Опричника, м. 1. Служилый дворянин, воин, состоявший в войсках опричнины в царствование Ивана IV (истор.). При помощи опричников Иван IV окончательно сломил крупных бояр вотчинников и укрепил единую власть царя. « Мы де люди царские, опричники! А … Толковый словарь Ушакова

Приспешник Словарь русских синонимов. опричник сущ., кол во синонимов: 3 воин (78) кромешник … Словарь синонимов

ОПРИЧНИК, а, муж. Человек, служивший в опричнине (в 3 знач.). Царский о. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Корабль (клипер) Балтийского флота, погиб в декабре 1861 в Индийском океане, возвращаясь из похода на Дальний Восток. В 1873 в Кронштадте открыт памятник «О.» гранитная скала высотой 1,9 м на базе высотой 0,75 м увенчана сломанным якорем и… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

«Опричник» - «Опричник», корабль (клипер) Балтийского флота, погиб в декабре 1861 в Индийском океане, возвращаясь из похода на Дальний Восток. В 1873 в Кронштадте открыт памятник «Опричнику» — гранитная скала высотой 1,9 м на базе высотой 0,75 м… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

- (иноск.) не подчиняющийся общим взглядам (намек на опричников при Иоанне Грозном, пользовавшихся особыми правами) Ср. Опричь, кроме, исключительно, особо. Ср. Временщики да любимцы те же опричники. Ср. Опричник бобыль. Ср. И нигде нет приюта, и… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

ОПРИЧНИК - Служилый человек, состоящий в рядах опричного войска царя* Ивана Грозного*. В 1565 г. Иван IV Грозный разделил территорию русского государства на опричнину и земщину. Слово опричнина (от древнерусского опричный, то есть особый) ранее обозначавшее … Лингвострановедческий словарь

опричник - (рус. опричник) припадник на телесната гарда (военополициски одреди) на рускиот цар Иван Василевич, наречен Грозни опричниците биле регрутирани претежно од ситното благородништво, а царот ги користел во своите потфати против високата и богата… … Macedonian dictionary

Залив Приморской обл., Северно Уссурийского края, на побережье Сев. Японского моря, к С от залива св. Владимира, 44°28 с. ш. и 195°43 в. д. (от Пулкова). Углубляется в материк почти на 4 в.; столько же расстояние между входными мысами; по своему… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Опричникъ (иноск.) неподчиняющійся общимъ взглядамъ (намекъ на опричниковъ при Іоаннѣ Грозномъ, пользовавшихся особыми правами). Ср. Опричь, кромѣ, исключительно, особо. Ср. «Временщики да любимцы тѣже опричники». Ср. Опричникъ бобыль. Ср. И… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Книги

  • Опричник , Pyotr Tchaikovsky. Репринтное нотное издание Tchaikovsky, Pyotr`The Oprichnik`. Жанры: Operas; Stage Works; For voices, mixed chorus, orchestra; Scores featuring the voice; Scores featuring mixed chorus; Scores…
  • Опричник , Pyotr Tchaikovsky. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Репринтное нотное издание Tchaikovsky, Pyotr "The Oprichnik" . Жанры: Operas; Stage Works; For…

Государственность России проходила через много сложных этапов, иногда один был страшней другого. Самым жутким и темным периодом в истории России большинство историков называют годы опричнины. Опричник - это миф, или он действительно существовал? Об этих государевых слугах ходила жуткая молва, говорили, что нелюди они вовсе, настоящие монстры, «демоны во плоти». Так что же можно сказать об опричниках, кем они были на самом деле и почему о них рассказывают такие действительно страшные истории?

Вынужденные меры

Появлению опричнины предшествует ряд негативных для Москвы событий. Московское царство в этот период вело кровопролитную Ливонскую войну. Ливонский конфликт - это одна из крупнейших военных компаний XVI века в районе Прибалтики, которую вели крупные, влиятельные в тех регионах государства - Московское царство, Великое княжество Литовское, Шведское королевство, Датское королевство. В январе 1558 года Москва напала на Ливонию. Вначале компании русские войска принесли Ивану Грозному ряд значительных побед, были завоеваны Нарва, Дерпт и много других городов и сел Прибалтики.

В условиях войны

В течение семи лет Русское государство продолжало кровопролитную и тяжелую войну с Ливонским государством. Не только император Петр I мечтал «прорубить окно в Европу». Иван Грозный тоже решил расставить все точки над «и» в, казалось бы, вечной проблеме русской экономики. Начало военной компании было вполне удачным для России. После сокрушительного поражения под Уллой к литовцам сбежал главнокомандующий войска русского. В связи с возникшей ситуацией Иван Грозный ввел в стране военное положение, создав в государстве структуру опричничества.

Строгий отбор

В то время в стране власть была не только у царя, на внешнюю и внутреннюю политику влияли крупные феодалы, которые делились на восемь гнезд - по-родственному и надельному принципу. Никто из них не действовал во благо своей страны и, естественно, налоги клали себе в карман. На одного холопа иногда приходилось по два феодала. Только ярославских князей насчитывалось в то время около восьмидесяти. Все эти князья ни копейки не положили в казну, чем очень злили русского царя. Так как в стране и так хватало проблем, а особенно во время войны, царю нужно было решить эту феодальную проблему. В 1565 году 3 января Иван Грозный объявил о том, что отрекается от престола по причине гнева на дворян. После такого шокирующего объявления тысячи людей собрались и пошли к царю умолять его вернуться на престол и вновь возглавить страну. Уже ровно через месяц русский царь объявил о том, что вернется к правлению, но уже с правами казнить бояр без суда и следствия, облагать их налогами, лишать их собственности. Все остальное же государство должно было отдавать земщину. Ко всему этому он добавил, что вводит в стране опричнину. В нее он определил отдельных бояр, приказных людей и служивых. Поэтому опричник - это человек, имеющий определенные полномочия и выполняющий приказы непосредственно самого царя. Содержать опричнину царь обязал определенные города: Великий Устюг, Вологду, Суздаль, Вязьму, Козельск, Медынь и др.

Суть опричнины

Опричник - это человек, который брал на себя функцию громоотвода, лишал власти князя, феодала в определенной регионе. Иван Грозный поступил очень хитро, таким образом убив одним выстрелом двух зайцев. Лишил самоуправства дворян и раздал оставшимся земли, завоеванные в Прибалтике. Значение слова опричник - «человек находящийся на должности у царя в рядах его сторонников».

Черные гвардейцы

Опричник - это личная гвардия царя, в которую набирали не только зрелых мужей, но и боярских детей, и избранных дворян. Главным условием, при котором осуществляли отбор, было отсутствие родственных, кровных связей со знатными персонами дворянства. Все, что требовал Иван Грозный от своих людей, - это беспрекословное повиновение. Самым важным для внутренней политики был опричник. Значение его было узконаправленным и чем-то напоминает функцию спецназа в наше время.

Боевые столкновения

Так как князья имели у себя в подчинении боевых холопов (отряд воинов, охранявших интересы своего хозяина), то лишить земли этого дворянина было делом не из легких. Вот тут и появлялся «черный всадник» - опричник. Определение слову мы дали немного выше. Родом его занятий по сути являлось укреплением единой власти царя и убийства тех, кто с этим не согласен. Зачастую их характеризуют как трусливых и подлых людей. Но не все были такими, среди опричников были и хорошие военачальники, и полевые командиры. Был случай: при взятии ливонского города войско под командованием князя Тюфякина встало возле крепости и начало «спорить», нежелание идти в атаку и постоянные отговорки разозлили царя, и он послал туда опричника, который, показав царский указ, отстранил от командования войском Тюфякина и его помощников, и сам взялся вести на штурм бойцов.

Собачья голова и метла

Современные историки описывают личную охрану царя следующим образом. Человек, одетый во все черное, с притороченной к седлу песьей головой и метлой за спиной. Голова символизировала то, что молодой опричник будет вынюхивать измену, а метлой сметать ее. Это не совсем соответствовало действительности. Да, опричник был одет в черный кафтан, так как они были своего рода орденом и одевались соответственно. Насчет мертвечины - полный бред, в жаркий день с отрубленной головой не особо разгуляешься. Впервые эта информация появилась от иностранцев, которые, скорее всего, провели аналогию с монахами доминиканцами, у этого ордена символом была голова собаки, украшавшая ворота монастыря. Почему голова пса? Доминиканцы называли себя псами Господними. Они, как и опричники, расследовали преступления (против веры), и, возможно, это и послужило причиной возникновения подобной аналогии. А метла была не совсем метлой. В знак своей принадлежности к избранной касте царя опричники носили на поясе шерстяную кисть - метлу, выметающую измену.

Жесткие факты

Во время опричнины погибло очень много людей, сказать сколько - точно не возможно до сих пор. Опричник - это убийца, по вине которого погибло как минимум 6 тысяч человек. Именно такую цифру называет историк Скрынников.

Опричники

Те ужасные годы характеризуются многими как период репрессий и произвола. И, конечно же, существуют наиболее известные опричники, которые запомнились своими деяниями больше всего.

Федор Басманов – сын опричника Алексея Даниловича. Про Федора ходила молва, что был любовником самого Ивана Грозного, в частности, ссылаются на рассказы иностранцев. Отражал татарское наступление на Рязань. В 1569 году командовал опричными войсками на юге страны. Был удостоен награды.

Малюта Скуратов – опричник, главный злодей, получивший свое прозвище из-за маленького роста. Был руководителем опричнины. Начинал свой путь с самой низкой должности, но, благодаря своей жестокости, достиг больших высот. Прославился тем, что любил проводить дознания с пристрастием. Он был скорее убийца, чем опричник. Погиб в бою 1573 года.

Афанасий Вяземский – еще один знаменитый опричник. Имел особый статус у царя, говорили даже, что был любимчиком Ивана Грозного и пользовался неограниченным доверием. Оно было таким сильным, что лекарства, приготовленные личным лекарем Грозного Ленсеем, царь брал только из рук Афанасия Вяземского. Во времена жестоких репрессий Вяземский вместе с Малютой Скуратовым стоял во главе опричников. Закончил свое земное существование Вяземский во время пыток, обвиненный в сговоре с врагами русскими и желании передать Псков Литве.

Михаил Темрюкович Черкасский – князь. В Московию приехал в 1556 году. Повинуясь воле отца, принял крещение и стал одним из удельных князей. Опричником Михаил стал благодаря своей доблестной компании против татар и сестре Марии, которая и сроднила его с царем Иваном Грозным. Спустя какое-то время князь Черкасский приобрел достаточное влияние при дворе московского царя.

Официально среди опричников Михаил Черкасский упоминался с сентября 1567 года. Он, как и все значимые фигуры личной гвардии царя, активно принимал участие в истязаниях неугодных монарху господ. В мае Черкасского казнили якобы за измену, а одна из народных версий гласит, что даже был посажен на кол.

Государственность России проходила через много сложных этапов, иногда один был страшней другого. Самым жутким и темным периодом в истории России большинство историков называют годы опричнины. Опричник — это миф, или он действительно существовал? Об этих государевых слугах ходила жуткая молва, говорили, что нелюди они вовсе, настоящие монстры, «демоны во плоти». Так что же можно сказать об опричниках, кем они были на самом деле и почему о них рассказывают такие действительно страшные истории?

Вынужденные меры

Появлению опричнины предшествует ряд негативных для Москвы событий. Московское царство в этот период вело кровопролитную Ливонскую войну. Ливонский конфликт — это одна из крупнейших военных компаний XVI века в районе Прибалтики, которую вели крупные, влиятельные в тех регионах государства — Московское царство, Шведское королевство, Датское королевство. В январе 1558 года Москва напала на Ливонию. Вначале компании русские войска принесли Ивану Грозному ряд значительных побед, были завоеваны Нарва, Дерпт и много других городов и сел Прибалтики.

В условиях войны

В течение семи лет Русское государство продолжало кровопролитную и тяжелую войну с Ливонским государством. Не только император Петр I мечтал «прорубить окно в Европу». тоже решил расставить все точки над «и» в, казалось бы, вечной проблеме русской экономики. Начало военной компании было вполне удачным для России. После сокрушительного поражения под Уллой к литовцам сбежал главнокомандующий войска русского. В связи с возникшей ситуацией Иван Грозный ввел в стране создав в государстве структуру опричничества.

Строгий отбор

В то время в стране власть была не только у царя, на внешнюю и внутреннюю политику влияли крупные феодалы, которые делились на восемь гнезд — по-родственному и надельному принципу. Никто из них не действовал во благо своей страны и, естественно, налоги клали себе в карман. На одного холопа иногда приходилось по два феодала. Только ярославских князей насчитывалось в то время около восьмидесяти. Все эти князья ни копейки не положили в казну, чем очень злили Так как в стране и так хватало проблем, а особенно во время войны, царю нужно было решить эту феодальную проблему. В 1565 году 3 января Иван Грозный объявил о том, что отрекается от престола по причине гнева на дворян. После такого шокирующего объявления тысячи людей собрались и пошли к царю умолять его вернуться на престол и вновь возглавить страну. Уже ровно через месяц русский царь объявил о том, что вернется к правлению, но уже с правами казнить бояр без суда и следствия, облагать их налогами, лишать их собственности. Все остальное же государство должно было отдавать земщину. Ко всему этому он добавил, что вводит в стране опричнину. В нее он определил отдельных бояр, приказных людей и служивых. Поэтому опричник — это человек, имеющий определенные полномочия и выполняющий приказы непосредственно самого царя. Содержать опричнину царь обязал определенные Вологду, Суздаль, Вязьму, Козельск, Медынь и др.

Суть опричнины

Опричник — это человек, который брал на себя функцию громоотвода, лишал власти князя, феодала в определенной регионе. Иван Грозный поступил очень хитро, таким образом убив одним выстрелом двух зайцев. Лишил самоуправства дворян и раздал оставшимся земли, завоеванные в Прибалтике. Значение слова опричник - «человек находящийся на должности у царя в рядах его сторонников».

Черные гвардейцы

Опричник — это личная гвардия царя, в которую набирали не только зрелых мужей, но и и избранных дворян. Главным условием, при котором осуществляли отбор, было отсутствие родственных, кровных связей со знатными персонами дворянства. Все, что требовал Иван Грозный от своих людей, - это беспрекословное повиновение. Самым важным для внутренней политики был опричник. Значение его было узконаправленным и чем-то напоминает функцию спецназа в наше время.

Боевые столкновения

Так как князья имели у себя в подчинении боевых холопов (отряд воинов, охранявших интересы своего хозяина), то лишить земли этого дворянина было делом не из легких. Вот тут и появлялся «черный всадник» - опричник. Определение слову мы дали немного выше. Родом его занятий по сути являлось укреплением единой власти царя и убийства тех, кто с этим не согласен. Зачастую их характеризуют как трусливых и подлых людей. Но не все были такими, среди опричников были и хорошие военачальники, и полевые командиры. Был случай: при взятии ливонского города войско под командованием князя Тюфякина встало возле крепости и начало «спорить», нежелание идти в атаку и постоянные отговорки разозлили царя, и он послал туда опричника, который, показав царский указ, отстранил от командования войском Тюфякина и его помощников, и сам взялся вести на штурм бойцов.

Собачья голова и метла

Современные историки описывают личную охрану царя следующим образом. Человек, одетый во все черное, с притороченной к седлу песьей головой и метлой за спиной. Голова символизировала то, что молодой опричник будет вынюхивать измену, а метлой сметать ее. Это не совсем соответствовало действительности. Да, опричник был одет в черный кафтан, так как они были своего рода орденом и одевались соответственно. Насчет мертвечины - полный бред, в жаркий день с отрубленной головой не особо разгуляешься. Впервые эта информация появилась от иностранцев, которые, скорее всего, провели аналогию с монахами доминиканцами, у этого ордена символом была голова собаки, украшавшая ворота монастыря. Почему голова пса? Доминиканцы называли себя псами Господними. Они, как и опричники, расследовали преступления (против веры), и, возможно, это и послужило причиной возникновения подобной аналогии. А метла была не совсем метлой. В знак своей принадлежности к избранной касте царя опричники носили на поясе шерстяную кисть - метлу, выметающую измену.

Жесткие факты

Во время опричнины погибло очень много людей, сказать сколько - точно не возможно до сих пор. Опричник — это убийца, по вине которого погибло как минимум 6 тысяч человек. Именно такую цифру называет историк Скрынников.

Опричники

Те ужасные годы характеризуются многими как период репрессий и произвола. И, конечно же, существуют наиболее известные опричники, которые запомнились своими деяниями больше всего.

Федор Басманов - сын опричника Алексея Даниловича. Про Федора ходила молва, что был любовником самого Ивана Грозного, в частности, ссылаются на рассказы иностранцев. Отражал татарское наступление на Рязань. В 1569 году командовал опричными войсками на юге страны. Был удостоен награды.

Малюта Скуратов - опричник, главный злодей, получивший свое прозвище из-за маленького роста. Был руководителем опричнины. Начинал свой путь с самой низкой должности, но, благодаря своей жестокости, достиг больших высот. Прославился тем, что любил проводить дознания с пристрастием. Он был скорее убийца, чем опричник. Погиб в бою 1573 года.

Афанасий Вяземский - еще один знаменитый опричник. Имел особый статус у царя, говорили даже, что был любимчиком Ивана Грозного и пользовался неограниченным доверием. Оно было таким сильным, что лекарства, приготовленные личным лекарем Грозного Ленсеем, царь брал только из рук Афанасия Вяземского. Во времена жестоких репрессий Вяземский вместе с Малютой Скуратовым стоял во главе опричников. Закончил свое земное существование Вяземский во время пыток, обвиненный в сговоре с врагами русскими и желании передать Псков Литве.

Михаил Темрюкович Черкасский - князь. В Московию приехал в 1556 году. Повинуясь воле отца, принял крещение и стал одним из удельных князей. Опричником Михаил стал благодаря своей доблестной компании против татар и сестре Марии, которая и сроднила его с царем Иваном Грозным. Спустя какое-то время князь Черкасский приобрел достаточное влияние при дворе московского царя.

Официально среди опричников Михаил Черкасский упоминался с сентября 1567 года. Он, как и все значимые фигуры личной гвардии царя, активно принимал участие в истязаниях неугодных монарху господ. В мае Черкасского казнили якобы за измену, а одна из народных версий гласит, что даже был посажен на кол.

Выглядели опричники довольно жутко: они облачались в темные одеяния, подобные монашеским рясам, а на шеях их коней болтались отрубленные собачьи головы. Другим «фирменным знаком» преданных слуг Ивана Грозного стали метлы, закрепленные на кнутовище. Подобная символика не была случайной: голова пса символизировала собачью преданность государю и способность хорошенько «покусать» всех неугодных ему подданных, метафорическая метла же должна была вымести из избы под названием «Русь» ненужный сор.

Малюта Скуратов

«Царский Указ. Малюта Скуратов». Картина Павла Рыженко

Имя этого человека стало нарицательным: так до сих пор зачастую называют самых отпетых негодяев. Малюта Скуратов считался главным опричником Ивана Грозного, самым верным его прислужником, способным совершить любые злодеяния на радость царю-батюшке. Настоящее имя знаменитого душегуба — Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский. Нежным же прозвищем «Малюта», согласно одной из выдвигаемых историками версий, он был награжден за невысокий рост.

Немец Генрих Штаден, волею судеб ставший одним из опричников Ивана Грозного, довольно нелестно отзывался в воспоминаниях как о государственном строе в целом, так и Малюте в частности. «Этот был первым в курятнике», — так писал иностранец о Скуратове.

Афанасий Вяземский


«Опричники». Картина Николая Неврева

После конфликта царя с протопопом Сильвестром и окольничьим Алексеем Адашевым и падения авторитета «Избранной рады», Вяземский быстро вошел в доверие к Грозному. Афанасий стал настолько близок Ивану IV, что последний соглашался принимать медикаменты исключительно из его рук. Однако музыка играла недолго: Вяземский вскоре оказался в центре придворных интриг. В 1570 году его обвинили в предательстве и нещадно пытали. Именно во время жестоких экзекуций вчерашний опричник и скончался.

Алексей и Федор Басмановы


Амвросий Бучма и Михаил Кузнецов в ролях Алексея и Федора Басмановых в фильме С. Эйзенштейна «Иван Грозный»

Для некоторых «государевых людей» опричнина стала семейным делом. Например, Алексей Басманов и его сын Фёдор сообща трудились на благо Ивана Васильевича. Согласно мемуарам упомянутого Генриха Штадена, Грозный и вовсе «предавался разврату» с младшим Басмановым. Доподлинно неизвестно, всем ли словам немца можно верить, однако свидетельство остается свидетельством, поэтому игнорировать подобные показания нельзя.

Мнения других современников о Басмановых также были довольно своеобразными. Например, Андрей Курбский, которого принято считать одним из первых русских эмигрантов, называл Алексея «маньяком и погубителем как самого себя, так и Святорусской земли».

Василий Грязной


«Опричнина». Картина Ореста Бетехтина

«Из грязи в князи» — именно по этому общеизвестному принципу развивалась карьера Грязного. По словам самого царя, Василий был «мало что не в псарях» у князя Пенинского в провинциальном Алексине. Однако Грязному удивительно повезло: городок вошёл в опричные владения Ивана IV, и бывший слуга низшего ранга смог поступить на государеву службу. С тех пор дела Василия Грязного пошли в гору. Он стал одним из любимейших опричников Грозного и начал творить беззаконие вместе со Скуратовым и Вяземским. Но и к Грязному Иван Васильевич довольно быстро потерял интерес: когда бывший приближённый оказался в плену, царь даже не стал его выкупать.

Текст: Матвей Вологжанин
Иллюстрации: Влад Лесников


Историки часто испытывают соблазн заниматься своей наукой так, как это делают, скажем, биологи, физики или математики. Им хочется создавать стройные системы, раздутые общие теории и вообще классифицировать все по полочкам и ящичкам. Вот вам ранняя формация феодализма, вот вам идеальный пример родоплеменной общины, вот вам структуры землепользования и их влияние на исторический процесс пассионарности…

Делают это историки не из врожденной злобности и не из-за того, что им надоедает быть в глазах общества типами, которые могут рассказать клевый анекдот про подвязки мадам Сорель, но больше ни к чему не пригодны. На самом деле у историков есть мечта. Они хотят так изучить прошлое человечества, чтобы было возможно предсказать его будущее. Создать такую науку, с помощью которой каждый пятиклассник бы знал, как нужно эффективно управлять странами и народами и вообще всем процессом существования человечества.

Вот они и стремятся сделать историю настоящей наукой, из-за чего больше половины серьезных исторических трудов совершенно невозможно читать. Хотя самые лучшие, самые великие историки просто рассказывают клевые анекдоты о подвязках мадам Сорель. Они потому и великие, что знают: ни просчитать, ни предсказать, ни направить исторической процесс нельзя, потому что он состоит из огромного числа ничтожных случайных фактов, которые никак нельзя учесть, определить и, проткнув булавкой, каталогизировать. Когда великие империи проигрывают битвы только потому, что у одного мула в обозе случилось расстройство желудка, вызванное слишком сочным кустом чертополоха, - из этого настоящей науки не сделаешь. Увы.

Но зато никто не мешает тебе ползать взад и вперед по временной шкале с линейкой и гигрометром, периодически восклицая: «Вы только посмотрите, к чему привело учреждение протопарламента в Чатал-Хуюке!*»

* - Примечание Phacochoerus"a Фунтика:
« Вообще-то в русской традиции название Çatal Hüyük чаще пишут как «Чатал-Хююк» или «Чатал-Гююк», уж не знаю по каким соображениям. Это один из древнейших городов мира, существовавший примерно 8–9 тысяч лет назад. Известно о чатал-хуюкцах очень немного. Например, то, что они намастерили зачем-то кучу каменных фигурок, изображающих женщин с большой грудью. Исследователи полагают, что тут мы видим свидетельства культа Богини-матери, но я посмотрю, что скажут эти исследователи, когда раскопают нашу редакцию и найдут MAXIM »


Поэтому в этой статье мы не собираемся утверждать, что если бы Ивана Грозного придушили подушкой в младенчестве, то это мы бы сейчас придумывали айпады для всего мира. Очень может быть, что и нет. Но зато мы можем вполне научно настаивать на том, что кое-какие ошметки построенной этим царем системы живы до сих пор. Например, некоторые элементы опричнины, несомненно, все еще пребывают с нами. К сожалению.


Несколько слов о маленьком Титке


Если уж речь зашла о случайных факторах в истории, то, видимо, к ним можно отнести и потрясающую врожденную трусость маленького Тита, более известного нам под именем .

Да, малютке многое пришлось пережить. Он родился в 1530 году и в три года потерял отца, а в восемь - мать. Детство будущего царя проходило под нескончаемую распрю его дядь­ев и опекунов, которые боролись за право контроля над малолетним великим князем. Заговоры, казни предателей, перевороты и народные бунты шли бесконечной чередой, и то, что Титу-Иоанну удалось все-таки выжить в этом змеюшнике, а не порезаться случайно ножичком по детскому недомыслию, можно опять-таки счесть исторической случайностью.

Недоверчивость, панические атаки и частые приступы чистейшей паранойи в результате стали важными чертами царского характера: для властителя той воинственной эпохи смерти, боли и болезней он страшился невероятно.

Но все-таки только сложным детством его характер объяснить нельзя. Много страдавшие в юности люди сплошь и рядом оказываются склонны к милосердию и альтруизму - вещам, в которых Грозного упрекнуть нельзя. Скажем, английская Елизавета Великая, современница Грозного, понавидалась в детстве картин и похлеще, включая вид матери на эшафоте и собственное многолетнее заключение в ожидании возможной казни, но при этом кровожадным зверем не стала, а правила вполне вегетарианским по тем временам образом, что тем не менее не помешало ей заложить начало Британской империи.

Грозный же в принципе не был знаком с чувством милосердия, зато до старости отлично умел прятаться под лавками, если вблизи царской опочивальни раздавался подозрительный шум.


Мир для Грозного, судя по его собственным записям, выглядел примерно следующим образом.

Отлично зная себе цену, этот трусливый, суеверный и неблагородный человек видел несомненную Божью волю в том, что он - великий князь. В письмах он высказывал неоднократно мысль о том, что раз уж перст Господень указал на него, то, стало быть, какой он есть, такой он и нужен Богу. Железная логика. На самом деле, если уж высшие силы могли возвести на престол красавца богатыря с рыцарским нравом, а выбрали его, злого Титку, мочащегося под себя при виде жучки, то зачем пытаться быть лучше? Каким родился, таким и пригодился…

Иоанн Грозный даже сердился на Бога за то, что тот, похоже, готовит его к огню адскому, заставляя топить проклятых новгородских младенцев, казнить посмевшее возроптать мужичье. Его руками, Иоанновыми, Боженька расчищает этот хлев. А что если потом возьмет да и насыплет в эти рученьки углей бесовских?!

Очень Грозный себя жалел.



Впрочем, до 35 лет Иоанн более или менее держался. Не доверяя боярам - высшей аристократии Руси, он собрал вокруг себя кружок относительных единомышленников, половина из которых были людьми не слишком знатными (князь Курбский называет этот круг Избранной Радой, с тех пор термин закрепился).

Царь с этими советниками проводит реформы, приведшие в дальнейшем к созданию в стране того самодержавия, которое предстало перед нами несколькими веками позже. Он заботится о дополнительном закрепощении крестьян, стягивает в свои руки власть, оттяпывает землишку у соседей, но ведет себя относительно аккуратно. Например, открыто не покушается на гражданские свободы - напротив, нередко продвигает вполне демократические нормы, в ущерб боярам даруя свободы и выборность различным общинам. Головы, конечно, порой летят, но такова уж царева работа.

Но чем старше становился царь, тем дурнее делался его характер. И вскоре вчерашним любимцам пришлось разбегаться от него по всем сторонам света - от Ливонии до Италии, так как у Грозного появилась неприятная привычка отыскивать заговоры повсюду, начиная с собственного нужника, после чего виновные вкушали весь спектр средневековой следственной деятельности (насчет нужника мы не шутим: из-за частого расстройства пищеварения царь подозревал близких, слуг и родных в том, что те его травят и наводят порчу). Многочисленные войны 1550–1560-х годов также не улучшали настроения никому из the moskovits, как нас именовали в европейских хрониках той эпохи. Иностранцы, попадавшие сюда, оставляли убийственные свидетельства того, что народ пухнет от голода, вымирая целыми волостями; в войска, идущие то на шведов, то на татар, то на литовцев, забирают деревнями от мала до велика и чуть ли не баб, а готовность московитов терпеть все происходящее поистине повергает в изумление. После очередного серьезного поражения на реке Уле в 1564 году Грозный решил наконец навести порядок и взялся переделывать страну. Сперва он сообщил, что отрекается от престола, доверительно поведав народу, мол, пускай жадные и злые колдуны-бояре с вами теперь разбираются, а я устал, я ухожу.


Некоторая часть народа в лучших традициях взвыла: «Царя-батюшку обижают!» - и Грозный поспешил выступить с заявлением: так и быть, раз уж без меня вы не можете, то я, пожалуй, не стану отрекаться, но теперь держитесь, ужо я вами всеми займусь! Такая вот нехитрая пиар-кампания.

Первым делом Грозный разделил страну пополам. Южную часть, где находились в основном вотчины древней аристократии, он поименовал «земщиной». Северные же волости, населенные преимущественно свободными крестьянами, в том числе Вологду и Галич, он объявил особой, то есть опричной, территорией. Еще Грозный набрал себе личную гвардию - неродовитых потомков боярских семей, дворян, а также вовсе безродных авантюристов, как местных, так и европейских.

Эти достойные люди получили звание «опричники» - «особисты». Грозный рассчитал, что раз их возвышение и доходы будут зависеть только от него, то и предательства с их стороны ему опасаться ненадобно. А для надежности сделал все, чтобы стравить опричников с боярами и простым населением.

На опричников не распространялись законы, их запрещено было судить.

Опричники не имели права дружить, да и просто разговаривать ни с кем из земщины, дабы снизить риск подкупа и заговора.

Опричники могли брать любое имущество земщины бесплатно. Если кто недоволен - милости просим подавать челобитную царю, коль не жаль собственной шкуры.


Первым делом Грозный отправил опричников резать и убивать особенно несимпатичных ему бояр, членов боярских семей, их слуг, их друзей, их жен и детей. К тому времени царь стал столь православен, что организовал свой офис в храме Александровской слободы. Тут отдавались приказы об арестах и казнях, сюда притаскивали еще дышавшие остатки наказанных, если царь желал напоследок полюбоваться на предателя или сам поработать ножичком.

Чтобы опричник был виден издалека, ему выдавались особые знаки отличия: метла, символизировавшая наведение порядка, и отрезанная голова собаки, знаменовавшая готовность грызть зубами царских врагов. Все это вывешивалось на седлах.

Чтобы народ все усвоил правильно, царь выпустил несколько обращений, объяснявших, почему служитель царя - ставленника Бога - стоит выше любого закона и почему человека на государевой службе нельзя судить обычным судом. Потому, что он на государевой службе!

Простой народ не без удовольствия смотрел, как режут проклятых бояр, однако оказался недостаточно смиренен, чтобы испытывать такое же удовольствие от того, что опричники убивают и грабят обычных верноподданных. Поначалу молодцам, залетавшим в избы, пытались давать отпор. Но наказание за сопротивление законным действиям представителя власти наступало немедленно, и вскоре московские, ростовские и ярославские улицы стали похожи на беззубые рты - так много там было сожженных домов мятежных хозяев, которых опричники вешали на их собственных воротах со всеми чадами и домочадцами. А чтобы народишко не сомневался, что опричники беспредельничают по царской воле, Грозный и сам периодически участвовал в небольших походах на села и города.



Самое подробное из сохранившихся описаний опричной жизни принадлежит перу немецкого авантюриста Генриха Штадена, уроженца Мюнстера. В Московское государство он попал из Литвы, так как имел, по его словам, «злосчастную привычку ввязываться в предприятия, которые сулили не столько выгоду кошельку, сколько веревку шее». Узнав, что выезд из Московского государства, коли уж ты сюда попал, невозможен, так как любого пытающегося пересечь границу незамедлительно казнят, Генрих приуныл, но вскоре встретил земляков, которые соблазнили его вступить в ряды опричников, что «сделать нетрудно, так как царь гораздо меньше верит своим соплеменникам, чем иноземцам».

Прибавив себе чину и родовитости, благо для этого требовалось лишь собственное устное подтверждение, Генрих отправился на царский двор, где был немедленно принят на службу. Его щедро оделили деньгами, вскоре также легко выдали несколько поместий с крестьянами, и жизнь у Штадена пошла очень неплохая.

«Тогда великий князь отправился грабить свой собственный народ, свою землю и города. И я был при великом князе с одной лошадью и двумя слугами. Все города и дороги были заняты заставами, а потому я не мог пройти со своими слугами и лошадьми. Когда же я вернулся в свое поместье с 49 лошадьми, из них 22 были запряжены в сани, нагруженные всяким добром, - я послал все это на мой московский двор».

«Когда великий князь уехал в Псков, ко мне прибежали купцы из города Холмогоры. У них было много соболей - они боялись, что опричники отнимут у них товар на заставах. Они просили купить этих соболей и дать за них хоть какие-нибудь деньги. Я мог бы забрать этих соболей у них и вообще им не платить, но соболя мне были не нужны, так как мне их много прислал человек, который собирает дань с самоедов соболями. Купцам я ничего не сделал и отпустил их».

«Тут начал я брать к себе всякого рода слуг, особенно же тех, которые были наги и босы; одел их. Им это пришлось по вкусу. А дальше я начал свои собственные походы и повел своих людей назад внутрь страны по другой дороге. За это мои люди оставались верны мне. Всякий раз, когда они забирали кого-нибудь в полон, то расспрашивали честью, где - по монастырям, церквам или подворьям - можно было бы забрать денег и добра, и особенно добрых коней. Если же взятый в плен не хотел добром отвечать, то они пытали его, пока он не признавался. Так добывали они мне деньги и добро».

«Как-то однажды мы подошли в одном месте к церкви. Люди мои устремились вовнутрь и начали грабить, забирали иконы и тому подобные глупости. А было это неподалеку от двора одного из земских князей, и земских собралось там около трехсот человек вооруженных. Эти триста человек гнались за шесть­ю всадниками. В то время только я один был в седле и, не зная, были ли те шесть человек земские или опричные, стал скликать моих людей из церкви к лошадям. Но тут выяснилось подлинное положение дела: те шестеро были опричники, которых гнали земские. Они просили меня о помощи, и я пустился на земских. Когда те увидели, что из церкви двинулось так много народа, они повернули обратно ко двору. Одного из них я тотчас уложил одним выстрелом наповал, прорвался чрез их толпу и проскочил в ворота. Из окон женской половины на нас посыпались каменья. Кликнув с собой моего слугу Тешату, я быстро взбежал вверх по лестнице с топором в руке. Наверху меня встретила княгиня, хотевшая броситься мне в ноги. Но, испугавшись моего грозного вида, она бросилась назад в палаты. Я же всадил ей топор в спину, и она упала на порог. А я перешагнул через труп и познакомился с их девичьей. Затем мы проехали всю ночь и подошли к большому незащищенному посаду. Здесь я не обижал никого. Я отдыхал».



Впрочем, Штадену в конце концов пришлось все же бежать из этих райских мест. И это ему удалось. Он добрался до Германии, ухит­рился дожить там до почтенных лет и даже умереть не на виселице. Избавил же наших предков от «особой» власти крымский хан Девлет-Гирей, решивший в 1571 году пограбить Москву.

Известие о вторжении татар Грозный воспринял спокойно. Царь прекрасно знал, на что способны его бравые опричники, с помощью которых он только что усмирил мятежный Новгород - тогда слуги государевы вырезали за сутки больше шести тысяч человек, включая баб и младенцев, и даже не вспотели. Грозный верил в своих опричников. В их надежного главу - доблестного Малюту Скуратова, который только что жестоко наказал всех бунтовщиков в Москве. Двести человек казнили на Лобном месте одновременно: рубили топорами, вешали, жгли, сдирали кожу. Крик стоял на всю Москву… Что там татаришки хилые сделают таким отважным псам? Отважные псы, однако, имели другое мнение. Услышав, что на Москву идет татарское войско в сорок тысяч человек, опричники вдруг вспомнили, что у них ужасно много важных дел в их северных опричных поместьях. К тому моменту, когда Девлет-Гирей подходил к Москве, там осталось не больше пяти сотен опричников. (К чести Генриха Штадена, упомянем, что он-то со своими людьми как раз предпринимал попытку атаковать подходивших татар. Правда, это кончилось потерей всего отряда, самого же Генриха спасло падение с лошади в реку в момент атаки.)


Бой успел принять вовремя подоспевший боярин Михаил Воротынский, основатель Воронежа. Его армия, пусть и немногочисленная, отогнала татар, успевших уже зажечь и пограбить московские предместья. Татары в тот момент были больше озабочены сохранностью добычи, особенно 60 тысяч русских невольников и невольниц, которых они гнали перед собой на продажу. Поэтому они предпочли не спеша отступать, уклоняясь от нападения на Воротынского, но в готовности дать ему отпор, если тот атакует. Тот атаковать так и не решился, но дело было сделано: в Москву Девлет-Гирея удалось не пустить. (В награду за это царь через пару лет собственноручно выдерет Воротынскому бороду и засыплет раскаленными углями его тело на пыточном столе. Если верить свидетельству Курбского, именно так умер спаситель Москвы, заподозренный параноидальным царем в очередном заговоре.)

Как ни странно, но на измену опричников царь отреагировал довольно спокойно. Правда, само слово «опричнина» было запрещено произносить, за это полагалось наказание кнутом, но большинство из опричников не были наказаны (тот же Малюта Скуратов по-прежнему пользовался царской милостью), и многие из них просто потихоньку разъехались по жалованным им поместьям и стали, таким образом, основными родоначальниками русского мелкопоместного дворянства.

«Все, что они делали, - писал Генрих Штаден, - было с одобрения царя. Злые дела они делали не против государевой власти, а против народа, а за то в Московии не карают».

И еще очень долго в России лица при власти будут находиться выше закона, который перестает действовать, когда речь заходит о правонарушениях «государевых людей».