ХОЛОПЫ ХОЛОПЫ - в России в Х - начале XVIII вв. категория населения, по правовому положению близкая к рабам. Изначально не имели собственного хозяйства и исполняли различные работы для своих хозяев. X. становились в результате пленения, продажи за долги, брака с холопом или холопкой. С XVII в. получали в пользование землю и облагались повинностями. С введением в 1722 г. подушной по-дати X. превратились в крепостных крестьян.

Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое "ХОЛОПЫ" в других словарях:

    ХОЛОПЫ, в 10 начале 18 вв. категория населения, по правовому положению близкая к рабам. Изначально не имели собственного хозяйства и исполняли различные работы для своих хозяев. Холопами становились в результате пленения, продажи за долги, брака… … Русская история

    Большой Энциклопедический словарь

    В России в 10 нач. 18 вв. категория населения, по правовому положению близкая к рабам. Изначально не имели собственного хозяйства и исполняли различные работы для своих хозяев. Холопами становились в результате пленения, продажи за долги, брака с … Политология. Словарь.

    Холопы - ХОЛОПЫ, в России в 10 начале 18 вв. категория зависимого населения, по правовому положению близкая к рабам. Изначально не имели собственного хозяйства и исполняли различные работы в хозяйстве феодалов. Холопами становились в результате пленения,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - «ХОЛОПЫ», СССР, ЭКРАН (ОСТАНКИНО)/МАЛЫЙ ТЕАТР, 1988, цв., 215 мин. Телеспектакль. По пьесе П.П.Гнедича. В основе спектакль Малого театра (постановщик Борис Львов Анохин). В ролях: Елена Гоголева (см. ГОГОЛЕВА Елена Николаевна), Сергей Маркушев,… … Энциклопедия кино

    Холопство состояние несвободного населения в Древней Руси. Существуют также и другие термины для обозначения этого населения: холопы собственно только лица мужского пола, а несвободная женщина называлась роба, челядь (ед. ч. челядин), (о)дьрен,… … Википедия

    В России в X начале XVIII вв. категория населения, по правовому положению близкая к рабам. Изначально не имели собственного хозяйства и исполняли различные работы для своих хозяев. Холопами становились в результате пленения, продажи за долги,… … Энциклопедический словарь

    Категория феодально зависимых людей в России 10 начала 18 вв. По правовому положению приближались к рабам. Термин «Х.» впервые встречается в летописи под 986. В 11 12 вв. употреблялся для обозначения различных категорий зависимого… … Большая советская энциклопедия

    Категория феод. зависимых людей в Рус. гос ве. По правовому положению приближались к рабам. Термин X. впервые встречается в летописи под 986. В 11 12 вв. употреблялся для обозначения различных категорий зависимых людей и особенно рабов. Уже в 12… … Советская историческая энциклопедия

    См. Холопство … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Боевые холопы Ямато или Как самураи родную землю защищали , Акунов В.. Историю древней державы Ямато (Японии) трудно представить без самураев, которые в книге названы "боевыми холопами Ямато" . Многие "боевые холопы" вошли в мировую историю и, наравне с…

Смердами на Руси в IX-XIV веках называли обычных крестьян-землепашцев. Слово «смерд» индоевропейского происхождения. Оно является несколько видоизмененным вариантом лексемы «смурд» (или «сморд»), которая означала «простой человек» или «зависимый человек».

Права смердов

Смерды – изначально свободные жители деревень. Позднее они были закрепощены и стали принадлежать князьям. Смерды относились к низшим слоям русского общества, но не были такими же бесправными и зависимыми, как холопы. Они могли иметь свой собственный земельный надел, но были обязаны также обрабатывать и землю помещика. При этом цена жизни и смерда, и холопа была одинакова. Официальный штраф за убийство любого из этих людей – 5 рублей.

После принятия Русью христианства появилось и другое наименование смерда – «крестьянин», что означает буквально «христианин». Смерд – более языческое понятие. При этом оно очень долго использовалось на Руси и постепенно стало приобретать негативный характер. Так стали презрительно называть простолюдинов.

Смерды несли воинскую повинность. Они могли либо лично участвовать в боевом походе в качестве пеших воинов или всадников, либо «откупиться» поставкой лошадей для конницы. Смерды владели имуществом, поэтому самые зажиточные могли себе это позволить. Также они входили в состав сельской общины. Если одного такого землепашца убивали, все, чем он владел, делили между собой члены общины (согласно «Русской правде»).

Смерды могли передавать свое имущество по наследству сыновьям. За неимением последних земельный надел после смерти смерда переходил князю. В Новгородской республике смерды были государственными, поэтому обрабатывали государственную землю. Князь при этом мог их подарить церкви или монастырю, тогда крестьяне должны были работать уже на церковников.

Холопы и их права

Холопами называли самое бесправное население не только деревень, но и городов (весей). Холоп, таким образом, мог жить не только в сельской (как смерд), но и в городской местности. В отличие от смерда холоп был абсолютно бесправен. Он практически являлся рабом. Рабское положение холопов было отменено только Петром I в 1723 году.

Холопы были рабами из местного населения. Другую категорию рабов – челядинов – князья приобретали во время завоевательных походов на соседние или удаленные земли. Челядин – это раб-иноземец. Он был еще более бесправен, нежели холоп. Практически приравнивался к вещи.

Рабское положение холопа отражалось во многих юридических моментах. Такой человек целиком и полностью принадлежал помещику. Последний имел полное право убить своего холопа за какой-то проступок. За это его никто не смел осудить. Если же феодал убивал чужого холопа, он платил штраф, как за порчу чужого имущества. Также холопы не имели земельных наделов или какой-либо другой ценной собственности.

Холопами становились за проступки, преступления, долги, по праву рождения или в результате венчания (замужества). Если князь серьезно за что-то разгневался на крестьянина, он мог отнять все его имущество и вместе с семьей перевести в ранг холопов («Русская права»). Торговец-растратчик, не способный сполна выплатить свой долг, «продавал себя в холопы». И конечно, дети холопа с первого дня жизни являлись холопами. Свободная женщина, выйдя замуж за такого человека, становилась холопкой.

Эти люди выполняли всю работу в домах господ и обрабатывали их землю наряду со смердами. Им отводилась вся самая грязная, «черная» работа в доме. Но иногда холопы обучались и ремеслам, что не происходило со смердами (они были сугубо землепашцами). Холопами вовсю торговали. Чем умелее был такой работник, тем выше была на него и цена. Если холоп был полезен господину и хорошо исполнял свою службу, владелец по желанию мог отвести своему рабу отдельное жилье или даже подарить вольную (отпустить на свободу).

Разряды холопов

Господские холопы подразделялись на классы согласно умениям и способностями, которыми они обладали. Так называемые «большие холопы» были в некотором смысле привилегированными рабами. Они выполняли более ответственную работу (ключники, управляющие) и могли руководить «меньшими» холопами. Последние исполняли всю черновую работу: были пекарями, тонкопрядильцами, конюхами, пастухами, плотниками и пр. Они же являлись домашней прислугой. «Малых» холопов, обладающих какой-то полезной профессией, называли «деловыми людьми».

Отдельную категорию составляли так называемые «боевые холопы». Они сопровождали господина в военном походе и отбирались из числа «больших» холопов. Эта категория населения составляла основную часть войска и вооруженной охраны князя. По сравнению с другими классами холопов она была достаточно привилегированной, чем-то средним между крестьянами и дворянами.

В число боевых холопов часто попадали дети обедневших бояр, поэтому эта категория «служивых» имела больше прав, чем холопы-чернорабочие и управляющие. Из имущества воины могли иметь лошадь (иногда двух) и полное боевое снаряжение.

Переход в другое сословие

После отмены крепостного права (начиная с 1861 года) начал формироваться новый класс – мещанство. Этим словом называлось городское население самого низшего ранга. Мещанами становились вольноотпущенные благодаря крестьянской реформе смерды и боевые холопы, освобожденные по какой-то причине от своих воинских обязанностей (например, за долгую самоотверженную службу).

Мещане были не только свободными, но еще и налогооблагаемыми гражданами. Они могли иметь лавку, заниматься ремеслами, продавать плоды своего труда на рынке, но обязаны были при этом платить налог. Екатерина II официально закрепила статус мещанства в «Жалованной грамоте городам» от 1785 года. Мещане стояли на ступеньку ниже купцов, но также считались «правильными» городскими обывателями. Они владели большей частью городского недвижимого имущества.

Класс мещан также постоянно претерпевал изменения. Одни мещане не хотели или не могли платить налоги, поэтому становились крестьянами. Другие получали образование и поднимались на ступеньку выше – переходили в категорию разночинцев. Так русское общество постепенно все сильнее расслаивалось, и многие представители низших слоев населения страны получали новые возможности.

в России в X - XVIII вв. население, не имевшее своего хозяйства и выполнявшие различные работы в хозяйстве феодала (раб в русском феодальном обществе). В отличие от рабов античных они могли быть "посажены" на землю в качестве крепостных. Холопами становились в результате пленения, за долги, брака с холопом или холопкой. С введением в 1722 г. подушной подати холопы превратились в крепостных.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ХОЛОПЫ

в конце Средних веков и несколько позднее этим словом на Руси, обозначались слуги, жившие на иждивении своего хозяина. Такие X. находились при хозяйствах частных лиц, но могли быть и царские X., т. е. такие, которые несли обязанности службы царской.

Русский историк Н. Костомаров дает для XVI в. такое определение: "Холопами в обширном смысле назывались все те, которые были обязаны какой нибудь службой другому лицу. В этом отношении ж бояре и князья писались царскими холопами". Если обедневший князь шел на службу к богатому князю-вотчнику, он таким образом тоже становился его холопом. "Я холоп твой" для того времени тоже самое, что недавняя вежливая форма "Ваш покорный слуга". В XVII в. слова "холоп, холопство" еще употребляются, как синонимы понятий "слуга, служба". Например, в царском Указе от 10 августа 1638 г. о "черкасах", Казаках, которые переселились из Гетманщины в Белгород, сказано: "они де люди вольные и знатные" "и отбрались в наше Московское государство на вечную службу, все люди лутчие и пришли под нашу царскую руку в вечное холопство". (Акты "Воссоединение Украины с Россией", т. I, стр. 249, М. 1954). К концу того же века слово X. окончательно заменяется обозначением "служилые люди", "дворовые слуги".

ХОЛОПЫ

категория зависимых людей в Русском государстве. По правовому положению приближались к рабам. Термин "холопы" впервые встречается в летописи под 986. В XI-XII вв. употреблялся для обозначения различных категорий зависимых людей и особенно рабов. По закону холоп являлся вещью, которой господин мог неограниченно распоряжаться: убить, продать, отдать за долги и пр. В то же время господин нес ответственность за действия холопов, которые, напр., не отвечали за кражу, не могли выступать в суде в качестве свидетелей и т.п. Холопами становились в результате пленения, самопродажи, продажи за долги или преступления, женитьбы на холопке. Если правовое положение для всех категорий холопов было одинаковым, то их хозяйственная деятельность была различной. До к. XV в. холопы составляли большинство среди челяди, обрабатывавшей барскую землю. Часть холопов, гл. обр. из дворовых, пополняла ряды княжеских слуг, в т. ч. военных, использовалась на земледельческих работах, позднее занималась ремеслом, сельскохозяйственным трудом, административной деятельностью. Категории холопов, различавшихся друг от друга в зависимости от источников поступления в холопы (докладные, духовные, приданные, полоняники и др.), постепенно сливались и с к. XVI в. наиболее распространенным и массовым становится служилое холопство. С к. XVII в. появляются холопы, посаженные на землю, имевшие свое хозяйство и платившие оброк, которые в 1679-81 с введением подворного обложения вместе с крепостными были "положены в тягло". Другая группа холопов, входившая в состав дворовых людей, в 1722-24 была обложена подушной податью, став частью всей массы крепостных.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Когда говорится о рабстве и о рабах, то первая ассоциация, которая возникает, - это в Древнем Риме и Греции. Сразу же перед глазами встают образы Спартака и других гладиаторов. Однако рабы были и на Руси, и это отнюдь не крепостные. Их своеобразно называли словом “холоп”. Это были люди, которые не имели абсолютно ничего. Поэтому им приходилось ради куска хлеба гнуть спину перед хозяином и выполнять все его прихоти. Такие взаимоотношения между господином и слугой-рабом были в Их хозяин мог бы “посадить” на землю, и тогда он превращался в

На Руси холоп - это либо взятый в плен солдат вражеской армии, либо человек, задолжавший большую сумму и не имеющий возможности расплатиться. Данный статус также приобретался после женитьбы или замужества с рабом. С 1722 года все холопы стали называться крепостными крестьянами. Это, в принципе, ничего не изменило в их жизни. Их могли продать, купить, подарить и т. д.

Часть населения феодальной России с 10-го по 18-й век, не владевшего кровом и каким-либо имуществом и для поддержания своей жизни вынужденное выполнять любую работу в хозяйстве своего феодала, называлась холопами. Во время войн, особенно междоусобных, проводимых с целью присвоения чужого имущества и завоевания новых территорий, эти люди автоматически превращались в рабов. Пленные люди и скот рассматривались завоевателями как наиболее ценная добыча. У каждого землевладельца имелись огромные свободные территории, и для их возделывания, естественно, нужна была рабочая сила. Нею становились пленные. Т. е. на Руси считалось, что холоп - это в первую очередь бесплатная Эти люди были вовлечены как в домашние, так и в земледельческие работы.

Права холопов на Руси

Данная часть населения находилась в полной зависимости от своих господ. Они не обладали самостоятельными юридическими правами. Тем не менее не все холопы находились в одинаковом положении. Некоторые из них назывались тяглыми крестьянами. То есть холоп - это человек, который на своих плечах несет всю тяжесть государства.

Положение холопа с юридической точки зрения

Он считался вещью, т. е. частной собственностью, как и остальное имущество: недвижимость, утварь, скот и др. Поэтому за его действия и поступки должен отвечать его хозяин. Однако в том случае, если холоп нанесет личную обиду свободному человеку, то в отместку обиженный может убить его. Холоп, ставший свидетелем какого-либо преступления, не мог быть призван в суд для дачи показаний. Хозяин мог убить его, однако если кто-то другой убивал раба, то платил его господину штраф.

В судебнике за 1550 год введены ограничения. Согласно им, сын раба, рожденный до приобретения отцом статуса холопа, считался свободным, и отец не имел права продать его в рабство. Если человек становился рабом в результате пленения и ему удавалось бежать из плена, то он снова приобретал свободу. Он также освобождался от холопства после смерти своего хозяина. А бывали и такие случаи, когда свободные люди, неспособные прокормить или защитить себя, добровольно переходили в рабство. В 17-м веке вышел указ, препятствующий этому.

Древнейшим первоначальным источником рабства был военный плен. Ещё в XII в. пленные вместе со скотом считались наиболее ценною добычею, и старания князей во время их войн между собою или с соседями постоянно направлялись к тому, чтобы «ополониться челядью (рабами) и скотом», «изъездить город и не оставить в нем ни челядина, ни скотины». Толпами пленных князья заселяли свои малолюдные земли, особенно окраины, и употребляли их для домашних и земледельческих работ.

В Русской Правде рабство является уже как вполне развитое учреждение. Здесь исчисляются прежде всего источники холопства полного или обельного: 1) купля; 2) женитьба на рабе без ряда, т. е. договора с её владельцем (впоследствии всегда существовало правило: «по рабе холоп, а по холопе раба» ; – свободный человек, связывая себя с лицом, составлявшим собственность другого, сам становится собственностью последнего); 3) принятие должности тиуна или ключника без ряда, Кроме этих источников холопства, в Русской Правде упоминаются и другие: 4) рождение от рабыни; 5) неоплатный долг; 6) в некоторых случаях закуп , временно отдавший себя в работу за долг, делается холопом, именно, если он бежал от хозяина или совершил преступление, за которое хозяин обязан вознаградить истца; 7) плен, как сказано выше; 8) добровольная продажа себя в рабство, о которой в Русской Правде упоминается лишь в форме вступления в должности ключника или тиуна; летописи упоминают о случаях продажи детей родителями во время голода или нужды; 9) в договоре смоленского князя Мстислава Давыдовича с Ригою и Готландом (1229) говорится еще о том, что князь, если «разгневается на подвластного ему человека, может обратить его в холопство с женою и детьми или (по другому списку) «разграбить», т. е. отдать на поток и разграбление .

Юридическое положение холопа по Русской Правде рисуется в следующих чертах. Холоп считается не лицом, а вещью, частною собственностью наравне с прочим имуществом. Собственность холопа есть собственность господина; за действия холопа отвечает господин, кроме личной обиды холопом свободного человека, за которую обиженный мог, по уставу Ярослава, убить холопа, где бы его ни встретил. За немногими исключениями для княжеских и боярских тиунов, холоп не может быть свидетелем на суде, за убийство холопа или рабы виры нет, но в случае убийства «без вины «убийца платить господину урок да князю 12 гривен продажи (эта же пеня установлена в пользу князя за убийство лошади или скота). Сам господин, по-видимому, мог убить холопа, не подвергаясь никакой ответственности. Даже в конце XIV века, в Двинской грамоте великого князя Василия Дмитриевича (1399) постановлено, что господин, убивший холопа или рабу, не подлежит суду. Как простая вещь, холоп может быть уничтожен, украден, утаен. За «увод» (покражу) чужого холопа или рабы Русская Правда назначает также 12 гривен продажи (столько же за украденного бобра). Русская Правда устанавливает также пеню за помощь, оказанную беглому холопу.

Из духовных и договорных грамот князей XIV – XV вв. мы узнаем, что холопы разделялись на больших и меньших .К первым принадлежали ключники, посельские, старосты, тиуны, дьяки, казначеи, – дворовые люди, управлявшие делами князя (могли быть и не холопами); ко вторым – люди полные, купленные, грамотные (под которыми разумелись и дареные), приданые , доставшиеся за долг (в вине), кабальные. Некоторые из этих холопов сажались на оброк (оброчники) ,другие работали на господина (деловые люди, делюи).

Холопство перешло и в Московское государство. Судебник 1550 года обстоятельно формулирует источники холопства и вводит ограничения относительно холопства по тиунству и должности ключника. Запрещается холопу продавать своего свободного сына, рожденного до холопства; холоп, попавший в плен и спасшийся из него бегством, получает свободу. Дела о холопстве решаются наместниками, но не всеми и не в полном объеме: наместник с боярским судом имеет право выдавать только «полные и «докладные» грамоты, а «правые» и «беглые» не иначе, как «с доклада», т. е. передавая окончательное решение центральным учреждениям. Такая централизация дел о холопстве, вытекавшая из привилегированного положения бояр-вотчинников , изъятых в том или ином объеме от подсудности наместникам и волостелям, привела к созданию специального органа по делам о холопстве, Холопьего приказа, существовавшего и в XVII веке.

В XVI – XVII вв. государство стало ставить преграды добровольному переходу свободных людей в частное холопство, особенно людей, обязанных отбывать службу или тянуть податное тягло. Уложение 1649 , прикрепляя всех людей к своему месту, грозит смертною казнью за «закладничество» – добровольное лишение себя свободы; уже и раньше, по законодательству XVI в. кабальная зависимость (временная) ограничивается. К концу XVII века холопы стали постепенно сливаться в одну массу с крепостными крестьянами, особенно когда начала сильно развиваться продажа тех отдельно от земли, придавшая крепостному праву характер личного рабства. Указы о первой ревизии 1718 и следующих годов окончательно смешали оба разряда сельских обывателей, обложив их одинаковою подушною податью и отдав тех и других под власть помещика, не лишая в то же время защиты государственных законов. С этого времени холопство окончательно слилось с крепостным правом.

Литература: Чичерин, «Холопы и крестьяне в России до XVI в.» («Опыты по истории русского права», М. 1858); Ключевский, «Подушная подать и отмена холопства» («Русская Мысль», 1886).