Адам, Лилит, Ева. Миниатюра XV в.


Внимание. Статья содержит материалы эротического характера. Просмотр не рекомендуется лицам не достигшим 18 лет.


Существует два начала легенды о первой жене Адама. Оба начала исходят из различных трактовок Ветхого Завета, вернее, самой первой его книги – Бытия. Итак, на шестой день Бог решил сотворить человека по образу и подобию своему. Слово "человек” в древнееврейском оригинале написано как "adam”, которое произошло от слова "adamah” (пыль, прах). Слово "adam” относится не только к мужчине, но и к женщине. Вот что говорится дальше: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их” (Быт. I, 27). То есть уже на шестой день были сотворены и Адам, и жена его, Лилит, так как Ева была сотворена из ребра Адама уже после завершения всего творения (Быт. II, 22).

По второй версии, сначала был создан только Адам, а уже гораздо позже, в качестве помощника первому человеку после произнесенных слов "не хорошо быть человеку одному” (Быт. II, 18), была сотворена Лилит, причем в этом случае она занимает место Евы в ветхозаветной традиции книги Бытия.


- Я не лягу внизу, - сказала она.

Я не лягу под тебя, только наверху, - ответил Адам. – Потому что ты подходишь только в низшей позиции, а я должен быть в высшей.

Мы оба равны, [потому что оба созданы из праха]. Я не стану покоряться тебе.

Я создан по образу Элоима и не могу унизиться до твоего уровня. Ты ничто иное, как одна из многих тварей в поле. Ты создана мне в помощь, так и останется.

Однако Лилит этого не оставила; она отправилась к Яхве. Лилит использовала все свое мастерство, чтобы обольстить Создателя, и последний, известный своей добротой к женщинам, открыл ей свое истинное Заповедное имя. Узнав его, Лилит произнесла имя и мгновенно улетела из Эдемского сада от Адама навсегда.

Лилит поселилась в пещере на берегу Красного моря, где и живет до сих пор. Она занималась любовью с демонами и породила многие тысячи детей за достаточно короткий период времени. Поэтому мир наполнился демонами, а Лилит стала называться Матерью Демонов, а, став женой Асмодея, Царя Демонов, ее прозвали Младшей Лилит (об имени "Старшая Лилит” речь пойдет далее).

Тем временем Адам, раскаявшись в том, что Лилит оставила его, пришел к Яхве и взмолился:

О, Владыка Вселенной, женщина, которую ты дал мне, ушла от меня.

Яхве согласился с тем, что создание Эдемского сада не может так легко покинуть Царство, и немедленно послал трех ангелов – Сеноя, Сансеноя и Семангелофа, – чтобы они схватили и привели Лилит обратно Адаму.

Если она согласится вернуться, то все будет хорошо, - сказал Яхве Адаму. – А если нет, то она обязана согласиться, чтобы ежедневно умирало сто ее детей.

Три ангела нашли Лилит в пещере, а по другой версии посередине моря на высоких волнах, в которых суждено было погибнуть египтянам. Они потребовали именем Яхве, чтобы Лилит вернулась к Адаму, и сказали, что если она откажется, каждый день они будут убивать по сотне ее отпрысков-демонов, пока она не согласится вернуться. Но Лилит не согласилась, тогда ангелы сказали, что утопят ее в море.

Оставьте меня! – отвечала она. – Разве вы не знаете, что меня создали для того, чтобы я насылала слабость на маленьких детей? Я имею власть над ними с момента их рождения и до тех пор, пока им не исполнится восемь дней, если это мальчики, или двадцать, если это девочки.

Она также обещала нападать на матерей в период родов и даже на мужчин во время сна, чтобы красть их сперму для зачатия новых демонов на замену убитых ангелами.

http://zarubezhom.com/Images/Lilith_Abel_EveandSnake%20Pann1950.jpg

После этих слов ангелы хотели утопить Лилит, но она стала умолять их сохранить ей жизнь, поклявшись, что она не причинит зла тем детям, которые будут защищены амулетом или камеей, на которых будут написаны имена Сеноя, Сансеноя и Семангелофа или же изображены их лица или очертания. [Здесь необходимо отметить, что найденные талисманы подобного рода гораздо древнее документа "Алфавит Бен Сиры”. Талисманы вешались на дверь или над дверью и на них были изображены ангелы и написана фраза на иврите: "Сеной, Сансеной и Семангелоф! Адам и Ева! Изгоните Лилит!” На некоторых талисманах также писалось имя ангела того моря, которому клялась Лилит не трогать детей, защищенных талисманом.] Ангелы сохранили жизнь Лилит, но каждый день умирала сотня ее детей, как и обещал Яхве.

Однако на мучении детей Лилит не остановилась и решила мстить Адаму. Для этого своей жертвой она избрала Еву – новую жену первочеловека. С точки зрения христиан, вкусить запретный плод с Дерева познания Добра и Зла Еву соблазнил Сатана, но более точно было бы сказать, что это сделали Лилит и Самаэль. Трудно сказать, когда Лилит стала одной из четырех жен Самаэля. Однако, став ею, она начала олицетворять пассивное начало материи, активным началом которой является Самаэль. В качестве жены последнего она стала называться Старшей Лилит. Возле Дерева появилась Лилит в обличии змеи, но голос, искушавший Еву, исходил от Самаэля. Последствия известны всем: Адам и Ева были изгнаны из рая.

Но и на этом Лилит не успокоилась. Она стала являться Адаму во снах, соблазняя его к зачатию все новых и новых демонов, которых стали звать "лил ин” или Шедим (или Сиддим), которые стали странствовать по миру в качестве злых духов, преследуя мужчин и насылая на них чуму, болезни и страдания. Существует версия, что Ева в это же время страдала от подобной участи – в руках Самаэля, от которого родила Каина. [Интересно, что в одном из важнейших гностических документов Наг-Хаммади "Апокрифе от Иоанна” Еву осквернил Иалдабаоф, протоархонт, сопоставляемый с Дьяволом и Яхве одновременно. От этого "брака” Ева родила Элоима и Иаве – Авеля и Каина соответственно.] Естественно, от рук Лилит стали страдать не только взрослые, но и дети: она пьет кровь новорожденных и высасывает мозг из костей.

На этом практически заканчивается легенда о Лилит, как о первой жене Адама, поэтому нам хотелось бы подвести некий итог. Как мы видим из легенды, Лилит и Адам представляют два враждующих архетипа. Адам – это образ патриархальных устоев иудеев. Это воплощение Закона Моисея, которое не терпит никаких альтернатив, что доводит ситуацию до абсурда, когда Адам, вроде бы лишившись надоедливой жены, через некоторое время идет на поводу своих желаний, требуя Бога вернуть Лилит, так и не поняв, в чем состоялся конфликт. Лилит же – это, во-первых, образ свободной женщины, который даже теоретически отвергался древними иудеями. До эпохи эмансипации женщин тогда было еще далеко, поэтому любое проявление непослушания женщины мужу рассматривалось не только как нарушение древних устоев, но и как проявление дьявольского начала, что мы и видим в клеймении Лилит демоном.

Этому способствовало то, что по легенде Лилит нарушила подавляющее количество заповедей. Грех Лилит в глазах Иеговы и его народа усугубляется еще и тем, что она отвращала сынов Израиля от пути истинного, заставляя их прелюбодействовать с ней во сне, тратя понапрасну сперму (за что был наказан Онан). Во-вторых, образ Лилит – это, как нам кажется, собирательный образ языческой женщины. Не стоит и говорить, какая вражда была между язычниками и иудеями, к которым позднее присоединись и христиане. То, что Лилит – символ язычества, нетрудно увидеть по тому, как она изображалась. Самый распространенный образ – это красивая девушка с длинными волосами и крыльями. Ее ступни иногда изображаются, как ноги совы. Лилит также изображают наполовину как женщину, наполовину как змею. (Именно так изобразил Лилит в Сикстинской Капелле Микеланджело.) Обожествление животных было уделом язычников, особенно на низшей ступени развития их верований.

В развитых языческих системах, например, в египетской, греко-римской и других, боги и богини часто изображаются как люди, но с элементами тел животных. Не стоит забывать, что Лилит сопоставляется с Астартой, Дидоной, другими языческими богинями, а также с древнегреческой Ламией – чудовищной богиней Аида, которая "ночью пробирается в спальню счастливых матерей и крадет у них детей, чтобы напиться их крови” (Н.А. Кун. Легенды и мифы Древней Греции). Не правда ли, похоже на известную нам легенду "Алфавита”?

Так или иначе, образ Лилит, как феминистки и богини язычников был враждебен древним иудеям (некоторые из которых продолжали поклоняться Лилит примерно до VII века н.э.) и христианам. Можно сказать, что Лилит была воплощением Вавилона, а более конкретно, принимая в расчет нелюбовь религиозно настроенных иудеев, ее можно считать Вавилонской Блудницей, однако, об этом пойдет речь далее. Необходимо заметить, что одним из способов борьбы иудеев с верой в Лилит было тотальное игнорирование ее имени. Имя "Лилит” встречается в Ветхом Завете лишь однажды, в Книге пророка Исайи (XXXIV, 14): "…там будет отдыхать ночное привидение и находить себе покой”. В оригинале стоит слово "Lilith”, однако новые толкователи (не неподверженные христианской морали) склонны переводить "Lilith” как "ночное привидение” или же "филин” (или "сова”).

Отголоски культа Лилит можно встретить и в "отдаленных” мифологических системах. В армянской мифологии есть злые духи, как мужского, так и женского пола, называемые "Алы”. Они душат рожениц, поедают их мясо, причиняют вред ребенку еще в утробе матери, похищают новорожденных. В христианизированном армянском мифе связь Алы и Лилит наиболее очевидна: Бог создал Алы в качестве подруги для Адама, но так как она была огненной, Адам не смог ее полюбить, и тогда Бог создал Еву. В мифологии лезгин и лакцев также есть злой дух женского пола, похожий на Лилит. Ее имя "Ал паб”, и по поверьям она имеет образ уродливой женщины с волосами до пят, с отвислыми грудями, которые они перекидывают за плечи. Ал паб завладевают сердцем, печенью и другими внутренностями матери и новорожденного, бросают их в воду, после чего люди умирают. У турок, крымских татар, узбеков и некоторых других народностей Ал паб соответствует злому женскому духу Албасты. В аккадской мифологии присутствует Ламашту – львиноголовая женщина-демон, которая похищает детей и насылает на них болезни. Атрибутами Ламашту часто являются гребень и веретено (на картине "Леди Лилит” Данте Габриэля Росетти Лилит изображена именно с гребнем).

Прежде чем перейти к каббалистическому толкованию Лилит, нам бы хотелось добавить к легенде "первой жены Адама” еще один эпизод, описанный в произведениях "Песачим” и "Ялкут Чадаш”. Несмотря на то, что Лилит была женой Асмодея и Самаэля, а также матерью Ахримана, демоница по имени Махлат и ее дочь Аграт (ее еще называли Аграт Бат-Махлат) постоянно враждовали с Матерью всех демонов. Лилит обладала войском, в которое входило 480 легионов злых духов и ангелов-разрушителей, а у Махлат было 478 легионов злых духов. Когда они заняты войной меж друг другом, молитвы Израиля достигают Небес, потому что главные обвинители людей отсутствуют. По средам и субботам Аграт, дочь Махлат, путешествует по воздуху в колеснице в сопровождении ста восьмидесяти тысяч злых духов.

Каббалисты, чьи идеи во многом развились под влиянием "Зогара” – монументальной мистической книги раввина Моисея Леона (кстати знакомого с "Алфавитом Бен Сиры”) – немного по-другому смотрят на интересующий нас объект. Их трактовка оставила позади мифологический и даже религиозный аспекты Лилит. Для того чтобы понять, что каббалисты имели в виду, необходимо вспомнить немного истории, а именно то, что в 70 г. н.э. был разрушен Второй Храм. Почему это так важно, становится ясно из идеи о том, что каббалисты видели баланс мира в Святом Браке Адоная и Шехины, которая символизировала собой народ Израиля, а также женскую ипостась самого Адоная.

Существовало только одно место, где Адонай и Шехина соединялись, дабы через их Божественную Любовь на мир распространялся свет добра. Этим единственным святым местом был Храм Соломона (Второй Храм). Но Храм, как мы знаем, был разрушен, а его сокровища распространились по языческим странам. Вместе с этим Адонай и Шехина лишились единственного места, где могли встречаться, и Адонай исчез из мира.

Оставшись без покровительства Бога, Шехина была похищена язычниками, которые постоянно насиловали ее. Этим символизировалось рассеяние евреев по миру, прежде всего по Азии, Европе и Африке, где иудеи встречали недружелюбное отношение со стороны представителей других религиозных убеждений.

Однако Адонай не мог оставаться без женской половины, иначе это бы вызвало вселенский диссонанс. Тут на сцене появляется Лилит, занявшая место супруги Адоная, но она никогда не была действительной любовью Бога, скорее она стала его наложницей. В этом отношении Лилит представляла собой прямую противоположность Шехины, будучи символом Вавилона, язычников, захвативших народ Израиля. Получилось так, что, несмотря на сохранение единства мира, часть Божественной сущности была поражена злом, и зло получило колоссальное влияние на мир.

С одной стороны может показаться удивительным, как Лилит прошла развитие от жены первочеловека Адама к образу бытового злого демона, как, побывав женой Асмодея и Самаэля, Лилит стала супругой самого Адоная, но, на наш взгляд, такой прогресс стал возможен из-за крайней символичности ее образа, из-за того, что, будучи весьма ярким архетипом, она смогла вместить в себя огромное количество черт, как негативного, с точки зрения Закона Моисея, характера, так и позитивного, с точки зрения простых человеческих нужд.

Вернемся к каббалистическому осмыслению Лилит. Зло, отождествляемое с ней, не могло властвовать в мире вечно. Например, по субботам Лилит не могла оставаться с Адонаем и уходила в пустошь, где кричала от боли, пока день отдохновения не кончался. Именно в субботу у … есть возможность победить зло в лице Лилит, не дав ей вернуться к Адонаю и воссоединив последнего "в эсхатологическом событии избавления” с Шехиной, его истинной супругой. Даже в христианском "Откровении от Иоанна”, в главе XVII есть ссылки на борьбу Вавилонской блудницы, находящейся в пустыне, и Агнцем, который после того, как блудница была повержена, соединился со своей женой.

Символическое соотношение Вавилона и Лилит несложно. Вавилон в свое время был великим городом, центром государственного влияния, что можно соотнести с бытием Лилит женой Адама, затем Вавилон пал, "сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу” (Апок. XVIII, 2), что соотносится с Лилит, зачавшей демонов мира.

Как вы уже заметили, Лилит как бы удалена от нашей славянской культуры, но это не совсем верно. Возможно – в славянской мифологии нет ярко выраженных женских образов, сопоставимых с Лилит, но нельзя забывать об оригинальных изображениях и трактовках богини. Прежде всего, хотелось бы отметить интереснейшее описание Лилит в романе-лексиконе "Хазарский словарь” сербского писателя, "предводителя европейского пост-модернизма” Милорада Павича: "[Она] сидела босая и плакала в свои волосы… Под волосами виднелись обнаженные груди…, обрамленные, как глаза, ресницами и бровями, и из них, как темный взгляд, капало темное молоко…

Руками с двумя большими пальцами она отламывала кусочки хлеба и опускала их себе в подол. Когда они размокали от слез и молока, она бросала их к своим ногам, а на пальцах ног у нее вместо ногтей были зубы. Прижав ступни друг к другу, она этими зубами жадно жевала брошенную пищу, но из-за того, что не было никакой возможности ее проглотить, пережеванные куски валялись в пыли вокруг…” (Просим извинить за длинную цитату, но, как нам показалось, она того стоит.) Интерес также представляет другой славянский – русский – писатель – Даниил Андреев и его книга "Роза Мира”. В ней Лилит описывается как "Всенародная Афродита” всех человечеств”, причем она является одной из светлых верховных стихиалей. Вообще сущность Лилит по Андрееву необычайно сложна, как впрочем, и сама "Роза Мира”, поэтому ограничимся лишь двумя фактами: 1). бытие Лилит неразрывно связано со "сферой половых чувств” и 2). даже будучи светлой стихиалью, Лилит попала под воздействие темных сил (эйцехоре), но будет освобождена в будущем ("во втором эоне”).

В завершение статьи осталось сказать лишь то, что в современной культуре Лилит лишилась каких-либо сверхнегативных качеств. Для среднего человека Лилит – это суккуб, демон далекого прошлого, кто-то может назвать ее женщиной-вамп, искушающей мужчин во снах.

Истинная сущность Лилит, непонятная среднестатистическому разуму современного человека, продолжает жить в искусстве, особенно в музыке, литературе и живописи.

Что Церковь говорит о Лилит, первой женщине?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

В еврейской демонологии времени формирования Талмуда Лилит (евр. Lilith) – злой дух женского рода. Обычно предлагается два объяснения имени. 1. От названий трех вредоносных духов шумеро-аккадской мифологии: Лилу, Лилиту и Ардат Лили. 2.От еврейского существительного lail – ночь. В представлении древних евреев это страшное демоническое существо насылает бесплодие или болезни на рожениц, губит младенцев или похищает их, чтобы пить кровь или сосать костный мозг новорожденных. Она насилием принуждает мужчин сожительству, чтобы зачать от них многочисленных детей.

Ни в одной библейской книге она не упоминается. В еврейском тексте книги Исаии (34:14) говорится о запустении Идумеи после Божественного суда: И зарастут дворцы ее колючими растениями, крапивою и репейником – твердыни ее; и будет она жилищем шакалов, пристанищем страусов. И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и лешие будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение (lilith) и находить себе покой (Ис.34:13-14). Из текста ясно, что речь идет о животном, а не о духе, который в отдыхе и покое не нуждается. Это подтверждается и текстом Септуагинты. Переводчиками на греческий язык были посланные первосвященником иудеи, глубоко сведущие в священных книгах и приобщенные традиции. В греческом тексте они поставили не lilith (имя собственное должно было бы сохраниться), а – onokentavros (получеловек-полуосел). В славянской Библии слово дано без перевода: ту почиют онокентаври, обретшее себе покоища . В русской Библии lilith рассматривается как прилагательное ночное от lail (ночь). Поэтому переводчики поставили: ночное приведение , имея ввиду животное, обитающее ночью и наводящее на человека страх.

В некоторых трактатах Талмуда (Шаббат, Эрубин, Нидда, Баба Батра) о Лилит упоминается как о страшной демонице, но ничего не говорится о ней как о первой женщине, жене Адама. Миф этот родился у средневековых иудеев на почве антихристианского оккультизма. Наиболее ранняя письменная фиксация этого мифа содержится в еврейском сочинении «Алфавит Бен-Сира» (8-10 вв. по Р.Х.). К сожалению, придется цитировать пошлости, но это является самым лучшим способом показать духовный и интеллектуальный уровень «первоисточника», содержащего басню, которую пытаются использовать для дополнения Священного Писания: «Он создал женщину, тоже из праха и назвал ее Лилит. Они немедленно побранились. Она сказала: «Я никогда не лягу под тебя! Он сказал: «Я не лягу под тебя, а лишь сверху тебя. Тебе быть пригодной быть подо мной, и мне сверху тебя». Она отвечала: «Мы оба равны, потому, что мы оба из праха». Никто из них не слушал другого. Когда Лилит поняла, что произойдет, то произнесла Невыразимое Имя Бога и улетела» (23а). Никаким каноническим авторитетом «Алфавит Бен-Сира» в иудаизме не пользуется. Она относится к разряду сфарим хицоним («внешние книги»), не священные. Такого рода сочинения не имеет религиозной ценности.

Миф этот абсолютно несовместим со Священным Писанием. Главная мысль этой басни (превращение человека в злого духа) с точки зрения библейского богословия является безграмотной. Злые духи – падшие ангелы. Человек превратиться в демона не может. Священное Писание не оставляет места для домыслов: прежде создан Адам, а потом Ева (1Тим.2:13). Мнение, что в книге Бытия содержится два разных рассказа о сотворении прародителей, совершенно поверхностно и произвольно. В первой главе находится рассказ о сотворении мира в целом. О создании человека говорится лаконично (1:27). Цель бытописателя – показать выделенность человека (по образу Божию ) и место в истории мироздания. Во второй главе, приступая к истории грехопадения и Домостроительства нашего спасения, пророк Моисей повторяет рассказ о создании человека, прибавляя очень важные с точки зрения библейской антропологии подробности: Господь Бог создал человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни (Быт.2:7). Создание жены из ребра Адама имеет принципиальное значение для утверждения единства природы мужа и жены и физического единства всего рода человеческого. Поэтому сказано: От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию (Деян.17:26).

Примитивная басня о Лилит владеет умами многих, среди которых не мало тех, кто считает себя интеллектуалом. Почвой для этого является массовое безверие. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням (2Тим.4:3-5).

Лилит была змея, она была первой женой Адама и подарила ему
«glittering sons and radiant daughters» («блистающих сыновей и сияющих дочерей»).
Еву Бог создал потом; чтобы отомстить земной жене Адама,
Лилит уговорила ее отведать запретный плод и зачать Каина,
брата и убийцу Авеля.

Хорхе Луис Борхес «Книга вымышленных существ»

Боже, ниспошли мне смерть, дабы я оценила жизнь.
Боже, даруй мне раскаяние, дабы я вкусила от наслаждения.
Боже, сделай меня такой же, как дочери Евы!

А. Франс «Дочь Лилит» (молитва Лейлы, дочери Лилит)

«Ибо до Евы была Лилит» - гласит древнееврейский текст. Сегодня ни для кого не секрет, что у Адама была первая жена; но далеко не все знают, что в каноническом тексте Ветхого Завета об этом не сказано ни слова. О Лилит рассказывается в Талмуде и других еврейских источниках, которые долгое время были нам недоступны. Поэтому почти все, что нам известно о Лилит, мы узнавали из литературы. Но ведь у поэтов свой особый взгляд на вещи! Человеку, который привык смотреть на первую жену Адама глазами поэтов Серебряного века - как на прекраснейшую из женщин, у которой нет и не может быть соперниц, - многое в этой статье покажется удивительным.

Имеющиеся сведения о Лилит немногочисленны и противоречивы. Согласно некоторым источникам, имя «Лилит» (Lilith) восходит к группе месопотамских демонов под названием «лилу» (lilu или Lillu); демоны женского рода назывались «лилиту» (lilitu). Лилу ассоциировались с бурями и пустошью. Несмотря на разнообразие версий о происхождении имени Лилит, можно с уверенностью сказать, что оно не было повсеместно единым вплоть до основания Вавилона (примерно 2000 лет до н.э.), поэтому первым упоминанием Лилит можно считать пролог вавилонской эпопеи «Гильгамеш». «Демон Лилит» представлен там как красивая девушка с лапами ночной совы. Древние греки также верили в существование лилит, называли их Ламиями и считали, что они похищают и пожирают чужих детей. Считалось также, что мужчины и дети не должны оставаться одни дома, чтобы не подпасть под власть Лилит. В дальнейшем дочерей Лилит стали называть «ночными ведьмами».

Гораздо больший интерес, на мой взгляд, представляет легенда о Лилит как о первой жене Адама. Имя «Лилит» встречается в Ветхом Завете лишь однажды, в Книге Исайи (XXXIV, 14): «…Там будет отдыхать ночное привидение и находить себе покой» . В оригинале стоит слово «Lilith», однако некоторые толкователи склонны переводить «Lilith» как «ночное привидение», «филин» или «сова».
Следует отметить, что в первых двух главах книги Бытия друг за другом излагаются две совершенно разные истории сотворения человека. По одной из версий, на шестой день Бог решил сотворить человека по образу и подобию своему. Слово «человек» в древнееврейском оригинале пишется как «adam», от «adamah» (пыль, прах). Оно относится не только к мужчине, но и к женщине.
Вот что говорится дальше: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божьему сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. I, 27). То есть уже на шестой день были сотворены и Адам, и жена его, Лилит, тогда как Ева была сотворена из ребра Адама уже после завершения всего творения (Быт. II, 22). Это была вынужденная вторая попытка после блистательной неудачи первого подхода. Хотя некоторые полагали, что Бог сотворил Еву вовсе не из Адамова ребра, а из хвоста с жалом на конце, который поначалу был у Адама. Бог отрезал хвост, и обрубок - бесполезный копчик - до сих пор остается у потомков Адама.
По второй версии, сначала был создан только Адам, а уже гораздо позже, в качестве помощника первому человеку после произнесенных слов «не хорошо быть человеку одному» (Быт. II, 18) была сотворена Лилит, причем в этом случае она занимает место Евы в ветхозаветной традиции книги Бытия.

Существуют и другие любопытные версии. Согласно одной из иудейских традиций, Бог изначально задумал создать мужчину и женщину, но вместо этого Он создал одного человека с мужским лицом впереди и женским - сзади. Потом опять изменил свое решение и, убрав женское лицо, сотворил женское тело (Вавилонский Талмуд. Эрубин.18a). Но есть и еще одна версия, согласно которой Адам изначально был создан как двуполое существо с женским и мужским телами, как бы прилепленными спина к спине. Поскольку это очень затрудняло передвижение и беседу, Бог разделил андрогена на двоих людей, которых Он поместил в Эдемский сад и запретил им совокупляться. Эта поздняя иудейская традиция, возможно, берет начало в греческой мифологии, потому что термины, использованные в таннаиском мидраше для описания бисексуального Адама, заимствованы из греческого.
В Талмуде образ Лилит разработан более детально. Она изображалась как крылатый демон с длинными волосами, обитающий в пустых домах и овладевающий мужчинами во сне против их воли. Этот образ породил множество толкований и легенд. Наиболее ранняя и самая известная из них изложена в апокрифическом еврейском сочинении «Алфавит Бен-Сира».
Итак, Лилит была первой женой Адама. Она была создана, как и Адам, из глины и праха - и тут же затеяла с мужем спор о равенстве. Мы оба равны, говорила она, потому что созданы из одного материала. Никто из них не слушал другого. Тогда Лилит произнесла Невыразимое Имя Бога и улетела.

У большинства народов есть мифы о женском бунте . Многочисленны и мотивы, вызывающие такой бунт. Миф о Лилит, вероятно, в этом плане уникален. Не могу вспомнить никакой другой миф, когда женщина восстала бы исключительно во имя равноправия.
Но что же было дальше? Лилит поселилась в пещере на берегу моря, где, по преданиям, живет до сих пор. (Здесь уместно вспомнить, что древние иудеи верили в то, что вода притягивает к себе демонов!) Она занималась любовью с демонами и за достаточно короткий срок родила тысячи детей. Поэтому мир наполнился демонами, а Лилит стала называться Матерью Демонов.
Оставшийся в одиночестве огорченный Адам стал возносить молитвы Творцу, который немедленно послал за беглянкой трех ангелов. А Адаму сказал так: «Если она вернется, то все хорошо. Если она откаже
тся, то должна будет примириться с тем, что сто ее детей будут умирать ежедневно».
Ангелы настигли Лилит в Красном море - в том самом море, где, по словам Бен-Сира, позднее «суждено было пропасть египтянам». Они передали ей слово Божье, но она не согласилась вернуться к Адаму. Ради того, чтобы сохранить независимость, первая феминистка Лилит готова была смириться с ежедневной гибелью собственных детей. В свою защиту Лилит сказала ангелам, что ее предназначение - портить детей: мальчиков - на восьмой день после рождения, а девочек - на 20-й. Она поклялась не трогать младенцев, если у них будут амулеты с именами всех трех ангелов.
В книге Зогар приводится подробное описание власти и генеалогии демонов, в том числе Лилит, а также различные версии появления Лилит на свет. Согласно книге Зогар, ангелы бросили Лилит в море, где ей предназначалось оставаться до искупления греха Адама. Позже Господь вызволил Лилит и дал ей силу для наказания сынов человеческих «за грехи отцов».

Народная этимология связывает имя Лилит со словом лайла - ночь, поэтому большинство сюжетов, где фигурирует Лилит, происходят ночью. Ее называют «ведьмой», «злодейкой», «черной» и пр.
В народной культуре, как и в культуре книжной, образ Лилит как бы двоится - это и прекрасная соблазнительница, и злой дух, губящий рожениц и младенцев. Эта двойственность восходит к каббалистической традиции, а также к более древней традиции, сложившейся в талмудическую и, возможно, доталмудическую эпоху. В обоих случаях Лилит выступает в качестве одной из «цариц» демонов; повелительницы царства злых сил, губительницы как новой жизни, так и человеческой души. Ее чары ведут к тому, что имя человека, загубленного ею, исчезает из памяти людской. Лилит, как и прочие демоны, подчинена планете Марс и живет долго, до Страшного Суда.
Несомненно, Лилит - наиболее негативный женский образ еврейской мифологии. С ней связано великое множество легенд и поверий; например, если ребенок смеется во сне в лунную ночь - это означает, что с ним играет Лилит (для избавления от такой напасти следовало дать ребенку легкий щелчок под носом). Нельзя было также сушить пеленки на открытом воздухе и на лунном свете из-за опасности воздействия чар Лилит на ребенка и т.п.
Чтобы уберечься от Лилит - как, впрочем, и другой нечистой силы, - в народе применялись разнообразные магические приемы: особые травы, которые служили оберегом мужчине, соблазняемому Лилит, письменные или печатные амулеты, огонь .
Впрочем, в религиозных кругах не любят говорить о Лилит по простой и всем хорошо понятной причине. Думаю, не только среди ортодоксальных евреев не принято произносить вслух имя злых сил. Умолчание до сих пор считается одним из самых мощных средств борьбы с этими досадными явлениями.

Остает ся добавить, что в современной культуре Лилит лишилась каких-либо сверхнегативных качеств. И как будто не было демоницы Лилит, враждебной материнству, убийцы и похитительницы младенцев! Лилит становится воплощением демонически-соблазняющего начала в женщине. В европейской литературе эпохи Возрождения предание о Лилит как первой жене Адама стало известно благодаря возросшему интересу к каббалистическим текстам. Впервые это имя появляется во второй части Фауста, где правду о ней раскрывает Мефистофель. Позднее английский поэт Данте Габриэль Россетти , вдохновленный легендой о Лилит, пишет поэму Eden Power... А один из наиболее известных примеров изображения Лилит как прекрасной соблазнительности - рассказ А. Франса «Дочь Лилит»: «…Она ушла от него и отправилась в те края, где много лет спустя поселились персы, а в ту пору жили преадамиты, более разумные и более прекрасные, чем люди. Значит, Лилит не была причастна к грехопадению нашего праотца, не была запятнана первородным грехом и потому избежала проклятия, наложенного на Еву и ее потомство. Над ней не тяготеют страдания и смерть, у нее нет души, о спасении которой ей надо заботиться, ей неведомы ни добро, ни зло. Что бы она ни сделала, это не будет ни хорошо, ни плохо. Дочери ее, рожденные от таинственного соития, бессмертны так же, как и она, и, как она, свободны в своих поступках и мыслях, ибо не могут ни сотворить угодное богу, ни прогневать его» .
Трагедия героини новеллы Лейлы, дочери Лилит, в том, что она, как и ее мать, не причастна к страданиям, горестям, страстям человеческим, а значит, и к счастью. Бессмертие Лейлы лишено смысла; не зная любви, она может принести людям только зло...

Прозорливец Даниил Андреев в своей книге «Роза Мира» описывает Лилит как «Всенародную Афродиту» . Сущность Лилит, согласно Андрееву, необычайно сложна, как, впрочем, и сама «Роза Мира». Даниил Андреев предсказывает: как создана Лилит волей Божьей, так и будет уничтожена божественными силами вместе с антихристом. «Катастрофа, которой завершится жизнь последнего воплощения Лилит, не будет иметь ни одного зрителя. Сразу после гибели антихриста она исчезнет неизвестно куда и как. И немало людей покончат с собой от тоски по невозвратно исчезнувшей».

Можно ли представить без этой прекрасной соблазнительницы русскую поэзию Серебряного века - дерзкую, ломающую старые нормы и традиции? О Лилит писали Марина Цветаева, Анна Ахматова, Николай Гумилев, Федор Сологуб . В их творчестве - как, например, в этом стихотворении Николая Гумилева - прекрасная неземная Лилит противопоставляется простой обыденной Еве:
«У Лилит - недоступных созвездий венец,
В ее странах алмазные солнца цветут;
А у Евы - и дети, и стадо овец,
В огороде картофель и в доме уют».

Лилит недостойна ничего. Всего достойна любопытная, мудрая, сладкая, пустоголовая Ева. Её дочери - почти весь женский род. О дочерях Лилит дано знать лишь некоторым отважным безумцам. Но как бы ни был счастлив Адам, сытый, обласканный, убаюканный Евой, по ночам он всё же глухо тоскует по той - окаянной, чьё имя он даже не смеет назвать…

Образ Лилит в творчестве Гумилева совершенно неслучаен и имеет прямое отношение к истории взаимоотношений Гумилева и Ахматовой, как они описаны в ее записных книжках: «... уже очень рано <...> я стала для Г<умилева> (в стих<ах>) почти Лилит, т.е. злое начало в женщине. Затем <...> - Ева. Он говорил мне, что не может слушать музыку, пот<ому> что она ему напоминает меня» (207).

Для Марины Цветаевой Лилит была первой и единственной женщиной, а вот Еву она никогда не понимала, не чувствовала в себе - и потому не любила. «Еве до познания добра и зла вовсе не было дела. Ей было важно сделать по-своему - преступить. Иначе бы не любопытство, а любознательность, т.е. не порок, а добродетель, не женский жест, а мужской. (Еву Библия делает Прометеем!). Дальше: вовсе не примета божества - знать добро и зло. Привилегия божества - именно не знать, иначе откуда бы счастье? Знают, т.е. страдают люди. Итак, я бы то древо переименовала бы в древо забвения добра и зла» - записывает Марина Цветаева в свою рабочую тетрадь в марте 1925 года.
В одном из самых известных стихотворений Цветаевой «Попытка ревности» есть такие горькие строки:
«…Как живется вам с стотысячной -
Вам, познавшему Лилит!
Рыночною новизною
Сыты ли? К волшбам остыв,
Как живется вам с земною
Женщиною, без шестых
Чувств?..»

В письме к Борису Пастернаку Цветаева говорит: «Борис, а ты помнишь Лилит?.. Твоя тоска по мне - Тоска Адама по Лилит, до - первой и нечислящейся. (Отсюда моя ненависть к Еве!)».

Владимир Набоков , который в двадцатых годах писал стихи под псевдонимом Сирин, подошел к этой теме очень по-своему. В изящном по форме и мистическом по существу стихотворении «Лилит» молодой поэт рисует картину посмертного приключения в потустороннем мире (герою вначале казалось, что в раю), где на продуваемой горячим ветром улице, среди фавнов он вдруг увидел:
«От солнца заслонясь, сверкая
подмышкой рыжею, в дверях
вдруг встала девочка нагая
с речною лилией в кудрях...»

Набоковское стихотворение «Лилит» именно о том, как Лилит соблазняет и неожиданно исчезает, а пребывание в раю оказывается полнейшей иллюзией. Набоковского Адама не изгоняли из рая - он не был в нем вовсе; на этой ноте, собственно, и завершается «Лилит». Что же произошло? Произошло соблазнение во сне. Лилит соблазнила и бежала, даже во сне не дав блаженства. Интересно, что Набоков в ходе создания поэмы очень точно следовал мифологической первооснове.
В романе «Лолита» расставлены несколько иные акценты. Там Гумберту кажется, что Лолита спит, он лелеет мысль об овладении ею во сне, но овладевают им: Лолита соблазняет его, чтобы покорить и исчезнуть. Возникает вопрос, случайна ли эта цепочка «Лилит - девочка с лилией - Лолита» ? Фактически и в «Лолите», при всех отличиях этого романа от поэмы, тоже воспроизведен миф об Адаме.
Набоков неоднократно говорит в романе о Лилит, хотя имени ее не упоминает, ограничиваясь словами «ребенок-демон». В этом, кстати, прелесть и загадка не только поэтической прозы Набокова: ведь поэзия существует там, где самое главное не произносится, на него лишь намекают, его дают в отражении, не называя по имени... Но если вернуться к «Лолите», то все-таки один раз поток умолчаний прерывается - и как бы вскользь, как бы мимоходом дается главный ключ к роману:
«... Как билось у бедняги сердце, когда среди невинной детской толпы он замечал ребенка-демона, «enfant charmante et fourbe» - глаза с поволокой, яркие губы, десять лет каторги, коли покажешь ей, что глядишь на нее. Так шла жизнь. Гумберт был вполне способен иметь сношения с Евой, но Лилит была той, о ком он мечтал».
Лолита для Гумберта есть напоминание о Лилит, воспоминание о Лилит. Но кого же тогда Гумберт воспринимает как Еву? Несомненно, Евой для него является Шарлотта, его законная жена, заботливая, но нелюбимая и презираемая, слишком связанная с ненавистным уютом, со всем, что тленно. А бессмертная Лилит, та самая - соблазняющая, убегающая, недостижимая, - для Гумберта именно Лолита.

Так кто же такая Лилит? Демон, вечно творящий зло, или прекраснейшая из женщин? Наверное, и то, и другое вместе. Именно благодаря этой двойственности и продолжает жить легенда о Лилит; именно поэтому каждый мужчина ищет в своей избраннице не только будущую «верную супругу и добродетельную мать» , но еще и нечто неуловимое… то, что отличает дочерей Лилит от дочерей Евы. То, что безумцы и поэты именуют «воплощённой женственностью» . И не беда, что бессмертные дочери Лилит - вечно соблазняющие, вечно убегающие, вечно недостижимые - не способны любить: зато именно они любимы так, как и не снилось женщинам, женам, напрочь лишенным этого замечательного качества - старательным, преданным, всепрощающим… Ну а мужчин, жаждущих отдать жизнь за миг блаженства в объятиях дочерей Лилит, тоже можно понять. Живущий размеренной жизнью человек иногда нуждается в сильных потрясениях, которые мы по привычке называем «глупостью», «жестокостью», «изменой», «предательством». Но ведь, как заметил мимоходом неисчерпаемый Пушкин :
«Всё, всё, что гибелью грозит,
Для сердца смертного таит
Неизъяснимы наслажденья -
Бессмертья, может быть, залог!»

Просто человек ищет бессмертия. И ничего больше.


(с) "Лилит" март 2010 года

Запретное имя

Татьяна Гостева

Наш консультант -- Георгий Индулен, историк, теолог

И БОГ СОЗДАЛ ЖЕНЩИНУ...

Кто вы - потомки Лилит?

«Недоступных созвездий венец» -- так писал Николай Гумилев про загадочную и прекрасную Лилит -- первую жену Адама. Ее имя запрещено произносить правоверным иудеям, ею восхищаются романтические поэты и суровые феминистки, она будоражит наше воображение. Может быть, и в тебе живут ее гены. Но стоит ли пробуждать столь опасную память предков?..

История Лилит изложена по древним апокрифическим источникам, написанным в одно время с Библией и не вошедших в традиционный Ветхий и Новый Завет, а также по каббалистическому труду Зоар, по народным повериям и мифам.

Рыжая бестия

Бог создал Лилит одновременно с Адамом из рыжей глины. Когда она открыла глаза, в них отразилось ясное небо, и они приобрели синий цвет. А оттенок волос у нее, если верить некоторым легендам, остался рыжеватым, как гончарная глина. Лилит была женщиной пылкой, темпераментной, во всем равной Адаму, и повздорила с ним из-за проблемы власти: кому находиться сверху во время секса. На заре цивилизации люди проводили параллели между ведущей партией в половом акте и в жизни: кто верхний, тот и главный. Поэтому самолюбивый и обидчивый Адам воспринял предложение подруги поменяться местами как попытку унизить его мужское достоинство и категорически отказался лежать под нею. Лилит рассердилась, поднялась в воздух -- она владела данной Богом способностью левитировать -- и перенеслась из рая на землю.

Адам пожаловался на строптивую подругу Богу и попросил его вернуть беглянку. Бог задумался -- как ему повлиять на Лилит, ведь он наделил людей свободой воли и теперь не мог взять да и перенести Лилит своей чудесной силой обратно в рай. И тогда он отправил за Лилит трех ангелов с поручением -- склонить беглянку к возвращению, по возможности добром и лаской. А если она заупрямится и захочет остаться на земле, пригрозить ей тем, что отныне и во веки веков часть рожденных ею детей будет погибать в младенчестве.

Больше женщина, чем мать

Посланники Бога нашли Лилит в жарких краях, на берегу моря, где она предавалась любовным утехам с местными жителями. Мистики и некоторые богословы предполагают, что в наидревнейшие времена, до грехопадения Адама и до бунта Люцифера, населяли землю и приглядывали за нею особые ангелы. Если верить тому же Ветхому Завету, ангелы были совсем не бесплотными и очень до любовных утех охочими (Бытие, глава 6, п 2). Вероятно, они не страдали свойственным Адаму «комплексом самца», и Лилит, довольная своей новой жизнью, на уговоры не поддалась, возвращаться в рай к нелюбимому мужчине отказалась.

Тогда божественные посланники прибегли к угрозам и сказали, что Лилит придется заплатить за своеволие жизнью своего будущего потомства. Столь откровенный шантаж Лилит разгневал. Она предпочла лишиться детей, но не личной свободы. И повторно отказалась возвращаться к Адаму.

Печать Лилит

Среди древних шумеров, во времена которых зародилась легенда про Лилит, такое женское поведение было социально дозволенным, хоть и нетипичным. Для иудеев -- возмутительным и отвратительным: разве может женщина предпочесть свое личное счастье и свободу радостям безмятежного материнства? А как же быть с заповедью «плодитесь и размножайтесь»? В иудейском фольклоре Лилит сочли невероятно опасной, запретили называть ее по имени, чтобы случайно не приманить к дому, и превратили в символ всего темного, рокового и в то же время упоительно соблазнительного в женской натуре. Ей приписали способность являться ночью к мужчинам и «ужасным образом», из верхней позиции, овладевать несчастными. Никаких страданий мужчины от этого не испытывали, скорее наоборот, но наутро чувствовали себя как-то неловко. А еще Лилит наделили коварным свойством: она могла вселиться в богобоязненную иудейскую жену и заставить ее испытывать оргазм. После чего на свет у женщины появлялись лилимы -- дети с печатью Лилит. При рождении лилимов отмечала темная полоска густых волосиков на спинке, идущая вдоль позвоночника до самого копчика. Из них вырастали люди физически сильные, неукротимые и непокорные, драчливые и вспыльчивые. Если же секс обходился без потустороннего вмешательства, то у еврейской женщины не было ни оргазма, ни риска родить волосатого и зловредного «лилимчика».

Откуда взялась Ева

Но вернемся к нашему повествованию. Итак, Адам затосковал в одиночестве, и Бог решил создать для него другую подругу, пассивную и послушную. Он не рискнул ваять ее из глины и праха -- вдруг опять такая же упрямая, как Лилит, получится. И изготовил ее из ребра Адама. На свет явилась Ева -- нечто вроде клона ее супруга, с такими же интересами и взглядами на жизнь. Она была Адаму невероятно близка, но в то же время -- из-за сходства натур -- он с нею скучал. Может быть, поэтому Ева и заинтересовалась яблоком с древа познания -- вдруг диковинный плод развлечет ее мужа и порадует. И получилось, что именно тихая и покорная Ева подтолкнула Адама к грехопадению: поддалась на уговоры змея перешагнуть через божественный запрет, отведала яблоко сама и угостила мужа.

Во многих богословских трудах ответственность за грехопадение пытаются возложить на Адама -- не проявил власть, не проконтролировал наивную дурочку Еву. В этом есть доля правды -- силы характера Адаму всегда не хватало: он хотел казаться крутым, а был обычным доверчивым увальнем. Но если следовать исключительно логике событий, то оказывается, что при независимой, прямолинейной и сильной Лилит он глупостей не делал и жил в раю в свое удовольствие, а как заполучил в жены тихую и послушную, хитрую и склонную к манипуляциям Еву, так и лишился бессмертия и вылетел пулей из благостного рая в жестокую земную жизнь. Заодно тихая милая Ева навлекла на всех женщин роковое проклятие -- рожать в муках детей своих. Свободной от него осталась одна Лилит.

Как сложилась дальнейшая жизнь Лилит. Царица ада

Шли годы. На земле размножались люди -- потомки Адама и Евы. По одной из легенд, вечно молодая и бессмертная Лилит стала подругой самого одаренного и самого красивого из приближенных к Богу ангелов, Люцифера, -- такие женщины всегда выбирают лучших. Люцифер приревновал Бога к людям, которых терпеть не мог за ничтожный и мелочный характер, и устроил бунт на небесах. Можно предположить, что Лилит подталкивала любимого к борьбе за власть и поддерживала его в честолюбивых устремлениях.

Люцифер потерпел поражение и был вместе с ангелами-приспешниками низвергнут в ад. Лилит осталась при нем, его возлюбленной, не только потому, что отличалась особой преданностью, но и ради сохранения своей значимости: лучше быть первой в аду, чем второй в поднебесье. Или даже на небесах.

По поверьям Лилит жива до сих пор, периодически навещает землю и пребывает среди людей. Ей подвластны мгновенные перемещения из одной точки земли в другую и астральные путешествия по всем мирам, кроме высшего -- того, где находится рай. Она не вкушала от древа познания, и ей неведомо ни зло, ни добро. Она прекрасно разбирается в людях и в своей выгоде, знает, что хорошо для нее и для тех, кого она любит, и больше ничто ее не волнует.

Дети Лилит

Все потомки Лилит делятся на две ветви. Первая: дети Лилит от обычных мужчин. Они обладают невероятной сексуальной притягательностью и презирают все законы, кроме своего собственного мнения. В семье они кажутся чужими, не похожи на братьев и сестер, предпочитают вечер и ночь дневному свету. Люди к ним тянутся, для них же шумное общество тягостно. У них отменное здоровье, они переваривают любую пищу. Благодаря наследию Лилит некоторые из них способны во время сна выходить из тела и путешествовать по миру. Легко контактируют с душами умерших людей.

Вторая ветвь: дети, рожденные Лилит от ангелов, некогда навещавших землю, а затем -- от демонов, сходных с ангелами по своей первооснове. Ангелы и демоны обладают сверхъестественным даром изменять структуру материи и превращать одно вещество в другое. От них детям Лилит передавался пирокинез -- дар воспламенять взором предметы, оборотничество -- возможность превращаться в животных и птиц, вампиризм -- тяга к поглощению чужой энергии или крови ради бессмертия и вечного здоровья, умение проходить сквозь стены. И темный дар убивать человека взглядом -- через остановку сердца или сгущение крови в сосудах.

Почему потомство Лилит малочисленно

Во-первых, потому, что среди ее детей высока младенческая смертность из-за рокового проклятия, и до зрелых лет доживают немногие.

Во-вторых, некоторые генетические признаки, которыми обладали дети самой Лилит и столь отличных от человека созданий, как ангелы и демоны, оказались несовместимыми с нормальной жизнью. Например, трудно выжить младенцу с даром пирокинеза, воспламеняющему в припадке обиды и гнева все вокруг. По легендам хищные люди-оборотни и вампиры, питавшиеся кровью, жестоко истреблялись в Средние века.

Постепенно все необычные, нечеловеческие особенности детей Лилит заблокировались природой. Предполагают, что они хранятся в «молчащих» генах, передаются, как запечатанное письмо, потомству, но никак не проявляются внешне, чтобы дети Лилит выживали сами и могли давать жизнеспособное потомство.

Что такое «молчащие» гены

Только 5 процентов человеческих генов несут полезную информацию о строении и развитии наших тканей, о нашем характере и способностях. Все остальное -- непонятные фрагменты и наглухо закрытые и не подлежащие считыванию участки, которые называют «молчащими» генами. Что в них закодировано, никому из ученых толком неизвестно.

Один из молчащих генов, по мнению генетиков, связан с остротой обоняния. Похожий ген отлично работает у обезьян и помогает спариванию. А у нас он заблокирован. Почему? Потому что его активизация привела бы к излишней избирательности при выборе партнера. Женщины отказались бы от многих полезных, умных и добрых мужей и гонялись бы за самцами тупыми или злобными, но физически, а значит, и на нюх, -- подходящими. Для человека, в отличие от животных, выгоднее выбирать партнера или партнершу по социальному статусу, а не по степени здоровья будущих детей. Выживают дети не только родителей, идеально совместимых по физиологии, но и дети самых умелых и хитрых, самых трудолюбивых и настойчивых. Блокировка гена обоняния расширила для нас спектр возможных партнеров. У человека появился стимул думать и делать. И мы стали еще более живучими.

Предположение о том, что в «молчащих генах» хранится самая невероятная генетическая информация -- вплоть до умения летать, не так уж далеко от истины. Ведь где-то там зашифрован весь план развития человека -- от одной клеточки, через стадию рыбки с жабрами до двуногого прямоходящего. Почему бы в запасниках генетических данных не оказаться и способности левитировать?

Зачем нам нужно столько лишней генетической информации

Мы никогда не знаем, что нам потребуется в грядущем. Например, наступит всемирный потоп. А человечество не вымрет -- у нас в генетическом наборе уже имеются жабры. За несколько поколений глядишь и сформируется «человек жабродышащий» , люди вернутся в воду и выживут.

Как определить, не являешься ли ты потомком Лилит

l В младенчестве у тебя было хрупкое здоровье. Родители рассказывали, что ты перенесла тяжелую болезнь или чудом избежала кончины в результате рокового стечения обстоятельств.

l У тебя рыжеватые или черные волосы (блондинки возникли совсем недавно, 11 000 лет назад, на территории Скандинавии из-за случайной мутации генов)

l и серые, синие или голубые глаза.

l У тебя растут заметные волоски на третьей фаланге пальцев.

l Ты легко рожаешь.

l Ты спокойно относишься к детям и допускаешь, что в мире хватает счастья и без них.

l Ты очень сексуальна, испытываешь влечение ко многим мужчинам и высоко ценишь мужскую красоту и физическую привлекательность.

l Тебе снятся красочные и увлекательные сны.

l Тебе безумно нравятся кошки.

l Ты никогда не скучаешь в одиночестве.

l Ты равнодушна к общественной морали и соблюдаешь ее нормы только тогда, когда тебе это выгодно.

l У тебя есть твои личные принципы, которые тебе очень дороги, и ты готова ради них на жертвы.

l Ты умеешь заставить других поступать так, как того хочешь.

Если ты ответила утвердительно на семь и более пунктов, кровь Лилит в тебе определенно присутствует.

Теперь прочитай следующие шесть пунктов.

l У тебя странные пристрастия в пище -- тебе нравится бифштекс по-татарски, или смесь соленого и сладкого, или кислого и горького, иногда тебя тянет отведать цветок или пожевать листик с дерева.

l Во сне ты часто кого-то спасаешь или сражаешься.

l Во сне ты часто летаешь.

l Тебя боятся собаки.

l Когда ты пристально смотришь в спину человеку, он спотыкается.

l Ты равнодушна к виду крови.

Ты согласна с пятью утверждениями? Возможно, в тебе, кроме крови Лилит, есть что-то ангельское или демоническое.

Можно ли пробудить в себе «спящие гены» Лилит, которые отвечают за мистические способности.

Теоретически -- да, сильными стрессами. Во время стресса организм судорожно ищет любую возможность спастись. Мощная гормональная буря пытается перекроить структуру ДНК. Глядишь, какой-нибудь безумный ген возьмет да и разблокируется и ты начнешь людей насквозь видеть, перистальтику чужого кишечника различать. Или наполовину переместишься в потусторонний мир и будешь созерцать два пласта события одновременно: то, что происходит в нашей реальности, и те изменения, которые протекают в астрале. Утомительно, похоже на шизофрению, но дает новый подход к жизни. Может быть, при тяжкой болезни ты приобретешь способность выкачивать энергию из окружающих, выздоровеешь, твой дар останется при тебе, и возле тебя начнут слабеть и страдать близкие люди. Когда такое происходит спонтанно, твоей вины тут нет: инстинкт самосохранения снял блоки и обеспечил выживание твоей личности. С осложнениями процесса выживания ты мирно сосуществуешь или мужественно борешься.

Если ты сознательно «прыгаешь на тарзанке» и ставишь себя на грань выживания для пробуждения своих «молчащих генов», то отвечаешь за последствия. Тебе неизвестно, что пробудится в твоем организме. Вряд ли ты вернешь себе способность оборачиваться в полночь волчицей. Но растормозить в себе инстинкты хищника -- жестокость, безжалостность, презрение к слабым -- удается без особого труда. Хочешь ли ты этого?

Дочери Лилит

Карла Бруни (1968 г. р.)

Как истинная дочь Лилит, она прекрасно разбирается в людях и пользуется успехом у мужчин, легко поднимается по карьерной лестнице: сначала -- модель, потом -- певица. Карла пренебрегает моралью: она снималась обнаженной и гордится своими снимками «ню», так как ей есть что показать. В 33 года родила сына от двадцатитрехлетнего студента Рафаэля Энтовена. Вообще-то у нее был роман с его папой, но рожать ребенка она предпочла от того, кто помоложе. Впоследствии Рафаэль стал профессором и ведущим нескольких популярных радиопередач. Среди ее любовников -- Мик Джаггер, Эрик Клэптон, Кевин Костнер, Дональд Трамп, бывший премьер-министр Франции Лоран Фабьюс. Она вышла замуж не за кого-нибудь, а за президента Франции Николя Саркози. Конечно, он -- не Люцифер, но нечто демоническое в нем присутствует.

Аспазия (Иоганна-Эмилия-Лизетте Розенберга, в браке Эльза Плиекшане (1865--1943)

Настоящая дочь Лилит, прославилась как поэтесса и драматург, не ограничивала себя в эротических похождениях. В непростые для самостоятельной женщины времена, после неудачного первого брака и разорения родителей зарабатывала достаточно для того, чтобы вести блестящую богемную жизнь и любить того, кого хочется. Выбрала себе в мужья небогатого, робкого начинающего поэта Райниса. Поддержала советом, деньгами, добрым словом. В трудную минуту в Берлине благородно переуступила ему заказанный ей перевод гетевского Фауста. Благодаря Аспазии Янис Плиекшанс превратился в Яниса Райниса и стал знаменитым.

А это -- не дочери Лилит

Марина Цветаева (1892--1941)

Она хотела бы стать Лилит. Она называет себя ее именем в стихах. Но далеко не все женщины, не приспособленные к быту и ведению домашнего хозяйства, являются дочерями Лилит. Лилит не может быть хронической неудачницей в любви, какой была Марина Цветаева. Для Лилит немыслимо прозябать в браке с нелюбимым мужем, подозревать, что он -- сотрудник ненавистного НКВД, и мириться с этим. И никогда бы дочь Лилит не окончила жизнь самоубийством, потому что не вернулась бы, вопреки своему желанию и голосу своей интуиции, из Парижа в сталинскую Россию.

Скарлетт О’Хара, героиня романа Маргарет Митчелл «Унесенные ветром»

Является типичной перепуганной неприятностями Евой, которую лишили возможности вести домашнее хозяйство, наряжаться, веселиться и заботиться о семье. В отличие от Лилит она все свои проблемы пытается решать через брак и материальную поддержку от мужчин. Не придает большого значения сексуальной стороне жизни. Сильно привязана к земле, к родне и хозяйству. Умеет выживать, но не умеет жить в свое удовольствие.

Легенды о первых женщинах, ставших спутницами первого мужчины, взятые из доступных первоисточников.

Легенда о Лилит, Первой Еве, Второй Еве и о других

Решив дать Адаму спутницу, чтобы он не был один в своем роде, Бог поместил его в глубокий сон, удалил одно из ребер его, придал ему форму женщины и закрыл рану.
Адам проснулся и сказал: «Это существо должно называться «женщина», потому что она была взята из мужчины. Мужчина и женщина должна быть одна плоть».
Название, которое он дал ей, было Ева, «мать всех живых».

Некоторые говорят, что Бог создал мужчину и женщину по образу Своему на Шестой День, давая им взимать плату по всему миру; , но что Ева еще не существовала. Так вот, Бог поставил Адама назвать всех животных, птиц и других живых тварей. Когда они проходили перед ним парами, самцы и самки, Адам, будучи уже двадцатилетним мужчиной, завидовал их любви, и хотя он пытался вступить в связь с каждой самкой по очереди, но не находил никакого удовлетворения в акте. Поэтому он кричал: «Каждая тварь, кроме меня, имеет себе пару», и молил Бога исправить эту несправедливость.

Бог тогда создал Лилит, первую женщину, так же, как Он создал Адама, за исключением того, что он использовал грязь и ил вместо чистой пыли. Из союза Адама с этой демоницей, и с другой, как она, по имени Наама, сестрой Тубала Каина, произошел Асмодей и бесчисленное количество демонов, которые до сих пор досаждают человечеству. Много поколений спустя Лилит и Наама пришли к судилищу Соломона, замаскировавшись иерусалимскими блудницами.

Адам и Лилит никогда не жили в мире; ибо, когда он хотел лечь с нею, она обижалась на лежачее положение, которого он требовал. «Почему я должна лежать под тобой?» — спрашивала она. «Я также была сделана из пыли, и я поэтому равна тебе.» Так как Адам пытался добиться ее послушания силой, Лилит в ярости произнесла магическое имя Бога, поднялась в воздух и покинула его.

Адам пожаловался Богу: «Я был покинут моей помощницей». Бог тотчас послал ангелов Сеноя, Сансеноя и Семангелофа доставить Лилит обратно. Они нашли ее у Красного моря, в регионе, изобилующем похотливыми демонами, которых Лилит рожала со скоростью более ста в день.
«Возвращайся к Адаму без задержки», — сказали ей ангелы, — «или мы утопим тебя!»
Лилит спросила: «Как я могу вернуться к Адаму и жить как честная домохозяйка, после моего пребывания у Красного моря?»
«За отказ будет тебе смерть!», — ответили они.
«Как я могу умереть,» — снова спросил Лилит, — «когда Бог приказал мне взять на себя ответственность за всех новорожденных детей: мальчиков до восьмого дня жизни, до самого обрезания; девочек до двадцатого дня? Тем не менее, если когда-нибудь я увижу ваши три имени или подобные им, изображенные на амулете на новорожденном ребенке, я обещаю пощадить его.»
С этим они согласились; но Бог наказал Лилит, сделав так, что каждый день сто ее детей-демонов погибают; , и если она не могла уничтожить человеческое дитя из-за ангельского амулета, ее злоба оборачивалась бы против ее самой.

Некоторые говорят, что Лилит правила как королева в Змагарде и затем в Шибе; и была демоницей, которая уничтожила сыновей Иова. Тем не менее, она избежала проклятия смерти, которое настигло Адама, поскольку они расстались задолго до грехопадения. Лилит и Наама не только душат младенцев, но и соблазняют спящих мужчин, любой из которых, спящий в одиночестве, может стать их жертвой.

Смущаясь от его неспособности дать Адаму подходящую спутницу, Бог попытался снова и позволил ему наблюдать, как он построил женскую анатомию: используя кости, ткани, мышцы, кровь и железистые выделения, затем покрывая все кожей и добавляя пучки волос в места. Зрелище вызвало у Адама такое отвращение, что даже тогда, когда эта женщина, Первая Ева, стояла в своей полной красе, он ощущал неодолимую брезгливость. Бог знал, что он потерпел неудачу еще раз, и прогнал Первую Еву прочь. Куда она пошла, никто не знает наверняка.

Бог попытался в третий раз и действовал более осмотрительно. Взяв ребро Адама во сне, Он создал из него женщину; затем заплел ее волосы и украсил ее, как невесту, двадцатью четырьмя ювелирными изделиями прежде, чем разбудить его. Адам был очарован.

Иные говорят, что Бог создал Еву не из ребра Адама, а из кончика хвоста, который был частью его тела. Бог отрезал его, и обрубок — теперь бесполезный копчик — по-прежнему носят потомки Адама.

Другие говорят, что исходной мыслью Бога было создать два человеческих существа мужского и женского пола; но вместо этого он создал одного с мужским лицом, смотрящим вперед, и с женским лицом, смотрящим назад. Он изменил свое мнение опять, снял заднее лицо Адама и построил тело женщины для него.

Третьи считают, что Адам изначально был создан, как андрогин, из мужских и женских органов, соединенных спина к спине. Так как это положение тела сделало движение трудным, а общение неловким, Бог разделил андрогина и дал каждой половине новую спину. Эти отдельные существа Он поместил в Эдеме, запретив им соединяться.

Источники:

1. Бытие II. 18-25 лет; III. 20.
2. Бытие I. 26-28.
3. Бытие Rab. 17,4; B. Yebamot 632.
4. Ялкут Реубени объявления. Быт II. 21; Внутривенно 8.
5. Алфавит Ben Sira, 47; Gaster, MGWJ, 29 (1880), 553 и след.
6. Num. Rab. 16.25.
7. Targum ad job 1. 15.
8. Б. Шаббат 151b; Гинзберг, LJ, В. 147-48.
9. Быт. Rab. 158, 163-64; Середина. Abkir 133, 135; Абот Dir. Натан 24; B. Синедрион 39а.
10. Бытие II. 21-22; Бытие Rab. 161.
11. Быт. Rab. 134; B. Erubin 18а.
12. B. Erubin 18а.
13. Быт. Rab. 55; Левит Rab. 14.1: Абот Dir. Натан 1.8; B. Брахот 61а; B. Erubin 18а; Танхума Tazri’a 1; Yalchut Быт. 20; Тань. Бубер iii.33; Mid. Псалмы 139, 529.

Легенда о Лилит .

Из «Алфавита Бен-Сира», 8 век н.э.

Когда Бог создал первого человека Адама единственным, Бог сказал: «Нехорошо человеку быть одному». [Так] Бог создал женщину для него, из земли, как и он, и назвал ее Лилит .
Они [Адам и Лилит ] сразу же начали спорить друг с другом:
Она сказала: «Я не буду лежать внизу», а он сказал: «Я не буду лежать внизу, но сверху, так как тебе подобает быть ниже, а я для того, чтобы быть выше.»
Она сказала ему: «Оба из нас равны, так как мы оба из земли.» И они не желали слушать друг друга.
Так как Лилит видела [как это (творение) было], она произнесла невыразимое имя Бога и улетела прочь в небо. Адам предстал в молитве перед своим Создателем и сказал: «Владыка Вселенной, женщина, которую ты дал мне, сбежала от меня!»

Святой Благословенный немедленно послал трех ангелов Сеноя, Сансеноя и Семангелофа вслед за ней, чтобы вернуть ее. Бог сказал: «Если она хочет вернуться, ну и хорошо. И если нет, то она должна признать, что сто ее детей умрут каждый день.»
Ангелы преследовали ее и настигли ее в море, в бушующих водах, (те же воды, в которых однажды утонут египтяне), и сообщили ей Божье повеление. И все же она не хотела возвращаться. Они сказали ей, что они утопят ее в море, и она ответила: «Оставьте меня в покое! Я была создана только для того, чтобы заражать [болезнями и пороками] детей: если они мальчики, от рождения до восьмого дня я буду иметь власть над ними; если они девочки — от рождения до двадцатого дня.»
Когда они услышали ее ответ, они стали умолять ее вернуться. Она поклялась им во имя Бога живого, что всякий раз, когда она увидит их самих, или их имена, или их образы на амулете, она не будет овладевать этим ребенком, и она согласилась, что сто ее детей будут умирать каждый день. Таким образом, сотня демонов умирает каждый день, и поэтому мы пишем имена [трех ангелов] на амулетах новорожденных. Когда Лилит видит их, она помнит свою клятву, и ребенок [защищен и] исцелён.