Потебня Александр Афанасьевич

(род. в 1835 г. - ум. в 1891 г.)

Крупнейший русский и украинский языковед, основоположник психологической лингвистики.

Студентам по крайней мере трех факультетов Харьковского университета хорошо известно имя одного из выдающихся харьковских ученых - Александра Афанасьевича Потебни.

Хотя его известность, безусловно, выходит за рамки города. Русские и украинские филологи, психологи, историки признают большую роль, сыгранную в их науках первым отечественным теоретиком лингвистики, человеком, понимавшим сущность человеческого языка, возможно, так, как мало кто в его время.

Александр Потебня родился 10 сентября 1835 года в селе Гавриловка Роменского уезда Полтавской губернии (сейчас с. Гришино Роменского района Сумской области). Как сказано в энциклопедии Брокгауза и Ефрона, он был «малороссом по происхождению и личным симпатиям». Отец Александра - Афанасий Потебня был сначала офицером, потом мелким чиновником. Кроме Александра у него был еще один сын - Андрей (1838 года рождения). Младший брат Александра выбрал для себя военную карьеру по примеру отца. Он примкнул к демократически настроенным польским сослуживцам и погиб во время польского восстания в 1863 году.

Александра же больше интересовала литература. С детства он много читал, интересовался украинским и русским фольклором, пословицами, баснями, песнями, былинами. Получив неплохое домашнее образование, которое было дополнено обучением в Радомской гимназии, Потебня поступает в Харьковский университет на юридический факультет. Вскоре он понимает, что не юриспруденция его призвание и через год переводится на историко-филологический факультет. С этим факультетом и этой наукой связана вся дальнейшая жизнь Александра Афанасьевича.

Потебня окончил факультет в 1856 году. Некоторое время он работал преподавателем русской словесности в харьковской гимназии, но затем в 1861 году защитил магистерскую диссертацию и вернулся в университет. (Первая научная работа Потебни «Первые годы войны Хмельницкого» осталась ненапечатанной.) Диссертация его называлась «О некоторых символах в славянской и народной поэзии». Здесь уже отразился круг интересов Потебни, его взгляды на язык. Александр Афанасьевич тщательно занимался философско-психологической теорией языка. При этом ученый находился под большим влиянием идей немецких ученых - прежде всего В. фон Гумбольдта, кроме того, Штейнталя, психологов Гербарта и Лотце, классиков философии - Канта, Фихте, Шеллинга.

В 1862 году публикуется одна из наиболее программных и известных книг Потебни «Мысль и язык». Тогда же ученого направляют в командировку в Германию для занятий санскритом. В Харьков Александр Афанасьевич вернулся через год и занял должность доцента на кафедре славянского языковедения. В 1874 году Потебня защитил докторскую диссертацию «Из записок по русской грамматике». За нее ученый был удостоен Ломоносовской премии. В этой великолепной работе шла речь не только о русском языке, но и о многих восточнославянских языках, их связи с другими языками. Важным было то, что язык рассматривался в непосредственной связи с историей народа. Эта теория зависимости языка от истории нации - одна из основных во всем научном мировоззрении Потебни.

В 1875 году доктор Потебня стал профессором кафедры русского языка и литературы Харьковского университета. Здесь он и работал до конца жизни. В 1874 году он стал членом-корреспондентом Российской академии наук, долгое время был руководителем Харьковского историко-филологического общества. В 1865 году стал членом Московского археологического общества.

Александр Афанасьевич умер 29 октября 1891 года в Харькове. Его сын Александр Потебня был довольно известным электротехником, одним из разработчиков плана ГОЭЛРО для Украины.

Вот, казалось бы, и все. Обычная карьера обычного ученого, без особых треволнений и драм. Но далеко не всякий ученый оставляет после себя столь богатое наследие, так сильно влияет на развитие своей науки, как это сделал Александр Афанасьевич. Его исследования в области лингвистики, психологии творчества и языка можно совершенно уверенно называть настоящим прорывом в этих гуманитарных дисциплинах.

Свою научную работу Потебня начал с исследования вопросов связи между языком и мыслью. Приведем несколько основных моментов, характеризующих взгляды ученого на эту проблему. Итак, по мнению Александра Потебни, язык и мышление неразрывно связаны. Причем слово, язык не просто отражает мысль, но сам образует мысль, формирует понимание человеком того, что этот человек видит, слышит и т. д. Язык передает этот процесс осмысления человеком окружающей реальности. Таким образом, отношение человека к внешним предметам обусловлено тем способом, которым эти предметы представляются ему в языке. Это особое, трепетное отношение к языку не просто как к способу выражения мысли, стало характерным, между прочим, для литературы, психологии, философии того времени.

Поскольку понимание, как считал ученый, является активным творческим процессом, формирующим духовный облик индивида, Потебня стремился сравнить язык с искусством, находил в обоих видах деятельности общие черты, а именно то, что и за словами языка, и за произведениями творчества обязательно скрывается некая многозначность. И слова, и произведения искусства предполагают, что слушатель, зритель выделяет из них то значение, которое было ему ближе. Все дело в том, что многие слова, как и произведения искусства, содержат в себе несколько смыслов. Согласно теории Потебни, в слове следует различать: 1) содержание, 2) внешнюю форму - членораздельный звук, 3) внутреннюю форму. Эта внутренняя форма - термин, который прочно вошел в словарь русского языковедения. Под внутренней формой Александр Афанасьевич понимал связь между внешней формой и содержанием, «ближайшее» этимологическое значение слова, осознаваемое носителями языка. Например, у слова стол сохраняется образная связь со стлать. Внутренняя форма показывает, как представляется человеку его собственная мысль.

Способность одного и того же слова связываться через внутреннюю форму с разными вещами, принимать новое значение Потебня назвал символистичностью слова, а символистичность напрямую связывал с поэтичностью языка. По мнению Александра Афанасьевича, прозаичность языка - это не более чем забвение внутренней формы слова, практическое совпадение внешней формы и конкретного содержания. Нет многозначности, нет подтекста, есть только конкретика и прямое название - значит, нет искусства, нет поэзии. Так в общих чертах можно описать выводы из данной теории Потебни. (Заметим, что многие поэты в результате протестовали против такого понимания поэтичности языка, замечая, что не менее важную роль играет размер, звук сам по себе, рифма, в конце концов. Они едко замечали, что вполне прозаические слова «любовь», «я», «вас», «еще» Пушкин все же связал в одном гениальном и именно поэтическом произведении.)

Потебня создал психологию восприятия и толкования художественных произведений, ему принадлежит развернутая теория творческого процесса, исследование роли воображения в нем, характера воплощения замысла в определенном материале и т. д. В результате своих психологически-лингвистических размышлений Потебня пришел к выводу, достойному появившейся позже в Европе феноменологии и многих других литературно-философских теорий. А именно, что один литературный текст существует одновременно в нескольких видах - в том, как его понимает писатель, в том, как его понимает читатель, и т. д., иными словами, у произведения искусства существует множество интерпретаций. Все дело, опять же, в многозначности слова, в его влиянии на мышление, в образах, которые оно вызывает благодаря внутренней своей форме.

Другим важным достижением Александра Афанасьевича стала упомянутая уже теория о тесной связи истории народа, истории национальной мысли с историей слова. Рассматривая отдельные слова в их развитии - формальном и содержательном, Потебня раскрывал особенности развития всей нации, особенности изменения отношения людей друг к другу, миру вокруг, развития абстрактных идей.

Кроме этих основных проблем, Потебню занимала и масса других языковедческих вопросов. Он переводил на украинский Гомера; исследовал «Слово о полку Игореве»; анализировал творчество Толстого, Одоевского, Тютчева; изучал малороссийское наречие и фольклор (у ученого есть, к примеру, работы «О малороссийском наречии» и «Объяснение малорусских и сродных песен» ; еще будучи студентом, под влиянием профессора Метлинского и студента Неговского Потебня занимался сбором украинских песен и преданий; занимался этнографией.

Он принимал участие во многих проектах - в частности, в издании произведений Квитки и Гулака-Артемовского. После смерти ученого оказалось, что у него в рукописном виде были практически готовы довольно объемистые исследования на самые различные темы. Некоторые из них были подготовлены к печати. Это в первую очередь «Из лекций по теории словесности. Басня, пословица, поговорка»; большая философская статья «Язык и народность». Академия наук предлагала наследникам издать и другие рукописи, но этого так и не было сделано.

Вокруг Александра Афанасьевича собралось немало талантливых учеников. Считается, что Потебня создал харьковскую лингвистическую школу. Среди наиболее преданных его учеников - Овсяннико-Куликовский, Сумцов. Именем Александра Афанасьевича назван Институт языковедения Академии наук Украины.

Из книги Энциклопедический словарь (П) автора Брокгауз Ф. А.

Потебня Александр Афанасьевич Потебня (Александр Афанасьевич) – известный ученый, малоросс по происхождению и личным симпатиям, род. 10 сентября 1835 г., в небогатой дворянской семье Роменского у., Полтавской губ., учился в радомской гимназии и в харьковском университете по

Из книги Самые знаменитые поэты России автора Прашкевич Геннадий Мартович

Афанасий Афанасьевич Фет Как мошки зарею, Крылатые звуки толпятся; С любимой мечтою Не хочется сердцу расстаться. Но цвет вдохновенья Печален средь буднишних терний; Былое стремленье Далеко, как выстрел вечерний. Но память былого Все крадется в сердце тревожно… О, если

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БЫ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГЛ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СП) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФЕ) автора БСЭ

Фет Афанасий Афанасьевич Фет, Шеншин, Афанасий Афанасьевич , русский поэт. Сын помещика А. Н. Шеншина и Каролины Фет; был записан сыном Шеншина. Однако в 14 лет выяснилась юридическая

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЭД) автора БСЭ

Из книги Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. автора Коллектив авторов

Из книги 100 великих украинцев автора Коллектив авторов

Александр Потебня (1835–1891) языковед, основатель Харьковской филологической школы Становление системы науки в Украине в середине XIX века проходило многопланово, но с явным опережением гуманитарных дисциплин, связанных с народоведением и общими

Из книги 100 знаменитых харьковчан автора Карнацевич Владислав Леонидович

Потебня Александр Афанасьевич (род. в 1835 г. - ум. в 1891 г.)Крупнейший русский и украинский языковед, основоположник психологической лингвистики.Студентам по крайней мере трех факультетов Харьковского университета хорошо известно имя одного из выдающихся харьковских

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

ПОТЕБНЯ Александр Афанасьевич (1835-1891) - украинский и русский лингвист, философ и культуролог. Окончил историко-филологический факультет Харьковского университета (1856). Впоследствии учился в Берлине, брал уроки санскрита у А. Вебера. Профессор, член-корреспондент

Из книги Литературное чтение автора Шалаева Галина Петровна

Фет Афанасий Афанасьевич (настоящая фамилия Шеншин)(1820–1892)поэт, прозаик, публицист, переводчикМать поэта, Каролина Шарлотта Фет, в 1820 году уехала из Германии с русским дворянином, отставным ротмистром А. Н. Шеншиным. Вскоре родился Афанасий, которого Шеншин усыновил.С 1838

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

ФЕТ, Афанасий Афанасьевич (1820–1892), поэт 72 Не жизни жаль с томительным дыханьем, - Что жизнь и смерть? А жаль того огня, Что просиял над целым мирозданьем, И в ночь идет, и плачет, уходя. «А. Л. Бржеской» (1879) Фет, с. 322 73 О, если б без слова Сказаться душой было можно! «Как мошки

Александр Афанасьевич Потебня - выдающийся украинский и русский филолог. От своих ученых-современников А. А. Потебня отличался необычайной широтой научных интересов и энциклопедизмом знаний. Это отчетливо проявилось в его трудах: они посвящены русской грамматике (основной труд - «Из записок по русской грамматике» в 4-х томах), звуковому строю русского языка, различиям южных и северных русских говоров, истории украинского и русского языков, их сравнительному анализу, истории основных грамматических категорий. Особенно значительны результаты, полученные А. А. Потебней при сопоставительном изучении им синтаксиса восточнославянских языков.

В этих работах использован обширный материал, который разобран с такой основательностью, даже дотошностью, с привлечением столь многочисленных источников, что в течение многих десятилетий труды А. А. Потебни оставались непревзойденным образцом лингвистических исследований.

И это лишь часть научного творчества талантливого ученого. Язык он рассматривал как компонент культуры, духовной жизни народа. Отсюда интерес А. А. Потебни к обрядам, мифам, песням славян: ведь здесь язык воплощается в разнообразных, порой причудливых формах. И Потебня тщательно изучает поверья и обычаи русских и украинцев, сопоставляет их с культурой других славянских народов и публикует несколько капитальных работ, составивших вклад не только в языкознание, ио и в фольклористику, искусствоведение, этнографию, историю культуры.

А. А. Потебню живо интересовала связь языка и мышления. Этой проблеме посвящена одна из первых его книг - «Мысль и язык» (1862). Здесь А. А. Потебня - а было ему всего 26 лет - не только показал себя думающим и зрелым философом языка, не только обнаружил поразительную начитанность в специальных исследованиях (отечественных и зарубежных авторов), но и сформулировал ряд оригинальных и глубоких теоретических положений. Так, он пишет об органическом единстве материи и формы слова, в то же время настаивая на принципиальном разграничении внешней (звуковой) формы слова и внутренней (лишь многие годы спустя это положение было оформлено в языкознании в виде противопоставления плана выражения и плана содержания). Исследуя особенности мышления, которое, по мнению Потебни, может осуществляться только в слове, он различает поэтический (образный, символический) и прозаический типы мышления. С развитием мышления связывал А. А. Потебня эволюцию языка.

В творческом методе А. А. Потебни внимание к мельчайшим фактам языковой истории органически сочеталось с интересом к фундаментальным, коренным вопросам языкознания. Его глубоко интересовала история образования категорий существительного и прилагательного, противопоставления имени и глагола в русском и других славянских языках. Он размышляет над общими вопросами происхождения языка, над процессами обновления языка в ходе его исторического развития и причинами смены одних способов выражения другими, более совершенными. «Новые языки, - писал он в одной из своих работ, - вообще суть более совершенные органы мысли, чем древние, ибо первые заключают в себе больший капитал мысли, чем последние».

Во времена А. А. Потебни преобладал «атомарный» подход к изучению языка; иными словами, каждый факт, каждое языковое явление нередко рассматривались сами по себе, в отрыве от других и от общего хода языкового развития. Поэтому поистине новаторской, опережающей время была мысль Потебни о том, что «в языках есть система», что то или иное событие в истории языка надо изучать в его связях и отношениях с другими.

Слава Потебни-ученого намного пережила Потебню-человека. Некоторые его работы были изданы посмертно (например, «Из записок по теории словесности» - в 1905 г., 3-й том «Записок по русской грамматике» - в 1899 г., а 4-й - совсем недавно, в 1941 г.). И до сих пор ученые открывают в творческом наследии великого филолога свежие мысли, оригинальные идеи, учатся методической тщательности анализа языковых фактов.

ПОТЕБНЯ, АЛЕКСАНДР АФАНАСЬЕВИЧ (1835–1891), русский (по трактовке, принятой на Украине, украинский; его имя носит Институт языкознания (мовознавства) АН Украины в Киеве) языковед, литературовед, философ, первый крупный теоретик лингвистики в России. Родился 10 (22) сентября 1835 в с.Гавриловка Полтавской губернии. В 1856 окончил Харьковский университет, позднее преподавал там же, с 1875 профессор. С 1877 член-корреспондент Императорской Академии наук. Основные работы: Мысль и язык (1862), Заметки о малорусском наречии (1870), Из записок по русской грамматике (докторская диссертация, 1874), Из истории звуков русского языка (1880–1886), Язык и народность (1895, посмертно), Из записок по теории словесности (1905, посмертно). Умер Потебня в Харькове 29 ноября (11 декабря) 1891.

Потебня находился под сильным влиянием идей В.фон Гумбольдта, однако переосмыслил их в психологическом духе. Много занимался изучением соотношения мышления и языка, в том числе в историческом аспекте, выявляя, пpeжде всего на русском и славянском материале, исторические изменения в мышлении народа. Занимаясь вопросами лексикологии и морфологии, ввел в русскую грамматическую традицию ряд терминов и понятийных противопоставлений. В частности, он предложил различать «дальнейшее» (связанное, с одной стороны, с энциклопедическими знаниями, а с другой – с персональными психологическими ассоциациями, и в обоих случаях индивидуальное) и «ближайшее» (общее для всех носителей языка, «народное», или, как чаще говорят теперь в русской лингвистике, «наивное») значение слова. В языках с развитой морфологией ближайшее значение делится на вещественное и грамматическое. Потебня известен также своей теорией внутренней формы слова, в которой конкретизировал идеи В. фон Гумбольдта. Внутренняя форма слова – это его «ближайшее этимологическое значение», осознаваемое носителями языка (например, у слова стол сохраняется образная связь со стлать ); благодаря внутренней форме слово может приобретать новые значения через метафору. Именно в трактовке Потебни «внутренняя форма» стала общеупотребительным термином в русской грамматической традиции.

Одним из первых в России Потебня изучал проблемы поэтического языка в связи с мышлением, ставил вопрос об искусстве как особом способе познания мира. Изучал украинский язык и украинский фольклор, комментировал Слово о полку Игореве . Создал научную школу, известную как Харьковская лингвистическая школа; к ней принадлежали Д.Н.Овсянико-Куликовский (1853–1920) и ряд других ученых. Идеи Потебни оказали большое влияние на многих русских лингвистов второй половины 19 в. и первой половины 20 в.

ПОТЕБНЯ АЛЕКСАНДР АФАНАСЬЕВИЧ - российский и украинский филолог-славист, член-корреспондент Пе-тербургской АН (1875).

Ро-дил-ся в се-мье мел-ко-по-ме-ст-но-го дво-ря-ни-на. В 1851 году по-сту-пил на юри-дический факультет Харь-ков-ско-го университета; в 1852 году пе-ре-шёл на ис-то-ри-ко-фи-ло-ло-гический факультет, ко-то-рый окон-чил в 1856 году. С 1860 года адъ-юнкт, в 1874 году экс-т-ра-ор-ди-нар-ный, в 1875 году ор-ди-нар-ный профессор Харь-ков-ско-го университета. В 1862-1863 годы слу-шал лек-ции в Бер-лин-ском университете, изу-чал сан-ск-рит; по-се-тил славянские зем-ли, по-бы-вал в Ве-не. С 1877 года член Об-ще-ст-ва лю-би-те-лей рос-сий-ской сло-вес-но-сти; председатель Харь-ков-ско-го ис-то-ри-ко-фи-ло-ло-гического общества (1878-1890); с 1887 года член Чеш-ско-го ко-ро-лев-ско-го общества на-ук.

Ос-но-во-по-лож-ник пси-хо-ло-ги-че-ской шко-лы в отечественной фи-ло-ло-гии. В сво-ей пер-вой пе-чат-ной ра-бо-те - «О не-ко-то-рых сим-во-лах в сла-вян-ской на-род-ной по-эзии» (1860) опи-рал-ся на дан-ные ис-то-рии язы-ка. Главное со-чи-не-ние - «Мысль и язык» (1862). Ис-пы-тал влия-ние идей В. Гум-больд-та о язы-ке как дея-тель-но-сти, твор-че-ст-ве и важ-ней-шем ус-ло-вии мыш-ле-ния, а так-же Х. Штейн-та-ля. На ма-те-риа-ле сла-вян-ских язы-ковизу-чал со-от-но-ше-ние язы-ка и мыш-ле-ния, пре-ж-де все-го - в ис-то-рическом ас-пек-те. Соз-дал уче-ние о внут-рен-ней фор-ме сло-ва как осоз-на-вае-мом но-си-те-ля-ми язы-ка его эти-мо-ло-гическом зна-че-нии, вы-де-лив в по-этическом сло-ве три со-став-ных эле-мен-та - внеш-нюю фор-му (зву-ча-ние), зна-че-ние (се-ман-ти-ку) и внутреннюю фор-му (об-раз); раз-ра-бо-тал ана-ло-гию ме-ж-ду струк-ту-рой сло-ва и струк-ту-рой по-этического про-из-ве-де-ния, в ко-то-ром об-на-ру-жи-вал те же три эле-мен-та. Обос-но-вал про-ти-во-пос-тав-ле-ние по-эзии и про-зы как прин-ци-пи-аль-но раз-ных спо-со-бов вы-ра-же-ния: про-заи-че-ским, по Потебня, ста-но-вит-ся сло-во, ут-ра-чи-ваю-щее в ре-зуль-та-те на-рас-та-ния аб-ст-ра-ги-рую-щих тен-ден-ций в язы-ке свою внутреннюю фор-му. Раз-ви-вая идею Гум-больд-та о том, что сло-во не оформ-ля-ет, а фор-ми-ру-ет мысль, трак-то-вал по-эзию как осо-бую фор-му по-зна-ния, ко-то-рое про-ис-хо-дит не пу-тём ана-ли-за (как в на-уке), но по-сред-ст-вом срав-не-ния жиз-нен-но-го опы-та с ти-пич-ны-ми и об-ще-зна-чи-мы-ми по-этическими об-раз-ами. Рас-смат-ри-вал миф пре-иму-ще-ст-вен-но как яв-ле-ние язы-ка, по-ла-гая, что ми-фический тип мыш-ле-ния, при-пи-сы-ваю-щий об-ра-зу объ-ек-тив-ное су-ще-ст-во-ва-ние и, сле-до-ва-тель-но, трак-тую-щий его бу-к-валь-но, пред-ше-ст-ву-ет по-этическому мыш-ле-нию, свя-зан-но-му с бо-лее вы-со-кой сте-пе-нью аб-ст-рак-ции. В пе-ре-хо-де от ми-фического ти-па мыш-ле-ния к по-эти-че-ско-му ре-шаю-щую роль от-во-дил тро-пам (смотреть Тро-пы и фи-гу-ры ре-чи) как бо-лее слож-ным (по срав-не-нию с ми-фи-че-ски-ми) фор-мам об-раз-но-сти; к тро-пам Потебня от-но-сил и ал-ле-го-рию в ка-че-ст-ве наи-бо-лее пол-ной и слож-ной ме-та-фо-ры.

Потебня - один из пер-вых отечественных тео-ре-ти-ков лин-гвис-ти-ки; гла-ва харь-ков-ской лин-гвис-ти-че-ской шко-лы. Раз-ра-ба-ты-вал про-бле-мы про-ис-хо-ж-де-ния и раз-ви-тия язы-ка, в том числе в свя-зи с ис-то-ри-ей на-ро-да (с осо-бым вни-ма-ни-ем к восточно-славянским язы-кам, в ча-ст-но-сти к ук-ра-ин-ско-му); ис-то-рическую грам-ма-ти-ку, фо-не-ти-ку, ак-цен-то-ло-гию сла-вян-ских (главным образом рус-ско-го и ук-ра-ин-ско-го) язы-ков; се-ма-сио-ло-гию. В ря-де ра-бот, в том числе в фун-даментальном тру-де «Из за-пи-сок по рус-ской грам-ма-ти-ке» (тома 1-4, 1874-1941), пред-ло-жил прин-ци-пи-аль-но но-вый под-ход к опи-са-нию грам-ма-тического строя язы-ка: ис-сле-до-ва-ние еди-ниц язы-ка в ди-на-ми-ке, на ба-зе со-пос-тав-ле-ния раз-ных славянских язы-ков, на ос-но-ве по-зна-вательной функ-ции язы-ка. Вы-де-лял час-ти ре-чи как клас-сы слов, раз-ли-чаю-щие-ся син-так-сическими функ-ция-ми и об-ла-даю-щие ис-то-рической из-мен-чи-во-стью. До-ка-зал, что ме-сто-име-ние и чис-ли-тель-ное от-но-сят-ся к зна-ме-нателям час-тям ре-чи. Пред-ло-жил тео-рию раз-ви-тия син-так-сического строя как пе-ре-хо-да от од-но-член-но-го пред-ло-же-ния к дву-член-но-му. Раз-ра-ба-ты-вал по-ня-тия сло-ва, грам-ма-ти-че-ской фор-мы,грам-ма-ти-че-ской ка-те-го-рии.

Дал раз-вёр-ну-тую кар-ти-ну раз-ви-тия восточно-славянской фо-не-тической сис-те-мы от древ-ней-ше-го пе-рио-да до середины XIX века. Ис-сле-до-вал при-ро-ду славянского уда-ре-ния. За-ло-жил ос-но-вы восточно-славянской диа-лек-то-ло-гии, оп-ре-де-лив (в том числе на ос-но-ве дан-ных ис-то-рической фо-не-ти-ки) от-но-ше-ние юж-но-ве-ли-ко-рус-ских (украинских) го-во-ров к се-вер-но-ве-ли-ко-рус-ским. Рас-смат-ри-вал русский язык как со-во-куп-ность ве-ли-ко-рус-ско-го и ма-ло-рус-ско-го на-ре-чий, счи-тал его об-щим язы-ком рус-ских, ук-ра-ин-цев и бе-ло-ру-сов.

Потебня - ав-тор тру-дов по ми-фо-ло-гии и эт-но-гра-фии («О ми-фи-че-ском зна-че-нии не-ко-то-рых об-ря-дов и по-ве-рий», 1865 год; «О ку-паль-ских ог-нях и срод-ных с ни-ми пред-став-ле-ни-ях», 1867 год; «Объ-яс-не-ния ма-ло-рус-ских и срод-ных на-род-ных пе-сен», тома 1-2, 1883-1887 годы); с ком-мен-та-рия-ми Потебня из-да-но «Сло-во о пол-ку Иго-ре-ве» (1878). По-сле смер-ти Потебня опуб-ли-ко-ва-ны его лек-ци-он-ные кур-сы (в основном в за-пи-сях слу-ша-те-лей с ис-поль-зо-ва-ни-ем под-го-то-ви-тель-ных ав-тор-ских ма-те-риа-лов): «Из лек-ций по тео-рии сло-вес-но-сти. Бас-ня. По-сло-ви-ца. По-го-вор-ка» (1894), «Из за-пи-сок по тео-рии сло-вес-но-сти» (1905).

Сре-ди уче-ни-ков Потебня - Д.Н. Ов-ся-ни-ко-Ку-ли-ков-ский , А.Г. Горн-фельд, В.И. Хар-ци-ев, Б.А. Ле-зин. Его идеи ока-за-ли зна-чительное воз-дей-ст-вие на даль-ней-шее раз-ви-тие отечественной фи-ло-ло-гии.

Сочинения:

О пол-но-гла-сии // Фи-ло-ло-ги-че-ские за-пис-ки. Во-ро-неж, 1864;

За-мет-ки о ма-ло-рус-ском на-ре-чии. Во-ро-неж, 1871;

К ис-то-рии зву-ков рус-ско-го язы-ка. Во-ро-неж; Вар-ша-ва, 1876-1883. Т. 1-4;

Зна-че-ния мно-же-ст-вен-но-го чис-ла в рус-ском язы-ке. Во-ро-неж, 1888;

Уда-ре-ние. К., 1973;

Эс-те-ти-ка и по-эти-ка. М., 1976;

Сло-во и миф. М., 1989;

Тео-ре-ти-че-ская по-эти-ка. М., 1990.

Потебня Александр Афанасьевич Потебня́ Александр Афанасьевич

(1835-1891), филолог-славист, член-корреспондент Петербургской АН (1875). Брат А. А. Потебни. Глава харьковской лингвистической школы. Развивал психологическое направление в российском языкознании. Труды в области общего языкознания (язык и мышление, язык и нация, происхождение и развитие языка), теории словесности (поэтический язык, природа поэзии и искусства и др.), типологии, лексикологии, исторической стилистики, семасиологии, литературного языка, теории фразеологии. Внёс вклад в славистику (особенно в славянскую диалектологию, сравнительно-историческую грамматику славянского языка, исследование русского и украинского языков).

ПОТЕБНЯ Александр Афанасьевич

ПОТЕБНЯ́ Александр Афанасьевич , украинский и русский филолог-славист, член-корреспондент Петербургской АН (1875). Брат А. А. Потебни. Разрабатывал вопросы теории словесности (язык и мышление, природа поэзии, поэтика жанра, учение о «внутренней форме» слова), фольклора, этнографии, общего языкознания, фонетики, грамматики и семасиологии славянских языков.
В 1856 окончил Харьковский университет, позднее преподавал там же, с 1875 профессор. С 1877 член-корреспондент Императорской Академии наук. Потебня испытал влияние идей В. Гумбольдта (см. ГУМБОЛЬДТ Вильгельм) , но переосмыслил их в психологическом духе. Много занимался изучением соотношения мышления и языка, в том числе в историческом аспекте, выявляя на русском и славянском материале, исторические изменения в мышлении народа. Занимаясь вопросами лексикологии и морфологии, ввел в русскую грамматическую традицию ряд терминов и понятийных противопоставлений. Он предложил различать «дальнейшее» (связанное, с одной стороны, с энциклопедическими знаниями, а с другой – с персональными психологическими ассоциациями, и в обоих случаях индивидуальное) и «ближайшее» (общее для всех носителей языка, «народное», или, как чаще говорят теперь в русской лингвистике, «наивное») значение слова. В языках с развитой морфологией ближайшее значение делится на вещественное и грамматическое. Известен также своей теорией внутренней формы слова, в которой конкретизировал идеи В. Гумбольдта. Внутренняя форма слова – это его «ближайшее этимологическое значение», осознаваемое носителями языка. Благодаря внутренней форме слово может приобретать новые значения через метафору (см. МЕТАФОРА) . Именно в трактовке Потебни «внутренняя форма» стала общеупотребительным термином в русской грамматической традиции.
Он одним из первых в России изучал проблемы поэтического языка в связи с мышлением, ставил вопрос об искусстве как особом способе познания мира. Изучал украинский язык и украинский фольклор, комментировал «Слово о полку Игореве (см. СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ) ». Создал научную школу, известную как Харьковская лингвистическая школа (к ней принадлежали Д.Н.Овсянико-Куликовский (см. ОВСЯНИКО-КУЛИКОВСКИЙ Дмитрий Николаевич) и ряд других ученых). Идеи Потебни оказали большое влияние на многих русских лингвистов второй половины 19 в. и первой половины 20 в.
Основные труды: «Мысль и язык» (1862), «О мифическом значении некоторых поверий и обрядов» (1865), «Заметки о малорусском наречии» (1870), «Из записок по русской грамматике» (докторская диссертация, 1874), «Из истории звуков русского языка» (1880–1886), «Язык и народность» (1895, посмертно), «Из записок по теории словесности» (1905, посмертно).


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "Потебня Александр Афанасьевич" в других словарях:

    Филолог, родился в Роменском уезде Полтавской губернии, 10 го сентября 1835 г., в дворянской семье. Семи лет П. был отдан в Радомскую гимназию и, благодаря этому обстоятельству, хорошо изучил польский язык. В 1851 г. П. поступил в Харьковский… … Большая биографическая энциклопедия

    Потебня (Александр Афанасьевич) известный ученый, малоросс по происхождению и личным симпатиям, родился 10 сентября 1835 г., в небогатой дворянской семье Роменского уезда, Полтавской губернии, учился в радомской гимназии и в Харьковском… … Биографический словарь

    Украинский и русский филолог славист, член корреспондент Петербургской АН (1877). Брат революционера А. А. Потебни. Окончил Харьковский… … Большая советская энциклопедия

    - (1835 91) украинский и русский филолог славист, член корреспондент Петербургской АН (1875). Брат А. А. Потебни. Разрабатывал вопросы теории словесности (язык и мышление, природа поэзии, поэтика жанра, учение о внутренней форме слова), фольклора,… … Большой Энциклопедический словарь

    Потебня Александр Афанасьевич - (1835–1891) русский филолог, психолог, славист, этнограф. Согласно П., язык это деятельность, орган, который образовывает мысль (… Большая психологическая энциклопедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Потебня. Александр Афанасьевич Потебня Дата рождения … Википедия

    Александр Афанасьевич Потебня. Александр Афанасьевич Потебня (укр. Олександр Опанасович Потебня; 10 (22) сентября 1835, Гавриловка Роменского уезда Полтавской губернии 29 ноября (11 декабря) 1891, Харьков) украинский и русский языковед,… … Википедия

    ПОТЕБНЯ́ Александр Афанасьевич - Александр Афанасьевич (1835–91), филолог славист, ч. к. Петерб. АН (1875), проф. Харьковского ун та (1875). Брат Андрея А. Потебни. Глава харьковской лингвистич. школы. Развивал психол. направление в рос. языкознании. Тр. в области общего… … Биографический словарь

    - (1835 1891), русский (по трактовке, принятой на Украине, украинский; его имя носит Институт языкознания (мовознавства) АН Украины в Киеве) языковед, литературовед, философ, первый крупный теоретик лингвистики в России. Родился 10 (22) сентября… … Энциклопедия Кольера

    ПОТЕБНЯ Александр Афанасьевич - (10(22).09.1835, с. Гавриловка Роменского у. Полтавской губ. 29.11 (11.12). 1891, Харьков) философ, культуролог, лингвист. В 1851 г. П. поступил в Харьковский ун т на юридический ф т, затем перевелся на историко филологический ф т, к рый… … Русская Философия. Энциклопедия

Книги

  • Символы и мифы. Избранные работы , Александр Афанасьевич Потебня. Александр Афанасьевич Потебня (1835-1891), подобно большинству отечественных мыслителей прошлого века, оставил глубокий след в разных областях научного знания: лингвистике, мифологии,… электронная книга