У многих людей возникает вопрос: «Была ли у Адама жена до Евы»? Чтобы разобраться с этим вопросом, нужно решить для себя, веришь ли ты в то, что человека создал Бог.

Если твой ответ «да», то основа нашего исследования будет Библия. Это единственный источник, открывающий нам истину.

Библия - это Божье слово, то слово, которое записано Духом Божьим и в котором раскрывается план Создателя. Для чего Он создает человека, какая у него цель, предназначение и какое будущее его ждет.

Бог обладает всей мудростью, Он самый лучший планировщик. Он держит свое слово и исполняет его. Все, что делает Творец, имеет смысл и значение.

Порой мы смотрим на вещи с позиции слов окружающих нас людей, но не все, что мы слышим, является правдой и истиной. Чтобы узнать истину, нужно смотреть на первоисточник - слово самого Бога, и воспринимать картину происходящего в целом.

Первая жена Адама: план Создателя о первой женщине

Итак, Господь создал человека (Адама) по образу и подобию Своему. Одного человека (!), а не несколько.

Бог вылепил его тело из глины земной, вдохнул в него жизнь, и человек стал душою живою. Так для чего же Бог создал Адама? Библия говорит об этом — для того, чтобы общаться с человеком, чтобы он был похож на Владыку — для владычествования над землей, управления всем, над чем поставил его Господь.

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. (Быт. 1:27-28)

В Адаме были и мужские и женские качества. Бог не создавал отдельно женщину из той же глины, Он сотворил ее из ребра Адама, тем самым отделив женские качества. Впоследствии ей дано будет имя Ева («мать всех живущих») самим Адамом. Именно она и была первой женщиной на земле.

И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. (Быт. 2:21-23)

И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих. (Быт. 3:20)

Эти события произошли в Эдемском саду и все было бы хорошо, если бы Адам не ослушался Бога, за что и был изгнан из сада вместе с Евой.

Наличие других жен

Первой, и единственной, женой Адама была Ева. О наличии других людей в саду и за его пределами Библия ничего не говорит. Да это и лишило бы план Бога всякого смысла.

Бог не создавал людей по принципу конвейера. Для Него достаточно одно уникальное создание, к тому же в Адаме (в потенциале) было все человечество, за свободу от греха которого Создателю пришлось заплатить в будущем очень высокую цену.

Также как и в семечке яблока содержится информация о яблоне и о ее садах, так и в семени человека содержится информация о человеке и обо всем человечестве.

После грехопадения человек (и все человечество в нем) потерял славу, в которую он был одет. Было утрачено общение с Творцом и владычество над землей, та будущность, которую приготовил ему Господь.

Приготовленный до сотворения

Господь знал, что человек не устоит перед грехом, и поэтому приготовил Спасителя (Иисуса Христа) еще до сотворения земли.

Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас. (1Пет. 1:18-20)

Христос пришел, чтобы искупить все человечество от рабства греха. И любой, кто признает себя грешником и принимает Христа в свое сердце — вновь примиряется с Богом. И каждое дитя Божье наследует вечную жизнь с Творцом, Который даст вкусить от еще одного дерева — дерева «ЖИЗНИ».

Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. (Книга Откровения 22:14)

Наличие других людей, мужчин или женщин, кроме Адама и Евы лишило бы Божий план всякого значения. Бог не является Богом хаоса, но порядка.

Посмотрите на все, что Он создал — в этом есть смысл. Во всем творении Создателя видна Его рука. Мы сами похожи на Него — создаем вещи, имеющие предназначение.

Но никто не может оживить ни одно изделие рук человеческих. Это делает только Творец — на то Он и Бог.

Имя Лилит происходит от слова "Лайла”-ночь (AlNavy: иврит), переводя при этом "Лилит” как "ночная” (AlNavy: Лейлит, если быть точным). Существует два начала легенды о первой жене Адама. Оба начала исходят из различных трактовок Ветхого Завета, вернее, самой первой его книги – Бытия.

Итак, на шестой день Бог решил сотворить человека по образу и подобию своему. Слово "человек” в древнееврейском оригинале написано как "Адам”, которое произошло от слова "Адама” (AlNavy: земля). Слово "Адам” относится не только к мужчине, но и к женщине. Вот что говорится дальше: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их” (Быт. I, 27). То есть уже на шестой день были сотворены и Адам, и жена его, Лилит, так как Ева была сотворена из ребра Адама уже после завершения всего творения (Быт. II, 22). По второй версии, сначала был создан только Адам, а уже гораздо позже, в качестве помощника первому человеку после произнесенных слов "не хорошо быть человеку одному” (Быт. II, 18), была сотворена Лилит, причем в этом случае она занимает место Евы в ветхозаветной традиции книги Бытия.

Я не лягу под тебя, только наверху, - ответил Адам. – Потому что ты подходишь только в низшей позиции, а я должен быть в высшей.

Мы оба равны, [потому что оба созданы из земли]. Я не стану покоряться тебе.
- Я создан по образу Элоима (AlNavy: Элоим-Бог (иврит)) и не могу унизиться до твоего уровня. Ты не что иное, как одна из многих тварей в поле. Ты создана мне в помощь, так и останется.

Однако Лилит этого не оставила; она отправилась к Яхве (AlNavy: или Иегова- Создатель (иврит)). Лилит использовала все свое мастерство, чтобы обольстить Создателя, и последний, известный своей добротой к женщинам, открыл ей свое истинное Заповедное имя. Узнав его, Лилит произнесла имя и мгновенно улетела из Эдемского сада от Адама навсегда.

Лилит поселилась в пещере на берегу Красного моря, где и живет до сих пор.

Она занималась любовью с демонами и породила многие тысячи детей за достаточно короткий период времени. Поэтому мир наполнился демонами, а Лилит стала называться Матерью Демонов, а став женой Асмодея, Царя Демонов, ее прозвали Младшей Лилит (об имени "Старшая Лилит” речь пойдет далее).

Тем временем Адам, раскаявшись в том, что Лилит оставила его, пришел к Яхве и взмолился:

О, Владыка Вселенной, женщина, которую ты дал мне, ушла от меня.

Яхве согласился с тем, что создание Эдемского сада не может так легко покинуть Царство, и немедленно послал трех ангелов – Сеноя, Сансеноя и Семангелофа, – чтобы они схватили и привели Лилит обратно Адаму.

Если она согласится вернуться, то все будет хорошо, - сказал Яхве Адаму.– А если нет, то она обязана согласиться, чтобы ежедневно умирало сто ее детей.

Три ангела нашли Лилит в пещере. Они потребовали именем Яхве, чтобы Лилит вернулась к Адаму, и сказали, что если она откажется, каждый день они будут убивать по сотне ее отпрысков-демонов, пока она не согласится вернуться. Но Лилит не согласилась, тогда ангелы сказали, что утопят ее в море.

Оставьте меня! – отвечала она. – Разве вы не знаете, что меня создали для того, чтобы я насылала слабость на маленьких детей? Я имею власть над ними с момента их рождения и до тех пор, пока им не исполнится восемь дней, если это мальчики, или двадцать, если это девочки.

Она также обещала нападать на матерей в период родов и даже на мужчин во время сна, чтобы красть их сперму для зачатия новых демонов на замену убитых ангелами.

После этих слов ангелы хотели утопить Лилит, но она стала умолять их сохранить ей жизнь, поклявшись, что она не причинит зла тем детям, которые будут защищены амулетом или камеей, на которых будут написаны имена Сеноя, Сансеноя и Семангелофа или же изображены их лица или очертания. [Здесь необходимо отметить, что найденные талисманы подобного рода гораздо древнее документа "Алфавит Бен Сиры”. Талисманы вешались на дверь или над дверью и на них были изображены ангелы и написана фраза на иврите: "Сеной, Сансеной и Семангелоф! Адам и Ева! Изгоните Лилит!” На некоторых талисманах также писалось имя ангела того моря, которому клялась Лилит не трогать детей, защищенных талисманом.] Ангелы сохранили жизнь Лилит, но каждый день умирала сотня ее детей, как и обещал Яхве.

Однако на мучении детей Лилит не остановилась и решила мстить Адаму. Для этого своей жертвой она избрала Еву – новую жену первочеловека. С точки зрения христиан, вкусить запретный плод с Дерева познания Добра и Зла Еву соблазнил Сатана, но более точно было бы сказать, что это сделали Лилит и Самаэль(AlNavy: или Сатана). Трудно сказать, когда Лилит стала одной из четырех жен Самаэля. Однако, став ею, она начала олицетворять пассивное начало материи, активным началом которой является Самаэль. В качестве жены последнего она стала называться Старшей Лилит. Возле Дерева появилась Лилит в обличии змеи, но голос, искушавший Еву, исходил от Самаэля. Последствия известны всем: Адам и Ева были изгнаны из рая.

Но и на этом Лилит не успокоилась. Она стала являться Адаму во снах, соблазняя его к зачатию все новых и новых демонов, которых стали звать "лил ин” или Шедим (или Сиддим) (AlNavy: Черти - иврит), которые стали странствовать по миру в качестве злых духов, преследуя мужчин и насылая на них чуму, болезни и страдания. Существует версия, что Ева в это же время страдала от подобной участи – в руках Самаэля, от которого родила Каина. [Интересно, что в одном из важнейших гностических документов Наг-Хаммади "Апокрифе от Иоанна” Еву осквернил Иалдабаоф, протоархонт, сопоставляемый с Дьяволом и Яхве одновременно. От этого "брака” Ева родила Авеля и Каина.] Естественно, от рук Лилит стали страдать не только взрослые, но и дети: она пьет кровь новорожденных и высасывает мозг из костей.

Грех Лилит в глазах Иеговы и его народа усугубляется еще и тем, что она отвращала сынов Израиля от пути истинного, заставляя их прелюбодействовать с ней во сне, тратя понапрасну сперму (за что был наказан Онан).

Самый распространенный образ Лилит– это красивая девушка с длинными волосами и крыльями. Ее ступни иногда изображаются, как ноги совы. Лилит также изображают наполовину как женщину, наполовину как змею. (Именно так изобразил Лилит в Сикстинской Капелле Микеланджело.)

Необходимо заметить, что одним из способов борьбы иудеев с верой в Лилит было тотальное игнорирование ее имени. Имя "Лилит” встречается в Ветхом Завете лишь однажды, в Книге пророка Исайи (XXXIV, 14): "…там будет отдыхать ночное привидение и находить себе покой”. В оригинале стоит слово "Лилит”, однако новые толкователи (не неподверженные христианской морали) склонны переводить "Лилит” как "ночное привидение” (AlNavy: Как уже было сказано- на самом деле "Лилит"- просто "ночная" на иврите).

Несмотря на то, что Лилит была женой Асмодея и Самаэля, а также матерью Ахримана, демоница по имени Махлат и ее дочь Аграт (ее еще называли Аграт Бат-Махлат (AlNavy: Аграт- дочь Махлат (иврит)) постоянно враждовали с Матерью всех демонов. Лилит обладала войском, в которое входило 480 легионов злых духов и ангелов-разрушителей, а у Махлат было 478 легионов злых духов. Когда они заняты войной меж друг другом, молитвы Израиля достигают Небес, потому что главные обвинители людей отсутствуют. По средам и субботам Аграт, дочь Махлат, путешествует по воздуху в колеснице в сопровождении ста восьмидесяти тысяч злых духов.

Каббалисты, чьи идеи во многом развились под влиянием "Зогара” – монументальной мистической книги раввина Моисея Леона (кстати знакомого с "Алфавитом Бен Сиры”) – немного по-другому смотрят на историю Лилит. Их трактовка оставила позади мифологический и даже религиозный аспекты Лилит. Для того чтобы понять, что каббалисты имели в виду, необходимо вспомнить немного истории, а именно то, что в 70 г. н.э. был разрушен Второй Храм. Почему это так важно, становится ясно из идеи о том, что каббалисты видели баланс мира в Святом Браке Адоная (AlNavy: Адонай- Господь (иврит)) и Шехины, которая символизировала собой народ Израиля, а также женскую ипостась самого Адоная. Существовало только одно место, где Адонай и Шехина соединялись, дабы через их Божественную Любовь на мир распространялся свет добра. Этим единственным святым местом был Храм Соломона (Второй Храм). Но Храм, как мы знаем, был разрушен, а его сокровища распространились по языческим странам. Вместе с этим Адонай и Шехина лишились единственного места, где могли встречаться, и Адонай исчез из мира. Оставшись без покровительства Бога, Шехина была похищена язычниками, которые постоянно насиловали ее.

Этим символизировалось рассеяние евреев по миру, прежде всего по Азии, Европе и Африке, где иудеи встречали недружелюбное отношение со стороны представителей других религиозных убеждений.

Однако Адонай не мог оставаться без женской половины, иначе это бы вызвало вселенский диссонанс. Тут на сцене появляется Лилит, занявшая место супруги Адоная, но она никогда не была действительной любовью Бога, скорее она стала его наложницей. В этом отношении Лилит представляла собой прямую противоположность Шехины, будучи символом Вавилона, язычников, захвативших народ Израиля. Получилось так, что, несмотря на сохранение единства мира, часть Божественной сущности была поражена злом, и зло получило колоссальное влияние на мир. С одной стороны может показаться удивительным, как Лилит прошла развитие от жены первочеловека Адама к образу бытового злого демона, как, побывав женой Асмодея и Самаэля, Лилит стала супругой самого Адоная, но, с другой стороны, такой прогресс стал возможен из-за крайней символичности ее образа, из-за того, что, будучи весьма ярким архетипом, она смогла вместить в себя огромное количество черт, как негативного, с точки зрения Закона Моисея, характера, так и позитивного, с точки зрения простых человеческих нужд.

Возвращаясь к каббалистическому осмыслению Лилит- Зло, отождествляемое с ней, не могло властвовать в мире вечно. Например, по субботам Лилит не могла оставаться с Адонаем и уходила в пустошь, где кричала от боли, пока день отдохновения не кончался. Именно в субботу есть возможность победить зло в лице Лилит, не дав ей вернуться к Адонаю и воссоединив последнего "в эсхатологическом событии избавления” с Шехиной, его истинной супругой.

Декабрь 31, 2017 0:58

Св. Писание, книга Бытие, глава 1, стихи 27, 28:
“И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.”

Св. Писание, книга Бытие, глава 2, стихи 18 – 23:
“И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.
Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.
И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.
И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию.
И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.
И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа.”

Сам собою возникает вопрос: а куда же вдруг подевалась та первая женщина, которая, согласно стиху 27 главы 1, была сотворена одновременно с Адамом, и которая вместе с Адамом получила то первое благословение Божие, которое приведено в следующем, 28-м стихе 1-й главы? Ведь это первое благословение Божие было дано двоим, а не одному Адаму (*”И благословил их Бог, и сказал им Бог” — употреблены местоимения множественного числа: “их”, “им”, а не единственного: “его”, “ему”, которые должны были бы быть употреблены, если бы это благословение Адам получил один*) , и дано оно было ещё прежде того, как Адам нарёк имена всем животным: т.к. в этом первом благословении Адам и та, сотворённая одновременно с ним, первая женщина получили, помимо всего прочего, власть над всеми животными, дающую право нарекать им имена (*ибо, как известно, нарекать имя другому может только тот, кто имеет над ним полную власть*) — а значит, это первое благословение, данное не одному только Адаму, а “им”, т.е. двоим или более личностям, дано было ещё прежде сотворения Евы из адамова ребра: так кто же была та, которая получила это первое благословение вместе с Адамом, и почему о её дальнейшей судьбе ничего не сказано во всём Св.Писании и даже её имя нигде в нём не названо? (*слово “lilith” в книге св.пророка Исайи, по-видимому, является нарицательным, а не именем собственным — по крайней мере, оно там никак не соотнесено с той первой женщиной, которая, согласно стихам 27 и 28 первой главы книги Бытия, была сотворена одновременно с Адамом и вместе с ним получила первое Божие благословение*) . Невольно возникает такое предположение, что все сведения об этой первой женщине и даже само её имя были преднамеренно исключены и стёрты из всех текстов Св.Писания, чтобы таким образом истребить всякое упоминание о ней и скрыть от людей сам факт её существования — и только лишь в тех самых стихах 27 и 28 первой главы книги Бытия остался невнятный и малозаметный намёк на её существование.

Мало кто знает, что Ева не является первой женщиной Адама. Ее предшественницей, согласно учению кабалы, древнееврейским учениям и христианским апокрифам, была Лилит – демоническое мифологическое существо, созданное из глины и низвергнутое с небес.

Сотворив Лилит, Бог отдал ее, словно вещь, в распоряжение Адаму, с чем она, будучи настоящей женщиной, смирится не смогла. Лилит имела своенравный характер. Она не захотела покориться, стать рабой своего мужчины, так как имела самоуважение, собственные взгляды, мнение и мировоззрение. Еще она была очень красивой и имела страсть к приключениям и свободолюбие.

Причина всех бед – своенравие

Причина разногласия, возникшего между Лилит и Адамом, по версии феминисток, лежит в сексуальных предпочтениях. Во время соития женщина, якобы, захотела быть сверху своего мужчины, на что тот согласиться никак не мог. Поэтому он пожаловался на свою своенравную жену Творцу. А тот за такое ослушание и норов очень разгневался на Лилит.

Опасаясь ярости Бога, Лилит бежала из Эдема. Женщина произнесла секретное имя Создателя и обрела его силу, она смогла подняться в воздух и понеслась над водной гладью. Однако ее преследовали. Догнав Лилит, три Ангела – Божьих посланника, наказали ее за ослушание и гонор. Существует три версии кары за непослушание, которую понесла женщина. Согласно первой она стала чувствовать все муки сотен родных детей, которые умирали ежедневно. Следующая гипотеза гласит, что Лилит отныне не могла родить ребенка. Но она была не совсем бесплодной, производя на свет лишь демонов. Последняя теория – красавицу-Лилит просто изуродовали.

Ее спасителем стал падший ангел Самаэль, впоследствии ставший Люцифером. По одной из версий, Лилит спустилась в подземный мир и стала женой самого Сатаны. Так же, как и этот демон, Лилит жаждет возмездия, являясь воплощением вселенского зла.

Представьте себе разъярённую женщину, которую неоднократно обижали мужчины. Страшно? Вот именно такой ужасающей и предстает перед нами мифологическая Лилит – воплощение всего темного, образ которой часто демонстрируется в сопровождении со змеями. И в этой демонице наиболее ярко и полноценно раскрыто негативное женское начало: мстительное, злопамятное.

Согласно семитских учений, она – покровительница ночных духов, которая соблазняла представителей сильного пола, а после издевалась над ними. Женщин же и детей эта безжалостная королева адских демонов уничтожала.

А была ли Лилит?

Возникновение мифа о существовании Лилит ученые относят к временам, когда матриархальный строй сменялся патриархальным. И возможно, существование подобного рассказа было необходимо для того, чтобы показать всю пагубность доминирующего поведения женщины.

В течение веков легенда и Лилит трансформировалась. Но каждый раз этой демонице приписывались самые отвратительные поступки и жестокие злодеяния: пожирание детей, порча рожениц, умерщвление своих любовников, соитие с демонами.

Покорная Ева, созданная из ребра Адама, является как бы противоположностью своенравной, гордой, свободной Лилит. Возможно именно по причине непокорности, неповиновения Господу, из религиозных учений христиан и мусульман был убран образ Лилит. В последнее время находится все больше источников, свидетельствующих о существовании мифологического образа первой женщины Адама – Лилит.

Женщина многие века была загадкой. Она Мать и она же Смерть. Она и Дева и Старуха, и Богиня и дьяволица... Древняя, как мир, история, о свободной женщине переходит из одного древнего затерянного свитка в другой, из уст в уста, трансформируясь и видоизменяясь, но по сути своей остается неизменной...

Лилит была первой женой Адама

В древних апокрифичных Библиях сохранилось упоминание о ней, но в канон эта история не вошла. Ева же была создана внешней копией Лилит, но послушной и доброй женой. Сделанная из ребра, она была совсем не похожа на сотворенную из огня Лилит, которая была непокорной, своевольной, жаждущей приключений и свободы.

Джон Кольер, Лилит (1892)

Однажды, когда Адам ей вконец надоел, она просто ушла. Но периодически возвращалась и тогда у нее рождались дети... А Ева молчала, не роптала.

Лилит в современной христианском понимании — дьяволица, демон, поедающий маленьких детей, которая по ночам приходит и соблазняет мужчин. Ослепляюще прекрасная, она олицетворяет темнейшие мужские мечты, воплощение соблазна и желания.

Почему же она стала из первой жены Адама демоном, убивающим детей?

Со временем христианство становилось все более жестким, это патриархальная религия, в которой женщина была создана из ребра, Бог — Отец, а не Мать. Великая же Мать, представленная Богородицей, не имеет такой власти и по Библии, была всего лишь благочестивой девушкой, в самом начале.

Поклонение Женщине, как Богине, уравновешивающей своей темной дионисийской силой в противовес светлой агрессивной аполлонической силе Мужчины, упразднилось в христианстве и исламе. Женщина считается чем-то нечистым, человечество уже забыло, как поклонялось Матери.


«Адам, Ева и Лилит» миниатюра XV века

Согласно Алфавиту Бен-Сиры, первая жена Адама Лилит не пожелала подчиняться своему мужу, так как считала себя таким же творением Бога, как и Адам.

Произнеся тайное имя бога Ягве, Лилит поднялась в воздух и улетела от Адама. Тогда Адам обратился к Ягве с жалобой на бежавшую жену. Ягве послал вдогонку трёх ангелов, известных под именами Сеной, Сансеной и Самангелоф. Три ангела застигли Лилит у Красного моря, но она наотрез отказывалась вернуться к мужу.

После угрозы убить её, Лилит поклялась, что она была послана Богом и что, хотя её «функцией» является убийство младенцев, она пощадит любого ребёнка, защищенного амулетом или пластинкой с её именем (вариант — именами ангелов). Ангелы наказали её. Есть три версии этого наказания в литературе: сотня её младенцев будет умирать каждую ночь; она обречена рожать детей — демонов; или Бог сделает её бесплодной.

В иудейском быту волосатая и крылатая Лилит особенно известна как вредительница деторождения. Считалось, что она не только наводит порчу на младенцев, но и похищает их, пьёт кровь новорождённых, высасывает мозг из костей и подменяет их. Ей также приписывалась порча рожениц и бесплодие женщин.

Именно легенды, говорящие о Лилит как об убийце новорождённых, объясняют традицию вешать амулет с именами ангелов возле колыбельки еврейского ребёнка. Амулеты и заговоры для роженицы против Лилит должны содержать не только имена трёх ангелов, пытавшихся возвратить её, но и некоторые имена самой Лилит: Батна (чрево), Одем (краснота) или Аморфо (не имеющая формы).

Также с этим преданием связана традиция повязывания красной нитки на руку (обычно младенцу) — считается, что Лилит боится красного цвета. Особенно опасна ночь перед обрезанием младенца — чтобы уберечь ребёнка от Лилит, его отец должен всю ночь напролёт читать отрывки из «Зоар» и других книг Каббалы.

British Museum - The "Queen of the Night"

Существует мнение, что имя Лилит происходит от шумерского «лиль» (воздух, ветер; дух, призрак). В. Емельянов в предисловии к «Ассирийской магии» Шарля Фоссе пишет следующее: «Юноша и девушка-лилиту — демоны, в имени которых заключена игра слов из разных языков. По-шумерски лиль означает „воздух, ветер; дух, призрак“, по-аккадски лилу — „ночь“. Отсюда и смесь представлений: демонов этого рода считали ночными привидениями.

Вероятно, их можно сопоставить со славянскими заложными покойниками — то есть с людьми, умершими неестественной смертью и раньше срока. Во всяком случае, они всегда отличаются от гадим — обычных духов умерших предков (хотя и для последних характерны необычные случаи смерти). Вполне возможно, что люди, превратившиеся в духов лилу , при жизни были безбрачны и не оставили потомства. Так можно объяснить склонность мужчин-лилу вступать в связь с земными женщинами (причём от этих связей у них рождаются либо уроды, либо такие же демоны)».

Существует несколько шумерских легенд о Лилит. В первую очередь это безымянная легенда, приводящаяся в статье Чарльза Моффета. В ней Лилит — богиня-покровительница своего народа. Тем не менее, очевидна и её тёмная суть. Так, слёзы Лилит даруют жизнь, но её поцелуи приносят смерть.

Легенда объясняет происхождение двух львов в традиционной шумерской иконографии Лилит. Также предполагается, что под именем ki-sikil-lil-la-ke в прологе шумерской версии эпоса о Гильгамеше упоминается именно Лилит.

В каббале Лилит — дьяволица, являющаяся во сне неженатым молодым мужчинам и соблазняющая их

Adam, Eve, and the (female) serpent at the entrance to Notre Dame Cathedral in Paris

Согласно Bacharach,"Emeq haMelekh, меж Лилит и Самаэлем находится слепой Дракон. Дракон кастрирован, «чтобы яйца гадюки (ехидны) не вылупились в мир». Те, кто вылупляется из таких яиц, называются Лилин. Они покрыты волосами целиком, за исключением только головы.

В Средние века легенда несколько изменилась: Лилит стала уже не змеёй, а духом ночи. Иногда она предстаёт в виде ангела, ведающего рождением людей, иногда — демоном, досаждающим спящим в одиночку или одиноко бредущим по дороге. В народном воображении она предстаёт в виде высокой молчаливой женщины с длинными чёрными распущенными волосами.

Лилит в современной демонологии — уже не только богиня, пожирающая детей. Являясь подругой Сатаны (или Самаэля), она соответствует в той или иной степени всем дьяволицам, всем Чёрным Богиням. В этом случае она отождествляется с Кали, Умой и Парвати, Гекатой, Хель и Эрешкигаль, хотя некоторые традиции четко разделяют Тёмных Богинь.

Зачастую также речь идет о старшей и младшей Лилит, например, в «Люциферианском Ведьмовстве» Майкла Форда. В этом смысле в имени Лилит скрыто значение — Тёмная Мать, Чёрная женственность. В любом случае, сохраняется и изначальное значение — Чёрная Богиня, губительница зародышей Света.

Благодаря большому интересу к Каббале, в Европе эпохи Возрождения предание о Лилит как первой жене Адама стало известно в литературе, где она обрела облик прекрасной, соблазнительной женщины. Подобное представление о Лилит появляется и в средневековой еврейской литературе, хотя в еврейской традиции красивая внешность Лилит связана с её способностью менять свой облик.

Легенда о ней вдохновила английского поэта Данте Габриэля Россетти (1828—1882) на написание поэмы «Райская обитель», в которой Лилит-змея стала первой женой Адама, а Еву Бог создал потом. Чтобы отомстить Еве, Лилит уговорила её отведать запретный плод и зачать Каина, брата и убийцу Авеля.

Данте Габриэль Россетти - Lady Lilith , (1867)

Образ Лилит многократно и по-разному обыгран в мировой литературе

Так, у Гёте Фауст видит красавицу и получает предупреждение, что это первая жена Адама и что её волос следует остерегаться:

...Остерегись её волос:
Она не одного подростка
Сгубила этою причёской.

У Анатоля Франса в рассказе «Дочь Лилит» Лилит — мать женщины, совратившей главного героя. В рассказе Лилит не знает добра и зла, страдания и смерти:

«Над ней не тяготеют страдание и смерть, у неё нет души, о спасении которой ей надо заботиться, ей неведомы ни добро, ни зло».

В «Розе Мира» Даниила Андреева Лилит — одна из Великих Стихиалей, ваятельница плоти людей, даймонов, рарругов и игв, «Всенародная Афродита» всех человечеств. Также с образом Лилит у Андреева связан образ демоницы Воглеа.

У русского писателя-символиста Фёдора Сологуба в сборнике «Пламенный круг» это не мрачный образ, а кусочек лунного света. Образ героини рассказа «Красногубая гостья» также вдохновлен Лилит.

Романтическую окраску Лилит получила и в поэме Аветика Исаакяна «Лилит», где прекрасная, неземная, сделанная из огня Лилит противопоставляется обыденной Еве.

Романтическое противопоставление Лилит и Евы, как двух сторон, двух ликов одной женщины, находится у Николая Гумилёва в стихотворении «Ева и Лилит»

Противопоставление Лилит земным женщинам имеется в стихотворении Марины Цветаевой «Попытка ревности».

Хуго ван дер Гус - Грехопадение (1476—1477 г.)

Переосмысленные мотивы мифа о Лилит содержатся в фантастической повести Лидии Обуховой «Лилит» (1966).

В 1930 году Владимир Набоков написал стихотворение «Лилит» (опубликовано в 1970 году), в котором дано описание юной обольстительной девочки, соблазняющей героя (первый набросок сюжета, позднее обработанного в повести «Волшебник» и романе «Лолита». Созвучие имён Лилит—Лолита не случайно.

Пропитанный мрачным эротизмом образ вампирши Лилит по-своему описывает Уитли Стрибер в романе «Сон Лилит», ставшем продолжением романов «Голод» и «Последний вампир», послуживших основой культового фильма «Голод» (1983), снятого режиссёром Тони Скоттом, с Дэвидом Боуи, Сьюзен Сарандон и Катрин Денёв в главных ролях.

Милорад Павич, знаменитый сербский писатель, написал книгу «Кровать для троих», в которой расписана вся история, произошедшая между Адамом, Евой и Лилит в прошлом.

Как бы там не было на самом деле, но Лилит - одно из самых ярких воплощений темной ипостаси Женщины, вечной женственности. Это вампирша, появляющаяся в лунном свете, завлекающая сладкими речами, и это одна из сторон каждой женщины. В каждой из женщин живет и Лилит, и покорная, добрая Ева...