Тема : Общество и человек.
Ученые считают, что общественная жизнь началась одновременно с появлением человека на Земле. Ещё древние люди объединялись в родовую общину, племя. Объединение и взаимодействие древних людей помогли выжить человеческому роду в сложных природных условиях, защищаться от врагов, осваивать новые территории. Отсюда и произошло понятия «сообщества» и «общество».
Понятие общество употребляется в широком и узком смыслах.
В широком смысле:
Общество-это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Широкое значение: всё человечество в целом:
1) часть материального мира;
2) динамичная система;
3) совокупность способов взаимодействия и объедининия.

В узком смысле:
Общество- это совокупность людей по каким-либо признакам.
Узкое зна¬че¬ние:
1) определённая группа людей;
2) этап развития общества;
3) совместная деятельность;
4) определенная страна.

Понятие общество имеет много значений:
1. Этап в истории человечества
3. Всё человечество мировое сообщество)
(первобытное общество, рабовладельческое и т.д.)

ОБЩЕСТВО

2.(объединение) 4.Регион, страна, государство(Россия, Европейское
общество)
Круг людей объединенных
общими целями, интересами
(спортивный клуб)

Человек может удовлетворять свои материальные и духовные потребности только в обществе. А так же в обществе между людьми складываются общественные отношения.
Общественные отношения - это отношения, которые складываются между членами различных социальных групп.

Общество не только возникает с появлением человека, но и развивается вместе с ним, а значить общество-это динамическая система.

Отличительной тенденцией развития современного общества является глобализация.

Глобализация - процесс всемирной экономической, политической, куль¬тур¬ной и религиозной интеграции и унификации.
Основные глобальные проблемы:
1) нерешённость про¬бле¬мы от¬ме¬ны ста¬ре¬ния у людей и сла¬бая ин¬фор¬ми¬ро¬ван¬ность об-ще¬ствен¬но¬сти о пре¬не¬бре¬жи¬мом ста¬ре¬нии;
2) про¬бле¬ма «Север-Юг» - раз¬рыв в раз¬ви¬тии между бо¬га¬ты¬ми и бед¬ны¬ми стра¬на¬ми, ни¬ще¬та, голод и не¬гра¬мот¬ность;
3) пре¬дот¬вра¬ще¬ние тер¬мо¬ядер¬ной войны и обес¬пе¬че¬ние мира для всех на¬ро¬дов, не¬до-пу¬ще¬ние ми¬ро¬вым со¬об¬ще¬ством не¬санк¬ци¬о¬ни¬ро¬ван¬но¬го рас¬про¬стра¬не¬ния ядер¬ных тех¬но-ло¬гий, ра¬дио¬ак¬тив¬но¬го за¬гряз¬не¬ния окру¬жа¬ю¬щей среды;
4) пре¬дот¬вра¬ще¬ние ка¬та¬стро¬фи¬че¬ско¬го за¬гряз¬не¬ния окру¬жа¬ю¬щей среды
5) сни¬же¬ние би¬о¬раз¬но¬об¬ра¬зия;
6) обес¬пе¬че¬ние че¬ло¬ве¬че¬ства ре¬сур¬са¬ми, ис¬чер¬па¬ние нефти, при¬род¬но¬го газа, угля, прес¬ной воды, дре¬ве¬си¬ны, цвет¬ных ме¬тал¬лов;
7) гло¬баль¬ное по¬теп¬ле¬ние;
8) озо¬но¬вые дыры;
9) про¬бле¬ма сер¬деч¬но-со¬су¬ди¬стых, он¬ко¬ло¬ги¬че¬ских за¬бо¬ле¬ва¬ний и СПИДа;
10) де¬мо¬гра¬фи¬че¬ское раз¬ви¬тие (де¬мо¬гра¬фи¬че¬ский взрыв в раз¬ви¬ва¬ю¬щих¬ся стра¬нах и де¬мо¬гра¬фи¬че¬ский кри¬зис в раз¬ви¬тых), воз¬мож¬ный голод;
11) тер¬ро¬ризм;
12) асте¬ро¬ид¬ная опас¬ность;
13) не¬до¬оцен¬ка гло¬баль¬ных угроз су¬ще¬ство¬ва¬нию че¬ло¬ве¬че¬ства, таких как раз¬ви¬тие не¬дру¬же¬ствен¬но¬го ис¬кус¬ствен¬но¬го ин¬тел¬лек¬та и Гло¬баль¬ных ка¬та¬строф.

Характерные черты общества, как динамической системы.
Саморазвитие, саморегулирования, способность к адаптации и интеграции, отмирание старых частей появление новых.

В обществе имеются подсистемы(части системы)

Сферы общественной жизни
1.Политическая
Государство и органы государственной власти
(президент, правительство, партии, армия, полиция, налоговая и таможенная службы)
2.Экономическая
(товары, услуги, предприятия(фирмы), процесс производства.
3.Социальная
Взаимодействие различных социальных групп, слоев населения, личность.
4.Духовная
(мораль, культура, наука, образование, искусство и религия)

Все общества можно поделить на 3 исторических типа:
1. Доиндустриальное (традиционное или аграрное)
–люди заняты в сельском хозяйстве, преобладает ручной труд, примитивные орудия труда, общинный уклад жизни, низкая социальная мобильность, культурная отсталость.
2. Индустриальное
– люди заняты в промышленном производстве,развитие частной собсбвенности, преобладает машинный труд, рост числа городов и городского населения, коллективные ценности, средняя социальная мобильность, светская жизнь и культурное развитие.
3. Постиндустриальное
– люди заняты в основном в сфере услуг и информации, преобладают информационные технологии, компьютеризация и автоматизация труда, ценность личности, права и свободы человека, высокая социальная мобильность, влияние средств массовой информации.
(социальная мобильность-изменение положения человека или группы в обществе)

Взаимодействие общества и природы
Важно осознать, что общество и природа взаимосвязаны, влияют друг на друга.
Природа-это естественная среда обитания человека.
Отличия общества от природы
-творит культуру
-развивается под влиянием деятельности человека.
Отличие природы от общества:
-способна развиваться независимо от человека
-обладает своими законами, которые не зависят от воли и желаний человека.

Человек.
Человек
-существо биосоциальное, т.е. в нем переплетается социальное и биологическое.
Индивид
-это представитель человеческого рода, обладающий уникальными природными чертами. (один из людей; единичный)
Индивидуальность
–неповторимость, самобытность, богатство внутреннего мира, черты, свойственны только определенному человеку.
Личность
-это человек как социальное существо с присущими ему чертами и отношениями, проявляющимися во взаимодействии с людьми.
Социализация – это процесс становления личности
Агенты социализации
1. Семья
2. Образование
3. Профессии
4. Социальное окружение
5. Государство
6. СМИ
7. Самовоспитание
Этапы социализации
1. Начальный
2. Средний (юношеский возраст)
3. Завершающий

Основные отличия человека от животного
1. Мышление и членораздельная речь
2. Сознательная целенаправленная творческая деятельность
3. Человек творец культуры
4. Способность изготавливать орудия труда и использовать их.

Деятельность человека.
Деятельность –это человеческая активность, направленная на достижение поставленной цели. В результате деятельности он преобразует и природу и общество.
Структура деятельности
1.Субъект деятельности (тот, кто осуществляет деятельность)
2. Объект деятельности(то, на что она направлена)или (на что направлено ваше внимание.
Объектом могут быть не только предметы, но и люди(преподаватель обучает учащихся).

Человек начиная любую деятельность ставит перед собой цель.
Цель-то, что ожидается нами в результате деятельности.

Для того чтобы достичь цель нам нужно:
1. Средства
2. Действия
3. Результат

Мотив-то, что побуждает нас к действию. (Вася читает газету(действие), чтобы узнать новости спорта(мотив).

Деятельность человека направлена на удовлетворение потребностей.
Три группы потребностей (или классификация потребностей):
1. Биологические (еда, сон, воздух, вода и т.д.. Они являются врожденными, сближают нас с животными)
2. Социальные (общение, самореализация, самоутверждение)
3. Духовные (потребности в познании окружающего мира и самого человека)

Подобная классификация не единственная. Американский психолог А. Маслоу.
1. Физиологические (пища, дыхание, движение)
2. Экзистенциальные(в безопасности, комфорте, уверенности в завтрашнем дне)
(1,2 – врожденные потребности)
3. Социальные (в общении, в заботе о других, в понимании)
4. Престижные (эгоистические) –в самоуважении, достижении успеха, признании
5. Духовные (самоактуализация, самовыражение)
(3-5 –приобретенные)

Основные виды деятельности - Труд, игра, учение.

Виды деятельности – практическая, духовная (связана с изменением сознания людей), разрушительная (войны, акты вандализма, врубка лесов), трудовая, образовательная, творческая и др.

Творческая деятельность-направлена на создание чего-нибудь нового.
(помогает нам творить-воображение, фантазия, интуиция)
Трудовая деятельность – это деятельность, которая направлена на получение заведомо полезного результата.
Игровая или досуговая деятельность- ориентирована не столько на результат, сколько на сам процесс-развлечение, отдых.
Учёба-это вид деятельности целью, которого является приобретением человека знаний, умений, навыков.

Социальные и межличностные отношения человека. Общение.
Социальные отношения-это отношения между руководителем и подчиненным.
Формы социальных отношений: односторонние (скрытые, открытые конфликты), взаимные (доступная и ясная социальная действительность).
Межличностные отношения- отношение между друзьями.

Общество представляет собой совокупность социальных групп.
Социальная группа - группа людей, выделенных по социально значимым признакам.
Функции социальной группы
1. Инструментальная-для выполнения какой либо работы(кафедра, декан, бригада рабочих)
2. Экспрессивная –для удовлетворения социальных потребностей в уважении, одобрении или доверии (общество анонимных алкоголиков)
3. Поддерживающая –для ослабления неприятных чувств. (защита интересов социальных групп (профсоюзы и т.д.))

Общение- связь между людьми в результате которой они обмениваются информацией.
Виды общения: речевое(вербальное), при помощи слов и звуков
неречевое(невербальное), при помощи мимики и жестов

Формы общения:
-служебное(деловое)
-повседневное (бытовое)
-убеждающее
-ритуальное (процесс соблюдения предписанного поведения)
-межкультурное
По содержания и смысловой направленности:
-рассказ
-сообщение
-разговор
-отчет
-комплименты
-обмен мнениями
Межличностные конфликты
Межличностные конфликты - это столкновение различных точек зрения.

Способы разрешения конфликтов
1. Диалог-общение между людьми.
2. Компромисс-соглашение на основе взаимных уступок.
3. Консенсус –форма выражения согласия с аргументами противника в споре.

Социальная сфера
Классы общественные, большие группы людей, различа¬ю¬щи¬е¬ся по их месту в ис¬то¬ри¬че¬ски опре¬де¬лен¬ной си¬сте¬ме об¬ще¬ствен¬но¬го про¬из¬вод¬ства, по их от¬но¬ше¬нию (боль¬шей ча¬стью за-креп¬лен¬но¬му и оформ¬лен¬но¬му в за¬ко¬нах) к сред¬ствам про¬из¬вод¬ства.

Нация (от лат. natio - племя, народ) - со¬ци¬аль¬но-эко¬но¬ми¬че¬ская, куль¬тур¬но-по¬ли¬ти¬че¬ская и ду¬хов¬ная общ¬ность ин¬ду¬стри¬аль¬ной эпохи.

Со¬ци¬аль¬ные клаcсы (об¬ще¬ствен¬ные клас¬сы) - со¬ци¬аль¬ные общ¬но¬сти, вы¬де¬ля¬е¬мые по от-но¬ше¬нию к соб¬ствен¬но¬сти и об¬ще¬ствен¬но¬му раз¬де¬ле¬нию труда.

Со¬сло¬вия - со¬ци¬аль¬но-пра¬во¬вые груп¬пы под¬дан¬ных, своим юри¬ди¬че¬ским по¬ло¬же¬ни¬ем каким-либо опре¬делённым об¬ра¬зом от¬ли¬ча¬ю¬щих¬ся от осталь¬но¬го нас.; при этом от¬ли¬чия пе¬ре-да¬ют¬ся по на¬след¬ству.

Тема №1

Общество и человек

План

1.Общество (широкое и узкое понимание).

2.Структура общества

3.Сферы жизни общества.

4.Ступени развития общества.

5.Развитие общества.

7. Глобализация.

1 .Общество.

Общество – это исторически сложившаяся в пределах определённой территории и воспроизводящая себя общность людей, имеющая свою систему управления. Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть мира(в широком смысле).

Возникновение человека и возникновение общества - это единый процесс. Нет человека - нет общества. Нет общества - нет и человека.

Общество (широкое и узкое понимание)

Общество в узком смысле

Общество в широком смысле

Определение

Примеры

Определение

Примеры

Объединение людей по интересам, профессиям, совместная деятельность

Общество книголюбов, педагогическое общество, всероссийское общество охраны природы, общество Красного Креста

Обособившаяся от природы, но тесно связанная

с ней часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения

Пришельцы обнаружили на Земле общество, отличающееся сложным устройством и разнообразием

Исторический этап развития человечества

Рабовладельческое,

феодальное,

капиталистическое индустриальное

Всё человечество в целом, в его

историческом и перспективном развитии

Глобальные проблемы современного общества

Социальное окружение

Дурное общество

Национально-государственное образование

Французское общество,

американское общество,

западноевропейское

общество

2.Структура общества

Любое общество всегда имеет социальную структуру, под которой понимается вся совокупность классов, слоёв, общественных групп и т.д.

Структура общества сложна. В него входят большие и малые социальные группы людей.

Социальная группа - реально существующая общность, в которой люди собраны вместе, объединены совместной деятельностью или находятся в сходных условиях жизни и поэтому осознают свою принадлежность к данной общности.

Классификация социальных групп

Группы подразделяют на большие и малые.

Большие группы

Большие группы делятся на:

1. Неорганизованные, стихийно возникшие

К первому относятся стихийно возникшие, кратковременно существующие общности:

Примеры: толпа, публика, аудитория.

2.О рганизованные, длительно существующие

Примеры : классы и социальные слои, различные этнические(народности, нации), профессиональные и половозрастные группы.

Малые группы

М алой группой называется немногочисленная по составу группа(от 2 до 20 человек), члены которой объединены общей социальной деятельностью. Это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов.

Малые группы делятся на:

1.Первичные формальные коллективы: семейный, учебный, трудовой, и др.

2.Неформальные коллективы (приятельская компания)

Общественные отношения – это взаимосвязи и взаимозависимость, в которые люди вступают в процессе деятельности.

Общественные отношения характерная черта общества. В ходе развития общества меняются общественные отношения.

Цивилизация – целостность материальной и духовной жизни людей в определённых пространственно-временных традициях.

3.Основные сферы жизни общества

Сфера жизни общества

Характеристика

Экономическая сфера(институт)

Промышленное и сельскохозяйственное производство, отношения людей в процессе производства, обмен продуктами производственной деятельности, их распределение.

Социальная сфера(институт)

Слои и классы, классовые отношения, нации и национальные отношения, семью, семейно-бытовые отношения, учреждения воспитания, медицинского обслуживания, досуга.

Политическая сфера (институт)

Государственная власть, политические партии, отношения людей, связанные с использованием власти для реализации интересов тех или иных социальных групп.

Духовная сфера(институт)

Религиозные организации, учреждения культуры и соответствующая деятельность людей. Наука, нравственность, религия, язык, искусство, научные учреждения.

Все четыре сферы взаимодействуют друг с другом.

На сохранение целостности общества и регулирования отношений между людьми направлены социальные нормы.

Социальные нормы – правила поведения, которые складывались в соответствии с потребностями общества.

Эти нормы могут иметь форму:

  • Дозволения, т.е. разрешения вести себя определённым образом.
  • Предписания, т.е. указания на требуемые действия.
  • Запрета, т.е. указания на действия, которые нельзя совершать

Социальные нормы показывают, какие поступки общество одобряет, а какие не одобряет. К наиболее значимым нормам относятся моральные и правовые нормы. Нарушение любых социальных норм в обществе осуждается.

4.Ступени развития общества.

Ступени развития общества

Характеристика

Традиционное(аграрное) общество

Господство сельского хозяйства, натуральное хозяйство, сельские жители преобладают над городскими, сословная иерархия, решающая роль в жизни общества принадлежит хранителям культа – жрецам, либо церкви, и армии. Господствуют общинные принципы, традиции и обычаи.

Цель общества – поддержать существование человека как вида.

Экстенсивное развитие (количественное), распространение человечества и сбор природных богатств с большой территории.

Индустриальное общество XIX –XXвв.

Преобладает промышленное производство, решающая роль принадлежит промышленникам и бизнесменам. Это общество основано на развитии крупного машинного производства. Характерно использование научных достижений. Растёт численность городского населения. Потребительское отношение к природе.

Цель общества:

Производство товаров массового потребления.

Развитие понимается как увеличение использования природных богатств и бесконтрольное развитие техники.

Рост образовательного уровня населения, общей культуры, развитие науки.

Постиндустриальное(информационное) общество

Производство ориентировано на качество продукции, на потребителя. Большое значение имеет квалификация, творческий потенциал людей. Главный фактор производства – научно-технический прогресс, информационные технологии. Ведущими становятся производство научных знаний, научные исследования. Бережное отношение к природе. Возрастает роль государства в контроле за технологическими и социально-экономическими изменениями.

В настоящее время начинает развиваться в США, Японии, и ряде стран Западной Европы.

Глобализация, существование, как национальных государств, так и надгосударственных органов власти .

Формирование правового государства и дальнейшее развитие демократии.

Человек властвует над силами природы.

Влияние на природу:

Активное разумное освоение природы. Минимальное загрязнение окружающей среды, безотходное производство.

Цель общества:

Добыча, обработка и хранение информации. Развитие понимается как развитие техники на основе научных достижений и углубление понимания законов природы. Приоритет отдаётся науке и образованию.

5.Развитие общества.

Движущие силы исторического процесса

Общество как динамическая система

1.Изменяется и развивается общество в целом

2.Изменяются и развиваются его элементы

3.Элементы общества взаимосвязаны между собой и воздействуют друг на друга

4.Одни элементы прекращают своё существование, другие появляются

Два направления развития общества

  • Прогресс

Движение общества: по восходящей линии, от низшего к высшему; от менее совершенного к более совершенному;

К большей устойчивости жизнеспособности общества.

  • Регресс

Движение общества по нисходящей линии от высшего к низшему;

от лучшего к худшему; к нестабильности.

Основные формы развития общества

  • Эволюция. Постепенные и плавные изменения в общественной жизни, происходят естественным образом
  • Революция. Относительно быстрые изменения, коренной переворот в жизни общества.
  • Реформа. Комплекс мероприятий, направленных на преобразования, изменение в обществе.

6.Наука и общество. НТР и её последствия.

Наука и общество

Наука – это сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и систематизация истинных, объективных знаний о действительности, имеющая свой предмет и собственную методологию изучения.

НТР и ее социальные последствия

  • Научно-техническая революция (НТР) - переворот в науке.
  • Нучно-технический прогресс (НТП) - взаимодействие техники и науки в едином процессе совершенствования производства.

Трудовая, производственная деятельность человека неотделима от техники. Причем, как нетрудно убедиться, техника со временем развивается, совершенствуется.

Примеры технического прогресса

  • Скачок в развитии техники в эпоху неолита - появление орудий из искусственных материалов (керамика из природной глины, обожженной в огне);
  • Переход от ручного труда к машинному в период промышленного переворота;
  • Появление управляющих машин.

Технические новинки не только влияли на процесс производства, но и меняли облик самого человека труда, его отношения с другими тружениками и потребителями произведенного продукта.

  • Появление тех или иных технических новшеств часто было связано с развитием знаний, прогрессом науки.
  • Однако только в середине XX в. технические новшества стали прямым результатом развития научных знаний.
  • Она связана с проникновением человека в мир микрочастиц и выходом в космическое пространство, появлением многообразных искусственных материалов (в том числе с заранее заданными свойствами), широким внедрением в процессы производства управляющих машин.

Социальные последствия НТР

  • Положительные достижения

Возрастание роли научных знаний; развитие образования, превращение его в необходимое и непременное условие полноценного человеческого существования; овладение человеком высокими скоростями, сравнительно безопасными возможностями работать в труднодоступных или вредных условиях; применение новых видов энергии, искусственных материалов, которые по-новому открывают возможности использования природных ресурсов, и т. п.

  • Отрицательные последствия

Достаточно вспомнить об экологических проблемах.

Человек становится все более зависимым от техники, техногенные катастрофы (сбои и нарушения в технической и технологической деятельности человека, которые вызывают необратимые процессы в биосфере) приносят значительный ущерб не только природе - от них страдают и люди.

Производство становится все более сложным и предъявляет все более строгие требования к работникам. Быстрое обновление знаний требует от работника мобильности, а тот, кто в этой гонке за новыми знаниями, научно-техническими идеями проигрывает, оказывается «лишним». Далеко не все страны могут нести бремя расходов на внедрение современных технологий и развитие науки, которая становиться все более дорогостоящей. Многие ранее неизвестные болезни, причина которых - стресс, уносят миллионы жизней. Можете сами продолжить этот перечень.

И все же не может современный человек отказаться от благ цивилизации, созданных благодаря достижениям НТР.

7. Глобализация.

Глобализация (проблемы появляются в XX веке)

Это процесс усиления интеграционных связей между отдельными народами и государствами

Положительное

  • Способствует развитию экономики
  • Обеспечивает большую толерантность (терпимость)
  • Предостерегает государства от крайних действий

Отрицательное

  • Не всегда ориентирована на развитие отечественного производства (формируется единый стандарт потребления)
  • Диктуются правила выгодные развитым странам
  • Навязываются далеко не лучшие идеалы и ценности в ущерб национальных культур (массовая культура)
  • Появляются глобальные проблемы

Глобальные проблемы

Угрожают всему человечеству. Носят планетарный характер. Могут быть решены только совместными усилиями всех народов и государств.

Можно выделить следующие глобальные проблемы

  • Угроза новой мировой войны.
  • Экологические проблемы (загрязнение и разрушение природной среды обитания человечества, изменения климата, исчезновение различных видов животных и растений, мелеют крупные реки и др.).
  • Неравномерность экономического развития стран.
  • Увеличение числа техногенных катастроф.
  • Угроза мирового терроризма.
  • Проблема народонаселения (угроза голода).
  • Болезни.
  • Истощение природных ресурсов (поиски новых энергоносителей).
  • Кризис духовности.

ЕГЭ по обществознанию — самый популярный экзамен по выбору после обязательных ЕГЭ по математике и русскому языку. По данным прошлых лет, обществознание выбирало более половины выпускников, а в 2013 году его сдавало 69,3%! И вместе с тем это — один из сложнейших экзаменов. В этом году ЕГЭ по обществознанию не сдали 5,3% выпускников, а это около 25 тысяч человек! В чем причина такого неуспеха?

Среди выпускников распространено ошибочное мнение, что обществознание — один из самых легких предметов . Многие из них уверены, что по нему-то уж можно "что-нибудь наболтать". Это и есть первая ловушка обществознания. Ученики опираются на свой опыт устных ответов в классе, где действительно можно наговорить много, а учитель сам вычленит из сказанного верный ответ. На ЕГЭ же, где даже развернутые ответы части С состоят всего из нескольких предложений, невозможно "наболтать", а нужно давать четкие ответы.

И вот перед нами вторая ловушка обществознания: знание терминологии и умение ею оперировать . Если терминологию можно выучить, то способность ею оперировать требует навыков логического мышления: умения сопоставлять и анализировать. А это значит, что ЕГЭ по обществознанию в большей мере, чем любой другой экзамен, предполагает не простое воспроизведение заученного материала, а его "препарирование", что гораздо сложнее.

ЕГЭ по обществознанию — это настоящий интегральный экзамен: он включает в себя пять тем, относящихся к разным наукам : экономике, праву, философии, социологии и политологии. У каждой науки свой понятийный аппарат: терминология, подходы к оценке и анализу. Это и есть третья ловушка — ученику необходимо освоить всю терминологию и логику каждой из пяти наук. Сложность ЕГЭ по обществознанию состоит в том, что, в отличие от, например, математики, где геометрические задачи занимают четкое место в структуре экзамена, вопрос на сопоставление может быть как в теме экономики, так и социологии. Следовательно, ученику надо, в первую очередь, определить, с какой дисциплиной он имеет дело, а потом "включить" нужный понятийный аппарат.

При подготовке к ЕГЭ по обществознанию сложно избежать и четвертой ловушки:многочисленных учебников и пособий . Часть из них, к сожалению, не всегда добросовестна и может сослужить плохую службу. За основу лучше всего брать два базовых учебника — Кравченко и Боголюбова, которые используются в большинстве школ. Однако надо иметь в виду, что школы могут использовать учебники разных лет, а ФИПИ в своих разработках ЕГЭ опирается на последние издания.

Пятая ловушка ЕГЭ — недостаточное количество часов , которое отводится этому предмету в школе. Это связано, в первую очередь, с парадоксами развития российского образования. По мере своего совершенствования ЕГЭ по обществознанию усложняется, а в школе в это время идет отход от профильного изучения данного предмета. И это несмотря на то, что он востребован более чем в 30% гуманитарных вузов. Сегодня обществознание в школьной программе существует только как базовый предмет, которому уделяется всего один час в неделю.

Первая ловушка: выбирая этот предмет, объективно оцените свои знания. Относитесь к обществознанию как к точной науке.

Вторая ловушка: учите терминологию и тренируйтесь мыслить логически. Все типы заданий описаны в материалах ФИПИ. Ищите ответы на вопросы, узнайте, что конкретно требуется в данном ответе и как оценивается каждый ответ. В развернутых заданиях уточните, какой объем надо написать для ответа на каждый вопрос.

Третья ловушка: научитесь различать терминологию каждой из пяти дисциплин, входящих в ЕГЭ по обществознанию. При ответе первое, что нужно сделать, это определить дисциплину, с которой придется иметь дело.

Четвертая ловушка: с осторожностью выбирайте пособия для подготовки: ряд из них использует неупотребляемую терминологию и понятия. Учитывайте изменения, которые внесены в ЕГЭ-2014 по сравнению с 2013 годом, а именно:

  1. Усложнено задание В5. Общее число приведенных в условии задания суждений увеличивается с 4 до 5. Нужно распределить их по трем, вместо прежних двух, группам суждений: факты, оценки, теоретические утверждения. Здесь очень легко запутаться в оценках и теоретических утверждениях. Следует помнить, что теория — это заученное знание, а оценка — это собственное мнение.
  2. Темы, предлагаемые для написания эссе, сгруппированы в пять блоков вместо прежних шести. Темы, раскрываемые с учетом положений социологии и социальной психологии, теперь включаются в одно общее направление. Это облегчает написание задания на данную тему, так как грань между терминологией этих двух дисциплин не всегда различима.
  3. За эссе максимально можно получить 5 баллов. Здесь важно помнить, что если не раскрыт смысл высказывания, то работа просто не проверяется. Дополнительные баллы даются за приведение теоретического обоснования, а самые высокие — за фактическую аргументацию.Пятая ловушка: недостаточное количество часов можно компенсировать только одним — дополнительной подготовкой к ЕГЭ по обществознанию на верно и своевременно выбранных курсах.

Любой школьный предмет, в том числе обществознание, в наше время можно изучать дистанционно. Преимущества такой формы обучения очевидны: доступность материалов, возможность самостоятельно определять время и последовательность занятий, наглядность. Необходимо также отметить, что производится такое обучение .

Что и как изучать для подготовки к ГИА по обществознанию

По окончании девятого класса общеобразовательной средней школы сдают экзамены Государственной (итоговой) аттестации. Обязательными являются экзамены по русскому языку и математике, еще два школьных предмета учащиеся выбирают для сдачи самостоятельно в зависимости от сферы своих интересов и предполагаемой будущей профессии. Достаточно часто выбор школьников падает на ГИА по обществознанию. Это не случайно — хорошая аттестация по обществознанию необходима для получения практически всех гуманитарных специальностей среднего технического и высшего образования.

И учащиеся, и их родители, и учителя в равной степени заинтересованы в успешной подготовке к сдаче ГИА по обществознанию. Здесь им большую помощь может оказать изучение материалов по . Не все желают или могут по тем или иным причинам обращаться к помощи репетиторов, а такая новаторская форма обучения поможет разобраться во всех сложностях обществознания бесплатно , но не менее качественно.

Видеоуроки для подготовки и самоподготовки к ГИА по обществознанию располагаются на нашем сайте в соответствии со школьной программой, то есть, разбиты по классам и темам. Такая структура позволяет параллельно с основным традиционным обучением знакомиться с дополнительными сведениями по предмету, систематизировать и закреплять полученные знания. При подготовке к экзаменам такой порядок расположения видеоуроков дает возможность быстро и удобно находить необходимый материал.

Курс обществознания в школе включает в себя изучение этого предмета на протяжении шести лет — с 6 по 11 классы. При подготовке к сдаче ГИА рекомендуем начинать повторение материала по обществоведению онлайн с самого начала — с 6 класса.

Программа 6 класса включает в себя знакомство с основными понятиями общественных наук, такими как человек, семья, труд, родина, школа, добродетели.

На следующий год школьники изучают место человека в его взаимоотношениях с другими людьми и взаимодействии с окружающей реальностью — природой, законами, экономикой.

В восьмом классе учащихся более углубленно знакомят с общественными институтами: культурой, образованием, экономикой и предпринимательством. На этом этапе рассказывается о выборе профессии и жизненного пути, долге, науке, религии и нормах морали. И это тоже можно изучить, смотря уроки по обществознанию онлайн.

9 класс полностью посвящен основам государства и права. Преподаватель рассказывает о теории происхождения государства, разных формах государственного правления и политических режимах. Учащиеся получают представления о демократии, политической культуре, правовом государстве и конституционном строе. Можно ли изучить эти темы по обществознанию бесплатно ? Безусловно, если пользоваться преимуществами Интернета.

В 10 классе продолжается углубленное изучение правоведения. Уроки касаются отдельных разделов права — трудового, гражданского, семейного; учащиеся знакомятся с историей развития правовых взаимоотношений в процессе становления человеческой цивилизации. Многие из полученных в это время сведений не только нужны для сдачи ГИА по обществознанию, но и будут полезны в будущей жизни — ведь знание своих прав и законов, их защищающих, необходимо каждому гражданину.

Программа обществознания выпускного 11 класса посвящена различным сферам жизни общества — экономической, политической, социальной. Школьниками изучается понятие и роль личности, ее взаимодействие с социумом в экономическом, политическом и правовом аспектах. И все это очень важно для ГИА по обществознанию.

Курс каждого класса разбит на темы, включающие в себя несколько видеоуроков. Каждый видеоурок посвящен одному конкретному явлению или понятию, что облегчает усвоение материала, делает его структурированным и систематизированным. Такой подход позволяет учащимся легко ориентироваться в достаточно сложных вопросах обществоведения, делает изучение обществоведения онлайн эффективным и интересным занятием.