Всем знакома Древняя Греция по учебнику истории с картинками античных памятников. И поразительное дело, что многие из них сохранились и до наших дней. Правда, чаще всего перед зрителями предстают труды реконструкторов, но это нисколько не умоляет у осматривающих древние руины туристов чувства причастности к чему-то очень великому. И одна из таких античных ценностей – Храм Гефеста в Афинах. Сооружение, возведенное на знаменитой Агоре в V в. до н.э., и по сей день радует своим видом столичных жителей, а также многочисленных туристов. Предлагаем узнать подробнее об особенностях и истории этой легендарной достопримечательности.

Греко-персидские войны длились почти полвека, принося Афинам то богатства и славу, то наоборот, разрушения и упадок. Так что эллины настолько устали восстанавливать храмы, что решили вовсе их не возводить. И так бы оно может и было, если бы не волевое решение правителя Перикла: он решил сделать Афины главным греческим государством, поэтому не скупился в средствах и развернул масштабное строительство. Именно при нем Акрополь получил такие святыни, как Парфенон, Эрехтейон , Храм Ники Аптерос и т.д.

Он же повелел и возвести святилище Гефесту – богу огня и вулканов, а также знаменитому кузнецу, ковавшему мечи и доспехи. Правда Храм Гефеста разместили в Афинах не на Акрополе, а на соседней Агоре, где в 449 году до н.э. и стартовала масштабная стройка.

Строительство храма, посвященного Гефесту

Поначалу возведение святыни, которую позже нарекут Гефестейоном, шло ударными темпами. Но 2 года спустя Перикл решил застраивать Акрополь и начал строительство Парфенона . Главный храм Афинского Акрополя хотели возвести как можно быстрее, и на него была брошена вся рабочая сила. Поэтому город повременил с Храмом Гефеста, и в итоге строительство святыни на Агоре растянулось на десятки лет. Так, исследователи выделяют несколько этапов строительства Гефестейона:

  1. 440-449 гг. до н.э. – возведение западного фриза.
  2. 430 г. до н.э. – окончание строительства восточного фриза.
  3. 415 г. до н.э. – завершение всех работ и официальное открытие храма.

Таким образом, строительство святыни Гефеста продолжалось почти 35 лет.

Архитектурные особенности Гефестейона

К сожалению, имя архитектора храма Гефеста в летописях не сохранилось. Но многие исследователи, основываясь на стилистических особенностях, предполагают, что скорее всего главным создателем святыни был славный зодчий Алкамен, работавший также над храмом Посейдона .

По планировке Гефестейон представляет собой классический периптер дорического ордера с 6 колонами по бокам и 13 на длинных сторонах. При этом высота каждой колоны чуть меньше 6 метров. Общая площадь сооружения насчитывает почти 14 метров в ширину и 32 метра в длину. Кстати именно храм Гефеста стал первым греческим сооружением из мрамора, ведь Акропольские святыни по времени начали возводить немного позже.

Внутренний интерьер здания был поделен на три части: пронаос (прихожая), главный внутренний зал и опистодом (задние комнаты с отдельным входом). В главной зале помимо бронзовой статуи Гефеста, которому посвящен храм, возвышалась и бронзовая статуя Афины, покровительницы города. К сожалению, обе они, как и многочисленные фрески и мозаики, были утрачены еще много веков назад. Хотя ранее убранство святыни Гефеста было чрезвычайно пышным и роскошным даже для эпохи «золотого века» Греции.












Как уже отметили выше, главными в храме считались статуи Бога Огня и Афины, которые не сохранились до наших дней. Помимо них мастерство скульпторов выражали фриз и метопы святыни, на которые древние мастера наносили сюжеты и персонажей греческой мифологии. На фризах, к слову выполненных в ионическом стиле, изображены сцены из битвы кентавров и торжества победы Тесея с Олимпийскими Богами.

Метопы восточной стороны выражали 9 подвигов Геракла, причем многие сцены были представлены не просто рельефами, а отдельными скульптурами. С юга и севера храм украшали рельефы и скульптуры о подвигах Тесея, в связи с чем храм Гефеста в Афинах называли Тессеоном (иногда Тиссионом). Некоторые афиняне даже считали, что храм посвящен Тесею, и здесь находится его захоронение. Но проведенные недавно раскопки и исследования доказали полную несостоятельность этой версии.

Западный фронтон был оформлен скульптурами кентавров, а восточный – сценами с вознесением Геракла и Рождением Афины. Большинство скульптур не сохранилось, а найденные фрагменты некоторых фигур хранятся в Музее Агоры.

По окончанию строительства судьба храма Гефеста складывалась довольно удачно. Святыне приносили щедрые дары, и вокруг здания цвел пышный сад. А когда на смену язычеству пришло христианство, Гефестейон стал Церковью Святого Георгия. Православными священнослужителями храм поддерживался вплоть до 1834 года. Во времена правления короля Оттона священников изгнали из Гефестейона, и открыли в нем археологический музей, который просуществовал ровно 1 век. Позднее все экспонаты вывезли, а внутренние залы полностью закрыли для посещения. А в 1970-ых годах была проведена масштабная реконструкция кровли здания.

Храм Гефеста в наши дни

По сравнению со многими античными постройками, Афины сохранили Храм Гефеста, пожалуй, лучше всех. Огромный вклад в сохранность здания внесли православные монахи, не позволившие уничтожить сооружение во времена языческих гонений. Благодаря им, сегодня любоваться видом древнего храма может каждый турист и местный житель.

До наших дней в целости дошел весь периптер с дорическими колоннами, а также фронтоны и часть крыши. К сожалению, многие статуи и элементы лепнины история не сохранила, но и уцелевшее наследие производит колоссальное впечатление.

Храм Гефеста на карте и как до него доехать самостоятельно

По местоположению Гестефейон – это центральный район Афин, так что добраться к достопримечательности не составит труда. Если ваш отель расположен в центре столицы, то проще всего дойти до святилища Гефеста пешком. Расположенный на Агоре храм трудно не приметить среди городских зданий.

Если же вы расположились в других районах Афин, то к храму Гефеста можно доехать на метро или автобусе. Например, автобусный маршрут №227 останавливается у близлежащего парка, так что до Гефестейона останется 10-15 минут ходьбы. Ближайшие станции метро находятся на зеленой ветке: это Тисио и Монастираки. Также можно подъехать к Агоре на такси или арендованном авто. Но в последнем случае могут возникнуть проблемы с поиском парковочного места.

Что еще посмотреть рядом с храмом бога Гефеста

В центре Афин столько интересных мест, что без карты достопримечательностей туристу просто не обойтись. Начнем с того, что поблизости расположен знаменитый Акрополь и даже действуют единые билеты на посещение акропольских построек и храма Гефеста. Также в пешей доступности находятся:

  • Афинская обсерватория;
  • Музей нумизматики;
  • Старинный район Плака;
  • Площадь Монастираки.

И еще туристов ждет множество кафешек, таверн и ресторанов, где можно попробовать вкуснейшие блюда национальной кухни. Не забывайте и о магазинах и рынках, на которых стоит приобрести оригинальные сувениры и подарки для себя и близких.

Увлекательных поездок и незабываемых впечатлений!

Вконтакте

Одноклассники

Стоял на том же месте, на котором стоят современные Афины. Древние Афины стоялив пяти километрах от моря, в 7-8 километрах от Пирейской гавани, на северном берегу Илисса, речки, обыкновенно пересыхающей летом. Невдалеке от северного края древних Афин течет на плодородной равнине другая речка, Кефисс. У самого края города на севере подымалась уступами гора Ликабет. Окружность древнего города Афин вместе с Пиреем, который соединен был с городом стенами, составляла около 25 километров. Восточная и северная части древних Афин, составлявшие большую их половину, лежали на равнине; юго‑западная часть была построена на двух грядах холмов, разделенных небольшою ложбиною; передняя гряда идет с севера на юг, задняя, находящаяся к юго‑западу от неё, имеет направление, одинаковое с Ликабетом, с северо‑востока на юго-запад. Передняя гряда состоит, главным образом, из двух скалистых холмов. Восточный холм её – самое высокое место в целом городе. С трех сторон он подымается над равниной крутыми утесами; только с западной стороны можно на него всходить. На его довольно обширной верхней площади стояла цитадель древних Афин – Акрополь. На запад от Акрополя поднимается скалистый холм Ареопага; на восточной окраине этой скалы собирался, по древнему обычаю под открытым небом, афинский трибунал, именем которого называлась она, а под обрывом её восточной окраины, в скалистой ложбине между холмом Ареопага и Акрополем, стоял очень древний и пользовавшейся в Афинах большим уважением храм Эвменид. На северо‑западе от холма Ареопага подымается плосковершинный холм, который ученые называют теперь Тесеевым холмом (Theseion), потому что на северо‑восточной окраине его стоял храм Тесея. Самый значительный из холмов задней гряды находится на южном конце; это холм Муз (Музей, Museion), западный склон которого имеет почти четверть часа пути в длину. (На вершине его впоследствии стоял памятник родственника сирийских царей Филопаппа; этот памятник был виден с очень большего расстояния). На северо‑запад от холма Муз, отделяясь от него лишь узким ущельем, подымается плоскою террасою холм Пникса; на восточном склоне его находится искусственно выровненная терраса, окраину которой поддерживает громадная стена; археологи прежде полагали, что эта терраса была в древнем городе Афинах местом народных собраний, потому назвали ее Пниксом, как называлось у афинян место, где происходили народные собрания. На северо‑западе от холма Пникса, отделяясь от него лишь небольшою ложбиною, стоит скала, которую археологи называют холмом Нимф (потому что на скале есть надпись, посвящающая ее нимфам). Этот холм лежит почти прямо на запад от афинского Ареопага, а холм, примыкающий в нему с севера, прилегает к западной стороне Тесеева холма. Обе гряды составляли сплошную линию высот, служившую естественною защитой древних Афин со стороны гавани. Служивший с давних времен жилищем для эвпатридов, Акрополь вместе с прилегающими к нему с запада и с юга улицами и холмом Ареопага составлял в Афинах древнейший город. Вероятно, очень издавна принадлежала к нему также местность между Акрополем и Илиссом, называвшаяся Лимнами (Limna, «болота»). После персидских войн древний город Афины стал увеличиваться; в особенности разрастался он на север и северо‑запад; в его состав вошли соседние сельские общины: на севере, Ближний Керамик и Дальний Керамик, ставший северным предместьем; на западе Колон Агорский и Коллит, лежавший, вероятно, на восток от Колона. Дипилонские ворота (Dipylon) вели из древних Афин на северо‑восток в ту местность, где находилась Академия, сад с постройками, украшенный фонтанами; из других ворот города назовем Пирейские, Итонские, Диомейские, Ахарнские.

Памятники древних Афин – храм Тесея

Из развалин зданий древнего города Афин самый значительные:

В храме стояла статуя Афины, сделанная из слоновой кости, в золотой одежде; это было превосходное произведение Фидия. «Величественность форм здания, – говорит Прокеш, – блеск мрамора, безукоризненная гармония пропорций наполняли светлым спокойствием душу смотревшего на этот храм. Парфенон – диво совершенства. Самые незначительные, самые закрытые от взгляда части его отделаны с такою же заботливостью, как и самые важные, наиболее бросающиеся в глаза. Работники трудились с благоговейной добросовестностью» – В 1687 году, при осаде Афин венецианцами, Парфенон сильно пострадал. Лорд Эльджин в 1801 и 1803 годах снял те статуи, какие еще уцелели на фронтонах, снял части фриза, уцелевшие на северной и на южной сторонах, собрал изваяния, лежавшие на земле, и перевез в Лондон. Теперь все эти фрагменты искусства древнего города Афин находятся в Британском музее, и составляют драгоценнейшую часть его коллекций. Байрон строго порицал лорда Эльджина, и многие повторяли это порицание; но оно несправедливо: правда, Парфенон лишился дивных изваяний, увезенных лордом Эльджином; но они спасены от разрушения тем, что были увезены из местности, находившейся под варварским владычеством турок. – На севере от Парфенона стоит храм Эрехтея (Эрехтейон), одно из превосходнейших зданий древних Афин и всей греческой архитектуры. Это собственно не один храм, а два, составляющее одно здание: храм Афины Полиады (Афины покровительницы города) и храм, называвшийся Пандрозием, в котором была гробница Эрехтея. По давнему преданию в этом здании находились: священное масличное дерево Афины, соляной источник Посейдона, и там была тайная пещера, в которой, жила священная змея, охранительница Акрополя. Там сохранялось и древнейшее изображение Афины, вырезанное из дерева, черное, похожее видом на мумию. Прежде тут был храм, построенный в первобытные времена. Новое здание, построенное на его месте, осталось во мнении афинян тем храмом, о котором говорили древнейшие и священнейшие их предания, и в нем продолжали совершаться обряды первобытных времен.

Эрехтейон (афинский Акрополь). Рисунок Э. Додвелла, 1821

Весь афинский Акрополь был наполнен статуями: в храмах, в колоннадах, на дворах, на улицах его – повсюду стояли изображения богов, героев и знаменитых людей. Все в нем блестело мрамором, бронзой, золотом. – Между храмом Эрехтея и Пропилеями стояла на высоком подножии колоссальная бронзовая статуя Афины Защитницы (Promachos). Возвращаясь на родину, афинский моряк еще с моря, между Афинами и Сунием, видел конец поднятого копья Афины Защитницы. Под Акрополем, в пещере, из которой вытекал ручей, было святилище Пана и Аполлона. Театр Диониса, развалины которого открыты прусскою ученою экспедициею 1861–1862 годов, стоял на юго‑восточном конце Акрополя, а на юго‑западном в позднейшие времена Ирод Аттический построил великолепный театр, Одеон, и назвал его Одеоном Региллы, в память о своей покойной жене.

Афинский Акрополь в древности. Реконструкция

На праздник великих Панафиней торжественная процессия приносила Афине новую одежду, пеплос, украшенный шитыми узорами. В этом шествии участвовали все уважаемые люди, все красивые девушки древнего города Афин. Процессия шла из Дальнего Керамика через Ближний Керамик, потом по улице Гермов, вдоль северной стороны Акропольского холма к Илиссу, к Элевсинию, потом мимо Пифийского храма, мимо Пеласгика, восходила через Пропилеи к Парфенону, и позолоченные двери храма, звеня, растворялись перед нею.

Афинские гавани

На юго‑западе от Афин вдается далеко в море скалистый полуостров Акте; северо-западная сторона его и общая линия берега образуют большой залив, северо-восточная сторона замыкает собою менее обширную бухту, имеющую лишь узкий вход. Северо‑западный залив, у которого лежало местечко Пирей, имеет тоже узкий вход, так что эта гавань легко может быть защищаема от неприятельских флотов, а она просторна, могла вмещать все многочисленные корабли, привозившие товары для древнего города Афин. В юго‑восточном углу обширной торговой гавани есть бухта, Кантар; она была военною гаванью древних Афин; по берегу этой бухты были расположены верфи для постройки военных кораблей, арсеналы; таким образом, военный флот не мешал торговому движению в Пирейской гавани. На востоке от древних Афин была маленькая бухта Зеа; еще дальше на восток, у Мунихии, была под высоким берегом другая маленькая бухта; обе они были исключительно военными гаванями; в Зейской гавани было построено до 200 сараев для хранения кораблей; в Мунихийской, которая меньше Зейской, до 100 таких сараев (остатки их видны). Всю эта часть прибрежья древние афиняне во время персидских войн по предложению Фемистокла обвели укреплениями колоссального размера. Стена, сложенная из тесаного камня, огибала все эти три бухты древних Афин; начинаясь от Этионейского мыса, она доходила на северо‑востоке до Мунихии; длина её составляла полторы географические мили; в толщину она имела 11 футов, так что по ней могли ехать рядом две телеги с грузом. Камни были скреплены между собою не известью, а железными скобами. На каждых ста футах была башня. Входы в гавани были узки от природы; но поперек их были построены каменные плотины, чтобы сделать их еще более узкими, и их можно было запирать цепями. Особенно сильно был защищен плотинами вход в Пирейскую гавань. По окончании персидских войн были построены две «Длинные стены», соединявшие древний город Афины с Пиреем; они шли в расстоянии стадия (около 180 метров) одна от другой; эта дорога между афинских Длинных стен стала улицею, застроенной домами.

Утраченные миры: Афины - древний город, видео

Гефестейон на Агоре, или храм Гефеста – наиболее сохранившаяся достопримечательность древней рыночной площади Афин. Его сооружение специалисты относят к промежутку между 460-ми и 420-ми годами до нашей эры, периоду почитания древних божеств.

В VII веке храм Гефеста был преображен в христианскую церковь Святого Георгия. Когда в христианстве появились различные течения, храм в XVIII веке стал местом захоронения протестантов. Однако все эти превращения давно забыты, а храм Гефеста навечно остается образцом античной архитектуры.

Сооружен храм Гефеста на прямоугольном основании из массивных каменных плит, уложенных в несколько рядов. Роль ограждающих конструкций выполняют ряды колонн по всему периметру сооружения. Прибывающие в греческую столицу туристы посещают храм Гефеста в составе экскурсий на Агору или других организованных маршрутов, а также самостоятельно.

Афинский храм Гефеста и его окружение

Представление о месте расположения и окружающих храм Гефеста достопримечательностях лучше карт и планов дает высотный снимок. Указателями в виде надписей и стрелок обозначены сам храм, а также приметное восстановленное здание — , о которой мы уже писали.

Именно по Стое легче всего ориентироваться по сторонам света, она протянулась с севера на юг. Храм Гефеста находится от ориентира в западном направлении, рядом с ним законсервированные развалины афинской Агоры , также описанные в одной из публикаций. Сверху видна и окружающая растительность, и другие объекты туристического интереса.

Осматривая оставшиеся фрагменты древнейшей торговой площади, лучшие кадры посетители делают, если захватывают кадром храм Гефеста на заднем плане. Перспектива снимка приобретает завершение, а древние развалины словно оживают. Кустарники словно намеренно расположены так, что делят снимок на логически законченные зоны.

Раскопанные древние фундаменты и остатки стен расположены на нескольких высотных отметках. Каскад развалин выглядит весьма впечатляюще, и храм Гефеста смотрится как логичное завершение панорамы. Очищенные от многовековых наслоений древнейшие остатки построек и сами познавательны, становятся объектами фото- и видеосъемки вездесущими туристами.

Поросший средиземноморской растительностью холм, открывающийся взгляду позади развалин, дает представление об объеме земляных работ, выполненных археологами. Раскопанные древности укрывал такой же толщины слой грунта, что и высота возвышенности. На месте раскопок оставлены только те элементы древних строений, которые нецелесообразно размещать в музейных условиях, которым не грозит расхищение для частных коллекций.

Ценные экспонаты размещены в музее Агоры, который находится в воссозданной в прошлом веке Стое Аттала. Некоторые массивные изделия, числящиеся экспонатами этого музея, оставлены под открытым небом, в частности – женская безголовая статуя. Характер одеяния женщины позволяет предположить, что выполнена скульптура в римскую эпоху.

В музейных каталогах и на пояснительной табличке произведение неизвестного скульптора названо Нереидой. Греческое происхождение этих мифических подводных богинь римскую версию не опровергает, ведь римляне восприняли и сохранили многие легенды древних жителей Эллады. Тем более, что достоверно известно о массовом использовании римлянами греческих статуй как строительного материала.

Конструктивные составляющие Гефестейона

Многие посетители афинских достопримечательностей осматривают храм Гефеста после посещения Стои Аттала, подходя к сооружению с его западного фасада. Здание с этой стороны хорошо освещено, что благоприятно для получения качественных снимков и роликов. Четко просматриваются и каменные плиты основания, и колонны, и другие элементы сооружения.

Древние строители знали о периодически тревожащих Афины землетрясениях, поэтому устойчивая опорная поверхность столь внушительна. Колонны дорического архитектурного ордера по фасаду размещены классической шестеркой, по боковой стороне их 13 штук. На капителях покоятся портики с лаконичными декоративными деталями, на портиках – элементы перекрытия. Крыша воссоздана при реконструкции, которой храм Гефеста подвергли во второй половине прошлого века.

За лицевыми колоннами частично просматриваются внутренние, которыми храм Гефеста разделялся на три нефа. Подобное построение воспроизводили и многие христианские церковные здания более поздних времен исполнения. По поводу внутреннего наполнения Гефестейона опубликованы много предположений, но мы их не приводим, потому что реально подтвердить эти данные не можем.

Для строительства древние мастера использовали мрамор — для колонн и других наружных элементов. Плиты основания изготовлены из более распространенного и прочного камня, предположительно гранита или базальта. Читающие пояснительные надписи туристы вряд ли запомнят эти подробности, если не имеют какого-либо отношения к строительной отрасли.

Храм Гефеста из-за своей неплохой сохранности позволяет получить представление обо всех элементах религиозного здания. Верхние части колонн заканчиваются капителями, служащими опорой для несущих балок портала. Дорическая капитель – самая простая конструкция, лишенная декоративного назначения. Ствол колонны заканчивается круглым эхином, между ним и балкой – квадратная абака.

Балки портала состоят из отдельных блоков, которые поднимали на установленные колонны поочередно. Блочную структуру подтверждают видимые швы. В некоторых из них проросли неприхотливые растения. Верхний ряд блоков имеет плохо различимый рельефный орнамент. Треугольный фронтон невысокий, выступающий вперед, на нем формировался конек крыши.

Рассматриваем храм Гефеста подробнее

Детали колонн древних греков наглядно представлены по отдельности в . Там можно все части видеть по отдельности и фантазировать о порядке сборки, а храм Гефеста такой возможности не дает. Однако и собранные колонны несут информацию о своей структуре, видимую подготовленным людям.

Хорошо различимы швы между отдельными дисками, составляющими стволы колонн. Продольные желоба – каннелюры выполнены вплотную, без площадки между ними, которые появились в более поздних ордерах. Нет у дорических колонн и опорной части (базы), они стоят непосредственно на опорных плитах основания храма.

Следующий фотоснимок иллюстрирует вышесказанное еще более наглядно. Колонны словно вырастают из основания без каких-либо прокладок. Следует обратить внимание на стопорные элементы между плитами основания. В выдолбленных углублениях заложены каменные клинья, не дающие плитам смещаться при подземных толчках.

От подножия колонн при взгляде вверх видны значительные смещения между отдельными дисками колонн. Они не привели к обрушению, потому что внутри заложены стопорные детали, входящие в соприкасающиеся диски.

Выбрав при землетрясениях все зазоры, детали фиксируются в постоянном положении. При этом возникает некоторое прерывание каннелюров, но заметно оно только при близком рассмотрении.

Снизу видима и конструкция кровли, частично восстановленная при последней реконструкции. Состоит она из отдельных кассет, для облегчения подъема выполненных наподобие решеток. Не хотелось бы гадать, но наверняка плиты кровли имеют стопорные детали, не дающие им сползать вниз при толчках или под собственной тяжестью.

Храм Гефеста внутри и со стороны

Сквозь внешние колонны западного фасада частично видно внутреннее устройство храмового пространства. Храм Гефеста имел в середине замкнутое молитвенное пространство — целлу, или наос, куда входили через пронаос – проходное помещение с запада. Внутренний портал украшен скульптурными изображениями подвигов Геракла и Тесея. По преданию, бог Гефест готовил доспехи для воинственных богов и героев.

Окружающая внутренние помещения святилища колоннада именуется периптером, это главное отличие античного храма от христианского. Вообще последователи Иисуса очень многое переняли у древних римлян, а те – от греков. Это и ориентация религиозных зданий, и наличие тайного помещения (алтаря), и изображения божеств. Единобожие христиан – главное отличие от язычества с его сонмом богов, одним из которых и был бог-кузнец Гефест.

Большинство посещающих греческую столицу раньше либо позже попадают на афинский Акрополь, описан этот холм и его храмы и нами. С вершины Акрополя можно увидеть и храм Гефеста, и руины Агоры, и новодел – Стою Аттала. Неплохая по качеству фотография только отчасти передает красоту этого вида, предпочтительно личное зрительное восприятие.

Находясь на Акрополе, можно воочию убедиться в сходстве архитектуры здешних святилищ с храмом Гефеста, по крайней мере принципиальном. Если же на главный холм Афин вы попали раньше, чем в храм на Агоре – не пренебрегайте и его посещением. Не зря считается, что храм Гефеста – наиболее сохранившийся со времен античности.

Храм Тесея в Вене - храм несбывшихся надежд.

Если окажетесь в Вене, прогуляйтесь на досуге в парке Фольксгартен. Там сейчас в зените цветения дивный розарий. А фоном ему служит храм Тесея - сооружение с грустной историей.

Все началось в 1805 году, когда Габсбурги проиграли военную кампанию. Наполеон тогда заставил их подписать Пресбургский мир, в результате чего Австрия потеряла Ломбардию, а Наполеон короновался королем Италии. Вскоре после этого скульптор Антонио Канова получил заказ от новоиспеченного итальянского короля на создание скульптурной группы, представляющей греческого героя Тесея, побеждающего кентавра Евритиона.

Кентавр, представитель обреченного на вымирание племени, ассоциировался с вышедшими в тираж Габсбургами, а герой Тесей - молодое победительное поколение, естественно должен был олицетворять окончательную побоеду Наполеона над монархической Европой. Скульптурную группу предполагалось установить в центре Милана. Когда Антонио Канова завершил, наконец, выполнение заказа, по городу Парижу уже отгуляли казаки, а экс-правитель Европы обретался на острове святой Елены.

И произведение Кановы в то время Наполеона ну никак не интересовала.

Между тем, в 1819 году император Австрии Франц Первый Гасбург отправился путешествовать по Италии и, будучи в Риме, посетил мастерскую Антонио Кановы.

Там его взору предстала вышеописанная скульптурная группа. Император увидел в представленной сцене то, о чем мечталось ему: окрепшая, напитавшая свежих сил династия (Тесей) повергла взбесившееся чудовище (Наполеон).
К слову сказать, Наполеона-то, конечно, повергли, но крепче от этого не стали. Революция 1848 года продемонстрировала всегу миру изношенность габсбургской монархии (если бы не наш Николай первый, быстро и жестоко подавивший взбунтовавшихся венгров, не усидеть бы Габсбургам на троне...) Так вот, наполненный новым идеологическим звучанием Тесей, бьющийся с кентавром, отправились по приказу императора неспешным морским путем в Вену (три года ехали и плыли!).

А скульптор Антонио Канова мечтал о своем. Он мечтал, чтобы его любимое детище имело достойное обрамление. Он испросил у Франца Первого согласие на постройку а-ля древнегреческого храма для Тесея с кентавром, и высочайшее разрешение было получено. Тогда, по заданию Антонио Кановы, в Афины отправился архитетор Пьетро Нобиле.

Он снял размеры с храма Тесея на Акрополе, и возвел в Вене, на месте взорванного Наполеоном бастиона Лёвенбастай, его уменьшенную копию.
Все шло, как мечталось Антонио Канова.
В 1823 в парке Фольксгартен торжественно открыли храм Тезея.

В помещении под храмом выставили археологические находки из античного города Эфес, а наверху в самом храме продолжали стражаться кентавр с Тесеем.

Но тут мечта разошлась с неумолимой реальностью. Сначала катастрофически отсырело помещение под храмом. Древнегреческие экспонаты оттуда убрали, а само помещение замуровали. Сейчас о нем вообще мало кто помнит. А потом, все из-за той же сырости, пришлось переместить на другое место и скульптурную группу. С 1890 года Тесей душит кентавра на парадной лестнице музея Истории Искусств.

Больше того, в 20 веке выянилось, что прообразом венского храма, был храм не Тесея, а Гефеста, того самого, что елинственным из богов Олимпа был хроменьким. И венская «копия античности» осиротела. Теперь в Фольскгартене стоит храм Тесея без роду и племени. В течение двух последних лет храм реставрировали. Обошлось это в 2 мл евро. Псевдоантичному строению вернули белый, как настаивали реставраторы, фарфоровый цвет. Только раньше, когда храм был непритязательно серым,

на ступеньках его грелись на солнышке влюбленные пары и утомившиеся от впечатлений туристы.

Теперь же храм обнесли цепью на столбиках и он окончательно замкнулся в свем одиночестве. Вот так.

Оказавшись в Греции, можно долго любоваться руинами древних храмов, благо, в ней много городов, где сохранились остатки величественных сооружений. К сожалению, время и люди не ко всем строениям были одинаково благосклонны. Греческие земли с древних времен являлись лакомым куском, за который ожесточенно сражались. В результате многочисленных набегов существенно страдала античная архитектура.

Одним из наиболее интересных и хорошо сохранившихся сооружений древности является храм Гефеста – бога огня и покровителя кузнецов. Храм величает северо-западную часть агоры – площади собраний в Афинах. В античности агора была центром Афин, местом проведения состязаний, решения насущных вопросов и совершения всевозможных обрядов. Стоять в непосредственной близости от агоры могли только самые важные сооружения, в том числе и храмы. Одним из них был храм Гефеста. Посетить его можно не совершая долгих загородных поездок.

Бог Гефест в греческой мифологии

Гефест, сын Зевса и Геры, в пылу ссоры между родителями упал с Олимпа на земли острова Лемнос, который возник из вулканической породы. Божественные силы не уберегли его от увечья, при падении молодой бог повредил ногу и навсегда остался хромым.

По описаниям в легендах, боги Олимпа проводили основную часть времени в праздных забавах и пышных гуляниях, но Гефесту пришлось осваиваться на земле и много трудиться. Он повелевал вулканами и огнем, и, как следствие, кузнечным ремеслом. Сам бог славился особым мастерством и достижениями в кузнечном деле. Именно он создал доспехи с оружием для Ахиллеса, сделав его почти неуязвимым. Только «ахиллесова пята» позволила победить героя.

История строительства храма Гефеста

Храм Гефеста многократно упоминается в трудах античных летописцев. Работа с документами показала, что построен он был при правлении царя Перикла. Период его царствования считается золотым в истории Греции. Мудрый царь умел словами вдохновить народ. Как великий полководец он завоевывал земли с наименьшим кровопролитием, а также легко отражал атаки неприятеля.

Перикл отдал приказ о строительстве храма Гефеста, работы продолжались около 35 лет с 450 г. до н.э. Строительство сильно затянулось, современники отмечали, что за такой срок можно было соорудить несколько храмов. Причиной задержки стала переброска рабочих на строительство Парфенона.

История не сохранила имя архитектора, который спроектировал столь величественное сооружение, но ученые предполагают, что Храм Гефеста, как и храм Посейдона, проектировал Алкамен – знаменитый архитектор того времени.

Древние летописи сохранили описание храма Гефеста во всей красе. Указано, что кроме самого здания был разбит прекрасный сад, в котором под тенью деревьев рождались творения великих философов.

К VII в. н.э. могущество Греции давно кануло в лету и храм стоял в запустении. Пока еще крепкое здание облюбовали православные священники. Здание получило вторую жизнь в образе храма Св. Георгия. При баварском правителе Оттоне христиане оставили помещение и к нему вновь вернулось прежнее название. Сегодня храм Гефеста – крупнейший музей под открытым небом.

Описание храма

Хорошо сохранившись, храм Гефеста, стал наиболее удивительным и величественным сооружением в Афинах. Постройка венчает холм центральной площади (Агорайос). Фундамент составляет 31,7 м в длину и 13,7 м в ширину. Туристы могут увидеть все величие дорических колон и крыши, над которыми трудились древние мастера. В восточной части храма плиты фриза (метопы) выполнены в виде скульптур. В них отражены легенды о Геракле и Тесее.

Павсаний – античный философ – видел храм в период рассвета и описывал поразившее его сооружение. Внутри, по его словам, находились большие бронзовые скульптуры Гефеста и Афины Паллады (богини городов), стены и окна украшали множество фресок и мозаика. К сожалению, они не сохранились до наших дней из-за беспощадности завоевателей и мародеров.

Период правления Перикла отличается архитектурой в дорическом стиле. Это направление часто практиковалось при постройке храмов. Среди них храмы Гефеста и Посейдона, а также знаменитый Парфенон. В ходе раскопок, начатых в прошлом веке на афинской агоре, поблизости обнаружилось много кузнечных и гончарных мастерских. Ремесленники старались заниматься любимым делом ближе к своему покровителю. Они верили, что огонь будет здесь особенно послушным, а работа станет отличаться особым качеством.

Альтернативная теория

Наличие изображений Тесея и некоторые давние сказания говорят о том, что храм мог быть посвящен вовсе не Гефесту, а античному герою Тесею. В это верят некоторые ученые и часть жителей Афин. Такая честь ему досталась за победу над кровожадным Минотавром. Некоторые даже предполагают, что сам Тесей похоронен под основанием храма. Эта теория подвергается многочисленной критике и не имеет документального подтверждения. Единственное, что выяснили археологи, что до постройки храма Гефеста на этом месте находилось небольшое святилище. Кому в нем приносили дары и поклонялись, история умалчивает.

Благодаря географическому положению и хорошему состоянию храм Гефеста пользуется популярностью у туристов. Посетить в Афинах этот музей под открытым небом можно каждый день. Плата за вход на территорию весьма умерена, а для несовершеннолетних и вовсе отсутствует.