Железнодорожный транспорт занимает третье место после автомобильного и воздушного по показателям безопасности движения.

Причины железнодорожных катастроф

Наиболее распространённые причины происшествий на железнодорожном транспорте:
- естественный физический износ технических средств;
- нарушение правил эксплуатации;
- усложнение технологий;
- увеличение численности, мощности и скорости транспортных средств;
- рост плотности населения вблизи железнодорожных объектов, несоблюдение населением правил безопасности.

Лидирующее положение, порядка 25%, в числе основных причин катастроф на железнодорожном транспорте, занимают сходы с рельсов.
Около 25% крушений и аварии на железной дороге вызываются наездами поездов на автомобильный и гужевой транспорт, дрезины, велосипедистов. Чаще всего это происходит на железнодорожных переездах.

Нарушения в системе управления железнодорожным движением приводят к выезду состава на занятый путь и столкновению. Причиной этого может быть нарушение порядка маневренных работ на станционных путях.
Причиной многих чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте являются взрывы и пожары.

Хронология катастроф

12 июня 1965 года на перегоне Новинка-Чаща под Ленинградом произошло очень крупное крушение. Начальник станции по ошибке выпустил составы навстречу друг другу, машинисты увидели друг друга только за 11 секунд до столкновения.

1 февраля 1988 года на перегоне „Приволжье - Филино" под Ярославлем произошло крушение грузового поезда, который перевозил сильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ). С рельсов сошли 7 вагонов, в том числе 3 цистерны с гептилом (СДЯВ первого класса токсичности). Причина крушения - разблокирование стрелки из-за падения на неё разрушенного буфера. В результате образовался очаг химического заражения площадью свыше 5 тысяч квадратных метров. Под угрозой поражения оказались 3 тысячи человек. На восстановительные работы потребовалось почти 18 суток.

4 июня 1988 года в 9 часов 32 минуты на станции "Арзамас-1" Горьковской железной дороги взорвались три вагона грузового поезда, следовавшего из Дзержинска в Казахстан, с 118 тоннами промышленных взрывчатых веществ, предназначенных для горных предприятий. Погиб 91 человек, в том числе 17 детей, были ранены 840. Было разрушено 250 метров железнодорожного полотна, железнодорожный вокзал и станционные постройки, близлежащие жилые дома. Правительственная комиссия причины взрыва не установила.

В том же году на станции Бологое произошло крушение пассажирского поезда. Погибли 31 человек, были ранены 182. 16 августа 1988 года скоростной пассажирский поезд №159 "Аврора" сообщением Ленинград-Москва потерпел крушение на перегоне Березайка - Поплавенец. При крушении все 15 вагонов поезда сошли с рельсов. В опрокинувшемся вагоне ресторане возник пожар, который распространился на другие вагоны.

4 октября 1988 года в 4.30 утра на перегоне Свердловск - Сортировочный произошёл взрыв. В воздух взлетели два состава с углем и взрывчаткой. Только по официальным данным, погибли шесть человек: четверо на месте аварии, двое — уже в больнице. Тысячи получили тяжелые травмы; самая частая — осколочные ранения глаз и лица. Сотни семей лишились крыши над головой.

3 июня 1989 года произошла крупнейшая железнодорожная катастрофа: при прохождении двух встречных поездов на перегоне Улу-Теляк - Казаяк (Башкортостан). Причина - взрыв скопившейся вблизи и на железнодорожном полотне углеводородно-воздушной смеси. Энергия взрыва была эквивалентна взрыву 250-300 тонн тротила. В его эпицентре оказались два пассажирских поезда: Новосибирск — Адлер и Адлер — Новосибирск. Были сброшены с путей 11 вагонов, из них 7 сгорели полностью, 26 вагонов выгорели как изнутри, так и снаружи. Погибли, по разным данным, 575 или 645 человек.

В ноябре 1989 года на станции Рудный Мурманского отделения Октябрьской железной дороги из-за халатности диспетчера произошло столкновение двух грузовых локомотивов. Одна локомотивная бригада погибла, члены другой получили различные травмы.

В марте 1992 года на разъезде Подсосенка участка "Великие Луки - Ржев” Октябрьской железной дороги пассажирский поезд столкнулся со встречным грузовым составом. В итоге 43 человека погибли, 108 получили травмы.

1 марта 1993 года в Московской области при крушении товарного поезда опрокинулась цистерна со стиролом - ядовитым веществом, пары которого сильно раздражают слизистые оболочки. Произошла утечка стирола. Пострадали 39 человек, из которых 11 погибли.

3 марта 1992 года на Октябрьской железной дороге скорый пассажирский поезд № 4 Рига-Москва на выходных стрелках разъезда Подсосенки столкнулся с грузовым поездом встречного направления. 41 человек погиб, 16 получили тяжкие телесные повреждения. Обе локомотивные бригады были смертельно травмированы. Крушение произошло из-за проезда запрещающего сигнала локомотивной бригадой пассажирского поезда Рига-Москва.

19 ноября 1993 года в Архангельской области на перегоне Кизема - Лойга произошел наезд дрезины на хвостовой вагон грузового поезда. Из 25 человек, находившихся в дрезине, 24 были травмированы, один скончался.

28 апреля 1994 года в 180 километрах юго-восточнее Уфы (Башкирия) произошла железнодорожная катастрофа: на узкоколейке произошло столкновение двух грузовых поездов. В результате столкновения погибли два человека. Причина - нарушение начальником станции правил эксплуатации железнодорожного транспорта, допустившего следование поезда на красный светофор.

11 августа 1994 года в 115 километрах от Белгорода на перегоне Тополи - Уразово Южной железной дороги произошла железнодорожная катастрофа. От товарного поезда, следовавшего из Украины, оторвались и опрокинулись на параллельный путь несколько хвостовых вагонов, в них врезался встречный электропоезд. 20 человек погибли, 52 были ранены.

9 февраля 1995 года пассажирский поезд Москва - Киев из-за неисправности электровоза совершил вынужденную остановку на перегоне Сухиничи - Живодовка Московской железной дороги. Состав покатился вниз и столкнулся с локомотивом поезда Москва - Хмельницкий. В результате удара четверо пассажиров последнего вагона погибли на месте аварии, 11 пассажиров получили ранения разной степени тяжести.

20 июля 1995 года на железной дороге вблизи Сергача Нижегородской области на Горьковской железной дороге столкнулись два встречных поезда: почтово-товарный и грузовой. Три цистерны со сжиженным газом взорвались. Погибли шесть человек, 20 были ранены.

8 августа 1995 года в Краснодарском крае на перегоне Тихорецк - Кавказская Северо-Кавказской железной дороги товарный сборный состав, не доезжая двух километров до станции Кавказская, потерпел крушение. 16 вагонов сошли с рельсов и перевернулись, четыре цистерны с перекисью водорода и две с бензином загорелись. Два с половиной километра железнодорожного пути оказались выведенными из строя.

11 февраля 1996 года в подмосковном Волоколамске на железнодорожном переезде у станции Бухолово электричка столкнулась с автобусом, который перевозил группу школьников. Двое детей погибли, пятеро школьников и водитель автобуса были доставлены в реанимацию.

31 мая 1996 года на перегоне Литвиново - Тальменка Кемеровской железной дороги от грузового поезда отцепились четыре вагона-цементовоза и выкатились в район станции, где в них врезалась переполненная электричка. 100 человек было ранено, 17 погибли.

8 июля 1998 года крупная катастрофа произошла в Подмосковье. В районе станции Бекасово-1 щебнеочистительная машина проскочила на запрещающий сигнал семафора. Не пропустив электричку, она врезалась в состав. Машину отбросило на противоположную линию, под колеса встречного поезда. Погибли 3 человека. Если бы авария произошла не в 7 часов утра, жертв было бы гораздо больше.

4 апреля 1999 года в районе станции Воеводское (Мордовия) на 642-м километре Куйбышевской железной дороги сошел с рельсов товарный поезд Сызрань-Рузаевка. Авария произошла из-за износа железнодорожного полотна. Под откос пошли 12 вагонов, груженных легковыми автомобилями ВАЗ, две платформы и вагон-теплушка перевернулись. Были повреждены около 250 метров полотна и 150 метров контактной линии.

26 января 2000 года произошло столкновение пассажирского и товарного поездов на перегоне Торбино - Мстинский мост Октябрьской железной дороги. В результате аварии погиб помощник машиниста, три человека ранены.

9 декабря 2001 года на станции Гонжа Забайкальской железной дороги в Амурской области столкнулись товарные составы. При ударе четыре хвостовых вагона первого поезда сошли с рельсов. В результате катастрофы погибли два человека.

25 сентября 2001 года на перегоне Мечетенская - Атаман в 130 километрах юго-восточнее Ростова-на-Дону сошли с рельсов шесть вагонов и локомотив пассажирского поезда № 191 Ростов-Баку. Причина аварии - отсутствие 25 метров рельсов пути, снятых неизвестными злоумышленниками.

1 апреля 2002 года вблизи Ярославского вокзала в Москве произошло столкновение пассажирского поезда Москва - Хабаровск с маневровым тепловозом. При ударе у тепловоза оторвало колесную пару. За медицинской помощью обратились 22 человека.

11 ноября 2002 года на Балтийском вокзале Санкт-Петербурга электропоезд выходил после ремонта из депо для обкатки. Из-за неисправности тормозной системы два вагона состава выехали с путей под шатровую часть вокзала, где находились пассажиры. Четыре человека погибли, девять были ранены.

5 декабря 2003 года в пассажирском поезде Кисловодск - Минеральные Воды, который находился вблизи центрального вокзала города Ессентуки (Ставропольский край), сработало начиненное металлическими предметами взрывное устройство мощностью, равной 30 килограммам тротила. Погибли 47 человек, травмы различной степени тяжести получили более 180 человек.

18 декабря 2003 года на 86 километре железнодорожного перегона Ищерская - Стодеревская Северокавказской железной дороги (Наурский район Чечни) под локомотивом грузового состава № 2503 сработало взрывное устройство. Жертв не было.

24 декабря 2003 года на железнодорожном перегоне Тулун - Утай (Иркутская область) поезд Владивосток-Новосибирск столкнулся с оказавшимся на переезде грузовым автомобилем КамАЗ. Погибли три человека.

12 июня 2005 года на 153-м километре железной дороги на участке Узуново - Богатищево произошел подрыв поезда Грозный - Москва. С рельсов сошли четыре вагона. За медицинской помощью обратились 42 человека, пятеро из которых были госпитализированы. По заключению ФСБ, сработало безоболочное взрывное устройство мощностью три килограмма в тротиловом эквиваленте.

15 июня 2005 года на перегоне Зубцово - Арестово сошёл с рельсов железнодорожный состав с мазутом, 10 цистерн перевернулись и разгерметизировались, до 300 тонн мазута вылились на землю, из них около 2 тонн попали в реку Гостюшку - приток реки Вазузы, которая впадает в реку Волгу.

11 июля 2007 в Амурской области на перегоне между станциями Уруша и Сгибеево Могочинского отделения Забайкальской железной дороги во время движения товарного поезда от состава оторвались 12 хвостовых вагонов и перевернулись. Было разрушено 300 метров железнодорожного полотна, повреждена опора линии электропередачи. Жертв не было.

13 августа 2007 года на перегоне Бурга - Малая Вишера Октябрьской железной дороги, при проследовании скоростного поезда № 166 "Невский Экспресс", произошла авария. Её причиной стал подрыв железнодорожного полотна самодельным взрывным устройством мощностью 8-9 килограммов в тротиловом эквиваленте. В результате взрыва с рельсов сошли электровоз и все 12 вагонов. Травмы получили 60 человек.

27 ноября 2009 года около 22 часов неподалеку от населенного пункта Ерзовка, на 285-м километре участка Октябрьской железной дороги, под локомотивом поезда "Невский экспресс" прогремел взрыв. В момент крушения в поезде находился 661 пассажир. Первые вагоны по инерции на большой скорости проскочили под взрывом, последние три практически были смяты взрывной волной. В этих вагонах находились в тот момент порядка 200 человек. Раненых и выживших эвакуировали по воздуху вертолетами МЧС в больницы близлежащих населенных пунктов.

На 29 ноября известно о 25 погибших, ещё 26 числятся пропавшими без вести. Список потерпевших, поступивших в больницы Москвы, Петербурга, Новгородской и Тверской областей, содержит 104 фамилии.

Железнодорожный транспорт не только в России признан самым безопасным видом транспорта. Однако на железных дорогах случаются страшные катастрофы, ежедневно уносящие человеческие жизни. Статистика железнодорожных аварий в мире не настолько высокая, как , но за период с 2014 по 2016 г. случилось 40 серьезных трагедий. В результате – 100 человек погибших, а пострадавших – 1000.

Мировые катастрофы с ЖД транспортом 2014–2105

20 марта 2014 года. В городке Мерсин, Турция – пассажирский состав столкнулся с автобусом, перевозившим сотрудников с промышленного объекта «Тарсус-Мерсин». Мощным ударом автобус буквально разрезало пополам. По результатам трагедии заявлено о 9 смертях, пятеро рабочих серьезно ранены.

9 мая. Вся Россия отмечает день победы, а в Индии погибло 13 человек. Случилось страшное происшествие на железной дороге, поезд столкнулся с машиной. Трем людям с серьезными ранениями удалось выжить.


Экспресс смерти


26 мая. Станция Чураид, Индия. Поезд, который двигался в Гракхпур, по неизвестным причинам ехал по колее, где в это время находился товарный состав. Произошло мощное столкновение. Трагедия унесла жизни 40 человек. С тяжелыми травмами в разные больницы было доставлено 100 человек.

6 июня. Северная часть Ирана – произошло столкновение пассажирского поезда с товарным составом. Поезд двигался по направлению к Тегерану. Он перевозил 340 человек, 10 из которых погибли.

Статистика железнодорожных аварий США также неутешительная, даже если брать во внимание последние технологические достижения и высокие стандарты безопасности. Здесь 18 августа 2014 года на ветке Хокси произошло столкновение товарных поездов. Трагедия стала причиной сильнейшего . Властям пришлось эвакуировать 500 человек, обитающих непосредственно в зоне очага возгорания. Число погибших – двое, раненых – двое.

Трагедии случаются, а официальные данные достать практически невозможно – доступна только информация, освещенная лицензированными американскими СМИ. Немало опасных и смертельных трагедий случается ежедневно.

Статистика по катастрофам на ЖД за 2014 год

Ведется статистика железнодорожных аварий и в России 2014-2015 год. Однако в РЖД неохотно раскрывают эти страшные цифры.

По официальной информации РЖД число аварийных происшествий со смертями на железных дорогах за период в 11 мес. 2014 года составляет 20 человек. Цифра выше, чем за аналогичный отчетный период 2013 года на 17,6 %. Тогда как по информации МЧС в авариях пострадало 244 человека. Как видно средний показатель больше в 7 раз.

Заключение

Железнодорожный транспорт опасен. Число жертв меньше, чем число от дорожно-транспортных происшествий. Но катастрофы на железных дорогах случаются нередко. В России не слишком серьезного относятся к безопасности – катастрофы происходят чаще. Страшные трагедии случаются и в соседней Украине, где задачи безопасности также не выполняются.

Железнодорожный транспорт является одним из самых недорогих, удобных и безопасных. Именно поэтому его часто выбирают пассажиры. Тем не менее катастрофы случаются и на железных дорогах. Когда поезда на полной скорости сталкиваются или падают под откос, оказывается, что в дело вступают мощные разрушительные силы.

Грохочущие составы становятся неуправляемыми, и человек уже не может остановить катастрофу. Внутри же вагонов разворачивается настоящий ад, который делает настоящее месиво из человеческих тел. Люди обсуждают крушения самолетов, забывая о самых крупных авариях на железных дорогах. А ведь и эти катастрофы уносили жизни сотен людей.

Возгорание поезда в Египте, 2002 год. Эта катастрофа случилась с пассажирским поездом, который 20 февраля 2002 года следовал из Каира в Луксор. В одном из вагонов в 2 часа ночи взорвался газовый баллон - с его помощью пассажиры обогревались. Машинист же не заметил, что состав его горит и продолжил ехать на полной скорости. Всего выгорело семь вагонов, причем практически дотла. Из них шесть относились к дешевому третьему классу. Каждый из них был рассчитан на 150 человек, фактически же в них находилось вдвое больше пассажиров. Катастрофа приобрела такие масштабы из-за перегрузки состава. Несчастным пришлось выпрыгивать на полном ходу выпрыгивать из горящих вагонов, что также привело к смертям и травмам. По официальной информации при пожаре сгорело около 383 человек, несколько сотен получили серьезные ранения. Однако точное число жертв узнать так и не удалось, так как не было полного списка пассажиров. Огонь же был настолько интенсивным, что многие трупы превратились в пепел, что не позволило их идентифицировать. Слухи говорят о тысяче жертв, что уже никак не доказать. В результате этого происшествия министр транспорта Египта был вынужден уйти в отставку.

Катастрофа в Аваше, 1985 год. Эта железнодорожная авария считается самой масштабной в истории Африки. Произошла она в Эфиопии 14 января 1985 года с поездом, следовавшим маршрутом Аддис-Абеба-Джибути. Поезд на высокой скорости въехал на изогнутый мост. Машинист не смог или забыл замедлить ход состава. В итоге четыре из пяти вагонов экспресс с тысячью пассажирами и семью легковыми машинами рухнул в овраг. Погибло минимум 428 человек, число раненных превысило пять сотен. При этом практически все пострадавшие находились в тяжелом состоянии. Ближайшая же приличная больница находилась в сотне километров от места аварии. Если ранее в Эфиопии местные сепаратисты нападали на поезда, то в данном случае ни о каком саботаже речи изначально не велось. Виноватым назначили машиниста, который тут же был отправлен под суд.

Торре-дель-Бьерсо, 1944 год. 3 января 1944 года неподалеку от испанской деревни Торре-дель-Бьерсо почтовый поезд с отказавшими тормозами начал входить в тоннель №20. Там оказался маневровый поезд с тремя вагонами, который не успел сойти с пути. Два вагона оказались внутри тоннеля, когда произошло столкновение с курьерским составом. Огонь тут же сожрал деревянные конструкции и уничтожил первые шесть вагонов почтового поезда. С другой стороны в тоннель въехал паровоз с 27 груженными вагонами. Водитель маневрового поезда сигнализировал, как мог, но его проигнорировали. Система же сигнализации оказалась поврежденной из-за пожара. Катастрофа обернулась крупным пожаром, который не могли потушить целых два дня. Это не дало возможности развернуть спасательную операцию. Точное число жертв подсчитать не удалось - режим Франко заявил официально о 78 погибших. Однако в поезде было немало безбилетников, да и огонь уничтожил человеческие останки. Сегодня принято считать, что число жертв исчислялось сотнями - поезд был переполнен, ведь многие ехали на рождественскую ярмарку. Уже в 40-х говорили о 200-250 погибших, сегодня же считается, что их могло быть 500-800.

Балвано, 1944 год. В годы Второй мировой войны сбои в поставке товаров привели к расцвету черного рынка. К 1944 году спекулянты и просто мелкие бизнесмены прятались в грузовых поездах, чтобы добраться до ферм своих поставщиков. Но в те годы на железной дороге сложилась ситуация с нехваткой качественного угля. В итоге в топку шли заменители низшего порядка, которые производили огромный объем угарного газа. Он был крайне ядовитым, но не имел запаха, что и делало его незамеченным. 2 марта 1944 года существенно перегруженный состав 8017, везший автомобили, застрял внутри крутого тоннеля. Его экипаж, пассажиры и несколько сотен пассажиров, в том числе нелегально прижавшихся снаружи, попали под действие тех самых угарных газов. Единственными оставшимися в живых стали те, кто ехал в последних вагонах и не успел въехать в тоннель. Та авария унесла жизни официально 426 человек, но в реальности жертв было в полтора раза больше.

Уфа, 1989 год. Эта железнодорожная катастрофа считается самой крупной в истории СССР и России. Она произошла 4 июня на перегоне Аша-Улу-Теляк. Неподалеку располагался трубопровод Западная-Сибирь - Урал, по которому передавалась сжиженная смесь газа и бензина. В нем образовалась узкая щель, через которую газ скопился в низине. Именно там и пролегала Транссибирская магистраль. Незадолго до катастрофы приборы показали падение давление, но дежурный решил не искать утечку, а еще больше увеличил подачу газа. В результате через трещину вытекло еще больше горючих углеводородов, которые могли загореться от любой искры. Машинисты также знали о сильной загазованности на участке, но железнодорожники не придали этому особого значения. В 01:15 ночи на перегоне встретились два пассажирских поезда - едущих из Новосибирска в Адлер и обратно. Вполне возможно, что в результате торможения образовалась искра, которая вызвала объемный взрыв. Его сила была такова, что в городе Аша на расстоянии в 10 километров взрывная волна выбила стекла. Всего в поездах находилось 1284 пассажира, из них 383 ребенка. Ударная волна сбросила с путей 11 вагонов, семь из них полностью сгорели. По официальным данным погибло 575 человек (неофициально - 645), практически все выжившие стали инвалидами и получили тяжелые ожоги. Спасательная операция оказалась затруднена из-за труднодоступности района.

Крушение в штате Бихар, 1981 год. Катастрофа произошла между городами Манси и Сахарса. В июне в Индии идет сезон дождей. Поднявшийся ураганный ветер опрокинул в реку семь вагонов поезда, который шел через мост. По другой версии наводнение просто смыло поезд. В нем находилось от восьмисот до трех тысяч человек. Говорят еще и о корове, которая появилась некстати на пути. Машинист резко затормозил, и вагоны начали скользить по мокрым рельсам, сорвавшись с моста. Помощь была в часах езды от этого места, и большинство пассажиров утонули или были унесены бурной рекой еще задолго до прибытия спасателей. В первые пять дней было найдено двести погибших, а судьбы нескольких сотен пассажиров так и осталась неизвестной.

Гвадалахара, 1915 год. В том году мексиканская революция была в самом разгаре. Несмотря на состоявшуюся смену власти, президент Карранса продолжал вести вооруженную борьбу со своими противниками. 18 января 1915 году правительственные силы захватили город Гвадалахара на юго-западе страны. Президент приказал, чтобы семьи солдат были перевезены туда по железной дороге с города Колима на тихоокеанском побережье. 22 января 1915 года специальный поезд с 20 перегруженными вагонами отправился в путь. Люди сидели даже на крышах и цеплялись снаружи. Где-то в дороге машинист потерял контроль над поездом на длинном и крутом спуске. Многие люди вылетали из вагонов на крутых поворотах. В итоге в глубоком каньоне поезд окончательно сошел с рельсом. Из 900 пассажиров выжило менее трети. Известно, что многие мексиканцы даже покончили с собой, узнав о гибели всех своих близких. Были желающие отомстить и путевой бригаде, вот только та также вся погибла в ходе катастрофы.

Катастрофа под Чуря, 1917 год. Перегон между румынскими Чуря и Барладом отмечается крутым 15-километровых уклоном, который местами составляет до 6,7%. 13 января в час дня тут проходил поезд с 26 вагонами, ведомыми двумя локомотивами. Он перевозил раненых русских солдат и беженцев, скрывавшихся от наступающих немцев. И в данном случае поезд был переполнен - люди ехали на крышах и даже между вагонами. Такое обилие людей привело к тому, что они просто повредили трубопроводы тормозной системы. В итоге при спуске машинисты обнаружили, что они не могут замедлить ход. Мощности торможения двух локомотивов оказалось недостаточно. Машинисты заметили, что они несутся прямо на другой состав, стоящий у перрона. При попытке перейти на другой путь на огромной скорости состав сошел с рельс. Под откос ушло 24 вагона. В груде искореженного металла разгорелся пожар, который унес жизни от 600 до 1000 пассажиров.

Сен-Мишель-де-Морьен, 1917 год. Эта авария на железной дороге стала самой крупной в истории Франции. 12 декабря в эшелоне №612 домой на Рождество возвращалось более тысячи солдат. Поезд был составлен из разных вагонов, в основном итальянских. Он оказался настолько длинным, что везти его должны были два паровоза. К тому же часть пути пролегала через крутой спуск в 33%. Но удалось найти только один паровоз, второй был реквизирован для перевозки боеприпасов. А из всех вагонов воздушные тормоза были только на трех, в остальных распределили специальных тормозильщиков. Машинист согласился вести такой перегруженный состав только лишь под угрозой трибунала. Сперва удавалось контролировать скорость, но на спуске поезд разогнался до 135 километров в час. В одном из крутых поворотов сцепка разорвалась, и первый вагон сошел с рельс. В него стали врезаться остальные и деревянные конструкции вспыхнули. Пожар усилился из-за того, что многие солдаты везли с собой боеприпасы и гранаты. Несмотря на быстро прибывшую сюда помощь, спасать оказалось некого. Всего в той катастрофе погибло около 700 человек, множество тел вообще не удалось опознать. Людей похоронили в единой братской могиле. Сперва катастрофа замалчивалась, как военная тайна, но через четыре дня пресса сообщила всему миру и невиданной доселе аварии. К суду были привлечены шестеро железнодорожников, но их оправдали.

Крушение в Пералии, 2004 год. Эта катастрофа стала самой крупной в истории железнодорожного транспорта. Виноватым стал не человеческий фактор, как в большинстве других случаев, а природная стихия. Пассажирский поезд «Королева моря» делал регулярные рейсы в южной части острова. Повинуясь сигналам семафора, состав остановился на открытой местности в 170 метрах от моря. На поезде ехало более полутора тысяч пассажиров. В этот момент на остров обрушилось цунами, высотой до 9 метров. Возникла паника, к поезду стали стекаться местные жители, видя в нем убежище от воды. Вторая 7-метровая волна разорвала поезд. Из-за давки пассажиры не смогли выбраться из вагонов, которые превратились из убежища в смертельную ловушку. 30-тонные вагоны оказались заброшены в джунгли на сотню метров, даже 80-тонный тепловоз унесло на 50 метров. Те из несчастных пассажиров, кто не был раздавлен поездом, просто утонул. Выжило только 150 счастливцев. Из-за масштабов катастрофы, вызванной цунами о быстрой помощи и речь не шло. Да и главной дорогой к месту аварии оказался поврежденный железнодорожный путь. Считается, что число жертв составило от 1700 до 2000 человек. Идентифицировать большинство из них оказалось невозможно, к тому же два вагона вообще унесло в океан.

Самые поразительные крушения поездов, случившиеся в разных уголках нашей планеты:

1. Поезд пролетел через веранду после того, как у него отказали тормоза

Вокзал Монпарнас (Gare Montparnasse), являющийся одним из шести крупнейших железнодорожных терминалов Парижа, стал печально известным 22 октября 1895 года благодаря схождению с рельсов экспресса Гранвилль-Париж (Granville-Paris Express), который переехал упорный брус. Локомотив проехал вдоль всей станции, длина которой составляла 30 метров, пробил стену толщиной в 60 сантиметров, вылетел через веранду из здания и упал носом на улицу де Ренн (de Rennes), находившуюся в 10 метрах под верандой. Двое из 131 пассажира, а также пожарный и два кондуктора получили ранения. Единственной жертвой этого крушения оказалась женщина, которая во время крушения находилась внизу, на улице, и которая была убита упавшим куском стены. Несчастный случай произошёл из-за тормозов Вестингауза (Westinghouse), которые не сработали, а также по вине машиниста, который хотел успеть нагнать то время, на которое он опаздывал. На кондуктора наложили штраф в размере 25 франков, а на машиниста штраф в 50 франков.

2. Самое смертоносное крушение высокоскоростного поезда


Крушение поезда в немецкой деревне Эшеде (Eschede) стало самой смертоносной катастрофой с участием высокоскоростного поезда. Оно произошло 3 июня 1998 года возле деревни Эшеде в районе Целле (Celle), входящем в состав Нижней Саксонии, Германия. В результате крушения погиб 101 человек и 88 человек получили ранения. Эта катастрофа превзошла по количеству жертв крушение поезда при Далерау (Dahlerau), произошедшее в 1971 году, и стала самым смертоносным несчастным случаем в истории Федеративной Республики Германия. Причиной крушения стала одна небольшая трещина в одном колесе, которое, наконец, отказав, вызвало сход поезда с рельсов на переключении рельс. Сильное разрушение поезда было вызвано столкновением с автомобильным мостом, которое произошло после того, как поезд сошёл с рельсов.

3. Самое фатальное крушение поезда в мире, произошедшее по причине того, что поезд ударило цунами


Крушение поезда на Шри-Ланке в 2004 году, вызванное цунами, стало железнодорожной катастрофой с самым большим количеством жертв за всю историю. Крушение произошло, когда цунами разрушило переполненный пассажирский поезд на прибрежных железнодорожных путях Шри-Ланки. Цунами, образовавшееся в результате землетрясения в Индийском океане 2004 года, унесло самое большое количество жизней за всю историю железной дороги. Погибло более 1700 людей, что намного больше, чем в результате предыдущей железнодорожной аварии.

Поезд, известный под названием «Королева Береговой Линии» (Queen of the Sea Line), был обычным пассажирским поездом, циркулировавшим между городами Коломбо (Colombo) и Галле (Galle). В воскресный день 26 декабря 2004 года он выехал из Коломбо примерно в 6:55 утра, перевозя около 1000-1500 заплативших пассажиров и неизвестное количество «зайцев».

В 9:30 в пляж в деревне Пералья (Peraliya), недалеко от Телватты (Telwatta), ударила первая из огромных волн, образовавшихся в результате землетрясения, произошедшего незадолго до этого у берегов Суматры, Индонезия. Поезд остановился из-за того, что вокруг него поднялась вода. Сотни местных жителей посчитали, что поезд хорошо держится на рельсах, и забрались на его крышу, чтобы их не смыло волной. Другие же встали рядом с ним, надеясь, что поезд примет на себя ударную волну. Волна затопила вагоны и вызвала панику среди пассажиров. Следующая, более большая волна подняла поезд и обрушила его на дома и деревья, расположенные вдоль рельсов, сметая всех, кто искал спасения за поездом. Восемь вагонов были настолько сильно забиты людьми, что открыть их двери было невозможно, и они быстро наполнились водой, в которой постепенно утонули практически все, кто был внутри, по мере того как волны накатывали одна за другой. По подсчётам, сделанным на основе состояния береговой линии, а также на основе отметки наибольшего уровня воды, высота волн цунами составляла от 7,5 до 9 метров над уровнем моря и от 2 до 3 метров над уровнем крыши поезда.

4. Угон поезда и последующая катастрофа от его столкновения с домом

Угон машин, грузовиков или мотоциклов вряд ли кого-то удивит, но вот угон целого поезда - это совсем другое дело. Об этом слышишь не каждый день. Вором стала 20-летняя женщина, которая работала уборщицей в Стокгольме. Она украла ключи от поезда, затем доехала на нём до конца путей на большой скорости и разбила его о дом после того, как поезд сошёл с рельсов и перемахнул через улицу.

К счастью, кроме женщины, чьё имя не разглашалось, никто не пострадал. Катастрофа случилась ранним утром, и в поезде ещё никого не было. В доме в момент столкновения также никто не находился.

Примечание: Позже было определено, что поезд не был угнан. Уборщица случайно запустила его, когда убиралась в кабине, и не смогла догадаться, как его остановить.

5. Поезд, который невозможно было остановить, вызвал обрушение моста


Железнодорожная авария в Луишеме (Lewisham) произошла примерно в 6:20 вечера 4 декабря 1957 года на обходной линии в Луишеме, Лондон. В густом тумане электрический поезд, направлявшийся в Хэйес (Hayes), остановился по сигналу под мостом, а следовавший за ним паровоз, направлявшийся в Рамсгит (Ramsgate), врезался в него. От этого столкновения мост обрушился на паровоз. В результате погибло 90 человек и 109 человек, получивших ранения, были госпитализированы. Мост пришлось полностью убрать, и до того, как железнодорожная линия под ним вновь стала работать, прошла целая неделя. Мост же был отстроен заново и введён в эксплуатацию только через месяц.
После двух судебных разбирательств машинист паровоза был признан невиновным по обвинению в убийстве. Министерство транспорта установило, что он не замедлил хода после того, как проехал два предупреждающих сигнала, поэтому он не мог остановиться уже после сигнала об опасности. В итоге, министерство транспорта пришло к выводу, что система автоматического предупреждения могла бы предотвратить столкновение.

6. Столкновение поездов в Индии


Крушение поезда в округе Фирозабад (Firozabad) произошло в Индии в 1995 году, когда два поезда - Калинди Экспресс (Kalindi express) и Пуршоттам Экспресс (Purshottam express) - столкнулись около Фирозабада. Пуршоттам Экспресс ударил Калинди Экспресс сзади, когда последний остановился из-за заклинивших тормозов, которые оказались в таком состоянии после того, как он сбил корову. Во время столкновения почти все люди спали. Около 200 человек погибло и ещё примерно 200 получили ранения.

7. Столкновение поездов, вызванное гонками на спор


Заголовок, написанный Уильямом Миддлтоном (William Middleton) для этого фото в своей книге «The Interurban Era», гласит:

«Два поезда железнодорожной компании «Фонда Джонстаун и Гловерсвиль» (Fonda, Johnstown, & Gloversville) опозорились после своего неуместного соревнования за место на железнодорожной станции в Гловерсвиле, Нью-Йорк».

8. Удивительное схождение поезда с рельсов с потерей только одной человеческой жизни

Трагедия произошла в умиротворённом живописном месте, в самом центре Озёрного Края (Lake District).

В холодный, дождливый февральский вечер 2007 года спокойствие фермы, находящейся неподалёку от крошечной деревушки Грэйриг (Grayrigg), было нарушено, когда Вёрджин Пендолино Экспресс (Virgin Pendolino London to Glasgow express), ехавший из Лондона в Глазго, сошёл с рельсов главной линии Западного Побережья (West Coast Main Line). Всего за несколько секунд восемь вагонов скоростного электропоезда «Class 390» сошли с рельсов, что привело к травмам 86 пассажиров и двух членов экипажа из тех 105 человек, которые на тот момент находились в поезде. Это произошло по причине того, что локомотив, ехавший со скоростью примерно 153 километра в час, сошёл с рельсов и утащил за собой вагоны поезда, которые раскидало по земляной насыпи.

В результате погиб только один человек - 84-летняя Маргарет «Пегги» Майссон (Margaret Peggy Masson), которая пережила само происшествие, но умерла позже в больнице.

Железнодорожный транспорт, по мнению общественности, считается наименее опасным. Большинство пассажиров отдали бы предпочтение именно ему, если вопрос длительности путешествия не считать основным. Хотя по статистике травматизм при авиаперевозках все же меньше. Все знают, что трагические аварии с поездами возможны, но все надеются, что с ними этого не произойдет. А тем временем неутешительное «первенство» среди всех пассажиров принадлежит

Аварии на железной дороге

Перевозки этим связаны с высокой концентрацией грузового или пассажиропотока. Чтобы обеспечить эффективность доставок, приходится уплотнять графики, увеличивать количество вагонов в составах. Это приводит к дополнительным нагрузкам на железнодорожные пути, полотно под ними, несущие конструкции. Увеличивается износ составов, локомотивов, регулирующего и диспетчерского оборудования. Нагрузки на управляющий и обслуживающий персонал железной дороги также растут. Все берется во внимание, вроде бы происходит с соблюдением нормативов, но аварии с поездами все-таки случаются.

У каждого крушения своя история, причины, последствия. Сход состава с рельсов, повлекший его опрокидывание, редко обходится без человеческих жертв. Травм и увечий избежать невозможно. Это связано с конструктивными особенностями вагонов, принципами размещения в них пассажиров, их отношением к возможности возникновения ситуаций, которые могут представлять угрозу жизни и здоровью. В то же время трудно представить, как можно эффективно повысить безопасность пассажиров. Сход состава с рельсов и опрокидывание вагона - это аварии, подготовиться к которым невозможно. Единственно верное решение - комплекс мероприятий для снижения рисов их возникновения.

Технические причины

Как выясняется, расписать на бумаге это проще, чем воплотить. Одна из основных причин - это техническое состояние железнодорожных путей. Не секрет, что основная масса их была проложена несколько десятилетий назад. С тех пор увеличились скорости и нагрузки. Но менять пути под новые условия или прокладывать новые нет возможности. Это связано с серьезными затратами. В лучшем случае проводится частичная замена полотна на участках с наиболее выраженным износом.

То же самое можно сказать и о Техника также изнашивается, происходит неизбежно. Поэтому аварии с поездами неизбежны, но нужно стараться их не допускать. Но как? Если без замены изношенной детали двигателя состав не тронется, то с выработкой на колесных парах он еще поездит. Такой подход отчасти оправдан - не останавливать же массово перевозки. Приходится уделять больше времени осмотрам и дополнительному техническому обслуживанию. Но от этого вагоны не становятся новее.

Человеческий фактор

Аварии и крушения по этим причинам не поддаются прогнозированию. Но одно дело, если крушение пассажирского поезда связано с объективными причинами. Человеческий организм - хоть и гибкая система, но он не железный. Проблемы со здоровьем могут быть и у диспетчера, и у машиниста. Не всякий медицинский осмотр может выявить эти риски.

Другой вопрос, когда причиной крушения является недобросовестное выполнение служебных обязанностей, халатность, грубое нарушение правил безопасности. Особенно показательны случаи, когда при расследовании причин аварий вскрываются факты пребывания на рабочем месте лиц в состоянии опьянения.

Как оправдать действия машиниста, пытающегося наверстать время опоздания в пути увеличением скорости на опасном участке? А ситуация, когда при наведении порядка в кабине уборщица смогла случайно привести в движение стоящий «под парами» локомотив и при этом на нем не оказалось ни одного специалиста, чтобы остановить его?

Гонки машинистов поездов за право первым въехать на станцию и игнорирование запрещающего сигнала семафора - верх цинизма по отношению к пассажирам. Неподготовленность поездных бригад к устранению последствий пожара и частый некомплект средств для их тушения может иметь печальные последствия даже без факта крушения поезда. Вышеперечисленные ситуации - это далеко не полный перечень халатного отношения к служебным обязанностям на объектах транспорта с повышенным риском для жизни.

Фатальные аварии: крушения поездов

Трудно сравнивать тяжесть последствий катастроф, если при этом были человеческие жертвы и большое число травмированных пассажиров. Но, чтобы понять, какую опасность представляет авария на железной дороге, нужно помнить хотя бы о некоторых из них. Так, авария в Красноярском крае 1958 года случилась при столкновении двух грузовых поездов, перевозивших нефтепродукты в цистернах. Причина - неисправность семафора. На параллельном пути тогда стоял Пожар после взрыва привел к смерти более 60 человек.

Ростовская область, 1987 год. Тогда перед станцией не смог сбавить ход, а после и экстренно затормозить локомотив грузового поезда. Были нарушены правила техники безопасности, как результат - столкновение со стоящим возле перрона пассажирским составом. Итог крушения: более 100 человек погибли и еще большее количество получили серьезные травмы.

Уфа, 1989 год. Утечка на магистральном трубопроводе привела к взрыву облака его испарений. Это произошло в непосредственной близости от путей, по которым в то время проходили два пассажирских состава. Крупнейшая в СССР катастрофа тогда унесла жизни почти 600 человек.

Аварии с поездами в сновидениях

Как ни странно, человеческий мозг даже в отсутствие упоминаний о железнодорожных путешествиях в некоторых случаях способен воспроизводить их в подсознании. Причем, как утверждают исследователи, сновидения с крушениями поездов могут носить и предупреждающий характер. Пока нет возможности ни подтвердить, ни опровергнуть, что такие видения могут носить пророческий характер. Однако есть смысл хотя бы задуматься о причинах их возникновения.

Авария на железной дороге, увиденная во сне, может символизировать о необходимости соблюдать осторожность и быть готовым к любым неожиданным ситуациям. В первую очередь, как утверждают специалисты, это касается финансовых вопросов. Если в видениях человек оказывается в эпицентре катастрофы, но при этом все складывается благополучно - есть предпосылки в реальной жизни выбраться из серьезной ситуации без существенного урона. Если избежать ущерба все же не удалось - такой сон может предупреждать о легкомыслии и неосмотрительных поступках, которые, скорее всего, заранее обречены на провал.