Мартышка к старости слаба глазами стала;

А у людей она слыхала,

Что это зло еще не так большой руки:

Лишь стоит завести Очки.

Очков с полдюжины себе она достала;

Вертит Очками так и сяк:

То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,

То их понюхает, то их полижет;

Очки не действуют никак.

"Тьфу пропасть! - говорит она, - и тот дурак,

Кто слушает людских всех врак:

Все про Очки лишь мне налгали;

А проку на волос нет в них".

Мартышка тут с досады и с печали

О камень так хватила их,

Что только брызги засверкали.

К несчастью, то ж бывает у людей:

Как ни полезна вещь, - цены не зная ей,

Невежда про нее свой толк все к худу клонит;

А ежели невежда познатней,

Так он ее еще и гонит. (И.А. Крылов)

10. Подберите к одной из предложенных тем публичного выступления не менее 5 примеров афоризмов, крылатых выражений, пословиц, поговорок, цитат, способствующих усилению эмоционального воздействия на слушателей.

1. Молодежь и политика.

2. Мастерство – преемственность традиции.

3. Вуз: правовое пространство.

Вариант 9

1. Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

Весной пряча лыжи на ч…рдак я заметил развеш…ые по стропилам кисти рябины которую сам соб…рал сам нанизывал на веревки а вот забыл о ней и если бы (н…) лыжи (н…)вспомнил(бы).

В давнее время рябину заг…товляли к зиме как еду (на)равне с брусникой и клюквой и грибами пользовались ею как лекарстве…ым средством.

На темном ч…рдаке под самой крышей связки рябины в…сели словно березовые веники. Листья на гроздьях посохли пожухли и свернулись и сами ягоды пер…мерзшие за зиму чуть сморщились (в)роде изюма (за)то были вкусны. Свежая рябина та и горьковата и чере…чур кисла

Есть ее трудно так(же) как ра…юю клюкву. Но и клюква и рябина пр…хваче…ая морозом пр…обретают (н…)с чем (не)сравнимые качества и от горечи что(то) осталось а все(таки) сладко и главное (н…)какой оскомины во рту.

Цвет рябиновых ягод то(же) за зиму (не)изменился он стал мягче и богаче по тонам от коричн…вого почти орехового до янтарного и (ярко)желтого как цвет лимона.

Жаль что мы горо…кие жители мало общаемся с природой с деревней. Мы вероятно что(то) теряем из(за) этого что(то) (не)уловимое хорошее проходит мимо души. Мне думает…ся что жизнь (за)одно с природой любовное участие в ее трудах в пр…ображениях делает человека проще мягче и добрее. Я (не)знаю другого рабочего места кроме земли которое бы так обл…гораживало и ум…ротворяло человека. (По А. Яшину).

2. Определите лексическое значение заимствованных слов. Приведите примеры употребления данных слов в письменной речи (СМИ, справочная литература, научная литература и т.п.)

3. Заполните пропуски в тексте, выбрав слово из предложенного в скобках списка синонимов.

Тут приключилась вторая … (чудинка, странность, необычность ), касающаяся одного Берлиоза. Он … (непредвиденно, скоропостижно, внезапно) перестал икать, сердце его … (стукнуло, тюкнуло, хлопнуло) и на … (секунду, мгновенье, минутку ) куда-то … (провалилось, скрылось, опустилось ), потом вернулось, но с … (приглушенной, неясной, тупой )иглой, засевшей в нем. Кроме того, Берлиоза … (заполнил, захватил, охватил) необоснованный, но столь сильный … (страх, трепет, испуг) что ему захотелось тотчас же бежать с Патриарших без оглядки. Берлиоз … (тоскливо, печально, скучно) оглянулся, не понимая, что его … (напугало, встревожило, ужаснуло). Он побледнел, вытер лоб платком, подумал: «Что это со мной? Этого никогда не было… сердце … (проказничает, балует, шалит)… я … (устал, переутомился, занемог). Пожалуй, пора … (бросить, оставить, закинуть) все к черту и в Кисловодск…»

И тут знойный воздух … (сгустился, погустел, потяжелел) перед ним, и соткался из этого воздуха … (чистый, прозрачный, хрустальный) гражданин престранного вида. (М.А. Булгаков)

4. а) Объясните значение фразеологизмов. Подберите к ним синонимичные фразеологические обороты. Оформите задание в виде таблицы.

Образец

1. Разделать под орех 2. От горшка два вершка 3. Хоть глаз выколи

б) Объясните значение фразеологизмов. Подберите к ним антонимические фразеологические обороты. Оформите задание в виде таблицы.

Образец

1. Топорная работа 2. Через час по чайной ложке

в) Запишите ряд фразеологизмов, в состав которых входит слово глаза

5. Используя материалы «Орфоэпического словаря» (см. список рекомендованной литературы), приведите примеры слов (10 единиц из словарных статей на буквы П – С), имеющих варианты ударения. При выполнении задания сохраните словарные пометы.

Образец: астрон о м

проф. астр о ном

6. Заполните недостающие части таблицы

Образец


Норма

Вид трудности

Пример

Орфоэпическая

Произношение [чн] - [шн]

Ску[шн]о

7. В приведенных предложениях найдите речевые ошибки, укажите их разновидность. Запишите предложения в исправленном виде.

1. В обучении детей особое внимание придается воспитанию интереса.

2. Теперь, как отметил спортивный обозреватель, разрыв в счёте сгладился.

3.В последнее время ухудшился уровень выступления докладчиков.

4. В пьесе выведен отрицательный персонал.

5. На строительные объекты бесперебойно доставляются строительные материалы.

6. На страницах журнала напечатаны сатирические карикатуры.

7. Количество читателей библиотеки постоянно прогрессирует.

8. Многие интеллигенты относились индифферентно к религии.

9. Творчество Маяковского волнует читателей на самых различных языках

10. Пресса высоко позитивно оценивает результаты выборов.

8. Выполните задания по предложенному тексту.

1)Составьте тезисный план текста.

2)Составьте аннотацию к тексту.

3)Представьте содержание текста в виде таблицы (схемы, диаграммы, графика).

Справка


  • Тезисы – краткое изложение основных положений статьи, книги, доклада; это выводы, обобщения, которые оформляются в виде цитат или собственных формулировок.

  • Аннотация (от лат. annotation - замечание) – краткая характеристика книги, статьи и т.п., излагающая их содержание (обычно в виде перечня главнейших вопросов) и дающая иногда их оценку
Русские слова в языках мира

Русские слова с древних времен входили в разные языки мира. Больше всего их вошло в языки народов, населяющих нашу страну.

Русские слова активно осваивались соседними народами Северной Европы - норвежским, шведским, финским. О давних дружеских и родственных межнациональных связях рассказывают, в частности, древнеисландские саги.

Начиная с XVI в. русские слова заимствуются западноевропейскими народами. Так, с 1528 г. (начала регулярных торговых отношений) в английский язык, кроме давно известного русского слова соболь (sable), вошли слова из разных сфер русской жизни: наименования официальных правящих лиц, документов, учреждений; названия денежных знаков, мер веса и длины; бытовые наименования; названия отдельных животных, птиц, рыб и т.д. В XIX-XX вв. вошли слова, отображающие общественно-политическую жизнь России, например декабрист, нигилист, погром. Значительное количество слов было заимствовано после Октябрьской социалистической революции. Освоены были наименования советской общественно-политической, экономической, научной, культурной жизни. Например: комиссар, совет, большевик, ленинизм, комсомолец, колхоз, субботник; спутник, лунник, луноход и мн. др.

Почти все слова, связанные с отмеченными выше понятиями, вошли и во французский язык. Немало русских слов освоено лексикой болгарского, польского, словацкого и других славянских языков. Например, словацким литературным языком за период с конца XVIII в. до наших дней, по свидетельству Н.А. Кондрашова, в разное время было заимствовано около 1500 русских слов. Среди них: а) наименования общественно-политической, исторической и культурной жизни: власть, государство, держава, страна, столица и др.; вольнодумец, гнет, мятеж; букварь, летопись, сказка, словарь, слог, пословица; а также мичуринец, комсомолец, пионер, пятилетка, совет, субботник, спутник и мн. др.; б) наименования бытовые, абстрактные: блины, икра, квас, самовар; воздух, высота, природа; защита, обаяние, обстановка, прелесть, прозрачность и др.

Много русских слов вошло в болгарский язык, например: трудовой день (в болг. трудов ден ), картофелеуборочный, свеклоуборочный и др. Многие русские слова освоены чешским, румынским, венгерским языками.

С давних пор русские слова проникали в языки восточных народов. Так, японским языком ассимилированы слова -закуска, самовар, пирожок; сивуч (промысловый тюлень), степь, тундра и др. Из русского языка советского времени -актив, ленинизм, колхоз, советы, спутник, товарищ и мн. др. Русские слова заимствуются многими народами, населяющими Африку. (Валгина Н.С. Современный русский язык)

4) Напишите сочинение-миниатюру (5-7 предложений) в жанре эссе о роли языка во взаимодействии культур.

9. Трансформируйте текст художественного стиля, выбрав один из жанров официально-делового стиля (заявление, резюме, объяснительная записка, служебная записка, протокол, характеристика и т.п.).

Фразеологические нормы – это нормы правильного употребления фразеологизмов, т. е. устойчивых словосочетаний, в структуре и составе которых ничего нельзя менять, иначе фразеологизм разрушится (см. Фразеологический словарь русского языка, Словарь крылатых выражений, пословиц и поговорок). Выделяют следующие виды фразеологических ошибок:

1. Смешение (контаминация) разных фразеологизмов :

Молчу, как рыба об лед (ср.: молчать как рыба + биться как рыба об лед ).

2. Изменение формы слов , входящих в состав фразеологизма:

Она ничего не делает, сидит сложив руки (ср.: сидеть сложа руки ).

3. Вставка лишних слов в состав фразеологизма:

Пора тебе взяться за свой ум (ср.: взяться за ум ).

4. Неоправданное сокращение фразеологизма (нехватка нужных слов):

Тренер сделал хорошую мину (ср.: сделать хорошую мину при плохой игре ).

5. Искажение лексического состава фразеологизма (замена слов): Не мудрствуя долго (ср.: не мудрствуя лукаво ). Он прячет топор за пазухой (ср.: прятать камень за пазухой ).

6. Неудачный контекст для фразеологизма. Ошибкой является употребление фразеологизмов в контексте, вызывающем двусмысленное толкование и комический эффект (если невозможно заменить контекст, следует заменить фразеологизм): Председатель так взял доярок за живое , что надои молока сразу увеличились (ср.: Председатель обратился к дояркам с такой проникновенной речью, что они стали лучше работать и надои молока сразу увеличились ).

7. Незнание значения фразеологизма :В конце вечера выпускники спели свою лебединую песню . Фразеологизм лебединая песня имеет значение «предсмертное произведение», нужно: заключительную, прощальную .

Разрушение фразеологизма может произойти в результате одновременного действия нескольких причин. Например, в конструкции «Я привык отдавать себе полные отчеты» (ср.: отдавать себе отчет ) вставлено лишнее слово «полные» и искажена форма фразеологизма (вместо единственного числа употреблено множественное).

УПРАЖНЕНИЕ 12. Перепишите, подчеркните ошибочное слово (выражение), назовите вид ошибки, исправьте. См. Фразеологический словарь русского языка.

1. Хотя он был не из робкого десятка, но тут не мог не испугаться. 2. Мы пытаемся сдвинуть решение вопроса с мертвой точки зрения. 3. Наших передовиков наградили почетными грамотами, а Петренко и Михайлов получили по шапке. 4. Чем дальше в лес, тем больше щепки летят. 5. Дети заморили червячков и развеселились. 6. Это просто ни в какие рамки не вяжется. 7. Министра никто не связывал никакими рамками. 8. Он, подчиняясь зову генов, пытался обнять официантку в забегаловке. 9. У него на коже пробежали мурашки. 10. Я же вижу всех вас как через свои пять пальцев. 11. Я думаю, что президенту кто-то подкладывает очень серьёзную медвежью услугу. 12. Он был скован за руки и за ноги. 13. Однако все карты испортил дождь. 14. Этот вопрос всегда был местом раздора для компартии. 15. Все ее ругали на чем свет стоял. 16. Было так тесно, что негде было упасть яблоку раздора. 17. Это дело гроша выеденного не стоит. 18. Его поймали на честном слове. 19. Люди убедились в том, что он не пускает слов на ветер. 20. Нельзя всех мерить под одну гребенку.



УПРАЖНЕНИЕ 13. Найдите лексические и фразеологические ошибки (под-черкните), назовите их (если это необходимо, прокомментируйте), исправьте.

1. Интересующих вас лиц вышлем почтой. 2. Поступило заявление от гражданки Смирновой, которая просит освободить ее от ночного сторожа. 3. Первая премьера этого балета состоялась в Риге. 4. Коллеги по работе, памятный сувенир, автобиография жизни, огромная махина, народный фольклор, взаимно друг другу, свой автопортрет. 5. Одной из примет этого периода является появление во многих подтаежных районах первых укрепленных поселков. 6. Ухудшился уровень выступления докладчиков. 7. Началась гражданская интервенция. 8. Продаем товары по дешевым ценам. 9. Задача, поставленная нами, достигнута. 10. В прошедшие дни прошли снегопады и выпало много снега. 11. Депутаты приняли важное решение, которое способствовало улучшению отдельных недостатков. 12. Художник нарисовал репродукцию картины. 13. Благодаря пожару сгорел большой участок леса. 14. Я хочу с благоговением преклонить перед Вами голову. 15. Это сыграло главное значение в моей жизни. 16. Чтобы сделать эту работу, я должен беречь каждую минуту времени. 17. Я считаю, что те выступающие, которые будут выступать, будут говорить о деле. 18. Роль книги в жизни велика: он должен пополнять свой кругозор. 19. Скоропостижно уехал в командировку. 20. Сравнительные обороты помогают автору вступить в диалоги с читателем. 21. Березки стоят в подвенечном саване. 22. Петр участвовал в сборах с энтузиазмом завзятого флегматика. 23. Некоторые люди принимают желательное за действительное. 24. Я расскажу, какое влияние оказывают на меня прочтенные мною книги, которые я читал лет десять назад. 25. Мы должны бороться с этим всеми нашими ресурсами. 26. Анна Каренина бросилась под поезд, и он долго влачил ее жалкое существование. 27. Амулеты из бивней мамонта за-щищают человека от темных сил зла. 28. Крестьянин был зажиточный: он имел свиней и жену. 29. Товарищи мужчины! Будьте мужественными, протолкните женщин по салону! (объявление в автобусе). 30. Поэт не расплескал своих сил понапрасну. 31. Пришла весна, у куниц скоро появится наследство. 32. Они словно братья-близнецы: капля в каплю похожи друг на друга. 33. Она близко к сердцу ощущает чужое горе. 34. Товарищи спортсмены, жеребьевка продолжается. Кто отжеребился, пройдите к своим машинам. 35. Он не любил работать и вел праздничный образ жизни.

Тренировочные работы

по теме « Лексические нормы речи»

Русский язык

МБОУ «Яренская СШ»

Селиванова Г.Г.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Смысловая точность речи

Слова должны употребляться лишь в свойственном им значении. Грубой лексической ошибкой является употребление слова в несвойственном ему значении: Он упал навзничь и ушиб колено. Следует употреблять: Он упал ничком и ушиб колено.

ТЕСТ 1. несвойственном им значении.

1. Началась гражданская интервенция.

2. Интервенция способствовала обострению конфликта.

3. Писатели-либералы очень хладнокровно относились к тяжёлому положению народа.

4. Я был совершенно равнодушен к политическим принципам моего брата.

5. Мой друг особенно уважает стихи.

6. Хозяин пристально следит за чистотой в офисе.

7. Художник нарисовал репродукцию и вышел из комнаты.

8. После бурного собрания домочадцев ЖЭК начал ремонт дома.

9. Толстой как глубокий психиатр вводит в роман образ Малаши.

10. Выстрел попал не в собаку, а в проходившего по дороге Тимохина.

ТЕСТ 2. Отметьте предложения со словами, употреблёнными в несвойственном им значении.

1. Товарищи поздравили юбиляра и вручили ему цветы.

2. Товарищи поздравили юбиляра и преподнесли ему цветы.

3. У Базарова нет сообщников.

4. У Базарова нет единомышленников.

5. Смех, главное оружие писателя, является пафосом его творчества.

6. Пафос творчества А.С.Пушкина – "лелеющая душу гуманность".

7. Иллюстрации хорошо имитируют главные эпизоды повестей.

8. Сатирические произведения поэта привлекают своей новизной и моложавостью.

9. Илья Ильич уверен в нормальности своей жизни, и ничто не может его вывести из этого баланса.

10. Дуэлянта и задиру Долохова за его недисциплинированность произвели в солдаты.

ОТВЕТ:

Тест 1 - 1,3,5,6.7,8,9,10

Ответ:

тест 2- 1,3,5,7,8,9,10

Речевая недостаточность

Речевая недостаточность (пропуск нужного слова) нередко порождает алогизм : Павел вырос в глазах людей после истории с "болотной копейкой". Следует употреблять: Авторитет Павла вырос в глазах людей после истерии с "болотной копейкой".

ТЕСТ 1. Отметьте предложения с алогизмами.

1. Речь Нагульнова отличается от других героев.

2. Речь Катерины отличается от речи Кабанихи.

3. Лопата уперлась во что-то твёрдое. Когда ломом выворотили на поверхность два ржавых чугунных горшка, то они были доверху наполнены монетами.

4. Лопата уперлась во что-то твёрдое. Когда ломом выворотили на поверхность два ржавых чугунных горшка, то увидели, что они были доверху наполнены монетами.

5. Дефорж не растерялся, вложил в ухо пистолет и выстрелил. Медведь упал.

6. Дефорж не растерялся: вложил в ухо медведя пистолет и выстрелил; зверь упал.

7. Я знаю, что в недалёком будущем полечу на Луну так же свободно, как на автобусе.

8. Я знаю, что в недалёком будущем полечу на Луну так же свободно, как сейчас езжу на автобусе.

ТЕСТ 2. Отметьте предложения с алогизмами

1. В отчёте указано, что двадцать студентов четвёртого. курса занимаются самодеятельностью.

2. Ты много на себя берёшь! Эта твоя самодеятельность до добра не доведёт!

3. Больные, не пришедшие на приём, сдаются в архив.

4. В кабинете литературы висят великие писатели.

5. Требуется обсудить особую тематику, включающую кадры и технику безопасности.

6. С начала сезона этот футболист забивает уже в третьем матче.

7. Свидетель так запутался в своих показаниях, что даже попросил выпус­тить в боковую дверь, чтобы только не проходить обратно через зал.

8. Поступило заявление от гражданки Олесик, просит освободить её от ночного сторожа.

ОТВЕТ:

Тест 1 - 1,3,5,7

Ответ:

тест 2- : 1,3,4,5, 6,7,8

Речевая избыточность

Не следует допускать употребления лишних слов – плеоназмов (август месяц, период времени, пернатые птицы, впервые дебютировать, коллеги по работе), повторения однокоренных слов – тавтологии (рассказать рассказ, спросить вопрос).

ТЕСТ 1. Отметьте предложения с плеоназмами.

1. Своими соображениями о новом методе исследования учёный поделился с коллегами по работе.

2. Специфическая особенность художественной речи состоит в том, что в ней много образных слов и выражений.

3. Большие урожаи – следствие улучшения агротехники возделывания сельскохозяйственных культур.

4. Чтобы сделать эту работу, я должен беречь каждую минуту.

5. Близнецы были так похожи, что даже родители с трудом различали их одного от другого.

6. Мы должны определить повестку дня предстоящего собрания акционеров.

7. Его работа лишена броскости и на первый взгляд неприметна.

8. Деепричастный оборот обособляется знаками препинания.

9. В заметке говорится о неудовлетворительной организации досуга и свободного времени.

10. В четвёртом квартале текущего года машины простаивали без работы 20 дней.

ТЕСТ 2. Отметьте предложения с плеоназмами.

1. Сейчас не введены до сих пор в действие поточные линии на нашем заводе.

2. Чем больше интервал перерыва между спортивными соревнованиями, тем менее результативно выступают спортсмены.

3. В последнее время воспроизводятся репродукции картин известных художников.

4. Чтобы сделать эту работу, я должен беречь каждую минуту времени.

5. На конференции присутствовало более ста человек делегатов.

6. Меня приятно поразили успехи этого спортсмена.

7. Речь преподавателя должна быть доступной для восприятия.

8. Выступление артистов сопровождалось долгими и продолжительными аплодисментами.

ОТВЕТ:

Тест 1 - 1,2,3,5,7,8.9,10

Ответ:

тест 2- 1,2,3.4,5.6,8

ТЕСТ 3. Отметьте предложения с тавтологией.

1. Мы всё ближе подходим к пещере.

2. Лодки приближались всё ближе.

3. Машины облегчают трудоёмкий труд рабочих.

4. Выращивание чая – очень трудоёмкий процесс.

5. Истец доказывает своё требование бездоказательными доказательствами.

6. Среди бумаг капитана Татаринова обнаружены бесспорные доказательства моей правоты.

7. Поэтически описывает поэт наш прекрасный полуденный край.

8. Я тяжёлым честным трудом добываю свой хлеб.

9. Появление этого манифеста явилось важным событием в жизни общества.

10. Рабочие хозяйства проделали большую работу на строительстве комплекса.

ОТВЕТ: 2,3,5,7,9,10

ТЕСТ 4. Отметьте предложения с тавтологией.

1. Учащиеся успешно выполнили заданное на прошлой неделе домашнее задание.

2. Учащиеся успешно выполнили заданную на прошлой неделе домашнюю работу.

3. Я хочу перечислить черты характера, характерные для Чацкого.

4. В образах, изображённых писателем, ясно отразились черты молодого поколения России.

5. Не без труда удалось решить эти сложные и трудные проблемы.

6. К недостаткам пособия можно отнести недостаточное количество иллюстративного материала.

7. Следует различать различные подходы к данной проблеме.

8. В заключение рассказчик поведал собравшимся забавную историю.

9. Необходимо отметить проблемы, которые возникли в ходе исследования.

10. Сверх плана в январе было сдано торгующим предприятиям много сверхплановой продукции.

ОТВЕТ : 1,3,4,5,6,7,10

Лексическая сочетаемость

Не следует нарушать лексическую сочетаемость. Нарушение лексической сочетаемости – распространённая речевая ошибка: иметь рояль, играть знамение. Следует употреблять: иметь значение, играть роль.

ТЕСТ 1. Отметьте предложения с нарушением лексической сочетаемости.

1. Роль книги в жизни человека велика: он должен пополнять свой кругозор.

2. Роль книги в жизни человека велика: он должен расширять свой кругозор.

3. Он хотел что-то сказать, но у него остолбенел язык.

4. Способен ли я на поступки, которые делают герои книги?

5. Всё в жизни давалось Онегину поверхностно, легко.

6. Задача, поставленная нами, достигнута.

7. Серия легковых машин новых моделей будет выпущена заводом.

8. Этот тезис был обоснован слабее, чем предыдущий.

9. Воздух чист. Солнце светит ярче. Дышится свежо.

10. Теперь, как отметил спортивный обозреватель, разрыв в счёте сгладился.

ОТВЕТ: 1,3,4,5,6,9,10

ТЕСТ 2. Отметьте предложения с нарушением лексической сочетаемости.

1. В последнее время ухудшился уровень выступления докладчиков.

2. Пенсионеры считают, что уровень их жизни понижается.

3. Эта футбольная команда одержала не одну замечательную победу.

4. Лекцию на физическом факультете провёл известный учёный, который многие годы работал в области электроники.

5. Этому важному вопросу уделяли серьёзное внимание.

6. На собрании акционеров выступавшие высказали ряд замечаний, устранение которых поможет в работе.

7. На ГЭС установлена и запущена в действие новая турбина.

8. Товары этой фирмы пользуются большим спросом.

9. Первоочередное внимание следует оказать повышению квалификации кадров.

10. Большинство своего свободного времени он проводил в читальном зале.

ОТВЕТ:1,4,6,7,8,9,10

Смешение паронимов

Не следует смешивать паронимы (близкие по звучанию, но разные по смыслу слова): эффектная внешность и эффективная деятельность, главная задача и заглавная буква.

ТЕСТ 1. Отметьте предложения со смешением паронимов.

1. Близорукость, возрастающая в течение жизни,– прогрессивная близорукость.

2. Эти идеи казались прогрессивными для того времени.

3. Петров был человек очень практический.

5. Новая попытка опять оказалась неудачливой.

6. Я, по-моему, очень неудачливый человек.

7. Я проблудил по лесу два часа.

8. Бродя без цели по улицам, он испытывал нетерпимую тоску.

9. Этот корневой вопрос нужно решать немедленно.

10. Он стал рассеянным, произносил непонятливые фразы.

ОТВЕТ: 1,3,5,7,8,9,10

ТЕСТ 2. Отметьте предложения со смешением паронимов.

1. Мы не можем обсуждать Наташу Ростову за это.

2. Сегодня вечером мы обсуждали план будущего урока.

3. Взошло солнце и ярко высветило сад.

4. На высвеченном юпитерами льду каталось несколько пар.

5. Этот список можно продолжить.

6. Выношу благодарность моему научному руководителю.

7. Необходимо обеспечить командировочных общежитием.

8. Во всех палатах создан уют, который плодотворно действует на общее настроение больных.

9. Аппендицит ему вырезали ещё в прошлом году.

10. Вчера прошла встреча двух дружественных команд.

ОТВЕТ:1,3,5,7,8,9,10

ОБОБЩАЮЩИЙ ТЕСТ

Отметьте нарушения лексических норм.

1. Тихон стал косным виновником гибели Катерины.

2. Со своей будущей женой я впервые познакомился на студенческом вечере.

3. Во время интервала между уроками в аудиторию вошёл преподаватель.

4. Первоочередное внимание мы должны уделить повышению грамотности.

5. Жизненный уровень сотрудников отдела возрос.

6. В ближайшее время следует удешевить себестоимость выпускаемых товаров.

7. В текущем году успешно протекает работа по выведению новых сортов элитарной пшеницы.

8. С самого начала встречи его соперник начал подолгу задумываться и в результате попал в цейтнот.

9. Хотелось бы поблагодарить издательство за издание и выпуск этой книги.

10. В этом тексте выступления много дефектов.

ОТВЕТ:1,2,3,5,6,7,8,9,10

Тест 8. Лексические нормы. Отметьте предложения, в которых допущены речевые ошибки – тавтология или плеоназм.

1. У моей мамы в феврале-месяце день рождения.

2. Такие люди любят давать обещания, чтобы привлечь людей на свою сторону.

3. Мы чувствуем за этими словами скрытый подтекст.

4. В парикмахерской вывешен новый прейскурант цен.

5. В статье изложены основные положения новой концепции.

6. Заяц, наверное, смекнул, что ему, совершенно белому, можно спокойно лежать на белом снегу.

7. Решению этого вопроса мешает маленькая мелочь.

8. Черты ее лица четко очерчены.

9. Юноша на всем скаку заскочил в вагон мчащегося поезда.

10. Предназначение человека – в высоком; быть человеком – значит стремиться совершенству.

11 .В подтверждение своих слов адвокат привел много доводов и доказательств.

12. Доклад Петрова свидетельствует о его эрудированности и начитанности в этой области знания.

13. Базаров был человеком недюжинного ума и пылкого сердца.

14. В новом театре драмы вчера состоялась первая премьера спектакля.

15. Профессор долгие годы изучал необычные экзотические растения.

16. Крупные янтарные бусы дополняли ее наряд.

17. По ночам парк отдыха охраняется охранниками.

18. Парк знаменит древними вековыми дубами и кленами.

19. Старый черный шелковый платок окутывал шею барина.

20. С приятным человеком и поговорить приятно.

21. Чтобы понять национальный менталитет русского народа, надо серьезно изучать историю России.

ОТВЕТЫ: 1,2,3,4,5,7,8,9,11,12,14,15,17,18,21

Использованные источники

В.И. Капинос, Л.И. Пучкова Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ, М.: Интеллект-Центр, 2004

Нормы ударения и произношения.
  1. Расставить ударения (карточки)
  2. Определить характер вариантов: а) устар.; б) проф.; в) просторечный или диалектный; г) разговорный, или доп.; д) народно-поэтич.
бАржа – баржА; кулинАрия – кулинарИя; гастронОмия – гастрономИя; прИнцип – принцИп; мУзыка – музЫка; кОмпас – компАс; слУчай – случАй; осуждЕнный – осУжденный; коклЮш – кОклюш; Искра – искрА; шассИ – шАсси; свЕкла – свеклА; девИца – дЕвица; шЕлковый – шелкОвый; облегчИть – облЕгчить; зАсуха – засУха; киломЕтр – килОметр; столЯр – стОляр.
  1. Омографы: составить словосочетания (на доске). Атлас, рожки, выкупать, ирис, хаос, безобразный, видение, острота, лавровый.
  2. Образовать краткие формы прил., ударение: блЕдный – бледен (м) – бледна(ж) – бледно(ср) – бледны (мн.ч.); редкий – редок – редка – редко – редки; жирный – жирен -жирна – жирно – жирны; голодный – голоден – голодна – голодно – голодны; крепкий – крепок – крепка – крепко – крепки; тупой – туп – тупа – тупо – тупы; вредный – вреден – вредна – вредно – вредны; правый – прав – права – право – правы.
  3. Ударение в формах глаг.прош.врем. понять – пОнял – понялА – пОняло – пОняли; пролить – прОлил – пролилА – прОлило – прОлили; принять – прИнял – принялА – принялО – прИняли; нанять – нАнял – нанялА – нАняло – нАняли; отозвать – отозвАл – отозвалА – отозвАло – отозвАли.
  4. Ударение в глаголах с суфф. – ирова – : бомбардировАть, пломбировАть, маскировАть, буксировАть, нормИровать, маркировАть, премировАть, инсценИровать, гравировАть.
  5. Ударение в наречиях: дОсыта, нАсмерть, завИдно, мастерскИ, добелА, донЕльзя, мЕльком, нАискось, задОлго, исконИ, Исподволь, Издавна, наОтмашь, донагА.
  6. Затранскрибировать: брызжет, визжать, высший, сжать, резче, грузчик, учиться, братский, отцы, двадцать.
  7. Распределить слова на три группы:

    С твердыми согласными

    С мягкими согласными

    С вариантом

    регби

    реликвия

    бассейн

    детектив

    крем

    сессия

    сеттер

    фанера

    агрессия

    тенденция

    шинель

    демарш

    патетика

    музей

    депо

    теннис

    кюре

    декан

    кодекс

    дефис

    бутерброд

    термин

    деканат

    деквалификация

    сонет
  8. Произношение безударного гласного [o]: 1) рояль, хоккей, аромат, соната, компресс, конституция, коттедж, шофер … 2) вето, барокко, какао, маэстро, радио, боа, рококо; Золя, Шопен, Вольтер, Отелло, Карузо, Кастро…
Морфологические нормы.

Употреблние форм имени существительного.

  1. Определить род несклонямых существительных: пари, бра, кенгуру, жабо, кашне, атташе, либретто, интервью, импресарио, контральто, банджо, ралли, салями, авеню, сулугуни, хинди, какаду, портье, кюре, цеце, гризли, крупье, жюри, пони, пани, эму, шимпанзе, арго, виски.
Колебания в роде: визави(м, ж), мокко(м, ср), протеже (м, ж), инкогнито (с, м), Сочи, Миссисипи, Капри, Мехико, Килиманджаро, Онтарио, Туапсе, Хоккайдо, Хуанхе.
  1. Зад № 4(с.41, Практикум).
  2. Составить словосочетания в ед.числе: рельсы, рояли, ботинки, тапки(ж), манжеты, спазмы(м), туфли, банкноты, георгины(м, ж), щупальца, клавиши, жирафы, тюль, бланки, толь.
  3. Определить род: (см.упражнение с общим родом: тенировочн. упр).
  4. Род существ. с суффиксами субъективной оценки (тренировочное упр).
  5. Определить род аббревиатуры: ТЮЗ, МИД, МГУ, ООН, РИА, НАТО).
  6. Подобрать соотвествия ж.рода(см.трен.упр-я).
  7. Образовать форму мн.ч., определить значение: масло-масла(см.тренир.упр).
  8. Определить значение множ. числа (хлебы – хлеба… см. упр. тренировочные).
  9. Образовать мн.ч. им. пад. (ы – и) (см.трен.упр-я).
  10. Образовать род.п.мн.ч. (см.трн.упр-я).
  11. Просклонять: туфли, простыня, плацкарта.
  12. Склонение имен и фамилий (см. теорию, с. 60-62, упр.с. 47-48, Практикум).
Морфологические нормы.

Употребление форм имени прилагательного.

Обосновать различие полных и кратких форм.

  1. Образовать все краткие формы:
Жалкий, круглый, теплый, дряблый, славный, горький.
  1. Образовать краткую форму мужского рода от прилагательных на -енный:
двойственный – -ен, (-енен)

Надменный – надменен

Торжественный – ен(-енен)

Невежественный – ен (-енен)

Длинный – ен

Современный – енен

2а. Работа с текстом(с. 49-50, практикум, зад.34)

  1. Образовать степени сравнения:
  2. 4.Тексты: (Рахманин, с 91-92).
Употребление форм имени числительного .
  1. Просклонять: 665, 194, 447, 978, 5679, полтора, полтораста.
  2. Записать цифры словами. (Практикум: с.52-53; Дускаева: с.32)
  3. Составить связный рассказ с 465 во всех падежах.
  4. Склонение порядковых чисел: 33 – род.п; 556 – д.п.; 479 – тв.п.; 692 – пр.п.
  5. Сочетаемость собирательных числительных. (упр.44, 45 на с.53, Практикум).
  6. Слова ОБА и ОБЕ!
  7. По карточкам.
Синтаксические нормы .
  1. Координация подлежащего и сказуемого (Практикум, с.68, з.4,5,6,7)
  2. Нормы управления (Практикум, с.75, з.19)
  3. Исправить ошибки: (Практикум, с.75,з.20; 77з.25,26)
  4. Употребление деепричастного оборота:
А) закончите предложения (Практикум, с.83, з.35, 36);

Б) найти ошибки (Практикум, с.83, з.37).

Нормы словоупотребления.

  1. Установить значение прилагательного (прямое/переносное)
Легкий(груз, задача, дорога, материя)

Горячий (песок, время, чай)

Ледяной (поле, улыбка, вежливость, простор)

Громкий (выстрел, дело, крик)

Холодный (ветер, чай, взгляд, комната)

  1. Подберите синонимы (русские!), составьте словосочетания:
Масштаб – размер, фиксировать – замечать, фиаско – поражение, аффект – возбуждение, эффект – впечатление, гибрид – помесь, архитектор – зодчий, легальный – открытый, рафинированный – очищенный, фатальный – предопределенный, неизбежный.

2а. Выбрать синоним (есть – кушать, муж – супруг).

  1. Составить словосочетания или предложения с паронимами:
Безответный – безответственный, осудить – обсудить, подпись – роспись, усвоить – освоить, боязливо – боязно, гордыня – гордость, приёмник – преемник.
  1. Отдать предпочтение (выбрать) пароним (Практикум, с.107, з.18).
  2. Исправить ошибки в смешении паронимов (Практикум, с.107, з.17).
  3. Плеоназмы, ставшие нормой: народная демократия, патриот своей родины, габаритные размеры, автобиография жизни(моя), свободная вакансия, частная собственность, экспонат выставки, прейскурант цен, перспективы на будущее, родные пенаты, реальная действительность, взаимно друг другу, памятный сувенир, период времени, огромная махина, первая премьера.
  4. Устранить тавтологию (с.109, з.24 – Практикум).
  5. Исправить речевые ошибки (Практикум, с.109-111).
  6. «Веревочка»:
рекорд – ставить – эксперимент – удачный – поездка – отправляться – компания – веселый – праздник – провести – время

Ассортимент – предлагать – подруга – лучший – учитель – стаж – педагогический – опыт – жизненный – фильм.

Наверстывать – упущенный – возможность – поступить – университет – классический – роман – читать – любить – музыка.

Приоритетный – мнение – ученик – старательный – помощник – депутат – Дума – государственный – преступник – поймать.

Все вместе: образование – народный – роман – двухтомный – учебник – купить – дешево – продать – автомобиль – отец.

  1. Объяснить значение ФЕ (Практикум, с.117, з.49)
  2. Исправить ошибки в употреблении ФЕ (Практикум, с.116-48)
Функциональные стили русского языка.
  1. Проверка д/з: «веревочка».
  2. Определить стилистическую окраску слов (сниж. и возвыш.) (см. с.119, з56. – Практикум). Какие стили могут обслуживать эти слова.
  3. Определить стиль текста, выписать стилистически окрашенную лексику. (Практикум, с.120, з.60).
  4. Выбрать фрагменты для научного стиля. (Дускаева, с.88, з.2).
  5. Написать в научном стиле: (Дускаева. с.88, з.2(6-9).
  6. Научный и научно-популярный. (Дускаева, с.89, з.4).
  7. Написание деловых бумаг: заявление, докладная, объяснительная записка.
  8. Чтение творческих работ.
Творческие работы – обязательная форма практических работ:
  1. Составление связного рассказа по опорным несклоняемым существительным.
  2. Связный рассказ с употреблением числительного (365, 467, 598 …) во всех шести падежах.
  3. Три сочинения – миниатюры на одну и ту же тему, но в виде трех типов речи: повествование, описание, рассуждение.
  4. Четыре сочинения – миниатюры на одну и ту же тему в четырех функциональных стилях: разговорном, научном, газетно-публицистическом, официально-деловом.
^ Расставьте ударение в словах.

Августовский, арест, афера, баловать, баловаться, балуюсь, бытие, включить, возбужденное дело, возбужденный, высоко, гусеница, грунтовая, гренки, гастрономия, гражданство, договор, документ, диалог, добыча, домовая книга, дремота, донельзя, добела, досуха, досуг,дочиста, дабы, желчь, звонишь, звонит, позвонит, злоба, по злобе, завидно, заключенный, залитый, залит, залита, залито, залиты, запертый, завсегдатай, инструмент, истекший, квартал, клеить, корысть, каучук, минусовый, мусоропровод, мышление, начать, начал, начала, начали, начаться, начался, набело, надолго, настороженно, настороженный, начавший, начатый, новорожденный, нормированный, облегчить, облегченный, осужденный, обеспечение, подростковый, простыня, простыни, премировать, приговор, ржаветь, ржавеет, свекла, столяр, средства, углубить, умерший, упрочение, уставный, хвоя, ходатайствовать, цемент, щекотно, яслей, яслям.

Квартал, километр, документ, инструмент, медикаменты, диспансер, агент, арест, алкоголь, алфавит, каталог, процент, каучук, свекла, морковь, симметрия, столяр, шофер, цыган, щавель, цемент, баловать, балуешь, балуется, не балуйте, заржаветь, заржавели, договор, приговор, созыв, досуг, тяжба, партер, паралич, ломоть, ремень, дефис, кожух, комбайнер, боязнь, крапива, каучук,коклюш, ненависть, силос, некролог, торты, банты, шарфы, кета, камбала, феномен, мизерный, генезис, позвонишь.

Вариант 1.

Гражданка Сидорова Н.Ф. обратилась с заявлением о разводе брака. 2. Споры нередко доходили до прямых оскорблений во лжи. 3. Пишите Ваши инициалы полностью. 4. На вверенной Вам территории необходимо еще возвести баню для жителей села. 5. Сообщаем наши реквизиты: Москва, 123298. Ул. Народного Ополчения, 1. 6. Сим письмом извещаем Вас, что вышепоименованный документ приобщаем к делу. 1. Мы рассмотрели вопрос согласно полученного заявления. 2. В обсуждении принял участие заведующий кафедры социологии. 3. Ряд предложений проекта расчетами не подкрепленные. 4. В 1999 году на предприятие были приняты двадцать один специалист. 5. В наше предприятие распределены на работу молодые специалисты выпуска 1999 года. 1. Социальное страхование в области в настоящий момент находится ниже любой критики. 2. Комиссия отмечает, что положение на строительстве чревато и нуждается в немедленном вмешательстве вышестоящих органов. 3. Умение смотреть прямо в глаза фактов приходит с опытом, с уверенностью в своих силах. 4. Бригадир давно махнул на те досадные неполадки, о которых говорили на собрании. Я творю, ты...., он...., мы..., вы...., они...
  1. Просклонять числительное:
И. Восемьсот сорок два

Р...., Д...., В....,Т...П......

  1. ^ Предложите вашу редакцию данного документа.
Директору автобазы N 2

От Никифорова Л.Н.

Заявление

Товарищ директор, к вам обращается шофер автобазы Никифоров Л.Н. по такому вопросу.

Очень прошу Вас освободить меня _от работы на дальних рейсах. Я сейчас прохожу лечение в поликлинике, справку могу предоставить. Очень прошу не отказать в моей просьбе и подписываюсь

  1. Они внесли огромную лепту в организацию этого дела.
  2. Такая планировка сроков работ оказалась неточной.
  3. Перспективная неизбежность перехода к новому очевидна.
  4. Среди множества писем процитируем лишь одно.
  5. Необходимо обеспечить командировочных общежитием.
  1. Поставьте ударение.
Жалюзи, яслей, принудить, оптовый, туфля, арахис, мастерски.
  1. Допишите выражения.
Небольш... пенсне, колумбийск...кофе, стальн...рельс(а), яблочн.. .шампунь.
  1. Запишите, если можно, с числительным трое:

Вариант 2.

  1. Исправьте лексические ошибки в предложениях.
Придется еще раз обсчитать все данные. 2. Осталось затвердить это на собрании. 3. Он отказал мне под благоприятным предлогом. 4. Был провозглашен приговор суда. 5. Это достигалось самыми неугодными средствами. Он дал мне взаимообразно 100 рублей.
  1. Исправьте грамматические ошибки в предложениях.
В связи с предварительной договоренностью высылаем Вам необходимые документы. 2. Мы признаем о том, что проект станка неудачный. 3. Взяв без разрешения это оборудование на складе, у него начались неприятности с начальством. 4. Зарплата не была выплачена пятистам сорок двум рабочим. 5.Рабочие, что допустили брак, получили выговор.
  1. Исправьте неудачное употребление фразеологизмов.
1.Мастер не раз уверял собрание, что сделает все по силе возможности, однако порядки остались прежними. 2. Каждый нарушитель должен твердо усвоить, что ему не сойдет даже малейшее отступление от устава и закона. 3. Такой руководитель любого саботажника подведет под ярлык. 4. Ему пришлось проглотить эту горькую пилюлю.
  1. Проспрягать глагол, поставить ударение:
Я звоню, ты..., он...., мы..., вы..., они....
  1. Просклонять числительное:
И. Двести сорок шесть. Р..., Д..., В..., Т..., П.
  1. Предложите вашу редакцию данного документа.
Доверенность

Я, Шевчук Л.А., доверяю моему мужу Шевчук И.С. получить мою зарплату за первую половину декабря. В связи с тем, что я нахожусь в больнице.

Л. А. Шевчук

  1. Исправьте нарушения точности речи.
  1. Самолет сделал смертельную петлю.
  2. Неожиданно для всех в стране изменился премьер-министр.
  3. Исполнительская власть на местах активизировала свою работу.
  4. Пенсионеры считают, что уровень их жизни ухудшается.
  5. Ничто не может вывести Илью Ильича из этого баланса.
  1. Поставьте ударение.
Квартал, оптовый, обеспечение, договор, досуг, средства, созыв.
  1. Допишите выражения.
Небольш… пенсне, колумбийск...кофе, стальн….рельс(а), яблочн... шампунь

^ 10. Запишите, если можно, с числительным трое:

Очки, студент, маршал, профессор, ворота, студентка, сирота, город, волк.

Тест. Морфологические нормы. Отметьте предложения с нарушением норм употребления деепричастий.

  1. Определивши направление и силу ветра, можно прогнозировать изменения в погоде.
  2. Сломив сопротивление противника, батальон занял село.
  3. Мальчики бежали сломив голову.
  4. Снявши голову, по волосам не плачут.
  5. Заговорив о делах, мы забыли о времени.
  1. Что имеем – не храним, потерявши – плачем.
  2. Потерявши книгу, принесите в библиотеку другую.
Тест. Морфологические нормы. Отметьте предложения с нарушением норм употребления числительных,
  1. Самолет с восьмидесятью пассажирами на борту совершил посадку.
  2. Мы думаем ограничиться двустами тысячами рублей.
  3. Вода течет из обоих кранов.
  4. Рассказы писателя публиковались с тысяча восьмисот девяносто пятого года.
  5. Я дочитал книгу до двухсот одиннадцатой страницы.
  6. С обоих сторон реки густой лес.
  1. Выпишите два первых предложения из трехсот девятого упражнения.
  2. Мы прожили в гостинице полторы суток.
  3. Санаторий находится в полутораста километрах от города.
    10.Покупатель обнаружил дефекты у обоих брюк.
11 .Собрание абитуриентов перенесли в триста двадцать четвертую аудиторию.

12.В этом году наше хозяйство собрало по восемьдесят центнеров пшеницы с гектара.

13.На арене четверо медвежат и три взрослых медведя.

14.На факультативное занятие пришли только двое пятиклассниц.

15.Главные герои последних репортажей – трое похищенных журналистов.

16.В этой заброшенной норе жили, оказывается, трое лисят.

17.К семи целым двум пятым прибавьте три пятых.

18.Две трети участка заняты ягодными и фруктовыми деревьями.

19 В конкурсе приняли участие двадцать четыре юноши и девушки.

20.Остров находится от нас в полуторах часах лету.

21. На эту работу уйдет не более полутора часов.

Тест. Синтаксические нормы. Отметьте предложения, в которых допущены ошибки в управлении слов.

1 Для членов этой семьи свойственна порядочность.

  1. Заведующий отдела ушел в отпуск.
  2. Докладчик заверил слушателей в правильности своих расчетов.
  3. Плата за проживание в общежитии производится ежемесячно.
  4. Умение смотреть прямо в глаза фактов приходит с опытом.
  5. За проезд оплачивайте кондуктору!
  6. Спортсмен понимал, что его превосходство над соперниками состоит в
    быстроте реакции.
  7. Вера в себя и в свои силы необходима каждому человеку, особенно в начале нового дела.
  8. В школе объявлен конкурс о лучшем детском сочинении.
  9. Рассказ учителя географии о Египте сопровождался демонстрацией фильма.
11.Уважаемые зрители, просим вас занимать места в соответствии купленным билетам.

12.Объективность выводов докладчик подчеркивал на примерах.

13.Он очень переживает из-за случившегося.

14.Небережливое отношение к школьной мебели повлекло к дополнительным де­нежным затратам.

15.Я хочу только одного – предостеречь вас от ошибок!

Тест. Синтаксические нормы. Отметьте предложения, в которых допущены ошибки в управлении с отрицанием.

  1. Врач не обнаружил у ребенка никакие признаки болезни.
  2. За каникулы мальчик не прочел ни одну книгу.
  3. К сожалению, я нечасто получаю писем из дому.
  4. Она никому на свете не смогла бы доверить свою тайну.
  5. Вы хороший специалист, и эта задача не будет представлять для вас сложности.
  6. Материал в учебнике изложен так доступно, что, кажется, ни одна задача не представляет какую-нибудь сложность.
  7. В это время зазвонил телефон, и я не услышал шума подъехавшей к подъезду машины.
  8. Компьютерного вируса не обнаружено.
  9. Привыкший постоянно работать, он не знал покой ни днем, ни ночью.
  10. Постарайтесь в любой ситуации не терять чувства юмора.
  11. Ошибка в программе не найдена.
Тест

1.

  1. У Юли рисунок красивее, чем у Наташи.
  2. Товары куплены на оптовом рынке.
  3. Договорный процесс был приостановлен.
  4. Нам надо купить набор кухонных ножей.
  5. Бригада работает вахтовым методом.
  6. Его отличал озлобленный ум и холерический темперамент.
  7. Вы, как всегда, правы.
  8. Сегодня ты очень бледна.
  9. Он был совестливым ребёнком.
  10. Мне было рекомендовано пить сливовый сок.
2.
  1. острие 5. мело[шн]ный 9. противень
  2. обгрызанный 6. дерматин 10. скрупулёзный.
  3. интриганты 7. розетка
  4. биз[нэ]с 8. [с]ессия
3.
  1. Вы поёте на разные тона.
  2. Брелоки с браслета были сняты.
  3. Этот удар оказался ловче предыдущего: мяч достиг цели.
  4. Двое шахматисток уже провели игры.
  5. Школьная библиотека располагает двумя тысячами четыреста восьмьюдесятью книгами.
  6. В отношении неё необходимо меры.
  7. Может тебе постилиться и лечь.
  8. Повесь пальто на крючок.
  9. Он мечтает посвятить себя литературной деятельности, но задуманная им пьеса так и осталась незаконченной, и он бросил занятия литературой.
  10. Нисколько не стараясь узнавать окрестные места, я шел прямо по звёздам.
4.
  1. Варя поделилась о своих впечатлениях от поездки в Египет.
  2. Наряду с критикой следует всячески помогать исправлять недостатки.
  3. Моя мама – заведующая торговым отделом.
  4. Любовь к родине, стремление к справедливости особенно дорога мне в поэте.
  5. Большинство людей молчало.
  6. Работы выполнялись в соответствии и на основе утверждённого плана.
  7. Прошу вас ответить на волнующий вопрос не только меня, но и многих других.
  8. Подходя к лесу, мне стало холодно.
  9. .Я ценю хороших людей, которые встречаются мне в жизни.
  10. Скалозуб удовлетворенно замечает, что «счастлив я в товарищах своих».
    5.
  1. Тихон стал виновником гибели Катерины.
  2. Со своей будущей женой я впервые познакомился на студенческом вечере.
  3. Во время интервала между уроками в аудиторию вошел преподаватель.
  4. Первоочередное внимание мы должны уделить повышению грамотности.
  5. Жизненный уровень сотрудников отдела возрос.
  1. В ближайшее время следует удешевить себестоимость выпускаемых товаров.
  2. В текущем году успешно протекает работа по выведению новых сортов элитарной пшеницы.
  3. Скрепя сердце мы собрали вещи и тронулись в дорогу.
  4. Хотелось бы поблагодарить издательство за издание и выпуск этой книги.
  5. В этом тексте выступления много дефектов.
6.
  1. Чехов в пьесе «Вишневый сад» показал разных людей, посредством которых он обличал существующий строй.
  2. К первомайской демонстрации рабочие слободки готовились загодя.
  3. Разве могла Катерина продолжить прежнюю жизнь в доме Кабанихи, ладить с родичами Тихона.
  4. В часы отдыха по очереди они вслух читают.
  5. Ракита была курчава, приземиста. Она стояла одиноко, на взгорке.
  6. Попечитель богоугодных заведений подлизывается к ревизору.
  7. Чичиков – мошенник. Он рвётся выйти в миллионщики и мечтает нажиться за счёт дураков-помещиков.
  8. Болконский храбро сражался на войне согласно желанию отца.
  9. И началась у Онегина прикольная жизнь.
  10. В комедии «Ревизор» Гоголь сатирически рисует быт и нравы чиновничьей среды. Он рисует круг интересов чиновников, рисует их отношение к службе, к государству, к народу.
Тест

1. Отметьте нарушения норм ударения.

  1. Связанный пуловер выглядел роскошно.
  2. В городе появилось много лицеев, гимназий, колледжей.
  1. В отделе маркетинга я нашёл много интересной информации.
  2. Добыча угля была организована в две недели.
  3. В годы отрочества многое воспринимается острее.
  4. В кулинарии пекут вкусные торты.
7. Вода доходила уже до щиколотки.

8. Знахарка вылечила раненого своими снадобьями.

9. Обеспечение фабрики сырьём было налажено в короткие сроки.

10. Броня на билет была использована.

2. Отметьте нарушения орфоэпических норм.

  1. [р"]ектор 5. паш[т’]ет 9. эсп[р’]ессия
  2. хр[е’]бет 6. законнорожденный 10.ша[т’]ен
  3. Фомини[шн]а 7. му[шн]ой
  4. кон[се]рвы 8. [се]рвис
3. Отметьте нарушения морфологических норм.

1. Прожекторы с кораблей освещали побережье.

2. При входе необходимо предъявлять пропуски.

3. Мой ребёнок склонный к простуде.

4. Алёша большая задира.

5. Поведение его было далеко не безупречно.

6. Комната низкая для такой мебели.

7. Дипломная работа должна быть переплетённая.

  1. В субботу я буду стираться.
  2. В этот день Петров вывел Джека на прогулку со всеми своими медалями.
10. Прибыл поезд с двумястами семидесятью пятью участниками соревнований.

4. Отметьте нарушения синтаксических норм.

  1. Важно объяснить человеку, впервые познающему мир, что такое добро и что такое зло, что такое правда и что такое ложь.
  2. Ученик, не понимая условий задачи, однако пытался решать её.
  3. Как избежать такую ошибку.
  4. В центре внимания – герой, который противостоит обществу и вступает в конфликт с ним.
  5. Скупка радиоаппаратуры и приёмников прекращена.
  6. Пока ещё не о чем улыбаться.
  7. Помимо организационных мероприятий, внедрялись и новшества.
  8. Весь май, за исключением нескольких ясных и солнечных дней, шли беспрерывные дожди.
  9. Что он боится?
  10. Когда Тоня встретила Павку на строительстве узкоколейки, то сказала, что не ожидала увидеть его таким.
5. Отметьте нарушения лексических норм.
  1. В последнее время ухудшился уровень выступления докладчиков.
  2. Пенсионеры считают, что уровень их жизни понижается.
  3. Эта футбольная команда одержала не одну замечательную победу.
  4. Лекцию на физическом факультете провёл известный учёный, который многие годы работал в области электроники.
  5. Этому важному вопросу уделяли серьёзное внимание.
  6. На собрании акционеров выступавшие высказали ряд замечаний, устранение которых поможет в работе.
  7. На ГЭС установлена и запущена в действие новая турбина.
  8. Товары этой фирмы пользуются большим спросом.
  9. Первоочередное внимание следует оказать повышению квалификации кадров.
  10. Большинство своего свободного времени он проводил в читальном зале.
6. Отметьте нарушения стилистических норм.
  1. У Раскольникова были плохие жилищные условия.
  2. Интересно и содержательно освещают работу чековых аукционеров в реализации планов приватизации газеты.
  3. Галь, а где вы живёте?
  4. Народ всегда видел в царе силу, способную поддержать и умножить силу и могущество России..
  5. Все жители одной деревни – родня друг другу.
  6. В это время в реках и водоёмах ловля рыбы запрещена всеми способами.
  7. На рисунке 1 показана зависимость долговечности сплавов от величины напряжения.
  8. Решено подвергнуть водителя Гащук Р. П. углубленной проверке знаний уличного движения.
  9. Старик сидел на облучке, отворотясь от меня, и молчал, изредка покрякивая.
  10. Сперва мне хочется написать о Наташе Ростовой.

Зачётная / Экзаменационная работа.

«Русский язык и культура речи»

        1. Найти ошибочные ответы:
1) 1. Антагонизм 2) 1. Мировоззрение

2. Привидение подобных 2. Клеющийся

3. Деликатес 3. Неглубокий, но широкий

4. Бриллиант 4. Не один я пришёл

5. Пресс-бюро 5. Справа налево

3) 1. Ставленник 4) 1. По-нашему мнению

2. Говорить путанно 2. Всё подряд

3. Галюцинация 3. Топленная печь

4. Кроссмен 4. Машинно-паровозное депо

5. Точка в точку 5. Здоровьишко

5) 1. Мелкодроблённый 6) 1. Терриконы породы

2. Нераспустившиеся 2. Немало книг

К празднику цветы 3. Нисколько неубедительно

3. Вдвое больше 4. Держать под мышкой

4. Расчищенный 5. Лелеявший ребёнка

5. Дистиллированный

        1. Выделить слова с неправильным ударением
1. Газопровод 6. Нормированный

2. Кухонный 7. Домовый список

3. Намерение 8. Пригласите

4. Принудить 9. Закупорить

5. Ножницами 10. Новорожденный

        1. Расставить знаки препинания, в конце указать их количество.
По некоторым мелочам по тому например как оба они вместе варили кофе и по тому как понимали друг друга с полуслова я мог заключить что живут они мирно благополучно и что они рады гостю.
        1. ^ Добавить определения к существительным:
Тюль………….. Туапсе…………….. Пони…………….

Жюри…………. Рефери…………….. Леди

Пенсне………… Кофе……………..

        1. ^ Составить словосочетания со словами:
Остановочный………………… Остаточный…………………

Останкинский…………………. Оставленный………………..

        1. Исправить речевые недочёты
1. Мой ребёнок склонный к простуде.

2. Сойдя вниз по чердачной лестнице.

3. Алёша – большая задира.

4. Вид у неё был взволнован и решителен.

5. Объясните мне, пожалуйста, о необходимости этой работы.

6. Арбуз разрезали напополам.

7. Некоторые медведи едят до четыреста пятидесяти килограмм.

8. Пока ещё не о чём улыбаться.

9. Большинство своего свободного времени он проводил в читальном зале.

10. Сперва мне хочется написать о Наташе Ростовой.

11. Четверым молодым работницам присвоен очередной разряд.

12. Бытовые условия в посёлке оказались более предпочтительнее, чем в поле.

        1. Записать числа словами в нужном падеже.
1. Мы остались с 257 рублями.

2. Нам не хватило 92 рублей.

3. Прибыл поезд с 275 участниками соревнований.

4. Газета решила рассказать о 140 лучших людях города.

5. Говорили о 197 новых автомобилях.

6. Мы вышли из положения благодаря 364 рублям

7. Пароход с 857 пассажирами отошёл в рейс.

8. Мы гордимся 97 сортами вин, производимых из нашего винограда.

9. Он довольно разумно обошёлся с 297 книгами.

10. Утёс тянется на протяжении 173 километров.

Литература к практическим занятиям

  1. Дускаева Л. Р., Протопопова О. В. На пути к речевому мастерству. – Пермь, 2000.
  2. Практикум по русскому языку и культуре речи. Нормы современного русского литературного языка. Для студентов – нефилологов. – М., 2004.
  3. Рахманин Л. В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. – М., «Высшая школа», 1988.
  4. Трошева Т. Б., Данилевская Н. В. Тесты по русскому языку. – Пермь, 2001.
Словари.
  1. Орфографический словарь русского языка. – М., Изд-во «Русский язык», 2000.
  2. Орфоэпический словарь русского языка. – М., Изд-во «Русский язык», 2000.
  3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1997.
  4. Современный словарь иностранных слов. – М., «Русский язык», 1993.

Фразеологические нормы – это нормы правильного употребления фразеологизмов, т. е. устойчивых словосочетаний, в структуре и составе которых ничего нельзя менять, иначе фразеологизм разрушится (см. Фразеологический словарь русского языка, Словарь крылатых выражений, пословиц и поговорок). Выделяют следующие виды фразеологических ошибок:

1. Смешение (контаминация) разных фразеологизмов :

Молчу, как рыба об лед (ср.: молчать как рыба + биться как рыба об лед ).

2. Изменение формы слов , входящих в состав фразеологизма:

Она ничего не делает, сидит сложив руки (ср.: сидеть сложа руки ).

3. Вставка лишних слов в состав фразеологизма:

Пора тебе взяться за свой ум (ср.: взяться за ум ).

4. Неоправданное сокращение фразеологизма (нехватка нужных слов):

Тренер сделал хорошую мину (ср.: сделать хорошую мину при плохой игре ).

5. Искажение лексического состава фразеологизма (замена слов): Не мудрствуя долго (ср.: не мудрствуя лукаво ). Он прячет топор за пазухой (ср.: прятать камень за пазухой ).

6. Неудачный контекст для фразеологизма. Ошибкой является употребление фразеологизмов в контексте, вызывающем двусмысленное толкование и комический эффект (если невозможно заменить контекст, следует заменить фразеологизм): Председатель так взял доярок за живое , что надои молока сразу увеличились (ср.: Председатель обратился к дояркам с такой проникновенной речью, что они стали лучше работать и надои молока сразу увеличились ).

7. Незнание значения фразеологизма :В конце вечера выпускники спели свою лебединую песню . Фразеологизм лебединая песня имеет значение «предсмертное произведение», нужно: заключительную, прощальную .

Разрушение фразеологизма может произойти в результате одновременного действия нескольких причин. Например, в конструкции «Я привык отдавать себе полные отчеты» (ср.: отдавать себе отчет ) вставлено лишнее слово «полные» и искажена форма фразеологизма (вместо единственного числа употреблено множественное).

УПРАЖНЕНИЕ 12. Перепишите, подчеркните ошибочное слово (выражение), назовите вид ошибки, исправьте. См. Фразеологический словарь русского языка.

1. Хотя он был не из робкого десятка, но тут не мог не испугаться. 2. Мы пытаемся сдвинуть решение вопроса с мертвой точки зрения. 3. Наших передовиков наградили почетными грамотами, а Петренко и Михайлов получили по шапке. 4. Чем дальше в лес, тем больше щепки летят. 5. Дети заморили червячков и развеселились. 6. Это просто ни в какие рамки не вяжется. 7. Министра никто не связывал никакими рамками. 8. Он, подчиняясь зову генов, пытался обнять официантку в забегаловке. 9. У него на коже пробежали мурашки. 10. Я же вижу всех вас как через свои пять пальцев. 11. Я думаю, что президенту кто-то подкладывает очень серьёзную медвежью услугу. 12. Он был скован за руки и за ноги. 13. Однако все карты испортил дождь. 14. Этот вопрос всегда был местом раздора для компартии. 15. Все ее ругали на чем свет стоял. 16. Было так тесно, что негде было упасть яблоку раздора. 17. Это дело гроша выеденного не стоит. 18. Его поймали на честном слове. 19. Люди убедились в том, что он не пускает слов на ветер. 20. Нельзя всех мерить под одну гребенку.

УПРАЖНЕНИЕ 13. Найдите лексические и фразеологические ошибки (под-черкните), назовите их (если это необходимо, прокомментируйте), исправьте.

1. Интересующих вас лиц вышлем почтой. 2. Поступило заявление от гражданки Смирновой, которая просит освободить ее от ночного сторожа. 3. Первая премьера этого балета состоялась в Риге. 4. Коллеги по работе, памятный сувенир, автобиография жизни, огромная махина, народный фольклор, взаимно друг другу, свой автопортрет. 5. Одной из примет этого периода является появление во многих подтаежных районах первых укрепленных поселков. 6. Ухудшился уровень выступления докладчиков. 7. Началась гражданская интервенция. 8. Продаем товары по дешевым ценам. 9. Задача, поставленная нами, достигнута. 10. В прошедшие дни прошли снегопады и выпало много снега. 11. Депутаты приняли важное решение, которое способствовало улучшению отдельных недостатков. 12. Художник нарисовал репродукцию картины. 13. Благодаря пожару сгорел большой участок леса. 14. Я хочу с благоговением преклонить перед Вами голову. 15. Это сыграло главное значение в моей жизни. 16. Чтобы сделать эту работу, я должен беречь каждую минуту времени. 17. Я считаю, что те выступающие, которые будут выступать, будут говорить о деле. 18. Роль книги в жизни велика: он должен пополнять свой кругозор. 19. Скоропостижно уехал в командировку. 20. Сравнительные обороты помогают автору вступить в диалоги с читателем. 21. Березки стоят в подвенечном саване. 22. Петр участвовал в сборах с энтузиазмом завзятого флегматика. 23. Некоторые люди принимают желательное за действительное. 24. Я расскажу, какое влияние оказывают на меня прочтенные мною книги, которые я читал лет десять назад. 25. Мы должны бороться с этим всеми нашими ресурсами. 26. Анна Каренина бросилась под поезд, и он долго влачил ее жалкое существование. 27. Амулеты из бивней мамонта за-щищают человека от темных сил зла. 28. Крестьянин был зажиточный: он имел свиней и жену. 29. Товарищи мужчины! Будьте мужественными, протолкните женщин по салону! (объявление в автобусе). 30. Поэт не расплескал своих сил понапрасну. 31. Пришла весна, у куниц скоро появится наследство. 32. Они словно братья-близнецы: капля в каплю похожи друг на друга. 33. Она близко к сердцу ощущает чужое горе. 34. Товарищи спортсмены, жеребьевка продолжается. Кто отжеребился, пройдите к своим машинам. 35. Он не любил работать и вел праздничный образ жизни.

Стилистические нормы

Стилистические нормы – это нормы употребления стилистически окрашенной лексики и фразеологии, т. е. слов и выражений, закрепленных за определенным функциональным и/или экспрессивным стилем , а также нормы употребления оценочных слов и лексики разных исторических эпох.

- Кушать подано! Садитесь

жрать, пожалуйста!

(из к/ф «Джентльмены удачи»)

Немотивированное употребление в тексте слов иной стилевой окраски вызывает стилистические ошибки, так как при этом нарушается ровность стиля.Исправить эти ошибки можно, выровняв стиль.

Виды стилистических ошибок

1. Неуместное употребление терминов .

Научные и технические термины – это слова ограниченного употребления, уместные в научном и официально-деловом стилях. Их использование сужает число адресатов, способных понимать текст. Замена терминов общеупотребительными словами или пояснения к ним делают текст понятным для широкой аудитории. Терминологическая лексика в чуждом по стилю контексте используется писателями как средство создания комического эффекта: Через несколько дней молодой человек гулял с девушкой по сильно пересечённой местности на берегу моря (И. Ильф и Е. Петров)

2. Неуместное употребление слов из профессионального жаргона .

Профессиональная лексика – это слова из устной речи людей определенной профессии (см. раздел 1.3). Профессионализмы обычно являются просторечными эквивалентами соответствующих по значению терминов (ляп вместо опечатка в речи газетчиков, кастрюля вместо синхрофазотрон в речи физиков и под.) или их полуофициальными заменителями (органика вместо органические удобрения ).Недопустимо употребление профессиональной лексики в книжных стилях, например, в официально-деловом тексте: Наш цех выпустил новую партию высокочастотников (нужно: высокочастотных громкоговорителей ).

3. Неуместное употребление канцеляризмов , т. е. слов, являющихся показателями официально-делового стиля, подчеркнуто официальных отношений. Ошибка в художественном стиле: Ввиду отсутствия красной розы жизнь моя будет разбита (нужно: без красной розы ). Ошибка в публицистическом стиле: Полоса застоя и упадка театров отнюдь не шла по линии отсутствия талантливых исполнителей (нужно: отнюдь не связана с отсутствием) .

4. Неоправданное нагнетание канцеляризмов . Даже в официально-де-ловом стиле чрезмерное употребление канцеляризмов затемняет смысл фразы, напр.: На заводе имеет место отсутствие запасных частей . (На заводе отсутствуют запасные части).

5. Неуместное употребление разговорной лексики . Она уместна лишь в разговорном стиле и не должна употребляться в научном и официально-дело-вом стилях, напр.: На предприятии хромает учет материальных ценностей (ведется неудовлетворительно ). Употребление разговорных слов в художественном и публицистическом стилях может быть стилистически оправданным, если оно обусловлено задачами автора, в противном случае это ошибка, напр., в сочинении: Хлестаков жуткий нахал (большой ).

Необходимо запомнить: разговорными являются следующие союзы: да, да и, не то, коли, хоть, чтоб, пускай , просторечными: ежели, кабы, покамест. Недопустимо их употребление в научном и официально-деловом стилях.

6. Неоправданное употребление заимствованной лексики ограниченной сферы использования, понятной не всем, напр.: Среди собравшихся превалировали представители молодежи (преобладали ).

Заимствование – это объективный процесс, осуществляющийся между языками контактирующих народов в течение всей их истории. Он может то усиливаться, то ослабляться в отдельные периоды. Различают следующие виды заимствований по степени их вхождения врусский язык: а) слова, прочно вошедшие в русский язык, не воспринимающиеся как иноязычные, понятные всем: каблук, кровать, кукла, сарай, сахар и под.; б) широко распространенные слова, являющиеся единственными наименованиями каких-либо понятий (к ним нет русских синонимов). Они осознаются как иностранные, но всеми понимаются: абажур, лайнер, радио, троллейбус и под.; от них на русской почве образуются производные слова, ср.: газета (итал.) – газетный, газетчик, стенгазета ; в) слова, ограниченные в употреблении и поэтому понятные не всем, к ним часто имеются русские параллели, которые могут отличаться оттенком значения или сферой употребления, ср.: контракт (оформляется письменно) – договор (оформляется письменно и устно); утрировать (книжн.) – преувеличивать (нейтр.) и т. д. В последнее время проникновение в язык рекламы и СМИ американизмов (слов из английского языка в его американском варианте) приняло настолько угрожающий характер, что ученые назвали его «нашествием заимствований», напр.: бизнесмен, брейн-ринг, дистрибьютер, дансинг-холл, имиджмейкер, киднэппинг, менеджер, референт и пр. Употребление именно этой группы заимствований может привести к названной выше ошибке.

7. Употребление нелитературной лексики (диалектной, жаргонной, просторечной), которая может использоваться лишь в художественном стиле в связи с задачами автора и в научном стиле в качестве объекта анализа. Я встаю вместе с кочетами (петухами ; диалектное слово). У меня совсем худая куртка (старая, изношенная; просторечное слово). Торговля в розницу завсегда приносит много хлопот (всегда ; просторечное слово). На Плюшкине было какое-то шмотьё (рванье, лохмотья и под.; жаргонно- просторечное слово) .

8. Нелогичное употребление оценочной лексики , т. е. слов,выражающих либо положительную, либо отрицательную оценку, их сочетание не должно быть противоречивым, ср.; Наши писатели (положительная оценка) всегда активно вторгались (отрицательная оценка) в жизнь страны . (Наши писатели всегда активно участвовали в жизни страны ). Эти организации внесли свой вклад (положительная оценка) в дестабилизацию (отрицательная оценка) положения в стране . (Деятельность этих организаций привела к дестабилизации положения в стране ).

9. Неуместное употребление экспрессивной лексики , чаще всего – слов из высокого стиля, обладающих повышенной выразительностью, сугубо книжных. Они не должны сочетаться с обыденной или сниженной лексикой, напр.: Воспитатели нашего детского сада всегда лелеяли своих ребят (нужно: забо-тились, опекали ).

10. Смешение лексики разных эпох или анахронизм – нарушение хронологической точности при употреблении слов, связанных с определенной исторической эпохой. Как правило, эта ошибка заключается в переносе современной лексики в исторический контекст, в котором должна употребляться устаревшая лексика (историзмы и архаизмы). Историзмы – устаревшие слова, характерные для определенной эпохи, не употребляющиеся в настоящее время. Они обозначали реалии быта, условий, образа жизни в предшествующие периоды истории человеческого общества, напр.: верста, аршин; китайка, пестрядь (наименования тканей); камердинер, гофмейстер и под. Историзмы уходят в пассивный запас языка вместе с исчезновением обозначаемых ими предметов и явлений. Обычно используются в научном и художественном стилях. Но некоторые историзмы могут возвращаться, ср.: ведомости, губернатор , присяжные заседатели и пр. Архаизмы – устаревшие слова, к которым есть современные синонимы, так как они называют предметы, явления, существующие и сейчас, напр.: выя шея; ланиты – щеки, око – глаз, лик – лицо и под. Архаизмы используются в художественной литературе как средство создания высокого стиля.

Ошибка: У Раскольникова были плохие жилищные условия (здесь и перенос современного выражения в исторический контекст, и неуместное употребление канцеляризма в художественном стиле). Правильно: Раскольников жил в темной, мрачной, убогой комнате.

11. Нарушение порядка слов , влекущее за собой стилистическую ошибку, в результате чего книжные стили могут превратиться в разговорный стиль (это одновременно синтаксическая и стилистическая ошибка): Ребёнок поглощает и впитывает любую информацию, познавая мир, словно губка воду. Правильно: Ребёнок, познавая мир, поглощает и впитывает любую информацию, словно губка воду.

УПРАЖНЕНИЕ 14. Найдите стилистические ошибки, укажите их причины, исправьте текст.

1. В годы Великой Отечественной войны роман Толстого пользовался большим спросом у населения. 2. Базаров занимается естественными науками и постоянно режет земноводных и пресмыкающихся. 3. Ученые НИИ в ближайшее время должны покумекать над новыми машинами для нефтегазового комплекса. 4. Вовка, пытаясь простудиться, ходил нарастопашку по двору. 5. Работа конференции лимитируется из-за отсутствия ведущих специалистов. 6. Аспирант быстро управился с поставленной перед ним задачей. 7. В отделе снабжения необходимо получить грабли, литовки, вёдра. 8. Наш директор – человек шибко образованный. 9. Информация, что деньги из федерального бюджета неизвестно где гуляют, поступает постоянно (из газет). 10. В Древнем Риме недовольные законами плебеи устраивали митинги. 11. Она готова была внести большие бабки, чтобы избавить его от службы в армии (из газет). 12. В нижеследующем абзаце я хочу рассказать о сложных взаимоотношениях Андрея и Наташи. 13. Спонсоры обещали университету подкинуть двадцать миллионов на ремонт учебных корпусов. 14. Дедушка рассвирепел, и у него поехала крыша. 15. Строители обещали воздвигнуть здание нового вычислительного центра в сентябре. 16. Савельич просил прощения за Гринёва на коленях у Пугачёва. 17. Вся редакция выехала на место события, прихватив с собой фотокорреспондента. 18. Ни один из них не отвечал ему ни слова, они только безмолвно пя-лили на него очи. 19. В юности он всегда стремился быть зачинщиком добрых дел. 20. Идентичное решение было принято студентами второй группы. 21. Девушка конфиденциально призналась подругам, что переменила имя Катя на Кармен, потому что последнее импонирует её внешности. 22. Молодогвардейцы воровали у фашистов оружие. 23. Мария долго искала мужа в карьере, ещё не ведая, что он в это время был доставлен в больницу.


Морфологические нормы

Морфологические нормы – это нормы правильного изменения слов и употребления частей речи.

Нормы существительных

Основные трудности при употреблении имен существительных вызывает определение рода тех или иных слов и образование некоторых падежных форм.

Род имён существительных

- Чей туфля? Ой! Моё! Спасибо!

(из к/ф «Кавказская пленница»)

1. Необходимо запомнить род следующих склоняемых существительных.