Действующим законодательством РФ определены два вида унитарных предприятий:

  • Имеющие право самостоятельного хозяйственного ведения.
  • Имеющие право оперативного управления, или казенные.

Казенные предприятия предназначены заниматься производством ограниченно оборотоспособной продукции, связанной с военными нуждами, а также продукции для нужд федеральных и публичных организаций, обеспечения безопасности страны и ее стратегических интересов. Их деятельность сочетается с активной коммерческой деятельностью, хотя они имеют весьма ограниченные права на имущество, которое было передано собственником-учредителем.

Отличия казенных предприятий

Казенное предприятие свою деятельность осуществляет на основании утверждаемой собственником сметы доходов и расходов. Это требует строго целевого, а не самостоятельного, как у простого унитарного предприятия, характера использования имеющегося имущества. Ему доводятся заказы собственника, которые необходимо обязательно выполнить, это может быть поставка товаров, оказание различных услуг или проведение работ, которые обеспечивают деятельность государственных и муниципальных органов. Учредитель наделен правом изымать лишнее и неиспользованное имущество, и если оно используется не по назначению.

Правовая ответственность казенных предприятий

Так как казенные предприятия не имеют своего имущества, учредители несут полную субсидиарную ответственность по их долгам, с унитарными предприятиями это не происходит (кроме случаев их банкротства). Объявить банкротство казенного предприятия не является возможным, чего нельзя сказать об унитарном, которое может стать банкротом. От коммерческих предприятий казенные предприятия отличаются отсутствием уставного фонда.

Только собственник вправе наделить его имуществом для ведения хозяйственной деятельности, только он может решать вопросы, связанные с уменьшением или увеличением размера фонда. Казенные предприятия не так давно могли создаваться на базе имеющегося федерального имущества и должны были обеспечивать федеральные нужды. Принятый Закон об унитарных предприятиях разрешает создавать данные предприятия и другим собственникам, что способствует увеличению их числа.

Имущество казенных предприятий

Унитарные предприятия отличаются прежде всего объемом правомочий относительно имущества , которым их наделяют учредители-собственники, ведь право в отношении оперативного управления казенным предприятием имеет более узкие рамки относительно своего содержания, тем самым отличаясь от простого унитарного предприятия с правом хозяйственного ведения. Поэтому, совершение казенным предприятием сделок относительно распоряжения имуществом невозможно без получения согласия собственника.

Кем и зачем создаются казенные предприятия

Казенные предприятия занимаются производством продукции, оказанием услуг, выполняют различные работы. Они осуществляют коммерческую и хозяйственную деятельность на основании бюджетных средств, выделяемых федеральной казной. Унитарные предприятия создает Правительство РФ, они формируются на базе имеющегося имущества, которое является федеральной собственностью. Правительством утверждается также Устав предприятия, который является его главным учредительным документом.

Казенные предприятия предназначены решать конкретные задачи, и создаются чаще всего на базе реорганизованных федеральных предприятий. В них сохраняются все нормы трудового законодательства, которые запрещают сокращать рабочие места, передавать имущество другим организациям, увольнять сотрудников и отказывать в приеме на работу работников реорганизованного предприятия. Только собственник наделен правом отчуждать и распоряжаться имуществом, закрепленным за предприятием.

Управление унитарными предприятиями

Казенные предприятия могут создаваться лишь на основании решения Правительства, а унитарные с правом хозяйственного ведения создаются на основании решений уполномоченных на эти действия государственных структур, это право имеют также органы местного самоуправления. Это является главной и отличительной особенностью права по хозяйственному ведению и оперативному управлению данными предприятиями. Осуществляет руководство казенным предприятием директор, назначенный федеральным органом российского правительства.

Среди юрлиц, зарегистрированных и работающих в установленном законодательством порядке на территории РФ, есть субъекты, обладающие особым, специфическим юридическим статусом. К ним, в частности, относят казенные предприятия. Рассмотрим далее их специфику.

Общая характеристика

Казенное унитарное предприятие - это юрлицо, осуществляющее оперативное управление вверенными ему материальными ценностями. В юридических изданиях оно называется также предпринимательским учреждением. С одной стороны, казенное предприятие - это Это объясняется целью его создания. Оно образуется в первую очередь для предоставления определенных услуг, производства работ или выпуска продукции. Вместе с этим большая часть затрат на ведение деятельности покрывается из бюджета. Кроме этого, в качестве основных заказчиков выступают органы госвласти.

Специфика

Казенные учреждения и предприятия имеют много общего. В первую очередь их объединяет отсутствие возможности распоряжаться (иметь в собственности) закрепленными за ними материальными ценностями. По своей сути казенное предприятие - это одна из форм реализации госвластью своих функций. Аналогичный вывод можно сделать и в отношении учреждений. Однако разница между этими субъектами в том, что образуются они в различных сферах. В частности, учреждения создаются в научной, образовательной, культурной отраслях, в области соцзащиты, здравоохранения, физкультуры, спорта, занятости граждан. Казенное предприятие - это прежде всего участник промышленной деятельности. Оно создается, например, для выпуска продукции оборонного или иного стратегического значения. При этом казенное предприятие считается коммерческим, а учреждение - нет.

Юридический статус

Как выше отмечалось, имущественное право казенного предприятия - это право оперативного управления. Соответственно, невозможно образовать его на основании объединения материальных ценностей, отнесенных к собственности РФ, регионов или МО. Федеральное казенное предприятие - это юрлицо с одним учредителем. Именно ему могут принадлежать материальные ценности, вверенные в оперативное управление.

Нормативная база

С 1 января 1995 г. и до вступления в силу ФЗ № 161 основы юридического статуса казенных предприятий регламентировались исключительно ГК. Это положение конкретизирует статья 6 (в п. 6) ФЗ № 52, вводившая в действие первую часть Кодекса. Она устанавливала, что к образованным до официального опубликования ч. 1 ГК предприятиям, осуществляющим деятельность на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, применяются соответствующие нормы. Вместе с этим ст. 113 Кодекса предусматривала, что юридический статус рассматриваемых юрлиц определяется не только положениями ГК, но и специальным законом. Этот нормативный акт, однако был принят он только 14.11.2002 г. Речь, в частности, о ФЗ № 161.

Дополнения и поправки

По ст. 37 ФЗ № 161, все казенные предприятия должны были привести свои уставы в соответствие с законом. При этом устанавливался срок до 1.07.2003 г. В ФЗ № 161 были конкретизированы некоторые положения ГК, регламентирующие правила, по которым создается и действует казенное предприятие. Это, в частности, коснулось статей 48-65 Кодекса, а также ст. 113-115. Кроме этого, законом было запрещено образование дочерних предприятий рассматриваемыми юрлицами. Наиболее существенные изменения претерпела статья 115. В соответствии с нововведениями в настоящее время юрлицо может создаваться не только на базе госсобственности. Данное положение позволяет сегодня образовывать муниципальное казенное предприятие. Это нововведение сняло ограничения, существовавшие ранее. В частности, до принятия закона рассматриваемые юрлица могли образовываться по постановлению правительства и исключительно на базе госсобственности. Соответственно, принимаемые уставы должны были утверждаться высшим исполнительным органом. При этом субсидиарная ответственность по обязательствам возлагалась на РФ. Ликвидация и реорганизация юрлиц осуществлялись только по решению правительства.

Ключевые требования закона

Имущество казенного предприятия считается неделимым. Оно не может распределяться по долям, паям (вкладам), в том числе между сотрудниками. Казенное предприятие - это юрлицо, которое может от собственного имени приобретать и реализовывать юридические права (вещные и личные), выступать как ответчик/истец в суде. Законодательство предписывает иметь самостоятельный баланс. Полное наименование должно включать в себя фразу "Государственное казенное предприятие". Это требование распространяется только на юрлиц, созданных на базе госсобственности. Соответственно, названия субъектов, сформированных в МО, должны содержать указание на территориальную принадлежность ("муниципальное казенное предприятие"). В наименовании также должна присутствовать информация о собственнике (РФ, регион или МО). Печать юрлица должна содержать полное название на русском, указание на место расположения. В ней также могут присутствовать названия на других (народных или иностранных) языках. Место расположения предприятия определяется по адресу его госрегистрации. В реквизитах должен указываться почтовый индекс, населенный пункт, улица, дом/строение, номер помещения (при наличии). В случае изменения сведений о месте нахождения предприятие направляет соответствующее уведомление в орган, уполномоченный на осуществление госрегистрации юрлиц.

Нюансы

Стоит отметить, что никакие иные законы, кроме ГК и ФЗ № 161, не определяют правовой статус казенного предприятия. Данная норма прямо закрепляется в 113-й статье (в п. 6) Кодекса. Что касается обязанностей и прав собственников материальных ценностей, вверенных казенному предприятию, процедуры реорганизации и ликвидации, в законодательстве не установлено ограничений относительно регулирования их прочими юридическими документами. Например, порядок образования и управления деятельностью госучреждений определяется по постановлению правительства.

Форма собственности

Продолжая анализ нормативных положений, регулирующих деятельность казенных предприятий, можно провести определенную аналогию с юридическим статусом учреждений. В качестве первого критерия классификации выступает форма собственности. Она одинакова у всех государственных унитарных предприятий (включая созданные в МО) и учреждений. Этот общий признак указывает на единство целей образования этих юрлиц. И учреждения, и предприятия реализуют общефедеральные интересы, чем и обусловлены особенности и нормативного регулирования.

Учредители

В составе собственников для казенных учреждений и предприятий предусматривается общее ограничение. В первую очередь, как выше было сказано, учредитель должен быть один. В качестве него, в соответствии с нормативными предписаниями, может выступать или МО, или РФ, или регион.

Объем юридических возможностей

По этому критерию юрлица классифицируются в зависимости от круга прав, которыми они наделяются в отношении вверенного им имущества. При образовании субъекта ему должны быть переданы определенные юридические возможности. Имущественные права необходимы для осуществления нормальной самостоятельной деятельности в соответствии с целями создания. Эти материальные ценности, а также объекты, приобретенные в ходе работы, становятся (по общему правилу) собственностью субъекта. Исключением из этого положения являются казенные учреждения и предприятия. Собственник, передавая им материальные ценности, предоставляет юридические возможности с некоторыми ограничениями. В частности, субъекты вправе осуществлять оперативное управление. При остается основным собственником материальных ценностей. Это означает, что распоряжаться вверенным имуществом предприятия могут только с его согласия. Это в равной степени относится и к юрлицам, созданным по распоряжению органов территориальной власти.

Собственник

По ст. 20 ФЗ № 161, правомочия законного владельца имущества, переданного федеральному казенному предприятию, в вопросах создания, ликвидации, реорганизации осуществляет правительство. Прочие юридические возможности реализует как Высший исполнительный институт власти, так и другие госструктуры. С 1 декабря 2007 г. правомочиями собственника наделена также госкорпорация "Росатом". Правила, регламентирующие порядок реализации ею переданных юридических возможностей, устанавливаются ФЗ № 317. Соответствующее дополнение было внесено в закон № 161. От муниципального образования материальных ценностей, переданных казенному предприятию, реализуют местные органы власти в пределах их компетенции. Круг их юридических возможностей определяется нормативными актами, регламентирующими статус этих институтов.

Гражданско-правовое положение унитарных предприятий определяется ГК (§ 4 гл. 4, ст. 113-115), Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях» (далее - ФЗ о предприятиях), другими федеральными законами и подзаконными нормативными актами .

В ГК (ст. 113) закреплены следующие основные отличительные признаки унитарного предприятия.

  1. Унитарное предприятие является коммерческим юридическим лицом .
  2. Имущество, закрепленное за унитарным предприятием, не принадлежит ему на праве собственности .
  3. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
  4. Учредительный документ унитарного предприятия - устав.
  5. Органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо органом, уполномоченным собственником, и им подотчетен.
  6. Унитарные предприятия, в отличие от других организационно-правовых форм коммерческих орагнизаций, обладают специальной правоспособностью .

Унитарное предприятие является коммерческим юридическим лицом . Это позволяет распространять на унитарные предприятия правовой режим коммерческих организаций (предпринимателей) как в отношениях гражданского оборота (повышенный риск, ответственность независимо от вины, применение процедур банкротства и др.), так и в налоговых отношениях (налог на прибыль , на добавленную стоимость , на имущество и т.д.). В то же время извлечение прибыли в действительности не является главной целью унитарного предприятия. Уже при его создании может предполагаться невозможность извлечения прибыли (необходимость осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства и т.п.). В особенности же это относится к казенным предприятиям.

Имущество, закрепленное за унитарным предприятием, не принадлежит ему на праве собственности . Унитарное предприятие владеет, пользуется и распоряжается государственным либо муниципальным имуществом, закрепленным за ним на ограниченном вещном праве (хозяйственного ведения либо оперативного управления - ст. ст. 294-300 ГК). Это означает, что в процессе предпринимательской деятельности предприятие рискует не своим имуществом, лишь частично осуществляя ее тем самым на свой риск (оборотные средства и готовая продукция). Данное коренное отличие предприятия от иных коммерческих юридических лиц предопределяет и многие частные особенности правового положения предприятия в экономическом обороте: общее ограничение его гражданской правосубъектности (ст. 3 ФЗ о предприятиях), общие пределы распоряжения предприятием закрепленным имуществом (ст. 18 ФЗ о предприятиях), специальные запреты на совершение конкретных сделок по распоряжению этим имуществом (ст. 6 ФЗ о предприятиях), специальные ограничения на совершение отдельных видов сделок (ст. 6, 18, 22-24 ФЗ о предприятиях). За собственником сохраняются правомочия по отношению к имуществу унитарного предприятия: формирование, увеличение и уменьшение его уставного фонда (ст. 13-15 ФЗ о предприятиях), одобрение сделок (ст. 6, 18, 22-24 ФЗ о предприятиях), изъятие части прибыли (ст. 17 ФЗ о предприятиях). Кроме того, собственник в соответствии со ст. 20 ФЗ о предприятиях контролирует использование и сохранность принадлежащего предприятию имущества.

Имущество унитарного предприятия является неделимым . Неделимость имущества унитарного предприятия означает, во-первых, недопустимость распределения имущества по вкладам (долям, паям) между учредителями . Другими словами, у унитарного предприятия может быть только один учредитель. Во-вторых, закон налагает запрет на распределение имущества предприятия, и прежде всего уставного фонда, между его работниками. Наемные работники унитарного предприятия не только не могут входить в состав учредителей, но и вообще отстранены от процесса управления его имуществом, в том числе и от распределения его по итогам работы унитарного предприятия. Такие решения принимаются только собственником и органами управления унитарным предприятием.

Унитарные предприятия могут быть созданы только на базе государственной или муниципальной собственности , а это означает, что предоставление таким предприятиям ограниченных вещных прав является одним из способов осуществления права публичной собственности. Их учредителями поэтому могут быть только Российская Федерация , субъект Федерации или муниципальное образование. Возможность применения в отдельных случаях норм об унитарных предприятиях к иным организационно-правовым формам предпринимательской деятельности не следует расценивать как исключение из этого правила.

Виды унитарных предприятий . В ГК (ст. 113-115) различаются два вида унитарных предприятий: основанные на праве хозяйственного ведения и основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия). В соответствии с ч. 2 ст. 2 ФЗ о предприятиях в Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:

  • унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное предприятие;
  • унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Федерации, муниципальное казенное предприятие.

Организационное единство . Учредительным документом унитарного предприятия является его устав.

Устав утверждается уполномоченными государственными органами Российской Федерации, государственными органами субъекта Федерации или органами местного самоуправления .

Устав унитарного предприятия должен содержать:

  • полное и сокращенное фирменные наименования унитарного предприятия; указание на место нахождения унитарного предприятия; цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия;
  • сведения об органе или органах, осуществляющих полномочия собственника имущества унитарного предприятия;
  • наименование органа унитарного предприятия (руководитель, директор, генеральный директор);
  • порядок назначения на должность руководителя унитарного предприятия, а также порядок заключения с ним, изменения и прекращения трудового договора в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами;
  • перечень фондов, создаваемых унитарным предприятием, размеры, порядок формирования и использования этих фондов;
  • иные сведения, предусмотренные ФЗ о предприятиях.

Кроме вышеперечисленных сведений устав, в частности, должен содержать сведения о размере его уставного фонда, о порядке и об источниках его формирования, а также о направлениях использования прибыли.

Устав казенного предприятия должен содержать сведения о порядке распределения и использования доходов казенного предприятия.

Изменения в устав унитарного предприятия вносятся по решению государственного органа Российской Федерации, государственного органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, уполномоченных утверждать устав унитарного предприятия.

Изменения в устав унитарного предприятия вносятся в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Изменения, внесенные в устав унитарного предприятия или устав унитарного предприятия в новой редакции, подлежат государственной регистрации в установленном порядке (ст. 10 ФЗ о предприятии).

Изменения, внесенные в устав унитарного предприятия или устав унитарного предприятия в новой редакции, приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных ФЗ о предприятиях, с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.

Органы унитарного предприятия . Управление деятельностью унитарного предприятия осуществляется его единоличным руководителем - директором (генеральным директором). Руководитель унитарного предприятия назначается собственником имущества унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия подотчетен собственнику имущества унитарного предприятия.

Руководитель унитарного предприятия действует от имени унитарного предприятия без доверенности , в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от имени унитарного предприятия, утверждает структуру и штаты унитарного предприятия, осуществляет прием на работу работников такого предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры , издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном законодательством.

Руководитель унитарного предприятия организует выполнение решений собственника имущества унитарного предприятия.

Руководитель унитарного предприятия не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях , кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя, а также принимать участие в забастовках.

Руководитель унитарного предприятия подлежит аттестации в порядке, установленном собственником имущества унитарного предприятия.

Руководитель унитарного предприятия отчитывается о деятельности предприятия в порядке и в сроки , которые определяются собственником имущества унитарного предприятия.

В случаях, предусмотренных федеральными законами и изданными в соответствии с ними правовыми актами, в унитарном предприятии могут быть образованы совещательные органы (ученые, педагогические, научные, научно-технические советы и другие). Уставом унитарного предприятия должны быть определены структура таких органов, их состав и компетенция.

Правоспособность унитарного предприятия . Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Унитарное предприятие является юридическим лицом, а следовательно, правоспособным субъектом гражданского оборота: в соответствии со ст. 48 ГК оно может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Одно из отличий унитарного предприятия от всех иных юридических лиц, преследующих извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческих организаций), - специальная правоспособность, прямо предусмотренная законом для данной организационно-правовой формы, к какой бы сфере бизнеса ни относилась ее деятельность. В этом заключается принципиальное отличие унитарного предприятия от всех тех коммерческих юридических лиц, чья специальная правоспособность закрепляется их учредительными документами. Сделки унитарного предприятия, совершенные в нарушение специальной правоспособности, содержание которой обозначено его уставом, ничтожны, в то время как внеуставные сделки иных коммерческих юридических лиц оспоримы.

Принцип специальной (целевой) правоспособности унитарного предприятия означает, во-первых, что юридическое лицо создано для достижения определенных целей и имеет право заниматься лишь определенными видами деятельности; а во-вторых, что оно не вправе совершать действия, лишающие его возможности заниматься той деятельностью, для осуществления которой это юридическое лицо было создано. Наделение государственных юридических лиц специальной правоспособностью способствует решению тех экономических задач, для выполнения которых они учреждаются, и предотвращает ненадлежащее и бесконтрольное использование государственной (муниципальной) собственности.

Границы правоспособности унитарного предприятия . Закон закрепляет два важных общих ограничения правоспособности унитарного предприятия. Во-первых, унитарные предприятия не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности, определенным уставом предприятия. Такие сделки являются ничтожными на основании ст. 1681. Во-вторых, унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять уставную деятельность после совершения сделки. Это относится как к недвижимому, так и к движимому имуществу (ст. 18 ФЗ о предприятиях). В тех случаях, когда действия предприятия (в том числе и осуществленные в соответствии с требованиями п. 2 ст. 295 ГК РФ) по отчуждению или предоставлению в долгосрочное пользование другим лицам закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения движимого и недвижимого имущества, непосредственно участвующего в производственном процессе предприятия, приводят к невозможности использования имущества собственника по целевому назначению, соответствующие сделки недействительны по основаниям, предусмотренным ст. 168 ГК, независимо от того, совершены ли они с согласия собственника (уполномоченного им органа).

Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие). Данный запрет обусловлен тем обстоятельством, что создание дочерних предприятий приводило к перераспределению активов унитарного предприятия.

Отдельные виды деятельности, перечень которых определяется Федеральным законом, унитарное предприятие может осуществлять только на основании лицензии. К лицензируемым относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием (ст. 4 Федерального закона от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности»). Право на занятие такой деятельностью (а не возможность иметь права и обязанности, связанные с такой деятельностью) возникает после получения лицензии - специального разрешения на осуществление конкретного вида деятельности. Перечень видов такой деятельности может устанавливаться только законом. Он приведен в Федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ст. 17). Во исполнение данного Закона Правительством РФ утверждены специальные положения о лицензировании конкретных видов деятельности, определены федеральные органы, осуществляющие лицензирование, а также виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Федерации.

О разрешении заниматься лицензируемым видом деятельности (получении лицензии) унитарное предприятие обязано уведомить налоговую инспекцию (п. 3 ст. 84 НК РФ). Если лицензируемая деятельность является основной для предприятия, копия лицензии должна быть представлена в учреждение обслуживающего банка по месту открытия расчетного счета.

Имущественная обособленность . Имущество унитарного предприятия формируется за счет имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества; доходов унитарного предприятия от его деятельности; иных не противоречащих законодательству источников.

Право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию.

Особенности осуществления права хозяйственного ведения и права оперативного управления в отношении недвижимого имущества, находящегося за пределами Российской Федерации и являющегося федеральной собственностью, а также ценных бумаг , долей, паев в находящихся за пределами Российской Федерации юридических лицах, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

При переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения или право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

Право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию. Закрепление на праве хозяйственного ведения сопровождается передачей имущества и принятием его на баланс унитарного предприятия. Причем речь идет о самостоятельном балансе лица, фактически использующего это имущество в своей финансово-хозяйственной деятельности, а не сводном или каком-то ином балансе, выполняющем чисто учетные функции.

Особое значение в составе имущества имеет уставный фонд унитарного предприятия. Уставным фондом государственного или муниципального предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия.

Уставный фонд государственного или муниципального предприятия может формироваться за счет денег , а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку.

Размер уставного фонда государственного или муниципального предприятия определяется в рублях.

Размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда , установленных федеральным законом на дату государственной регистрации государственного предприятия.

Размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее чем 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда , установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия.

Федеральными законами или иными нормативными правовыми актами могут быть определены виды имущества, за счет которого не может формироваться уставный фонд государственного или муниципального предприятия.

В казенном предприятии уставный фонд не формируется.

Уставный фонд государственного или муниципального предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия.

Уставный фонд считается сформированным с момента зачисления соответствующих денежных сумм на открываемый в этих целях банковский счет и (или) передачи в установленном порядке государственному или муниципальному предприятию иного имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения (иного имущества, закрепляемого за государственными или муниципальными предприятиями на праве хозяйственного ведения), в полном объеме.

Самостоятельная имущественная ответственность . Унитарное предприятие, обладая гражданской дееспособностью , несет также и самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (ст. 7 ФЗ о предприятиях). Это связано с тем, что организационно-правовая форма коммерческого юридического лица служит задачам ограничения имущественных рисков его учредителя (учредителей) размерами переданного такому юридическому лицу (закрепленного за ним) имущества.

Обязательствами унитарного предприятия являются обязательства, в которых он выступает на одной из сторон - в качестве кредитора либо в качестве должника. Одни обязательства (права и обязанности) приобретаются им самостоятельно от своего имени (действия органов унитарного предприятия), другие - лицами, действующими от его имени в рамках уполномочия, закрепленного в доверенности (руководитель филиала или представительства), третьи - лицами, возлагающими на него обязательства в силу закона (ответственность за действия работников).

По своим обязательствам унитарное предприятие несет ответственность всем принадлежащим ему имуществом. Полную имущественную ответственность по своим обязательствам несут как унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, так и унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления.

Основным объектом, на которое обращается взыскание по требованиям кредиторов унитарного предприятия, являются его денежные средства на банковском счете и в кассе предприятия.

В соответствии со ст. 94 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве » в случае отсутствия у должника-организации денежных средств, достаточных для погашения задолженности, взыскание обращается на иное имущество, принадлежащее ему на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления (за исключением имущества, изъятого из оборота либо ограничиваемого в обороте), независимо от того, где и в чьем фактическом пользовании оно находится.

Унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества (Российской Федерации, субъекта Федерации, муниципального образования). Принцип самостоятельной имущественной ответственности означает раздельную ответственность унитарного предприятия и его учредителя. В силу этого унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества (Российской Федерации, субъекта Федерации, муниципального образования), а собственник унитарного предприятия соответственно не несет ответственности по обязательствам предприятия.

Российская Федерация, субъект Федерации, муниципальное образование не несут ответственности по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам. Российская Федерация, субъекты Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.

Фирменное наименование и другие средства индивидуализации . Индивидуализация унитарного предприятия связана с его признанием субъектом права (юридическим лицом). Она обеспечивается с помощью определенной совокупности юридических способов, обеспечивающих всем другим лицам возможность идентификации юридического лица и результатов его деятельности. К их числу относятся способы индивидуализации юридической личности - фирменное наименование, коммерческое обозначение, место нахождения, эмблема; способы индивидуализации результатов деятельности юридического лица - товарный знак, знак обслуживания, наименование мест происхождения товаров; способы индивидуализации документооборота юридического лица - печать, штампы, бланки.

Фирменное наименование является важнейшим средством индивидуализации унитарного предприятия в гражданском обороте. В соответствии со ст. 54 ГК юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование (п. 4 ст. 54 ГК). Наименование юридического лица должно быть указано в его учредительных документах (п. 3 ст. 54 ГК). В соответствии с этими требованиями унитарное предприятие должно иметь фирменное наименование, и это наименование должно быть указано в его уставе.

Полное фирменное наименование закрепляется в уставе унитарного предприятия (ст. 9 ФЗ о предприятиях) и фиксируется на круглой печати унитарного предприятия, на штампах и бланках документов (ст. 2 ФЗ о предприятиях). Его обязано иметь каждое унитарное предприятие. Напротив, сокращенное фирменное наименование присваивается предприятию и закрепляется в уставе по усмотрению учредителя. Но если оно имеется у предприятия, то нормативные акты определяют общие требования к использованию этого варианта наименования (ст. 2 и 9 ФЗ о предприятиях).

Фирменное наименование нормативными актами по бухгалтерскому учету не относится к нематериальным активам унитарного предприятия (см. приказ Минфина РФ от 27 декабря 2007 г. № 153н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов "» ПБУ 14/2007»). Предприятию принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации, в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе , на товарах или их упаковках. Распоряжение исключительным правом на фирменное наименование (в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования фирменного наименования) не допускается (ст. 1474 ГК).

Место нахождения предприятия имеет важное значение как для его индивидуализации, так и для целого ряда правоотношений , в которых участвует унитарное предприятие. Так, например, с местом нахождения кредитора связывается место исполнения денежного обязательства (ст. 316 ГК), с местом нахождения ответчика - подсудность заявляемого требования (ст. 28 ГПК, ст. 35 АПК). Налоговое законодательство связывает с местом нахождения юридического лица место постановки унитарного предприятия на учет в налоговых органах (п. 1 ст. 83 НК РФ).

Унитарное предприятие должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия. Печать унитарного предприятия может содержать также его фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке. Унитарное предприятие вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.

Место нахождения (адрес) унитарного предприятия определяется с учетом правил его государственной регистрации. Его адрес должен находиться на территории юрисдикции регистрирующего органа (в пределах его территориальной компетенции) и совпадать с адресом (местом нахождения) постоянно действующего исполнительного органа (директора) унитарного предприятия. Адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа (директора) должен указываться в заявлении о государственной регистрации унитарного предприятия (постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439 «Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требований к их оформлению»). Место нахождения унитарного предприятия указывается также в его уставе (ст. 52, 113 ГК). Таким образом, место нахождения унитарного предприятия не тождественно месту его регистрации, но определяется им.

Место нахождения (почтовый адрес) унитарного предприятия должно определяться с учетом законодательства о недвижимости : оно не может располагаться в жилом помещении, в случае использования чужого недвижимого имущество (не принадлежащего собственнику имущества предприятия) место нахождения предприятия должно быть согласовано с собственником и определяться зарегистрированным правом на чужое имущество.

Особенности учреждения, реорганизации и ликвидации . Гражданская правоспособность (способность иметь гражданские права и обязанности) унитарного предприятия возникает, как и у всякого другого юридического лица, в момент его создания (п. 3 ст. 49 ГК). Унитарное предприятие считается созданным как юридическое лицо со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц с особенностями, установленными ст. 10 ФЗ о предприятиях. Унитарные предприятия обычно создаются без ограничения каким-либо определенным сроком.

Учредителем унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.

Решение об учреждении федерального государственного предприятия принимается Правительством РФ или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов.

Решение об учреждении федерального государственного предприятия принимается Правительством РФ.

Решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Федерации или органом местно-го самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов.

Федеральное казенное предприятие учреждается решением Правительства РФ. Казенное предприятие субъекта Федерации учреждается решением органа государственной власти субъекта Федерации, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения.

Муниципальное казенное предприятие учреждается решением органа местного самоуправления, которому в соответствии с актами, определяющими статус этого органа, предоставлено право принятия такого решения.

Государственное или муниципальное предприятие может быть создано в случае:

  • необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;
  • необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;
  • необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;
  • необходимости осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации;
  • необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей безопасность Российской Федерации;
  • необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.

Казенное предприятие может быть создано в случае:

  • если его создание предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации;
  • если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для федеральных государственных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципального образования;
  • необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения безопасности Российской Федерации, функционирования воздушного, железнодорожного и водного транспорта, реализации иных стратегических интересов Российской Федерации;
  • необходимости осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным государством ценам в целях решения социальных задач;
  • необходимости разработки и производства отдельных видов продукции, обеспечивающей безопасность Российской Федерации;
  • необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;
  • необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;
  • необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий.

Решение об учреждении унитарного предприятия должно определять цели и предмет деятельности унитарного предприятия.

Порядок определения состава имущества, закрепляемого за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, а также порядок утверждения устава унитарного предприятия и заключения контракта с его руководителем устанавливается Правительством РФ, уполномоченными органами государственной власти субъектов Федерации или органами местного самоуправления.

Реорганизация унитарного предприятия может быть осуществлена в форме:

  • слияния двух или нескольких унитарных предприятий;
  • присоединения к унитарному предприятию одного или нескольких унитарных предприятий;
  • разделения унитарного предприятия на два или несколько унитарных предприятий;
  • выделения из унитарного предприятия одного или нескольких унитарных предприятий;
  • преобразования унитарного предприятия в юридическое лицо иной организационноправовой формы в предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами случаях.

Унитарные предприятия могут быть реорганизованы в форме слияния или присоединения, если их имущество принадлежит одному и тому же собственнику.

Не является реорганизацией изменение вида унитарного предприятия, а также изменение правового положения унитарного предприятия вследствие перехода права собственности на его имущество к другому собственнику государственного или муниципального имущества (Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию).

В случае изменения вида унитарного предприятия, а также передачи имущества унитарного предприятия другому собственнику государственного или муниципального имущества (Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию) в устав унитарного предприятия вносятся соответствующие изменения.

Передача имущества считается состоявшейся с момента государственной регистрации внесенных в устав унитарного предприятия изменений.

В случае если иное не предусмотрено Федеральным законом, имущество унитарных предприятий, возникших в результате реорганизации в форме разделения или выделения, принадлежит тому же собственнику, что и имущество реорганизованного унитарного предприятия.

При преобразовании казенного предприятия в государственное или муниципальное предприятие собственник имущества казенного предприятия в течение шести месяцев несет субсидиарную ответственность по обязательствам, перешедшим к государственному или муниципальному предприятию.

Унитарное предприятие считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

При реорганизации унитарного предприятия в форме присоединения к нему другого унитарного предприятия первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении присоединенного унитарного предприятия.

Унитарное предприятие не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации обязано уведомить в письменной форме об этом всех известных ему кредиторов унитарного предприятия, а также поместить в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о таком решении. При этом кредиторы унитарного предприятия в течение 30 дней с даты направления им уведомления или в течение 30 дней с даты опубликования сообщения о таком решении вправе в письменной форме потребовать прекращения или досрочного исполнения соответствующих обязательств унитарного предприятия и возмещения им убытков.

Государственная регистрация вновь возникших в результате реорганизации унитарных предприятий, внесение записи о прекращении унитарных предприятий, а также государственная регистрация внесенных в устав изменений и дополнений осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц, только при представлении доказательств уведомления кредиторов в порядке, установленном п. 7 ст. 29 ФЗ о предприятиях.

Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного унитарного предприятия, вновь возникшие унитарные предприятия несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного унитарного предприятия перед его кредиторами пропорционально доле перешедшего к ним имущества (прав) реорганизованного унитарного предприятия, определенной в стоимостном выражении.

Порядок ликвидации унитарного предприятия определяется ГК, ФЗ о предприятиях и иными нормативными правовыми актами.

Унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению собственника его имущества.

Унитарное предприятие может быть также ликвидировано по решению суда по основаниям и в порядке, которые установлены ГK и иными федеральными законами.

Ликвидация унитарного предприятия влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

В случае принятия решения о ликвидации унитарного предприятия собственник его имущества назначает ликвидационную комиссию.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами унитарного предприятия. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого унитарного предприятия выступает в суде.

В случае если при проведении ликвидации государственного или муниципального предприятия установлена его неспособность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, руководитель такого предприятия или ликвидационная комиссия должны обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании государственного или муниципального предприятия банкротом.

Существует довольно большое количество форм собственности. Унитарные и казенные предприятия являются одновременно и важными для экономической жизни, и малоизвестными широкому обывателю. Поэтому в рамках данной статьи этот недочет будет исправлен.

Общая информация

Предприятие казенное является государственным деятельности. В чём заключается его особенность? Дело тут в том, что они принадлежат «казне» державы. Это значит, что эти фирмы подпадают под управление правительства. Посредственно или прямо оно может влиять на очень большое количество вопросов, среди которых: ценовая политика, финансовое стимулирование работников, директивное планирование и иные моменты.

Предприятие казенное занимается тем, что заключает договоры с различными организациями относительно поставок товаров, которые покрывают нужды государства. Последнее для них предоставляет финансовую помощь, льготы в вопросе госзакупок, даёт защиту от банкротства и много чего другого. Несмотря на то что предприятие казенное функционирует в условиях жесткой дисциплинарной ответственности (теоретически), говорить о его экономической эффективности не приходится. По сути, как правило, такие фирмы вытеснены из рыночной системы. Они являются бюджетными субъектами экономической деятельности.

Практическая реализация

Как же работает государственное казенное предприятие? Первоначально следует отметить, что на поддержку таких организаций идёт довольно значительная часть бюджета. Эффективность использования средств во многом зависит от используемой системы управления. Сейчас наметилась тенденция к сведению количества данного типа субъектов экономической деятельности к разумному минимуму.

Реалии Российской Федерации

Законодательной базой в нашей стране является закон «О реформе государственных предприятий». Управляет субъектом экономической деятельности тот орган власти, что утвердил состав. При этом следует отметить, что непосредственный руководитель учреждения или предприятия всё же обладает определённой самостоятельностью. Поэтому назвать его придатком для государственного аппарата нельзя.

Так, типичное федеральное казенное предприятие имеет преференции. Например, на нем применяется конкурсная система подбора кадров на наиболее высокие должности. Кроме того, тут используется независимая экспертная оценка деятельности, а важные решения часто принимаются коллегиально. При отраслевом органе также создаётся совет, комитет или комиссия по управлению. Это самый эффективный подход благодаря тому, что позволяет экономить на организационных тратах и одновременно контролировать деятельность создаваемого субъекта.

А что ещё?

Предусмотрено, что такие субъекты экономической деятельности должны иметь в своём названии слова: «федеральное» или «муниципальное казенное предприятие». Кроме того, должно быть указание собственника имущества. Такие фирмы обязаны находиться в месте своей государственной регистрации.

Также каждое предприятие казенное должно обладать почтовым адресом. Если он меняется, то следует уведомлять орган, который занимается государственной регистрацией юридических лиц. Управление казенными предприятиями может осуществляться и на самом высоком уровне, если они выпускают продукцию чрезвычайной важности. Также следует отметить отличия, которые есть внутри рассматриваемой группы субъектов экономической деятельности.

Унитарное предприятие

Какая здесь особенность? Так называют федеральное казенное предприятие, что базируется на Его правовое положение довольно специфично. Так, с одной стороны, оно создано для того, чтобы выполнять определённую работу, оказывать услуги, производить продукцию, то есть совершать коммерческую деятельность. С другой - хозяйственная активность может быть осуществлена за счет использования бюджетных средств, что выделяются федеральной казной.

Таким образом, унитарное предприятие является специфическим юридическим лицом, которое занимает промежуточное место между не/коммерческой организацией. Правда для недопущения злоупотребления в данном случае такой субъект экономической деятельности может быть создан только посредством решения правительства Российской Федерации. И только на базе имущества, что находится в федеральной собственности.

Федеральные казенные заводы

Давайте рассмотрим ещё такой вид. Федеральные казенные заводы создаются для решения конкретных задач (например, производства танков). Также они могут реорганизовываться на базе уже существующих мощностей. В последнем случае законодательством запрещается сокращать количество рабочих мест и отказываться принимать сотрудников, которые были здесь до изменений. Также нельзя передавать иным лицам. При этом законодательством обговорено, что оно может быть отчуждено только с согласия управляющего органа, который инициировал создание казенного учреждения. Также последнее обязано:

  1. Предоставлять отчетность согласно установленным формам.
  2. Руководитель несёт персональную ответственность за результат хозяйственной деятельности возглавляемого ним субъекта экономики.
  3. Федеральные средства обязаны быть использованы исключительно по своему целевому назначению.
  4. Оговариваются виды деятельности, а также порядок распределения полученной прибыли.

Специфика

Если говорить о непосредственном руководстве казенным предприятием, то эта задача возложена на плечи директора. Он действует на принципе единоначалия. Назначить и освободить его от занимаемой должности может только тот федеральный орган правительства, что занимался утверждением его состава. При этом РФ несёт по обязательствам такого субъекта экономической деятельности субсидиарную ответственность.

Иными словами - государство берёт на себя все риски, что возникают в связи с деятельностью предприятия. В дополнительном порядке Российская Федерация отвечает за его долги своим имуществом. А это значит, что из-за деятельности одного предприятия оно может быть взыскано. Следует отметить также и то, что реорганизация и ликвидация могут осуществляться только правительством Российской Федерации.

Примеры казенных предприятий

Где же задействованы подобные структуры? С какими конкретными целями они создаются? Обычно государство разворачивает свою деятельность в тех сферах, которые представляют стратегическое значение для его существования или же попросту не интересуют инвесторов, но являются важными.

В качестве примера можно привести область исследования космоса. На всей планете существует только одна частная компания, которая занимается постройкой космических кораблей. Основной массив всей работы проводится именно государственными или союзническими (когда объединяется несколько стран) структурами. Увы, но говорить здесь о получении значительных быстрых прибылей не приходится. Поэтому для большинства предпринимателей эта сфера не представляет интерес.

Из стратегических секторов следует отметить сельское хозяйство и оборонную промышленность. От первого зависит удовлетворение самых базовых потребностей населения страны. И в случаях перебоев поставок пищевой продукции можно будет уверенно говорить о приближении голода и человеческих потерь. Поэтому сельское хозяйство поддерживается всеми государствами, которые хотя бы самую малость беспокоятся о своей безопасности. Здесь не только создаются большие предприятия и существуют жесткие условия, но и оказывается различная стимулирующая поддержка. Одновременно оборонная промышленность сконцентрирована практически полностью на казенных предприятиях для того, чтобы в случае конфликта противник не смог подорвать снабжение армии через экономическую диверсию.

Заключение

Как видите, государственные казенные предприятия обладают довольно значительной важностью в вопросе поддержания деятельности страны. На случай голода организован госрезерв - специальная структура, которая занимается формированием запаса пищи. И подобных примеров можно привести большое количество. Хотя в рамках статьи практически всё внимание было уделено Российской Федерации, другие государства тоже действуют подобным образом.

Вопрос тут только в том, какое внимание уделено этому аспекту. Так, показателем активности предполагаемых покупок нефти в мире считается стратегический запас этого ресурса в Соединённых штатах Америки. Нормой считается состояние, когда есть больше 600 миллионов баррелей. Если показатель будет меньше этого числа, на рынок выйдет новый крупный игрок, который будет её массово скупать.

КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

унитарные государственные (федеральные) предприятия, обладающие правом оперативного управления на закрепленное за ними имущество. К.п. могут создаваться только на базе федеральной собственности по решению федерального правительства в случаях, предусмотренных законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях (п. 1 ст. 115 ГК РФ). К ним, в частности, относятся предприятия. осуществляющие производство некоторых видов оборонной\"продукции, и предприятия исправительных учреждений. К.п. реорганизуются и ликвидируются также по решению федерального правительства (п.6 ст. 115 ГКРФ).

К.п. - разновидность унитарных предприятий. В отличие от предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, К.п. на закрепленное за

ним имущество собственника приобретает право оперативного управления, которое по содержанию совпадает с аналогичным правом финансируемых собственниками учреждений (ст. 296 ГК РФ). К.п. распоряжается закрепленным за ним движимым и недвижимым имуществом только с предварительного согласия собственника (в лице уполномоченного органа федеральной исполнительной власти). Лишь произведенную продукцию оно вправе реализовать самостоятельно, однако законом или иными правовыми актами могут быть установлены специальные ограничения (п. 1 ст. 297 ГК РФ). Собственник определяет и порядок распределения.доходов К.п. Он вправе без согласия К.п. изъять у него излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

Важная особенность гражданско-правового статуса К.п. - субсидиарная ответственность РФ (собственника имущества) по обязательствам К.п. (в силу чего оно не может быть объявлено банкротом). Однако такая ответственность наступает лишь при недостаточности всего имущества К.п. для удовлетворения требований кредиторов (п. 5 ст. 115 ГК РФ). Этим оно отличается от некоммерческих учреждений, по долгам которых собственники отвечают уже при недостатке находящихся в распоряжении учреждений денежных средств, и от унитарных предприятий, по долгам которых их собственники не несут субсиди-арной ответственности. В остальном на К.п. распространяются общие правила об унитарных государственных предприятиях.

Суханов Е.А.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ" в других словарях:

    Казенное предприятие

    Казенное предприятие - (state owned unitary enterprise) — Казенное предприятие, а также учреждение, ведущее некоммерческую деятельность, обладают правом оперативного управления. В соответствии со ст. 296 ГК РФ они осуществляют в отношении закрепленного за… … Экономико-математический словарь

    казенное предприятие - Казенное предприятие, а также учреждение, ведущее некоммерческую деятельность, обладают правом оперативного управления. В соответствии со ст. 296 ГК РФ они осуществляют в отношении закрепленного за ними имущества (в пределах, установленных… … Справочник технического переводчика

    КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ Юридическая энциклопедия

    Юридический словарь

    Казенное предприятие - см. Право оперативного управления; Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления … Энциклопедия права

    Один из видов государственных предприятий. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

    Казенное предприятие - Разновидность унитарного предприятия. Является коммерческой организацией. Казенное предприятие может быть образовано в случаях, предусмотренных законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, по решению Правительства Российской… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

    КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ - в соответствии со ст. 115 ГК в случаях, предусмотренных законодательством об унитарных предприятиях, по решению Правительства Республики Беларусь на базе имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь, может быть образовано унитарное … Юридический словарь современного гражданского права

    В соответствии с гражданским законодательством РФ унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления. Согласно ст. 115 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, по решению… … Энциклопедический словарь экономики и права

    казенное предприятие - по гражданскому законодательству РФ унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления. Согласно ст. 115 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, по решению Правительства… … Большой юридический словарь