Приводимые ниже примеры представляют собой рабочие варианты агитационных текстов, иллюстрирующие взаимосвязь в цепочке: образ – темы – текстовое оформление. Все примеры взяты из реальных кампаний. Слова, выделенные курсивом, заменяют реальные названия регионов, городов и т.д.

Пример 1. Кампания по выборам в Областную Думу. Округ расположен в столице области, кандидат – действующий депутат городской Думы.

Строилась кампания одной темы: межбюджетные отношения города и области. Была предусмотрена тема – оборона от выброса компромата.

Образ кандидата – «борец за интересы города».

Слоган: «ВЕРНУТЬ ГОРОДУ ДЕНЬГИ!»

1.1. Месседж

Уважаемые горожане!

В декабре 2000г. жители … района избрали меня депутатом городской Думы. За полтора года многое удалось сделать, сотням людей помочь. Но еще больше проблем остались нерешенными. Причина проста: у города хронически не хватает денег…

В чем дело? Может быть мы глупы и ленивы; не умеем заработать на обустройство своего города? Все это полная чушь! На самом деле средств у города достаточно. Просто они ежегодно отбираются в областной бюджет, где и исчезают, как в черной дыре; тратятся на нелепые и никому не нужные прожекты. Отсюда и большинство наших больных проблем: жилье, коммуналка, дороги и многое, многое другое.

Город Города

Городу Город

горожане , живем гораздо хуже, чем работаем. Если Город фактически тянет на себе всю область (а теперь, когда наш регион стал "донором", мы еще и Москву подкармливаем) - значит мы, горожане , работаем достойно. Настало время достойно жить.

Надо лишь ВЕРНУТЬ ГОРОДУ ДЕНЬГИ.

1.2. Программное интервью

1. Вы отработали в городской Думе всего полтора года, теперь идете в Облдуму. Почему?

Потому что добиться кардинального улучшения жизни в Городе можно только через Облдуму.

Город дает области 70% доходов. Назад возвращается лишь 30%. На среднестатистического жителя области в бюджете закладывается 3500 руб. На жителя Города - на треть меньше. Это несправедливо и бессовестно: нельзя относиться к нашему городу как к дойной корове, которую можно не кормить, не поить, а только доить до бесконечности.

Я иду в новую Областную Думу, чтобы вернуть Городу и его жителям деньги, которые отняла у нас Дума нынешняя. Средства города должны работать на город. Тогда мы заживем достойнее, лучше; а наш родной Город станет благоустроенным, красивым и добрым.

2. Не кажется ли Вам, что сначала нужно выполнить обещания, которые Вы давали горожанам, и только потом идти на область.

А я и иду в Облдуму именно для того, чтобы выполнить свою программу как городского депутата. Все, что можно было сделать за счет скудных городских средств - я сделал, за полтора года удалось помочь сотням людей. Вернем городу несправедливо отнятые у него деньги - поможем тысячам.

3. Значит, во всем виноваты областные депутаты ?

То, что нынешние депутаты от Города не смогли защитить в Областной думе интересы города и его жителей - это, как говорится, "медицинский факт". Но я бы не хотел искать крайних - делу это не поможет. Если нынешние депутаты Облдумы явно не тянут - значит, надо идти в Облдуму самому и исправлять положение. По-моему, только так и должен поступать любой нормальный мужчина.

4. Простым избирателям надоели склоки между депутатами. Людям все равно, кто виноват: городские ли депутаты, областные ли - все вы на одно лицо.

Если не хотим всю жизнь сидеть без горячей воды и ходить по колдобинам - придется разобраться, кто есть кто. Сегодня большая часть средств города идет в областной бюджет, которым распоряжаются областные депутаты. Одним голосованием они могут решить проблемы, над которыми городские депутаты бьются месяцами. Возможности областных депутатов неизмеримо выше.

5. И Вы хотите дорваться до этих возможностей ?

Да, хочу! Именно хочу "дорваться" до средств, которые область несправедливо отняла у Города и вернуть их городу и его жителям. Этими деньгами должны распоряжаться не областные, а городские власти; и работать они должны на горожан, а не исчезать в областном бюджете, как в черной дыре и тратиться на нелепые и никому не нужные прожекты.

Так что первое, что я сделаю как областной депутат - "ограблю сам себя". Верну пресловутые "возможности" их истинному хозяину - городу и горожанам.

6. Как-то у вас все очень просто получается - взять все и в очередной раз поделить.

"Взять и поделить" - это как раз то, что происходит сегодня. Я предлагаю прекратить обираловку.

Часто говорят: «Как работаем, так и живем». Мы, горожане , живем гораздо хуже, чем работаем. Настало время жить достойно.

7. Не хотите ли Вы оставить другие районы области без средств?

Речь идет совсем не об этом. Посмотрите, что происходит - в среднем каждый житель Города отдает в виде налогов гораздо больше , чем житель любого другого района области, а получает назад (в виде социальных программ) значительно меньше . По уму же на жителя Города следует тратить из областного бюджета больше, чем на среднестатистического жителя области: в городе наиболее сложное и запущенное коммунальное хозяйство; он несет дополнительную нагрузку как столица области. Насколько больше - это вопрос дискуссионный; грабить районы мы не собираемся. Но, во всяком случае, не меньше.

8. Хорошо, вы вернете городу средства. И что с этого получат простые горожане?

За полтора года работы депутатом городской Думы мне удалось пробить несколько важных целевых программ: программу поддержки малообеспеченных, поддержки медицинских учреждений, молодежи; надбавки работникам библиотек, интернатов и школ, нормальное питание в детских садах и детских домах; и многое другое. Стали ли мы жить намного лучше? Нет! Почему? Потому, что средств, вложенных в эти программы, совершенно недостаточно. Вернем средства из области - и каждая из перечисленных программ заработает в несколько раз лучше. Заработают и многие другие программы.

Я и моя команда знаем, как быстро и радикально улучшить жизнь в городе по всем параметрам - были бы деньги. И, если меня выберут областным депутатом, я смогу вернуть деньги городу.

9. Городская Дума, депутатам коей Вы являетесь, проголосовала за повышение тарифов на коммунальные услуги. Как у Вас после этого хватает совести глядеть в глаза людям?!

Я не голосовал за повышение тарифов - можете посмотреть стенограмму. Так что я вполне могу говорить своим избирателям, что я белый и пушистый, а виноваты другие, плохие депутаты. Вполне могу заработать себе популярность, как великий борец за интересы горожан.

Правда, есть одна загвоздка. Если с ЖКХ в течение нескольких лет ничего не делать, то город окончательно останется без воды, тепла и электричества. Вот тогда действительно не один депутат не сможет посмотреть людям в глаза.

Повышение тарифов не есть следствие какой-то особой злонамеренности городских депутатов. Тарифы повышаются по всей стране. Мы имеем дело с проблемой федерального масштаба. Раньше ЖКХ дотировалось из федерального бюджета, теперь правительство России прекращает дотации. Еще одна причина - политика монополий, которые постоянно повышают цены на газ, горючее и электричество. Областные власти, которые обязаны регулировать цены монополистов, не могут или не умеют остановить их произвол.

В результате по всей России власти городов и районов вынуждены повышать тарифы.

10. Опять виноваты не Вы, а кто-то другой?.

Опять повторю: я не собираюсь искать крайних. Я собираюсь исправлять положение.

Депутата выбирают, чтобы он решал проблемы избирателей, а не рассказывал им, что он, депутат, не виноватый в том, что проблемы не решаются.

11. И как вы намерены решать проблемы ЖКХ ?

Думаю, вы знакомы с моей программой первоочередных мер, состоящей из семи пунктов. Пять из них относятся к ЖКХ и благоустройству города. Это то, что можно сделать очень быстро; буквально на следующий день после того, как город получит несправедливо отобранные у него деньги. Если говорить о кардинальном, стратегическом улучшении ситуации в ЖКХ, то на это, конечно потребуется время. Но мы справимся: город располагает достаточными средствами, чтобы "вытянуть" ЖКХ. Точнее, будет располагать - когда мы вернем Городу деньги, которые отбирает у него область.

12. Вам не кажется, что вы слишком оптимистичны? Вы на самом деле верите, что мы можем быстро улучшить жизнь в Городе?

Уверен абсолютно.

Судите сами: Город фактически тянет на себе всю область. А теперь, когда мы стали регионом - донором, Город еще и Москву подкармливает. Выходит, не последний мы город в России, если способны на такие чудеса. Сила есть, и не малая. Если направить эту силу на обустройство города… . Да мы горы свернем!

Сегодня мы, горожане, затурканы целым возом проблем - водоснабжение, тепло, ветхое жилье, грязь, дурные дороги. Нам невдомек, на какой крепкой, здоровой, сильной основе стоит наш город. На самом деле у нас только одна проблема: мы живем не по средствам. Не в том смысле, что тратим больше, чем зарабатываем. Наоборот: мы зарабатываем гораздо больше, чем тратим - но у нас отбирают заработанное.

И корень решения всех наших проблем один: надо ВЕРНУТЬ ГОРОДУ ДЕНЬГИ.

Остальное мы сделаем.

Грамотная предвыборная речь способна убеждать, вдохновлять и мотивировать людей, а также компенсировать слабые аспекты кампании. Благодаря усилиям опытного оратора речь будет звучать естественно, но на самом деле эффективность тексту придают конкретные методы, которые используются для самых разных предвыборных выступлений. Благодаря этим хитростям ваша речь перед выборами в студенческий или городской совет будет у всех на устах.

Шаги

Как произносить речь кандидата в студенческий совет

    Не торопитесь. Следует понимать, что аудитория не читает текст, а воспринимает речь на слух. При работе над предвыборной речью важно помнить, что предназначенный для слушателей текст должен отличаться от текста для читателей.

    • Во время выступления многие люди начинают нервничать, в результате чего ускоряется темп речи. Такие лица не вызывают доверия. Если вы склонны нервничать, то разделяйте слова речи (буквально оставляйте пять пробелов между каждым словом на странице), чтобы произносить текст размеренно.
  1. Общайтесь с публикой в формате беседы. Несмотря на то, что вы произносите монолог, ваша речь должна походить на беседу. Не переживайте о том, чтобы речь звучала монолитно, делайте паузы, прерывайтесь на вопросы к самому себе.

    • Не перегибайте палку с непринужденностью. Если вы хотите повести за собой людей, то нужно заслужить их доверие. В обществе не так много успешных лидеров, поэтому важно показать, что вы способнее большинства людей, чтобы ваша речь прозвучала убедительно. Найдите золотую середину. Старайтесь вести себя немного официальнее, чем в обычной беседе.
  2. Используйте простые и конкретные слова. Чаще всего у студентов невысокая продолжительность концентрации внимания и ограниченный словарный запас. Каждое предложение должно включать не больше пятнадцати слов.

    • Плохой пример: "Нам нужно пересмотреть время обеденного перерыва, чтобы он приходился на более подходящий момент, ведь нынешнее расписание вызывает всеобщее недовольство".
    • Хороший пример: "Нам приходится обедать в 10:30 утра. Многие люди еще только завтракают в это время! Это недопустимо! К 14:00 половина студентов начинают умирать с голода. Время обеда должно быть другим. Это очевидно".
  3. Прочитайте текст вслух. Люди услышат вас только один раз. Прочитайте речь так, как планируете произносить текст на выступлении. Наверняка найдутся слова и фразы, которые режут слух и о которые буквально спотыкаешься. Измените такие предложения.

    • Попробуйте прочитать речь перед зеркалом или перед камерой, чтобы максимально сосредоточиться.

    Структура предвыборной речи

    1. Учитывайте потенциальную аудиторию. Перед работой над текстом важно учесть своих будущих слушателей. Вы обращаетесь ко всем студентам? К одному курсу? Одной академической группе?

      • Если вы произносите речь для одной группы, то не нужно обсуждать только общие проблемы из жизни студентов. Говорите о том, как общая проблема влияет на конкретную группу и как следует решить этот вопрос.
      • Например, не говорите: “Перерывы между парами слишком короткие”. Скажите: “Каждый из нас наверняка хоть раз получал выговор за опоздание на пару. Перейти из второго в шестой корпус за такое короткое время просто невозможно. Выберите меня своим представителем, и я урегулирую этот вопрос с администрацией”.
    2. Составьте план речи. Любой текст имеет начало, середину и конец. Сразу обдумайте план, чтобы не сбиваться с мысли при работе над текстом.

      Сразу переходите к сути. Начните предвыборную речь с главной идеи или темы. Если ходить вокруг да около, то это не принесет результата, поскольку люди вполне естественно любят говорить и думать только о себе. Убедите их прислушаться к вам. Например:

      • Не говорите: “Меня зовут Николай Баранов, я баллотируюсь в городской совет. Я состою в …”.
      • Начните с главного: “Всех горожан утомила ситуация с парковкой на главной площади. Я уверен, недовольны все”.
      • Существуют разные способы. Расскажите историю из жизни, шутку, возникшую сложность, либо наглядно опишите проблему. Важно привлечь внимание в кратчайшие сроки. Не ждите, что ваши слова заинтересуют слушателей сами по себе. Внимание нужно заслужить .
    3. Приводите доказательства. Всегда дорожите вниманием слушателей. В середине речи поясните вопросы, затронутые во вступительной части, а также убедите людей, что вы сможете изменить ситуацию, но будьте осмотрительны.

      • Грамотно сочетайте факты, эмоции и действия. Одни лишь факты нагонят на слушателей тоску. Эмоции быстро истощают людей. Обсуждение действий вызывает недоверие по причине нехватки фактических подтверждений и эмоциональной привязки.
    4. В завершение удвойте ставки. Заключительная часть речи важна не меньше вступления. Это ваш последний шанс произвести впечатление, поэтому увеличьте ставки, чтобы вас запомнили.

      • Если продолжать пример с парковкой, то в конце не нужно рассказывать о ширине новой стоянки и будущем количестве парковочных мест на главной площади. Раздвиньте масштабы проблемы и покажите, что без вас жители будут уязвимы, а с вами лишь станут сильнее.
      • “Дело не только в местах для парковки. Данная ситуация - это симптом хронической болезни нашего городского совета. Мы просили, мы требовали. Сделали все, что было в наших силах. Но теперь пришло время показать, что игнорировать нас не получится”. Поставьте слушателя перед выбором: проголосовать за вас или остаться на обочине. Большинство выберет первый вариант.

    Как написать эффективную речь для политической кампании

    1. Не забывайте основные правила. Политический характер текста - это не повод игнорировать все основные требования к сочинению.

      • Речь должна содержать четкое начало, середину и концовку.
      • Начало призвано привлечь внимание, середина - подогреть интерес, тогда как концовка должна заставить слушателей одобрительно кивать головами, подняться на ноги и хлопать.
    2. Не уходите от темы. Ваша речь не должна быть рассеянной. Бессвязная речь сбивает с толку, а оратор производит впечатление растерянного человека. Никто не пойдет за растерянным лидером.

Публичная речь кандидата должна содержать изло­женные ниже основные компоненты.

1. Резкое заявление или шутка. Это необходимо, что­ бы мгновенно привлечь и сконцентрировать внимание аудитории.

2. Восхищение поселком, городом или окружающей их природой. Изложение общих с электоратом проблем, причем образное, с фактами. Это позволяет добиться
аттракции и объяснить, почему именно он, кандидат, хочет представлять избирателей в органах власти.

3. Краткое изложение трех-четырех основных пунк­тов своей программы и того, как кандидат намерен добиться их реализации.

4. Объяснение того, как реализация этих пунктов программы отразится на жизни, безопасности и благо­состоянии жителей данного населенного пункта.

5. Изложение позиции кандидата по отношению к федеральным и региональным властям. Ее аргумента­ция двумя-тремя фактами. В зависимости от настрое­ния аудитории можно вспомнить - с осуждением или уважением - нынешних или прежних депутатов от дан­ного округа, указать их достоинства и недостатки, ко­торые лишь подчеркнут достоинства выступающего.

6. Если необходима разрядка, подойдет какой-ни­будь политический анекдот или притча. Кандидату нужно показать: он смотрит на мир теми же глазами,
что и его избиратели, у него нет интересов, отлич­ных от интересов избирателей, и он не собирается переезжать в столицу (областной центр). Он тоже не­навидит преступность, коррумпированных чиновни­ков и т.д. и т.п.

7. Завершение речи заявлением о том, что с такими прекрасными людьми нельзя не добиться перемен к лучшему. Призыв их не просто к голосованию, а к со­трудничеству. Выражение благодарности избирателям за то, что они нашли время, чтобы встретиться с кан­дидатом и поддержать его.

На протяжении всей речи кандидат должен излу­чать уверенность в своих силах и своей победе, улы­баться, делать дружественные жесты. По окончании речи пожать руки мужчинам, которые того пожелают. Но при этом не быть чересчур назойливым.

Излишний оптимизм тоже ни к чему. Нужно лишь просить людей прийти и сделать свой выбор.

Неиссякаемый оптимизм - необходимая черта кан­дидата в США, но не у нас (к сожалению). В США анализ избирательных кампаний периода 1948-1984 годов показал, что претенденты, строившие свои выс­тупления в пессимистическом ключе, в 9 из 10 случаев проигрывали выборы. А речи наших кандидатов изоби­луют мрачными рассказами то о прошлом, то о будущем. Как раз это и отвечает умонастроению большинства избирателей.

Обещания

Действительно, политика, в принципе, - это сфе­ра обещаний. Именно риторика этого типа является характерной для политика, поскольку он эксплуати­рует желания людей. Особенно для политика, идущего к власти. Из набора «кнут и пряник» в его распоряже­нии есть только «пряник», тогда как его оппонент мо­жет обладать и тем и другим.

Именно поэтому многие кандидаты так щедры на обе­щания. Явно невыполнимые обещания давали Жириновс­кий, Лебедь, Ельцин и другие.

Наобещали и победили. Те же, кто был скромен по этой части, не обещал (Гайдар, например), проиграли.

Однако после победы на выборах об обещанном забыва­ют, дивные нравственные качества бывшего кандидата как-то незаметно испаряются, и избиратели уже имеют дело с совсем другим человеком. Даже напоминание об обе­щаниях вызывает явное его недовольство.

С помощью средств массовой информации народ пытаются уверить в том, что невыполнение предвы­борных обещаний - дело в политике обычное, мол, такова международная практика и не надо слишком уж драматизировать ситуацию. При этом обычно ссы­лаются на опыт «цивилизованного общества». Напри­мер, американские политологи говорят, что между президентом, распоряжающимся в Белом доме, и его имиджем, создаваемым средствами массовых коммуни­каций во время выборов, есть и должна существовать разница, отсюда и постоянное невыполнение предвы­борных обещаний. Кстати, в этом обвиняли Б. Клинто­на уже во время второй инаугурации.

Подобное положение - обещания и их невыполне­ние - это и наша реальность.

В предвыборном выступлении необходимо «отрегу­лировать» голос кандидат. Сегодня существует масса возможностей компьютерной обработки голоса, кото­рая делает тембр более индивидуальным, ясным и персонифицированным. Известно, что знаменитый низ­кий голос Б. Клинтона - это продукт не только при­роды, но и звукооператоров, работавших с ним еще со времен его губернаторства. Конечно, совершенно ме­нять голос нельзя, кандидат часто проводит встречи в небольших залах, и все «примочки» в них просто не­возможно использовать. Но радио-, телевыступления и другие ответственные встречи с электоратом сегодня уже технически можно озвучивать специально «окра­шенным» голосом. Если, конечно, кандидату не по­везло с узнаваемостью, как Лебедю, Ельцину или Гор­бачеву.

В США, где накоплен огромный опыт предвыборных ба­талий, работа над голосом кандидата поставлена на со­лидную основу. Так, в период скандалов, связанных с Мони­кой Левински, для президента США Билла Клинтона специально устраивались репетиции непосредственно пе­ред началом пресс-конференций, чтобы дать президенту возможность выплеснуть ненужные эмоции. В результа­те уже на самой пресс-конференции Клинтон выглядел абсолютно спокойным и «холодным», что всегда произво­дит приятное впечатление человека, хорошо владеющего собой и ситуацией.

Крайне важен голос диктора, читающего подводки и закадровый текст видеороликов. Этот голос должен стать таким же фирменным стилем избирательной кам­пании, как голос и образ самого кандидата. Разноголо­сица здесь неприемлема. В идеале желательно использо­вать голос одного из известных журналистов, узнаваемого слушателями и зрителями, либо диктора, ведущего новости. Знакомый голос будет облегчать восприятие Ролика и делать его похожим на новостной сюжет, то есть создавать аттракцию.

На завершающем этапе кампании и на радио, и на ТВ следует избегать выступлений в поддержку кан­дидата продолжительностью более одной минуты. Желательно также не перебивать материалами кампа­нии сериалы или художественные фильмы - такая навязчивость настраивает избирателей против канди­дата.

Глава 7

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПИАР

Власть боится тех, кто не боится, и не любит любящих ее.

И. Губерман

Цель государственного пиара - создание образа ком­петентных и эффективно работающих властных струк­тур, которые способны в полной мере решать стоящие перед ними проблемы. Это особенно важно в перио­ды, когда государственным структурам часто нечего предложить, кроме слов. Но они иногда не способны даже порождать нужные слова и в нужное время - ре­зультат их недостаточной компетенции в процессах го­сударственного управления.

Пиар властных структур

Для сохранения и удержания власти самое

подходящее из всех средств - быть любимым,

самое несообразное - внушать к себе страх.

Ведь против ненависти многих людей

не устоять ничьему могуществу.

Ведь страх - дурной охранитель надолго;

напротив, доброжелательность -

охранитель верный и притом всегда.

Основа демократии - информация, включенность каждого отдельного гражданина в жизнь государства.

Население ждет от властных структур решения своих вопросов, а не рассказов о трудностях их решения. Власть - это символ решения проблемы, а не символ колебаний.

Задачи и проблемы

«Библия» американских пиар-специалистов опреде­ляет такие задачи в этой сфере:

1) информирование граждан о деятельности госу­дарственных структур;

2) обеспечение активного участия граждан в госу­дарственных программах (например, в избирательных кампаниях), равно как и поддержка регулирующих про­
грамм (экологических, правовых, борьбы с курением и т.д.);

3) стимулирование поддержки гражданами полити­ков и программ (к примеру, социальной помощи).

Как видим, все три программы вполне подходят и для наших условий. Сюда можно добавить и четвертую задачу: создание благоприятного имиджа государствен­ных структур.

В Великобритании действует весьма важная аксиома пиара, которая подходит и для нас: не только правитель­ство должно работать эффективно, но и все граждане должны быть убеждены в том, что оно работает эффек­тивно.

Как видим, просто хорошей работы недостаточно. Не менее важно признание этой работы населением. Недаром сегодня в устах высших российских чиновников звучит слово «прозрачность». Население хочет видеть своих руководи­телей компетентными и честными, чему способствует от­крытость принятия решений и доступность властных структур для СМИ. В идеале органы власти должны жить, как в аквариуме, выставленном на всеобщее обозрение.

Установлено, что интерес к пиару возникает, когда государство достигает определенной ступени своего экономического развития. Лауреат Нобелевской премии Джон Гэлбрейт писал, что правителям легко держать в повиновении сельское население, тяжелый физический труд которого не дает ему возможности поднять голову. Когда же население перемещается в города, у него по­является новая потребность - быть услышанным. Если с этой точки зрения взглянуть на пиар, то это уже Работа с другой общественностью, не той, к которой власть привыкла. С общественностью, которая имеет право голоса и которую нельзя не информировать. Это сразу обернется против власти.

Государство обязано заботиться о своих гражданах. Даже на негативные события властные структуры должны реагировать в соответствующей форме. Например во время забастовок шахтеров Б. Ельцин сказал в своем радиообращении 22 мая 1998 года: «Забастовки - дей­ственное средство, чтобы быть услышанным».

В СНГ отсутствие доверия к властным структурам мож­но отнести к важнейшим проблемам периода перехода к независимости. По множеству причин население психологи­чески не воспринимает всю вертикаль власти законной. Именно поэтому на страницах газет и всплывают расска­зы о роскошных дачах, квартирах, машинах и счетах в зару­бежных банках власть имущих. Это соответствует мне­нию людей о том, что властные структуры продолжают жить комфортно и на них не распространяется требование «затянуть пояса». Борис Немцов в интервью «Независимой газете» (1998, 25 февраля) говорил о списках российских «оли­гархов»: «Я все-таки нашего главу государства не вклю­чаю ни в какие подобного рода списки. Он человек чистый и незапятнанный. Что вокруг него происходит, это другая история». Характерное высказывание, не правда ли?

Результаты социологических исследований свидетель­ствуют, что когда население не чувствует внимания к себе и к своим проблемам со стороны властных струк­тур, когда отсутствует контроль за их работой со сто­роны населения, его реакцией становятся насильствен­ные действия - забастовки, демонстрации и т.п.

Еще в Древнем Египте требовали бороться с тем, что является символом бюрократической власти. «Чи­новник, который должен выслушивать жалобы посе­тителей, должен делать это спокойно и без злобы, ибо проситель желает более внимания к его словам, неже­ли исполнения того, ради чего он пришел». Пожалуй, мы и сегодня ничего нового не можем добавить к та­кому пожеланию для чиновников.

Особенностью правительственного пиара является необходимость охвата всего населения, а не какого-либо отдельного его сегмента, как это имеет место в случае рекламных кампаний. Сегодня в странах СНГ проявляется «публичная апатия» в отношении выбо­ров, которая была раньше более характерна для Запа­да. Лишь 50 % американцев голосовали в 1986 году, толь­ко 36 % - в 1988-м и максимальное их число - 55% - в 1992 году. Участие населения в выборах каждый раз находится под вопросом. И это тоже задача пиар-специалистов, которая состоит в том, чтобы внушить мас­совому сознанию важность участия в выборах, пока­зать значимость каждого отдельного голоса.

Вопрос об имидже некоторых государственных струк­тур в странах СНГ стоит достаточно остро. Это прежде всего отношение к правоохранительным органам. Ре­зультаты многих социологических исследований пока­зывают, что значительная часть населения не доверяет этим органам, считает их в значительной степени кор­румпированными, а нередко и связанными с крими­налитетом. Налицо, с одной стороны, действительные упущения в работе этих органов, с другой - отсут­ствие программ создания благоприятного имиджа.

Такие программы действовали в советское время. Создавались фильмы, телесериалы. Большой интерес населения вызвали сериалы «Следствие ведут знато­ки», «Семнадцать мгновений весны», фильмы «Дело было в Пенькове», «Деревенский детектив» и другие, рисовавшие положительный образ работников «орга­нов». Массовым тиражом издавались детективы, где работники милиции, суда, прокуратуры, Комитета госбезопасности представали как «чистые руки, горя­чее сердце, холодная голова». МВД и КГБ вручали пре­мии за лучшие произведения, иначе говоря - за наи­более удачные пиар-акции.

А в США имидж ФБР был сформирован конкрет­ным человеком - журналистом Кортни Купером, ко­торому Эдгар Гувер открыл архивы своей «фирмы». В ре­зультате Купер создал 3 книги, написал 4 сценария и множество рассказов. Все это било в одну цель: пока­зать ФБР некоррумпированным, решительным и про­фессиональным. Активно к этой кампании был под­ключен и Голливуд. ФБР также спонсировало создание радиосериалов и даже комиксов о себе.

Фактически директор ФБР Э. Гувер лично руково­дил созданием имиджа своей организации. Из опыта своих взаимоотношений с прессой он сделал два су­щественных вывода. Во-первых, именно пресса из лю­бого инцидента может вытащить на пьедестал почета нового героя, поэтому шеф ФБР сделал так, что имен­но ему приписывали заслугу в проведении любой важ­ной операции. И, во-вторых, пресса основывает свои выводы и комментарии на той интерпретации, кото­рую дает ей первое официальное лицо высокого ран­га, поэтому он всегда был готов к встрече с журнали­стами, когда случалось что-либо чрезвычайное.

Собственно, идею быть первым на информационном поле высказал в свое время министр пропаганды фашистской Германии Геббельс:« Человек, сказавший первое слово миру, всегда прав!». Действительно, во-первых, никто не может оспорить - у него нет данных. Во-вторых, можно всегда находиться в центре общественного внимания, поскольку все последующие говорящие или пишущие на ту же тему вынуждены считаться с первой интерпретацией, сделан­ной официальным лицом. Первая интерпретация также легче проникает в СМИ, поскольку в этот момент ощу­щается дефицит информации, а значит, налицо информа­ционный повод.

Английские писатели Ян Флеминг и Джон Ле Карре со­здали имидж: британской разведки. Спецслужбы вообще ин­тересны в этом смысле, поскольку их закрытый характер позволяет вписывать в их образ любые характеристики. Ведь люди в массе своей не имеют опыта общения с ними, и все, что им известно, они черпают из чьих-то рассказов.

Американцы не были бы самими собой, если бы не обосновали целесообразность соответствующих расходов.

Президент США Р. Никсон, выступая однажды в Совете национальной безопасности по вопросам фи­нансирования оборонных расходов, сказал, что счита­ет 1 доллар, вложенный в информацию и пиар, более ценным, чем 10 долларов, вложенных в систему во­оружений. Ведь последние могут остаться неиспользо­ванными, в то время как информация работает еже­часно и повсеместно.

Информация и пиар в сегодняшнем мире - это и есть основные инструменты управления людьми. Пиар сегодня - это и есть политика.

Имидж правительства важен не только для народа данной страны, но и для народов других стран. Так, выступавший перед студентами Киевского университета вице-президент одной американской компании, работающий в области пиара, в качестве примера вы­полненных заказов назвал изменение имиджа колум­бийского правительства в глазах американцев. Связав это правительство в общественном мнении с наркома­фией, США перестали оказывать ему помощь. Колум­бийцы поручили провести пиар-кампанию с целью улучшить имидж их правительства, и помощь в ре­зультате возобновилась.

9 апреля я побывала в студии радиостанции "Столица", где проходит запись обращений к изибрателям кандидатов в депутаты Минского городского и Минского областного Советов.

Уже на станции выяснилось, что выступление должно длиться не более 5 минут, поэтому подготовленную и отрепетированную заранее речь пришлось редактировать и урезать уже на месте - на все про все 15 минут. Это оказалось для меня неприятной неожиданностью.

Спасибо сотрудникам радиостанции - понимая волнение и неопытность многих кандидатов, они ободряли, давали полезные советы, ну и, в целом, демонстрировали корректность и профессионализм, что приятно. К вопросу о волнении: оно настолько велико, что некоторые кандидаты с ним не справляются и вовсе не являются на запись. Например, два человека, чьи записи были назначены прямо передо мной, на радиостанцию так и не пришли.

Полный текст моего радиообращения:

Здравствуйте, уважаемые радиослушатели,

Меня зовут Ирина Викторовна Пташник. Я кандидат в депутаты Минского городского совета по двадцать девятому участку Западного избирательного округа.
Я надеюсь, что меня сейчас слышат мои избиратели - жители микрорайонов «Запад» и «Сухарево», чьи дома расположены на улицах Янковского, Шаранговича, Горецкого, Ширмы, Школьной, Новой, Ковалева, Кузнечной, Колхозной, Мачульского, Одинцова, Якубовского, Притыцкого, Бурдейного, Лобанка, на Торговом переулке или переулке Тимошенко.
Многие из вас уже видели мои информационные листовки на стендах, мою страничку в Интернете и знакомы с моей биографией. Тем не менее, я думаю, что не будет лишним еще раз вкратце затронуть основные факты. Итак, семнадцатого апреля я отмечу свой день рождения, мне исполняется пятьдесят три года. У меня двое взрослых детей. Я имею высшее образование. После окончания техникума транспортного строительства я мастером пришла на строительство аэропорта Минск-2, также участвовала в строительстве Дворца железнодорожников и многих других столичных объектов. Я поступила на заочное отделение Белорусского политехнического института по специальности «Экономика и организация строительства», после чего трудилась в должности инженера в строительных организациях Минска. В начале девяностых, как и многим тогда, мне пришлось переквалифицироваться и я освоила профессию бухгалтера. Сейчас я занимаю должность главного бухгалтера в организации, специализированной на поставках оборудования и строительстве водоочистных сооружений. Кроме того, в две тысячи шестом году я была избрана председателем строительного кооператива номер четыреста девяносто девять. Эта моя вторая работа, несмотря на все трудности, приносит мне большое удовлетворение. Некоторые вещи, совсем простые на первый взгляд, на самом деле требуют колоссальных временных затрат, организационных усилий, не говоря уже о материальных вложениях. Свежевыкрашенное крыльцо в своем доме или новый линолеум на своем этаже многие воспринимают как данность, и даже не подозревают, какое тщательное планирование потребовалось, как изыскивались средства для оплаты расходов, как шли переговоры с подрядчиком, какой контроль необходим и какое терпение требуется, чтобы довести начатое до конца. Пройдя все это лично, мне, поверьте, трудно было сдержать горделивую улыбку, когда я принимала подъезды наших домов после проведения косметического ремонта. Ведь это был первый ремонт в наших домах за почти полные двадцать лет!
Я живу на «Западе» уже более двадцати лет, здесь выросли мои дети, здесь живут друзья и соседи, я искренне люблю наш район и считаю его родным, но я вижу и многие недостатки, которые можно и нужно исправить. Я уверена, что в качестве депутата буду полезна своему району и городу в целом. Поэтому я с радостью приняла инициативу своего выдвижения. Пользуясь случаем благодарю всех за поддержку и надеюсь, что в дальнейшем Вы также окажете мне свое доверие и проголосуете за мою кандидатуру в день выборов.

Дорогие друзья,
Избирательная кампания набрала обороты. Напечатаны листовки, организованы встречи. Кандидаты сформулировали и изложили свои предложения - настала пора избирателям подумать о своем выборе.

Выбор своего представителя в местном совете - задача, к которой правильнее всего подходить с позиций здравомыслия и практичности. А это значит, что, оценивая программу кандидата, мы должны одновременно оценивать и его компетентность, образование, профессионализм, опыт, личные качества, все вместе необходимые, чтобы предложения и обещания претворялись в жизнь, а не оставались пустыми прожектами.

Своей первейшей задачей как депутата Минского городского совета я вижу работу по улучшению качества жизни в «спальных» районах нашего города. Я готова предложить практичные и эффективные, а главное КОНКРЕТНЫЕ решения, таких наболевших проблем, как:
- нехватка мест для парковки и проезда автомобилей во дворах.
- обустройство зеленых зон, по-настоящему пригодных для прогулок и отдыха.
- развитие инфраструктуры районов.
Во многих случаях такие простые и малозатратные меры, как организация сквозных проездов, расширение дворовых проездов за счет разумного сокращения зеленой зоны, грамотная расстановка объектов и сооружений дворовой инфраструктуры, могут если не решить проблему, то, по крайней мере, серьезно облегчить ситуацию.
Резервом, который может быть задействован, в том числе для решения проблемы нехватки мест для проезда и парковки автомобилей во дворах, могут стать площади, высвобожденные в ходе продуманных сокращений и перепланировок зеленых зон. Ведь в ряде случаев разумное сокращение таких зон и их переустройство (по примеру крупных европейских городов) в формате меньших по размерам, но более эффективно освоенных площадок, аллей и скверов - является идеальной альтернативой. При этом расходы на подобные обустройства в виду малых размеров площадей, подлежащих качественному освоению, относительно невысоки, и кроме того, могут быть снижены еще при условии инициативного вовлечения в работы по благоустройству местных жителей.
Для оценки возможности реализации своих предложений я, в качестве одной из первых депутатских инициатив, намерена предложить городскому Совету проведение первичного аудита дворовых территорий.
Еще одним направлением для приложения усилий я вижу развитие инфраструктуры районов.
Качество городской жизни, безусловно, зависит от развития инфраструктуры. При этом важно избегать однобокого восприятия, понимая, что речь идет не только о таких важнейших объектах социального назначения как поликлиники, школы, детские сады, но и о коммерческой инфраструктуре: магазинах, кафе, спортивных клубах, бассейнах, кинотеатрах - которые также выполняют свою полезную функцию, обеспечивая комфорт и стандарты проживания. И если первые - забота государства, то развитие вторых - может и должен обеспечить бизнес. Поэтому свою депутатскую позицию я вижу в нахождении верного баланс интересов с целью обеспечения динамичного социального и экономического развития нашего района и города. Я намерена активно участвовать в обсуждениях, анализировать предложения исполнительной власти, а также инициативы Совета, привлекая все свои знания и опыт.

Высшее образование в строительстве и в экономике, большой практический опыт, в том числе административной и общественной деятельности в качестве руководителя крупного жилищного кооператива, позволяют мне уверенно ориентироваться в хозяйственно-экономических, политических и общественных процессах, оценивать перспективы и принимать взвешенные решения, последовательно реализуя полезные идеи и всемерно отстаивая интересы своих избирателей.

Я снова и снова обращаюсь к своим избирателям, жителям минских микрорайонов Запад и Сухарево. Мы все друзья и соседи! Я призываю Вас двадцать пятого апреля прийти на избирательные участки и проголосовать за меня. Я надеюсь, что активная жизненная позиция, здоровый оптимизм, компетентность и профессионализм найдут себе достаточно сторонников.

Желаю всем здоровья и благополучия. Это была Пташник Ирина Викторовна, кандидат в депутаты Минского городского совета по двадцать девятому избирательному участку Западного округа.

За несколько месяцев начинается так называемая «предвыборная гонка». Именно в этот период и начинается интенсивная агитация политическими силами или отдельными лицами населения государства.

Агитация – это реклама политической силы в предвыборный период. При этом партия или организация раскрывает свои программы (планы дальнейших действий на занимаемой должности), дает определенные обещания избирателям. Самое главное – привлечь электорат.

Предвыборная программа кандидата в депутаты Тюменской областной Думы шестого созыва по одномандатному избирательному округу №18 (Ленинского округа города Тюмени) Мягкова Сергея Анатольевича. Была помощником депутата краевой Думы. В общем, я занимаю активную гражданскую позицию.

Подчеркнем еще раз, что предвыборная агитация, существует как юридический феномен только в период избирательной кампании, кампании референдума. Имеется несколько вариантов данного вида привлечения сторонников на свою сторону. Наибольшее влияние телевизионная агитация имеет на президентских и парламентских выборах.

ПРЕДВЫБОРНАЯ РЕЧЬ КАНДИДАТА В ДЕПУТАТЫ ГОСДУМ

Нередко можно услышать довольно громкие обещания с каждой стороны. Данная предвыборная агитация, является не слишком честной. Но при этом никто ничего поделать не может. В случае возникновения каких-либо вопросов у оппонентов, следует простой ответ: «Это не подкуп, а просто подарок».

Предвыборная агитация ведется в различных плоскостях. То есть действия кандидатов не ограничиваются нормами морали.

Для чего я пошла на праймериз? Да потому, что очень хочу работать в команде с инициативными людьми, которые действительно хотят и могут изменить в лучшую сторону жизнь простых людей Дальнего Востока.

Примеры агитационных материалов на выборах в Городскую Думу

Это общение происходит посредством обращений, направляемых кандидатом своим избирателям. Г лавной задачей текстов политической рекламы является содействие достижению стратегических целей агитационной кампании. Решение любой из этих основных агитационных задач начинается с текста.

Одними из самых распространенных агитационных систем являются различные виды политической рекламы и телевизионные дебаты. И первый, и второй вид с успехом применяется различными политическими силами. Это могут быть организации, частные лица, партии или объединения.

Газетный же, спецвыпуск распространяется только среди жителей интересующего кандидата района. В связи с этим использование спецвыпусков представляется весьма эффективным способом ведения избирательной кампании, во многих случаях он становится стержневым. Например, в ходе довыборов в Саратовскую городскую Думу (декабрь 1997 г. – июнь 1998 г.) большинство победивших депутатов, использовали спецвыпуски в своих избирательных кампаниях.