«Стрелялки» и переписки в соцсетях, кажется, совсем заменили подросткам настоящее живое общение. В этом году в некоторых детских лагерях даже ввели специальное занятие, которое называется игротехника, где детей обучают правилам игр и рассказывают об их истории. «АиФ в Омске» решил составить топ самых популярных дворовых игр, чтобы напомнить их правила нашим читателям.

«Современные дети не любят подвижные игры, к предложению оставить гаджеты и погонять мячик, попрыгать, побегать относятся с сарказмом и недовольством. Более-менее терпимо воспринимают квесты и футбол, то есть групповые игры. Небольшими компаниями по три-четыре человека сегодня подростки не играют, - говоритВалерия Коробова, вожатая городского пришкольного лагеря . - Да и честно говоря, не знают они этих игр. На днях в лагере специально проводили занятие - обучали играм 80-х. Девочкам, например, показывали, как прыгать в «резиночки» и на скакалке – когда двое крутят, а третий перепрыгивает».

Так дела обстоят в мегаполисе, а вот в сельских районах, по словам местных жителей, дети любят играть на улице. И их по-прежнему, что называется, в дом не заманишь.

«Компьютеры, конечно, у всех есть, но общаться компаниями-то интереснее, - делится сельчанин. – Мой младший брат, племянница, соседские дети от 6 до 14 лет с увлечением играют в «резиночку», вышибалы, рисуют мелками».

И в самом деле, дворовых игр, которые могут увлечь даже взрослого, существует превеликое множество. Вот некоторые из них, в которые хотя бы раз, но играл любой ребёнок в нашей стране.

Прятки

Играть в прятки могут даже самые маленькие дети. Фото: pixabay.com

Очень простая игра – можно играть как в помещении, так и на улице.

С помощью считалки выбирают водящего - тот, кто будет искать прячущихся. Водящий поворачивается к остальным игрокам спиной и считает вслух до 20, 50, 100 – согласно уговору. Кодовая фраза: «Кто не спрятался, я не виноват». Задача игроков спрятаться так, чтобы водящий не нашёл, соответственно, задача водящего - найти спрятавшихся.

Когда водящий находит игрока, ему нужно как можно быстрее добежать к стене, чтобы «застукать» его. Если найденному игроку удается опередить водящего, то со словами «стук-стук, это я» он выводит себя из игры. Первый «застуканный» становится ведущим в следующем раунде. Чем больше людей участвует в игре, тем интереснее.

Казаки - разбойники

Очень весёлая игра, сочетающая в себе элементы салок и пряток. Есть мнение, что игра возникла в XVI веке, когда казаки защищали мирное население от бродячих разбойников.

По правилам игроки делятся на две команды - «казаки» и «разбойники». Выбираются «атаманы» и определяется границы поля боя, за пределами которого не играют. Казаки организуют штаб, а разбойники придумывают пароли. Один из них должен быть правильным, все остальные – нет.

Задача разбойников - захватить штаб казаков. Задача казаков – поймать всех разбойников и «выпытать» у них правильный пароль.

По определённому сигналу разбойники разбегаются и прячутся, оставляя на асфальте подсказки в виде стрелок, чтобы казаки могли искать. В игре должно участвовать не меньше шести человек, иначе она становится неинтересной.

Догонялки или салки

У этой игры очень много разных названий, но смысл один – водящий догоняет игроков, которые разбегаются в разные стороны. Первый, кого водящий сумел догнать и коснуться рукой, становится водящим. Участников может быть сколько угодно.

Вышибалы


Поиграть в игру можно даже со своим любимым питомцем. Фото: pixabay.com

Двое детей - водящие, встают с двух сторон площадки, расстояние от одного до другого зависит от ширины площадки или просто от настроения. Вышибаемые участники встают в центре между ними. Задача водящих: перебрасываясь мячом, попасть им в вышибаемых игроков. А те должны пытаться увернуться от мяча. Игрок, которого вышибли, выбывает из игры. Однако его могут спасти товарищи, если им удастся поймать мяч в руки. Ловить мяч можно только на лету, ни в коем случае не от земли. Кто поймал мяч от земли - выбывает. Если выбиты несколько человек, то игрок, поймавший мяч, сам выбирает из них того, кому следует вернуться в игру.

Классики


Игры со скакалкой - то, что нужно для непосед! Фото: pixabay.com

Очень древняя игра, в средние века в неё играли мальчики. В Россию классики пришли в конце ХIX века.

На асфальте мелом чертится прямоугольное поле с 10 квадратами и полукругом. Существуют разные варианты прыжков и разметки площадки. Но обычно игроки по очереди кидают камушек или кусочек пластмассы (битку) в первый квадрат. Первый игрок, перепрыгивая из квадрата в квадрат, толкает за собой битку. Затем игрок разворачивается на 180% и обратно допрыгивает точно так же. Если наступил на черту или на неё попала битка, встал на обе ноги, то ход переходит к следующему игроку. Кто дольше всех продержится, тот и победил!

Резиночка

Культовая дворовая игра. Невозможно найти девочку эпохи СССР, которая бы не прыгала в резиночку. Обладательница новой резиночки – обыкновенной бельевой, нередко связанной из нескольких кусков (в те годы это был дефицит) во дворе считалась счастливицей. Резиночку «запрыгивали» буквально до состояния верёвки. Сегодня резиночку можно купить в магазине детских товаров.

Существовало несколько уровней резиночки, чем выше она была натянута - тем сложнее было выполнить определённый набор упражнений: конвертик, кораблик и т. д. Часто девочки дома натягивали резиночку на стулья и тренировались в прыжках, чтобы утереть нос подружкам на улице.

В XXI веке дети незаметно исчезли из дворов больших городов - теперь они играют в компьютерные игры или благовоспитанно проводят время в специально организованных детских клубах. Вместе с детьми исчезла культура дворовых игр и дворовая социализация (со всеми ее особенностями). И если малышей еще можно встретить на площадках под присмотром родственников, то школьников не видно почти совсем.Oглядываем опустевшие весенние дворы и вспоминает исчезнувшие игры, которые во многом сделали нас такими взрослыми, какими мы стали.

"Резиночки"

Как играть.

Главный атрибут этой игры для девочек - бельевая резинка. Идеальное количество играющих - 3–4 человека. Каждая участница выполняет прыжковые фигуры и комбинации на разной высоте: от уровня щиколоток (прыгают «первые») до уровня шеи (прыгают «шестые»). Прыжки через резиночку, натянутую на уровне бедра, носили таинственное название «пожэпэ». Как только прыгунья ошибается, на ее место встает другая участница, а допустившая ошибку девочка надевает на себя резинку. Если игроков четверо, пары меняются местами, когда оба игрока из одной пары поочередно допускают ошибки.

Что развивает: вестибулярный аппарат, координацию, внимательность. Учит тренироваться, побеждать, достойно проигрывать, прыгать выше всех и дружить с девочками, даже если в данную минуту они соперницы.

"Классики"

Как играть.

Требуются мелки, асфальтовая площадка и камушек (или шайба). Рисуешь мелком клеточки с цифрами в определенной последовательности, и можно прыгать хоть в одиночку. Главное - попасть камнем в клетку, допрыгать до нее на одной или двух ногах и вернуться обратно тем же путем. Самым удачливым игроком считается тот, кому удается пройти весь путь от единички до десятки. Количество игроков в «классики» может быть любое.

Что развивает: ловкость, меткость, умение концентрироваться и знание цифр, если игроки совсем малыши.

"Бояре"

Как играть.

Участники этой старинной русско-народной игры делятся на две равные команды и становятся друг напротив друга шеренгами, взявшись за руки, на расстоянии 10–15 м. Команды двигаются навстречу, произнося по очереди длинную речовку: «Бояре, а мы к вам пришли, дорогие, а мы к вам пришли...» Диалог заканчивается словами: «Бояре, отворяйте ворота, отдавайте нам невесту навсегда». Тот, кого выбирают невестой, должен после этого разбежаться и прорвать цепь противника. Если попытка оказывается удачной, игрок возвращается в свою команду, если нет - остается в другой. Следующий кон начинает проигравшая команда. Цель игры - собрать в команде как можно больше участников.

Что развивает: умение быть в команде и выигрывать в ситуации «один против всех».

Как играть.

Задача водящего - стать спиной к участникам на линии финиша (чем больше будет расстояние между водящим и участниками, тем лучше) и громко произнести: «Тише едешь, дальше будешь - стоп». Пока водящий говорит (а делать он это может в любом темпе), участники стараются как можно дальше убежать по направлению к финишу. Как только водящий замолкает, нужно застыть на месте. Тот, кто не успел остановиться или сделал случайное движение, выбывает из игры. Побеждает тот, кто доберется до линии финиша первым и дотронется до водящего.

Что развивает: координацию, умение быстро бегать и реагировать на меняющиеся обстоятельства.

"Колдунчики"

Как играть.

Участники убегают от водящего (эта игра - разновидность салок). Водящий догоняет игрока и дотрагивается до него - осаливает. Осаленный расставляет руки, а любой другой участник может подбежать, дотронуться до него и «выручить». Задача водящего - не отходить далеко от осаленного и не подпускать к нему никого ни на шаг. Летний вариант колдунчиков - бегать с «брызгалками» и поливать друг друга водой из дырявых бутылок. Обычно через пять минут после начала все мокрые, зато очень веселые.

Что развивает: умение шустро бегать, быстро соображать и вовсю радоваться жизни.

"Море волнуется раз"

Как играть.

Ведущий отворачивается от игроков и произносит считалочку:
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура на месте замри!
Пока он говорит, участники хаотично двигаются в любом порядке, изображая руками движения волн. Как только водящий замолкает, нужно замереть в какой-нибудь фигуре. Водящий подходит к одному из игроков и дотрагивается до него. Игрок изображает свою фигуру в движении, а водящий угадывает, что это такое. Игрок, чью фигуру не удалось угадать, сам становится водящим.

Что развивает: воображение, спонтанность и артистичность.

"Казаки-разбойники"

Как играть.

Игроки делятся на две команды - «казаков» и «разбойников». Договариваются, на какой территории играют. Это может быть двор, подъезд, улица, несколько дворов. «Разбойники» загадывают секретное слово. «Казаки» отходят в сторону так, чтобы не видеть «разбойников». «Разбойники» убегают, помечая стрелками на асфальте (стенах домов, бордюрах, деревьях и т.п.) направление своего движения. Начинают бежать группой, а потом разбегаются кто куда, стараясь запутать стрелками «казаков». Задача «казаков» - найти по стрелкам «разбойников». Каждого «разбойника» «казак» приводит в «тюрьму» и сторожит его, стараясь выведать секретное слово, например, при помощи пыток крапивой. «Казаки» побеждают, как только узнают секретное слово или находят всех «разбойников».

Что развивает: базовые навыки разведчиков, умение ориентироваться на местности и не сдавать «своих».

"12 палочек"

Как играть.

Игра напоминает классические прятки. 12 небольших палочек укладываются на «рычаг» (например, на дощечку и положенный под нее камушек) так, чтобы, наступив на рычаг, можно было разбросать палочки. Задача водящего - собрать палочки, сложить их на рычаг, произнести с закрытыми глазами считалочку и отправиться на поиски спрятавшихся игроков. Как только водящий обнаруживает игрока, бежит к «рычагу» и разбивает палочки, называя имя найденного. Игрок становится водящим. Если найденный успевает опередить водящего и добежать до палочек первым, водящий не меняется.

Что развивает: умение грамотно прятаться и быстро бежать при первой необходимости.

"Вышибалы"

Как играть.

«Вышибалы» - два игрока - встают с двух сторон площадки. Остальные игроки находятся в центре. Задача «вышибал» - бросая мяч друг другу, попасть в любого из «центральных» игроков. Задача игроков – увернуться от летящего мяча. Тот, в кого попали, выходит из игры. Другие участники могут «спасти» выбывшего игрока, поймав мяч в воздухе (главное условие - не от земли, иначе тоже вылетаешь). Когда в команде «центральных» игроков остается один участник, он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. Если ему удается это сделать, все выбывшие возвращаются на прежние места.

Что развивает: умение уворачиваться от быстро летящих предметов, думать о ближнем и терпеть боль.

"Я знаю 5 имен"

Как играть.

Первый игрок берет мяч в руки, произносит: «Я знаю одно имя девочки», ударяет одной рукой мячом о землю и называет имя. Потом продолжает с разными вариациями: «Я знаю одно имя мальчика», «Я знаю один цвет», «Я знаю одно животное», «Я знаю один город». Когда все комбинации использованы, игрок произносит те же самые считалки, только уже на счет два: «Я знаю два имени девочки» - и далее по кругу. Игра продолжается до десяти. Если, отбивая мяч, игрок не успел назвать имя или ударить по мячу, ход переходит к другому участнику. Когда мяч, пройдя через всех участников, возвращается к первому игроку, он продолжает играть с той фразы, на которой ошибся. Побеждает тот, кто первым добирается в этой речовке до десятки.

Что развивает: многозадачность, эрудицию, способность исправлять свои ошибки и двигаться дальше.

"Съедобное-несъедобное"

Как играть.

Все игроки садятся или встают в ряд. Водящий кидает мяч одному из участников и одновременно называет какой-нибудь предмет. Если предмет «съедобный», игрок ловит мяч. Если нет - отбивает. Задача водящего - запутать игрока, например, в цепочке «яблоко-дыня-морковь-картошка» неожиданно произнести: «утюг». Если игрок ошибается и «съедает» «несъедобное», то сам становится водящим. Чем быстрее водящий кидает мяч и называет предметы, тем азартнее и интереснее играть.

Что развивает: чувство юмора, умение внимательно слушать и быстро реагировать.

"Ножички"

Как играть. Игроки обозначают на земле круг. Далее по очереди стараются попасть ножичком на очерченную территорию противника и таким образом отвоевать у него как можно больше земли. Ножик можно кидать в том числе с плеча, с переворотом, с носа и даже с головы. Существует множество версий игры в «ножички» под разными названиями: «земля», «города», «скамейки», «бабки-дедки», «танчики», «кораблики», «футбол», «морской бой». Ножик можно втыкать в землю, песок и даже деревянную скамейку.

Что развивает: умение обращаться с холодным оружием, внимательность и осторожность.

"Колечко-колечко"

Как играть. Игроки садятся в ряд и складывают ладони лодочкой. Водящий держит в кулаке или сложенных ладонях мелкий предмет, например монетку, пуговицу, колечко. По очереди обходит каждого игрока, вкладывая в его «лодочку» свою и произнося считалку: «Я ношу-ношу колечко и кому-то подарю». Задача водящего - незаметно вложить «колечко» одному из игроков и произнести «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» После этого игрок, которому достался предмет, вскакивает и пытается убежать. Задача остальных участников - задержать убегающего.

Что развивает: способность следить за манипуляциями окружающих, действовать быстро и решительно.

"Вы поедете на бал?"

Как играть. Водящий произносит считалку:

Да и нет не говорите,
черное-белое не называйте,
Вы поедете на бал?
Его задача - запутать игрока. После считалки водящий задает игроку самые разные уточняющие вопросы: в чем поедет, на чем поедет, какого цвета будет платье или брюки, как зовут жениха и т.д. Задача игрока - ответить на вопросы, не используя слова «да», «нет», «черный», «белый». Интереснее всего перемешивать простые и сложные вопросы, менять темп речи и интонацию.

Что развивает: умение нестандартно мыслить, следить за собственной речью, удерживать внимание и быстро находить выход из сложившейся ситуации.

"Я садовником родился"

Как играть.

Каждый игрок выбирает себе имя - название цветка и сообщает его «садовнику»-водящему и другим игрокам. Водящий произносит считалочку: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме...» И называет «имя» (название цветка) одного из игроков. Происходит диалог между водящим и игроком. Игрок произносит название одного цветка из тех, что есть в команде. Участник, чье имя прозвучало, должен откликнуться. Диалог продолжается. Тот, кто ошибся: например, не отреагировал на свое имя, перепутал название цветов, - отдает фант (любую свою вещь). В конце игры фанты разыгрываются. «Садовник» отворачивается, вещь достают и спрашивают водящего: «Что делать этому игроку?» «Садовник» назначает задание (попрыгать на одной ноге, поприседать, спеть, рассказать стихотворение и т.д.) - игрок «отрабатывает» фант и забирает свою вещь.

Что развивает: память, внимание, смелость и готовность отвечать за свои поступки. Конечно, компьютерные игры не могут заменить подвижные детские игры на свежем воздухе. Хотя их тоже можно разделить на полезные и не очень. Например, игра майнкрафт онлайн гораздо больше принесёт пользы ребёнку, чем какие-нибудь бессмысленные стрелялки.

"Кис-мяу"

Как играть.

Водящий и один из игроков встают перед остальными участниками: водящий - лицом, игрок - спиной. Водящий показывает на одного из участников и спрашивает: «Кис?» Если игрок, стоящий спиной, отвечает «брысь», водящий продолжает выбирать. Как только игрок говорит «мяу», водящий спрашивает его: «Какой цвет?» Игрок выбирает цвет и поворачивается лицом к остальным участникам. В зависимости от выбранного цвета игрок и участник из команды выполняют задание. Отказаться от задания игрок не имеет права. Белый - самый страшный цвет. Двое должны уединиться в подъезде. Что они там делают - история всякий раз умалчивает. Зеленый - три вопроса, ответить на которые игрок может только «да». Обычно вопросы каверзные вроде: «Ты его любишь?» Красный - поцелуй в губы. Розовый - то же самое, но в щечку. Желтый - три вопроса наедине. При выборе оранжевого цвета нужно пройтись под ручку, желательно мимо взрослых. Синий - поцеловать руку. Фиолетовый --совершить нехороший поступок. Например, наступить на ногу, дернуть за волосы или отобрать украшение.

Что развивает: умение общаться с противоположным полом, управлять своими импульсами и находить социально приемлемые формы для своих желаний.

Кто такой Дворовой , Дворничий? Думаете, что это дворник, танцующий с метлой по двору? Нет, речь пойдет о младшем брате Домового, это ещё один легендарный герой славянской мифологии. Этот дух имеет несколько названий, и все будут правильными — его называют также Хлевником, Стайником, Дворовушкой. Дворовой редко попадается на глаза человеку, всё чаще его присутствие замечают по поступкам, шалостям. А когда всё мирно, да гладко во дворе у крестьянина, так вроде бы и ни при чём наш сегодняшний персонаж.

Где живёт Дворовой и чем он занимается?

Младший брат Домового никогда не заходит в дом, живёт в хлеву вместе со скотом. И служба у него простая (а может, и не очень простая)- следить за порядком во дворе и в загоне для домашних животных.

Дворового не слышно и не видно до тех пор, пока хозяева дома ведут себя прилично (по мнению хозяина двора). Но, как только что-то придётся не по нраву, тут он себя проявит на полную катушку. В итоге всех его безобразий пострадает в первую очередь скотина: чахнуть начнёт, расти плохо, коровы доиться перестанут, куры плохо нестись. Дело может дойти до гибели животного. Тогда крестьянину придется продать животное.

Что может разозлить духа двора?

Почему Дворовой может навести порчу на скот ? А всё дело в самих хозяевах. Своим поведением Хлевник хочет показать своё неуважение к хозяину дома, если он ленив и неопрятен, если долго спит с утра, а работу по двору и в хлеву доделывает поздно вечером. Так же Дворовой не любит нечёсаных женщин, с непокрытой головой.

А самое страшное наказание Дворовой может учинить за брань между супругами. Особенно, если они начинают скандалить прямо в стойле для животных.

Тут уж Дворовушка покажет, на что способен: перевернёт кормушки, разбросает зерно по хлеву, накидает в кормушки навоза. Во дворе подымет пыль, развалит поленницу дров, сломит забор, ещё и нечисть всякую соберёт во дворе, так что даже куры с котами попрячутся.

Дело в том, что Дворовой питает особую симпатию и собакам, их он не обижает. Так же он не трогает козлов, а куры ему просто неподвластны — у них есть свой куриный бог.

В общем, от взбалмошности Дворовушки могут перепугаться все вокруг.

Как утихомирить взбесившегося Хлевника?

Простой способ использовали предки, чтобы поставить на место распоясывавшегося духа: подвязывали за лапку дохлую сороку, подвешивали её посредине хлева, под потолком вниз головой. При виде дохлой сороки Дворовой утихал и забивался в углу.

Чтобы впредь такого не случалось, хозяева должны себя вести подобающим образом, и Дворового вовремя задабривать и благодарить за то, что он их животинку бережёт от разной нечисти.

Как задобрить дворового духа?

  • Хозяева должны вовремя чистить хлев, прибирать двор.
  • Перед тем, как войти в хлев, хозяйка должна кашлянуть или ещё как-то дать понять, что она сейчас войдёт.
  • После того, как покормят скотину, нужно и Дворового угостить — оставить краюшку хлеба, кусочек сахара или каши лужку, положить всё это в уголке со словами: «Вот и тебе гостинчик, батюшка дворовой. Угощайся, не побрезгуй, мы к тебе со всей душой».
  • Иногда хозяева, обеспокоенные поведением домашних животных, привязывают в хлеву под потолком мешочек с монетками. Говорят, что если подойти тихонько к дверям и прислушиваться, можно уловить звон монеток — это Дворовой забавляется.
  • Ещё рекомендуется в хлеву подвесить большую метлу из пышных еловых или сосновых веток.

Все эти нехитрые мероприятия подружат хозяев дома с дворовым духом.

На ласку и добро и капризный дух ответит добром

Дворовой любит, когда с ним советуются, если надумают привести новое животное в дом. Заранее нужно приготовить коробку с монетками и разноцветными лоскутами, тарелочку с едой и обратиться к Дворовому:

«Батюшка Дворовой, всей скотинки смотровой. Любим тебя и почитаем, всех зверушек тебе доверяем. Прими и ещё одну зверушку под свой надзор».

После такой просьбы-обращения можно во двор новое животное заводить.
Этот же обряд можно проводить и в тех случаях, когда домашнее животное приболело, стало вялым или буйным.

А чтоб не доводить дело до крайности, дворового духа, Хлевника, нужно почитать постоянно. Вот такой загадочный – добрый смотритель за двором , и строгий «воспитатель» для нерадивых хозяев дома.

Советские дети готовились к лету заблаговременно. Проверялась упругость камер для купания, выкатывался велик с трещотками, из двух линеек мастерился бумеранг, и ежедневно придумывались все новые и новые затеи.

Альтернатива пейнтболу

Летом одним из любимых развлечений становились водные баталии. В качестве «оружия» выступала самодельная альтернатива водным пистолетам – «брызгалки». Смастерить устройство было просто, главное – подкараулить, когда в ванной закончится шампунь в пластиковом флаконе или проследить, чтобы мать не выбросила бутылку от «Белизны».

Раскаленным на плите гвоздем делалось отверстие, куда вставлялась шариковая ручка без стержня. Чтобы ничего не протекало, в месте соединения лепился пластилин. Всё! «Оружие» к бою готово! Первая партия воды обычно набиралась дома, а затем на колонках или в реке. Чем больший объем воды вмещался в «брызгалку», тем она была ценнее. Кстати, у «оружия» была и еще одна функция: с ее помощью можно отлично утолить жажду в момент затишья «боя». А затем наступила эра одноразовых шприцов и водных пистолетов, но с их доступностью ушло все очарование водных забав.

Пластилиновые войны

Менее эстетичным устройством для нанесения морального вреда повсеместно становились «харкалки». Существовало два варианта этого нехитрого приспособления: крутой и обычный. Для первого требовалась стальная трубочка – достать ее было не просто, поэтому такая «харкалка» считалась особенно ценным приобретением. Прямо на нее налепливался пластилин – чем больше, тем лучше. Принцип действия нехитрого девайса был примитивен. Маленькие кусочки пластилина заправляли в трубку и «выстреливали» во всё подряд: в девчонок, в зазевавшихся ворон, самые отчаянные стреляли в прохожих. Почти всегда позволяющий «злоумышленнику» оставаться незамеченным, более компактный и доступный был второй вариант «харкалки». Он стал неизменным атрибутом любого мальчишки с моментом появления в продаже гелиевых ручек. Вместо пластилина обычно использовались различные крупы, чаще гречка.

Без чиркаша, как без рук

Чиркаш на ботинке долгое время оставался одним из обязательных атрибутов дворового стиля. Оснастить собственную обувь чиркашом можно было в считанные минуты. Всё, что требовалось, - фильтр от сигареты, спичечный коробок и отсутствие родителей дома. Сигаретный фильтр обычно размещался на внутренней стороне торца подошвы. Затем его поджигали, и в тот момент, когда он становился темным, быстро прикладывали ребро спичечного коробка с серой, которая удивительным образом оставалась на ботинке. Подойти к компании, сидящей на спинке скамейки, закинуть ногу на сиденье и эффектно поджечь спичку о ботинок, - подобными умениями обладали почти все мальчишки во дворе. Главное, чтобы дождя на улице не было. Младшие использовали чиркаш для «запаливания кострика», более взрослые – для прикуривания сигарет.

Тяжелый металл

Гаражи или сараи, особенно если их было много, заменяли во многих дворах детские площадки. В узких проходах между металлическими (или деревянными) постройками дни напролет гонялись друг за другом на великах или демонстрировали скоростное прохождение этапов. А еще именно рядом с гаражами можно было найти аккумуляторы. В любую металлическую посуду, а чаще просто консервную банку, из аккумулятора выколачивали пластинки свинца. Затем емкость нагревали на костре и с восторгом смотрели, как плавится и сверкает серебристая тяжелая жидкость. Из нее можно было сделать всё, что угодно. Достаточно было сделать в глине или плотной земле углубление нужной формы.

«Волшебный» карбид

Узнаваемый запах и «волшебные» качества – находка карбида становилась настоящим событием во дворе. Если рядом работают газосварщики, шансы стать героем дня увеличивались многократно. Главное – улучить момент, когда работяги вытряхнут карбид из баллона, и оказаться на месте сразу после их ухода. В куче грязновато-белого порошка почти всегда удавалось найти несколько камушков, с которыми можно было проделывать разные «фокусы».

Можно было поджечь лужу или согреть руки, сжав карбид и погрузив его в воду (чаще обычную лужу). А еще помещали его в бутылку с водой, затыкали пробкой и долго наблюдали за происходящей внутри реакцией. Но с наибольшей эффективностью карбид использовался в самодельных пушках, которые мастерили из пустых баллонов «Дихлофоса». Срезали горлышко, на дне делали отверстие, внутрь клали карбид, слегка смачивали его водой, замазывали все отверстия, кроме донного, трясли минут пять, а затем подносили к дырке на дне зажженную спичку. Эффект от взрыва пару дней обсуждал весь двор, снова и снова пересказывая историю с новыми «всплывающими в памяти» подробностями подобных ужасающих экспериментов с карбидом и реальными жертвами.

А город подумал: ученья идут

Игры с карбидом были весьма опасным развлечением, но это придавало затее остроты. То же самое касается и незатейливых игр с шифером. Материал был очень распространен, и найти его фрагменты, а, если повезет, и целые листы, не составляло большого труда. Развлечение состояло в том, чтобы закинуть шифер в костер, а затем «залечь в укрытии» и дождаться, когда шифер начнет «стрелять».

Зачастую к концу «забавы» от костра мало что оставалось: «взрывающийся» шифер просто раскидывал его в разные стороны. Чтобы округа сотряслась от резкого взрыва, можно было использовать и пустой флакон от любого аэрозоля, на котором написано «Осторожно! Огнеопасно! Не подвергать нагреванию». В детстве многие поступали с точностью наоборот. В лучшем случае игры заканчивались приводом в комнату милиции и беседой с участковым, в худшем – трагедией.

Каждый уважающий себя пацан должен был подготовить к лету минимальный арсенал из самострела, «бомбочек» и дротиков, на крайний случай, - запастись пистонами от игрушечного револьвера. Проще всего было сделать дротики, которые по своим качествам иногда превосходили магазинные аналоги.

Для изготовления древнейшего метательного оружия требовался небольшой лист бумаги (страницы из школьного дневника отлично подходили), спички, иголка, клей и нитки. Умельцы мастерили дротики из сварочного электрода, заточенного об асфальт. Для большего шика такое оружие украшалось птичьими перьями. Стать обладателем самого примитивного самострела было еще легче. На один конец подходящей рейки приматывалась прищепка, на другой – прикреплялся жгут (или любой другой эластичный материал). Стрельба велась горящими спичками.

Единственный минус – «оружие» было однозарядным. Послушные отпрыски, помнившие о родительских наставлениях, что спички детям не игрушка, мастерили из бумаги водные метательные снаряды – «бомбочки», которыми швырялись с балконов в любые движущиеся мишени. Если мастерить «бомбочки» было лень, сбрасывали обычные пакеты, наполненные водой. Весело было всем, кроме тех, рядом с кем «разрывался» «снаряд».

Среди современных молодых людей часто встречаются личности, которым проще заказать вещь в интернете, потом поменять в сети на нужный размер. Идея похода в настоящий магазин, общение в реале с незнакомой теткой, которая будет оценивающе смотреть и втюхивать свой товар пугает современного обывателя не меньше, чем WhatsApp бабушек.
Как мы умудрились потерять коммуникативные навыки, почему дворовые игры, передающиеся из уст в уста, из поколения в поколение потеряли актуальность в прошлых 90-х?

Кто прервал заветную цепочку, не дал детям счастливого детства в реале, а не на мониторе?

Мы сами! Как это ни странно, но не только интернет-провайдеры, мировое правительство и клуб трехсот повины в том, что наши дети слабо умеют коммуницировать, невнимательны к реально происходящим событиям, а разговор двух подростков о событиях вчерашнего вечера похож на бурный приключенческий роман, хотя оба после школы пришли домой вовремя и, сделав уроки, спокойно легли спать. Большинство детей между проездом на общественном транспорте и пешей прогулкой до места назначения выберут первое, потому что ходить – это очень долго, нудно и неудобно держать телефон, а унылая реальность и грязь нагоняет тоску.

Несколько вопросов, на которые нужно ответить каждому компетентному родителю:

  1. Откуда у ребенка телефон?
  2. Кто оплачивает интернет?
  3. Кто должен рассказывать о традициях свободного времяпрепровождения?

Если ответ на все вопросы одинаков, то следует вспомнить наше детство, какие детские дворовые игры были популярны в 90-х, ненавязчиво, аккуратно поговорить с ребенком о том, в какие из них можно сыграть на даче, пляже, во дворе.

Какие дворовые игры были популярны в 90-е годы

Сейчас на площадках часто можно встретить дошколят со взрослыми. Остальным комфортно в собственной комнате, на диване, за компьютерным столом. 90-е – последняя эпоха отсутствия гаджетов, преобладания прямой социализации, непосредственного общения.
Игры, в которые дети любили играть в 90-е годы

Прятки

Любимая детская считалка: «1,2,3,4,5 – я иду искать, кто не спрятался, я не виноват». Счет мог доходить до 50-ти, в зависимости от количества игроков и площади охваченной игрой территории.


Догонялки

В игру лучше играть большой компанией. Главное, чтобы хватило места. Правила простые: после считалочки определяется водящий, который старается догнать остальных.

Жмурки

Человеку завязывают глаза платком, шарфиком, специальной повязкой. Главное: атрибут не должен просвечивать. После раскрутки вОды остальные участники хлопают в ладоши, убегают. Кого поймали первым, тому завязывают глаза вновь.

12 палочек

Разновидность устаревших пряток. На длинную палку, под которую с одной стороны подложили камень или иную подпорку раскладывают 12 палочек. Они раскидывались нажатием на «рычаг». Пока водящий собирал, остальные разбегались. Если вОда нашел и успел первым добежать до палок, то найденный становился на его место.


Лапта

Похожа по концепции на бейсбол. Понадобятся теннисные мячи на замену и предмет, напоминающий биту или маленькую деревянную лопату. Для игры нужно много места, поэтому лучше выбрать стадион или загородное поле.

Казаки-разбойники

Команда казаков ловит разбойников, которые попадают в плен или становятся казаками. Когда все бандиты пойманы, ребята вновь делятся на команды. Игра тренирует, учит отличать хорошее от плохого.

Резиночки

Если сегодня для чистого полусухого белья у нас есть специальные компактные сушки, то раньше, в СССР, мокрую одежду развешивали во дворе на бельевые веревки и резинки. Резинка – главный инструмент для игры. Число игроков должно достигать 3-4 человек. Комбинации для прыжка задаются в начале и обговариваются, учитывая все пожелания. Таким образом, тренируется мышечный корсет, память, вестибулярный аппарат, воля к победе и желание сохранять дружеские отношения в ситуации, когда находишься по разные стороны баррикады.

Классики

Чтобы поиграть, понадобиться мел, обломок красного кирпича, рисующий камень. Чертится таблица с числами в шахматном порядке или в два ряда. Задача – кидать камень каждый раз на одну цифру больше. Очки сгорали от камня, перекинутого за пределы таблицы. Попадание на другую клетку означало переход хода. Более подробно об игре

Чижик

Чижик – это заостренная с обеих сторон палочка длинной около 10 сантиметров. На сторонах пишутся цифры от 1 до 4. Чтобы подбрасывать чижика, нужна была бита, которая изготавливалась собственноручно.

Море волнуется раз

Стихотворение повторялось водящим. Остальные вставали в невероятные позы, кружились, танцевали. После слов «Морская фигура на месте замрИ!!!» Все останавливались в таком положении, которое было на момент произнесения короткого «И!» Выбирание простейших поз считалось нарушением правил.

Тише едешь, дальше будешь – стоп

Игра напоминает эстафету. Водящий встает на линии финиша и поворачивается спиной к стартующим. Пока произносит фразу, все бегут. После «Стоп!!!» все замирают, самый неловкий, не умеющий тормозить, выбывает. Победа достается тому, кто на финише дотронется до воды первым.

Вышибалы

Игра с мячом. Иногда вызывала агрессию, особенно у мальчиков. Таким образом часто выяснялись отношения. Группа детей сбивалась в кучу, а водящие пытались вышибить из круга как можно больше участников.


Интересные факты и современные тенденции

В деятельности современной молодежи и их родителей можно увидеть тенденции, которые напоминают подобие дворовых игр 90-х годов.
Факты, указывающие на то, что стремление играть в реальные коллективные подвижные игры не уходит:

  • Наиболее популярно стало прохождение совместных квестов. Данная тенденция распространяется и по регионам.
  • Пейнтбол является воплощением детской игры в войнушку.

Можно самостоятельно обратиться к источнику правильной детской социализации и научить детей играть в войнушку или прятки. Интересно будет придумать собственные правила и сценарий!

Для чего учить детей 21 века устаревшим играм из 90-х годов?

В первую очередь, это необходимо нам самим, чтобы предложить альтернативу виртуальному миру соблазнов и дикостей. Чтобы реальный мир воспринимался не как убогое и мрачное место, где куча серьезных дел и обязанностей.
Нужно предложить еще несформировавшемуся человеку посмотреть в реальный мир с другой стороны, научить получать удовольствие от реального общения со сверстниками, научиться проигрывать с достоинством и побеждать, не обижая при этом своих друзей. Неумение проиграть в борьбе и сохранить «лицо» – одна из серьезнейших проблем современного поколения. На каждом детском шоу крупным кадром выделяют страдания юных участников, которые не справляются с эмоциями, не умеют расставлять приоритеты самостоятельно. А может они не видят отличия игры и реальной жизни потому, что их этому никто не научил?

Недостаток общения, неумение дружить компенсируется повышенной активностью в социальных сетях, которая часто направлена на негатив. Поиграть можно не только с дошколятами. Побегать на даче с подростками тоже неплохо. Для начала подойдут простые игры с мячом или другими предметами. Навязчивости в предложении совместного времяпрепровождения быть не должно. Потом лучше перейти к более сложным сюжетным играм.


">