Авиакомпании заботятся о комфортабельности своих воздушных суден. В них предусмотрено все для удовлетворения потребностей пассажиров: кухонные и гардеробные помещения. Об их работе можно узнать непосредственно на борту воздушного судна. А как пользоваться туалетом во время перелета? Особенно, если он длительный.

Как устроен туалет в самолете

Санитарные комнаты на борту авиалайнеров небольшого размера. Они снабжены следующими системами и приспособлениями:

  • своеобразным водопроводом;
  • канализационными отводами;
  • унитазом;
  • раковиной;
  • урной;
  • раскладными столиками для пеленания.
Важно! Современные авиалайнеры оборудуют дополнительными сантехническими комнатами для инвалидов.

Система водоснабжения на борту представлена специальными баками. Их наполняют жидкостью. Ей пользуются пассажиры в случае необходимости. Она подается под высоким давлением, которое обеспечивают компрессорные установки. Воду в этих баках используют для питья, кипячения, пользования унитазом.

Некоторые воздушные лайнеры оборудованы отдельными баками для воды, которые предназначены именно для смывания в унитазе.

Стоит отметить, что на борту самолетов установлены биотуалеты. В них переработка отходов происходит с помощью специальных молекулярных средств. Как работает унитаз?

На каждом воздушном судне монтирована определенная канализационная система. Ее выбор основан на параметрах фюзеляжа, а также возможности нормального функционирования уборной.

Самой распространенной считается система канализации, в которой предусмотрен герметичный бак для сбора отходов. Они попадают в него по пластиковым трубам. Этот «груз» накапливается на протяжении всего полета.

В некоторых туалетных комнатах предусмотрена вакуумная система функционирования унитаза. Отходы засасывает в специальный бак. Они смываются небольшим количеством воды. При этом в баке находятся минеральные вещества, которые перерабатывают эти отходы. Оставшиеся массы сохраняются в баке до окончания полета.

Во многих лайнерах туалетные комнаты оборудованы канализационной системой замкнутого типа. Принцип работы такой канализации заключается в следующем:

  • бак унитаза заправляют водой;
  • после смыва жидкость попадает в специальный бак;
  • в нем вода посредством фильтровальных устройств очищается;
  • после этого она поступает обратно в бак.

Ее можно использовать для последующего смыва отходов.

Важно! Очищенная жидкость не подается в основную систему водоснабжения. Она непригодна для питья.

Все нечистоты, которые накапливаются в канализационных баках во время полета, сливаются после высадки пассажиров посредством вакуумной системы. К самолету подъезжает машина с гофрированным шлангом. Его соединяют с баком, и включают оборудование. После окончания его работы баки очищены.

Как пользоваться туалетом

Первое, что запрещено делать в этой комнате, это курить. Из-за дыма сработает система пожарной тревоги. Пассажиры начнут волноваться, образуется паника. Не стоит пренебрегать этим запретом. Его нарушение повлечет за собой административную ответственность.

Санитарная комната оборудована специальной ручкой с цветным обозначением. Если она отодвинута, и на ней имеется красная полоска, это означает, что туалет занят. Если на ручке есть зеленая полоса - уборная свободная.

Туалет в самолете

Пользоваться санитарной комнатой можно только во время полета. Лучше посещать ее за 10 минут до раздачи еды и через 15 минут после этого. Затем возле этой комнаты образуется очередь. Это доставляет дискомфорт пассажирам, которые сидят на рядах вблизи туалета.

Важно! Запрещено пользоваться уборной во время взлета и посадки. В этот момент все пассажиры должны находиться на своих местах и быть пристегнутыми ремнями безопасности.

Раковина оснащена кнопкой. Ее необходимо нажать для смыва воды.

Смывать отходы можно только при закрытой крышке унитаза. Иначе вакуумная система не сработает. Выбрасывать твердые отходы (подгузники, гигиенические салфетки и подобное) нужно только в урну. Они разбухают при попадании в канализационную систему самолета. Это приведет к нарушению работы туалета. Пассажиры должны следить за тем, чтобы не оставлять после себя мусор и лужи. Такое поведение неприемлемо на борту, поскольку может вызвать недовольство других пассажиров.

Где находится туалет в самолете

В воздушных суднах санитарные комнаты расположены по-разному. Это конструкционная особенность обусловлена размерами пассажирского салона, а также возможностью размещена баков для отходов.

Например, в Boeing-747 находится 11 туалетов. Два из них расположены в начале салона, два - в конце, четыре - в середине. Три туалета разместили на второй палубе.

В Boeing-767 оборудовано 5 туалетных комнат. Одна находится в отсеке бизнес-класса, две - между бизнес- и экономклассом. Два туалета разместили в средней части отсека экономкласса.

В Boeing-737 и отечественных Ту-154, Як-42 и А-320 предусмотрено три санитарных помещения. Одно расположено возле входа в пассажирский салон, два - в хвостовой части.

Как правило, в других моделях авиалайнеров туалеты находятся в конце пассажирских салонов. В зависимости от вида современной комплектации воздушных суден эти помещения могут быть размещены в разных частях салона.

Уважаемые посетители сайта Aviawiki! Ваших вопросов стало так много, что, к сожалению, у наших специалистов не всегда есть время ответить на все. Напомним, что мы отвечаем на вопросы абсолютно бесплатно и в порядке очереди. Однако у вас есть возможность гарантированно получить оперативный ответ за символическую сумму .

Туалет в самолете – один из важных элементов лайнера. Ведь полеты проходят не по одному часу, количество людей на борту большое, и, естественно, справлять свои потребности им нужно много и часто. Многие привыкли, что туалет на борту лайнера похож на привычный домашний. Вот только работает он несколько иначе – шумит, всасывает воду быстро и т.д. Как устроен туалет в самолете объясняют специалисты.

Когда самолетостроение только начинало развиваться, в роли первых туалетов выступали обычные ведра. И это легко объяснялось тем, что лайнеры были максимально просты, биотуалетов тогда не придумали, да и система канализации в самолете пока не была разработана. Так что приходилось ухищряться, чтобы и дать возможность пассажирам отправить свои естественные потребности, и проконтролировать, чтобы все не вылилось, да еще и придумать, как избавляться от запаха.

Доподлинно неизвестно, когда точно появились самолетные системы смыва. Но они стали настоящим прорывом.

Где в самолете туалет

Количество туалетов на борту лайнера и места их расположения напрямую зависят от типа самолета. Так, например, они могут распределяться следующим образом:

  • Ту-154, Аэробус А-320, Боинг-737 имеют 3 туалета: один из них располагается рядом со входом в самолет, два в хвосте
  • Боинг-767 имеет 5 туалетов: 1 в бизнес-классе (преимущественно в его начале), 2 между бизнес и эконом-классами, 2 в середине эконома
  • Боинг-747 имеет 11 туалетов: по паре из них расположились в начале и конце лайнера, 4 в середине, а 3 на второй палубе.

Распределение воды в самолете

Перед тем как разбираться, как устроен туалет в авиалайнере и куда все девается на борту, надо понимать, что самолет не подключен к центральной канализации. И очень важным аспектом называют процесс попадания воды в лайнер.

Вода, которую заливают в специальные резервуары на борту самолета, проходит очень жесткий отбор и контроль. Она обязательно должна иметь контрольный талон и паспорт соответствия. Вода в лайнер подается настолько чистая, что ее буквально можно пить прямо из шланга. Воду заливают в процессе подготовки самолета к отлету. Так, например, в специальные баки А-320 требуется влить около 200 литров жидкости. По большей части воду льют до краев, т.е. пока она не потечет из отверстия обратно из бака. Далее эта жидкость расходится в соответствии с нормами и техособенностями самолета по раковинам, умывальникам и на кипятильник. Некоторое ее количество отправляется и в унитазы.

Принцип действия унитаза в самолете

Многих интересует, как работает унитаз в лайнере. Ведь он шумит, вода и все содержимое быстро всасывается, а на поверхности практически не остается никаких капель жидкости. Все содержимое в некоторых самолетах уходит в специальный бак. В него отходы жизнедеятельности человека уходят под действием вакуума и давления – из-за этого и слышен шум, когда нажимается педаль смыва. Далее все хранится в баках до конца поездки, надежно и герметично укрытое, чтобы не было никакого раздражающего запаха в самолете. Смывной коллектор находится под ободком унитаза.

В ряде лайнеров баки имеют фильтры, не пропускающие крупные частицы. В воду добавляют специальные химические средства, которые помогают растворять органику и препятствуют возникновению запаха.

Есть самолеты, где применяют биотуалеты. Сегодня большая часть современных лайнеров оснащена именно такими. На Аэробусах А320 баки рассчитаны на 170 литров, на Ту-154 могут использовать 2 бака – на 115 и на 280 л.

В некоторых самолетах могут использоваться иные системы замкнутого типа. Жидкость в таких может фильтроваться и запускаться на повторное использование. Естественно, она проходит и необходимую дезинфекцию, чтобы не распространялось никаких заболеваний.

Как очищают самолет

Когда авиалайнер прилетает к месту назначения, к нему подъезжает специальная ассенизаторская машина. У нее есть специальный гофрированный шланг, который подсоединяют к специальному отверстию в боку самолета. По этой трубе все содержимое баков попадает в машину. Если вдруг баки забиваются чем-то, их дополнительно промывают. Для промывки баков используют специальные дезинфицирующие растворы. После в баки снова закачивают жидкость, и туалет в самолете опять готов к использованию.

Чтобы унитаз не засорялся

Очень важно понимать, что вся система канализации в туалете очень четко продумана и рассчитана на определенные отходы органического характера. Если же в унитаз попадают предметы больше и крупнее, да еще и те, что не поддаются разложению, система загрязняется и выходит из строя.

Нередко причиной проблемы становится человеческий фактор. Если пассажиры выбрасывают в унитаз памперсы, много бумаги, тампоны и т.д., они могут разбухнуть и закупорить собой все пространство. У техников возникнет ряд проблем, т.к. система закрытая и достать из нее что-то легко не получится, придется разбирать практически половину. А значит, что несоблюдение просьб выбрасывать мусор в специально предназначенные для этого ведра несет за собой риск вывода из строя туалета на длительное время. Если рейс длительный и беспосадочный, это может стать настоящей катастрофой.

Может ли что-то вываливаться из самолета

Случаи, когда с неба прилетали небольшие кусочки льда с фекалиями действительно были зафиксированы. Но они редки, и в ситуациях с крупными современными лайнерами не работают. Максимум, что может быть сброшено с самолета – вода из умывальников. Но она не страшна на земле, т.к. успевает превратиться в мелкий лед, растаять и т.д. Все собранное из унитаза удаляется из самолета исключительно на земле и исключительно специальными работниками.

Как работает туалет в самолете aslan wrote in May 4th, 2016

Многие спрашивают, правда ли, что в самолете все обстоит так как и в поезде, то есть все отходы просто сбрасываются наружу? Действительно интересно, в поезде видно дырку в туалете, а в самолете нет. Означает ли это, что все остается на борту?


Изначально надо решить вопрос, что вообще есть в самолете для чистоты и гигиены. Летательный аппарат оснащен системой удаление отбросов и водоснабжением. Жидкость, а точнее питьевая вода, заправляется из специального автомобиля прямо перед вылетом.

Вода в самолете. Что и как. На воду есть контрольный талон и паспорт соответствия. Контроль она проходит тщательный, поверьте. Можно пить прямо из шланга, был свидетелем, хотя сам фанатом сего действа не являюсь. На А-320 нужно 200 литров воды и незадолго до вылета ее заправляют в бак. В большинстве случаев заправка происходит до конца, то есть до того момента пока через специальную дренажную трубку вода не начнет литься из бака. Дальше H2O распределяется на кипятильник, умывальники и раковины.

Так же в модели А-320, немного жидкости берется для смыва в туалете. В Ту-154 вода для смыва отдельная. Это стараются держать в тайне, но вода из раковин сливается прямо за борт… Помыл руки значит пустил в свободный полет чуточку водицы. Внизу фюзеляжа самолета расположен специальный сливной патрубок, через который весь процесс и происходит.

На старых моделях Ту-154Б и Ту-154М располагаются 3 бака (задние туалеты, кухня-буфет — середина салона и передний вестибюль). Баки расположены под потолком и вода туда поступает самотеком. Система достаточно сложна в обслуживании и доставляет массу неудобств. Например, в этих моделях баки приходится заправлять отдельно, перебежками от бака к баку. В более современных летательных аппаратах направленная в бак жидкость распределяется по раковинам кипятильникам и прочим пунктам под давлением. Оно создается в водяном баке с помощью воздушных компрессоров. Все просто. А теперь вернемся к насущной теме — туалет. Понятно, что с отбросами поступать так же не правильно. Поэтому в А-320 отходы поступают в специальный бак на 170 литров, а вот в Ту-154М картинка немного другая.

О туалетах в самолете и связанными с этим проблемами В баке непотребство хранится весь полет. В А-320 отбросы удаляются из унитаза с помощью вакуума. То есть они просто засасываются в бак. Нет уверенности, что возможно присосаться к унитазу, но экспериментировать не советую, потому что в теории это вполне вероятно. Бак Ту-154 оснащен фильтром, задерживающим крупные частица. Остальное используется для смыва.

В течении полета концентрация нечисти в воде постоянно увеличивается. Что бы данная субстанция не зловонила на весь салон в нее добавляют химические вещества, а точнее маленькие мешочки с ними, которые кидают прямо в унитаз. Запах и принцип действия веществ такой же как и в биотуалетах. Boeing-737 Classic ничем не отличается и фекалии беспощадно гоняются по кругу в течении всего полета. Жидкость надо заправлять перед каждым взлетом, что и делается в обязательном порядке.

Во всей этой системе есть проблема — человеческий фактор. Кто-то может уронить крупную вещицу в унитаз и тогда у техников возникает серьезная задача. Если это косметичка или крышка чайника, то самолет может быть выведен из строя на длительный срок! Здесь не та сантехника, с которой можно разобраться за несколько минут. К трубам в самолете очень сложно подобраться. Если роняют случайно — это понятно, с кем не бывает, но когда туда засовывают подгузник или тампон… Эти вещи набухают до огромных размеров и уничтожают всю систему. Все это достают оттуда люди, своими руками, поэтому я прошу Вас, пользуйтесь мусорками.

Как только самолет прилетает на место назначения к нему сразу же подъезжает машина с огромным гофрированным шлангом.

Ту-154М. Панели обслуживания в аэропорте.

Это отверстие для опустошения бака. Шланг в любой момент может сорваться и содержимое польется вниз. Бывали случаи, что прямо на людей.

Не хотелось бы, что бы содержимое попало на кожу, в особенности на лицо. Поэтому молниеносная реакция — профессиональный навык.

В случаях когда что-то не вышло сразу, прилепилось к стенкам бака или застряло по-другим невиданным причинам — содержимое баков и туалетов промывается.

Дальнейшая судьба отходов из туалета самолета С самолетом вроде бы все ясно, но что с отходами происходит дальше? Автомобиль со специальным баков везет это в место, где бывал далеко не каждый техник. Мало кто знает где это и как выглядит. И хорошо, ведь зрелище не для слабонервных. Запах ужасный, не опытных людей просто рвет. Это что-то похожее на бассейн 10 на 5 метров, а глубиной около 1.5 метра. Машина подъезжает к нему, открывается заслонка и все содержимое выливается. Частенько что-то застревает и приходится с помощью металлических прутьев и палок отправлять это в бассейн.

Многие привыкшие рабочие делают это руками (так быстрее). Для специально кинувших в унитаз вещь не по назначению, я придумал наказание. Пусть выполняют обязанности этих людей. Я думаю справедливо, а Вы как считаете?

Жми на кнопку, чтобы подписаться на "Как это сделано"!

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите Аслану ([email protected] ) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта Как это сделано

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс , где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.

Жми на иконку и подписывайся!

Современный человек, который покупает билет на самолет, твердо знает, какие услуги он получает за потраченные деньги. Более-менее удобное (в зависимости от класса) сиденье, один или несколько приемов пищи, ну и конечно же, возможность воспользоваться туалетом. Но такие условия на борту самолетов были не всегда.

Историческая справка

В самых первых пассажирских самолетах вообще не было уборных, людям предлагалось справлять нужду просто в ведра.

Со временем стали появляться первые санузлы, но они не были похожи на нынешние.

Система смыва до 1960-х годов была открытой, что означало выброс отходов наружу из салона самолета.

На самолетах, летающих на больших высотах, чтобы в салоне не происходила разгерметизация, на трубе, отвечающей за вывод отходов, так сказать, «на улицу», устанавливался специальный шлюз с двумя клапанами, защищающий систему от огромной разницы в давлении.

Как устроен современный туалет в самолете

В наше время используется система, включающая в себя емкости, куда в самолете уходят отходы из туалета при смыве.

Соответственно, туалетом смело можно пользоваться, а пугающие истории о том, как людей присасывало вакуумом - сказки, не более того, и волноваться не о чем, если, конечно не нажимать кнопку слива, сидя верхом на унитазе. При нажатии этой кнопки появляется необычно громкий шум, который связан как раз с открытием клапана. При этом создается разница в давлении, между туалетом и баком.

Такой принцип работы на сегодняшний день появляется и в поездах нового поколения.

У всех моделей эти баки для слива различаются. К примеру, у самолета Ту- 154 есть целых два бака - объемами на 115 и 280 литров, а в А-320 - одна емкость на 170 литров. Это те емкости, куда из салона самолета деваются моча и кал пассажиров.

Также у многих самолетов отличается сама система работы туалетных комнат.

У одних, как к примеру, А-320, вода для слива используется та же, что идет из крана, и вообще используется в общей системе водоснабжения, а отходы всасываются в отведенный для этого бак с помощью вакуумного рычага.

А в остальных моделях современной авиации работает замкнутая система. Для смыва в ней предназначается специальная емкость, в которую перед полетом заправляют воду. Во время полета люди пользуются услугами уборной, смывают свои достижения в еще один бак, отведенный для этого, а оттуда отходы вместе с водой попадают в специальную систему фильтрации, которая отделяет крупные частицы от жидкости, после чего жидкость, очищенная, продезинфицированная и обеззараженная специальными химикатами, отправляется обратно в бак смыва.

Обратите внимание! После очистки в таких системах вода является безопасной, если ее не пить! Вы ничем не сможете заразиться, она не пахнет, и никак не повредит Вашему здоровью.

Сколько туалетов в салоне самолета и где они находятся

Обычно о том, сколько туалетных комнат на борту, перед или во время полета обязательно сообщают стюардессы. Если прослушали и просмотрели их презентацию, то обратите внимание на светящиеся табло - они сообщат, где находятся необходимые комнаты для облегчения нужды.

В крайнем случае можно позвать стюардессу, и уточнить информацию у нее лично, важно задать вопрос правильно. Не «где у вас сортир?», ведь некоторые люди могут не знать жаргонных слов, особенно если персонал лайнера иностранный. Следует вежливо поинтересоваться о том, где расположены туалеты, и если их несколько - где ближайший.

Однако, стоит кратко пройтись по особенностям различных моделей и расставим их в порядке убывания санитарных комнат на борту:

  • Первое место достается Боингу 747 - у него целых одиннадцать уборных. Две в начале салона, две в конце, четыре в середине, и еще три - на второй палубе.
  • Боинг 767 занимает второе место - пять туалетов. Один в начале бизнес-класса, два между бизнес-классом и классом «эконом», и еще один в середине «эконома».
  • Боинг 737 - три туалета. Также это место с ним делят русские Ту - 154, Як - 42 и А-320. И во всех одинаковое расположение: один на входе, два в конце салона.
  • На бортах у маленьких воздушных судов, вроде Як - 40, всего один туалет в самолете, так как эта модель не рассчитана на большое кол-во пассажиров и длительные перелеты.

Конечно, новые самолеты выпускаются с наиболее комфортным относительно мест на борту, количеством и расположением туалетов.

Важно! О расположении туалетов всегда уведомляют стюардессы. Если пропустили приветствие бортпроводников - обратите внимание на светящиеся таблички.

Куда исчезают отходы

После рассмотрения устройства туалетов в различных моделях самолетов стало понятно, что в современных уборных отходы никуда не исчезают, они остаются на борту до посадки самолета.

Разница только в том, что в некоторых санузлах система не делит отходы и не фильтрует жидкости, а в других - происходит фильтрация.

Но в конечном итоге все заканчивается одинаково.

Когда самолет прилетает в место назначения, там, с помощью ассинезаторской машины - специальной техники для вывоза отходов, баки в самолете опорожняют и вывозят - вот куда в конечном итоге деваются фекалии из самолетов.

Такие разные туалеты

В зависимости от класса самолета, санитарные блоки в них различаются уровнем комфорта.

Если в эконом-классе это очень небольшое тесное помещение, с дверью-шторкой, которую все время страшно открывать и закрывать, и внутри все состоит из недорогого пластика, то в бизнесе уже помещение побольше, дверь прочнее, и механизм гораздо более надежный.

Раковина сделана из камня, в целом детали дизайна выглядят гораздо симпатичнее.

В частных самолетах, владельцы ухитряются сделать чуть ли не музеи естественной нужды, а некоторые даже запрещают персоналу пользоваться личным туалетом, так известен случай, когда чемпион Формулы - 1 Льюис Хэмилтон был настолько разъярен тем, что пилот использовал его туалет, что чуть не уволил его.

Если говорить о различиях между иностранными и отечественными производителями, то можно сказать, что между ними пропасть.

Как правильно воспользоваться туалетом в самолете

Эти простые советы помогут не растеряться, когда придет время использовать уборную.

  • Чтобы твердые отходы легче смывались - перед тем, как воспользоваться унитазом - нужно постелить туда бумагу.
  • Во избежание слишком громкого шума и неприятных ощущений (при вакуумном всасывании может возникнуть дискомфорт, если сидеть на унитазе при смыве)- сначала подняться, и только потом закрывать крышку, и только после этого смывать.
  • Для прокладок, тампонов, и прочего мусора вроде бутылок, пачек из-под салфеток и т.д в туалете есть урна.
  • Вода в раковине просто так не сливается - от нее можно избавиться только нажатием специальной кнопки. Сделано это для экономии воды, и для удобства, если вдруг необходимо застирать какую-то вещь.
  • Над дверью туалета есть светящаяся табличка. Когда она горит красным - кабина занята. Когда зеленым - свободна. Это сделано для того, чтобы пассажиры могли увидеть нужную информацию с любого конца салона.

Что делать в туалетах самолета запрещено

  • Самое первое, чего нельзя делать - это пользоваться туалетом во время взлета и посадки. Происходит большой перепад давления, так как самолет резко набирает высоту или снижается, и у многих в это время присутствует чувство падения, или кружится голова. Лучше пересидеть этот момент на кресле, выдохнуть, и только потом, когда полет будет стабильный, сходить по своим нуждам.
  • Хоть в некоторых туалетах и остались пепельницы - это не значит, что там можно курить. За это могут оштрафовать, да и вообще, это может вызвать негатив, который в полете совершенно не нужен. Лучше провести несколько часов без сигареты, чем создавать конфликтные ситуации в ограниченном пространстве.
  • Не следует бросать в унитаз твердые предметы, это может испортить систему водоснабжения или слива, и до конца полета ни один пассажир не сможет воспользоваться уборной, что может повлечь за собой дискомфорт и неприятные ситуации.

К тому же, многие пассажиры путешествуют с маленькими детьми, которым сложно контролировать свои потребности.

При любом затруднении пассажирам всегда помогут бортпроводники. Не нужно стесняться задавать им вопросы.

Многие спрашивают, правда ли, что в самолете все обстоит так как и в поезде, то есть все отходы просто сбрасываются наружу? Действительно интересно, в поезде видно дырку в туалете, а в самолете нет. Означает ли это, что все остается на борту?

Изначально надо решить вопрос, что вообще есть в самолете для чистоты и гигиены. Летательный аппарат оснащен системой удаление отбросов и водоснабжением. Жидкость, а точнее питьевая вода, заправляется из специального прямо перед вылетом.


Вода в самолете. Что и как. На воду есть контрольный талон и паспорт соответствия. Контроль она проходит тщательный, поверьте. Можно пить прямо из шланга, был свидетелем, хотя сам фанатом сего действа не являюсь. На А-320 нужно 200 литров воды и незадолго до вылета ее заправляют в бак. В большинстве случаев заправка происходит до конца, то есть до того момента пока через специальную дренажную трубку вода не начнет литься из бака. Дальше H2O распределяется на кипятильник, умывальники и раковины.

Так же в модели А-320, немного жидкости берется для смыва в туалете. В Ту-154 вода для смыва отдельная. Это стараются держать в тайне, но вода из раковин сливается прямо за борт… Помыл руки значит пустил в свободный полет чуточку водицы. Внизу фюзеляжа самолета расположен специальный сливной патрубок, через который весь процесс и происходит.


На старых моделях Ту-154Б и Ту-154М располагаются 3 бака (задние туалеты, кухня-буфет - середина салона и передний вестибюль). Баки расположены под потолком и вода туда поступает самотеком. Система достаточно сложна в обслуживании и доставляет массу неудобств. Например, в этих моделях баки приходится заправлять отдельно, перебежками от бака к баку. В более современных летательных аппаратах направленная в бак жидкость распределяется по раковинам кипятильникам и прочим пунктам под давлением. Оно создается в водяном баке с помощью воздушных компрессоров. Все просто. А теперь вернемся к насущной теме - туалет. Понятно, что с отбросами поступать так же не правильно. Поэтому в А-320 отходы поступают в специальный бак на 170 литров, а вот в Ту-154М картинка немного другая.


О туалетах в самолете и связанными с этим проблемами В баке непотребство хранится весь полет. В А-320 отбросы удаляются из унитаза с помощью вакуума. То есть они просто засасываются в бак. Нет уверенности, что возможно присосаться к унитазу, но экспериментировать не советую, потому что в теории это вполне вероятно. Бак Ту-154 оснащен фильтром, задерживающим крупные частица. Остальное используется для смыва.

В течении полета концентрация нечисти в воде постоянно увеличивается. Что бы данная субстанция не зловонила на весь салон в нее добавляют химические вещества, а точнее маленькие мешочки с ними, которые кидают прямо в унитаз. Запах и принцип действия веществ такой же как и в биотуалетах. Boeing-737 Classic ничем не отличается и фекалии беспощадно гоняются по кругу в течении всего полета. Жидкость надо заправлять перед каждым взлетом, что и делается в обязательном порядке.


Во всей этой системе есть проблема - человеческий фактор. Кто-то может уронить крупную вещицу в унитаз и тогда у техников возникает серьезная задача. Если это косметичка или крышка чайника, то может быть выведен из строя на длительный срок! Здесь не та сантехника, с которой можно разобраться за несколько минут. К трубам в самолете очень сложно подобраться. Если роняют случайно - это понятно, с кем не бывает, но когда туда засовывают подгузник или тампон… Эти вещи набухают до огромных размеров и уничтожают всю систему. Все это достают оттуда люди, своими руками, поэтому я прошу Вас, пользуйтесь мусорками.

Как только прилетает на место назначения к нему сразу же подъезжает машина с огромным гофрированным шлангом.


Ту-154М. Панели обслуживания в аэропорте.


Это отверстие для опустошения бака. Шланг в любой момент может сорваться и содержимое польется вниз. Бывали случаи, что прямо на людей.


Не хотелось бы, что бы содержимое попало на кожу, в особенности на лицо. Поэтому молниеносная реакция - профессиональный навык.


В случаях когда что-то не вышло сразу, прилепилось к стенкам бака или застряло по-другим невиданным причинам - содержимое баков и туалетов промывается.

Дальнейшая судьба отходов из туалета самолета С самолетом вроде бы все ясно, но что с отходами происходит дальше? со специальным баков везет это в место, где бывал далеко не каждый техник. Мало кто знает где это и как выглядит. И хорошо, ведь зрелище не для слабонервных. Запах ужасный, не опытных людей просто рвет. Это что-то похожее на бассейн 10 на 5 метров, а глубиной около 1.5 метра. Машина подъезжает к нему, открывается заслонка и все содержимое выливается. Частенько что-то застревает и приходится с помощью металлических прутьев и палок отправлять это в бассейн.


Многие привыкшие рабочие делают это руками (так быстрее). Для специально кинувших в унитаз вещь не по назначению, я придумал наказание. Пусть выполняют обязанности этих людей. Я думаю справедливо, а Вы как считаете?