Конспект фронтального занятия в подготовительной группе для детей с ОНР по теме «Звук и буква И»


Описание: конспект для логопедов подготовительно логопедической группы детей с ОНР

Тема: «Звук и буква «И»

Цель: актуализация представлений о звуке и букве «И».
Задачи:
закрепить представление об артикуляционном образе звука [И];
совершенствовать умение характеризовать звук по схеме;
учить выделять звук [И] из ряда гласных, слогов, слов;
развивать фонематическое восприятие;
совершенствовать навык определения позиции звука [И] в слове;
закрепить представления о зрительном образе буквы «И»;
совершенствовать навыки звукового анализа;
развивать внимание, память, наглядно-образное мышление;
развивать мелкую моторику.
совершенствовать навык образования множественного числа существительных.

Оборудование: мнемотаблица загадки «Ослик», предметные картинки (ослик, ива, апельсин, индюк, коньки, калитка, сидящий человек), экран, план-схема описания гласного звука, мнемотаблица «Звук и буква», магнитные буквы, цветные магнитные круги, индивидуальные зеркала на подножке, звуковые линейки, кассы букв, таблички для печатания, прищепки.

Ход занятия:

I. Организационный момент:
Учитель-логопед: - Сядет тот, кто вспомнит слова, начинающиеся на звук [А] или [У].

II. Основная часть:
Учитель-логопед: - Ребята, посмотрите на мнемотаблицу и отгадайте загадку:
Сер, да не волк,
Длинноух, да не заяц,
С копытами, да не лошадь.
(Ослик)

Учитель-логопед: - К нам на занятие пришел ослик Иа. Какой первый звук вы слышите в его имени? Ослик хочет проверить, что вы знаете о звуке [И].

Артикуляция звука [И]:
Учитель-логопед: - Ребята, ослик Иа предлагает вам взять зеркала и посмотреть на свои органы артикуляции, когда вы произносите звук [И] (раздаются зеркала). Предлагается произнести звук [И] и рассмотреть артикуляцию.
Учитель-логопед: - Посмотрите в зеркало. Произнесите протяжно: и-и-и. Почувствуйте, что делают губы, зубы, язык, голосовые складки.

Характеристика звука [И]
Учитель-логопед: - Расскажите ослику о звуке [И]:
1. Звук [И] - гласный, «живет» в красном домике.
2. Произносится с участием голоса (можно ощутить вибрацию голосовых складок).
3. Звук [И] можно петь, тянуть.
4. Обозначается красным кругом.
5. Губы растянуты в улыбке.

6. Воздух свободно выходит изо рта - калитка в заборе открыта.

Учитель-логопед: - Молодцы. Раз, два, три - зеркала все убери.

Игра «Поймай звук»
Учитель-логопед: - Ребята, Иа хочет проверить, насколько вы внимательны. Ослик будет произносить ряд звуков, слогов и слов. А вы хлопайте в ладоши, если услышите звук [И]. Приготовились. Начали:
У, А, И, А, У, О, И, О, У, И.
ИК, ОМ, ИМ, АТ, КИ, ИТ.
ЕЛЬ, ИВА, ЯБЛОКО, ИНДЮК, КАЗАК, ИГОЛКА, СЛИВА, КАША, МЫШЬ, ФИЛИН.

Игра «Один-много»:
Учитель-логопед: - Ослик Иа принес мячик. Я назову предмет и брошу мяч. Кто его поймает, называет предметы, когда их много:
носок - носки, чулок - чулки, замок - замки, мелок - мелки, песок - пески, комок – комки, лепесток – лепестки, воротник - воротники.

Учитель-логопед: - Какой звук вы слышите в конце каждого слова?

Игра «Определи место звука в слове»
Учитель-логопед: - Ребята, Иа принес для вас картинки (выставляет предметные картинки). Назовите, что это. Что общего между этими словами? (Во всех словах есть звук [И]).
Учитель-логопед: - Ребята, давайте покажем Иа, как вы умеете работать со звуковыми линейками. Определим место звука [И] в слове индюк/ коньки/ апельсин.

Динамическая пауза:
(Пальчиковая гимнастика «Апельсин» под песню Е. Железновой «Мы делили апельсин»).
Учитель-логопед: - Апельсин - любимый фрукт ослика Иа. Споём ослику песенку про апельсин и поможем себе пальчиками:

Мы делили апельсин; На каждое слово сжимают пальцы рук в кулачок.
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа, Загибание пальчиков, начиная с большого.
Эта долька – для стрижа,
Эта долька – для утят,
Эта долька – для котят,
Эта долька – для бобра,
А для волка – кожура. Бросательное движение правой рукой.
Он сердит на нас беда!!! Сжимают кулаки и прижимают их к груди.
Разбегайтесь кто куда!!! Перебирают пальцами по столу.
Зубкова Л.

Зрительный образ буквы «И»
Учитель-логопед: - Ребята, повторим по схеме: «Звук мы говорим и слышим, букву видим мы и пишем».


Учитель-логопед: - Какой буквой обозначается звук [И]? (Буквой «И»). Посмотрите - это буква «И». На что она похожа? (Предлагается рассмотреть картинки «На что похожа буква И»).



Повторим стихотворение про букву «И»:
На калитку посмотри:
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.
В. Степанов

Учитель-логопед: - Из скольких элементов состоит буква «И»? Запомните, что «И» – «правая» буква (предлагается рассмотреть мнемотаблицу «Левые и правые буквы»).
Учитель-логопед: - Найдите букву «И» у себя в кассе.
Учитель-логопед : - Нарисуйте букву «И» в воздухе (сидя и в полный рост).
Учитель-логопед : - Построим из пальцев букву «И»:
Указательные пальцы,
Словно столбики застыли.
Средний левый чуть нагнулся,
Пальца правой дотянулся.

Учитель-логопед: - Сконструируйте букву «И» из прищепок.
Учитель-логопед: - Молодцы. Раз, два, три – в домики все убери.

Звуковой анализ и печатание слова из букв кассы:
Учитель-логопед: - Ребята, ослик приготовил для вас загадку:
Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем грустит,
Никому не говорит.
(Ива)

Учитель-логопед: - Напечатайте из букв кассы слово «ИВА». Кто хочет выйти к доске и сделать звуковой анализ слова «ИВА»? Остальные выполняют самостоятельно. Теперь проверяем, у всех также?

III. Итог занятия:
Учитель-логопед: – Молодцы, ребята. Ослику Иа очень понравилось у вас в гостях!
Учитель-логопед: - Ребята, о каком звуке мы сегодня говорили? Какой буквой он обозначается? На что похожа буква «И»?
Учитель-логопед: - Иа приготовил для вас домашнее задание на стр. 6 в рабочей тетради «Пишем и читаем» (Коноваленко). Еще выучите загадку про ослика по мнемотаблице.

Поощрение детей. Прощание.

Цель:
1.Познакомить детей с артикуляцией звука[С]. .
2.Упражнять в правильном произнесении звука [С] в слогах, словах, тексте.
2. Учить описывать артикуляцию звука и давать ему характеристику; .
3. Продолжать детей находить заданный звук в слове, определять позицию звука С в словах.
4. Продолжать учить детей выполнять звуковой анализ слов.
5. Учить детей составлять предложения.
6. Развивать память, мышление, воображение;
Ход занятия:
1. Орг. момент.
Дети становятся около магнитной доски
Л о г о п е д: Ребята, послушайте и договорите словечко:
Если стали дни короче,

И уже длиннее ночи,
В снег укуталась земля-
Значит, к нам пришла …
Д е т и: Зима.
Л о г о п е д: Какое сейчас время года?
Д е т и: Зима.
Л о г о п е д: Да, ребята, если мы посмотрим в окно, то увидим, что сейчас у нас зима. А сейчас посмотрите на доску и выберите только те картинки, которые подходят к зиме.
(дети выбирают картинки: снеговик, снежинки, сосульки, снег, санки)
Затем логопед просит детей сесть на свои места.
2. Сообщение темы занятия.
Л о г о п е д: Послушайте и скажите какой первый звук мы слышим в словах: СНЕГОВИК, СНЕГ, СНЕЖИНКИ, СОСУЛЬКИ?
Д е т и: В этих словах мы слышим первый звук С.
Л о г о п е д: Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком С, будем учиться правильно произносить этот звук.
3. Характеристика и артикулирование звука С
Давайте попробуем произнести звук С. Возьмите зеркала и посмотрите, что помогает нам произносить звук С?
Д е т и: Губы, зубы, язык.
Л о г о п е д: Когда мы произносим звук С, где находится наш язычок?
Д е т и: Внизу.
Л о г о п е д: Когда мы произносим звук С зубки наши образуют небольшую щель, язычок упирается в нижние зубки.
Л о г о п е д: Ребята, дайте характеристику звуку С.
Д е т и: Звук С – согласный, твёрдый.
Л о г о п е д: Каким цветом мы обозначаем согласные твёрдые звуки?
Д е т и: Синим цветом.
Л о г о п е д: Ребята, давайте ещё раз произнесём звук С. Но для этого нам надо представить, что в наших ладонях находятся снежинки и нам надо их сдуть холодным воздухом. А для этого мы должны произнести звук С.
Дети дуют на ладони, а в это время логопед включает магнитофонную запись «Вьюга». Играем музыка.
ЗАДАНИЯ СНЕЖИНОК
Л о г о п е д: Ребята, вы все так старательно сдували снежинки, что образовалась вьюга. И пошёл снег. А как называется явление природы, когда снег идёт?
Д е т и: Снегопад.
Л о г о п е д: Вот и снежинки. (Логопед открывает доску, на которой на магнитах наклеены снежинки). А снежинки эти не простые, а волшебные. Каждая снежинка принесла вам задание. Если вы правильно их все выполните, то снег перестанет идти. Попробуем?
Д е т и: Да.
4. Произношение звука С в слогах.
Логопед берёт первую снежинку и читает задание.
Снежный ком лови, а потом ты повтори,
И ко мне опять верни!
Логопед читает цепочки слогов и бросает детям «снежный ком». Ребёнок повторяет цепочку слогов и возвращает обратно «снежный ком» логопеду.
СА-СЫ-СУ СО-СЭ-СА СУ-СЫ-СА
АС-УС-ЫС ОС-ЫС-УС СКА-СКАО-СКУ
СПА-СПЫ-СПУ СПЭ-СПО-СПЫ

5. Нахождение звука С в словах. Определение места звука С в слове.

Логопед читает задание на второй снежинке.

Снеговику ты помоги,

Все его картинки назови.

Лишнюю картинку убери.

Перед каждым ребёнком находится карточка, на которой изображён снеговик, а в каждом углу картинки (санки, ананас, лиса, дом).

Л о г о п е д: Назовите картинку, которая находится в левом верхнем углу.

Д е т и: Лиса.

Л о г о п е д: Назовите картинку, которая находится в левом нижнем углу.

Д е т и:Санки.

Л о г о п е д: Назовите картинку, которая находится в правом верхнем углу.

Д е т и: Ананас.

Л о г о п е д: Назовите картинку, которая находится в правом нижнем углу.

Д е т и: Дом.

Л о г о п е д: Ребята, найдите картинку, в которой нет звука С. Давайте эту картинку мы закроем снежным комом.

Дети закрывают картинку «дом» белым кружком.

Логопед читает задание на третьей снежинке.

Оставшиеся картинки назови,

И где слышится звук С – определи!

Л о г о п е д: Ребята, возьмите звуковые линейки и символ звука С. Послушайте и скажите, где слышится звук С в слове лиса?

Д е т и: В слове лиса звук С слышится в середине слова.

Л о г о п е д: Где слышится звук С в слове санки?

Д е т и: Звук С слышится в начале слова.

Л о г о п е д: Где слышится звук С в слове ананас?

Д е т и: Звук С слышится в конце слова.

6. Физкультминутка.

Логопед читает задание на четвёртой снежинке.

Вместе с нами веселитесь,

Потанцуйте и покружитесь.

Мы снежинки, мы пушинки,

(Руки на поясе, наклоны вперёд и назад)

Покружиться мы не прочь –

(Поворот на месте)

Мы снежинки - балеринки,

(Руки на поясе, наклоны вправо и влево)

Мы танцуем день и ночь.

(Ставить правую потом левую ногу на пятку)

Мы деревья побелили-

(Потрясти кистями над головой)

Крыши пухом замели.

(Опускать руки вниз)

Землю бархатом укрыли,

И от стужи сберегли.

(Показать на землю, развести руками)

7. Звуковой анализ слова САНИ.

Логопед читает задание на пятой снежинке.

Голубые карточки возьмите

И слово сани разберите.

Дети вместе с логопедом делают звуковой анализ слова сани.

8. Составление деформированных предложений.

Логопед читает задание на шестой снежинке.

Вы ребята, помогите,

Предложения все правильно скажите.

Логопед выставляет на доску сюжетную картинку зимы, и читает деформированные предложения.

Снеговика лепить дети. (Дети лепят снеговика)

Кататься санки Ваня. (Ваня катается на санках)

Лыжи Соня кататься. (Соня катается на лыжах)

9. Итог занятия.

Молодцы, ребята, вы выполнили все задания снежинок. И снегопад закончился.

Цели:

  • Автоматизировать правильное произношение звука [С] в слогах, словах и предложениях.
  • Формировать навык слогового и звуко-буквенного анализа слов.
  • Обогащать словарь путем подбора родственных слов.
  • Развивать грамматический строй речи путем составления предложений с предлогом.
  • Формировать навык слогового чтения.

Задание от снегурочки: распределить картинки под соответствующими слогами.

Каждому ребенку раздается лист формата А4 с написанными сверху слогами са, со, су, сы и картинки, в названиях которых есть данные слоги.

8. Автоматизация звука в словах, звуко-буквенный анализ слов (слайды 11 - 14).

Думаю, что вы и со следующим заданием снегурочки справитесь легко.

Назовите картинку, подберите подходящую звуковую схему.

Сначала ответьте: как спросим про лису? Какая лиса? Как зовут детенышей у лисы?

Как спросим? Какие санки? Назовите ласково.

Подобрать схему. Записать слово в тетрадь с опорой на схему, выделить гласные, разделить на слоги, поставить ударение.

Как спросим? Какая сорока? Почему сороку называют белобока ? А почему говорят чернокрылая ? длиннохвостая ?

Подобрать схему. Записать слово в тетрадь с опорой на схему, выделить гласные, разделить на слоги, поставить ударение.

Как спросим? Сколько предметов на картинке - один или много? Измените так, чтобы слово обозначало один предмет.

Ветка сосны - какая? (сосновая)

Подобрать схему. Записать слово в тетрадь с опорой на схему, выделить гласные, разделить на слоги, поставить ударение.

9. Динамическая пауза.

Речь с движением.

Заяц по лесу скакал, заяц корм себе искал.
Вдруг у зайки на макушке поднялись, как стрелки, ушки.
Шорох тихий раздается - кто-то по лесу крадется.
Заяц путает следы - убегает от беды.
Прыгнул в бок и оглянулся, и под кустиком свернулся,
Словно беленький клубок, чтобы найти никто не смог.

10. Автоматизация в предложении (слайд 15).

11. Автоматизация в связной речи (слайд 16).

Отвечайте на мои вопросы полными предложениями. Какие маленькие слова-предлоги вы употребили?

Пересказ текста с опорой на цифры и предлоги.

12. Итог занятия (слайд 17)

Какой звук научились произносить? В каком замке живет? Есть у него мягкий братец?
Спасибо за занятие!

Презентация Использованная литература.
  1. Комарова Л.А. Автоматизация звука С в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. -М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.
  2. Лопухина И.С. Логопедия - речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. - СПб.: Дельта, 1997.
  3. Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика. -СПб.: Издательство ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.

Сергеева Е.В.
учитель-логопед, МАДОУ детский сад комбинированного вида № 38 г.п.Селятино

1.Знакомство со звуками Л-Ль, четкое произнесение и характеристика звуков, знакомство с буквой Л.

2.Определение места звуков Л-Ль в словах-примерах.

3.Закрепление навыков звуко-слогового анализа слов, работа со схемами.

4.Закрепить представления детей о зиме, зимующих птицах, зимовке диких животных.

5.Закрепить навык составления обобщающего описательного рассказа о зиме с опорой на схему.

6.Упражнять в образовании притяжательных прилагательных.

7.Упражнять в выделении «лишнего» слова по смыслу из цепочки слов, учить обосновывать свой ответ.

8.Упражнять в координации речи с движениями.

Оборудование: наборное панно, «Дети заботятся о природе», «Медвежья берлога», иллюстрации диких животных, дидактическое пособие «Чей хвост? Чья голова?», индивидуальные логопедические наборы для детей, зеркала, звуковые схемы слова.

План занятия

1)Сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости.

(Дети здороваются и садятся на свои места)

2)Дети, скажите, какое сейчас время года? (зима) Назовите зимние месяцы (декабрь, январь, февраль) Какой месяц год кончает, а зиму начинает? (декабрь), а какой месяц сейчас идет? (февраль). Зимой холодно, давайте погреем ручки, чтобы не замерзли (дети дышат на руки и трут ладоши)

А теперь разомнем язычок.

3)Артикуляционная гимнастика: «Окошечко» – «Заборчик» - чередование с задерживанием артикуляционной позы, «Почистим зубки», «Качели», «Орешки», «Часики», «Блинчики».

4)–Сегодня мы познакомимся с новым звуком, а с каким вы догадаетесь, если отгадаете загадки.

На ветке не птичка –

Зверек-невеличка,

Мех теплый, как грелка.

Кто же это?…..(белка)

Трав копытами касаясь

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув высоко.

Белый камешек растаял,

На доске свой след оставил.

Повторим все отгадки – беЛка, Лось, меЛ – какой звук есть в каждом слове?

Звук Л – согласный, твердый. Какая есть преграда у языка (Язык упирается в верхние зубы). Когда произносим звук Л, губы в улыбке, зубы видны, кончик языка прижат к верхним зубам. Какой фигурой мы будем обозначать звук Л? (синим квадратом)

Как будет звучать мягко этот звук? (Ль)

Звук Ль – согласный, мягкий. Когда произносим звук Ль, губы в улыбке, зубы видны, кончик языка прижат к бугоркам за верхними зубами, альвеолам. Какой фигурой мы будем обозначать звук Ль? (зеленым квадратом)

Посмотрите на панно, здесь примеры слов, в которых «спрятались» звуки Л-Ль, я буду показывать вам на картинку, а вы определите место звука в слове.

Вызываются несколько детей, которые называют предмет и выделяют звук в начале, конце и середине слова.

На письме звук Л обозначается буквой (дети «рисуют» букву в воздухе и на столе, выкладывают ее спичками)

А теперь соединим звук Л с гласными звуками: АЛ, ОЛ, УЛ, ЛА, ЛО, ЛУ.

Отгадайте, кто зимой холодной бродит злой, голодный (волк)

Выложим слово ВОЛК с помощью схем (выполняется звуко-слоговой анализ слова)

Физкультминутка:

(логоритмическое упражнение на координацию речи с движением)

«Метели»

Летели метели, летели метели Махи руками над головой

Стелили в долинах из снега постели, Наклон вниз

Кружили метели и выли метели, Повороты в стороны

Над лесом, над полем гудели и пели. Наклоны в стороны

5)В начале занятия мы определили, что сейчас зима и назвали зимние месяцы, а по каким признакам мы определяем, что на улице зима? Давайте составим рассказ о зиме (дети отвечают с опорой на схему).

Медведь пока еще спит в берлоге, а вокруг в сугробе спрятались другие дикие животные, посмотрите внимательно, чьи это хвосты?

6)Д/и «Чей хвост?» - один хвост «лишний», уберем эту картинку.

Глазки у вас зоркие, а сейчас проверим, как слышат ваши ушки.

7)Поиграем в игру «Четвертый лишний» – найдите лишнее слово и обоснуйте свой выбор.

Декабрь, сентябрь. январь, февраль

Синица, ласточка, ворона, снегирь

Шуба, свитер, шарф, валенки

8)А сейчас мы послушаем, как русские поэты писали о зиме.

Не трещите, морозы, в заповедном бору,

У сосны, у березы не грызите кору!

Полно вам воронье замораживать,

Человечье жилье выхолаживать.

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти белой бахромой.

И стоит береза в сонной тишине,

И горят снежинки в золотом огне.

А заря, лениво обходя кругом,

Обсыпает ветки новым серебром.

С.А.Есенин

9)Итак, сегодня мы познакомились с новыми звуками Л-Ль и подробно поговорили об уходящей зиме, она подходит к концу, сегодня по календарю ее последний день, за зимой наступит…..(весна). О ней мы поговорим на следующих занятиях.

Вы хорошо отвечали на вопросы, были внимательны, благодарю вас за работу, занятие закончено.

Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности по формированию фонетической стороны речи и фонематического восприятия. Проводится во II период обучения.

Цели:

коррекционно-обучающие закреплять навык чёткого произношения звука [У]; учить выделять звук [У] в потоке гласных звуков и в звукосочетаниях; формировать навыки элементарного звукового анализа; закреплять понятие «гласный звук»; познакомить с буквой «У»;

коррекционно-развивающие – развивать слуховое внимание, мелкую моторику;

воспитательные – воспитывать инициативность, самостоятельность, стимулировать учебную деятельность.

Материалы и оборудование: кукла Уля, игрушечный поезд, звуковички, картинка «Малыш плачет», картинка «Улитка», демонстрационная буква «У», счётные палочки.

Ход работы

1. Логопед вносит в кабинет куклу.

– Это Ульяна.

Шла Ульяна по тропинке

И грибы несла в корзинке,

Вдруг услышала: «У – у!»

Кто же воет там в лесу? (Волк.)

— Покажите, как испугалась Уля?

— А теперь покажите, как воют волки? (Ууу!)

2. Введение в тему .

— Каким именем мы назвали куклу?

— Какой первый звук вы услышали в слове «Уля»?

— Где мы можем услышать звук [У]? (Воют волки, ветер воет…)

— Сегодня мы будем произносить много слов со звуком [У], познакомимся с буквой «У».

3. Характеристика звука [У] по артикуляционным и акустическим признакам.

Выставляется игрушечный поезд.

— Какой сигнал подаёт машинист? (Ууу!)

— Поезд гудит: «Ууу!»

— Произнесите звук [У].

— Что стало с вашими губами? (Вытянулись в трубочку.)

— Попробуйте спеть звук [У]. «Растяните ниточку». Что вы можете сказать об этом звуке? (Он поётся, тянется).

— Каким цветом мы обозначим звук [У]? (Красным.) На доску крепется красный звуковичок.

4. Дидактическая игра «Поймай звук».

— Хлопните в ладоши, если услышите звук [У]:

— у, а, и, о, у, ы, у, э, у…;

— уа, уи, ау, аи, иа, иу…

5. Звуковой анализ.

— Ребята, а теперь посмотрите на эту картинку: малыш плачет.

— Как вы думаете, как плачет малыш? (Уа). Давайте повторим.

— Сначала малыш кричит звук [У], а затем – звук [А], и у него получатся [УА]. Первый звук [У], второй — [А].

Логопед выкладывает схему слова «Уа» на доске, дети – на столах.

— А теперь давайте попробуем поменять звуки местами. Что получилось? (Ау).

— Кто кричит: «Ау»!?

6. Пальчиковая гимнастика «Улитка».

Улитка, улитка! Высуни рога!

Дам тебе я хлеба или молока!

— С какого звука начинается слово «улитка»?

7. Знакомство с буквой «У».

— Сейчас Уля покажет вам свою любимую букву. На что похожа буква «У»?

У — сучок. В любом лесу

Ты увидишь букву «У»!

8. Выкладывание буквы «У» из счётных палочек.

9. Подведение итогов занятия

– Молодцы ребят! Вы все самостоятельно справились со всеми заданиями! Ульяна говорит вам: «Большое спасибо! До свидания!»

учитель-логопед МАДОУ «Центр развития ребёнка –

детский сад № 28 «Журавлик»

г. Губкин, Белгородская область, Россия