В России их встретить сложно. Но стоит отправиться в Европу и вот - они смотрят на нас со стен храмов то несчастные, то агрессивные, то смешные, то страшные. Чаще всего гаргульи и гротескные создания "живут" на готической архитектуре, иногда на романской. Однако, и в позднейших зданиях, включая современные, встречаются довольно часто.

Легенда о Гаргульи восходит к 7 века н.э., к территории современной Франции. Существуют разные пересказы мифа, примерно вырисовывается такая картина. В окрестностях города Руана, в логове в болотах на берегу Сены жил огромный дракон (змий). Дракон нападал на корабли, шедшие по Сене и терроризировал местных жителей. Из пасти дракона на всё и всех вокруг обрушивались то огонь, а то мощнейшие водные потоки. Население Руана каждый год приносило жертвы свирепому зверю. Дракона звали La Gargouille (женский род). Гаргулья совершала свои многочисленные бесчинства до тех пор пока рыцарь в сверкающих доспехах Святой Роман не усмирил её. Святой Роман был епископом Руана, он рьяно боролся с язычеством, жил примерно до 640 г., во времена короля франков и бургундов Дагоберта I / Dagobert I (род.ок.608 - ум.639). Чудо Романа о гаргулье (змие) - один из подвигов святого.

Когда епископ Роман решил поймать Гаргулью, помочь ему согласился только один человек, да и тот преступник, осужденный на казнь, которому нечего было терять, кроме своих цепей. Святой Роман использовал преступника в качестве приманки, отправив его к логову чудища. Гаргулья, учуяв человеческий дух, вышла из своей пещеры поживиться гостем. Однако Святой Роман с помощью молитв и святого креста лишил дракона воли. Гаргулья покорно легла у ног святого. Епископ привел побежденного зверя в город, где благодарные жители отправили нечисть на огромный костер. Туловище и хвост гаргульи сгорели, но глотку костер не смог уничтожить. Глотка оказалась жаростойкой из-за регулярного извержения огня во время ранее творимых безобразий. Тогда мудрые руанцы решили сохранить голову горгульи в назидание другим драконам. А может быть это было распоряжение епископа - сейчас уже не разберешься. Гаргульи остатки - голову с глоткой прикрепили к руанскому собору, чтобы наглядно показать нечисти что случается с теми, кто вредит людям.

С 11 века изображения страшных гаргулий стали вырезать из камня на наружных стенах романских и готических построек. Делали ли скульптуры гаргулий раньше - не известно, так как до этого в подобных целях использовали дерево, которое не имело шансов сохраниться до времен научного описания.

Люди придумали для гаргульи работу по ее древней специальности - извергать воду. Изображениями гаргулий стали оформлять водостоки. Стали гаргульи приносить пользу людям - через свою глотку отводить потоки дождевой воды от стен храмов. Вода, выкинутая из пасти гаргульи, падала на расстоянии от стен, поэтому стены не разрушались, а фундаменты не подмывались. В 18-19 веках люди смилостивились. Большая часть, но не все, гаргульи были освобождены от тяжкого труда по сливу воды. Эту полезную функцию взяли на себя водосточные трубы. Старушки гаргульи превратились в элемент декора зданий.

Однако, гаргульи менялись. К драконам и змеям добавились устрашающие животные, птицы, люди, мифологические и фантастические создания, а также их гибриды в различных сочетаниях. В общем, стали плодиться многочисленные гротескные создания.

5.

(via , , )

6.

(via: Kevin Trotman)

8.

(изображение: Paul Malone , Ron Hilton)

Постепенно на зданиях стали появляться скульптурные изображения лишенные водосточной функции. Их вырезали просто "для красоты", вернее "для ужаса". Такие декоративные существа называются гротесками, а также химерами. Название химера происходит от древнегреческого мифического существа. В Древней Греции химерой называлось чудище с головой льва, туловищем козы и хвостом дракона, изрыгающее пламя. По версии Гесиода, химера имела три головы: льва, козы и дракона. Средневековые химеры не имеют внешнего сходства с греческим прототипом. Однако, химерический принцип соединения частей разных существ в одно целое, роднит античных и средневековых тесок.

Итак, архитектурный термин "гаргулья "/ "горгулья" обозначает резных фигур, созданных с полезной функцией, для отвода дождевой воды от стен зданий, водостоки на крышах, ответвления от водоотводных желобов, оформленные в виде причудливых гротескных фигур, демонических существ, иногда с рогами, крыльями, иногда полулюдей-полуживотных.

А гротескные скульптуры (гротески ), называемые также химерами - это декоративные архитектурные элементы без полезного назначения. Если, конечно, не брать во внимание важную функцию отпугивания врагов.

При этом гаргульи гротески тоже, только со своим специфическим назначением. Гаргулиями часто по ошибке называют всех гротескных готических созданий. Но правильно - гаргулья, если она использовалась как водосток и химера или гротеск, если фигура служила украшением.

Внизу две фотографии, на которых замерзшая вода показывает нам водопроводность гаргулий и, соответственно, отличие их от прочих гротесков.

10.

Фотографии Harald Hartmann отсюда , продолжение фотографий .

Пожалуй, самые знаменитые гаргульи и химеры украшают или устрашают экстерьер Собора Парижской Богоматери .

13.

(via , , , )

В средние века на соборе были только гаргульи. Галерея химер на фасаде Нотр Дам де Пари появилась лишь в 19 веке, во время реставрации, начавшейся в 1841 году. Восстанавливали храм после урона, нанесенного ему революцией. Когда Гюго опубликовал свой роман "Собор Парижской Богоматери" (1831 г.) химер на нем еще не было.

Гаргульи могут принимать самое разное обличье.

14.

(via: Angus McIntyre)

15.

(via , )

Здесь мы видим львов, охраняющих храмы Cathédrale Saint-Étienne de Meaux в Париже (слева) и Catedral de Santa María de Tarragona в испанской Каталонии (справа).

17.

(via , )

Гаргульи присутствуют не только на церковной архитектуре, но и на гражданской. И не только в Европе.
Слева: Виндзорский замок / Windsor Castle , Соединенное Королевство.
Справа: Замок Химэдзи , Япония.

22.

(via Angria)

23.

(via)

Еще современное творение. Здание Chrysler в Нью-Йорке.

24.

(via)

Бывшая тюрьма в Филадельфии, построенная в 1829 году Eastern State Penitentiary , США.

25.

(via Jon Dunbar)

Парк в Южной Корее. Не совсем гаргулья, но гаргулеподобный монстр.

26.

(via)

Церковь на Пятой авеню, Нью-Йорк.

27.

(via)

И в Россию забрели гаргульи-гротески. Фрагменты фасада Саратовской консерватории.
Фотографию самого здания можно посмотреть:

Первоначальное название — Саратовская Императорского Русского музыкального общества Алексеевская консерватория. Названа так в честь наследника престола — царевича Алексея. В 1918 году консерватория была национализирована и получила название "Государственная консерватория". В 1935 году Саратовской консерватории было присвоено имя Л. В. Собинова. Осенью 1985 года Большой зал консерватории украсил орган немецкой фирмы "Зауэр".

Здание было возведено в 1902 году архитектором Александром Юльевичем Ягном. Вначале в нём располагалось музыкальное училище. Однако, уже в 1912 году училище было основательно реконструировано выдающимся архитектором Семёном Акимовичем Каллистратовым для размещения в нём консерватории. После этого Саратовская консерватория приобрела современный вид. ()

29.

(via , )

30.

(via , )

Слева: моржи на The Arctic Club Building, Сиэтл.
Справа: Гротескные пожарные-гаргульи на Fire Department Headquarters, Филадельфия. Больше изображений http://northstargallery.com/gargoyles/

31.

(via , , )

Слева: Часовня The Nativity of the Blessed Virgin Mary Chapel в городе Флагстафф, штат Аризона, США.
Справа: Нечто в Чикагском университете.

32.

(via: Gemma Longman , Andrea Schaffer)

Эту гаргулью можно было бы назвать "Крик". Труа, Франция.

35.

(via)

Смеющийся и довольный человек из Гента, Бельгия.

36.

(images via , )

Слева: похоже, что человек услышал неприятный звук или просто напуган.

37.

(via: VT Professor)

39.


(via)

Дракон с мороженным (слева) и непонятное создание оттуда же: Кафедральный собор , Саламанка , Испания.

41.

(via: Paul Malone)

Фантастический дракон в Копенгагене.

42.

(via: Alex)

Гротескные изображения людей и обезьян иногда называли "бабуинами" (уст. англ. babewyns). Ведь, обезьяна, в каком-то смысле, карикатура человека.

Термины-терминами, но зачем все эти создания находятся на стенах церквей? Может быть, чтобы подчеркнуть спокойствие и возвышенность обстановки внутри храма. Стены церквей защищают от нечистой силы, которая с ужасом разбегается при строительстве храма, окаменев по ходу бегства. Гротескные изображения олицетворяли грешный мир, который прихожане оставляют, входя в храм. Гротески напоминали людям о грехах и неминуемом возмездии за них.

Не всем служителям церкви нравилось, что храмы Божьи служат прибежищем целым толпам разнообразной нечисти. К примеру, противником был святой Бернард (12 век). Немного об этом есть в статье из "Науки и жизни ".

Большой набор гротескных изображений имеется в Оксфорде.

44.

Отсюда .

Оксфордская "выставка карикатуры".

45.


(via E. K. Chua , Wenzel)

46.


(via:

Они бывают страшными, а бывают смешными, трогательными и даже откровенно бесстыдными, чаще всего их можно встретить в Западной Европе, где они в великом множестве и разнообразии украшают карнизы старинных соборов. Они – гаргульи и химеры – причудливые существа, присутствие которых в святом месте кажется странным и неуместным. Но это только на первый взгляд. Какую важную миссию выполняли гаргульи, какими они бывают и чем отличаются от химер – об этом речь далее.

Легенда о Гаргулье

Древняя легенда гласит, что давным-давно в болоте, недалеко от Руана, жил огромный и страшный дракон. Он не давал жителям города спокойно жить, спокойно спать и даже спокойно торговать, так как часто нападал на купеческие корабли, приходившие в Руан по Сене. Причем, в арсенале дракона были очень разные способы устрашения, иногда, по настроению, он дышал огнем, а иногда из его пасти вырывались бурлящие потоки воды. Чтобы чудовище не истребило город полностью, местные жители приносили ему ежегодные человеческие жертвы. К слову, дракон был женского пола, и звали ее Гаргулья.


Само французское слово «Gargouille» произошло от латинского термина, обозначающего горло или глотку и очень созвучно звуку клокочущей воды. Видимо, такое имя дракону дали именно из-за его привычки часто выступать в роли водомета. Предания утверждают, что благодаря этому своему умению Гаргулья виртуозно топила довольно большие суда и поднимала на реке такой шторм, что огромные волны заливали городские улицы и затапливали многие здания.
Однако пришло время, и на чудовище нашлась управа в лице святого Романа Руанского, который занимал местную епископскую кафедру. К слову, Роман эффективно боролся не только с драконами, но и с язычниками, за что впоследствии был канонизирован.
Перед тем, как пойти усмирять чудовище, Роман долго искал себе помощника. В результате, помочь епископу согласился лишь приговоренный к казни преступник. Схватка с драконом показалась ему лучшим выходом, чем плаха. Святой Роман решил использовать своего помощника, как приманку, и когда Гаргулья вылезла из своей пещеры, чтобы полакомиться человечинкой, епископ крестом и молитвами лишил чудовище воли, и она, как ручная, улеглась у его ног.
Дальше история развивалась менее трогательно. Несмотря на покладистость дракона, жители Руана решили его сжечь, и это у них почти получилось. Однако они не учли, что глотка и голова Гаргульи, по понятным причинам, оказались негорючими, и уничтожить их таким способом не представлялось возможным. Останки несчастного чудовища решено было поместить на всеобщее обозрение, как символ победы святой Церкви над силами зла и для этой цели лучше всего подошел карниз местного собора.


Со временем люди привыкли к столь экзотическому украшению храма, более того, жители соседних городов начали завидовать Руану и пожелали иметь такое же «украшение» и на своих соборах. Но так как все поголовье драконов в Европе к тому времени было уже истреблено, реальные трофеи пришлось заменять каменными.


С XI века изваяния гаргулий (имя стало нарицательным) в изобилии красовались на множестве культовых сооружений Европы. Памятуя о способности чудовища извергать воду, архитекторы начали использовать его каменных собратьев в качестве водостоков. Именно поэтому на многих соборах встречаются целые компании гаргулий, так как одного слива для огромного здания было явно недостаточно. Лишь в позапрошлом веке люди помиловали своих каменных «служак» и освободили их от работы, предоставив функцию отвода воды обычным водосточным трубам.

Какие бывают горгульи

Гаргульи на храмах далеко не всегда изображают дракона, многие имеют вид вполне реальных животных или птиц. Все они не только служат водостоком, но и несут глубокий символический смысл, в том числе, олицетворяют некоторые из семи смертных грехов.

Львы – единственные из кошачьих, которых можно встретить в образе гаргульи. Кошки в Средневековье считались колдовскими животными, поэтому их недолюбливали, а лев, всегда считавшийся символом гордости и отваги, по замыслу архитекторов, должен был предупреждать прихожан об опасности впасть в смертный грех гордыни.

Собаки – их в отличие от кошек в Средние века любили, так как считали символом верности и преданности. Но их появление в образе гаргульи заставляло людей вспомнить об еще одном смертном грехе – жадности. Не секрет, что голодные псы нередко воруют еду, а в Средние века, когда каждый кусок был на счету, это считалось происками дьявола.

Волк – волков хоть и боялись, но уважали за их умение жить большой стаей и безусловно подчиняться вожаку. Кстати с «вожаками стаи» нередко сравнивали и самих священников, так как они были призваны объединять вокруг себя прихожан, для совместного противостояния злу и пискушениям сатаны.

Орел – орлы считались единственными существами, кроме рыцарей, которые могли самостоятельно победить дракона. К тому же, по преданиям, они могли исцелять сами себя, просто посмотрев на солнце.

Змея – символ первородного греха. Олицетворение борьбы добра и зла. Змей считали бессмертными, и это лишний раз доказывало, что противостояние дьявольского и божественного будет вечным. Из смертных грехов со змеем ассоциировали зависть.

Козлы и бараны – считались символом похоти, также одного из семи смертных грехов. К тому же, сам Сатана часто изображался с козлиными ногами.

Обезьяна – по странной и непонятной причине, олицетворяла лень. Возможно, такое заблуждение возникло у европейцев от того, что встретить живую обезьяну в лесах Старого Света было столь же трудно, как и выжившего дракона. Приходилось доверяться слухам, а они могли быть весьма далеки от истины.

Химеры

В Древней Греции химерой называлось животное с телом козла, головой льва, и хвостом дракона. Гесиод в своих трудах описывал другой вид чудовища, по его версии, она имела целых три головы: льва, козы и петуха. Средневековые химеры были еще более причудливы, чем античные и могли сочетать в себе черты самых разнообразных животных, прежним оставался только принцип многосоставности.


Химеры появились на соборных карнизах значительно позже гаргулий, и в отличие от последних, были совершенно бесполезны. Как правило, они служили просто гротескным украшением, символизирующим могущество дьявола, который может порождать ужасных и странных существ. К слову, некоторые химеры могли иметь и антропоморфные черты. Среди человекоподобных химер встречаются как откровенно жуткие, так и откровенно комичные персонажи.

Разумеется, что такие «украшения» не могли долго существовать рядом с людьми, не став героями многочисленных легенд. Со временем химерам стали приписывать магические свойства, ходили слухи, что каждую ночь жуткие создания оживают, а если храму угрожала опасность, могли ожить и днем, чтобы безжалостно расправиться с неприятелем.

Гаргульи Нотр-Дама

Самые известные гаргульи и химеры живут на карнизах Нотр-Дам-де-Пари. Увидеть их снизу можно только подойдя вплотную к стене собора и подняв голову наверх.
Легенды гласят, что в деле изображения гаргулий скульпторам Нотр-Дама была дана полная свобода творчества. Не обошлось и без курьезов, к примеру, один мастер настолько не любил свою тещу, что запечатлел ее в виде гаргульи, не понимая, что тем самым обессмертил в веках ее образ.


Между прочим, все Средние века фасад главного собора Парижа украшали только горгульи. Галерея знаменитых химер была пристроена гораздо позже, только в XIX веке. Тогда в соборе проводилась крупномасштабная реставрация, здание ремонтировали после разрушений, причиненных ему событиями Великой Французской революции. Сейчас галерея химер находится прямо у основания башен, на высоте 46 метров, а чтобы попасть туда, нужно преодолеть почти 400 ступеней крутой лестницы.


Правда, есть версия, что химеры на соборе существовали и раньше, их установили здесь в XIV веке, после разгрома ордена Тамплиеров и казни его великого магистра Жака де Моле. При этом у всех химер были козлиные головы, которые изображали Бафомета, странное существо, в поклонении которому и обвиняли Тамплиеров.
Многие химеры Нотр-Дама имеют собственные истории и имена. К примеру, самую известную из них зовут Стрикс. Ее изображение давно стало хрестоматийным и именно ее в первую очередь представляет большинство людей, когда слышат слово «химера». По легендам, это странное задумчивое существо только выглядит каменным, а по ночам расправляет крылья и парит вокруг собора. Парижане до сих пор верят, что Стрикс может похитить неосторожно оставленного без присмотра младенца, поэтому матерям в окрестностях Нотр-Дам, всегда надо быть настороже.


Другой знаменитой химерой Собора Парижской богоматери считается малыш Дедо. Предание гласит, что однажды храм посетила одна монахиня из провинциальной обители. Взглянув на ужасных гаргулий и не менее страхолюдных химер, она решила добавить к их компании более обаятельного персонажа. Монашка сама вытесала из камня симпатичную фигурку с телом ребенка и мордочкой непонятной зверюшки. Она назвала свое творение Дедо и тайно установила его среди других химер собора.


Жители Парижа долгое время не подозревали, что в галерее химер появился еще один обитатель. Рассекретить малыша Дедо помог лишь случай. Сын одного из служащих собора играл на крыше и едва не сорвался вниз. Падая, мальчик успел ухватиться за одну из каменных химер и только благодаря этому избежал неминуемой смерти. Невольным спасителем мальчика и оказался малыш Дедо. С тех пор добрая химера пользуется большой любовью жителей Парижа, которые уверены, что Дедо способен исполнить любое желание, если от души попросить его об этом.
Все, кому довелось увидеть химер Нотр-Дама собственными глазами, утверждают, что эти жутковатые создания чертовски обаятельны. Они настолько выразительны, что фотографироваться с ними – дело совершенно бесполезное, живой человек рядом с ними кажется бездушной куклой.

Химеры сегодня

Образ химер стал таким популярным, что в наши дни они встречаются не только на церквях, и даже не только в Европе. Свои химеры есть в Токио, Сеуле, Нью-Йорке и Филадельфии. Есть химеры и в России, например, на здании консерватории в Саратове.


Гаргульи и химеры были созданы устрашать людей, но в результате завораживают и очаровывают. Их должны бояться, а к ним идут загадывать желания. По всей видимости, эти странные существа действительно обладают определенной магической силой, природу которой нам никогда не суждено разгадать.

Гаргу́лья , также гаргу́йль (фр. gargouille , [ɡaʁ.ɡuj ]) и горгу́лья - в готической архитектуре: каменный или металлический выпуск водосточного жёлоба , чаще всего скульптурно оформленный в виде гротескного персонажа (иногда - многофигурного сюжета) и предназначенный для эффективного отвода дождевого стока от вертикальных поверхностей ниже свеса кровли . Сильно вынесенная перпендикулярно стене гаргуйль является характернейшим элементом силуэта многих крупных построек средневекового Запада, а также одним из мотивов в готических реминисценциях эклектики , модерна и ар-деко , где её функция часто исключительно декоративная.

Выразительность этой детали, её необычная композиция (фактически - лежачая статуя) и очевидное сюжетное несоответствие вероучительной тематике центральных скульптурных ансамблей готических церквей обусловили внимание, которое привлекли к себе гаргуйли со времени пробуждения интереса к «средневековому» в первой половине XIX века. В постклассической Европе образы этих второстепенных архитектурных элементов оказались востребованными как в качестве ключа для интерпретации самого явления Средних веков, так и для всякого рода смысловых сопоставлений в контексте современной цивилизации. Уже в XX веке в фантастической литературе и кинематографе, а вслед за ними в массовой культуре вообще, понятие было переосмыслено таким образом, что стало обозначать не функциональный элемент сооружения, а сам персонаж, изваянный в камне как с целью обеспечения организованного сброса воды с крыши, так и вне этой функции. Проекцией этого представления оказывается смешение понятий гаргулья и химера , а также ложное предположение о существовании в системе средневековой западноевропейской тератологии демонических существ-гаргулий (иначе - ) , изображения которых якобы и помещали на карнизы зданий, например, для отпугивания злых духов. В крайних проявлениях этой смысловой трансформации, набравшей силу с распространением моды на жанр фэнтези , может утрачиваться даже идея какой-либо связи со скульптурным прототипом. В современном словоупотреблении гаргулья часто означает полуантропоморфное (как правило, крылатое) демоническое существо, выступающее в фантастических сюжетах, и может использоваться как метафора телесного уродства.

История и особенности функционирования

Возникновение гаргуйли синхронно появлению в конструкции стены венчающего водосточного жёлоба, чьим элементом она является. Желоба́, широко применявшиеся в античной архитектуре (см. сима), в романскую эпоху не употреблялись и вернулись в середине XIII в. как нововведение готики . Малый вынос карниза, отличающий средневековую архитектуру от ордерной , требовал развитых выступов водоотводящих устьев для защиты кладки от разрушения вследствие контакта с водой. Этим объясняется, кроме того, постановка гаргуйлей в точках конструкции, отодвинутых от стен - например, на краю контрфорсов и в углах башен.

Ранняя, довольно массивная модель, обнаруживаемая в соборе Нотр-Дам города Лан , составлена из двух половин - собственно жёлоба и крышки, - образующих вместе зооморфную фигуру . Вскоре, однако, строительная мысль потребовала отказаться от больших гаргуйлей, собирающих воду со значительной площади кровель, в пользу более лёгких, равномерно расставленных по длине жёлоба, - в этом случае дождевой сток разделялся на множество тонких струй, менее опасных для сохранности конструкции, а сама скульптура получила тенденцию к большей изысканности . Вскоре возник тип гаргуйли из кровельного железа, олова или свинца - особенно востребованный там, где камень был дорог или неэффективен по своим свойствам, в частности, в регионах распространения кирпичной готики .

Несмотря на то, что в отдельных случаях система сбора осадков в составе готической конструкции весьма совершенна и может включать несколько последовательно задействованных элементов (например, канавки и промежуточные гаргуйли, каскадно сбрасывающие воду на поперечные желоба по верху аркбутанов ), она, в отсутствие решения вертикального спуска воды к отмостке , остаётся полуорганизованным водоотводом. Штукатурные фасады, особенно чувствительные к намоканию, не могут быть в достаточной степени защищены этой системой. Принято считать, что в 1240 г. , когда донжон лондонского Тауэра был побелён, на нём были впервые установлены свинцовые водосточные трубы . В эпоху Возрождения , когда торжество античной эстетики привело в архитектуре к почти повсеместному упадку или значительной трансформации национальных строительных традиций и школ, прежняя продуманная система отвода дождевых вод деградировала: теперь свес кровли, поддержанный антаблементом с сильно выступающим карнизом, больше не угрожал стенам сыростью, вода стекала за счёт устройства слезника (сплошная канавка вдоль обращённой вниз поверхности карниза, препятствующая капиллярному току воды в направлении стены) или выступа кровельного материала (черепицы, шифера, железа). Вместе с водосточным жёлобом по обводу крыши исчезает и гаргуйль. Когда в конце XVII в. возвращается водосточный жёлоб , он чаще всего уже элемент кровли (технологически и эстетически), а не стены, и связан с организованным вертикальным водоотводом (водосточная труба).

Скульптурное оформление

Вопреки распространённому мнению, гаргуйли выполнялись не только тератоморфного (разного рода драконы и химеры) и зооморфного (обезьяны, львы, волки, собаки, козы, свиньи, птицы, рыбы и пр.), но также антропоморфного (например, монахи, шуты, русалки) характера. Иногда гаргуйль - это целый сюжет, объединяющий двух или несколько персонажей (например, демон верхом на грешнике , змея, обвивающая ствол дерева). Всегда индивидуальные (утверждается, что во всей Франции не найдётся двух одинаковых ), гаргуйли со временем накапливают диапазон тематических вариаций и нередко достигают высокого художественного уровня. Особенно широким набор сюжетов становится в позднеготическую эпоху .

Наиболее общей характеристикой скульптурной обработки гаргуйлей является не чаемая романтическим воображением «инфернальность » изображённых персонажей, а их соотнесённость с профанным (то есть несвященным) миром - наряду с визионерскими сюжетами здесь заметны вполне реальные, наблюдённые в повседневности, либо отражающие сюжеты народной комики . В эпоху, когда светская культура ещё не представляла собой самостоятельной системы взглядов и тем (см. ниже: ), последние группировались на периферии мировоззрения и поставляли сюжеты для обработки таких ненагруженных символическими смыслами элементов, как гаргуйли, исключённые из космогонического нарратива собора.

Необходимо отметить, что гаргуйль может вовсе не иметь скульптурной обработки: всюду, где этот элемент не просматривается с важных видовых точек, он решён минимальными средствами: даже в соборе Парижской Богоматери множество гаргуйлей представляют собой простые вытесанные из камня лотки .

Как элемент, обладающий конфликтной тектоникой , в особенности по отношению к стройным образам Ренессанса , гаргуйль оказывается неудобной, но по-прежнему необходимой деталью в таких памятниках переходной эпохи, как, например, парижская церковь Св. Евстафия , где при общем готическом строе детали трактованы в ренессансных формах. Здесь гаргуйли скромно решены в виде плоских консолей с волютами (впрочем, в ряде случаев оживлённых зооморфным персонажем, но вызывающим на этот раз скорее буколические ассоциации) или как некие подобия опрокинутых обелисков - очевидно, в рамках новой художественной программы этой утилитарной детали оставалось всё меньше места. Не рассматриваемый более в качестве архитектурного элемента, требующего специальной пластической обработки, водосток перестал быть художественной проблемой, относясь теперь к инженерной периферии проекта. В самих готических памятниках, где гаргуйли оставались одними из наиболее уязвимых деталей, в Новое время замена изношенных фрагментов производилась с использованием простейших решений - труб и лотков .

Напротив, в произведениях таких художественных направлений, как модерн или постмодернизм , исторический опыт воспринимается как своеобразный вольный камертон или тема для игры, в которой авторская фантазия считает себя вполне свободной. Так, например, барселонская Саграда Фамилия демонстрирует программный отход от традиционной фасадной и интерьерной пластики, но, поскольку в своей конструкции и композиции эта церковь наследует именно готическому опыту, её детали также обыгрывают приёмы готической архитектуры, хотя их пластическая обработка уже довольно далека от исторических прототипов. Помещённые на контрфорсах хора , гаргуйли здесь решены на стыке традиции и новаторства: «классический» зооморфизм этой детали представлен такими неожиданными образами, как улитка, змея, ящерица.

Галерея

  • Страх или смех?

    По-видимому, неудобная для объяснений сюжетная независимость гаргуйли для сознания человека Средних веков не казалась ни ущербной, ни чересчур смелой, подобно тому как современный вкус не требует стилистической связи коммерческой вывески с архитектурой стены, на которой она размещена. Очевидно, к этой независимости подталкивала как композиция (развитая по горизонтали масса с боковым креплением, что мало соответствовало бы благочестивым сюжетам, ведь это скорее опрокинутая статуя), так и характер функционирования: льющаяся вода превращала скульптуру в своего рода зрительный аттракцион. Последний аспект также ставит под сомнение обоснованность спиритуалистических прочтений этих фигур: как показал Михаил Бахтин , образы физиологического извержения (рвота , дефекация), а также глотания и любых других форм телесной коммуникации , нарушающей целостность, суверенность, закрытость субъекта, принадлежат несерьёзному, карнавальному [убрать шаблон] миру, поэтому в основе их восприятия в Средние века лежал смеховой принцип. Согласно Бахтину, «средневековый и ренессансный гротеск , связанный с народной смеховой культурой , знает страшное только в форме смешных страшилищ» . Сама этимология слова (см. ниже, ) указывает на снижающий характер восприятия этих архитектурных элементов, заставляя предполагать за их создателями установку именно на комическое (по крайней мере в романских странах, где термины gargouille , gargola и т. п., сохраняющие коннотации с понятием глотки , имеют отчётливый гротескный привкус ). Впрочем, позднейшие историки культуры указывают, что смех и страх в равной степени характеризуют мироощущение средневекового общества В любом случае, вопрос о восприятии этих скульптур людьми Средних веков может быть разрешён только в более широком ракурсе реконструкции их отношения к фантастическому и гротескному.

    Грех или «адиафора »?

    Существенным отличием средневекового сознания от современного является неразграниченность священного и светского ввиду того, что самих этих категорий не существовало и явления, связываемые с ними, не были разведены как противоположные друг другу . Вторжение мирского не рассматривалось в Средние века как посягательство на сферу священного, о чём свидетельствуют бесчисленные примеры из области пластических искусств .

    Явление это иллюстрирует ту особенность средневековой культуры, отличающей её от позднейших эпох, что в ней не существовало эстетического канона, отвергающего смысловой синкретизм в художественном целом. Очевидно, что сюжеты скульптурной обработки гаргуйлей в большинстве случаев никак не связаны с общим постройки, и в соборе, ратуше или замке они могли быть какими угодно. Здание, как орга́н , задействует все изобразительные и смысловые регистры, обращается ко всем актуальным темам. Прекрасное терпит рядом с собой безобразное так же, как священное - профанное. Неприятие этих тем транслировалось скорее с позиций утверждения о вреде вызываемого ими праздного любопытства (ср.-лат. curiositas ) у монахов, посвящающих себя чтению священных текстов, чем из предположений об оскорбительности самого их соседства с алтарями. Об этом свидетельствует, в частности, знаменитый пассаж Св. Бернара Клервоского (XII в.) о скульптуре в романскую эпоху, демонстирующий пример крайнего ригоризма в этом вопросе:

    Но для чего же в монастырях, перед взорами читающих братьев, эта смехотворная диковинность, эти странно безобразные образы, эти образы безобразного? К чему тут грязные обезьяны? К чему дикие львы? К чему чудовищные кентавры? К чему полулюди? К чему пятнистые тигры? К чему воины в поединке разящие? К чему охотники трубящие? Здесь под одной головой видишь много тел, там, наоборот, на одном теле - много голов. Здесь, глядишь, у четвероногого хвост змеи, там у рыбы - голова четвероногого. Здесь зверь спереди конь, а сзади половина козы, там рогатое животное являет с тыла вид коня. Столь велика, в конце концов, столь удивительна повсюду пестрота самых различных образов, что люди предпочтут читать по мрамору, чем по книге, и целый день разглядывать их, поражаясь, а не размышлять о законе Божьем, поучаясь. О Господи! - если они не стыдятся своей глупости, то ужель о расходах не сокрушатся? .

    Оригинальный текст (лат.)

    Caeterum in claustris coram legentibus fratribus quid facit illa ridicula monstruositas, mira quaedam deformis formositas, ac formosa deformitas? Quid ibi immundae simiae? quid feri leones? quid monstruosi centauri? quid semihomines? quid maculosae tigrides? quid milites pugnantes? quid venatores tubicinantes? Videas sub uno capite multa corpora, et rursus in uno corpore capita multa. Cernitur hinc in quadrupede cauda serpentis, illinc in pisce caput quadrupedis. Ibi bestia praefert equum, capram trahens retro dimidiam; hic cornutum animal equum gestat posterius. Tam multa denique, tamque mira diversarum formarum ubique varietas apparet, ut magis legere libeat in marmoribus quam in codicibus, totumque diem occupare singula ista mirando, quam in lege Dei meditando. Proh Deo! si non pudet ineptiarum, cur vel non piget expensarum?

    Впрочем, то, что видел Св. Бернар, ещё не готика - ни хронологически, ни даже территориально. Следует иметь в виду, что в то время как цистерцианцы , к которым принадлежал этот святой, придерживались аскетических воззрений, зародившаяся в бассейне Сены готическая традиция изначально была ориентирована на богатство пластических форм (см. Сугерий), видя в них не искушение, а отражение бесконечного многообразия творения. В Бургундии Св. Бернара, где существовала собственная архитектурная школа Клюни , готика поначалу встретила сопротивление и получила распространение с задержкой .

    Свобода средневекового искусства

    Вообще же, для собственно средневековой культуры гаргуйль настолько ничтожная деталь, что письменные источники её совершенно игнорируют: вывести отношение к гаргуйлям из средневековых текстов непосредственно не удаётся. Это поистине аналог водосточной трубы. Сам этот факт отчасти и служит объяснением той смелости, с какой средневековый мастер решал характер обработки детали. Впрочем, свобода эта заметна в скульптуре Высокого и Позднего средневековья повсюду, давая повод потомкам подозревать её едва ли не в последовательном антиклерикализме . В самом деле, порой готическая фантазия не была стеснена не только узкой тематической программой, но даже внешней лояльностью по отношению к ней. Это её разительное свойство впоследствии не раз отмечалось:

    Самый храм, это некогда столь верное догме сооружение, захваченное отныне средним сословием, городской общиной, свободой, ускользает из рук священника и поступает в распоряжение художника. Художник строит его по собственному вкусу. Прощайте, тайна, предание, закон! Да здравствует фантазия и каприз! Лишь бы священнослужитель имел свой храм и свой алтарь, - ничего другого он и не требует. А стенами распоряжается художник. Отныне книга зодчества не принадлежит больше духовенству, религии и Риму ; она во власти фантазии, поэзии и народа. <...> Религиозный остов еле различим сквозь завесу народного творчества. Трудно вообразить, какие вольности разрешали себе зодчие даже тогда, когда дело касалось церквей. Вот витые капители в виде непристойно обнявшихся монахов и монахинь, как, например, в Каминной зале Дворца правосудия в Париже; вот история посрамления Ноя , высеченная резцом со всеми подробностями на главном портале собора в Бурже ; вот пьяный монах с ослиными ушами, держащий чашу с вином и хохочущий прямо в лицо всей братии, как на умывальнике в Бошервильском аббатстве (фр.) русск. . В ту эпоху мысль, высеченная на камне, пользовалась привилегией, сходной с нашей современной свободой печати. Это было время свободы зодчества.

    Свобода эта заходила очень далеко. Порой символическое значение какого-нибудь фасада, портала и даже целого собора было не только чуждо, но даже враждебно религии и церкви. .

    Оригинальный текст (фр.)

    La cathédrale elle-même, cet édifice autrefois si dogmatique, envahie désormais par la bourgeoisie, par la commune, par la liberté, échappe au prêtre et tombe au pouvoir de l’artiste. L’artiste la bâtit à sa guise. Adieu le mystère, le mythe, la loi. Voici la fantaisie et le caprice. Pourvu que le prêtre ait sa basilique et son autel, il n’a rien à dire. Les quatre murs sont à l’artiste. Le livre architectural n’appartient plus au sacerdoce, à la religion, à Rome ; il est à l’imagination, à la poésie, au peuple. <...> La draperie populaire laisse à peine deviner l’ossement religieux. On ne saurait se faire une idée des licences que prennent alors les architectes, même envers l’église. Ce sont des chapiteaux tricotés de moines et de nonnes honteusement accouplés, comme à la salle des Cheminées du Palais de Justice à Paris. C’est l’aventure de Noé sculptée en toutes lettres comme sous le grand portail de Bourges. C’est un moine bachique à oreilles d’âne et le verre en main riant au nez de toute une communauté, comme sur le lavabo de l’abbaye de Bocherville. Il existe à cette époque, pour la pensée écrite en pierre, un privilège tout à fait comparable à notre liberté actuelle de la presse. C’est la liberté de l’architecture.
    Cette liberté va très loin. Quelquefois un portail, une façade, une église tout entière présente un sens symbolique absolument étranger au culte, ou même hostile à l’église.

    Свобода, с которой средневековый мастер подходил к сочинению этих образов, оказалась очень удобна для последующего проецирования на них смыслов других времён. И настоящая популярность была уготована гаргуйлям не в период их появления, а гораздо позже - уже в Новейшее время .

    Позднейшее восприятие

    До конца XVIII века средневековье давало мало пищи для позитивной рефлексии , его старались не замечать либо открыто пренебрегали - высокий статус, приданный Возрождением образам греко-римской античности, не оставлял в художественных системах места для «варварских» форм средневекового искусства. Мистическое, романтическое, национальное - средневековье было заново открыто лишь в первой четверти XIX века на волне кризиса оптимизма Просвещения .

    Готическое как иррациональное

    По прошествии веков равнодушного забвения и осуждения реабилитированная готика так и осталась причудливой, непостижимой и, по сути, антигуманистической, её внутренняя логика и стройность, несмотря на достижения исследователей , так и не были вполне распознаны и легализованы культурой. В современном понимании готика противостоит таким системам образов, как Ренессанс и классицизм, в качестве иррационального начала. С XIX в. именно образы готики позволяют заинтересованному отношению к прошлому и его памятникам реализовываться в мистическом ключе (ср. готическое направление в искусстве Нового времени , готический роман ). Современное восприятие явлений средневековой культуры, к которым относятся, в частности, образы, использовавшиеся в оформлении гаргуйлей, восходит к той концепции гротескного, которая, по определению М. Бахтина, формирует «страшный и чуждый человеку мир» . Ярким симптомом представления, что готика по-прежнему «мрачный стиль», предстаёт явление (или, как минимум, название) городской субкультуры готов .

    Разъяснение о гаргульях и химерах

    Вхождение понятия «гаргулья» в контекст культуры Нового и Новейшего времени может быть прослежено из единственного источника, впервые совместившего актуализацию образов демонического с введением в широкий языковой обиход этого изначально архитектурного термина. Этим источником послужила упомянутая реставрация в 1840–1870-хх годах парижского собора Богоматери .

    Роль, которую в популяризации готической пластики в XIX веке сыграла эта реставрация, также объясняет наблюдаемое сегодня смешение понятий «гаргулья» и «химера» в характеристике экстерьера этого памятника. Подойдя к задаче воссоздания скульптурного убранства собора с творческим размахом, Э.-Э. Виолле-ле-Дюк на основании довольно скудных исторических свидетельств посчитал уместным украсить балюстраду обходных галерей башен сидящими фигурами зверей и чудовищ , которые он назвал химерами (фр. chimères - понятие, намекающее на фантастичность этих образов). Выразительные силуэты химер (все разные, выполненные по авторским эскизам самого Виолле-ле-Дюка) сделали их даже более узнаваемыми символами собора, чем соседствующие с ними гаргуйли, а сюжетный параллелизм тех и других способствовал размыванию исходного значения термина гаргуйль . Поскольку ненагруженная практической функцией «химера» соотносится своим названием не с ролью в общей структуре сооружения (роль эта чисто декоративная, подобно античным акротериям), а с сюжетом пластической обработки, понятие «гаргулья», оказавшееся в устойчивом смысловом ряду с ней, также получило тенденцию восприниматься по той же модели: как словосочетание химеры Нотр-Дам представляет собой эллиптированную конструкцию с исходным значением скульптуры химер собора Нотр-Дам (ср. частое Диоскуры в значении статуи Диоскуров ), гаргуйли стали трактоваться массовой культурой как своего рода изваяния гаргулий . Это «выравнивание смыслов», мгновенно преодолевшее языковые границы, позволило понятию «гаргулья», в свою очередь, распространиться как на сами химеры собора Нотр-Дам, так и, впоследствии, на всякую вообще готическую скульптуру тератологического характера. И если применительно к готическим элементам выражения типа изображение гаргульи , скульптуры в виде гаргулий остаются логически ошибочными и за ними не признаётся терминологической чистоты, то в более широком культурном контексте этот семантический сдвиг оказался смыслопорождающим, обогатив фантастические миры новым персонажем (см. ниже о ).

    Гаргульи XIX века

    Популярность «гаргулий» не может быть объяснена лишь интересом к формам готического искусства в собственном смысле. Появление в силуэте Парижа демонических тварей, посматривающих с высоты на человеческие дела - во Франции в это время происходили революции, менялись режимы, торжествовали то гражданская свобода, то реакция (нередко эти потрясения отражались на субсидировании реставрации), - задавало своего рода камертон для осмысления современниками реалий повседневности. Поскольку с точки зрения католического катехизиса профили химер над крышами мегаполиса необъяснимы, их трактовки культурой не были стеснены традицией и могли уходить довольно далеко от христианской проблематики. Тиражируемые средствами эстампа и фотографии, эти образы были хорошо узнаваемы публикой - в первую очередь, конечно, знаменитый «Мыслитель» - и были по-настоящему в моде. В образах чудовищ собора Богоматери кристаллизировались как современные фобии (например, социальных потрясений), так и широко обсуждаемые проблемы эволюционной науки (человек в сопоставлении или противопоставлении прочим тварям), актуальность их поддерживалась употреблением в политическом контексте как карикатурных персонификаций партий и лидеров, наконец, полуантропоморфные химеры оказались выразительной метафорой любого явления на границе человеческого и животного, будь то звериные инстинкты революционной толпы, неприглядные задворки блестящей столичной цивилизации промышленного века или скрываемые уголки индивидуальной психики - все эти темы как раз тогда стали предметом пристального интереса культуры.

    Горгульи

    Конечно, химеры не перестали ассоциироваться и со Средними веками, но древность получила через эти образы новое освещение: уже в начале XX века, на волне нового смятения - кризиса позитивизма , вызванного Мировой войной , - зафиксировано визионерское представление о готических соборах как сокровищницах дохристианского знания, чей изобразительный язык (включая изваяния чудовищ) - такая же тайна для непосвящённых, как и само это знание (см. Фульканелли). Начиная с этого времени оккультное , «эзотерическое» остаётся обратной стороной, тенью модернизма . Тот же эскапистский императив, что со временем сформировал целые системы антинаучных взглядов на историю , заставил искать в прошлом не рациональные или героические начала, а мифологическое время мудрецов, владевших тайнами природы. Популярное видение средневековья стало включать фигуру одержимого жаждой власти алхимика (ср. её характерное развитие в образе «сумасшедшего учёного» американской массовой культуры XX в.). В его окружении нередко заметны ожившие «гаргульи» (иначе «горгульи»).

    Следующая эпоха отмечена ещё большим обособлением этого образа от исторических контекстов. В современном понимании гаргульи (или горгульи ) - это такие, как правило, крылатые черти, подобия огромных летучих мышей , редко выступающие поодиночке, их связь с архитектурой скорее сообщает им дополнительные мистические черты (тема окаменения/оживления камня), нежели привязывает к конкретным прототипам. К концу века конкретизации и канонизации образа способствовал, в частности, мультсериал «Гаргульи» (Gargoyles ).

    В современном русском языке у этого понятия отсутствует единая устойчивая орфография. Наиболее распространённая форма гаргулья покрывает весь спектр значений, тогда как гаргуйль и горгулья обнаруживают тенденцию к поляризации: в первом случае всегда подразумевается термин из истории архитектуры , во втором, как правило, фантастический персонаж . Прочие варианты (встречаются написания гаргойль , гаргуль , гаргулия и т. п.) на сегодняшний день не образуют языковой нормы и формируют локальные субкультурные традиции, группирующиеся вокруг тематических интернет-форумов .

    Несмотря на этимологию слова и привязку исходного понятия к определённому функциональному назначению, в настоящее время наблюдается экспансия значений соответствующего английского термина, стремящегося объять всю романо-готическую круглую пластику (также квазиготическую , неоготическую и иных производных от готики художественных систем) фантастического характера - с одной стороны, - и любое художественно оформленное приспособление для отвода воды независимо от культурной и стилистической принадлежности - с другой . Через посредство переводных текстов англ. gargoyle оказывает влияние и на русский аналог, тогда становится возможным вывод, что термин употребим, например, по отношению к античным водомётам, часто оформленным маскаронами , а также к скульптурным изображениям химер . В то же время ряд справочных изданий предостерегает от смешения этих понятий, указывая на хронологическую и функциональную ограниченность термина «гаргулья». В русском языке стилистически нейтральными терминами, обозначающими схожие строительные элементы, являются понятия «выпуск водостока» (на профессиональном строительном сленге мн. ч. имеет форму выпуска́ ), «водослив» (часто просто «слив»), «водомёт».

    Чудо Св. Романа Руанского

    Следует отметить, что это имя, возникшее по той же модели, что и строительный термин - от глагола gargouiller со значением булькать, ворчать, бормотать, болтать (см. выше: ), подобно именам других чудовищ локальных городских мифологий Франции , является не более чем насмешливым прозвищем , которое можно было бы перевести как «Брызгунья» или «Полоскунья» , ср: Grand’ Gueule (или Grand’ Goule) из Пуатье означает всего лишь «Большая пасть» (см. gueule), Graoully (иначе Graouli, Graouilly, Graouilli, Graully) из Меца возводится к нем. graulich - «страшный, ужасный», Chair Salée из Труа значит «Солонина». Руанская Gargouille тем более не одинока, что можно найти тварей с именами Gargelle, Garagoule (эта её тёзка обитала в Провансе) - всё от той же «глотки». Интересно, что по этой же модели Рабле составил имена своих Грангузье, Гаргамели и Гаргантюа . Обращает на себя внимание назойливая аллитерация большинства этих имён, варьирующих одно и то же созвучие .

    Весь этот спектр имён позволяет говорить о наличии некоей общей модели фамильярного именования фольклорных чудовищ раннего французского средневековья - модели, которая могла быть воспроизведена и при появлении столетия спустя архитектурного термина . Говорить же о прямой преемственности названия инженерной детали руанской La Gargouille не позволяет ни локализация мифа , ни сам способ, по которому образовано имя персонажа - имя, в котором отчётливо прослеживается его генезис - тот же самый, что и у термина «гаргуйль».

    Примечания

    1. Здесь и далее в качестве архитектурного термина понятие употребляется в форме гаргуйль , для которой прослеживается наиболее последовательное употребление именно в этом значении.
    2. Эту догадку опровергает факт отсутствия соответствующих указаний в древних источниках. В частности, средневековые бестиарии не знают никаких горгулий .
    3. Огюст Шуази . История архитектуры. Т. 2 - М., «Издательство В. Шевчук», 2005. Стр. 334.
    4. . Dictionnaire raisonné de l’architecture française du XI. au XVI. siècle. T. 6. - Morel, 1868.
    5. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
    6. Eugène-Emmanuel Viollet-le-Duc . Op. cit.
    7. См. беглый обзор истории систем водоотвода в Англии . Впрочем, надёжных документальных указаний на этот счёт не выявлено.
    8. Огюст Шуази . Указ. соч. Стр. 675.
    9. См. напр. Eugène-Emmanuel Viollet-le-Duc . Op. cit. .
    10. Eugène-Emmanuel Viollet-le-Duc . Op. cit.

Есть существа суть и предназначение которых, а вместе с ними и людское их восприятие, очень сильно изменилось в течении прошедших столетий. Человечество всегда с опаской относилось к подобным существам, но внезапно изменяло свои взгляды на них и приравнивало отдельных существ к своим хранителям. Первым примером можно считать - посланники божьи, что изначально несли на своих плечах тяжкую миссию - карать отступников и грешников, внезапно стали защитниками людей. В азиатской мифологии подобное произошло с - демонами, которые внезапно стали отпугивать меньшее зло и которым начали воздвигать статуи. А в европейской мифологии, с приходом архитектурного стиля «готика» изменилось отношение к гаргульям - которые стали стражницами храмов, препятствуя нечистой силе в проникновении в обитель Бога.

Сегодня горгульи получили широкую известность и широкое распространение. Во многих играх они присутствуют в качестве опасных противников или могучих союзников. В фильмах горгульи встречаются куда как реже. А в повседневной жизни можно нередко увидеть их изображения. Безмолвные изваяния, что венчают соборы и храмы и несут неусыпную вахту. Горгульи почти всегда изображаются антропоморфными (человекоподбными) существами, которые имеют кожистые крылья (подобные демоническим), острые когти и странные головы, иногда звериные (лев или волк) иногда смесь звериных с человеческими или птичьими. Иногда горгулий путают с гарпиями, но уж слишком очевидны различия, только названия немного похожи.

Отличительной особенностью горгулий является их способность обращаться в камень и пробуждаться из него. Фактически любая статуя может являться горгульей, ведь в каком-то смысле эти существа просто каменные изваяния, что пробудились к жизни посредством своей воли (и никогда чужой - иначе это не горгулья). Получив серьёзные ранения (а причинить подобные горгулье очень трудно) существо превращается в камень и становится практически неуязвимо, очень быстро регенерируя под плотным слоем внешней оболочки. Забавно, но горгульи вне камня имеют самую обычную кожу, похожую на человеческую, просто серого цвета.

Отношение к людям и к другим существам

Можно сказать, что горгульи ненавидят всё живое. Изначально они без сожалений с крайней жестокостью, своими острыми когтями и зубами рвали людей на куски, но со временем людям удалось достичь некоего взаимопонимания с этими существами. Куда как больше, чем людей горгульи ненавидят других существ. Демоны, черти, призраки, вампиры - все эти существа вызывают у горгулий неконтролируемую агрессию (хотя существуют и упоминания о том, что иногда горгульи объединяются, например, с вампирами в качестве верных слуг, видимо тут играет роль происхождение горгульи), что неизбежно ведёт к схватке.

Происхождение (возможный источник)

Нередко упоминается, что горгульи вступают в союз с другими существами. Например, горгульи, оберегающие покой кладбища, могут легко вступать в альянс с - поскольку преследуют общие цели и обладают иммунитетом к способностям большинства видов нежити. Горгульи, что оберегают храмы, вопреки общепринятой христианской доктрине, нередко служат ангелам по неизвестным причинам.

Возможно ответ на эту загадку кроется как раз в происхождении горгулий. Человек, создавая статую придаёт ей форму, о чтобы статуя стала горгульей кто-то должен наполнить эту форму, привести силу, что её займёт. Возможно, люди иногда неосознанно впускают горгулий в тела, а вот ангелы и кладбищенские существа делают это осознанно, создавая могучих стражей.

Как бы то ни было, могучие горгульи выступают на стороне людей, преследуя и уничтожая прочих существ, что могут быть слишком опасны для простых смертных.



Горгулья – чья это посланница и откуда взялся такой образ? Мы постараемся разобраться в мифологии и истории, чтобы ответить на эти и другие вопросы связанные с таким необычным существом как Горгулья.Прежде чем писать для вас статью, мы собирали всю доступную информацию по всем открытым источникам. И вышли на 5 историй, которые описывают суть Горгульи и рассказывают о том, кто она есть.

Горгулья это:

  1. Украшение замка в качестве водостока
  2. Одноименный дракон извергающий воду из горла
  3. Посланница Бога
  4. Реальное существо ранее живущее
  5. Современное искусственное оживление древнего образа

Расскажем о каждой версии в истории человечества по порядку. А вас мы попросим проголосовать за истинный вариант, по вашему мнению, в конце этой статьи. И ждем ваших комментариев)

Само слово «gargouille» с французского переводится как «водосточная труба». В древние времена жители замков, соборов и дворцов, устанавливали водосточные сливы в виде крылатых существ. Через их горла осуществлялся слив с крыш во время дождей и ливней.

Раньше все делалось не топорно, а с изяществом и дополнительным смыслом. Обычные квадратные сливы никого не устраивали в дизайне замка. Для устрашения вида и с пользой его жителей, были придуманы такие существа. Внешний вид горгулий пугал врагов, а жители дворцов получали удобное техническое приспособление.

Со временем перевод «водосточная труба» уходил на задний план. А слово «» — на передний, и стало употребляться как нарицательное в разговорной речи человека.

Дракон извергающий воду

Существует легенда. Недалеко от города Руан (историческая столица Нормандии) обитал очень больших размеров кровожадный дракон . Жил он в воде и часто нападал на торговые корабли. Выходил на сушу, нападал на местные поселения.

Этот дракон отличался своей необычностью. Он мог дышать огнем на суше. А на воде мог выкидывать из горла струю воды очень высокой температуры. Вода бурлилась при извергании и обжигала все живое на своем пути. Благодаря этому свойству дракона прозвали «Горгулья».

Чтобы уменьшить количество нападений на поселения, жители стали приносить этому дракону человеческие жертвы. Это помогало, но полностью не устраняло нападения.

Со временем нашелся смельчак, который решил уничтожить дракона – святой Роман Руанский. Помогать ему в поимке существа никто не решился из войнов. Но нашелся один единственный – заключенный, который вместо казни выбрал бой с драконом. Роман взял его и решил использовать в качестве приманки для дракона.

Выманив дракона из логова, Роман использовал в качестве оружия крест и молитву. Это помогло лишить горгулью воли и приручть. Животное стало ему подчиняться и перестало нападать на местных.

Но страх перед животным остался у людей и они решили окончательно от нее избавиться и сжечь. Что и сделали. Но голова горгульи даже после сожжения осталась невредимой.

Тогда решено было повесить голову на церковь, на карниз главного входа, как знак великой святой силы перед силами самых страшных существ.

Со временем голова окаменела и стала частью церкви, как специально сделанное сооружение. Жители других городов переняли эту манеру украшений. Таким образом она стала распространяться по всем территориям, а ее истинное происхождение стало постепенно утрачиваться.

Горгулья – посланница бога

Образ горгульи был послан одному служителю храма во сне. Он увидел его спускающегося с небес – темный огромный силуэт с когтями и крыльями. Существо издало крик и раскрыло свои громадные крылья закрыв священника от удара молнии.

Он трактовал этот сон как послание защитника от Бога на землю, который будет прикрывать посланников бога на земле от нападений темных сил.

Обсудив это видение со старшими служителями, было решено поставить этот образ демона-защитника на храм с четырех сторон, чтобы оберегал святые территории от демонов и злых сил.

Этот символ защиты переняли и владельцы замков, которые верили в слово Божие и хотели уберечь свои владения и его обитателей не только с помощью оружия и армии.

Истребленное существо

По некоторым данным горгулья действительно существовала. Это порождение демона и человека. Она могла превращаться в камень , и была сильнейшим оружием в руках тех, кто смог ее приручить.

Ее предназначение – охранять. На замках, на краю крыш делали небольшие свободные площадки. Это место предназначалось горгулье. Выполнив поручение, она возвращалась на свое место, превращалась в статую и ждала следующего призыва хозяина.

Питалась горгулья домашним скотом, людьми, дикими животными и даже овощами и фруктами . Но еды ей требовалось очень мало и лишь тогда, когда она была не в окаменевшем виде.

Находясь в состоянии окаменения, горгулья могла не есть и не пить месяцами и годами, ожидая пока хозяин призовет ее.

Есть легенда, которая говорит, что в ночь, когда все горгульи спали в окаменелом состоянии, на них наложили заклятье, которое сковало их способность превращаться из камня в живое существо. Заклятье было уничтожено, его создатель унес секрет колдовства в могилу. Никто так и не смог оживить крылатых бестий. Они остались каменные и стали для людей обычным украшением.

Говорят, что колдуны до сих пор ищут анти заклятье, которое способно оживить горгулий. Часть статуй успели спрятать в глубоких пещерах, вдали от поселений, чтобы сохранить их от разрушения человека. Они все еще ждут часа призыва хозяина в полу осознанном состоянии вот уже сотни лет.

Искусственное оживление образа

– очень запоминающийся образ пришедший к нам с древних времен. Яркая и активная фантазия человека не смогла оставить его не замеченным.

Фильмы, мультфильмы и особенно игры, активно используют образ крылатого существа в своих сюжетах. В основном его тображают служителем темных сил, помощником демонов и просто чудовищем, который нападает на главного героя компьютерной игры в темных лабиринтах подземелий.

Образ защитника святых сил, в современной интерпретации, быстро стал служителем зла благодаря фантазии человека.

Где правда

Все истории дошедшие до нас интересны и привлекательны. Хочется поверить каждой из них. Но нам, как и во многих загадках вселенной, остается только догадываться, предполагать и верить в тот или иной миф в истории человека.

Говорят, чтобы скрыть правду, человеку предоставляют несколько историй лжи, чтобы скрыть одну единственную истину. Так произошло и с Горгульями. Истинная правда среди выше описанных, но которая из них? Как вы считаете? Проголосуйте за истину в вашем понимании:

Спасибо, что читаете наши статьи и участвуете в опросах. Нам важно ваше мнение. Ведь только ради вас мы ищем информацию и пытаемся найти ответы на тысячи вопросов человечества.

До встречи в следующей статье!