Акционирование — процесс преобразования предприятий, являющихся единой государственной или частной собственностью в юридическое лицо, уставный капитал которого раздроблен на мелкие доли.

Акционирование — это процесс преобразования предприятий, являющихся единой государственной или частной собственностью (принадлежащей одному или нескольким людям) в юридическое лицо, уставный капитал которого раздроблен на мелкие доли. Доля в уставном капитале в этом случае закрепляется количеством эмиссионных ценных бумаг — акций. Сумма их номинальной стоимости равна уставному капиталу юридического лица. При этом участники (владельцы акций) не отвечают по обязательствам АО, а лишь несут риски потери средств, вложенных в имеющиеся у них акции.

Когда осуществляется акционирование

В РФ акционирование чаще всего используется в качестве механизма приватизации государственных унитарных предприятий. Как правило, через этот механизм приватизируются средние и крупные предприятия. При этом право собственности на организацию в итоге не обязательно полностью или частично переходит в частные руки, а может оставаться полностью (100% акций) в руках государства. Нередко под государственным контролем остается только определенный пакет акций:

– контрольный (более половины акций);

– блокирующий (20-30% ценных бумаг);

– миноритарный (не позволяющий влиять на деятельность общества).

При этом основной целью акционирования называется повышение эффективности работы субъекта экономики. Она может достигаться за счет:

– большей свободы действий хозяйствующих субъектов;

– появления личной заинтересованности (дивиденды) в увеличении прибыльности от деятельности компании у новых собственников;

– привлечения инвестиций за счет продажи акций, выпуска привилегированных акций или облигаций;

– создания интегрированных структур при приобретении юридическими лицами акций поставщиков, торговых структур, производственных предприятий смежников, поглощении конкурентов;

– выделения в результате акционирования наиболее жизнеспособных на рынке частей предприятий (когда акционированию подвергается предприятие не в целом, а только определенная часть, обладающая коммерческим потенциалом);

– появления прямого контроля за целевым использованием средств общества, эффективностью его деятельности со стороны акционеров.

Основные этапы акционирования

Первый — инициация создания акционерного общества на базе унитарной государственной или муниципальной организации. Инициатором может быть Правительство РФ, исполнительный орган субъекта страны, муниципалитеты и другие органы и лица, наделенные соответствующими полномочиями.

Второй — определение органа, который станет учредителем акционерного общества. Как правило, это те же лица, что выступают инициаторами.

Третий этап — создание комиссии по приватизации, организация ее деятельности. Обязанности по созданию комиссии возлагаются на федеральный, региональный или муниципальный орган по управлению государственным имуществом. В качестве членов комиссии в нее включаются должностные лица органа по управлению имуществом, различные функциональные представители от исполнительной власти, могут быть представители акционируемого предприятия и сотрудники антимонопольного ведомства.

Четвертый этап — разработка плана приватизации путем акционирования, в котором определяются сроки и ответственные. В качестве его основы используется типовой нормативный правовой акт, утвержденный Правительством РФ. План проходит процедуру согласования общим собранием работников приватизируемого предприятия. План служит основанием для разработки устава создаваемого общества.

Завершающий пятый этап — формирование общества. Оно производится в соответствии с планом приватизации. Итогом данного этапа считается регистрация АО в соответствующих государственных органах и исключение приватизируемого унитарного предприятия из реестра юридических лиц.

В процессе акционирования работникам и неработающим пенсионерам, приватизируемой организации предоставляется возможность покупки акций создаваемого общества (если не предполагается 100% государственная собственность). После завершения процедуры акционирования акции созданной компании могут продаваться на специальных аукционах. На покупателей акций общества могут налагаться определенные социальные обязательства в части прав работников приватизируемого хозяйствующего субъекта (сохранение рабочих мест, переподготовка кадров, охрана труда, условия труда на рабочих местах и т.п.). В условиях проводимых аукционов могут быть определенные требования в части инвестиций новыми собственниками в развитие АО.

Процесс создания акционерных обществ (АО) тесно связан с таким явлением как акционирование. Без понимания сущности акционирования как экономического явления и его роли в народном хозяйстве сложно прогнозировать развитие АО. Рассмотрим, что представляет собой процесс акционирования.

В отечественной литературе есть разные точки зрения на этот вопрос. Акционирование часто ассоциируется с приватизацией государственных предприятий и рассматривается разными авторами как «преобразование государственных предприятий в АО», т.е. как способ приватизации, или отождествляется со стадиями последней. В частности, К. Хубиев определяет акционирование как ведущую форму процесса приватизации . Л.П. Страхова считает, что акционирование можно определить как организационно-экономический и правовой механизм объединения финансовых и имущественных средств многих физических и юридических лиц для создания и функционирования объекта деятельности, целью которой является получение доходов, обеспечивающих удовлетворение интересов акционеров и постоянное разви­тие компании .

Рассматривая акционирование как экономическую категорию, следует отметить, прежде всего, что акционирование представляет собой процесс развития капитала. Процесс привлечения новых капиталов, их увеличение или уменьшение, а, следовательно, изменение численности акционеров, продолжается на всем протяжении функционирования предприятий. При этом способы привлечения развиваются: это и слияние с другими компаниями, и поглощение компаний, это и капитализация собственной прибыли, это эмиссия акций, облигаций и других ценных бумаг с обязательным условием обеспечения их успешного обращения на фондовых рынках. При этом обязательным условием является сочетание интересов развития общества с удовлетворением интересов акционеров. Движение капитала в форме акционирования приводит к увеличению или уменьшению предприятия, его эффективности.

Акционирование, таким образом, является инструментом создания особого канала финансирования предпринимательской деятельности во всех сферах экономи­ки. Акционерная форма хозяйствования является механизмом распределения доходов и изменения социальной структуры общества. Акционеры наделяются правами уча­стия в управлении акционерным обществом. Участие определяется величиной пакета акций.

Считаем, что главным элементом механизма акционирования является привлечение, аккумуляция средств многих лиц и превращение их в капитал путем организации предприятия в какой-то сфере деятельности. Именно этот элемент яв­ляется основой зарождения и развития акционирования. Его появление имеет объективные предпосылки. Организация крупного дела, расширение предприятия наталкивались на ограниченность индивидуальных капиталов, с одной стороны, и высокие риски разорения в случае вложения всего капитала в одно дело и его неудачи, с другой. Привлечение денежных и других средств многих лиц, как физических, так и юридических, позволяет решить проблему создания капиталоемкого предприятия и снижает риск вложений.

Следует отметить, что акционирование не единственный механизм привлечения капитала. Известны и другие способы: привлечение кре­дитов, займов по вексельным обязательствам, облигационные займы корпораций. Однако средства, полученные таким образом, надо возвращать в намеченные в соответствии с договорными обязательствами сроки с доплатой за пользование (процентные ставки, купоны и др.). Привлечение средств для инвестирования было свойственно и экономике СССР. Для этих целей использовались внутренние государственные займы, обли­гации которых распространялись среди населения. При этом гарантировалось воз­мещение стоимости облигаций, доход от займа носил лотерейный характер. При ежегодном повторении займов последние приобретали характер дополнительного налога, обременительного для населения.

В конце прошлого года Председатель Правительства РФ Владимир Путин распоряжением от 30.11.2009 № 1805-р утвердил программу приватизации федерального имущества на 2010 г. и основные направления приватизации на 2011 и 2012 гг. Корпоративной реорганизации (приватизации, реструктуризации, ликвидации) будут подвергнуты те предприятия, деятельность которых не соответствует публичным функциям государства. Сотни унитарных предприятий будут преобразованы в открытые акционерные общества. Как безболезненно пройти этот путь? Как избежать заторов на сложных дорогах акционирования? Возможна ли деприватизация?

В этом году акционирование ожидает предприятия, исключенные из перечня стратегических, в том числе как в рамках формирования вертикально интегрированных структур в стратегических отраслях экономики, так и с последующим включением вновь образованных акционерных компаний в стратегический перечень. К продаже будут предложены пакеты акций обществ, созданных при акционировании федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУПов).

Процедура преобразования унитарного предприятия в акционерную компанию — процесс сложный и длительный. Руководству ФГУПа предстоит провести комплексные подготовительные мероприятия. Могут быть (а в некоторых случаях - должны) задействованы и внешние консультанты - аудиторы, оценщики, юристы.

Рассмотрим основные этапы приватизации предприятия.

Прогнозный план

Первый шаг - утверждение Правительством РФ Прогнозного плана приватизации на срок от одного года до трех лет (с учетом изменений, внесенных в Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее - Закон о приватизации) Федеральным законом от 31.05.2010 № 106-ФЗ).

В Прогнозном плане указываются основные направления и задачи приватизации на плановый период, рассматривается возможное влияние приватизации данного имущества на структурные изменения в экономике, приводятся его характеристика и предполагаемые сроки проведения процедуры. В документе содержится перечень ФГУПов, акций ОАО, находящихся в федеральной собственности, а также иного федерального имущества, которое планируется приватизировать.

Включение ФГУПа в Прогнозный план налагает ограничения на ряд действий его руководителя. Так, c даты утверждения программы приватизации до момента госрегистрации АО он без согласия собственника (государства) не вправе:

    сокращать численность работников;

    совершать сделки (несколько взаимосвязанных сделок), цена которых превышает 5% балансовой стоимости активов предприятия на дату утверждения последнего балансового отчета или более чем в 60 000 раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, заключать сделки (несколько взаимосвязанных сделок), связанные с возможностью прямого или косвенного отчуждения имущества, стоимость которого превышает 5% балансовой стоимости активов предприятия на дату утверждения его последнего балансового отчета или более чем в 50 000 раз установленный законом МРОТ;

    получать кредиты;

    эмитировать ценные бумаги;

    выступать учредителем хозяйственных товариществ или обществ, приобретать и отчуждать акции (доли) в уставном (складочном) капитале хозяйственных товариществ или обществ.

обратите внимание

Если решение об условиях приватизации ФГУПа принимает Правительство РФ (об этом сказано в Прогнозном плане) или Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество), то сделки и действия ФГУПа согласовывает последнее. В остальных случаях решение об условиях приватизации принимает территориальное управление Росимущества.

В отношении каждого ФГУПа Росимущество издает распоряжение о подготовке к приватизации, назначает ответственное подразделение или территориальный орган, с которым унитарному предприятию предстоит взаимодействовать. Определяются также необходимые подготовительные мероприятия и сроки их проведения. К сожалению, данный процесс зачастую затягивается.

Подготовка к приватизации

1. Инвентаризация имущества и обязательств государственного унитарного предприятия.

Несмотря на то что порядок инвентаризации изложен в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утверждены приказом Минфина России от 13.06.95 № 49) и Методических рекомендациях по инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности (утверждены совместным распоряжением Минимущества, Минпромнауки и Минюста России от 22.05.2002 № 1272-р/Р-8/149), предприятия нередко допускают ошибки при ее проведении. Например, не соблюдают требования к оформлению документов: приказ руководителя не содержит обязательных сведений, предусмотренных рекомендациями, встречаются технические ошибки в описях и актах, нарушается порядок внесения изменений в документы. Зачастую не обеспечивается установленный порядок взаимодействия членов инвентаризационной комиссии и материально ответственных лиц, а также условия, препятствующие внесению в документы несанкционированных исправлений.

Результатом проверки являются акт инвентаризации и прилагаемый к нему перечень обязательств унитарного предприятия на дату завершения инвентаризации.

2. Составление промежуточного баланса.

Промежуточный баланс формируется в объеме и по формам годовой бухгалтерской отчетности, утвержденной приказами Минфина России от 22.07.2003 № 67н и от 31.10.2000 № 94н. Пояснения к промежуточному балансу приводятся по всем его статьям.

Промежуточный баланс проверяет аудиторская организация, выигравшая соответствующий конкурс. Если аудитор выявит нарушения, Росимущество или его территориальный орган организуют проверку расхождений в документах, представленных ФГУПом и аудитором. По результатам проверки Росимущество или территориальный орган составляют акт, на основании которого изменения вносятся в учетные данные ФГУПа.

Помимо акта инвентаризации и промежуточного баланса представляется план земельного участка с правоустанавливающими документами на землю. Типичные ошибки на данном этапе - отсутствие кадастрового номера участка и документов о праве собственности. После проведения всех мероприятий документы направляются в орган, ответственный за принятие решения об условиях приватизации.

Расчет балансовой стоимости активов предприятия и определение способа приватизации

Росимущество или его территориальный орган рассчитывают балансовую стоимость активов предприятий, подлежащих приватизации. Расчет основывается на данных промежуточного бухгалтерского баланса с учетом результатов инвентаризации имущества на дату составления акта инвентаризации.Балансовая стоимость подлежащих приватизации активов определяется как сумма стоимости чистых активов предприятия, рассчитанных по данным промежуточного бухгалтерского баланса, и стоимости земельных участков за вычетом балансовой стоимости объектов, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса.

Если величина балансовой стоимости подлежащих приватизации активов равна (или превышает) 100 000 руб., то в расчете указываются размер уставного капитала, который принимается равным величине балансовой стоимости подлежащих приватизации активов, количество и номинальная стоимость именных обыкновенных бездокументарных акций, составляющих уставный капитал создаваемого ОАО. Номинальная стоимость акции, как правило, 10 или 100 руб. В этом случае ответственное ведомство должно разработать проект устава открытого акционерного общества (на практике проект устава разрабатывает и представляет в ответственный орган предприятие).

Указанным решением определяется способ приватизации - преобразование государственного унитарного предприятия в ОАО. В нем отражаются:

    наименование имущества и иные данные, позволяющие его индивидуализировать (характеристика имущества);

    способ приватизации;

    начальная цена имущества, если иное не предусмотрено решением Правительства РФ, принятым в соответствии с абз. 16 п. 1 ст. 6 Закона о приватизации (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31.05.2010 № 106-ФЗ);

    срок рассрочки платежа (в случае ее предоставления);

    иные необходимые сведения.

Кроме того, утверждаются состав подлежащего приватизации имущественного комплекса, перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации, перечень обременений (ограничений) имущества, включенного в состав подлежащего приватизации имущественного комплекса, расчет балансовой стоимости активов. Наконец, утверждается устав ОАО, назначаются единоличный
исполнительный орган и члены ревизионной комиссии, определяется количественный и персональный состав совета директоров.

Необходимо составить также передаточный акт, подписываемый ответственным лицом органа, принявшего решение об условиях приватизации. Передаточный акт по форме и содержанию должен соответствовать составу подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУПа. Приложениями к передаточному акту являются расчет балансовой стоимости активов и перечень обременений (ограничений) имущества, включенного в состав имущественного комплекса, подлежащего приватизации, а также сведения о размере уставного капитала, количестве и номинальной стоимости акций.

После госрегистрации ОАО передаточный акт подписывает представитель принимающей стороны - единоличный исполнительный орган ОАО.

обратите внимание

Для госрегистрации ОАО в инспекцию Федеральной налоговой службы представляются решение об условиях приватизации, устав (в двух экземплярах), передаточный акт и соответствующее заявление. От уплаты госпошлины предприятие освобождается. В течение месяца с даты регистрации общество регистрирует выпуск акций в региональном отделении Федеральной службы по финансовым рынкам.

Руководитель общества проводит мероприятия по госрегистрации прав на недвижимое имущество ОАО. Одновременно с регистрацией права собственности акционерного общества на имущественный комплекс приватизируемого ФГУПа регистрируются обременения (ограничения) его имущества.

Отдельно следует остановиться на социальных аспектах приватизации. Открытые акционерные общества, созданные в процессе приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий, соблюдают условия и отвечают по обязательствам, содержащимся в коллективных договорах, действовавших до приватизации. Вносить изменения в коллективный договор возможно только спустя три месяца после регистрации ОАО. Трудовые отношения работников акционируемых предприятий после приватизации продолжаются с их согласия.

Особенности правового положения

Акции общества, созданного в результате приватизации ФГУПа, могут быть включены в Прогнозный план (программу) приватизации на очередной финансовый год и приватизированы. Способ приватизации (открытый, закрытый или специализированный аукцион) определяет орган, уполномоченный принимать решение о продаже акций. Вид аукциона выбирается с учетом сложившейся структуры уставного капитала общества, инвестиционного спроса и т.д.

В случае отчуждения 75% акций общества Правительство РФ или органы государственной власти субъектов Федерации могут принять решение об использовании специального права на участие РФ и ее субъектов в управлении открытыми акционерными компаниями - «золотая акция». Данное право позволит представителю органа по управлению государственной собственностью налагать вето на ряд решений общего собрания акционеров (например, о внесении изменений и дополнений в устав ОАО, реорганизации и ликвидации компании, совершении крупных сделок и сделок, в которых имеется заинтересованность).

В отношении обществ, 25% голосующих акций которых принадлежат государству или муниципальному образованию, действует правило о сохранении соответствующей доли участия в уставном капитале при осуществлении дополнительной эмиссии акций.

Итак, процесс передачи госимущества в частную собственность завершен. Новый правовой режим имущества предоставляет новому собственнику возможность более эффективно его использовать, что соответствует целям и задачам приватизационных процессов.

Деприватизация

Деприватизация - пересмотр итогов приватизации. На самом деле то, что обычно путают с пересмотром итогов, является решением вопроса о недействительности отдельных сделок купли-продажи государственных предприятий, имущественных комплексов, государственных пакетов акций, приватизация которых проведена с нарушением закона.

С правовой точки зрения в некоторых случаях речь может идти о процессе восстановления нарушенных прав собственника (государства), что предполагает определенные юридические и административные действия. Возврат государству незаконно приватизированного имущества не считается национализацией, поскольку исходя из ст. 301 ГК РФ каждый законный собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Что может стать причиной такого оспаривания? Обычно это несоблюдение формы сделки, путем заключения которой была проведена приватизация, или особого порядка ее заключения. В качестве примера можно привести постановление ФАС Московского округа от 03.12.2003 № КГ-А40/9305-03. Данным постановлением договор купли-продажи признан ничтожной сделкой, поскольку приватизация проведена способами, не предусмотренными законом. В частности, покупатель не имел на тот момент права выкупать арендованное имущество.

Остановимся на сроках исковой давности, в течение которых можно обратиться в суд с иском о признании сделки недействительной. В соответствии со ст. 181 ГК РФ иск о применении последствий недействительности ничтожной сделки (о возврате незаконно приватизированного имущества государству) может быть предъявлен в течение трех лет со дня, когда началось ее исполнение.

    дата утверждения плана приватизации;

    дата заключения договора купли-продажи арендованного имущества между Фондом имущества и предприятием;

    при приватизации имущества путем преобразования государственного предприятия в АО - день регистрации акционерной компании. Именно с этого дня организация считается созданной и приобретает способность иметь права и нести обязанности (ст. 49 и 51 ГК РФ);

    в случае приватизации путем внесения государством имущества в уставный капитал АО - момент издания соответствующим комитетом по управлению государственным имуществом распоряжения о преобразовании организации и утверждения акта оценки имущества;

    при преобразовании государственного или муниципального предприятия в ОАО -день учреждения акционерного общества и утверждения устава.

обратите внимание

Такое положение вещей устраивало не всех. Чтобы обойти срок давности при предъявлении исков, истцы на судебных заседаниях ссылались на то, что им стало известно о совершении незаконных приватизационных сделок только в ходе проверки. В этой ситуации срок давности переставал считаться пропущенным.

Однако этот обходной путь пресекли. Пленумы Верховного и Высшего арбитражного судов РФ приняли совместное постановление от 12.11.2001 и 15.11.2001 № 15/18. В нем разъяснено, что в соответствии со ст. 200 ГК РФ срок исковой давности исчисляется со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права независимо от того, кто обратился за судебной защитой - само лицо, право которого нарушено, либо другие лица в его интересах, когда закон предоставляет им право на такое обращение.

Значит, если с иском о признании сделки приватизации недействительной обращается прокурор, отсчет срока давности начинается не с того дня, когда он узнал о незаконности приватизации, а с даты, когда об этом должен был узнать компетентный государственный орган, представляющий в приватизации государство (как правило, это комитеты по управлению государственным или муниципальным имуществом, которые должны знать о незаконности сделки приватизации еще в момент ее совершения).

Например, комитету по управлению государственным имуществом Иркутской области в иске о применении последствий недействительности ничтожной сделки (договора безвозмездного пользования) и администрации г. Иркутска, заявившей встречные требования по делу № А19-14474/06-54 от 29.12.2006, было отказано в связи с пропуском срока исковой давности.

Особый интерес представляет постановление ФАС Московского округа от 09.01.2004 № КГ-А40/10712-03-П, согласно которому договор купли-продажи был признан оспоримой сделкой и применен годичный срок исковой давности. В то же время Арбитражный суд г. Москвы первоначально признал сделку ничтожной в связи с нарушением порядка приватизации (использовалось ненадлежащее средство платежа), но приобретатель был признан добросовестным.

Как доказать добросовестность

Еще одна возможность избежать деприватизации - применить статус добросовестного предпринимателя. В постановлении Конституционного суда РФ от 21.04.2003 № 6-П сказано, что содержащиеся в п. 1 и 2 ст. 167 ГК РФ общие положения о последствиях недействительности сделки в той части, в которой требуется возвратить другой стороне (государству) все полученное по сделке (то есть полученное предприятием по сделке приватизации), не распространяются на добросовестного приобретателя. Согласно постановлению, если по возмездному договору имущество приобретено у лица, не имевшего права его отчуждать, собственник может обратиться в суд в порядке ст. 302 ГК РФ с иском об истребовании имущества из незаконного владения лица, которое приобрело это имущество (виндикационный иск). Если собственник подаст иск о признании сделки купли-продажи недействительной и применении последствий ее недействительности в форме возврата переданного покупателю имущества и при разрешении данного спора суд установит, что покупатель является добросовестным приобретателем, в удовлетворении исковых требований в порядке ст. 167 ГК РФ должно быть отказано.

Как доказать суду, что именно вы и есть тот самый добросовестный приобретатель? Необходимо доказать, что организация относилась к приватизированному имуществу как к своему, а именно:

    поставила его на баланс;

    платила налоги (на имущество, землю) и иные платежи (например, сбор за техосмотр транспортных средств);

    проводила капитальный или текущий ремонт имущества;

    принимала меры к надлежащему документарному оформлению права собственности (провела топосъемку или межевание земельного участка, техническую инвентаризацию объекта недвижимости и т.д.).

Если суд установит эти обстоятельства, то с высокой долей вероятности он сочтет предприятие добросовестным приобретателем имущества, полученного в порядке приватизации, и откажет в иске о возврате имущества государству.

4.2.3. Акционирование муниципального жилищного предприятия

Перспективный уровень

1. Описание стандарта

Переход к этой практике был осуществлен с целью повышения эффективности управления жилищным фондом путем акционирования муниципального жилищного предприятия, формирования новой системы имущественных, договорных и финансовых отношений между органом местного самоуправления и вновь созданной жилищной управляющей организацией.

· продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;

· продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;

· продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;

· продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;

· продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг ;

· продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;

· продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;

· внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;

· продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления .

При этом, в случае, если размер уставного капитала, определенный в соответствии Законом о приватизации, превышает минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества, установленный законодательством Российской Федерации , приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия может осуществляться только путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество.

При осуществлении приватизации муниципального имущества путем преобразования муниципального унитарного предприятия в открытое акционерное общество, 100% акций которого находится в муниципальной собственности, происходит изменение организационно-правовой формы действующего предприятия жилищно-коммунального хозяйства. До первого собрания акционеров руководитель государственного или муниципального унитарного предприятия, преобразованного в открытое акционерное общество, назначается директором (генеральным директором) указанного общества.

В соответствии со Ст. 30 (п. 4) Федерального Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», обязательным условием приватизации объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения является сохранение их назначения в течение срока, установленного решением об условиях приватизации, но не более чем пять лет с момента приватизации.

Поскольку, в соответствии с законом, органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества, в принимаемом ими плане приватизации может быть определено условие сохранения доли муниципалитета в управлении акционерным обществом в случае последующей продажи акций (т. е., условие сохранения в собственности муниципалитета необходимого количества акций, обеспечивающих более 25% голосов на общем собрании акционеров). Статьей 40 вышеупомянутого закона предусмотрены особые условия дальнейшего сохранения доли государства или муниципального образования в уставном капитале таких открытых акционерных обществ: «при наличии в государственной или муниципальной собственности акций созданного в процессе приватизации открытого акционерного общества, предоставляющих более 25 процентов голосов на общем собрании акционеров , увеличение уставного капитала указанного общества путем дополнительного выпуска
акций осуществляется с сохранением доли государства или муниципального образования и обеспечивается внесением в уставный капитал этого общества государственного или муниципального имущества либо средств соответствующего бюджета для оплаты дополнительно выпускаемых акций».

Таким образом, по завершении процесса приватизации муниципальные образования сохраняют необходимый контроль за использованием и сохранностью приватизированного имущества, а также контроль за деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих. Созданные на базе муниципальных унитарных предприятий открытые акционерные общества будут способны нести реальную ответственность перед городом, подрядчиками и потребителями за результаты своей деятельности. Муниципальные образования будут управлять принадлежащими им акциями, а также осуществлять права акционера в создаваемых обществах через своих представителей в их органах управления или будут привлекать для этого профессиональных доверительных управляющих
.

2. Муниципальное образование

3. Исходная ситуация

В городе Электросталь управление жилищным фондом осуществляли три жилищных треста МУП ЖКХ «Восток», МУП «Центральное» и МУП ЖКХ «Северное». Администрация города в 2001 году приняла решение в качестве эксперимента провести приватизацию жилищного треста МУП ЖКХ «Восток».

Имущество муниципального унитарного предприятия по обслуживанию и ремонту жилищного фонда «Восток» являлось муниципальной собственностью и было закреплено за предприятием на праве хозяйственного ведения. На основании договора «О закреплении муниципального имущества», в хозяйственное ведение предприятия МУП «Восток» были переданы средства производства , складские и иные помещения, необходимые для выполнения возложенных на предприятие функций, а также муниципальный жилищный фонд.

Право хозяйственного ведения составляет особую разновидность вещных прав. Это – вещные права юридических лиц по владению, пользованию и распоряжению имуществом собственника. Предприятие, получившее имущество в хозяйственное ведение, может владеть и пользоваться предоставленным ему имуществом по своему усмотрению. Право владения, пользования и распоряжения имуществом, переданным в хозяйственное ведение, не может быть ограничено условиями договора и регламентируется только Гражданским кодексом.

Имущество, переданное унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, выбывает из фактического обладания собственника-учредителя и зачисляется на баланс предприятия. Собственник уже не может осуществлять в отношении этого имущества правомочия владения и пользования (а в значительной мере - и правомочие распоряжения). Следует учитывать и то, что имуществом, находящимся у предприятий на праве хозяйственного ведения, они отвечают по своим собственным долгам и не отвечают по обязательствам создавшего их собственника, поскольку оно становится «распределенным» муниципальным имуществом.

Следует отметить еще одну особенность муниципальных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, - это бессрочный характер права хозяйственного ведения. Изъять имущество, находящееся в хозяйственном ведении предприятия, возможно только с согласия предприятия или в случае реорганизации предприятия .

В настоящее время в городе Электросталь все имущественные вопросы в жилищно-коммунальном хозяйстве города решает Комитет по управлению имуществом . Комитет по управлению имуществом передает муниципальное имущество в хозяйственное ведение, оперативное управление и сдает в аренду. Функции собственника по владению и пользованию муниципальным имуществом в сфере жилищно-коммунального хозяйства осуществляет муниципальное учреждение «Управление муниципального заказа» (далее по тексту МУ «УМЗ»). К функция собственника жилищного фонда, реализуемых МУ «УМЗ», относятся:

· Тарифная политика в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг. Вопросы тарифного регулирования находятся в ведении МУ «УМЗ».

· Политика ставок оплаты населением жилищно-коммунальных услуг.

· Политика управления муниципальным жилищным фондом и коммунальной инфраструктурой.

· Распоряжение и контроль расходования бюджетных и внебюджетных ресурсов, направляемых на жилищно-коммунальное хозяйство.

· Формирование системы договорных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве. Заключение договоров на:

§ управление муниципальным жилищным фондом (договор между управляющей организацией и органом, представляющим интересы муниципального образования в жилищно-коммунальном хозяйстве на указанной территории);

§ управление муниципальными коммунальными объектами и инженерной инфраструктурой (договор между управляющей организацией и органом, представляющим интересы муниципального образования в жилищно-коммунальном хозяйстве);

§ наем (между нанимателем и жилищной управляющей организацией);

§ управление долей в общем имуществе и предоставление коммунальных услуг (договор между собственниками жилья и управляющей жилищной организацией);

§ поставку ресурсов (договор между управляющей жилищной организацией и поставщиками коммунальных услуг).

· Формирование конкурентной среды в сфере управления и предоставления жилищно-коммунальных услуг.

· Формирование политики ресурсосбережения.

· Формирование нормативной базы и административная поддержка товариществ собственников жилья.

· Учет и контроль недвижимости в жилищной сфере, содействие формированию цивилизованного рынка жилья.

Главной целью органов местного самоуправления при принятии решения о проведении эксперимента по приватизации предприятия МУП ЖКХ «Восток» являлось улучшение качества жизни населения в жилищном фонде, создания комфортных условий пребывания в городе. Для достижения этой цели было запланировано решение следующих задач:

· создание нормальных развитых рыночных отношений в сфере управления жилищным фондом, внедрение в отрасли экономических методов регулирования тарифов;

· повышение эффективности управления муниципальной собственностью;

· снижение издержек производства и потребления жилищно-коммунальных услуг;

· повышение эффективности работы предприятий жилищно-коммунального хозяйства, улучшение финансово - экономических показателей их деятельности;

· увеличение доходов муниципального бюджета на основе эффективного управления муниципальной собственностью, создания новых возобновляемых источников платежей и получения части прибыли от приватизированных предприятий;

· расширение сферы обслуживания населения за счет предоставления дополнительных услуг;

· создание условий добросовестной конкуренции на рынке управления жилищным фондом и объектами коммунальной инфраструктуры для предприятий любых форм собственности;

· повышение эффективности контроля за деятельностью управляющих, ресурсоснабжающих и подрядных организаций;

· создание условий для привлечения частного капитала в жилищную сферу.

4. Поэтапные мероприятия в рамках реализации стандарта

Приватизация жилищного треста МУП ЖКХ «Восток» в городе Электросталь Московской области производилась поэтапно. Условно основные этапы могут быть обозначены следующим образом:

1. Принятие решения о приватизации МУП ЖКХ «Восток».

2. Подготовка предприятия к приватизации.

3. Процедура создания общества.

4.1. Принятие решения о приватизации

В соответствии с нормами муниципального права, порядок и условия приватизации муниципальной собственности определяются населением непосредственно или представительными органами местного самоуправления самостоятельно путем принятия собственных программ приватизации принадлежащего им имущества, самостоятельной классификации объектов приватизации, определения сроков их приватизации и осуществления иных действий. В городе Электросталь Московской области, согласно статьям 15 и 44 Устава города Московской области, прерогатива установления порядка приватизации собственности правомерно отнесена к исключительным полномочиям Совета депутатов.

Инициатива в проведении приватизации муниципального имущества исходила от МУП ЖКХ «Восток». Инициативу предприятия поддержала администрация города. МУП ЖКХ «Восток» подало заявку на приватизацию имущества предприятия в Комитет по управлению имуществом города Электросталь. Совет депутатов города утвердил порядок подачи заявки на приватизацию (приема, регистрации и рассмотрения заявки на приватизацию, перечень документов, необходимых для рассмотрения заявки на приватизацию) и принятия решения по приватизации, необходимые сроки и другие условия.

Комитет по управлению муниципальным имуществом рассмотрел заявку и документы на приватизацию и принял решение о целесообразности приватизации объекта (без ограничений) и необходимости создания комиссии по приватизации унитарного предприятия. Глава города Электросталь подписал постановление о преобразовании МУП «Восток в открытое акционерное общество, 100 процентов акций которого будет находиться в муниципальной собственности.

Комитету по управлению муниципальным имуществом было поручено создать комиссию по приватизации муниципального унитарного предприятия и установить срок подготовки плана его приватизации.

Были определены сроки проведения анализа и оценки финансово-экономического состояния унитарного предприятия, инвентаризации имущества, дебиторской и кредиторской задолженности муниципального унитарного предприятия «Восток» в отношении всех его кредиторов и должников (включая обязательства, оспариваемые сторонами, накладывающие обременения на объект приватизации), определены сроки разработки предложения по реструктуризации финансовых обязательств.

МУП ЖКХ «Восток» было запрещено:

· совершать сделки с движимым имуществом, стоимость которого превышает 10 процентов балансовой стоимости активов муниципального унитарного предприятия на дату утверждения его последнего балансового отчета , со дня принятия решения о преобразовании муниципального унитарного предприятия в открытое акционерное общество и до момента его государственной регистрации без согласования с органами по управлению муниципальным имуществом;

· совершать сделки с недвижимым имуществом;

· увольнять более 10% численности работников указанного предприятия до момента государственной регистрации такого общества;

Одновременно предприятию было поручено подготовить пакет учредительных и необходимых локальных документов юридического лица
, создаваемого при приватизации муниципального унитарного предприятия.

4.2. Подготовка к приватизации предприятия

На этапе подготовки к приватизации МУП «Восток» была осуществлена проверка финансово-хозяйственной деятельности муниципального унитарного предприятия. Для выполнения проверки была приглашена аудиторская организация. Результаты аудита были представлены в администрацию города.

Комитет по управлению имуществом провел инвентаризацию имущества МУП «Восток». В результате инвентаризации был сформирован перечень имущества предприятия и разработаны предложения по формированию перечня имущества муниципального унитарного предприятия, входящего в состав приватизируемого имущественного комплекса, передаваемого в уставный капитал создаваемого акционерного общества, а также сформирован перечень имущества, оставляемого в собственности муниципального образования, в том числе, имущества, не используемого в управленческой и производственной деятельности. К объектам, не вошедшим в перечень приватизируемого имущества, относится жилищный фонд, объекты благоустройства, внешние сети.

Комитетом по управлению муниципальным имуществом по результатам инвентаризации составлен имущественный паспорт. Имущественный паспорт содержит:

· выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

· свидетельства на право пользования земельными участками ;

· схемы земельных участков.

Комитет по управлению имуществом опубликовал в средствах массовой информации сообщения о приватизации муниципального имущества, а также сформировал комиссию по приватизации МУП ЖКХ «Восток». В состав комиссии вошли сотрудники администрации города, представители Совета депутатов города Электросталь, представители работников МУП «Восток», представители профсоюзов, действующих на предприятии.

Комитет по управлению имуществом установил срок подготовки плана приватизации МУП ЖКХ «Восток». Кроме этого, комитет подготовил рекомендации для внесения в проект устава создаваемого открытого акционерного общества, касающиеся размера уставного капитала, касающиеся вопросов:

· номинальной стоимости одной размещенной обыкновенной акции и их общего количества;

· величины уставного капитала, складывающегося из номинальной стоимости размещенных акций общества всех категорий (типов);

· иные положения, необходимые для разработки устава создаваемого общества.

Для определения величины уставного капитала при преобразовании муниципального предприятия в открытое акционерное общество использовались данные баланса предприятия с учетом результатов переоценки основных фондов.

4.3. Процедура создания общества

Руководством МУП ЖКХ «Восток», после принятия решения главы города о приватизации МУП «Восток», было проведено общее собрание трудового коллектива . На собрании трудового коллектива были выбраны представители предприятия, которые участвовали в подготовке проекта плана приватизации предприятия.

Была создана рабочая группа по разработке плана приватизации предприятия. План приватизации предприятия включает:

· способ и сроки преобразования муниципального унитарного предприятия в открытое акционерное общество, 100 процентов акций которого находится в государственной или муниципальной собственности;

· величину уставного капитала открытого акционерного общества;

· перечень льгот, предоставляемых его работникам;

· номинальную стоимость указанных акций;

· способы и сроки их продажи.

Комиссия по приватизации рассмотрела план приватизации предприятия, подготовленный представителями работников муниципального унитарного предприятия. После рассмотрения плана приватизации предприятия, внесения в него дополнений и изменений, комиссия по приватизации согласовала его с общим собранием работников муниципального унитарного предприятия. План приватизации предприятия был утвержден комитетом по управлению имуществом.

На основании утвержденного плана приватизации МУП «Восток» подготовило устав и пакет необходимых локальных документов юридического лица, создаваемого в процессе приватизации. Подготовка устава осуществлялась с учетом требований Федерального закона «Об акционерных обществах» и особенностей, определенных Законом о приватизации. Одновременно был подготовлен договор, содержащий условия о передаче в пользование акционерному обществу имущества, не внесенного в уставный капитал и необходимого для осуществления уставной деятельности, а также проект договора на управление муниципальным жилищным фондом.

К моменту регистрации общества все акции создаваемого акционерного общества были приобретены его единственным учредителем (органом по управлению муниципальным имуществом) в соответствии с решением об учреждении акционерного общества. Вновь созданное акционерное общество прошло государственную регистрацию в соответствии с действующим законодательством.

Комитет по управлению муниципальным имуществом сформировал органы управления созданного общества, определил персональный состав руководства. Полномочия высшего органа управления созданного общества, 100% акций которого закреплены в муниципальной собственности, - общего собрания акционеров - осуществляет от имени муниципального образования Комитет по управлению муниципальным имуществом.

Открытое акционерное общество, образуемое в процессе приватизации, заключило договор с администрацией города на управление муниципальным жилищным фондом.

5. Административное и организационное обеспечение внедрения и функционирования стандарта

Во внедрении и функционировании стандарта лучшей практики участвуют МУП ЖКХ «Восток», Комитет по управлению муниципальным имуществом, финансовое управление, Совет депутатов города, другие структуры администрации города. Координация их деятельности осуществляется лично главой администрации города.

Основную нагрузку по подготовке нормативно-правовой документации взял на себя МУП ЖКХ «Восток». Предприятием на договорной основе были привлечены консалтинговая и аудиторская компания, которые сформировали методические аспекты приватизации предприятия. В качестве консалтинговой компании для работы привлекался Институт экономики города. Разработанные рекомендации были представлены Главе администрации города, его заместителям и в Комитет по управлению имуществом.

Муниципальным предприятием были подготовлены проекты постановлений Главы администрации города, проекты Решений Комитета по управлению имуществом, подготовлен план приватизации предприятия, а также проекты договоров между администрацией города и жилищной организацией по управлению муниципальным жилищным фондом.

Большую работу провел комитет по управлению имуществом. Комитет провел инвентаризацию имущества МУП ЖКХ «Восток». На основании инвентаризации был сформирован имущественный паспорт организации. Комитет подготовил список имущества, подлежащего приватизации, а также список имущества, не подлежащего приватизации, но передаваемого вновь созданному предприятию для осуществления возложенных на него функций.

Информационное сопровождение внедрения стандарта было организовано через местные средства информации газеты, телевидение.

6. Факторы успешного внедрения стандарта

В процессе реализации стандарта стабильному решению текущих задач способствовали:

1. заинтересованность и активность главы администрации города, его заместителей, депутатов городского Совета и комитета по управлению муниципальным имуществом, которые проявились при выработке подходов к реализации стандарта, обсуждении содержания проектов нормативных правовых актов по вопросам приватизации муниципального жилищного предприятия;

2. профессионализм специалистов МУП ЖКХ «Восток». Основная нагрузка по подготовке нормативно-правовой базы, проведению разъяснительной работы, в том числе, и через средства массовой информации, легла на штатных сотрудников МУП ЖКХ «Восток».

3. согласованность действий всех подразделений администрации. Несмотря на негативные высказывания отдельных депутатов городского Совета, негативные статьи в прессе, сотрудники органов местного самоуправления реализовали решение, принятое Главой администрации города. Все мероприятия осуществлялись в планируемые сроки;

4. активная позиция финансового управления, благодаря которой удалось решить проблемы дебиторской и кредиторской задолженности , сформировавшейся в МУП ЖКХ «Восток», а также вопросы дальнейших финансовых отношений акционерного общества и муниципалитета в части бюджетных дотаций, льгот и субсидий, предоставляемых населению;

5. хорошо спланированное информационное сопровождение, участие консалтинговых и аудиторских фирм в подготовке материалов, благодаря чему большинство депутатов городского Собрания и сотрудников администрации поддержало идею приватизации муниципального предприятия.

7. Проблемы внедрения стандарта и пути их решения

Администрация муниципалитета на начальных этапах внедрения данного стандарта столкнулась с отдельными трудностями. Самой большой трудностью было убедить депутатов и главу администрации города в целесообразности приватизации МУП ЖКХ «Восток». Основным доводом против приватизации выступило то, что существовала потенциальная возможность отказа предприятия от управления жилищным фондом, а также опасение того, что акционерное общество будет требовать полной оплаты выполненных работ. Привлечение сторонних консультантов, поддержка, высказанная на уровне администрации Московской области, а также проработанная схема финансовых и договорных отношений убедили оппонентов в отсутствии рисков снижения качества предоставления услуг населению, что стало решающим фактором при принятии решения..

8. Затраты на внедрение стандарта (финансовые, временные, трудовые)

На внедрение данного стандарта в городе Электросталь с момента начала подготовки проектов нормативных правовых актов до регистрации акционерного общества затрачено около 10 месяцев. В связи с реализацией данного стандарта, были привлечены на платной основе консалтинговая фирма и аудиторская фирма. Оплатил услуги фирм МУП ЖКХ «Восток». Кроме того, привлекались специалисты по оценке основных средств.

Мероприятия по организационному сопровождению приватизации предприятия, заключению договора управления жилищным фондом, проведение контроля над управлением жилищным фондом осуществляются работниками администрации в рамках их должностных обязанностей.

9. Полученные результаты

В результате реализации стандарта город получил первую частную жилищную организацию, были сформированы мотивации эффективной работы частной компании в рамках договорных отношений. Город получил механизм приватизации жилищных и коммунальных предприятий, который может быть использован при приватизации иных жилищных и коммунальных предприятий, в том числе, и в других муниципальных образованиях.

К позитивным результатам работы следует отнести формирование договорных отношений между администрацией города и жилищной организацией по управлению муниципальным жилищным фондом. Полученный опыт может быть распространен на взаимоотношения с муниципальными трестами или иными частными организациями. Сформирована система планирования и контроля работ, основанная на принципе «сколько денег – столько и работ», что является основой эффективной работы предприятий.

10. Принятые нормативно-правовые документы

В процессе реализации стандарта были подготовлены и приняты следующие документы:

1. Заявка на приватизацию МУП ЖКХ «Восток», подготовлена трудовым коллективом;

2. Решение Совета депутатов «Об утверждении дополнений в программу приватизации муниципального имущества г. Электросталь на 2002 год.

3. Постановления главы администрации города «Об утверждении порядка и условий приватизации МУП «ВОСТОК»;

4. Заключение аудиторской организации о финансово-хозяйственном состоянии МУП ЖКХ «Восток»;

5. Акт инвентаризации имущества МУП ЖКХ «Восток»;

6. Имущественный паспорт;

7. План приватизации МУП ЖКХ «Восток»;

8. Список имущества, подлежащего приватизации;

9. Устав и иные документы, необходимые для регистрации юридического лица, создаваемого в процессе приватизации;

10. Свидетельство о регистрации сервис».

11. Контактная информация

г. Электросталь, Московская область, ул. Октябрьская 28А, сервис»

E-mail: *****@***ru

Статья 217 Гражданского кодекса Российской федерации.

Статья 22 Концепции социально-экономического развития Московской области на годы (Решение Московской областной Думы от 01.01.01 г. N 8/139).

Приватизация государственных и муниципальных предприятий в России осуществляется, в основном, путем преобразования их в открытые акционерные общества (ОАО). При этом процесс создания такого акционерного общества имеет существенные отличия от стандартного порядка учреждения хозяйственных обществ. Акционирование предприятий регулируется законодательством о приватизации, которое с 1992г. неоднократно менялось. В первые годы приватизации первоначальная стоимость выставленного на продажу государственного предприятия определялась весьма просто, без учета специфики производства, региональных условий, условий рынка и т.п. В большинстве случаев за продажную цену принимали балансовую стоимость предприятия за вычетом износа.

Действующий в настоящее время Федеральный закон от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" значительно усовершенствовал подход к определению справедливой цены предприятия, подлежащего акционированию. При этом Закон оперирует двумя основными определениями цены - нормативной и начальной. Под нормативной ценой понимается минимальная стоимость, по которой может быть реализовано предприятие. Методика расчета нормативной цены определяется Правительством РФ и заключается в расчете стоимости предприятия на основании данных промежуточного бухгалтерского баланса, составленного с учетом метода расчета чистых активов.

Под начальной ценой подразумевается цена, выставляемая в качестве первоначальной при проведении аукциона. При этом основанием для определения начальной цены является , составленный в соответствии с Законодательством РФ об оценочной деятельности. Ключевым моментом при определении рыночной стоимости предприятия для акционирования является адекватная оценка как текущего финансового положения предприятия, так и перспектив его дальнейшего развития.

На основании этой оценки определяется размер уставного капитала акционерного общества. Распределение долей предприятия осуществляется путем выпуска акций на соответствующую сумму. Способ оплаты долей (акций) определяется уставными документами предприятия. При этом возможен вариант оплаты доли акционера не денежными средствами, а имуществом. В этом случае стоимость имущества, вносимого в качестве оплаты доли, определяется соглашением учредителей с привлечением независимого оценщика, поскольку в соответствии с законодательством принятая стоимость не может превышать оценки, проведенной независимым оценщиком.

Необходимо также учитывать, что после распределения долей предприятия оценка каждой доли (пакета акций), как самостоятельного объекта купли-продажи, должна проводиться с учетом поправочных коэффициентов - скидок на низкую ликвидность, и миноритарный пакет, надбавок за контрольный характер пакета акций и прочих факторов.

Оценочная компания Swiss Appraisal имеет значительный опыт проведения оценки для акционирования и распределения долей крупных промышленных предприятий для государственного сектора и частного бизнеса. Случаи, когда необходима оценка Swiss Appraisal:

  • Акционирование предприятия
  • Распределение долей при акционировании
  • Распределение долей при разделе предприятия
Какие объекты оценивает Swiss Appraisal: