СЛОВО О ЗНАМЕНИИ СВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В ГОД 6677 (1169)

С вершилось это знамение великое и преславное чудо от иконы святой Богородицы в Новгороде.

Так ведь жили новгородцы: землями, которые им Бог даровал, владели по своей воле, и князя у себя держали по своему выбору. Был же у них тогда князь Роман Мстиславич, внук Изяслава.

И вот в это время не захотели двиняне давать дань Новгороду, а перешли под власть князя Андрея Суздальского. Новгородцы же послали на Двину сборщиком дани Даньслава Лазутинича, а с ним от каждого конца по сто мужей. И, услышав об этом, князь Андрей послал против них своих мужей - рать в тысячу пятьсот человек. И перехватила эта рать новгородцев на Белоозере, и началась битва. И помог Бог мужам новгородским, и убили они из полка Андреева восемьсот воинов, а остальные разбежались. А у новгородцев пало пятнадцать мужей.

И из-за этого князь Андрей разгневался на Новгород и начал рать готовить. Сам же он тогда разболелся и послал сына своего Романа на Новгород со всем войском суздальским, а с ним пошли князь Мстислав со смолянами, а со своими князьями торопчане, муромцы, рязанцы, переяславцы, и со всеми князьями вся земля Русская. И было всех князей семьдесят два.

Битва новгородцев с суздальцами. Новгород. Конец XV в. Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.

Когда новгородцы услыхали об этой силе великой, идущей на них, то охватила их печаль и скорбь великая и сетование многое; молились они милостивому Богу и пречистой его матери, святой госпоже Богородице. И соорудили они острог вокруг всего Новгорода, а сами укрылись за острогом. И пришли к Новгороду суздальцы со всеми князьями земли Русской, и стояли под городом три дня.

Во вторую же ночь осады, когда святой архиепископ Иоанн стоял на молитве пред образом Господа нашего Исуса Христа, молясь о спасении города этого, в ужасе услышал он голос, говоривший так: «Иди в церковь святого Спаса на Ильину улицу, и возьми икону святой Богородицы, и вынеси ее на острог, воздвигнутый против супостатов». И святейший архиепископ Иоанн, услышав это, пребывал без сна всю ночь, молясь святой Богородице, матери Божьей.

Когда же наступило утро, повелел Иоанн быть собору духовенства и поведал всем о том видении. Они же, услышавши об этом, прославили Бога. И послал архиепископ дьякона своего со всем клиром, чтобы принесли икону на собор. И пошел дьякон в церковь святого Спаса, и поклонился иконе святой Богородицы, хотя ее взять; и не стронулась икона с места своего. Тогда дьякон возвратился и поведал архиепископу о случившемся.

Блаженный же архиепископ Иоанн, слышав это от дьякона своего, поспешно встал с места своего и пошел со всем святым собором, и с ним множество народа. Вошел он в церковь Господа нашего, спасителя Исуса Христа, и, подойдя к иконе госпожи нашей, пречистой Богородицы, и преклонив колени, начал молиться, так говоря: «О премилостивая дева, госпожа Богородица, владычица, пресвятая дева пречистая! Ты - упование наше, и надежда наша, и заступница града нашего, стена, и покров, и прибежище всем христианам. На тебя ведь надеемся мы, грешные. Молись, госпожа, сыну своему, Богу нашему, за город наш, не предай нас врагам нашим ради грехов наших, но услышь, госпожа, плач людей своих и прими молитву рабов своих, избавь, госпожа, город наш от всякого зла и от супостатов наших».

И когда сказал он это, начали петь канон молебный, а после шестой песни канона начали кондак петь «Заступница христиан безупречная». И в это время икона сама сдвинулась с места своего. Люди же, увидев это, со слезами воскликнули: «Господи, помилуй!» Архиепископ же взял ее своими руками и передал двум дьяконам, и повелел нести ее перед собой, а сам пошел вослед со всем святым собором, свершая канон. Люди же толпились, идуще вослед. И понесли икону на острог, туда, где ныне монастырь святой Богородицы на Десятине.

А все новгородцы были внутри острога, не осмеливаясь выступить против врагов; лишь скорбел каждый о судьбе своей, видя погибель свою, ибо ведь суздальцы и улицы поделили - каждая какому городу достанется.

И вот, когда наступил шестой час, начали наступать на город все русские полки. И полетели на город стрелы, словно дождь проливной. Тогда икона по божьему соизволению обратилась ликом к городу, и увидал архиепископ текущие слезы от иконы, и подставил он под них фелонь свою. О великое, внушающее трепет чудо! Как это может произойти от сухого дерева? Не слезы ведь это, но проявила она тем знак своей милости: так ведь молилась святая Богородица сыну своему и Богу нашему за город наш, чтоб не отдал он его в поругание неприятелю.

Тогда Господь Бог наш умилосердился над городом нашим по молитвам святой Богородицы: обрушил гнев свой на все полки русские, и покрыла их тьма, как было при Моисее, когда провел Бог израильтян сквозь Красное море, а фараона потопил. Так и на сих напал трепет и ужас, и ослепли все, и начали биться меж собой. Увидев это, новгородцы вышли в поле и одних перебили, а других захватили в плен.

Так минула слава суздальская и честь, Новгород же избавлен был от беды молитвами святой Богородицы. Святой же архиепископ Иоанн учредил праздник светлый, и начали праздновать всем Новгородом, - все новгородцы, мужчины, женщины и дети, - праздник Честного Знамения святой Богородицы.

Богу нашему слава.

Оригинальный текст

СЛОВО О ЗНАМЕНИИ СВЯТЫЯ БОГОРОДИЦА В ЛѢТО 6677-е

Сътворися знамение великое и преславное чюдо от иконы святыя Богородица в Новѣгородѣ.

Сице бо живущимъ новгородцемь: владѣяху областми по своей волѣ, яже имъ Богъ поручилъ, а князя держаху по своей волѣ. Бѣ же у нихъ тогда князь Романъ Мьстиславличь, внукъ Изяславль.

В то же время двиняни не хотяху дани давати Новугороду, но вдашася князю Андрѣю Сусьдаскому. Новгородьци же послаша на Двину даньникомъ Даньслава Лазутинича, а сь нимъ ис концовъ по сту мужь. И то слышавъ, князь Аньдрѣй посла противу имъ своихъ мужѣй - тысщю и пятьсотъ рати. Онѣ же начаша переимати ихъ на Бѣлѣозерѣ, и начаша ся бити. И пособи Богъ мужемь новгородьцемь и убиша от полку Аньдрѣева осмисотъ мужь, а прочѣи избѣгоша. А новгородьцевъ паде пятьнадесятъ мужь.

И оттолѣ князь Андрѣй разгнѣвася на Новгородъ и нача рать копити. А самъ тогда разболѣся и посла сына своего Романа к Новугороду съ всею силою сузьдальскою. А с нимъ князь Мьстиславль съ смолняны, с торопчяны, с муромци, и с рязанци, и с переяславци, и с всими князьми всея земля Руская. И бысть всихъ князѣй 70 и 2.

Новгородци же слышаху ту силу великую грядущюю на ся, и печалны быша въ скорбѣ велици и сѣтовании мнозѣ; моляшеся милостивому Богу и пречистѣй его матери, святѣй госпожѣ Богородици. И поставиша острогъ около всего Новагорода, а самѣ сташа за острогомъ. И придоша к Новугороду сусьдальци съ всими князьми земля Руския, стояху же подъ городомъ три дни.

Въ вторую же нощь святому архиепископу Ивану стоящю и молящюся святому образу Господа нашего Исуса Христа о спасении града сего, и бысть въ ужасѣ и слыша глас, глаголющь сице: «Иди в церковь святаго Спаса на Ильину улицю и возми икону святую Богородицю и вынеси на острогъ противу супостатъ». И святейший архиепископъ Иоан, то слышавъ, пребы безъ сна всю нощь, моляся святѣй Богородици, матери Божии.

Утру же бывшю, повелѣ быти сбору святому, исповѣда видѣние то предъ всими. Они же, тогда слышавше, прослвиша Бога. Архиепископъ же посла дьякона своего с крилосомъ принести икону на сборъ. И шедъ же дъяконъ въ церковъ святаго Спаса, и поклонися святѣй Богородици образъ, хотя ю взяти. И не подвижеся икона с мѣста своего. Дьякон же възвратися и повѣда архиепископу бывшее.

Блажений же архиепископъ Иванъ, слышавъ се от дъякона своего, въста въскоре от мѣста своего и поиде съ всимъ святымъ сборомъ, и с нимъ народи мнози. Внидоша въ церковъ Господа нашаго Спаса Исуса Христа, и, прешедъ пред икону госпожа нашея, прѣчистыя Богородица, и поклонивъ колѣнѣ, молитву творяще, сице глаголаше: «О премилостивая дѣво, госпоже Богородице, владычице, пресвятая девице прѣчистая! Ты еси упование наше и надежа наша, заступнице граду нашему, стѣна и покровъ и прибѣжище всимъ крестьяномъ. На тебе бо надѣемся мы, грѣшнии. Молися, госпоже, сыну своему, Богу нашему за град нашь, не прѣдай же насъ врагомъ нашимъ грехъ ради нашихъ, но услыши, госпоже, плачь людий своихъ приими молитву рабъ своихъ, избави, госпоже, град нашь от всякого зла и от супостатъ нашихъ».

Се же ему изрекшю, начаша пѣти канун молебонъ, и по 6-й пѣсни начанаху кондакъ сице пѣти «Заступнице крестьяномъ непостыдная». И в то же время подвижеся икона сама. Народи же, видевше, съ слезами зваху: «Господи, помилуй!» Архиепископъ же приимъ своима рукама и дасть двѣма дьяконома и повелѣ нести пред собою, а самъ поиде въследъ съ всимъ святымъ сборомъ, свѣршающе канунъ. Народи же угнѣтахуся, въследъ идуще. И несоша икону на острогъ, идѣже нынѣ манастырь святыя Богородица на Десатинѣ.

А новгородци вси бяху за острогомъ, не можаху противу стати, но токмо плакахуся кождо себе свою погыбель видяще, понеже бо суздалци и улици раздѣлиша на свои городы.

Бывшю же часу 6-му, начаша приступати ко городу вси полци рускыя. И спустиша стрѣлы, яко дождь умноженъ. Тогда же икона Божиимъ промысломъ обратися лицемъ на град и видѣ архиепископъ слезы, текуща от иконы, и приять въ фелонъ свой. И великое, страшное чюдо! Како се можеше быти от суха древа? Не суть бо слезы, но являеть знамение своея милости: симъ бо образомъ молится святая Богородица сыну своему и Богу нашему за град нашь - не дати в поругание супротивнымь.

Тогда Господь Богъ нашь умилосердися на град нашь молитвами святыя Богородица: пусти гнѣвъ свой на вся полкы рускыя, и покры ихъ тма, яко же бысть при Моисѣи, егда бо проведе Богъ сквозѣ Чермьное море жиды, а фараона погрузи. Тако и на сихъ нападе трепетъ и ужасть, и ослѣпоша вси, и начаша ся бити межи собою. Се же новгородци видѣвше, изыдоша на поле, ови избѣша, а прочихъ живы изымаша.

Оттолѣ отъятся слава суздальская и честь, Новгородъ же избавленъ бысть молитвами святыя Богородица. Святый же архиепископъ Иванъ створи празникъ светелъ, начаша праздновати всимь Новымьгородомъ вси мужи новгородци, жены и дѣти Честному Знамению святыи Богородица.

Главы из романа Игоря Тихоненко "Династия" часть 1 "Рюрик"
Дествующие лица:
Князь Рюрик – финский князь, впоследствии Великий Князь Новгородский и Русский.
Князь Гостомысл – Новгородский князь, дедушка Рюрика.
Князь Вадим - Новгородский князь, родственник Гостомысла, претендент на Новгородский престол.

6. Поединок.
Вечером следующего дня, лишь только солнце коснулось земли своим нижним краем, и цвет неба на западе стал огненно-красным, возвратились разведчики, которых накануне посылал Гостомысл к городу Чуд. Князь собрал военачальников.
- Войско норманнов движется в нашем направлении,- доложил воин старший из разведчиков.- Думаю, что завтра они будут уже здесь.
- Ну, ночью они вряд ли нападут,- предположил Гостомысл.- Хотя, от Эрика можно всего ожидать. Если мы их обнаружили, значит, и они уже знают, что мы здесь. Выставьте двойные посты и секреты на ночь. А утром, чуть рассветет, ты Волебог выводи свои дружины на поле строиться. Да расположитесь посередине поля, чтобы было, куда отводить центр войска, когда начнёте заманивать норманнов, а края пусть стоят на месте. Тогда получится, что противник, разрезав вас пополам, окажется как раз возле моей дружины. Ты, князь Вадим, выезжай перед войском Волебога и вызывай на поединок Эрика. А ты, воевода Славен, до начала битвы сиди в лесу и с места своего не трогайся ни на шаг. А то враз, нарвёшься на норманнских лазутчиков. Они, наверняка, будут следить, чтобы их не обошли с флангов. Ну, всё. Пусть нам поможет Перун и удача.
Князья и воеводы разъехались по своим дружинам. Волебог и Вадим вместе не спеша двигались по лесу.
- Да, нелегко тебе завтра придётся,- посочувствовал Волебог Вадиму.- Не просто будет с Эриком справиться. Ты, Вадим, зря не рискуй. Если увидишь, что Эрик берёт верх, отъезжай сразу назад к нашему войску, а мы тебя прикроем. Ну, его в болото, этого Непобедимого. Для нас главное битву выиграть.
Вадим с удивлением посмотрел на Волебога и с обидой в голосе произнёс:
- Ты что шутишь, князь. Ну, ты тоже сказал. Как это я отойду к нашему войску? Убегу что ли? И, кто я буду после этого? Нет, брат Волебог, не годится так, не по-нашему это, чтобы убегать от врага. Да и поглядим ещё завтра, кому из нас убегать придётся. Я ведь тоже, чего-нибудь да стою.
- Извини меня Вадим,- поспешил исправиться Волебог,- это я не подумавши, ляпнул. Только жаль мне будет, если с тобой что-то случится. А вообще-то, я бы и сам хотел помериться силами с Эриком. Что не говори, а он достойный противник.
Князья подъехали к Новгородской дружине, которая расположилась у самой кромки леса. Волебог остановил коня и посмотрел на поле. Ночная темнота уже заполнила его.
- Вот здесь завтра много славянских жизней прервётся,- задумчиво с грустью в голосе проговорил Волебог.- Может, и мой путь на земле завтра закончится.
- Что ты всё о смерти говоришь,- возмутился Вадим.- Как будто неладное чуешь. Смотри,
накликаешь беду себе. Пусть наши враги о смерти думают. А мы поживём ещё. Ладно, пошли спать. Завтра силы понадобятся. Я, например, умирать не собираюсь.
Лишь только утренний ветерок своим свежим дыханием задул огоньки звёзд на ночном небе, в лагере Новгородцев началось оживление. Воины просыпались, брали оружие выходили в поле строиться. Кое-кто из них умывался утренней росой прямо с высокой степной травы. Их длинные шеренги перегородили всё поле и насчитывали десять рядов. Впереди поставили самых опытных дружинников. Они выставили перед собой деревянные щиты высотой в человеческий рост, обитые железными шинами. Из оружия у воинов были длинные копья и прямые мечи. Дальние ряды заполнили новгородские ополченцы. Построив своё войско таким образом, Волебог рассчитывал, что первый удар норманнов будет самый сильный. И его смогут удержать только опытные воины в тяжёлом обмундировании. Очень важно было устоять и не нарушить строй под натиском врага.
- Ребята,- обратился Волебог к дружинникам,- если норманны пустят вперёд кавалерию, выставляйте копья вперёд, уприте их концом в землю и прижмите ногой. Так, сдержите удар. Задние ряды стреляйте из луков, и не жалейте стрел. Воевода Полег, по моей команде начнёшь отводить своё крыло войска вправо, а я со своими пойду влево. Знаком отвода для тебя будет зажжённый костёр у края леса. Всё, теперь будем ждать.
С другой стороны поля показались люди. И уже через несколько мгновений можно было чётко различить фигуры норманнских воинов. Они выстроились в боевой порядок и не двигались.
Первые лучи солнца легли на поле, освещая место будущей битвы. Степная трава, прикасаясь, друг к другу стеблями, зашумела. Похоже, было, что она возмущается и возражает против того, чтобы её топтали люди, собравшиеся на поле.
- Ну, я поехал,- сказал князь Вадим.- Пора, а то норманны начнут атаку.
Новгородцы расступились и пропустили князя. Он выехал на середину поля между норманнами и славянами, и остановился.
- Эрик, ты хотел сразиться со мной,- прокричал Вадим.- Я князь Вадим. Выходи на поединок.
Некоторое время среди норманнского войска было тихо. Затем воины отошли в стороны, и вперёд выехал всадник на белом коне. Это был норманнский король Эрик Непобедимый. На вид ему можно было дать не больше сорока лет. Широкоплечий, высокого роста он уверенно сидел на коне. В левой руке князь держал деревянный щит, оббитый железом, а в правой – длинное копьё. Из-под шлема на плечи ниспадали волосы белого цвета. Эрик тронул шпорой коня и направился к Вадиму. Не доезжая около тридцати шагов, Непобедимый остановился.
- Это карошо, что тьебя до сих пор никто не убьил, новгородьец,- проговорил Эрик на ломанном славянском языке.- У мьеня бутет возможность рассчитаться с тобой, фот за этот шрам. Надеюсь, ты помнить ето?
После этих слов норманн указал пальцем на свою правую щеку.
- Конечно, помню,- подтвердил Вадим.- А я надеюсь, что сегодня я буду более точным, и одним шрамом ты уже не отделаешься.
Эрик выставил копьё вперёд и рванул вперёд с места. Вадим сделал то же самое. Всадники неслись навстречу друг другу, всё время, увеличивая скорость. Когда они поравнялись, то сразу же нанесли удары копьями. Наконечники скользнули по их щитам, не причиняя никакого вреда воинам. Всадники развернулись и вновь понеслись навстречу друг другу. В этот раз они были более точными, и нанесли удары с такой силой, что их копья сломались. Но, ни один из всадников не пострадал. Поединщики вновь сблизились и принялись беспощадно молотить пудовыми дубинами друг друга по щитам. Каждый из воинов успевал подставить свой щит под удар противника. Так продолжалось некоторое время. Но Эрик умудрился ударить с такой силой, что щит Вадима не выдержал и треснул пополам. Новгородский князь понял, что положение его ухудшилось, и решил пойти на риск. Он быстро подъехал к Эрику и ухватил его за щит левой рукой, а правой попытался нанести удар булавой. Норманн вовремя среагировал и ударил своей булавой по булаве Вадима. Две дубины разлетелись на щепки от столь мощного соприкосновения. В руках у поединщиков остались лишь бесполезные обломки. Воины достали мечи. У Эрика было преимущество. У него оставался щит. Всадники начали сближаться. Когда они съехались, между ними завязалась отчаянная рубка. Во время каждого удара клинка о клинок летели искры.
Оба войска следили за поединком своих князей, затаив дыхание. И только, когда кому-нибудь из них удавалось добиваться успеха над противником, воины тут же поддерживали своего поединщика ликующими криками.
Вадим собрался с силами и нанёс сокрушительный удар мечом, пробив щит Эрика насквозь, и поранил норманна в грудь. Эрик выронил щит из рук, и он упал на землю. Норманнский король удержался в седле и занёс свой меч, чтобы поразить Вадима. Новгородскому князю нечем было защищаться так, как его меч упал вместе со щитом Эрика. Вадим прикрылся рукой, и мысленно приготовился к смерти. Но случилось непредвиденное. Меч Эрика скользнул по кольчуге Вадима и отскочил, не причинив новгородцу никакого вреда. И в это же время, конь Вадима укусил коня Эрика за шею. Конь норманна встал на дыбы от боли. Эрик, чтобы удержаться в седле, схватился за шею коня, наклонился вперёд и оказался лицом к лицу с Вадимом. Новгородец, недолго думая, изо всей силы ударил норманна кулаком по голове так, что Эрик потерял сознание и рухнул на землю.
Славяне дружно закричали, приветствуя победу своего князя. Вадим слез с коня, наклонился над Эриком и спросил:
- Ну, что доволен, или ещё хочешь со мной поквитаться? Эй, норманны, забирайте вашего короля, я лежачих не бью.
Эрик продолжал неподвижно лежать на траве. Вадим наступил ногой на его щит и вытащил свой меч. Затем он вскочил на коня и направился к своим войскам.
От норманнов выехали несколько всадников. Они приблизились к Эрику, подняли его и повезли к расположению их войск. Вадим подъехал к Волебогу, который стоял впереди новгородской дружины. Князья засмеялись и обнялись.
- Только бы они не передумали нас атаковать сегодня,- переживал Волебог.
- Не передумают,- успокоил его Вадим.- Сейчас Эрик очухается, и решит отомстить за свой позор. Я-то его не убил. Так. Стукнул слегка. Но голова у него сегодня соображать плохо будет. За это я ручаюсь.
После этих слов Вадим выехал на середину между армиями славян и норманнов и прокричал:
- Эй, норманны, вы что же, как и ваш король ни на что не годны? Что, так и будете стоять? Может, вы так меня испугались, что домой возвратитесь?
Среди норманнских воинов начался недовольный ропот. Спустя несколько мгновений их войско зашевелилось и двинулось на сближение с новгородцами. Впереди, выстроившись в виде клина, ехали кавалеристы, закованные в тяжёлые железные латы.
Князь Вадим возвратился к Волебогу и сказал:
- Ну, вот сейчас начнётся. Ты и сам здесь управишься. А я поехал к своей дружине. Удачи тебе.
- И тебе удачи, брат,- спокойно произнёс Волебог.

Сказание о битве новгородцев с суздальцами - новгородский памятник сер. XIV в. В феврале 1170 г. объединенные силы нескольких русских княжеств под предводительством Мстислава, сына владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского , пошли походом на Новгород. После трехдневной осады города, 25 февраля, произошло сражение, окончившееся полным поражением суздальских войск. Это событие нашло широкое отражение в древнерусской литературе: кроме летописных повестей ему посвящено новгородское по происхождению С., которое дошло до нас в нескольких редакциях и вариантах.

Летописные повести о событиях 1170 г. делятся на две основные версии: проновгородскую и антиновгородскую. Обе возникли в близкое к событию время. Летописная повесть новгородской ориентации дошла в Летописях Новгородских I , IV и V , в Летописи Авраамки , в 1-й редакции Летописи Софийской I , в Летописце Рогожском , в Летописях Псковской I , Вологодско-Пермской и Никаноровской . Самый ранний текст этого вида летописной повести читается в НIЛ старшего извода, Легенда о чудесной помощи Новгороду иконы Знамения богородицы в этом тексте не отразилась. Уже на раннем этапе литературной истории летописной повести о битве новгородцев с суздальцами из-за неверно понятого текста источника (того вида летописной повести, который читается в HIЛ старшего извода) предводитель суздальцев был ошибочно назван не Мстиславом, а Романом Андреевичем. Рассказу о битве под стенами Новгорода предшествует рассказ о сражении новгородцев с суздальцами на Двине, во время которого небольшая дружина новгородцев, возглавляемая Даньславом Лазутиничем, наголову разбила многочисленную рать суздальцев. В последующих вариантах новгородской летописной повести (после НIЛ старшего извода) перечисленные сюжетные компоненты ее были дополнены рассказом о чудесной помощи Новгороду иконы Знамения богородицы.

Летописная антиновгородская повесть входит в состав Летописей Лаврентъевской , Ипатьевской , Воскресенской , 2-й редакции Софийской I и Летописного свода Московского великокняжеского кон. XV в. Здесь предводитель суздальских войск назван исторически верно - Мстислав Андреевич; события похода и сражения излагаются с точки зрения противников Новгорода. С летописной повестью новгородской версии летописная повесть антиновгородской версии ничем не связана. В Летописи Никоновской рассказ о битве новгородцев с суздальцами представляет собой переработку обеих версий летописной повести - новгородской и антиновгородской.

Содержание С. в его первоначальном виде таково. В 6677 (1170) г. в Новгороде произошло «знамение великое и преславное». В это время у новгородцев, державших у себя князя «по своей воле», княжил Роман Мстиславич, внук Изяслава. Двиняне, земли которых подчинялись Новгороду, не захотели давать Новгороду дань и предались суздальскому князю Андрею. Новгородцы отправили на Двину даныцика Даньслава Лазутинича и с ним «ис концов по сту мужь», т. е. рать в 500 человек. Суздальский князь послал против отряда Лазутинича рать в 1500 человек. На Белоозере произошло сражение, окончившееся победой новгородцев, при этом новгородцы потеряли убитыми 15 воинов, а суздальцы - 800. Разгневанный князь Андрей посылает на Новгород большое войско, во главе которого идет его сын, названный в С. Романом. К суздальцам присоединяются войска других князей. Новгородцы, узнав, о начавшемся против них походе, «поставиша острог около всего Новагорода». На третью ночь после начала осады Новгорода суздальцами молящемуся о спасении города новгородскому архиепископу Иоанну слышится «глас, глаголющ»: «Иди в церковь святаго Спаса на Ильину улицю, и возьми икону святую богородицю, и вынеси на острог противу супостат». Торжественным крестным ходом икону выносят на острог, «иде же ныне манастырь святыа богородица на Десятине». Суздальцы начали наступление на город и «спустиша стрелы, яко дождь умножен». Икона обратилась ликом к городу, и из глаз богородицы потекли слезы: «сим бо образом», - говорит рассказчик, - богородица молится богу за спасение города. Бог обратил свой гнев на суздальцев: их покрыла тьма, на них напал «трепет и ужасть», и они стали избивать друг друга. Новгородцы, увидев это, вышли из острога, стали разить и пленять врагов. Пленных было так много, что новгородцы продавали их за бесценок. В ознаменование чуда Иоанн «сотвори праздник светел», который стали праздновать в Новгороде 27 ноября.

Таково содержание С. в его первоначальной редакции - «Слове о знамении» («Слово о знамении святыя богородица в лето 6777-е»; «В ть же день (месяца ноября в 27 день). Слово о знамении святыя (пресвятыа) богородица, иже в Великом Новеграде. Благослови отче»). Следующая редакция - «Воспоминание знамения» («Месяца ноября, в 27 день. Воспоминание знамения, бывшаго иконою пречистые владичици нашеи богородици в Великом Новеграде») - представлена двумя вариантами - полным и кратким. Полный близок к «Слову» и по содержанию, и текстуально. Но если основа сюжета осталась та же, то характер его раскрытия в «Воспоминании» иной: здесь в значительной степени усиливается религиозно-назидательная функция произведения. Краткий вариант «Воспоминания» текстуально близок к полному, но в нем некоторые части текста либо опущены совсем, либо пересказаны обобщенно. Сопоставление текстов «Слова» и «Воспоминания» с летописными повестями о битве новгородцев с суздальцами свидетельствует о том, что С. связано с летописной повестью не только сюжетно, но и текстуально. Летописным источником С. была летописная запись с изменениями, восходящая к первоначальной летописной записи и послужившая источником летописной повести типа летописи Авраамки и Рогожского летописца.

Первоначальный текст С. возник в 40-50-е гг. XIV в. «Воспоминание о знамении» было составлено Пахомием Сербом во время его первого приезда в Новгород в 30-е гг.XV в. Одновременно с этим Пахомий написал церковную «Службу знамению» и «Слово похвальное знамению». Следующей редакцией С. был текст, включенный в состав Жития Иоанна Новгородского . В житийной редакции почти дословно повторяется текст «Воспоминания», но имеются некоторые дополнения и частичные изменения текста. В житийной редакции снимается новгородская направленность произведения, центр тяжести сюжета переместился в план общехристианской морали: осуждается вражда единоверных, богородица помогает тем, кто уповал на ее милость, и карает тех, кто возгордился и пренебрег ее святым образом. Автор житийной редакции подчеркивает общерусский, а не местный характер (как было в С.) праздника в честь чуда: «Подобает убо всем нам, сыновом рускым, честный и светлый си праздник... обще праздновати с верою и любовию». Вместе с этими изменениями в житийной редакции ярче выступает образ архиепископа Иоанна, сильнее подчеркивается его роль в свершившемся чуде. Единственным списком (ГПБ, Q.I.1153, XVII .) представлена Сводная редакция С., в которой взятый за основу текст «Слова о знамении» сконтаминирован с текстами «Воспоминания о знамении» и житийной редакции С. Редакция С. Степенной книги, вероятнее всего, составлена ее автором протопопом Андреем, будущим митрополитом Афанасием в 60-х г. XVI в. Эта редакция С. включена в Лаптевский том Летописного свода Лицевого , встречается отдельно в составе сборников. В основе редакции лежит «Слово о знамении» с обширными добавлениями автора редакции, пользовавшегося летописями и летописными повестями о битве новгородцев с суздальцами проновгородской и антиновгородской версий. В 30-х г. XVII в. свою редакцию С. составил думный дьяк, печатник Иван Тарасьевич Грамотин («Месяца ноемврия в 27 день. Воспоминание чюдесе преславнаго, бывшаго от иконы пресвятыя владычицы нашея богородицы и присно девы Марии в Великом Новеграде. Сия повесть слогу печатника Иоанна Тарасевича Грамотина»), Редакция Грамотина отличается риторичностью, усилено церковно-религиозное звучание произведения. С. у Грамотина начинается обширным риторическим вступлением и заканчивается похвалой богородице. (См. подробнее в статье о нем). В кон. 60-х гг. XVII в. была составлена Церковная редакция С. при Новгородском Знаменском соборе. К тексту «Слова о знамении» здесь были присоединены: копия записи «во олтари по обе страны горняго места» - о постройке церкви в 1352 г., копия записи о росписи храма в 1363 г. и рассказы о 8 чудесах от иконы Знамения, самое позднее из которых датируется 1666 г. В 1687 г. в Косином монастыре, в Старой Руссе, был составлен большой сборник житий новгородских святых (ГПБ, F.I.729), представляющий собой оригинальные переработки новгородских текстов. Автор Косинской редакции С. свой текст составляет на основе редакции Степенной книги, редакции Грамотина, Церковной редакции и «Слова похвального знамению». По ходу развития сюжета он пользуется то одним, то другим источником, вкрапливая в рассказ свои собственные незначительные вставки.

С. пользовалось огромной популярностью у древнерусских книжников. Различные редакции его дошли до нас в многочисленных списках в составе сборников разнообразного характера. О популярности С. свидетельствует и то, что его редакции включались в летописи вместо летописной повести о битве новгородцев с суздальцами. В Летописях Тверской и Псковской II читается «Слово о знамении» с некоторыми особенностями, присущими только этим текстам. В двух списках Летописи Новгородской хронографической (Погодинском и Академическом) помещена житийная редакция С. В Мазуринском летописце - пересказ краткого варианта «Воспоминания». Изобразительная яркость и конкретность С. нашли отражение в новгородском изобразительном искусстве. Новгородская икона «Битва новгородцев с суздальцами», датируемая искусствоведами 60-80-ми гг. XV в., считается одним из шедевров древнерусской живописи. Эта первоначальная икона (находится в Новгородском музее-заповеднике) была несколько раз повторена новгородскими иконописцами (две, наиболее близкие к первоначальной, реплики этой иконы находятся в Русском музее и в Третьяковской галерее). Исходя из содержания иконы можно утверждать, что иконописец, знал и С., и летописную повесть новгородской версии, но создал свое собственное, оригинальное произведение, а не иллюстрацию какого-либо из текстов. К XVI в. относится новгородская икона архиепископа Иоанна в деяниях и чудесах. Девять клейм из двадцати девяти этой иконы посвящены битве новгородцев с суздальцами. Содержание этих клейм восходит к житийной редакции С. В рукописи ГПБ, F.I.730 (XVII в.) перед текстом С. в редакции Грамотина на отдельных листах нарисовано одиннадцать миниатюр, иллюстрирующих битву новгородцев с суздальцами, с подробными подписями. По существу это самостоятельная повесть в картинках. В миниатюрах передано содержание всего С., подписи же - не цитаты из какого-либо текста С., а самостоятельный текст.

Изд. : ПЛ. 1860. Вып. 1. С. 241-242; ПСРЛ. СПб., 1863. Т. 15. С. 244-247; СПб., 1908, Т. 21, 1-я пол. С. 235-239; Пг., 1917. Т. 4, ч. 2, вып. 1. С. 162-166; М., 1968. Т. 31. С. 63-64; Псковские летописи. М., 1965. Вып. 2. С. 19-21; ПЛДР. XIV - середина XV века. М., 1981. С. 448-453.

Лит. : Ключевский . Древнерусские жития. С. 126-128; Xрущов И. П . О древнерусских исторических повестях и сказаниях XI-XII столетия. Киев, 1878. С. 129-130; Гусев П. Л . Новгородская икона св. Иоанна. (Илии) архиепископа в деяниях и чудесах. СПб., 1903; Яблонский В . Пахомий Серб и его агиографические писания. СПб., 1908. С. 120-123, 151-154; Труды 15-го археологического съезда в Новгороде. 1911. М., 1914. Т. 1. Протоколы. С. 78; Лихачев Д. С. Литература Новгорода XIV-XV вв. // История русской литературы. М.; Л., 1945. Т. 2, ч. 1. С. 263-264; Порфиридов Н. Г . Древний Новгород. М.; Л., 1947. С. 239-240, 296; Frolow A. Le Znamenie de Novgorod: évolution de la légende // Revue des études slaves. Paris, 1948. T. 24. P. 67-81: T. 25. P. 45-72; Лазарев В. Н . Новгородская иконопись. М., 1969. С. 35-36, табл. 51-53, 60-63; Дмитриев Я. А . Житийные повести русского Севера как памятник литературы XIII-XVII вв. Л., 1973. С. 95-148, 281-284; Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода. XV век. М., 1982. с. 83-86, 98-101, 150-154, 217-220, 229-230, 423.

ВНИМАНИЕ:
По благословению Блаженнейшего Владимира Митрополита Киевского в 21:00 по
Киевскому времени - общее чтение Акафиста Казанской иконе Божией Матери о
спасении Украины! Это 23:00 по Московскому времени.
Подымемся на молитву! Просите друзей присоединиться и молиться!
Пресвятая Богородица, Царица Небесная, Заступница Усердная рода христианского, спаси нас!

Чудо от иконы Знамение (Битва новгородцев с суздальцами) - популярный в России XV-XVII вв. иконописный сюжет, в основе которого лежит историческое событие: осада Новгорода войском под предводительством суздальского князя Мстислава Андреевича.

В начале 1170 года соединённые силы русских князей: владимирского, смоленского, рязанского, муромского и полоцкого, - возглавляемые суздальским князем Мстиславом Андреевичем, сыном Андрея Боголюбского, подошли к стенам Новгорода и осадили город.
Когда новгородцы услыхали об этой силе великой, идущей на них, то охватила их печаль и скорбь великая. И, сетуя горько, молились они милостивому Богу и Пречистой Его Матери, Святой Госпоже Богородице. И соорудили они острог вокруг всего Новгорода, а сами укрылись за острогом. И пришли к Новгороду суздальцы со всеми князьями земли Русской, и стояли под городом три дня. Во вторую же ночь осады, когда святой архиепископ Иоанн стоял на молитве пред образом Господа нашего Иисуса Христа, молясь о спасении города этого, в ужасе услышал он голос, говоривший так: «Иди в церковь святого Спаса на Ильину улицу, и возьми икону Святой Богородицы, и вынеси её на острог, воздвигнутый против супостатов». И святейший архиепископ Иоанн, услышав это, пребывал без сна всю ночь, молясь Святой Богородице, Матери Божьей. <…> И понесли икону на острог, туда, где ныне монастырь Святой Богородицы на Десятине. А все новгородцы были внутри острога, не осмеливаясь выступить против врагов; лишь скорбел каждый о судьбе своей, видя погибель свою, ибо ведь суздальцы и улицы поделили - какая какому городу достанется. И вот, когда наступил шестой час, начали наступать на город все русские полки. И полетели на город стрелы, словно дождь проливной. Тогда икона по Божьему соизволению обратилась ликом к городу, и увидал архиепископ текущие слёзы от иконы, и подставил он под них фелонь свою. <…> Тогда Господь Бог наш умилосердился над городом нашим по молитвам Святой Богородицы: обрушил гнев Свой на все полки русские, и покрыла их тьма, как было при Моисее, когда провел Бог израильтян сквозь Красное море, а фараона потопил. Так и на сих напал трепет и ужас, и ослепли все, и начали биться меж собой. Увидев это, новгородцы вышли в поле и одних перебили, а других захватили в плен.
Чудотворная икона Божией Матери «Знамение» 186 лет после этого события находилась в той же церкви Спаса Преображения на Ильиной улице. В 1356 году икона из церкви Спаса Преображения была с торжеством перенесена в воздвигнутый в 1354 году особый храм «Знамения Пресвятой Богородицы», впоследствии ставший Знаменским собором. Многочисленные списки с этой иконы известны по всей России. Многие из них являются чудотворными и наименованы по месту явления чудес. К таким спискам иконы Знамения относятся иконы Абалацкая, Дионисиево-Глушицкая, Курская, Серафимо-Понетаевская и другие.
Память о чудесном избавлении Новгорода от вражеского войска долго сохранялась в форме устных преданий. Архиепископ Иоанн тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь 10 декабря (27 ноября). В XIV веке написано «Слово о знамении святой Богородицы» (сказание о битве новгородцев с суздальцами). В XV веке рассказ об этом чуде вошёл в новгородский летописный свод, и афонский иеромонах Пахомий Логофет написал «Слово похвальное Знамению».
Композиционно икона «Чудо от иконы Знамение (Битва новгородцев с суздальцами)» состоит из трёх расположенных одна под другой частей (регистров). В верхней части изображение новгородцев, молящихся перед образом «Богоматерь Знамение» у церкви Спаса Преображения и затем переносящих его. В средней части послы новгородцев и суздальцев, съехавшиеся перед битвой, ведут переговоры о мире и затем начинаются боевые действия, суздальцы мечут стрелы в икону «Богоматерь Знамение». В нижней, заключительной части изображено выступающее из крепостных ворот новгородское войско (слева) и разбитое смятенное войско суздальцев (справа).
Формат иконы точно соответствует золотому квадрату. Композиция произведения напоминает воинский штандарт, состоящий из трёх горизонтальных прикреплённых к древку полос. Вместо древка через два нижних регистра иконы проходит вертикаль крепостной стены. Высь устремлены и главы храмов, и звонницы, фигуры людей, размещённых в верхнем поясе.

Богоматерь Знамение с изображением битвы новгородцев с суздальцами.
Средняя Русь.
Первая половина XVIII века.

ГЛАВА II. ЛЕГЕНДЫ ИОАННОВСКОГО ЦИКЛА.

2. Битва новгородцев с суздальцами.

А знаете ли вы, что в Софийском Соборе есть икона, пред которой преклонял колени сам Иоанн? Нет?

Тогда представьте, что вы в храме Святой Софии. Справа от иконостаса стоит чудотворная икона Божьей матери - Знамение.

Эта икона была изъята из построенного в ее честь Знаменского Собора и в течение многих лет была недоступна для церковного почитания.

Ныне перед святым образом вновь зажглась свеча, вновь звучат слова молебного пения. Они поются в благодарность за чудесное избавление Новгорода от осады суздальцев в 1169 году.

Что же произошло в те годы? Почему эти события неразрывно связаны с именем архиепископа Иоанна?

Центральная легенда иоанновского цикла, нашедшая отражение и в ле-тописи, и в "житии", подробно и красочно повествует о свершившемся чуде.

К середине XII века отношения Новгорода с князем суздальским Андреем Боголюбским стали открыто враждебными. Новгород упорно стремился соблюдать "всю свою волю", звал и изгонял князей, обращаясь то к северной, то к южной Руси. Но не менее упорной была и воля князя Андрея к объединению. Решив покорить Новгород, он собрал огромное войско, которое возглавил его сын Мстислав. С суздальцами шли князья Рязанский, Муромский, Смоленский, Полоцкий "и просто рещи, вся земля Русская совокупися, единых бо князей бяше тогда 72", - как выразился летописец.

И вот зимой 1169 года суздальская рать вошла в новгородские пределы, сжигая и грабя на своем пути села и деревни, убивая земледельцев, беря в рабство жен и детей.

Не устоять гордым новгородцам против этой силы великой, не отстоять своей независимости, не удержать город. Ибо в городе в то время находилась только небольшая дружина молодого князя Романа да посадник Якун с воеводою. Соорудив острог вокруг города, жители укрылись за ним.

Силы были неравны, судьба Новгорода, казалось, была предрешена. По-пытки послов договориться о мире ни к чему не привели. В стане осаждающих уже и улицы поделили - кому какая достанется. Спасения ждать было неоткуда. Во всех храмах и домах день и ночь молились горожане. Молился о спасении Новгорода и архиепископ Иоанн. Третий день не выходил он из Софийского Собора, третий день молился и поднимал свой взор туда, где в главном куполе храма сиял чудотворный образ Спасителя со сжатой правой рукой. И вот в третью ночь почувствовал он необычайный трепет и услышал голос:

"Епископе! Услышана бысть молитва твоя; аще хощети спасения града получити, утру вставшу иди в церковь Преображения Господня, на исходящие пути, глаголема Ильина улица, и тамо вземь образ Пречистна Богородицы, вознеси на стены града противу супостатовъ, и узриши спасение граду чудное..."

Утром Иоанн рассказал священству о чудесном гласе и послал диакона за святой иконой. Посланный диакон вернулся без иконы и с ужасом поведал, что он не смог сдвинуть икону с места. Тогда сам владыка, сопровождаемый множеством людей, пошел на Торговую сторону в церковь Спаса. И зазвенели колокола Святой Софии, и откликнулись им большие и малые церкви на Софийской стороне и на Торговой.

Иоанн, войдя в алтарь церкви, долго молился на коленях пред святой иконой. Отслужили молебен. Иоанн принял на руки икону, и с пением и молитвами крестный ход двинулся на Софийскую сторону. Затем владыка поставил икону на острог против супостатов.

25 февраля вражеские войска начали бой. На город была пущена куча стрел. Попали стрелы и в икону Богородицы. Архиепископ и все, бывшие с ним, стали свидетелем великого чуда - икона сама повернулась лицом к городу и от нее истекли слезы, которые принял Иоанн в свою фелонь и сказал: "О преславное чудо! Како се можете быти от суха древа? - Не суть бо слезы, но являет знамения своея милость: сим бо образом молится святая Богородица Сыну своему и Богу нашему за град наш - не дати в поругание супротивным".

И в то же самое время напало на осаждающих затмение, и почувствовали они страх, и в смятении перестали отличать своих от чужих, посекая друг друга, пытались бежать от стен города.

Видя смятение, новгородцы воспряли духом и устремились на неприятеля. Отбили городские ворота. В кровавой сече попадали вражеские знамена перед хоругвями и стягами новгородцев.

Многие полегли в этой битве, многих взяли в плен. Тяжек был и обратный путь суздальцев. Остатки войск долго выбирались из Новгородской земли, терпя голод: ведь приходилось идти по сожженным ими местам, и умирали воины Андрея Боголюбского от холода и болезней.

Какой мерой можно было измерить то великое чувство благоговения, которое испытывали новгородцы к Пресвятой Богородице и ее чудотворному образу?

Чудесную икону Богоматери с большими торжествами проводили в храм Спаса Преображения на Ильине улице, и она стала самой почитаемой святыней Великого Новгорода.

Заканчивая рассказ, летописец говорит и о вине новгородцев перед князьями, о самочинии и гордости жителей Новгорода, которых Бог "смирил рукою князя Андрея"; видя в чуде знамение для всех и наказание как за злобу, так и за гордость.

После чудесного спасения Новгорода Иоанн установил праздник в честь Знамения Богородицы, который стал называться "Днем избавления и днем наказания" - 27 ноября. А на месте, где поднята была на острог икона, впоследствии был основан Десятинный монастырь.

Со времени прославления иконы в XII веке ее история теснейшим образом связывается с историей Новгорода. Связь эта пронизывает все пласты народной жизни: церковные, бытовые, политические, сказывается в судьбах о-дельных людей.

Образ Богоматери "Знамение" становится символом Новгорода. Ее изображение помещается на печатях новгородских владык, на боевом стяге новгородцев.

Икона разделена на три яруса.

В верхнем ярусе мы видим перенесение иконы из церкви Спаса на Софийскую сторону. Справа духовенство выносит икону из церкви.

Владыка Иоанн в крестчатой ризе и омофоре, с бородой по грудь, передает икону молодому архидиакону в присутствии еще двух священников. В центре - процессия движется по мосту, люди преклонили колени перед крестом и иконой.

В XIV веке складывается письменное сказание о знамении, получившее широкое распространение в древнерусской литературе. Сказание помещается в житии святого архиепископа Иоанна, в минеях новгородских и московских летописях. В XV веке новую редакцию сказания создал писатель Пахомий Логофет, известный также под фамилией Серб. Он был приглашен в Новгород архиепископом Евфимием для воплощения многочисленных литературных начинаний.

Тогда же, в XV веке, когда Москва все настойчивей стала подчинять себе Новгород, идеи патриотизма зазвучали с новой силой и появилась икона "Битва новгородцев с суздальцами", где развернулся живописный рассказ о событиях XII века. Только теперь мы с вами можем увидеть его на полотне.

В верхнем ярусе мы видим перенесение иконы из церкви Спаса на Софийскую сторону. Справа духовенство выносит икону из церкви. Владыка Иоанн в крестчатой ризе и омофоре, с бородой по грудь, передает икону молодому архидиакону в присутствии еще двух священников. В центре - процессия движется по мосту, люди преклонили колени перед крестом и иконой.

В среднем ярусе запечатлены переговоры послов. Со стороны новгородцев выступают князь Роман, посадник Якун и воевода. От суздальцев князь Мстислав Андреевич с другими князьями, которые изображены безбородыми юношами. Справа - суздальское войско, открывшее боевые действия. Стрелы летят "яко дождь мног", чтобы осквернить и унизить святыню. Слева на высокой стене, над новгородскими полками, возвышается наподобии военной хоругви икона Богоматери.

В нижнем, третьем ярусе, из городских ворот выезжает новая рать. Во главе ее святые воины: Борис, Глеб, Георгий Победоносец и Дмитрий Солунский, которые, согласно одному из вариантов легенды, были посланы Богоматерью, чтобы оказать помощь новгородцам. Новгородскую конницу ведут в бой не только эти святые, но и ангел с мечом, занесенным над неприятелем. На иконе изображен момент, когда суздальцы дрогнули, ряды их обращаются вспять, на земле лежат тела убитых. Началась паника. Передние еще обращают копья против новгородцев, а задние уже повернули прочь.

А объединяет всю композицию и царит над ней образ Богоматери, молящейся за народ своему Сыну. Он как бы осеняет собой все события и олицетворяет покровительство и заступничество великому городу.

Особую ценность представляет та историческая достоверность, с которой изображена икона Богородицы и церковь Спаса на Ильине улице, как они выглядели в XV веке.

В 1354 году повелением архиепископа Моисея для чудотворной иконы была построена каменная церковь Знамения на Ильине улице рядом со Спасской церковью, в которой находилась икона. В 1366 году она была торжественно перенесена в Знаменскую церковь и поставлена справа от царских врат.

Чудотворная икона, "раненная" стрелами, неоднократно поновлялась. В 1527 г. чтимый образ поновил сам митрополит Макарий и украсил его окладом. В настоящее время от самого древнего изображения сохранились лишь крупицы краски на мафории Богородицы и фигуры Апостола Петра и мученицы Наталии на обороте. Лик Богоматери на иконе Знамения написан в XVI веке.

Чудотворная икона, переданная в музей, в 1980 - е годы была отреставрирована и тщательно исследована в Институте реставрации. Данные обследования иконы подтвердили сведения легенды: в доске были обнаружены следы от наконечников стрел. Одно из отверстий расположено над левым глазом Богоматери, там, где осталась "незаживающая" рана.

15 августа 1991 г. накануне освящения Софийского собора чудотворная икона была возвращена Церкви.