - «так силы нет». И в итоге уже наточен нож, а мысль об убийстве становится все более осязаемой. Но пришла весна и развеяла наваждение, и вот уже «пригреты теплым солнышком, шумят повеселелые сосновые леса». Когда на душе светло, все мрачные мысли уходят прочь. И волшебный Зеленый Шум словно бы расставляет все на свои места, очищая сердце от скверны. Муж прощает свою неверную супругу со словами: «Люби, покуда любится». И это благосклонное отношение к женщине, которая причинила ему сильную душевную боль, можно воспринимать, как еще один подарок весны, которая стала переломным моментом в жизни сельской пары.

Читать стих «Зеленый шум» Некрасова Николая Алексеевича, как правило,предлагается ученикам на уроке литературы в 8 классе. Учителя сначала анализируют с детьми произведение, а затем задают учить его полностью наизусть.

Текст стихотворения Некрасова «Зеленый шум» был написан в 1863 году. Николай Алексеевич редко писал пейзажную лирику. Он считал, что в ней нет необходимости. Она не ставит никакие серьезные вопросы и тем самым не дает на них ответы, не решает никакие социально значимые проблемы. Стих он написал после прослушивания украинских песен. Именно в них весне дают такую характеристику, как «зеленый шум». Произведение Николая Алексеевича имеет кольцевую композицию. Он начинает его с описания природы и заканчивает им же, добавляя лишь нравоучительные наставления. Однако в стихотворение писатель описывает не только природу. Также он рассказывает историю одной сельской семейной пары. Жена изменила мужу, пока тот был на заработках в Петербурге. Наступила зима. Из-за холодов они не могут разойтись, и им приходится жить вместе. Долгое время герой хочет убить ее. Он не может простить ей предательство. Но потом наступает весна. Гнев мужчины ослабевает, и он все же прощает неверную супругу.

Можно бесплатно скачать стих на нашем сайте или прочитать его в режиме «онлайн».

Идет-гудет Зеленый Шум*,
Зеленый Шум, весенний шум!

Играючи, расходится
Вдруг ветер верховой:
Качнет кусты ольховые,
Поднимет пыль цветочную,
Как облако: все зелено,
И воздух и вода!

Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!

Скромна моя хозяюшка
Наталья Патрикеевна,
Водой не замутит!
Да с ней беда случилася,
Как лето жил я в Питере…
Сама сказала глупая,
Типун ей на язык!

В избе сам друг с обманщицей
Зима нас заперла,
В мои глаза суровые
Глядит - молчит жена.
Молчу… а дума лютая
Покоя не дает:
Убить… так жаль сердечную!
Стерпеть - так силы нет!
А тут зима косматая
Ревет и день и ночь:
“Убей, убей, изменницу!
Злодея изведи!
Не то весь век промаешься,
Ни днем, ни долгой ноченькой
Покоя не найдешь.
В глаза твои бесстыжие
Сосвди наплюют!..”
Под песню-вьюгу зимнюю
Окрепла дума лютая –
Припас я вострый нож…
Да вдруг весна подкралася..

Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!

Как молоком облитые,
Стоят сады вишневые,
Тихохонько шумят;
Пригреты теплым солнышком,
Шумят повеселелые
Сосновые леса.
А рядом новой зеленью
Лепечут песню новую
И липа бледнолистая,
И белая березонька
С зеленою косой!
Шумит тростинка малая,
Шумит высокий клен…
Шумят они по-новому,
По-новому, весеннему…

Идет-гудет Зеленый Шум.
Зеленый Шум, весенний шум!

Слабеет дума лютая,
Нож валится из рук,
И все мне песня слышится
Одна – и лесу, и лугу:
“Люби, покуда любится,
Терпи, покуда терпится
Прощай, пока прощается,
И – бог тебе судья!”

* Так народ называет пробуждение
природы весной. (Прим. Н.А.Некрасова.)

«Зелёный шум» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

История создания

Стихотворение «Зелёный шум » было написано в 1863 г. и опубликовано в «Современнике» № 3 за 1863 г., затем включено в сборник 1864 г.

С образом зелёного шума Некрасов познакомился, прочитав в 1856 г. украинскую песню с комментариями Максимовича. В них было описано, как Днепр, к которому девушки обращались в песне, и всё пространство вокруг заволакивалось зеленью, поднимался ветер, появлялись облака цветочной пыльцы. Эти образы Некрасов использовал в стихотворении.

Стихотворение «Зелёный шум» было неоднократно положено на музыку (его пейзажная часть).

Литературное направление, жанр

Стихотворение можно отнести к ролевой лирике. Эпический герой - крестьянин, приехавший с заработков в Питере и узнавший об измене жены. Некрасов подражает жанру семейно-бытовых песен о любви и измене. Писатели-реалисты очень ценили народные песни этого жанра, считая, что они говорят о том, что бывает в жизни, что типично.

Тема, основная мысль и композиция

Тема - муж переживает измену жены и удерживается от убийства, поддавшись влиянию весеннего обновления.

Основная мысль: победа жизни (весны) над смертью (зимой), прощения над мщеньем. Возрождение природы после зимней спячки и освобождение человека от обиды, непрощения и всего, что убивает душу.

Стихотворение построено на психологическом параллелизме (обновление природы и человеческой души). Композиционно оно делится на 4 части с двумя чередующимися темами. Первая и третья части повествуют о приходе весны и об изменениях в природе, её украшении и обновлении. Четыре раза повторяется рефрен.

Вторая и четвёртая части посвящены сюжету о крестьянине и его изменнице-жене. Некрасов использует пейзаж как рамку для описания драматических событий в семье эпического героя и его исповеди. В первой эпической части он рассказывает об измене жены, о своих колебаниях в том, как же поступить, о замысле убить изменницу, созревшем за долгую зиму. Первая эпическая часть заканчивается приходом перемен: «Но тут весна подкралася». Во второй эпической части состояние природы и человека приходит в гармонию, эпический герой как будто получает от самой природы, из песни, которая звучит отовсюду, дар мудрости и прощения, Божий дар.

Тропы и образы

Пейзаж Некрасова деятельный и динамичный. «Идёт-гудёт зелёный шум» - это олицетворение пришедшей весны и символ нового начала, перемены, оживления природы и души. В этом фольклорном образе, который Некрасов заимствовал из песни, о чём честно сказал в примечании, соединяются свежий цвет и беспокойный звук. Зелёный шум - метонимия (шум зелени). В стихотворении олицетворяется верховой ветер (сильный весенний ветер), который «играючи, расходится ». С помощью олицетворений описываются деревья: сосновые леса повеселелые , липа и берёзонька лепечут песню , у берёзы зелёная коса . Весенний пейзаж содержит сравнения: зелёная цветочная ольховая пыль подобна облаку, сады вишнёвые как будто облиты молоком .

В пейзажной части Некрасов употребляет постоянные фольклорные эпитеты: весенний шум, тёплое солнышко, липа бледнолистая, белая берёзонька, зелёная коса, тростинка малая, высокий клён . Повторение слова или однокоренных слов акцентируют внимание на слове: зелёный шум, шумит тростинка, шумит клён, шумят по-новому, новая зелень, новая песня .

В эпической части тоже используются эпитеты и метафорические эпитеты: скромна хозяюшка, глаза суровые, дума лютая, зима косматая, долгая ноченька, глаза бесстыжие, песня-вьюга зимняя, вострый нож . Это постоянные фольклорные эпитеты или эпитеты, связанные с зимним состоянием природы и сердца человека. Чтобы ещё более связать зиму в природе и в сердце, Некрасов использует олицетворения: зима заперла супругов в избе и день и ночь ревёт, требуя убить изменницу и злодея.

Речь эпического героя сумбурна, изобилует незаконченными фразами. Некрасов подражает разговорной речи с неполными предложениями, фразеологизмами («водой не замутит» - тихая, скромная, «типун ей на язык», наплевать в бесстыжие глаза). Эпический герой называет жену по имени-отчеству не из особого уважения, а по русской традиции. Он досадует на то, что жена рассказала ему об измене, нарушив привычную гармонию, называет её глупой. Слова об измене эпический герой даже не может произнести, заменяя их перифразом: «С ней беда случилася».

Слово Некрасова точно и ёмко. Фраза «жаль её, сердечную » выявляет любовь героя к жене. Сделав свой нравственный выбор, герой принимает любовь, терпение и прощение, а всё худшее в сердце, что символизирует побеждённая зима, отдаёт на суд Божий.

Размер и рифмовка

Размер стихотворения похож на четырёхстопный ямб, но многочисленные пиррихии приближают его к тоническому песенному стиху. Стихотворение не имеет рифмы (белый стих).

Анализ стихотворения Н.А. Некрасова «Зелёный шум».

В данном стихотворении образ «Зелёного Шума» заимствован поэтом из игровой песни украинских девушек. Некрасовым найдена та строфическая и ритмическая структура, которая потом была использована в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Произведение многократно положено на музыку.

В этом стихотворении ненавистное Некрасову терпение русского народа оказывается положительным качеством. Герой этого произведения, крестьянин, благодаря воздействию красоты пробуждающейся весенней природы, преодолевает в себе «думу лютую», желание «убить изменницу», «обманщицу» - свою жену. Здесь фигурируют два образа-символа – образ зимы и образ весны. Зима олицетворяет собой что-то злое и страшное. Всё тёмное начало человеческой души сосредоточивается в этом образе. Не случайно именно под вой вьюги у главного героя рождается мысль об убийстве собственной жены, что является ужасным грехом, преступлением заповеди:

А тут зима косматая

Ревёт и день и ночь:

“Убей, убей изменницу”.

Помимо образа зимы здесь есть ещё и традиционный для многих русских поэтов образ весны – символ пробуждения природы от долгого зимнего сна, символ возрождения, преображения человеческой души.

«Слабеет дума лютая,

Нож валится из рук».

Вместе с зимой уходит и злоба, вместе с природой расцветает и душа героя.

«Люби, покуда любится,

Терпи, покуда терпится,

Прощай, пока прощается,

И – Бог тебе судья!».

Вывод, который сделал главный герой, перекликается с библейскими заповедями. К герою приходит подлинно народное, по своей сути истинно христианское понимание высших ценностей человеческого бытия – любви, терпении, милосердия. Таким образом, в стихотворении проходит тема греха и покаяния.

Та же тема проходит и в драме Островского «Гроза». Героиня пьесы, Катерина, тоже изменила своему мужу – купцу Тихону. Как и героиня «Зелёного шума», она призналась в совершённом грехе обманутому супругу. Чувствительная и религиозная Катерина не смогла жить с грехом изменницы и бросилась в омут. Тихон смог найти в себе силы простить её. Образ зимы в стихотворении Некрасова перекликается с образом Кабанихи и той окружающей среды, в которой происходит действие в «Грозе». Они также олицетворяют злое начало, которое подтолкнуло Катерину к самоубийству.

Катерина бросается в воду – символ очищения от грехов, поэтому можно сказать, что образ весны перекликается с образом воды. Однако в драме «Гроза» Катерина сама решает свою судьбу, её мучают угрызения совести, а в стихотворении жена «молчит», а муж размышляет. Но в итоге оба персонажа приходят к раскаянию.

Стихотворение «Зелёный шум» богат выразительными средствами. Во вступлении-рефрене содержится опорный образ. Рефрен-повтор – этот излюбленный приём народной песни использован автором четыре раза. Он открывает текст и разделяет его на композиционные части, сближая стиль стихотворения с фольклорным. Рефрен открывает стихотворение и звучит одушевлением весны:

«Идёт-гудёт Зелёный Шум,

Зелёный Шум, весенний шум!».

Упорство, энергия весны, стремительность создаются настойчивостью повторений слов, гудящим звуком «у», передающим дыхание ветра. Здесь используется ассонанс.

В следующей строфе ветер показывается неожиданно и размашисто:

Вдруг ветер верховой».

Ветер наполняет мир красками и лёгкостью дыхания весны, объединяет всю природу: «всё зелено, и воздух, и вода!». Ликующие интонации разрастаются в этой строфе, и вновь появляется рефрен.

В следующей строфе проявляется нежность героя к жене, сочувствие и досада («типун ей на язык!»). Измена жены сделала глаза героя «суровыми», поэтому рефрен о весне здесь не возвращается. Следующая длинная строфа рассказывает о «косматой зиме», когда мучает «дума лютая», «ревёт и день и ночь» жестокая песня вьюги, толкающая героя к мести и озлоблению. Интонации этой строфы резки и тревожны:

«Убей, убей изменницу!

Заканчивается строфа словами: «да вдруг весна подкралася ». Автор использует этот глагол, чтобы показать, что теплота любви, таившаяся в душе героя, вдруг открылась. И снова возвращается рефрен, полный весенним гулом.

Следующая строфа, такая же большая, как и строфа о зиме, показывает нам, что злоба, гонимая любовью, проходит так же, как зима уступает весне. Человек из народа живёт по законам природы. Мы видим картину обновления: «сады вишнёвые тихохонько шумят», сосновые леса «пригреты тёплым солнышком», липы и берёзы «лепечут песню новую».

И опять возвращается рефрен, звучащий ещё более звонко и уверенно. Последняя строфа похожа на вздох облегчения от муки. «Слабеет дума лютая…» Герой остаётся в согласии с миром и с самим собой.

Данное произведение обладает стилевым своеобразием. Оно заключается в том, что здесь объединены две различных формы поэтического отражения действительности: сказовая (сюжетно-повествовательная часть, в которой рассказ ведётся от лица героя) и лирическая.

Это стихотворение можно отнести к философской лирике, потому что здесь есть традиционная для Некрасова тема греха и покаяния. Также можно его отнести и к пейзажной, потому что значительное место здесь отводится пейзажу, который играет здесь ещё и роль образа-символа.

О Николае Алексеевиче Некрасове современники всегда отзывались как о простом, добром и мягком человеке. Великий русский поэт вырос на природе и с юных лет познал ее естественную ласку, душевную близость, красоту. Природа для Некрасова как родная мать, с ней неразрывно связаны все его воспоминания о детстве. Неудивительно, что тема природы рассматривается известным поэтом во многих произведениях, к примеру, в «О Волге», в «Железной дороге» и других.

Не выступает исключением из правила и стихотворение «Зеленый шум», где автор затрагивает два основных природных образа – зиму и весну. Зима представляется поэтом как темное начало людской души, она вмещает в себя все самое злое и страшное, что может находиться в человеке. Не случайно холодный сезон года словно заставляет главного героя остаться наедине с женой-обманщицей, чтобы выяснить отношения и наказать сердечную за совершенную измену:

В избе сам-друг с обманщицей

Зима нас заперла,

А тут зима косматая

Ревёт и день и ночь:

«Убей, убей изменницу!

Весна же наоборот, олицетворяет собой божественную энергию любви, добра, тепла и света. В стихотворении она символизирует пробуждение природы от долгой зимней спячки, является символом возрождения русской натуры, символом преображения человеческой души. Герой в корне меняет свои намерения и мысли. Вместо безумных, грешных планов он проникается терпением, милосердием, любовью по отношению к супруге. И следуя библейским заповедям, доверяет право судить свои поступки Богу:

«Слабеет дума лютая,

Нож валится из рук,

И всё мне песня слышится

Одна - в лесу, в лугу:

«Люби, покуда любится,

Терпи, покуда терпится,

Прощай, пока прощается,

И - Бог тебе судья!»

Стихотворение Некрасова насыщенно выразительными средствами. Образ «Зелёного Шума» поэт, вероятно, взял из игровой песни украинских девушек. Ему удалось найти ту самую строфическую и ритмическую структуру, которую он в дальнейшем применил еще и в произведении «Кому на Руси жить хорошо». Рефрен-повтор, по праву признающийся излюбленным приемом народной песни, задействован Некрасовым в тексте аж 4 раза! Именно он открывает стихотворение, разделяет его на композиционные части и максимально приближает стиль произведения к фольклорному.

Более новые статьи:

Анализ стихотворения Николая Некрасова «Зеленый шум»

Русского поэта Некрасова никак не назовешь воздыхателем лирики пейзажной. Он считал, что уважающий свой талант стихотворец должен писать о социальных проблемах, а не воспевать красоту луга.

Однако после возможности прослушивания народных песен на украинском языке о приходе весны поэт был настолько впечатлен, что дарит читателям такую поэтическую жемчужину, как стихотворение под названием «Зеленый Шум».

Этот яркокрасочный эпитет всегда гармонически сочетался с весной, несущей преображение природы. Это своеобразное словосочетание стало ключевым в стихотворном произведении русского поэта. Оно фактически преобразовалось в рефрен.

Начало стиха интригующее: «идет-гудет Зеленый Шум». Но за ним следует фраза-расшифровка, которая ведает о том, что «играючи, расходится …ветер», который с удовольствием пробежался по кронам деревьев и веткам кустарников, что ранней весной одели молоденькие зеленые листья. Так и образовывается уникальный Зеленый Шум. Он является символом удивительного времени года – красавицы-весны, поэтому перепутать его с другими звуками нельзя.

Нет ничего странного в том, что после лирического вступления автор делает переход к любимой социальной тематике, вырисовывая картину из жизни села. Поэта привлекает эпизод, который очень типичен. Обычная крестьянка изменяет мужу, когда он уезжает на заработки. Узнав об этом, муж жаждет мести. Ему сопутствует сама природа, так как строгая холодная зима запирает дверь в избушке, где пребывают супруги.

Муж решает убить предательницу, он уже наточил ножик. И тут снова вмешивается природа: наступает весна. Она согревает все солнечными лучами, пробуждает к жизни, развеселяет и развевает нехорошие помыслы мужа.

Этот удивительный Зеленый Шум в сосновом лесу ставит все на свое место, происходит очищение души и сердца. Преданный муж, несмотря на боль души, прощает изменницу: «Люби, покуда любится». Этот кульминационный момент становится своеобразным мостиком к новой жизни этой пары.

В стихотворении «Зеленый шум» нашему взору предстают два образа – зима (воплощение зла) и весна (олицетворение добра и любви).

В данной поэзии Некрасова широкое изобилие средств выразительности. Структура всего стихотворения строфическая и ритмическо-мелодическая, поэтому стиль написания очень близок к фольклорным жанрам.

«Зеленый Шум» Н.Некрасов

«Зеленый Шум» Николай Некрасов

Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!

Играючи, расходится
Вдруг ветер верховой:
Качнет кусты ольховые,
Подымет пыль цветочную,
Как облако,- всё зелено:
И воздух, и вода!

Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!

Скромна моя хозяюшка
Наталья Патрикеевна,
Водой не замутит!
Да с ней беда случилася,
Как лето жил я в Питере…
Сама сказала, глупая,
Типун ей на язык!

В избе сам-друг с обманщицей
Зима нас заперла,
В мои глаза суровые
Глядит — молчит жена.
Молчу… а дума лютая
Покоя не дает:
Убить… так жаль сердечную!
Стерпеть — так силы нет!
А тут зима косматая
Ревет и день и ночь:
«Убей, убей изменницу!
Злодея изведи!
Не то весь век промаешься,
Ни днем, ни долгой ноченькой
Покоя не найдешь.
В глаза твои бесстыжие
Соседи наплюют. »
Под песню-вьюгу зимнюю
Окрепла дума лютая —
Припас я вострый нож…
Да вдруг весна подкралася…

Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!

Как молоком облитые,
Стоят сады вишневые,
Тихохонько шумят;
Пригреты теплым солнышком,
Шумят повеселелые
Сосновые леса;
А рядом новой зеленью
Лепечут песню новую
И липа бледнолистая,
И белая березонька
С зеленою косой!
Шумит тростинка малая,
Шумит высокий клен…
Шумят они по-новому,
По-новому, весеннему…

Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!

Слабеет дума лютая,
Нож валится из рук,
И всё мне песня слышится
Одна — в лесу, в лугу:
«Люби, покуда любится,
Терпи, покуда терпится,
Прощай, пока прощается,
И — бог тебе судья!»

Анализ стихотворения Некрасова «Зеленый Шум»

Николая Некрасова сложно назвать любителем пейзажной лирики, хотя во многих его поэмах присутствуют целые главы, посвященные описанию природы. Автора изначально интересовала социальная тематика, поэтому к литераторам, которые посвящали стихи красоте лугов и лесов, Некрасов относился с некоторым осуждением, считая, что они попросту растрачивают свой талант.

Тем не менее, в 1863 году под впечатлением от украинских народных песен Некрасов написал стихотворение «Зеленый Шум». Подобным красочным эпитетом на Украине часто одаривали весну, которая несла с собой преображение и обновление природы. Столь образное выражение настолько поразило поэта, что он сделал его ключевым в своем стихотворении, использовав в качестве своеобразного рефрена. Неудивительно, что впоследствии строки из этого произведения легли в основу одноименной песни.

Начинается стихотворение с фразы о том, что «идет-гудет Зеленый Шум». И сразу же педантичный автор дает расшифровку этой строке, рассказывая о том, как «играючи, расходится вдруг ветер верховой». Он пробегает волнами по верхушкам кустарников и деревьев, которые только недавно покрылись молодой листвой. Это и есть тот самый Зеленый Шум, который невозможно спутать ни с чем другим. Символ весны, он напоминает о том, что настала самая восхитительная пора года, когда «как облако, — все делено, и воздух, и вода!».

После столь лирического вступления Некрасов все же переходит к своей излюбленной социальной теме, при помощи незначительных штрихов воссоздавая картину сельской жизни. На этот раз внимание поэта привлек любовный треугольник, в центре которого оказалась простая сельская женщина, изменившая мужу, пока тот был на заработках в Питере. Лютая зима, запершая супругов в избе, вселила в сердце главы семьи не самые благочестивые помыслы. Он захотел убить изменницу, так как стерпеть такой обман – «так силы нет». И в итоге уже наточен нож, а мысль об убийстве становится все более осязаемой. Но пришла весна и развеяла наваждение, и вот уже «пригреты теплым солнышком, шумят повеселелые сосновые леса». Когда на душе светло, все мрачные мысли уходят прочь. И волшебный Зеленый Шум словно бы расставляет все на свои места, очищая сердце от скверны. Муж прощает свою неверную супругу со словами: «Люби, покуда любится». И это благосклонное отношение к женщине, которая причинила ему сильную душевную боль, можно воспринимать, как еще один подарок весны, которая стала переломным моментом в жизни сельской пары.

Послушать стихотворение Некрасова Зеленый шум

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Зеленый шум

Николая Некрасова сложно назвать любителем пейзажной лирики, хотя во многих его поэмах присутствуют целые главы, посвященные описанию природы. Автора изначально интересовала социальная тематика, поэтому к литераторам, которые посвящали стихи красоте лугов и лесов, Некрасов относился с некоторым осуждением, считая, что они попросту растрачивают свой талант.

Тем не менее, в 1863 году под впечатлением от украинских народных песен Некрасов написал стихотворение «Зеленый Шум». Подобным красочным эпитетом на Украине часто одаривали весну, которая несла с собой преображение и обновление природы. Столь образное выражение настолько поразило поэта, что он сделал его ключевым в своем стихотворении, использовав в качестве своеобразного рефрена. Неудивительно, что впоследствии строки из этого произведения легли в основу одноименной песни.

Начинается стихотворение с фразы о том, что «идет-гудет Зеленый Шум». И сразу же педантичный автор дает расшифровку этой строке, рассказывая о том, как «играючи, расходится вдруг ветер верховой». Он пробегает волнами по верхушкам кустарников и деревьев, которые только недавно покрылись молодой листвой. Это и есть тот самый Зеленый Шум, который невозможно спутать ни с чем другим. Символ весны, он напоминает о том, что настала самая восхитительная пора года, когда «как облако, - все делено, и воздух, и вода!».

После столь лирического вступления Некрасов все же переходит к своей излюбленной социальной теме, при помощи незначительных штрихов воссоздавая картину сельской жизни. На этот раз внимание поэта привлек любовный треугольник, в центре которого оказалась простая сельская женщина, изменившая мужу, пока тот был на заработках в Питере. Лютая зима, запершая супругов в избе, вселила в сердце главы семьи не самые благочестивые помыслы. Он захотел убить изменницу, так как стерпеть такой обман - «так силы нет». И в итоге уже наточен нож, а мысль об убийстве становится все более осязаемой. Но пришла весна и развеяла наваждение, и вот уже «пригреты теплым солнышком, шумят повеселелые сосновые леса». Когда на душе светло, все мрачные мысли уходят прочь. И волшебный Зеленый Шум словно бы расставляет все на свои места, очищая сердце от скверны. Муж прощает свою неверную супругу со словами:

«Люби, покуда любится». И это благосклонное отношение к женщине, которая причинила ему сильную душевную боль, можно воспринимать, как еще один подарок весны, которая стала переломным моментом в жизни сельской пары.