По ранее действовавшему закону о размещении госзаказов (закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ) главным критерием отбора поставщиков и исполнителей являлась предложенная ими цена. Контракты заключались с коммерсантами, в заявках которых она была наиболее низкой. На практике это оборачивалось низким качеством поставляемой продукции, срывом заявленных сроков и прочими неприятностями для заказчика. Антидемпинговые меры по 44-ФЗ, закону от 05.04.2013, вступившему в силу в январе 2014 года, призваны не допускать подобных ситуаций, препятствуя искусственному занижению цены участниками аукционов.

Барьеры демпингу

Демпинг – это продажа товаров (работ, услуг) по искусственно заниженной цене. Государству пришлось ужесточить процедуру проведения конкурсов и аукционов, так как недобросовестные коммерсанты и оборотистые мошенники довольно быстро научились его обманывать. Предлагая самую низкую цену, и выигрывая конкурс по формальным критериям, они нередко удерживали ее за счет ненадлежащего качества товара или услуги. Иногда сметы пересматривались в процессе работы, когда, уже выполнив ее часть, исполнитель начинал убеждать заказчика, что первоначальные цены необходимо повысить. Иногда и вовсе, получив аванс, поставщик-мошенник исчезал вместе с государственными деньгами.

Поэтому антидемпинговые меры применяются по 44-ФЗ оправданно и неслучайно. Их основная цель – не позволить поставщикам и исполнителям выигрывать конкурсы за счет недобросовестного (искусственного) снижения цены на предлагаемые товары и услуги. Она достигается двумя способами (37-я статья закона № 44-ФЗ):

    если начальная/максимальная цена контракта по итогам конкурса (аукциона) составляет не больше 15 000 000 рублей, стороны заключают контракт:

    • либо после предоставления поставщиком / исполнителем / подрядчиком (участником закупки) увеличенного в полтора раза обеспечения – по сравнению с величиной, указанной в конкурсной документации, но не менее суммы аванса, если его выплата заказчиком предусмотрена;

      либо после предоставления участником информации, которая свидетельствует о его добросовестности ;

    если начальная/максимальная цена контракта превышает 15 000 000 рублей, до заключения контракта участник должен предоставить полуторное обеспечение (но не менее суммы аванса) в обязательном порядке.

Критерии добросовестности участника определены п. 3 ст. 37 указанного закона. В частности, в течение года или в течение трех лет до подачи текущей заявки он должен добросовестно исполнить не менее 3-х контрактов (без штрафов и неустоек). Или в течение двух лет – не менее 4-х контрактов, из которых не менее 75% исполнено без нареканий. Информация проверяется по специальному Реестру. При этом хотя бы один из ранее заключенных контрактов должен составлять не менее 20% от цены запланированного контракта.

Применение антидемпинговых мер по 44-ФЗ

Итак, антидемпинговые меры способствуют «отсечению» от конкурсов и аукционов коммерсантов, для которых главное – заключить контракт, а не его исполнить. Однако применяются они только в определенных случаях.

Дополнительные сдерживающие меры необходимы, если участник закупки существенно снижает начальную или максимальную цену контракта – не менее чем на 25%. Но из этого правила есть несколько исключений.

Следует учесть, что вышеуказанные ограничения, препятствующие искусственному занижению цены, касаются только проведения конкурсов и аукционов, где на стороне заказчика выступают государственные структуры. Антидемпинговые меры по 44-ФЗ запрос котировок и предложений не охватывают.

Особый порядок разработан для госзакупок лекарств, жизненно-необходимых населению. Их перечень утверждается Правительством РФ. Оно же устанавливает и предельно допустимую цену на такие лекарственные средства. Если участники торгов снижают цену менее чем на 25% относительно этой величины, антидемпинговые защитные меры к ним не применяются.

Если поставщики товаров, требующихся для бесперебойного жизнеобеспечения граждан (продукты, топливо и т.д.), при проведении конкурса снижают цену больше чем на 25%, им необходимо ее документально обосновать. Например, предоставить гарантийное письмо от их производителя или товарную накладную (п. 9, 10 ст. 37 закона № 44-ФЗ).

Антидемпинговые меры по 44-ФЗ: пример расчета

Согласно п. 6 ст. 96 закона № 44-ФЗ, обеспечение контракта может варьироваться от 5 до 30 процентов от его начальной или максимальной цены.

Например, если цена составляла 10 000 000 рублей, а сумма обеспечения – 2 000 000, то поставщик, снизив цену более чем на 25%, должен будет увеличить обеспечительный взнос в полтора раза, и предварительно внести 3 000 000 рублей.

Но, если по условиям контракта поставщику полагается аванс в размере, например, 5 000 000 рублей (50% от цены контракта), сумма обеспечения возрастет до этой величины, поскольку при авансе, превышающем 30% от суммы контракта, размер обеспечения устанавливается именно в размере аванса.

Демпинг – продажа организацией товаров или услуг ниже затрат на их и продажу и производство. Демпинг представляет собой один из эффективных приемов конкурентной борьбы, целью которого, как правило, является завоевание рынка и достижение экономических преимуществ, а также уменьшение налогов и увеличение финансовых потоков компании.

Демпинг происходит от длительной формы английского глагола dump - сбрасывать, сваливать. Демпинг - сброс товара (уменьшение запаса товаров), продажа товаров по "бросовым" ценам.

В международной практике ведения бизнеса, демпинг - практика, когда товар на экспортном рынке продается по цене ниже внутренней цены данного рынка в целях подавления конкурентов. Антидемпинговые пошлины – разновидность таможенных пошлин; пошлины, призванные противодействовать ввозу в страну товаров по заниженным ценам, т.е. по ценам ниже "нормальной стоимости" этих товаров.

Цель демпинга – вытеснение конкурента, завоевание рынка. Демпинг подразумевает добровольный отказ от нормального уровня рентабельности или реализацию продукции (продаже услуг) с финансовыми убытками для достижения прибыли в будущем, роста продаж и(или) захвата рыночной доли.

Чиптрип демпинг заключается в том, что производитель, в случае значительной транспортной составляющей в стоимости товара, уменьшает издержки на транспортировку продукции и за этот счет достигает существенных возможностей для снижения цен. Постоянный чип трип демпинг часто приводит к тому, что местные производители просто не в силах противиться внешней агрессии и вынуждены уйти с собственного рынка либо идти на какие-то серьезные меры вроде реорганизации производства или попытке выхода на внешние рынки.

Позиционный демпинг своей целью носит создание олигополии в сегменте. Снижение цен ниже себестоимости происходит в результате сознательных действий крупных производителей (поставщиков), с целью ценового прессинга мелких конкурентгов. Непосредственно в период демпинга ни о сервисе, ни о высоком качестве продукции речи не идет. Происходит лишь планомерное снижение цен. После же произведенной санации рынка несколько оставшихся игроков вновь приводят цены в нормальное состояние и уже завоевывают покупателей характеристиками товара и сервисом.

Снижение цен – это не демпинг . Ценовая политика компании представляет собой один из важнейших финансовых и маркетинговых инструментов. С точки зрения маркетинга, ключевой считается задача определения рыночного сегмента, в котором следует позиционировать товары, услуги компании. Однако, важным считается и вопрос о ценовом позиционировании в сегменте. При этом, не всякие низкие цены следует считать демпинговыми. Не демпинговыми считаются цены, если они:

  • базируются на снижении издержек производства;
  • базируются на снижении издержек на обеспечение продаж;
  • являются итогом маркетинговой программы по перепозиционированию товара,
  • являются инструментом акций торгового маркетинга.

В этом случае однозначно такие цены выше себестоимости, обоснованы маркетинговыми усилиями компании и их нельзя классифицировать в качестве демпинговых.

Что отличает демпинг:

  • демпинг подразумевает добровольный отказ от нормального уровня рентабельности;
  • непосредственно в период демпинга ни о сервисе, ни о высоком качестве продукции речи не идет;
  • снижение цен в результате маркетинговых манипуляций с товаром - это не демпинг;
  • объектом воздействия демпинга в первую очередь является конкурентная среда;
Количество показов: 46448

Необоснованно низкая цена предлагаемых товаров, работ или услуг справедливо вызывает подозрение покупателя. Более того, некоторые организации используют ценовой демпинг не для того, чтобы качественно исполнить условия контракта, а для того, чтобы избавиться от ненужной конкуренции, при этом обязательства по выигранному тендеру исполняются ненадлежащим образом.

Как раз для того, чтобы минимизировать подобные негативные последствия, законодательством установлены меры, препятствующие снижению цены. К сожалению, эти меры не являются панацеей, и недобросовестные участники все-таки срывают закупки.

Однако для добросовестных компаний, имеющих возможность предложить качественный товар за низкую цену, необходимо знать некоторые особенности применения антидемпинговых мер по . То же самое касается и Заказчиков, которые должны соблюсти все законодательные требования при подписании контрактов.

Антидемпинговые меры в открытом конкурсе

Стоит учесть, что при проведении открытого конкурса применение антидемпинговых мер начинается уже с момента подачи заявки на участие. Как установлено законодательством участник в составе заявки прикладывает документы, для подтверждения добросовестности в составе заявки.

Для конкурсов с максимальной ценой контракта менее пятнадцати миллионов рублей таковыми, как известно, являются исполненные контракты, отвечающие требованиям ч.3ст.37 44-ФЗ.

Подавая заявку на участие в конкурсе и предлагая цену на 25% ниже начальной, участник должен определиться с тем, какой именно способ внесения обеспечения исполнения будет им избран в дальнейшем.

В том случае, когда полуторное обеспечение не является выбранным способом, участник обязан предоставить в заявке упомянутые контракты. В противном случае эти документы не прикладываются в заявку.

В данном случае Заказчику следует обратить внимание на то, что такая заявка не может быть отклонена, поскольку на дату вскрытия конвертов и проведения оценки ему неизвестен способ подтверждения добросовестности участника.

Если же при подписании контракта в дальнейшем участник все же не предоставил повышенное обеспечение, контракт не может быть заключен, а участник признается уклонистом.

Аукцион на право заключения контракта

Речь идет о тех случаях, когда участник «уходит в минус», то есть снижение составляет менее чем 0,5% НМЦК. Некоторые Заказчики на данном этапе совершают ошибку, применяя к такому участнику порядок антидемпинговых мер.

Законодателем прямо прописано, что в данный случай не относится к правилам, установленным 37 статьей, а обеспечение вносится в обычном размере. Более того, наличие исполненных контрактов также не требуется.

Порядок внесения обеспечения

По невнимательности или по юридической неграмотности победитель, предложивший демпинговую цену, вносит обеспечение в обычном размере, установленном в аукционной документации не прикладывая при этом соответствующих контрактов.

К сожалению, в данном случае, после того как платежное поручение или опубликованы в личном кабинете, сделать уже ничего нельзя. Если только все-таки направить в адрес Заказчика необходимые контракты.

Размещение нескольких платежных поручений к одному контракту функционалом сайта не предусмотрено.Разумеется такой случай тоже приводит к тому, что победитель признается уклонившимся и рискует попасть в реестр недобросовестных участников торгов.

На что обратить внимание в приложенных контрактах

Прежде всего, одним из главных условий, которое, к сожалению иногда выпускают из вида Заказчики при рассмотрении контрактов, подтверждающих добросовестность, является их размещение на официальном сайте. Конечно, победитель закупки не виноват в том, что предыдущие Заказчики не внесли контракт или сведения об его исполнении в соответствующий реестр (что, кстати, грозит административной ответственностью).

Но факт остается фактом, на дату рассмотрения сведения о таких контрактах должны быть на официальном сайте ЕИС.

Одним из широко используемых средств продвижения товара на зарубежные рынки является демпинг , представляющий собой наиболее яркое проявление ценовой конкуренции.

Демпинг - массовый сбыт товаров за рубежом по преднамеренно заниженным ценам (ниже их "нормальной цены") с целью вытеснить конкурентов с рынка.

В практике внешней торговли под демпингом понимают сбыт товаров за рубежом по ценам ниже, чем цены реализации товара на внутреннем рынке страны экспортера , наносящий или угрожающий нанести материальный ущерб отрасли экономики, созданной на территории страны импортера, или существенно задерживающую создание таковой. О масштабах его применения свидетельствует распространенность антидемпинговой практики в мире (см. табл. 7).

Таблица 7

Статистика антидемпинговых разбирательств в 1997- 98 г.г.

Количество

разбирательств

Количество

разбира-тельств

Австралия

Страны ЕС

Страны ЕС

Республика

Бразилия

Аргентина

Австралия

Источник: БИКИ. - 1999. - № 60. С.1.

Демпинг может осуществляться как за счет ресурсов отдельных фирм, стремящихся завладеть внешним рынком своей продукции, так и за счет государственных субсидий экспортерам. В коммерческой практике демпинг может приобретать одну из следующих форм:

    постоянный демпинг;

    хищнический (разбойничий или преднамеренный) демпинг;

    случайный (спорадический) демпинг;

    обратный демпинг;

    встречный (взаимный) демпинг.

Постоянный демпинг - постоянный экспорт товаров по цене ниже справедливой, т.е. когда занижение цен носит постоянный характер.

Хищнический (разбойничий или преднамеренный) демпинг - временное умышленное занижение экспортных цен с целью вытеснения конкурентов с рынка и последующее установление монопольных цен.

На практике это может означать экспорт товаров по ценам не только ниже цен своего внутреннего рынка, но даже ниже издержек производства.

Случайный (спорадический) демпинг - временная, эпизодическая продажа товара на иностранном рынке по заниженным ценам.

Происходит это тогда, когда внутренние объемы производства товара превышают емкость внутреннего рынка или у производителей скапливаются большие запасы товаров. Перед компанией встает дилемма - либо вообще не использовать часть производственных возможностей и не производить товар, либо произвести товар и продать его по более низкой, чем внутренняя, цене на внешнем рынке.

Обратный демпинг - продажа товара внутри страны по ценам, ниже экспортных.

Встречается крайне редко, обычно в результате непредвиденных резких колебаний курсов валют, обусловливающих расхождение между ценой товара на внутреннем рынке страны экспортера и ценой на рынке страны импортера.

Встречный (взаимный) демпинг - взаимные поставки (встречная торговля) одного и того же товара между двумя странами по демпинговым ценам.

Эта разновидность демпинга также встречается редко: в условиях высокой монополизации внутреннего рынка определенного товара в каждой из стран.

Экономический смысл демпинга заключается в том, что он представляет собой обязательно не простое снижение цен, а именно ценовую дискриминацию .

Ценовая дискриминация - продажа одного и того же товара на различных рынках по разным ценам.

В этом случае цены занижаются на одном рынке, в то время как тот же товар продается на других рынках по более высоким ценам. В действительности, смысл практики демпинга заключается в том, что она тесно связана с монополизацией рынков и применением монопольно высоких цен. Благодаря тому, что конкретная компания занимает монопольные позиции на отдельных рынках (чаще всего это внутренний рынок страны базирования компании или рынок страны, где расположены основные производственные мощности), она получает возможность продавать свою продукцию на этом рынке по завышенным (монопольно высоким) ценам. Таким образом, демпингующая фирма получает дополнительную (монопольную) прибыль.

Возможность получать дополнительную прибыль за счет одного рынка позволяет проводить политику искусственно заниженных цен на других рынках с целью вытеснения с них конкурентов. Использование заниженных цен как средства конкурентной борьбы на отдельном рынке имеет экономический смысл только тогда, когда данный поставщик является монополистом на каком-либо другом рынке. В этом проявляется дискриминационный характер практики демпинга.

Последствия иностранного демпинга на рынке страны-импортера следует рассматривать как с точки зрения потребителей данного товара, так и местных производителей аналогичной продукции. Отношение потребителей товара в стране-импортере к иностранному демпингу неоднозначно. Если продажа товара по низким ценам носит регулярный характер, то очевидно, что потребители (как индивидуальные, так и производственные) могут выиграть, приобретая такой товар. В то же время, если доля иностранного поставщика на рынке заметно увеличится и другие поставщики будут вытеснены с рынка, иностранная фирма сможет обеспечить монопольный контроль над зарубежным рынком. Это может создать угрозу того, что иностранный поставщик, подавив конкурентов, перейдет к политике монопольно высоких цен. Таким образом, демпинг является инструментом подавления конкуренции на экспортном рынке и предпосылкой монополизации рынка . В последнем случае потребители понесут потери в будущем, когда политика низких цен сменится политикой монопольно высоких цен.

Производители товара в стране-импортере всегда несут ущерб от иностранного демпинга. Они испытывают жесткую ценовую конкуренцию со стороны иностранных поставщиков. При этом местные фирмы оказываются в крайне невыгодном положении. С одной стороны, они вынуждены отвечать снижением цен, а с другой стороны, у них нет возможности компенсировать возникающие при этом потери за счет продажи товара по завышенным ценам на каком-либо другом рынке. Поэтому они вынуждены либо нести большие финансовые потери, либо уступить свою долю на рынке иностранному поставщику .

Средством защиты внутреннего рынка страны импортера от ввоза товаров по заниженным ценам является политика антидемпинга или антидемпинговые меры. Известны два основных способа устранения неблагоприятных экономических последствий демпинга:

    введение антидемпинговых пошлин (в том числе в форме предварительных мер - временных антидемпинговых пошлин );

    принятие со стороны экспортеров ценовых обязательств , предполагающих отказ от поставок товара по заниженным ценам.

Антидемпинговые пошлины - пошлины, применяемые в рамках антидемпинговых мер на временной основе и направленные на устранение экономических последствий демпинга. Они взимаются сверх базовой ставки таможенной пошлины.

Поскольку действие антидемпинговых мер направлено на нейтрализацию эффекта занижения цен, постольку численно антидемпинговые пошлины равны (в некоторых случаях меньше) величине такого занижения .

Для применение мер, противодействующих демпингу, (антидемпинговых процедур ) требуется соблюдение ряда условий :

    установление факта демпинга на основе соответствующих критериев и методик;

    наличие демпинговой разницы , т.е. превышения нормальной стоимости над ценой, по которой экспортируется товар, и определения размера занижения цены (демпинговой маржи );

    наличие фактически доказанного материального ущерба или угрозы материального ущерба отрасли хозяйства страны импортера и определение размера материального ущерба;

    существование причинно-следственной связи между фактом продажи по демпинговым ценам и возникновением ущерба .

В соответствии с общемировой практикой в Федеральном законе "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" определены два варианта установления антидемпинговых мер . Причем, если в антидемпинговое расследование вовлечены несколько производителей и/или экспортеров демпингового импорта из одного и того же и/или из разных государств, окончательные результаты для каждого из них могут не совпадать. Антидемпинговые меры применяются:

    в отношении товара, являющегося предметом демпингового импорта товара, всех производителей (экспортеров) данного товара соответствующего иностранного государства (союза иностранных государств);

    на индивидуальной основе в отношении товара, являющегося предметом демпингового импорта, конкретных производителей (экспортеров) данного товара или объединений таких производителей (экспортеров).

Торгово-политический смысл проведения антидемпинговых процедур состоит в устранении экономических последствий нанесенного демпингом ущерба и ценовой дискриминации (см. рис. 7).

Установление факта демпинга предполагает сопоставление цен, по которой товар реализуется в стране производства и в стране экспорта (куда от ввозится), т.е. нормальной стоимости и экспортной цены (цены экспорта) .

Нормальная стоимость товара - цена товара, по которой он реализуется в стране производства (экспортирующей стране) при обычном ходе торговли таким товаром.

Экспортная цена - цена, по которой демпинговый товар ввозится в страну экспорта.

Нормальная стоимость определяется как цена аналогичного или непосредственно конкурирующего товара в стране производителя или экспортера товара. Наиболее часто в качестве нормальной стоимости используются внутренние цены в стране производства. В практике применения антидемпинговых мер встречаются случаи, когда фактические цены не могут быть использованы при определении нормальной стоимости. Например, из рассмотрения должны быть исключены торговые операции между взаимосвязанными компаниями или в рамках торговых соглашений.

В тех случаях, когда внутренняя цена не может быть использована для сопоставления, необходим поиск альтернативных методов установления нормальной стоимости. Среди них чаще всего используются следующие методы определение нормальной цены:

    на основе наивысшей цены на аналогичный товар, предназначенный для экспорта в третью страну;

    на основе расчетных цен - суммы издержек производства в стране происхождения с добавлением в умеренных размерах административных, торговых и общих издержек;

    применение внутренних цен в третьей стране (метод суррогатной страны ).

Как показывает практика антидемпинговых расследований, выбор сурророгатной страны чаще всего является произвольным. Этот подход к определению нормальной цены применяется в отношении стран с полной, или в существенных чертах полной монополией торговли, в которых все внутренние цены устанавливаются государством. Иными словами, прямое сравнение с внутренними ценами в такой стране не всегда может быть оправданным. Исторически этот метод возник в торговле со странами с централизованной экономикой. Основанием для его применения в данном случае было то, что внутренние цены этих стран не могли считаться экономически обоснованными и соответственно использоваться для сопоставления .

Выбирая суррогатную страну, специалисты стремятся найти страну со сходной технологией и близкими стандартами производства. В данном случае формально учитывается только технический уровень производства, а не экономические факторы, которые определяют конкурентные преимущества той или иной страны.

В настоящее время этот метод применяется к товарам из некоторых стран с переходной экономикой, определяемых как страны с нерыночной экономикой, в частности, из России. Безусловно, такой подход носит откровенно протекционистский и дискриминационный характер, поскольку в России в 90-е годы цены формируются под действием рыночных факторов и тем более не на основе административных решений.

Примечательным является то, что в последнее время в антидемпинговое законодательство ЕС и США введены дополнительные положения. Они позволяют предприятиям, которые обвиняются в демпинге, запрашивать для себя в индивидуальном порядке режим определения нормальной стоимости на основе фактических цен, если в целом для страны, где они расположены, применяется метод суррогатной страны (эти положения применяются в отношении Китая и России). Однако в данном случае эти предприятия несут дополнительное бремя по доказательству того, что они устанавливают свои цены свободно на основе рыночных факторов. Таким образом, они все равно подвергаются дискриминации.

Демпинговая маржа - разница между нормальной стоимостью товара и его экспортной ценой.

Величина демпинговой маржи свидетельствует о размере занижения цены в результате демпинга. Как правило, она исчисляется в относительных величинах: отношение демпинговой разницы (нормальной стоимости товара за вычетом экспортной цены такого товара) к экспортной цене .

Обязательным условием применения ограничений на ввоз демпингового товара является установление не только факта демпинга, но и наличия ущерба или угрозы такого ущерба в связи с ввозом товара по демпинговым ценам, а также причинно-следственной связи между ними.

В данном случае материальный ущерб или угроза его наступления трактуется идентично понятиям "существенного ущерба отрасли экономики" и "угрозы причинения существенного ущерба отрасли экономики", приведенному при рассмотрении защитных мер. С тем лишь уточнением, что значительное общее ухудшение положения отрасли наступает вследствие возросшего демпингового импорта товара.

Пример (один из эпизодов дела о поставках в ЕС неочищенного магния из России и Украины).

Неочищенный магний в основном применяется в производстве алюминия. В 1993 году общий объем потребления этого вида продукции в ЕС составил 46 тыс. тонн. Из России и Украины в общей сложности было импортировано 9 тыс. тонн. Для сравнения в 1991 году объем импорта из этих государств составил 2 тыс. тонн, а в 1992 году - 6 тыс. тонн.

По заключению Комиссии ЕС, в результате того, что российские и украинские цены были на 30-40% ниже цен на сопоставимую европейскую продукцию, Россия завладела 13%, а Украина - 7% рынка ЕС. Доля рынка единственного производителя ЕС, компании "Pechiney", сократилась с 17% в 1991 году до 7% в 1993 году, что привело к значительной потере рабочих мест. Компания "Pechiney" попыталась снизить цену на свою продукцию, однако рентабельность упала так низко, что создалась угроза ее жизнеспособности. Комиссия ЕС признала, что на столь прозрачном рынке, каковым является рынок магния, цена импортируемой продукции оказывает существенное воздействие на цены всего рынка. Иными словами, Комиссия ЕС установила, что существует причинно-следственная связь между демпинговым импортом неочищенного магния из России и Украины и ущербом, нанесенным единственному в ЕС производителю магния .

Если хотя бы одна из указанных предпосылок (факты демпинга и наличия ущерба или угрозы такого ущерба, а также причинно-следственная связь между ними) отсутствует, дело считается закрытым, если нет, то компетентные органы продолжают расследование для установления объемов демпинга и нанесенного ущерба.

Примечательно, что в США, где антидемпинговые процедуры имеют продолжительную историю и обширную практику, в целях достижения большей обоснованности в применении или неприменении антидемпинговых мер разграничены функции установления факта демпинга и определения материального ущерба и функции принятия решения о применении мер. Решение об обоснованности жалобы и целесообразности открытия процедуры и наличия факта демпинга принимает подразделение Министерства торговли. Наличие же материального ущерба устанавливается Комиссией по международной торговли, являющейся независимым органом. Т.е. антидемпинговая процедура складывается из двух параллельно осуществляемых независимыми органами расследований (см. рис. 6).

В процессе проведения антидемпингового расследования могут быть применены в качестве временных мер временные антидемпинговые пошлины .

Временные антидемпинговые пошлины - пошлины, применяемые до завершения антидемпингового расследования в том случае, если продолжение ввоза товара по демпинговым ценам до завершения антидемпингового расследования может привести к неблагоприятным экономическим последствиям, устранить которые окажется невозможным.

При этом предусматриваются специальные правила (в том числе возврата уплаченных пошлин) на тот случай, если антидемпинговые пошлины, введенные после завершения процедуры антидемпингового расследования будут отличаться от временных антидемпинговых пошлин либо антидемпинговое расследование выявит отсутствие оснований для применения антидемпинговых пошлин. Временная антидемпинговая пошлина не подлежит перечислению в доход государственного бюджета до принятия окончательного решения о введении антидемпинговой пошлины.

Расследование на предмет введения антидемпинговых мер может быть завершено без введения временных или окончательных антидемпинговых пошлин при условии принятия иностранными экспортерами следующих обязательств, в результате которых прекратится нанесение ущерба национальным производителям:

    добровольного обязательства об отказе от демпинговых цен , т.н. ценового обязательства о минимальных ценах продажи;

    добровольного обязательства о сокращении объема демпингового импорта .

В отсутствии взаимоприемлемых ценовых соглашений вводятся антидемпинговые пошлины. Они просчитываются в отношении каждого экспортера, допустившего демпинг, и их окончательный размер не должен превышать величину демпинговой разницы. Сроки применения мер ограничиваются временем, необходимым для нейтрализации причиненного демпингом ущерба, и не должны превышать пяти лет, после чего предполагается снизить антидемпинговые пошлины.

В соответствии с Соглашением, принятым в рамках ГАТТ, действует правило о том, что антидемпинговое расследование должно быть прекращено, если соответствующими органами установлено, что демпинговая разница (демпинговая маржа) является минимальной (менее 2% от экспортной цены товара ) или что уровень демпингового импорта незначителен (на долю демпингового импорта из какого-либо государства приходится менее 3% от импорта такого товара в импортирующую страну ).

Таким образом, антидемпинговые процедуры включают в себя следующие основные элементы :

1) подача заявления (жалобы) от имени национальной промышленности с просьбой о начале процедуры . Многосторонние соглашения и законодательства большинства стран предусматривают критерий достаточного представительства для такого заявления. Как правило, требуется, чтобы оно было поддержано более чем 50% предприятий, производящих данную продукцию. При этом расследование не начинают, если заявление поддерживают менее 25% таких предприятий;

2) предварительное расследование , целью которого является выяснение общей обоснованности заявления и принятие решения о целесообразности открытия процедуры;

3) открытие процедуры с обязательной официальной публикацией и уведомлением заинтересованных сторон;

4) сбор необходимой информации . Данный этап предполагает рассылку специальных вопросников всем заинтересованным сторонам, посещение предприятий и т.п.;

5) установление факта демпинга на основе собранных материалов и определение демпинговой маржи ;

6) установление факта материального ущерба или угрозы такого ущерба ;

7) введение предварительных антидемпинговых пошлин , если ожидание окончания процедуры может привести к тому, нанесенный ущерб будет невозможно устранить. Если же в результате расследования выявляется отсутствие оснований для применения антидемпинговых пошлин, уплаченные суммы возвращаются;

8) проведение переговоров с экспортерами о принятии ценовых обязательств (прекращении демпинга в обмен на приостановление процедуры);

9) установление наличия причинно-следственной связи между фактом демпинга и фактом нанесения ущерба;

10) подготовка предложений или принятие решения о применении или неприменении антидемпинговых пошлин .

В целом процедура никогда не продолжается более 18 месяцев.

Применение ведущими странами мира антидемпингового законодательства в отношении российских экспортеров связано с рядом особенностей. Во-первых, Россия не является членом ВТО, и не может претендовать на безусловное предоставление ей режима наибольшего благоприятствования. Во-вторых, до недавнего времени, практически, все развитые страны относили Россию к числу государств с нерыночной системой торговли (страны ЕС лишь в апреле 1998 года исключили Россию из списка стран с нерыночной системой торговли для целей антидемпинговой политики). Эти обстоятельства обусловили многочисленные антидемпинговые расследования в отношении российских компаний и принятие последующих антидемпинговых мер в США, Западной Европе, Юго-Восточной Азии.

Процедура одного из антидемпинговых расследований в отношении российских производителей, раскрывающая не только содержание основных его стадий, конкретных антидемпинговых мер, но и наиболее характерные ошибки, допущенные как компаниями, так и правительственными органами России, не оказавшими должной поддержки отечественным экспортерам, рассмотрена на примере конкретной ситуации (кейса) "Российские металлургические комбинаты на американском рынке стали" (См. Приложение 4).

Создав законодательную базу по защите интересов отечественных производителей во внешней торговле, Россия намерена активизировать свою деятельность по защите наиболее важных отраслей национальной экономики. Основанием для этого являются многочисленные факты демпингового импорта в Россию, в частности, ввоз по демпинговым ценам продовольствия из европейских стран, поставки дешевой украинской стали, стальных труб.

Пример. Осенью 2000 года российское правительство направило официальное уведомление Минэкономики Украины о намерении ввести антидемпинговые санкции против импорта стальных труб украинского производства. По российской статистике, на долю Украины приходилось до 80% всего объема импортируемых в Россию труб. В результате чего Украина занимала 30% российского трубного рынка. При этом поставки в Россию неуклонно росли: в течение 2000 года они увеличились более чем вдвое. Эксперты утверждали, что качество украинских труб ниже качества российских, а поставки шли по демпинговым ценам. Подобная ситуация складывалась не только с трубами. Незадолго перед демаршем российского правительства о намерении ввести антидемпинговые санкции против украинских производителей труб, крупнейшие российские металлургические комбинаты - Магнитогорский металлургический комбинат и "Северсталь" - заявили о намерениях возбудить антидемпинговый процесс против украинских производителей горячекатаного листа, арматурной стали и сортового проката, ссылаясь на то, что поставляемый украинский металлопрокат на 10% дешевле российского.

Между тем нельзя сказать, что ввоз в Россию дешевой украинской стали играет совсем уж отрицательную роль. Безусловно, российские металлурги несут определенные убытки. Однако, с другой стороны, как утверждают машиностроители, именно наличие дешевого украинского импорта сдерживало российских металлургов от повышения цен на свою продукцию до мирового уровня, что, несомненно, было на руку потребителям сталепродукции.

Обращение России к цивилизованному способу разрешения конфликта с одним из торговых партнеров посредством процедуры антидемпингового разбирательства свидетельствует о вхождении ее в новый этап торговых отношений - проведения на деле политики протекционизма в соответствии с общепринятыми международными правилами.