На территории Российской Федерации некоторые виды деятельности требуют получения лицензии. В частности, в области здравоохранения лицензируются медицинская, фармацевтическая деятельность и деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений.

Предоставление лицензии неразрывно связано с повышенным вниманием государства к обладателю такого разрешения, поскольку осуществляемая деятельность признается общественно значимой и способной причинить вред жизни и здоровью людей при несоблюдении обязательных правил и норм. В целях недопущения злоупотреблений или халатности организаций, получивших лицензии, закон предусмотрел институт лицензионного контроля. Основными задачами контролирующих органов выступают предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями требований законодательства в сфере лицензирования.

В области здравоохранения проведение лицензионного контроля предусмотрено общей нормой - ст.15 ФЗ РФ от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" . К контролирующим органам в области здравоохранения отнесены Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) и органы исполнительной власти субъектов РФ, которым переданы полномочия РФ в области лицензирования - такими органами выступают Министерства здравоохранения, Департаменты здравоохранения, Комитеты по лицензированию и иные подобные органы субъектов РФ.

Организация лицензирования отдельных видов деятельности, включая и организацию лицензионного контроля, установлена Постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. N 957 . До недавнего времени данное постановление в п.2 указывало, что Росздравнадзор контролирует реализацию органами власти субъектов РФ переданных им полномочий в области лицензирования и ведет сводные реестры выданных ими лицензий.

Однако с 2016 г. в указанное Постановление , а также в ряд иных нормативных актов внесены кардинальные изменения, перераспределяющие полномочия по лицензионному контролю и вводящие новую систему взаимодействия Росздравнадзора и региональных лицензирующих органов. Так, Постановлением Правительства РФ от 23.09.2016 г. N 956 внесены изменения в Постановление N 957 и отныне Росздравнадзор представляет собой не только орган власти, контролирующий региональные органы и ведущий реестр лицензий, но и орган, осуществляющий лицензионный контроль в отношении лицензиатов.

Лицензиатами признаются организации и индивидуальные предприниматели, получившие лицензии на соответствующий вид деятельности. Те организации и ИП, кто только планирует получение лицензии, именуются соискателями лицензий. С 2016 г. Росздравнадзор получил полномочия по лицензионному контролю всех организаций здравоохранения, имеющих лицензии на медицинскую, фармацевтическую деятельность или деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений. При этом новая редакция Постановления N 957 особо отмечает, что Росздравнадзор не осуществляет лицензионный контроль за лицензиатами, представившими заявление о переоформлении лицензий.

С учетом изложенного новая схема лицензионного контроля в области медицинской деятельности с 2016 г. выглядит следующим образом:

Табл.1

Статус организации или ИП

Кто контролировал ранее

Кто контролирует с 2016 г.

Соискатель лицензии на осуществление медицинской деятельности

Или Росздравнадзор в зависимости от вида организации и оказываемой ею медицинской помощи

Лицензиат - организация, получившая лицензию на медицинскую деятельность

Исполнительный орган государственной власти субъекта РФ или Росздравнадзор в зависимости от вида организации и оказываемой ею медицинской помощи

Росздравнадзор

Лицензиат - ИП, получивший лицензию

Исполнительный орган государственной власти субъекта РФ

Росздравнадзор

Лицензиат, представивший заявление о переоформлении лицензии

Исполнительный орган государственной власти субъекта РФ

Исполнительный орган государственной власти субъекта РФ


Как следует из представленной таблицы, ранее, если лицензия выдавалась уполномоченным региональным органом, он и продолжал отслеживать деятельность организации или ИП. С 2016 г. Росздравнадзор обращает свое внимание на все организации, имеющие лицензии на осуществление медицинской деятельности - вне зависимости от того, какой орган лицензию выдал. Однако если организация решает переоформить лицензию и вновь обращается в лицензирующий орган субъекта РФ, лицензионный контроль в период переоформления лицензии вместо Росздравнадзора осуществляет указанный орган.

Постановление N 957 предусматривает активные формы взаимодействия Росздравнадзора и "местного" лицензирующего органа. Так, Росздравнадзор в течение 5 рабочих дней направляет в указанный орган:

- заверенную копию приказа о приостановлении действия лицензии;

- заверенную копию приказа о возобновлении действия лицензии;

- заверенную копию приказа о назначении проверки лицензиата;

- копию акта проверки;

- копию предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований;

- копию протокола об административном правонарушении;

- копию постановления о назначении административного наказания;

- копии иных документов, связанных с осуществлением лицензионного контроля.

Все указанные документы включаются в лицензионные дела. Как видно из представленного списка, Правительство РФ предусмотрело уведомления лицензирующего органа практически обо всех значимых действиях в отношении лицензиатов, которым данный орган выдал лицензию. Тем самым обеспечивается межведомственное взаимодействие, вследствие чего лицензирующий орган всегда должен знать - что именно происходит с его лицензиатом.

Однако такое новшество вызывает множество вопросов относительно реализации на практике - медицинские и фармацевтические работники опасаются ситуаций, когда два "ведомства" будут предъявлять взаимоисключающие требования, не соглашаться с позицией друг друга или запрашивать предоставленные в лицензирующий орган субъекта РФ документы по второму кругу. Подобные опасения заслуживают внимания, тем более во время переходного периода.

Волнения усугубляются еще и тем, что наравне с предоставлением полномочий по лицензионному контролю всех без исключения лицензиатов Росздравнадзор наделен правами по приостановлению, возобновлению действия и аннулированию лицензий. Т.е. лицензия, выданная лицензирующим органом субъекта РФ, может быть приостановлена или аннулирована Росздравнадзором, имеющим иные представления о порядке осуществления конкретной деятельности или выявляющим нарушения в процессе работы организации. Такая ситуация настораживает представителей учреждений здравоохранения, т.к. им придется столкнуться сразу с двумя органами, имеющими дублирующие функции на разных этапах лицензирования.

Для осуществления новых функций разработан Приказ Росздравнадзора от 18.11.2016 г. N 12848 , которым утвержден Перечень правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельного вида государственного контроля (надзора) . Указанные акты систематизированы по издавшему органу, кроме того, в перечне содержатся ссылки на конкретные нормы документа, что облегчает поиск нужной информации. Данным перечнем можно руководствоваться как сотрудникам территориальных органов Росздравнадзора, так и работникам учреждений здравоохранения в рамках подготовки и проведения лицензионного контроля.

Однако, как показывает практика, представители Росздравнадзора не всегда верно пользуются данным Перечнем. После внесения изменений Росздравнадзор активно приступил к исполнению новых обязанностей. В производстве судов уже находятся дела по спорам между организациями здравоохранения и органами Росздравнадзора по поводу привлечения к административной ответственности за нарушение лицензионных требований, по ряду дел вынесены и вступили в законную силу судебные акты. При этом позиция Росздравнадзора не всегда находит поддержку в судах. Для иллюстрации приведем решение судьи Магаданского областного суда от 31 марта 2017 г. по делу N 12-21/2017.

В суд поступила жалоба представителя онкологического диспансера на постановление судьи Магаданского городского суда от 06 февраля 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном

1. Лицензионный контроль проводится лицензирующим органом в целях проверки полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, возможности выполнения им лицензионных требований и условий, а также проверки сведений о лицензиате и соблюдения им лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

2. Проверка лицензирующим органом указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений проводится путем сопоставления таких сведений со сведениями из единого государственного реестра юридических лиц или единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Лицензирующий орган получает соответствующую информацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

3. К отношениям, связанным с проведением лицензирующим органом проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий и проверки соблюдения лицензиатом указанных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности, применяются положения Федерального закона от 8 августа 2001 года N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".

Комментарий к статье 12

1. Целью разрешительного механизма государственного регулирования является установление особого государственного контроля за осуществлением таких видов деятельности, которые в силу присущих им особенностей сопряжены с обеспечением и реализацией наиболее важных публичных интересов, связаны с вовлечением в них неограниченного круга лиц, не участвующих в их осуществлении. Лицензирование как раз и является способом государственного контроля, позволяющим преграждать дорогу в хозяйственный оборот предпринимателям, сомнительным в правовом и экономическом отношении. Согласно п. 1 комментируемой статьи целями лицензионного контроля является проверка:

Полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах и возможности выполнения им лицензионных требований и условий,

Сведений о лицензиате и соблюдения им лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Лицензионный контроль, являясь одной из разновидностей управленческого контроля в сфере экономики, пронизывает всю лицензионную процедуру, проявляясь на всех ее стадиях в виде деятельности лицензирующих органов, направленной на выявление допускаемых лицензиатами отклонений от лицензионных требований и условий. Цели лицензионного контроля предопределяют выделение определенных стадий контроля: предварительного (осуществляется до принятия решения о предоставлении лицензии в отношении соискателей лицензии) и последующего контроля (осуществляется после процедуры предоставления документа, подтверждающего наличие лицензии в отношении лицензиатов). Такое выделение условно, поскольку стадия предварительного контроля, включающая в себя проверку комплекта необходимых документов до выдачи лицензии, сочетается с возможностью последующих проверок реального соблюдения лицензиатом условий, на которых выдано разрешение. Тем не менее данное деление будет использовано в рамках комментария к данной статье в связи с удобством изложения материала.

Согласно п. 2 комментируемой статьи способом осуществления лицензионного контроля, независимо от того, на какой стадии процесса лицензирования он осуществляется, является проверка указанных сведений путем сопоставления таких сведений со сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Сопоставление сведений предполагает сравнительный анализ информации, содержащийся в различных официальных источниках в целях выявления тождества или различий в указанных сведениях. Предметом сопоставления является:

во-первых, информация, содержащаяся в заявлении соискателя лицензии о предоставлении лицензии и представляемых им в лицензирующий орган комплекта документов, информация, содержащаяся в заявлении лицензиата, его правопреемника о переоформлении документа, подтверждающего наличие документа и прилагаемых к нему документов, а также иная информация, содержащаяся в лицензионных делах (см. комментарий к п. 3 ст. 10 Закона);

во-вторых, информация, содержащаяся в Единых государственных реестрах юридических лиц (индивидуальных предпринимателей). В Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными. Однако законодательством устанавливаются определенные ограничения в отношении отдельных видов информации. Так, согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, сведения о номере, о дате выдачи и об органе, выдавшем документ, удостоверяющий личность физического лица, сведения о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей могут быть предоставлены исключительно органам государственной власти, органам государственных внебюджетных фондов в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Содержащиеся в государственном реестре сведения о конкретном юридическом лице или индивидуальном предпринимателе предоставляются лицензирующему органу по запросу, составленному в произвольной форме в виде выписки из соответствующего государственного реестра, копии документа (документов), содержащегося в соответствующем государственном реестре, или справки об отсутствии запрашиваемой информации. Кроме того, сведения, содержащиеся в государственном реестре, могут быть предоставлены в электронном виде. Срок предоставления содержащихся в государственном реестре сведений о конкретном юридическом лице не может составлять более чем пять дней со дня поступления соответствующего запроса, если иное не установлено федеральными законами. Срочное предоставление содержащихся в государственном реестре сведений осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления соответствующего запроса. Указанная информация из государственных реестров предоставляется лицензирующим органам бесплатно (п. 22 Постановления Правительства РФ от 19.06.2002 N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц" (в ред. от 27.07.2007).

2. Более конкретные нормативные положения о порядке и способах как предварительного, так и последующего контроля содержатся в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности и иных ведомственных нормативных актах.

На основе анализа действующего законодательства в сфере лицензирования отдельных видов деятельности рассмотрим более подробно каждую из стадий лицензионного контроля.

На стадии предварительного контроля проверяется полнота и достоверность сведений, представленных соискателем лицензии, а также возможность выполнения им лицензионных требований в целях установления возможности предоставления лицензиату искомой лицензии на осуществление выбранного им вида деятельности. Такая проверка осуществляется на стадии принятия заявления о предоставлении лицензии. Лицензирующими органами для проведения проверки, как правило, в течение одного дня с момента принятия документов из числа сотрудников назначается ответственный исполнитель, при этом соискателю лицензии по его письменному или устному обращению должны быть сообщены фамилия, имя и отчество ответственного исполнителя, его место работы и телефон.

Ответственный исполнитель осуществляет проверку полноты и достоверности представленных сведений путем сопоставления сведений, содержащихся в документах, представленных соискателем лицензии, со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц, в Едином реестре выданных сертификатов соответствия. Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, предоставляются лицензирующему органу в установленном порядке Федеральной налоговой службой, а сведения, содержащиеся в Едином реестре выданных сертификатов соответствия, - Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии. Целями такого сопоставления является определение наличия всего состава документов, определенных соответствующим положением о лицензировании конкретного вида деятельности, т.е. полноты документов, согласованности предоставленной информации между отдельными документами комплекта и достоверности документов. Еще одним способом проверки достоверности сведений, изложенных в представленных документах, необходимых для принятия решения о выдаче лицензии, согласно ст. 6 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (в ред. от 24.07.2007), учитывая специфику названной деятельности, является собеседование с соискателем лицензии на осуществление негосударственной (частной) сыскной деятельности.

После завершения проверки ответственный исполнитель подготавливает проект распоряжения (приказа) о проведении проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий и согласовывает его в установленном порядке. При неполной комплектности, неполном составе документов или при выявлении противоречий подготавливается документ - акт проверки с указанием оснований отказа, который подписывается руководителем лицензирующего органа и направляется соискателю.

3. В целях повышения качества продукции, работ и услуг, производимых в ходе осуществления лицензируемых видов деятельности, соблюдения требований законодательства Российской Федерации, соответствующих государственных стандартов, нормативно-технических документов лицензирующие органы осуществляют последующий контроль на предмет соблюдения лицензиатами при осуществлении конкретных видов лицензируемой деятельности лицензионных требований и условий. Проверки, проводимые лицензирующими органами, можно подразделить на документальные, фактические, полные (сплошные), выборочные, плановые, внеплановые, камеральные и выездные <56>. В указанных целях лицензирующие органы уполномочены на проведение плановых и внеплановых проверок.

Плановые мероприятия по контролю за соблюдением лицензионных требований и условий осуществления лицензируемых видов деятельности осуществляются в соответствии с планом, разрабатываемым лицензирующим органом или на основе предписания руководителя лицензирующего органа (см., например, Положение об организации контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий по видам деятельности, лицензирование которых отнесено к полномочиям Госстроя России, утвержденное Приказом Госстроя России от 19.06.2002 N 107 (в ред. от 07.02.2006, с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 30.08.2005 N ГКПИ05-909). В предписании на проведение проверок определяются лицензиат, срок проведения проверки и состав комиссии, осуществляющей проверку. Члены комиссии, проводящие проверку, должны иметь предписание лицензирующего органа и служебное удостоверение. Либо же плановые проверки производятся в соответствии с планом осуществления надзорной деятельности и на основании решения (предписания), издаваемого в виде приказа (распоряжения) начальника лицензирующего органа (Положение об организации и осуществлении контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий по видам деятельности, лицензирование которых отнесено к полномочиям Госгортехнадзора России, утвержденное Приказом Госгортехнадзора России от 02.06.2003 N 107).

Лицензиат должен быть уведомлен о предстоящей проверке телетайпограммой, факсограммой, телефонограммой за несколько дней до ее проведения. Срок уведомления варьируется от 3 до 10 дней.

Сроки проведения плановых проверок определяются положениями о лицензировании конкретных видов лицензируемой деятельности и ведомственными нормативными актами, регулирующими эту сферу деятельности лицензирующих органов. Исходя из анализа действующего законодательства плановые проверки лицензиата могут проводиться, как правило, не чаще одного раза в 2 года. В отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по контролю должно проводиться не ранее чем через 3 года с момента его государственной регистрации. В отдельных нормативных актах установлено, что контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий осуществляется не реже одного раза за период действия лицензии или по мере необходимости с учетом результатов проверок соответствующих контрольных и надзорных органов.

Срок проведения проверки должен составлять по общему правилу не более 5 - 10 рабочих дней без учета времени нахождения в пути следования в организацию (объект) лицензиата. Продолжительность плановых и внеплановых мероприятий по контролю не должна превышать один месяц. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий по контролю, на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего мероприятие по контролю, руководителем органа государственного контроля (надзора) или его заместителем срок проведения мероприятия по контролю может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Порядок организации и осуществления лицензионного контроля за деятельностью по управлению многоквартирными домами.

Статья 196. Порядок организации и осуществления лицензионного контроля
1. К отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и положения Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 настоящей статьи.

2. Должностные лица органа государственного жилищного надзора при осуществлении лицензионного контроля обязаны исполнять своевременно и в полной мере предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений лицензионных требований. При осуществлении лицензионного контроля должностные лица органа государственного жилищного надзора имеют права, предусмотренные частью 5 статьи 20 настоящего Кодекса. При этом в случае выявления нарушений лицензионных требований должностные лица органа государственного жилищного надзора должны установить, что указанные нарушения допущены в результате виновных действий (бездействия) должностных лиц и (или) работников лицензиата.

3. Внеплановая проверка по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4, 5 части 10 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки.

ВТОРОЙ ВАРИАНТ ОТВЕТА

Лицензионный контроль (в том числе и жилищный) – это административно-правовая процедура, направленная на установление и устранение имеющихся правовых нарушений в сфере деятельности, связанной с лицензированием.

Контроль за соблюдением лицензионных требований, применим к юрлицам и ИП, которые проводят лицензированную деятельность. В жилищном законодательстве деятельность управляющих компаний по управлению и содержанию жилых многоквартирных домов является лицензированной.

В стадии лицензионного контроля входит:

  • получение контролирующими субъектами необходимых данных;
  • анализ и сопоставление данных (сравнительный анализ);
  • определение правовой квалификации;
  • принятие решения и установленных законом мер в отношении лицензиата.

Целью лицензионного контроля является осуществление проверочных функций, связанных с полнотой и достоверностью информации о соискателе либо о лицензиате. Такая информация содержится в заявлениях на получение лицензии, в документации, определяющей возможность выполнять лицензионные требования и условия, а также в проверке соблюдения лицензионных требований и условий в процессе деятельности.

  • Субъекты лицензионного контроля

Лицензирование – это не только деятельность, направленная на выдачу или переоформление лицензий. В данное понятие входит и контроль лицензирующего органа за выполнением установленных требований при ведении деятельности.

Контролировать выполнение таких требований вправе лицензирующий орган (субъект лицензионного контроля), на которого возложены соответствующие функции в пределах его компетенции.

Порядок организации и осуществления контроля предусмотрен ст.19 ФЗ от 4.05.11 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Лицензионный контроль осуществляется посредством проведения документальных проверок, в ходе которых сопоставляются сведения, предоставленные субъектом хозяйствования с данными ЕГР юрлиц и ИП.

  • Порядок осуществления лицензионного контроля

Субъекты лицензионного контроля проводят документальные проверки, которые, согласно ч. 6 ст. 19 Закона № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», бывают выездные и невыездные, плановые и внеплановые.

Выездные документальные проверки, в отличие от невыездных, проводятся по месту расположения юрлица или ИП.

Жилищным Кодексом предусмотрены такие понятия, как государственный жилищный надзор, муниципальный и общественный жилищный контроль. Фактически это деятельность уполномоченных органов, в функции которых входит установление фактов нарушения правил и требований, определенных нормативными актами жилищного законодательства, законодательства о повышении энергоэффективности и энергосбережения, порядка формирования и использования фонда капремонта.

  • Основание для проведения документальных проверок

Плановые проверки субъекта хозяйствования предусмотрены годовым графиком (планом проверок), который разрабатывается и утверждается в установленном законом порядке. Существуют следующие основания для включения субъекта хозяйствования в госплан:

  • если с момента оформления либо переоформления лицензии прошел 1 год;
  • по истечении 3 лет с момента проведения плановой документальной проверки;
  • по истечении установленных законодательством сроков с момента проведения проверки субъекта хозяйствования, который проводит лицензируемую деятельность в определенных сферах.

Внеплановые проверки проводятся:

  • по истечении срока выполнения субъектом хозяйствования предписания об устранении нарушений лицензионных требований;
  • в случае письменного обращения граждан, ИП, юрлиц, а также при поступлении информации от органов госвласти, из медиа-средств о грубых нарушениях правил лицензирования;
  • по истечении срока приостановления действия разрешительного документа;
  • при наличии ходатайств субъекта лицензирования;
  • при наличии распоряжения или требования, выданного субъектом лицензирования на основании поручений высших органов власти.
  • Внеплановые документальные проверки

С целью получения или переоформления лицензии в органы, осуществляющие функции контроля, подается соответствующее заявление. Предметом внеплановых документарных проверок соискателей или лицензиатов являются данные, которые содержатся в документах и самом заявлении и их сравнительная оценка с данными, отраженными в ЕГР юрлиц и ИП, а также в иных государственных информационных источниках.



Кроме этого, в процессе проведения внеплановой выездной проверки проверяется наличие сотрудников, удостоверяется надлежащее техсостояние помещения, здания, сооружения, средств и оборудования, а также других объектов, использование которых предполагается при осуществлении лицензированной деятельности субъектом хозяйствования. То есть проверяется возможность осуществления функций, заявленных в регистрационных документах.

  • Нарушения лицензионных требований

Подробный и полный перечень нарушений установлен нормативными актами о лицензировании соответствующего вида хозяйственной деятельности. Как правило, к ним относят нарушения, связанные:

  • с риском нанесения значительного вреда жизни и здоровья людей;
  • с угрозой людских жертв или причинения значительного вреда здоровью людей, причинения вреда средней тяжести здоровью 2 и более людей;
  • с нанесением ущерба правам и интересам граждан, обороноспособности и безопасности страны;
  • с нанесением вреда флоре и фауне;
  • с нанесением вреда историческим и культурным памятникам;
  • с угрозой возникновения чрезвычайной ситуации (техногенной катастрофы).
  • Функции субъектов лицензионного контроля

Должностные лица, осуществляющие лицензионный контроль, вправе привлекать экспертные организации к проведению проверки. Предоставление документов для проведения документальной проверки осуществляется на основании письменного запроса уполномоченных органов местного самоуправления.

При проведении документальных проверок, должностные лица наделены следующими функциями:

  • запросить и получить от соискателя или лицензиата документы, которые касаются предмета такой проверки, проводить их анализ, при необходимости изготавливать копии;
  • использовать при проведении проверки техсредства: компьютеры, электронные носители информации, калькуляторы, копировальные аппараты, сканеры, телефоны, средства фиксации (аудио- и видеосвязи), фотоаппараты;
  • потребовать от субъекта хозяйствования необходимые письменные объяснения, если в процессе проверки выявлены нарушения, противоречия в предоставленных документах, ошибки или несоответствия данных, предоставленных к проверке с данными, полученными субъектом лицензионного контроля;
  • осуществлять в ходе проведения проверки иные, предусмотренные законом, действия.
  • Функциональные обязанности проверяющих

В обязанности должностных лиц, осуществляющих лицензионный контроль, входит:

  • своевременное и в полном объеме выполнение полномочий, связанных с предупреждением нарушений условий лицензирования;
  • соблюдение требований законов РФ, устанавливающих права и законные интересы проверяемых субъектов хозяйствования;
  • проведение проверок на законных;
  • осуществление проверки исключительно в период выполнения своих должностных обязанностей;
  • предъявление служебного удостоверения, распоряжения либо приказа на проверку;
  • допуск к проверке руководителя или представителя субъекта хозяйствования, предоставление разъяснений по поводу выявленных нарушений или несоответствий;
  • предоставление присутствующим должностным лицам субъекта хозяйствования документов или данных, которые относятся к проверке;
  • ознакомление руководителя либо представителей субъекта хозяйствования с полученными результатами;
  • при обжаловании действий, обосновывать их проведение в порядке, установленном законом;
  • соблюдение установленных сроков проведения проверки;
  • ознакомление должностных лиц с регламентом проведения проверки;
  • соблюдение порядка выхода на проверку.

Требование документов, не связанных с проведением проверки и предоставление которых не предусмотрено законодательством, запрещено.

58. Лицензионная комиссия: понятие, состав, полномочия. Квалификационный аттестат. Порядок проведения квалификационного экзамена.

На территории РФ создана и действует на постоянной основе лицензионная комиссия. Ее основное направление деятельности заключается в обеспечении деятельности органов, относящихся к государственному жилищному надзору по лицензированию работ, связанных с управлением многоквартирными домами, имеющимися в РФ.

Данный вид деятельности подлежит лицензированию. Для получения такой лицензии, от имени управляющей компании должен быть подан пакет документов, среди которых и аттестат о квалификации.

Должностные лица, равно как и должностные лица лицензиата должны являться владельцами документа о квалификации, имеющего номер и дату выдачи, свидетельствующих о наличии достаточных знаний для выполнения определенного вида деятельности.

К таким должностным лицам относятся руководители управляющих компаний, являющиеся соискателями лицензии и планирующие заниматься деятельностью по управлению жилым фондом. Требования о наличии такого документа предъявляются и к аудиторам. Квалификационный аттестат аудитора выдается на основании результатов, полученных во время проведения экзамена.

Для того чтобы получить такой аттестат осуществляется проверка квалификационных знаний претендента. Лицо, которое претендует на выдачу необходимого для управления многоквартирными домами аттестата, обязано сдать комиссии квалификационный экзамен.

Получить аттестат можно лишь в том случае, если результаты сданного экзамена будут положительными. Наличие негативной отметки влечет за собой отказ от выдачи требуемого документа. Стоит отметить, что он имеет номер и дату выдачи.

Квалификационный аттестат относится к числу тех документов, без которых лицензия, дающая право управления многоквартирными домами, получена быть не может.

Проверка деятельности управляющих многоквартирными домами компаний может быть осуществлена аудитором, для чего требуется заключение специального контракта. Квалификационный аттестат аудитора выдается бессрочно.

· Квалификационный экзамен

Процесс проверки квалификационных знаний лица, являющегося претендентом на лицензию, осуществляется путем проведения квалификационного экзамена.

Процедура проведения такого мероприятия нова, но при этом хорошо отлажена. В качестве экзаменуемого выступает непосредственный руководитель управляющей компании. Претенденту на лицензию будут предложены 200 вопросов, на которые необходимо ответить.

Такие вопросы едины для всех экзаменуемых, вне зависимости от региона, в котором управляющая компания намерена работать, а также вне зависимости от даты проведения среза знаний. На суть вопросов не повлияет и номер билета. Причиной тому служит установление вопросов на основании приказа Минстроя и ЖКХ РФ. Результат экзамена и правильность предоставленных ответов определяется одним из органов исполнительной власти, который уполномочен на это Правительством РФ. Сама процедура сдачи экзамена абсолютна бесплатна.

Кстати, не может быть допущен к экзамену тот претендент, имя и номер которого уже содержится в реестре лиц ранее дисквалифицированных.

Положительный экзаменационный результат является основанием для выдачи лицу соответствующего документа, каждый из которых проходит регистрацию через реестр квалификационных аттестатов и имеет собственный номер.

Факт не сдачи экзамена является поводом для отказа в предоставлении документа. Решение комиссии заносится в протокол. Экзаменуемому присваивается номер, указываются его данные. Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом через судебные органы.

· Кто может получить квалификационный аттестат

Законодательные изменения в сфере ЖКХ стали причиной для появления некоторых новшеств в процессе управления многоквартирными домами управляющими компаниями, призванными не только осуществлять деятельность по управлению домами, но и по предоставлению коммунальных услуг.

Такие изменения дают возможность гражданам быть убежденными в профессионализме руководства такими компаниями, быть уверенными в том, что предприятие будет добросовестно исполнять собственные функции.

Компании, претендующие на управление многоквартирными домами, обязаны иметь лицензию на выполнение таких функций, номер которой зарегистрирован в реестре. Для получения лицензии требуется пакет документов, среди которых и аттестат.

Получить данный документ может руководитель компании, для чего ему потребуется сдать квалификационный экзамен, состоящий из двухсот вопросов. Процедура выдачи проходит утверждение органами исполнительной власти, которые уполномочены на то распоряжением Правительства РФ,

Срок действия квалификационного аттестата, полученного руководителем компании, ограничивается 5-ю годами. Определить момент течения срока его действия можно из графы «номер и дата документа». После окончания срока экзамен необходимо сдать снова.

· Аннулирование квалификационного аттестата

Положениями статьи 202 ЖК РФ определены случаи, при наступлении которых выданный аттестат может быть аннулирован. К ним относится:

  • получение документа по подложным документам;
  • наличие индивидуальных данных должностного лица лицензиата в реестре лиц, которые были дисквалифицированы с прохождения квалификационного аттестата;
  • наличие судебного приговора, обладающего юридической силой, в отношении руководителя управляющей компании, согласно которому последнему назначено наказание за преступное деяние, совершенное в экономической сфере, а равно за преступления, имеющие среднюю тяжесть, тяжкие и особо тяжкие деяния.

Процедура аннулирования осуществляется в порядке, который утвержден исполнительным органом власти, наделенным такими полномочиями на основании распорядительного документа Правительства РФ.

Наличие обстоятельств для аннулирования аттестата может быть выявлено в ходе проведения аудиторской проверки, для которой на основании отдельного соглашения привлекается аудитор. Квалификационный аттестат аудитора, выданный ему после прохождения экзаменационных процедур, является основанием деятельности такого лица, направленной на проверку финансово-экономических показателей предприятий.

59. Сделки с жилыми помещениями: общая характеристика.

Раскрывая содержание права собственности на жилое помещение, ГК РФ указывает на то, что собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением (п. 1 ст. 288). Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (п. 2 ст. 209).

Владельцы жилых помещений вправе распорядиться своим жильем через гражданско-правовые сделки. Так, собственники вправе совершать сделки, направленные на отчуждение жилого помещения, например куплю-продажу, мену, дарение, завещание и т.п., а также сделки, направленные на передачу жилья в пользование, например найм, аренду, безвозмездное пользование. Граждане, пользующиеся жилищем на основании договора социального найма, вправе заключить договор обмена жилыми помещениями.

Согласно ст. 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Сделки с жильем - это действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей в отношении жилых помещений.

Сторонами гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями могут выступать различные субъекты экономического оборота. Основными участниками таких сделок являются граждане и юридические лица.

В некоторых случаях совершать сделки с жилыми помещениями могут города и иные муниципальные образования, а также субъекты Российской Федерации в лице соответствующих органов, например при продаже муниципального или государственного жилья.

Российская Федерация не имеет возможности распоряжаться принадлежащим ей жильем, так как весь федеральный жилищный фонд находится исключительно на праве хозяйственного ведения или оперативного управления у государственных предприятий или учреждений.

Вместе с тем Российская Федерация может выступать в роли наследника по завещанию или одаряемого по договору дарения.

Граждане, выступающие сторонами сделок с жилыми помещениями, должны обладать полной дееспособностью, т.е. они должны достичь 18-летнего возраста, а в случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения 18 лет, гражданин, не достигший этого возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак; полная дееспособность также приобретается при эмансипации, т.е. объявлении несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, работающего по трудовому договору (контракту) либо занимающегося предпринимательской деятельностью, полностью дееспособным.

Для защиты прав и законных интересов граждан, находящихся под опекой или попечительством либо оставшихся без родительского попечения, ГК РФ установил правило, согласно которому любое отчуждение жилого помещения, в котором проживают названные лица – члены семьи собственника, допускается только с согласия органа опеки и попечительства (п. 4 ст. 292).

Для того чтобы сделки с жилыми помещениями были действительны, требуется соблюдение целого ряда условий.

Во-первых, необходимо, чтобы содержание сделки не противоречило закону. Недопустимы, в частности, сделки, направленные на отчуждение объектов общего пользования многоквартирного дома (например, технического подвала) либо квартиры (например, кухни).

Во-вторых, необходимо наличие у сторон правоспособности и дееспособности.

В-третьих, необходимо, чтобы отчуждателю или наследодателю жилое помещение принадлежало на праве собственности. Если отчуждателем выступает государственная или муниципальная организация, то жилье должно принадлежать государственным или муниципальным предприятиям на праве хозяйственного ведения, государственным или муниципальным учреждениям, а также казенным предприятиям на праве оперативного управления. Правомерное владение, пользование и распоряжение жилищем подтверждается правоустанавливающим документом, к примеру договором продажи, договором передачи и др. Для заключения договора обмена социального жилья право пользования подтверждается либо ордером, либо соответствующим договором, оформленным в письменном виде.

В-четвертых, необходимо, чтобы волеизъявление участника сделки соответствовало его действительной воле, т.е. должно быть правильное понимание сделки и ее совершение должно быть добровольным.

В-пятых, необходимо письменное оформление указанных сделок (для ренты и завещания – нотариальное оформление).

В-шестых, как правило, обязательна государственная регистрация (за исключением обмена между нанимателями, найма жилого помещения и безвозмездного пользования) по месту расположения квартиры. Если сделка направлена на отчуждение одной стороной жилого помещения и соответственно приобретения его другой, то право собственности у приобретателя жилого помещения возникает с момента государственной регистрации сделки и (или) права . Одновременно с возникновением права собственности на приобретателя переходит риск случайной гибели или повреждения жилого помещения. Приобретая право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме, лицо, как уже было сказано выше, становится сособственником фундамента, крыши, лестничных клеток и других частей многоквартирного дома, а также земельного участка под домом и придомовой территорией.