Появление в южнорусских степях гуннов, которых современники называли "гроза трех империй", открыло новую эпоху в истории Европы - эпоху Великого переселения народов. Так называется крупнейшее миграционное движение германских, иранских, тюркских, а позднее и славянских племен, которое с конца IV по VII вв. н.э. сотрясало всю Европу и привело к кардинальному изменению ее этнополитической карты. Ключевую роль в этих миграциях сыграли воинственные азиатские кочевники - гунны. Вторгшись в Северное Причерноморье, они всколыхнули весь варварский мир, спровоцировав перемещения огромных масс разноязычного населения в западном направлении - к границам Римской империи. Раздираемая внутренними противоречиями, разделенная в 395 г. на две части, некогда самая могущественная держава Средиземноморья оказалась не в силах противостоять бесчисленным варварам. В конечном счете, их натиск привел к падению в 476 г. Западной Римской империи и краху античной системы рабовладения, на смену которой пришли феодальные отношения эпохи средневековья.

Считается, что гунны - это потомки кочевого народа хунну, обитавшего в Центральной Азии у границ Китая, с которым они вели беспрестанные войны. В I в. н.э. в одной из таких войн хунну потерпели поражение. Часть из них признала власть китайского императора, а остальные решили покинуть обжитые места и двинулись на запад. По пути следования хунну смешивались и увлекали за собой многие угорские, тюркские, иранские племена Сибири, Урала, Средней Азии и Поволжья. В результате контактов с этими народами первоначальная культура выходцев из глубин Азии сильно изменилась, а сами хунну превратились в гуннов. Под этим именем они и стали известны античным авторам.

Первым о гуннах упомянул греческий поэт II в. н.э. Дионисий Периегет. В своем стихотворном описании мира Дионисий сообщает о неких уннах, обитавших к западу от Каспийского моря. Эти смутные представления о гуннах спустя два с лишним столетия сменились реальным знакомством с ними. Опустошительным рейдом полчища гуннов прошли Северное Причерноморье, оказались на Балканах и в Галлии, едва не уничтожив Римскую империю. Их стремительная экспансия потрясла даже видавших виды жителей Рима, которые уже долгие годы жили среди войн, социальных потрясений и варварских набегов.

Военные успехи гуннской конницы во многом связываются с использованием луков и седел новых типов. Особенностью гуннского лука являлись его большие размеры (1,2-1,6 м) и асимметричная форма. Он был составным, т.е. изготовлялся из нескольких кусков дерева и имел костяные обкладки, придававшие ему дополнительную жесткость. Стрела, выпущенная из лука такой конструкции, летела быстрее и дальше, а использование более крупных наконечников стрел позволяло пробивать самые прочные защитные доспехи. Еще одним изобретением гуннов явилось жесткое седло. В отличие от мягкого кожаного седла "сарматского" типа, напоминавшего подушку, гуннское седло имело жесткую деревянную основу, скрепленную металлическими пластинами. В таком седле, лучше державшем всадника на лошади, было значительно удобнее сражаться в бою.

Неудивительно, что в глазах римлян, даже родившихся после гуннского нашествия, этот народ казался воплощением самых темных сил. Историк VI в. Иордан так писал о возникновении "самого страшного из всех своей дикостью" племени: "Когда король готов Филимер... вступил в скифские земли, он обнаружил среди своего племени несколько женщин-колдуний... Сочтя их подозрительными, он прогнал их... и принудил блуждать в пустыне. Когда их, бродивших по бесплодным пространствам, увидели нечистые духи, то... [они] смешались с ними и произвели то свирепейшее племя…, - малорослое, отвратительное, сухопарое, понятное как некий род людей только лишь в том смысле, что обнаруживало подобие человеческой речи. Вот эти-то гунны, созданные от такого корня, и подступили к границам готов".

Под стать происхождению был и внешний облик гуннов. Яркий образ этих кочевников, а также описание их быта и нравов, содержатся в сочинении Аммиана Марцеллина - историка IV в., "солдата и грека", как он сам себя называл: "Племя гуннов... живет за Меотийским болотом... и превосходит всякую меру дикости. … они отличаются плотными и крепкими частями тела, толстыми затылками и вообще столь страшным и чудовищным видом, что можно их принять за двуногих зверей... При столь неприятном человеческом облике они так дики, что не употребляют ни огня, ни приготовленной пищи, а питаются кореньями полевых трав и полусырым мясом всякого скота, которое кладут между своими бедрами и лошадиными спинами и скоро нагревают парением. Они никогда не прикрываются никакими строениями и питают к ним отвращение... кочуя по горам и лесам... Они одеваются в одежды холщовые или сшитые из шкурок лесных мышей; у них нет различий между домашней и выходной одеждой; раз надетая туника грязного цвета снимается или меняется не прежде, чем от долговременного гниения расползается в лохмотья. Головы они прикрывают кривыми шапками, а волосатые ноги защищают козьими шкурами; обувь, не пригнанная ни на какую колодку, мешает выступать свободным шагом... Они не подчинены строгой власти царя, а довольствуются случайным предводительством знатнейших и сокрушают все, что попадается на пути. Их потому можно назвать самыми яростными воителями, что издали они сражаются метательными копьями, на конце которых вместо острия с удивительным искусством приделаны острые кости, а в рукопашную рубятся безрассудно мечами, а сами, уклоняясь от удара кинжалов, набрасывают на врагов крепко свитые арканы... Все они, не имея ни определенного места жительства, ни домашнего очага, ни законов, ни устойчивого образа жизни, кочуют по разным местам, как будто вечные беглецы, с кибитками, в которых они проводят жизнь. Здесь жены ткут им жалкую одежду, спят с мужьями, рожают детей и кормят их до возмужалости. Никто из них не может ответить на вопрос, где его родина... Подобно неразумным животным, они не имеют никакого понятия о чести и бесчестии; они уклончивы и темны в речах, …не связаны уважением к религии; они пылают неудержимою страстью к золоту…".

По описанию внешности гуннов, а также по данным антропологических исследований, гунны, в отличие от других народов, которые оказывались в Крыму в предшествующие эпохи, относились не к европеоидной, а к монголоидной расе. Язык гуннов, по мнению специалистов, принадлежал к тюркской группе алтайской языковой семьи.

В ходе своего движения на запад, в конце IV в. центрально-азиатские варвары обрушились на обитавших в степях Предкавказья, Подонья и Приазовья алан, которые стали первым европейским народом, пострадавшим от гуннской агрессии. Произведя страшные опустошения, частично истребив, а частично покорив алан, гунны ворвались во владения остроготской "державы Германариха" и разгромили ее. Престарелый конунг Германарих, по одной версии, покончил с собой, а по другой - умер от раны. Уцелевшие остроготы признали власть победителей, которые стали безраздельно господствовать на огромной территории от Дона до Карпат.

Разорив стойбища алан, гунны устремились на запад двумя путями. Основной их массив обогнул Азовское море с севера, а отдельные отряды через Боспор Киммерийский проникли в Крым. Если верить рассказу историка V в. Созомена, кочевники случайно обнаружили переправу через Керченский пролив: "…[Готы и гунны] не знали, что живут по соседству друг с другом, так как между ними лежало огромное озеро [Меотида]... Однажды... преследуемый оводом бык перешел через озеро и за ним последовал пастух; увидав противоположную землю, он сообщил о ней соплеменникам. Другие говорят, что перебежавшая лань показала охотившимся гуннам эту дорогу, слегка покрытую сверху водою". Несколько отличающаяся версия проникновения гуннов в Крым изложена современником Созомена - историком Зосимом: "...Киммерийский Боспор, занесенный илом из Танаиса [Дона], дал им [гуннам] возможность перейти сухим путем из Азии в Европу". На первый взгляд этот рассказ кажется лишь красивой легендой, но современники отмечали, что из-за наносов ила Керченский пролив время от времени действительно превращался в мелководье, давая возможность перейти его "сухим путем". Существует и еще одно объяснение: гунны переправились через Боспор Киммерийский по льду. В морозные зимы пролив замерзает настолько, что становится вполне проходимым.

Сметавшая все на своем пути, неукротимая гуннская конница, тем не менее, не нанесла сокрушительного удара Таврике. Судя по археологическим данным, Боспорское царство от вторжения гуннов сильно не пострадало и, похоже, они подчинили его, не вступая в сражение. Видимо, правители Боспора предпочли признать верховенство пришельцев, выплатив им дань. Удалось избежать столкновения с гуннами и Херсонесу, правда, не без помощи Рима, выделившего средства на ремонт городских оборонительных стен. Еще одной мерой безопасности стало расселение на подступах к городу готов и алан, которые за предоставленную землю и денежные выплаты должны были охранять последний форпост Империи в Северном Причерноморье. Варвары, выполнявшие подобные функции по договору, назывались "федератами". Единственными, кто испытал существенную дестабилизацию в связи с приходом гуннов, оказались жившие в предгорьях сарматы, аланы и германцы, которым пришлось переселиться в труднодоступные районы Главной гряды Крымских гор. В результате, бoльшая часть полуострова превратилась в кочевья гуннского племени, названного Иорданом альциагирами.

Связываемые с гуннами погребения, которых всего известно около десятка, равномерно распределены в степной части Крыма. Как и все кочевники, гунны не оставляли больших родовых кладбищ. Их одиночные захоронения совершены либо в насыпях курганов, либо в склепах предшествующих эпох. Возможно, впрочем, что это могилы не собственно гуннов, а входивших в состав их войска других народов. По этой причине археологи обобщенно говорят о них как о "погребениях гуннского времени". Несмотря на дикость и жестокость нравов покорителей Европы, гуннская эпоха демонстрирует яркую и самобытную материальную культуру с оригинальными, изящно выполненными предметами в красно-желтой цветовой гамме. За таким ювелирным направлением, когда поверхность золотых изделий разделялась на ячейки, в которые помещались вставки из альмандинов, сердоликов или стекла, закрепилось название "гуннский полихромный стиль". В этом стиле оформляли серьги, диадемы, пряжки, фибулы, рукояти и ножны мечей, детали конской упряжи. Помимо высокохудожественных образцов "полихромного стиля", характерными признаками гуннской культуры являются также бронзовые котлы, которые, вероятно, являлись ритуальными сосудами, предназначенными для варки мяса жертвенных животных.

В начале V в. гунны, пребывавшие до этого в относительном мире с Римской империей, достигли Дуная и перешли ее границу. В это время ими предводительствовал мудрый политик и талантливый полководец Аттила, получивший прозвище "бич божий". На пути к достижению единоличной власти Аттила не останавливался перед физическим устранением своих противников, даже родственников, поэтому одно только имя его наводило на всех ужас. По словам Иордана, "... этот человек родился в мир для потрясения народов и для внушения страха всем странам". Правление Аттилы стало триумфом гуннов в Европе, временем их наивысшего могущества. Расширяя свои территории, Аттила грабил богатые города, уничтожая их жителей, а в 434 г. даже осадил Константинополь. После кровопролитного сражения римлянам пришлось выполнить унизительный ультиматум Аттилы и выплатить 1800 кг золота. Жажда золота довела азиатов до Галлии (Франция), где и решилась судьба Европы.

Ранним утром 21 июня 451 г. в 150 километрах восточнее Парижа на Каталаунских полях в беспощадном поединке сошлись воинство Аттилы и римская армия под командованием полководца Аэция. И хотя решающей победы в сражении, которое вошло в историю как "битва народов", не одержала ни одна из сторон, военная мощь гуннов была подорвана. Через год Аттила вновь собрал войско, вторгся в Галлию, но так и не смог ее завоевать. После его смерти, эфемерная держава, существовавшая лишь благодаря силе оружия и авторитету вождя, распалась. Разрозненные гуннские орды направились в северопричерноморские степи, а одно из племен - утигуры, оказалось в Крыму.

Здесь гунны-утигуры столкнулись с готами-трапезитами - охранявшими западные рубежи Боспора германцами. Выполняя свои обязательства, они пытались организовать оборону против надвигавшихся кочевников. Однако, не чувствуя силы сопротивляться врагам, часть готов вступила с гуннами в соглашение и, переправившись вместе на азиатский берег Киммерийского пролива, они обосновались в районе нынешнего Новороссийска. Другая часть готов осталась в Крыму, продолжая жить в горных местностях Юго-Западного Крыма. Степные пространства полуострова занимали вернувшиеся гунны.

В правление византийского императора Юстиниана I (527-565 гг.) эпоха Великих миграций, в целом, завершилась. "Старый Рим" пал, настал звездный час "нового Рима" - венценосного Константинополя. Сюда стекались товары со всего мира, и двор византийских императоров манил своей роскошью многих иностранцев. Византия всегда стремилась укреплять свои позиции в варварском мире, для чего в ход шли не только интриги и подкуп, но и пропаганда византийского образа жизни. В итоге византийцам удалось превратить вчерашних врагов в друзей империи, победив их не столько оружием, сколько своей высокоразвитой культурой. Немалая заслуга в этом принадлежала и проповедникам христианской веры.

Мы не знаем, кто познакомил с основами христианства гуннского вождя Грода (или Горда), кочевья которого располагались на Керченском полуострове. Известно только, что этот правитель явился ко двору Юстиниана I с просьбой окрестить его. Воспреемником Грода стал сам император. Отправленный с богатыми дарами домой, Грод обязался соблюдать интересы византийцев. С ним на Боспор для охраны города был послан византийский военный отряд. Соплеменники встретили, однако, крещеного гунна весьма прохладно. Настороженность переросла в ненависть, после того как Грод потребовал уничтожить старые родовые святилища и языческих идолов. Против "вождя-отступника" был организован заговор, в котором участвовал его родной брат Мугел, и все решилось по-варварски просто: Гроду отрубили голову.

В отместку за связь Грода с боспорцами и византийцами, Мугел решил нанести удар по Боспору. Он захватил и разорил Таманский и Керченский полуострова, уничтожив византийский гарнизон вместе с командиром. Получив тревожные вести, Юстиниан I спешно направил в Таврику войска, а гунны, узнав об этом, обратились в бегство. В Боспоре наступил мир, и "ромеи владели им безбоязненно", - сообщается об этих событиях в "Хронографии" Феофана.

Дальнейшая судьба уцелевших в междоусобицах и столкновениях с Византией гуннов связана с тюркютами. Это новое объединение тюркских кочевых народов, появившееся в Северном Причерноморье в 70-е гг. VI в., в массе которых гунны бесследно растворились.

В. П. Власов



Племена гуннов вышли из Центральной Азии. Не поладив там с китайским правительством, и, пройдя всю Азию с огнем и мечом, через великие Каспийские ворота они проникли в Европу и наполнили весь тогдашний мир ужасом.

Вот как изображались племена гуннов в исторических источниках. Характеристику гуннов оставили писатели, ближайшие к ним по времени: римские и византийские историки Аммиан Марцеллин , Павел Орозий, Приск и Иордан. Кроме того мы имеем панегирик, принадлежащий Аполлинарию Сидонию, который говорит о быте гуннов в середине V в. Что гунны – кочевое племя, что они большую часть жизни проводили на коне, что, переезжая в своих кибитках, они наводили ужас на всех, с кем приходили в соприкосновение, – в этом все свидетельства сходятся, хотя относятся к разным временам.

Описание гуннских племён у Иордана

Теперь приведем мнение каждого порознь, начиная с Марцеллина. Следует отметить, что Марцеллин в IV в. написал большое сочинение – «Rerum gestarum libri XXXI» (от Нервы до смерти Валента), – из которого до нас дошли последние 18 книг, охватывающие 353–378 гг. Трудами Марцеллина, знавшего о гуннах только по слухам, пользуется и Иордан ; но он не все заимствовал у Марцеллина; часто он приводит и легендарные сведения. Вот место, где он говорит о племенах гуннов: «В домах гунны живут только в крайнем случае а все время проводят в разъездах по горам и долинам и с детства привыкают переносить голод и холод. Одеваются они в грубые холщовые рубахи и носят на голове шапку с висячими ушами. Жены следуют за ними в телегах, ткут грубую ткань и кормят детей. Никто из них не пашет земли, потому что они постоянных жилищ не имеют, а живут как бродяги, без всякого закона. Если вы спросите гунна, откуда он, где его родина – не получите ответа. Он не знает, где родился, где вырос. С ними нельзя заключать договоров, потому что они, подобно бессмысленным животным, не знают, что – правда, а что – неправда. Но они неудержимо и яростно стремятся достичь того, чего хотят, хотя часто переменяют свои желания». Здесь племена гуннов охарактеризованы достаточно ясно. Ни один греческий или римский историк не писал ничего подобного, к примеру, о славянах.

Подробнее говорит Иордан в главах 24 и 34–41. Он говорит верно, пока цитирует Марцеллина; когда же сообщает от себя, то часто смешивает истину с басней, хотя и ссылается на Орозия и Приска. Вот как у него начинается 24 глава: «Пятый готский царь Вилимер осудил некоторых подозрительных женщин и выгнал их из земли скифов далее на восток в степи. Нечистые духи, встретив их, сочетались с ними, от чего и произошел этот варварское племя гуннов. Сперва они жили в болотах. Это были низенькие, грязные гнусные люди; ни единый звук их голоса не напоминал человеческой речи. Эти-то гунны подступили к готским границам». Это место важно в том отношении, что показывает ужас, какой наводили гунны на современников; никто не мог появление их приписать чему другому, как порождению демонов.

Рассказывая историю гуннских племён, Иордан приводит следующее место из Приска, писателя начала V в.: «Гунны жили по ту сторону Меотийских болот (Азовского моря) – в нынешней Кубани. Они имели опытность только в охоте и ни в чем больше; когда же разрослись в большой народ, то стали заниматься грабежом и беспокоить другие народы. Однажды гуннские охотники, преследуя добычу, встретили лань, которая вошла в болота. Следом за ней пошли и охотники. Лань то бежала, то останавливалась. Наконец, следуя за ланью, охотники переходят болота, которые прежде считались непроходимыми, и достигают Скифии. Лань исчезла. Думаю, что это сделали те же демоны», – добродушно заключает Иордан. Не подозревая существования другого мира по ту сторону Меотиды, суеверные гунны, при виде новой земли, приписали все эти обстоятельства указанию свыше. Торопливо они возвращаются назад, восхваляют Скифию и убеждают своё племя переселиться туда. Гунны той же дорогой спешат в Скифию. Все встречающиеся скифы были принесены в жертву Победе, а остальных в короткое время они покорили своей власти. Пройдя с огнем и копьем, гунны покорили аланов, которые не уступали им в военном искусстве, но были выше по своей культуре; они измучили их в сражениях.

Причину успеха гуннских племён Иордан объясняет их страшным отталкивающим видом, что, во всяком случае, имело значение в глазах современников. Гуннам, может быть, не удалось бы победить аланов, но уже своим появлением они приводили их в ужас и те обращались в поспешное бегство, ибо лицо у гуннов было ужасающей черноты, конечно, от пыли и грязи; оно походило, если так можно выразиться, на безобразный кусок мяса с двумя черными отверстиями вместо глаз. «Злобный взгляд их показывает могущество души. Они свирепствуют даже над своими детьми, исцарапывая лицо их ножом, чтобы они прежде, чем коснуться груди своей матери, испытали бы боль от ран». Они стареют, не имея бороды: лицо, изборожденное железом, лишается от рубцов «украшения взрослых». Гунны невысокие, но широкоплечие, с толстой шеей; вооружены огромным луком и длинными стрелами: они искусные наездники. Но, обладая человеческой фигурой, племена гуннов живут по образу зверей (Иордан. О происхождении и деянии гетов, с. 24).

Гунны в изображении Сидония Аполлинария

Иордан жил в VI в., но его свидетельства относятся ко времени первого появления гуннов (в середине IV столетия). Интересно узнать, насколько видоизменились племена гуннов впоследствии? К счастью, мы имеем панегирик Сидония Аполлинария. Дело в том, что спустя сто лет гунны продолжали бороться со скифами . Римский полководец Антемий около 460 года защищал римскую империю от вторжения этих варваров и свои наблюдения мог передать Аполлинарию, который внес их в сочиненный им панегирик, написанный тогда, когда Антемий стал императором. Сообщения его ясно свидетельствуют в пользу того, что гунны в продолжении ста лет нисколько не переменились. «Этот гибельный народ, – говорит Сидоний, – жесток, жаден, дик выше всякого описания и может назваться варваром между варварами. Даже детские лица носят печать ужаса. Круглая масса, оканчивающаяся углом, круглый безобразный плоский нарост между щек, два отверстия, вырытые во лбу, в которых вовсе не видно глаз, – вот наружность гунна. Расплющенные ноздри происходят от поясов, которыми стягивают лицо новорожденного, дабы нос не препятствовал шлему сидеть крепче на голове. Остальные части тела красивы: грудь и плечи широкие, рост выше среднего, если гунн пеший, и высокий, если он на коне. Как только ребенок перестает нуждаться в молоке матери, его сажают на коня, чтобы сделать его члены гибкими. С этих пор гунн всю жизнь свою проводит на коне. С огромным луком и стрелами он всегда попадает в цель, и горе тому, в кого он метит».

Это свидетельство V в., написанное через сто лет после Марцеллина и за столько же до Иордана. Видно, что Сидоний не подчиняется Марцеллину в такой степени, как подчиняется ему Иордан, а, напротив, отличается самостоятельностью. Племена гуннов, казалось, могли бы измениться за сто лет, но этого не случилось.

Говорят, что римские историки не знали славян и могли их смешать с гуннами. Но у Приска мы находим первые упоминания о славянах, причем он достаточно четко отличает славян от гуннов. Известно, что славянская колонизация началась в пределах Римской империи в IV и V вв. (в нынешней Далмации и по Дунаю). В то время о славянах ничего еще не сообщалось. Непосредственные сведения о них находим у Прокопия Кесарийского и Маврикия. Оба они занимали высшие придворные посты в Византии и писали в первой половине VI в., т. е. одновременно с Иорданом, если не раньше. По рассказам их, нет никакого сходства между славянами и гуннами; они не лишены были возможности отличить одно племя от другого. Таким образом, оригинальное мнение русского историка Забелина о родстве славянских племён с гуннами вряд ли может выдержать строгую критику, несмотря на всю эрудицию, которой оно внушительно обставлено.

Гунны и великое переселение народов

Натиск гуннских племён был неодолим. Немой ужас, какой испытали русские во время татарского нашествия, был слабой тенью страха, внушенного гуннами аланам. Аланы давили на остготов , остготы на вестготов . Паника в те ужасные времена доходила до того, что целые народы в 200 тысяч душ, лишенные всяких средств, теснились на берегах рек, не имея возможности перейти их.

Германариху, королю готскому, повиновалась большая часть Северного Причерноморья. Он был для германцев в своем роде Александром Македонским. Громадное царство Германариха представляло крепкую организацию, которая могла бы с течением времени усвоить римскую цивилизацию. Но гунны, потеснив роксоланов и аланов, отбросили их на запад и дали тем сильный толчок всем народам, населяющим Европу. Началось движение, называемое великим переселением народов .

Король готов Германарих рассчитывал на поддержку других племен, но они ему изменили, чему он сам был, будто бы, причиной. Германарих два раза был разбит гуннами, и готы должны были, наконец, покориться, когда Германарих, по легенде, сам пронзил себя мечом и умер 110-летним старцем.

Племенами гуннов тогда предводительствовал Виламир. Он собрал вокруг себя громадные силы. В нынешней Южной России и Венгрии гунны прожили спокойно 50 лет. Вытесненные ими отсюда вестготы перешли за Дунай, в византийские владения и захватили Фракию. Император Валент пал в сражении с готами при Адрианополе (378) , и только его преемник, Феодосий Великий искусными действиями и переговорами смог на время приостановить великое переселение народов и удержать вестготов от вторжения дальше вглубь империи.

ТЕ САМЫЕ ГУННЫ И ФЕМИНОИНВЕРСИЯ РАС

Непосредственно «те самые гунны», сотрясавшие Европу в раннем Средневековье, появились на ее восточных окраинах в 375 году н.э., столкнувшись с готами в Крыму, и растворились затем на просторах Евразии сразу после смерти Аттилы в 453 г. То есть, история отвела им всего 78 лет, но след, оставленный этим народом в истории человечества, слишком глубок, чтобы мы могли обойти его в попытках восстановить древнюю дохристианскую историю славян-русов. Тем более, что основной транзит гуннов, как, собственно, и большинства прочих азиатских завоевателей, проходил по Северному Причерноморью, то есть, через зону обитания наших предков, славян антов (или роксолан) - потомков скифов и сарматов. На Земле не так давно существовало еще одно подобное мощное имперское образование, сумевшее примерно за такой же недолгий срок своей истории, за 74 года, в той же степени повлиять на преобразование фактически всего мира - это... Советский Союз.
Подавляющее большинство историков поддерживает следующую, основную и официальную, версию происхождения гуннов и их появления в Европе. То же самое записано во всех учебниках по истории раннего Средневековья. Предков гуннов принято отождествлять с кочевыми племенами, обитавшими в степях и предгорьях вдоль северных границ Китая в конце 1 тысячелетия до н.э. Китайцы называли их «сюнну» или «хунну» - здесь почти никто из ученого сообщества и лингвистов не сомневается в правильности перевода древних иероглифов, которые, вообще-то, передают не звуки, а слоги, смысл. Но не будем им противоречить по слабому знанию автором древнекитайских наречий.
И, вроде как, именно для защиты от набегов воинственных хунну была построена Великая Китайская Стена. На рубеже тысячелетий Поднебесной удалось отбить натиск кочевников, в чем им сильно способствовали начавшиеся у хунну разложение родового строя и появление племенной аристократии. При этом часть хунну осталась на месте, а часть в поисках лучшей доли поплелась потихоньку на заход солнца. Путешествие это длилось лет 200-300, племя постепенно, год за годом, меняя кочевья и пастбища, смещалось в сторону Европы, а именно, поначалу, к Уралу и Волге. Здесь они повстречались с племенами финно-угорской языковой группы, принадлежащих, как мы теперь знаем, по мужской Y-хромосоме к гаплогруппе N-N1-Nc1.
К какому роду-племени относились сами гунны (по пути из Китая глухая «х» в их названии трансформируется, как утверждают, в звонкое «г») достоверно неизвестно. Есть только, опять же, гипотезы - о них позже. Но пока для себя сделаем отметочку: раз гунны смешались, ассимилировались, как это утверждается практически во всех учебниках и монографиях по раннему Средневековью, с уграми, то следы этого этнического «коктейля» должны бы отмечаться повсеместно по южной Европе, чего мы, судя по гаплокарте для финно-угорской гаплогруппы N1c, не отмечаем - см. рис. 1.
В 4-м веке н.э. гунны где-то на просторах Заволжья и Предкавказья покоряют алан (о них в следующей главе) и уже с их помощью наваливаются на готов. Далее весь этот разноплеменный конгломерат идет «воевать Рим». Начинается Великое переселение народов, а точнее - Великое гуннское нашествие. Но есть и иные, не менее убедительные и обоснованные версии в «гуннологии». Так, по С. Лесному гунны не имеют, кроме созвучия в названии, отношения к китайским хунну (и он далеко не одинок в этом мнении), а обитали всегда на территории между Волгой, Аралом, Южным Уралом, появившись здесь в незапамятные времена с Ближнего Востока и Передней Азии. По утверждению упоминавшегося в предыдущей главе историка готов Иордана - это 550 год н.э. - «гунны поселились на дальнем берегу Меотийского озера». Такая локализация говорит об изначальной немногочисленности племени. Впрочем, всякая гипотеза о происхождении гуннов имеет право на существование, так как ничего достоверного о нашествии гуннов на Европу на сегодня нет
Так, историк 2-го века н.э. Птолемей сообщал, что некие «хуну» обитают между «бастарнами» (Карпаты) и «роксоланами» (Дон). А вот «наши» ли это гунны, или опять наблюдается некое созвучие в названии племен - неизвестно. Но отметим, по крайней мере, что на Дону уже в то время обитали некие роксоланы (это, разумеется, греческое название славянского племени, скорей всего, они же назывались анты), а вот где-то рядом с ними соседствуют неизвестного роду-племени «хуну». Ссылаясь на Прокопия Кесарийского (6 век н.э.), С.Лесной выводит происхождение гуннов от киммерийцев. А мы помним, что последние были ариями и предшественниками еще скифов на Русской равнине и в северном Причерноморье. Получается гунны - тоже потомки ариев? Вроде бы, абсурд, так как все ученое сообщество считает гуннов, если не монголоидами, то, по крайней мере, прототюрками. Но не будем торопиться.
В работе Трусов приводит свои, не менее убедительные доводы со ссылками на современные данные по исследованиям ДНК предполагаемых останков гуннов (С. Лесной этими данными не мог располагать). По Трусову гунны изначально относились к европеоидной расе и принадлежали по первопредку к гаплогруппе R (индоевропейцы, арии). Будущее племя гуннов примерно 4000-3000 лет до н.э. мигрирует откуда-то из центра Евразии в сторону нынешнего северного Китая и там со временем становится известным китайцам как хунну. При этом по мере тысячелетнего продвижения на восток они смешиваются с местным монголоидным населением, перенимают местный (прототюркский) язык. По Трусову гунны, которые дошли до Европы в 4-5 веках уже н.э. относились к гаплогруппе R1b (западноевропейской) по крови и генетике, по мужской Y-хромосоме. Но вот внешность их за века, за сотню поколений вполне могла стать монголоидной. Тем более что, как указывает автор, гунны дополнительно перемешались с финно-угорским населением Урала. В своих предположениях о трансформации со временем расовых признаков Трусов опирается на интересный, достоверный и научно доказанный факт. Если мужчина передает из поколения в поколение свою эксклюзивную генетическую метку (маркер в Y-хромосоме) неизменной, то по женской линии, где нет этой усеченной от X-хромосомы молекулы - а именно её мужской модификации - передаются и доминируют гены, ответственные за внешний облик потомка: тип лица, цвет волос и глаз, форма носа и т.д.
Считается, например , что «европеоидность» носителям мужской части представителей гаплогруппы R1a (арии) придают женские так называемые митохондриальные ДНК (мтДНК), обозначаемые в популяционной генетике латинской H. А вот при изучении останков скифо-ариев в Минусинской котловине (Алтай) - то есть также в одном из предполагаемых мест происхождения гуннов - в образцах от останков женщин европеоидных мтДНК типа Н почти нет, присутствуют «восточные», «азиатские» метки типа A, C, D, G. Вывод таков: антропологию в значительной степени определяют именно женщины. Вот она, доселе неизвестная, дополнительная роль женщины в создании нового человека: переформирование внешнего облика потомства именно по своему образу и подобию. За несколько десятков поколений изначальная раса пришельцев (завоевателей) переформатируется женской половиной аборигенов в свое подобие. Так, например, «заблудившиеся» тысячи лет назад на территории нынешнего Камеруна - а это Центральная Африка, между прочим - представители западноевропейской гаплогруппы R1b, именно благодаря бракам с аборигенками, за сотню поколений полностью сменили свою внешность на африканскую. И теперь в северном Камеруне основное население составляют африканцы-негроиды, относящиеся по первопредку к европейскому роду R - см. рис. 2. Кстати, интересно было бы узнать ДНК-метку президента Обамы - его отец родом из Камеруна.
По той же причине современные башкиры до 90% относятся к той же западноевропейской гаплогруппе R1b, а у киргизов, например, до 70% - это индоарии из гаплогруппы R1a . И это при полностью характерной восточной внешности. Получается, во время «блужданий» по Евразии тысячи лет назад протоарийских и протоевропейских племен часть их оседала в определенных местах, и со временем они становились неотличимы (через женщин-аборигенок) от своих новых сородичей внешне и, тем более, по языку, который перенимается буквально за два - три поколения. Так что вполне, изначально европеоидные гунны могли со временем приобрести европеоидные черты. В главе, посвященной монголо-татарам мы попытаемся определить, не проявился ли этот эффект, этот фокус природы и в отношении Чингисхана и его воинства. Еще такой интересный факт. Современные финны в подавляющем большинстве своем безусловно относятся к финно-угорской гаплогруппе N1, как и коми, ханты, манси и другие народы Севера. Но финны отчего-то практически неотличимы от европейцев, а вот прочие представители этой группы имеют характерную, практически монголоидную внешность. А ведь ещё несколько столетий назад в постоянных войнах со шведами, русские отличали по внешности финнов, или же, как тогда их называли «чухонцев» от прочих обитателей северных стран и противоположного вражеского лагеря. Здесь также сработал механизм адаптации внешности через постоянные браки пришлых из Сибири в Скандинавию угров с местными женщинами - европейками гаплогруппы I1.
Закрадывается крамольная мысль. А в этой связи, не произошло ли подобной инверсии и в отношении европейских родов R1b и R1a? Как указывалось в предыдущих главах, большинство ученого сообщества склоняется к версии восточно-, даже южно-сибирской прародине указанных родов, откуда они 10-15 тысяч лет назад начали свои путешествия по Евразии и даже, как оказалось, по Африке. Нигде и никем не высказывалось предположение: а не относились ли изначально эти племена к расе монголоидов? Да-да! Все-таки, как ни крути, центральная Азия, Сибирь - это была и есть так сказать, «вотчина», колыбель монголоидной расы и как, действительно, на заре человечества могли среди них «затесаться» племена европеоидов? - Нелогично. А вот если допустить, что были они именно монголоидами, а оседая на территории восточной, центральной и западной Европы, смешивались с местным европеоидным населением (через постоянные браки с аборигенками) - потомками кроманьонцев - и за сотни поколений, как мы видим, вполне могли изменить облик на современный европеоидный. Так, по крайней мере, поступили финны: получив европейскую прописку, вдобавок поимели и туземную внешность, так сказать, «замаскировались под своих».
Но вернемся к гуннам. Помимо приведенных выше версий происхождения гуннов, имеются опять-таки не менее убедительные и обоснованные доводы в пользу происхождения гуннов... от славян . Но не будем на них останавливаться - абсолютно достоверных данных, все же нет. Как видим, обилие прямо противоположных мнений уважаемых авторов не позволяет сделать однозначный вывод о реальном этническом происхождении гуннов. Нет также однозначных описаний современников внешнего вида этих азиатов. У одних они имели привычное для греков и римлян того времени обличье , у других (Марцеллин) - это было нечто невообразимо ужасное, свирепое, звериное. Не зря же гунны навели в свое время такой «шорох» на Европу, их вождем Аттилой до сих пор детей пугают. Образ самого Аттилы, вроде бы, представлен в профиль на монетах того времени - (рис.3), но... Во-первых, нет полной уверенности, что это он, а во-вторых, отмечаем несоответствие словесного описания Аттилы византийским посланником к его двору монетному профилю. По описаниию этого свидетеля [ 9 ] Аттила - жуткий урод, а на монете некий благопристойный господин вполне себе европеоидного вида с крючковатым носов с горбинкой, довольно большими глазами и с бородой. Вот борода - метка хорошая, так как у монголоидов с бородами проблема - не растет. Одни загадки.
Нет также однозначной определенности в анализах ДНК останков предполагаемых гуннов: невозможно со 100% уверенностью угадать, кто именно обнаружен в том или ином захоронении - гунн, гот, славянин, или, может, германец? Дело в том, что по сложившейся «доброй традиции» победители гнали перед собой побежденных, зависимые и союзные племена. Так впоследствии поступали и Чингисхан с Батыем и поэтому установить «кто есть кто» вряд ли когда представится возможным. Например, возвращаясь к главе о готах: не так давно были исследованы на ДНК останки предполагаемого потомка легендарного короля вестготов Вамбы (7 век - Испания). Так вот, потомок этого Вамбы, а значит, и сам король, относились к гаплогруппе Q, а это - племена восточной Сибири и... индейцы Америки, перебравшиеся в свое время из Сибири на Аляску. Вот вам и готы, вот вам и немцы! Конечно, неизвестно, что это за потомок и кто там мог влезть в будуары за несколько поколений, но факт невероятный и красноречивый: в средневековой Испании среди, казалось бы, готов затесались каким-то образом сибиряки-монголоиды. Вот так-то!
По Марцеллину гунны жили, ели, пили и спали верхом на конях, жилищ никаких не имея. Тем не менее, уже упомянутый византийский посол описывает дворец Аттилы - хотя бы и деревянный - именно как дворец, а не «домик кума Тыквы». У Марцеллина читаем, что образ гунны имели не только свирепый и ужасный, но, по его словам, «с младенчества приучали они мальчиков терпеть боль, разрезая им железом щеки, от того у тех не было бород». Наверняка так пытался просвещенный европеец, дотоле не встречавший живых монголов и китайцев, обосновать отсутствие у них растительности на лице. Что ж, не имея возможности достоверно опираться на данные по ДНК, отметим для себя хотя бы следующее: раз у гуннов-мужчин не было бород, то это обстоятельство вполне позволяет отнести их к монголоидной расе, а, значит, к уже упоминавшейся гаплогруппе Q. Хотя не будем забывать о возможной смене расового типа благодаря «женской инверсии».
Другие авторы [ 11]описывают гуннов как рослых, светловолосых, белокожих... Напомним, что этнические гунны - и это наверняка - составляли ядро армии, которая по некоторым оценкам современников достигала количества в 500 тысяч воинов (что очень сомнительно), а вокруг этого ядра кружились многочисленные «электронные оболочки» из покоренных, или просто вовлеченных в общий грабительский поход на вечнобогатый Рим европейских «варварских» племен. (готы, германцы, славяне, аланы...). Здесь, кстати, если все же допустить, что «этнические гунны» относились к гаплогруппе Q (восточная Сибирь), то и вышеупомянутый король вестготов Вамба (это прозвище) мог быть их потомком, так как гунны и готы довольно продолжительное время были союзниками и вполне можно допустить здесь наличие перекрестных династических браков.
Вообще, едва ли изначально гуннское этнообразование представляло собой какую-то серьезную угрозу для тогдашней Европы. Судите сами: катализатором всех последующих событий послужило локальное столкновение двух особо ничем не примечательных племен гуннов и готов, да еще на далеких европейских окраинах - в Крыму. Но так совпали звезды, что после удачного для гуннов вторжения в Крым готы понимают «кто в доме хозяин» и далее вполне разделяют экспансионистские устремления своих новых «руководителей». При этом часть готов бежит на Дунай, ближе к Риму, другая часть, уже вместе с гуннами - на Рим! Определенное содействие успешному и беспрепятственному продвижению гуннов на запад оказали и обитавшие в северном Причерноморье славяне-русы из племени антов. Дело в том, что по данным различных источников постоянные войны русов с готами не всегда были для первых успешными и, мало того, по результатам как раз одного из русо-готских конфликтов (накануне появления гуннов) русы потерпели жестокое поражение от готов. В результате чего теми был убит не только вождь (князь) славян Бож (или Бус) с сыновьями, но и еще 70 старейшин племени. Отсюда: славяне наверняка приветствовали появление гуннов по системе «враг моего врага - мой друг» и, мало того, охотно вливались в их армию на правах союзника. Отсюда же и неоднократные показания очевидцев ло наличии в армии гуннов рослых светловолосых воинов.
В этом ключе любопытно ещё и следующее. Достоверно известно всего только... три (!) именно гуннских слова - то есть опять, и у этого народа ни письменности, ни грамотности не предполагалось априори [ 14 ]. Вот эти слова: медос (хмельной напиток сами угадайте из чего), страва (поминальная тризна) и комос (пиво из проса). Вот тебе и гуннский язык! Уж не состоим ли мы в родстве с этими гуннами - знать бы достоверно генетическую метку? Но этого нет и поэтому приходится гадать.
В работе есть нечто совсем уж полуанекдотическое насчет гуннов. В свое время при раскопках предположительно гуннского кургана (это в северном Китае) в числе прочих артефактов обнаружены остатки полуистлевшей ткани с искусно вышитым на ней портретом человека, опять же, предположительно, именно гунна. Так вот, человек этот похож как две капли воды на... молодого тов. Сталина. Усы, зачес волос со лба, скуластость, рысьи глаза - только трубки не хватает - см. рис.4. Вот такие чудеса заготовили нам товарищи гунны.
Считается, что после распада империи Аттилы какая-то часть гуннов застряла в Паннонии и дала начало формированию будущего венгерского этноса. Основанием для такого предположения является, в том числе, и характерное «уплотнение» показателей гаплогруппы Q именно на территории современной Венгрии - до 10% населения относится к этой группе, больше таких показателей в Европе нет - см. рис.4. Если только верно предположение о гуннах как носителях именно этой восточносибирской монголоидной гаплогруппы. Другая часть гуннов откатилась на восток и участвовала в формировании племен авар, булгар, хазар. Современные болгары также считают себя потомками тех самых гуннов, но вот по генетике это как-то не увязывается: носителей гаплогруппы Q в Болгарии всего только 0,5% - то есть, тут говорить просто не о чем.
А вот многочисленные свидетельства современников о наличии в армии гуннов южных славян-русов говорят нам о формировании в первые века н.э. на территории северного Причерноморья серьезных догосударственных образований наших предков. А это, напомню, середина 4 - середина 5 века нашей эры. Где-то немногим позже уже был построен (вернее, впервые упомянут) Киев.

Европейцы видели в гуннах беспощадные порождения демонов, описывая их жестокими, алчными и безобразными. Этот народ громил Римскую Империю, уничтожил государство остготов.

Именно из-за них началось Великое переселение народов. Имя «гунны» надолго стало нарицательным для обозначения всех кочевников Причерноморья. Как писал Г. Вернадский, в армии гуннов воевали и представители других народов, в том числе славяне.

Гунны – восточные славяне

В XIX в. русский историк И. Забелин выдвинул необычную гипотезу: по его мнению, гунны были славянским народом. Он заявлял: «Унны как восточная или прибалтийская славянская ветвь». Забелин развивал эту точку зрения, приводя в пример сходные обычаи (такие, как похоронный обряд и последующий поминальный пир – «страву»), особенности строительства жилищ.
Отдельно он говорил об именах вождей гуннов, которые якобы звучали как славянские. Забелин называл в их числе Валамира, Волда, Руга. Также он писал, что имена эти испорчены неправильным написанием, поскольку языком гуннов древние историки не владели.
Точку зрения Забелина поддержал историк Д. Иловайский. Он также считал гуннов восточной ветвью славянских племен, еще не успевшей перейти от кочевого образа жизни к оседлому, но подчеркивал, что предпосылки к этому были. Нередко упоминаемое «безобразие гуннов» Иловайский объяснял обычаем намеренного уродования детей и преувеличением римских историков.
Оба исследователя ссылаются на труды византийских и римских историков. Так, цитируемый ими Прокопий Кесарийский, самый крупный историк ранневизантийского времени, писал, что анты и склавины соблюдают гуннские обычаи.
Иловайский замечал: «Византийские историки иногда причисляют к гуннам готское племя гепидов или употребляют название гуннов и славян безразлично». Средневековый богослов и историк Беда Достопочтенный назвал гуннами западных славян, их же имел в виду датский летописец Саксон Грамматик, писавший о войне гуннов с датчанами.
Одним из аргументов Иловайского было загадочное исчезновение племени гуннов: «Если не признать в гуннах славян, то как же объяснить исчезновение гуннов, куда они в конце концов девались?»

Опровержение гипотезы

Однако эта гипотеза вызвала недоверие других историков уже с момента возникновения. Например, историк М. Любавский в «Лекциях по древней русской истории до конца XVI века» писал, что при всей красочности такой точки зрения нельзя выпускать из виду свидетельства китайских источников о народе хунну, жившем в Центральной Азии.
Внешность гуннов, например, по свидетельству Иорнанда, готского историка, напоминала монгольскую или урало-алтайскую: низкий рост, смуглая кожа, узкие глаза, коренастое телосложение.

Сближение гуннов и славян в текстах античных авторов, скорее, объясняется тем, что славяне были для них такими же дикими племенами, склонными к набегам.
Упомянутый Прокопий Кесарийский, живший в эпоху гуннов, говоря о сходстве обрядности, имел в виду именно то, что при всей близости обычаев гунны и славяне составляли разные народы. Более поздние авторы уже гуннов не застали, и поэтому их рассуждения об идентичности славян и гуннов представляют собой позднейшие сближения.

Славяне и гунны

Однако тот же Любавский при этом отмечает, что племена гуннов при движении на запад увлекали за собой другие народности. В их число входили сарматские, германские и некоторые славянские племена.
Современная исследовательница Мария Гимбутас, автор популярной «курганной гипотезы» о прародине индоевропейцев, придерживалась похожей позиции. В книге «Славяне» она писала, что гуннское нашествие «подготовило почву для широкого распространения славян». Гуннам нужны были степи для пастбищ лошадей, поэтому они не заселялись на покоренных территориях. Славянам же требовалась пахотная земля: их становилось все больше, поэтому они переселялись целыми родами. Как замечала Гимбутас, «испытав тысячелетний гнет со стороны скифов, сарматов и готов, славяне были оттеснены на небольшую территорию. Когда ограничений больше не стало, они начали бурно развиваться».
Наличие в лексиконе гуннов славянских слов, а в обрядовости - близких черт, Гимбутас объясняла тем, что «некоторые славяне участвовали в кампаниях гуннов как союзники или в составе вспомогательных войск».
Возможно, именно то, что славяне и гунны пришли в Европу практически одновременно, заставило многих авторов искать родство в этих народах.

С далёкой древности по Евразии прокатывались волны миграции. Иногда народы приходили туда, где местное население обитало в другом биоценозе, как лес – берега рек. Или же на одной территории селились народы, имеющие разную специализацию: рыбаки и скотоводы. Поэтому у всех крупных народов как минимум два этнических компонента. У русских этих компонентов было много: славяне, скандинавы, финны, угры, балты, народы иранской группы, тюрки.

Гунны и русские

Гунны и русские

Можно сказать, русские были полноправным племенным союзом, где каждый народ вносил вклад в соответствии со своей специализацией. И отсюда терминологическая путаница, ибо каждый учёный, желающий придумать точное определение, находил ему обоснование. Русские – скифы? Вот доказательства. Русские – славяне? Разумеется! Русские – скандинавы? Пожалуйста: источники.

И если по территории, населённой русскими, прокатились гунны, то находились основания и для обобщения под этим этнонимом. Иногда доводится встречать параллели между русскими и гуннами.

Европейцы знали, что гунны пришли откуда-то с востока, были храбры, воинственны и отличались от них в быту. Те же признаки, которые в их глазах отличали русских. Для поверхностного суждения этого было достаточно, чтобы счесть эти два народа родственными.

Если покопаться, то родственниками гуннов могут быть чуваши. Чувашский язык самый древний из сохранившихся тюркских, а известно, что языком гуннов был тюркский. Поскольку чуваши входят в русский суперэтнос, то можно обобщить, что русские и гунны были родственными народами.

О внешности гуннов

Есть версии, что гунны были ярко выраженными монголоидами. Сторонники этой теории приводят слова Аммиана Марцеллина о том, что ранее в Восточную Европу пришли хиониты – вот они были белокурыми высокими красавцами. Повоевали немного с местными и без труда ассимилировались. А гунны напугали Европу своей непривычной внешностью. Значит, точно были монголоидами, которых в Европе ещё не видали.

Попробуем разобраться. Народ гуннов состоял из двух основных компонентов: европеоидные коренастые угры и хунны, которые были одними из предков тюрок. Хунны, в свою очередь, были гибридным народом: в их составе древние монголы и палеосибирский белокурый народ динлинов. Но и монголы две тысячи лет назад имели иной облик, нежели сейчас. Гумилёв пишет, что хунны походили на североамериканских индейцев: длинноголовый антропологический тип и тонкий нос горбинкой.

Образ жизни гуннов

Аммиан Марцеллин был больше поражён образом жизни гуннов, нежели их внешностью. По его мнению, они жили без закона, как лишённые разума животные, даже совещания вождей проводились верхом, вся жизнь у них проходила в кибитке, и не было у них нормальной еды и одежды. Сам правитель ел из деревянной посуды и одевается в скромные ткани.

По внешности гуннов римский историк тоже прошёлся: тела мускулистые, шеи толстые, похожи на колоды, и ходят без бороды, как скопцы, и кони у них безобразные. Правда, воины отменные, отлично владеют арканом, и стрелы у них качественные.

Марцеллин был римским центурионом. Он чувствовал себя уязвлённым: какие-то кочевники угрожают лучшей в мире Римской армии. Аттила же не пошёл на Рим только под влиянием своего окружения.

Готские историки Прииск Панийский и Иордан сообщают, что Аттила был хитрым, властным, и при этом скромным в быту.

Скандинавы и гунны

Германские и скандинавские народы восприняли гуннов положительно. На их вкус бытовая непритязательность Аттилы только увеличивала достоинства великого вождя и стратега. Гунны упоминаются без указания на чуждость, а Атли, конунг гуннов – один из самых ярких персонажей.

Кроме того, возможно что действительно народ гуннов был для скандинавов ближе, чем принято думать. Тюркская «енисейская письменность» очень похожа на скандинавские руны, но появилась раньше и встречается на древних могилах, например, на могиле богатыря Кюль-Тегина. Известно, что гунны использовали руническую письменность. А в Старшей Эдде прямо говорится, что Асы – скандинавские боги - пришли из Азии.

В то же время родственность русских и скандинавов трудно оспаривать. И это ещё один повод назвать гуннов родственниками гуннов.

Аттила в скандинавских сагах

Об Атли существовало несколько песен того периода, позднее их сюжеты были перенесены в саги. И это целые мелодрамы, где Атли конфликтует со своей скандинавской женой Гудрун, причём она упрекает его в «мягкотелости».

Интересно упоминание гуннского вождя в «Песне о Хлёде» V века:

1 Хумли, как слышно,
гуннами правил,
а гаутами Гицур,
Ангантюр - готами,
данами - Вальдар,
а валами - Кьяр
и Альрек Храбрый -
англов народом.
2 Хлёд родился
в гуннской земле
[...]

Имени Хумли среди гуннских правителей нет, но это могло быть прозвище: «скромный», «мягкий».

Видимо, определённая нежность в характере Аттилы действительно присутствовала. И был он любителем женщин, что его и погубило. После того, как он разбил бургундов, взял в жёны бургундку Ильдико, и умер в брачную ночь.