Наименование параметра Значение
Тема статьи: Виды чувств.
Рубрика (тематическая категория) Психология

Психология различает несколько видов эмоций и чувств, что позволяет проще и доступнее охарактеризовать состояние человека. Чувства бывают моральными, интеллектуальными или эстетическими. Классификация чувств в психологии описывает эти категории так:

1. Моральные (нравственные) чувства

Моральные чувства представляют из себясферу эмоций. Эмоциональные чувства возникают по отношению к поведению других людей либо самого себя. Обычно это происходит в ходе некой деятельности и имеет прямое отношение к тем моральным нормам, которые приняты в данном обществе. Учитывая зависимость оттого, соответствует ли увиденное внутренним установкам человека, возникает чувство удовлетворения или негодования.

Сюда же относятся всœе антипатии и симпатии, привязанности и уважения, презрения и отчужденности, а также благодарность, любовь и ненависть. Особняком стоит чувство дружбы, коллективизма, совести – они обусловлены скорее взглядами и убеждениями человека.

2. Интеллектуальные чувства

Интеллектуальные чувства - ϶ᴛᴏ то, что испытывает человек в ходе умственной деятельности. Сюда относятся весьма глубокие переживания – радость открытия, глубочайшее удовлетворение, вдохновение, стресс от неудач и т.д. Радости и переживания, которые человек испытывает относительно собственных открытий, это довольно сильный стимулятор эмоций.

3. Эстетические чувства

Эстетические чувства - это то, что ощущает человек, который созерцает или создает нечто прекрасное. Обычно это относится либо к природным явлениям, либо к различным произведениям искусства.

Сложно сказать, какие из этих чувств ценнее. Одни люди стремятся испытывать максимум моральных чувств, другие – эстетических. Все виды чувств в психологии видятся одинаково важными в эмоциональной жизни человека.

50.Настроение и его виды Настрое́ние - достаточно продолжительный эмоциональный процесс невысокой интенсивности, образующий эмоциональный фон для протекающих психических процессов. Настроения принято отличать от аффектов, чувств и эмоций.

Может означать также:

· эмоциональное состояние, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ вызывает какой-либо объект или явление (к примеру, картина или мелодия). В таком случае говорят о настроении этого объекта (настроении картины, настроении мелодии).

· систему ожиданий и стремлений, установок, желаний кого-либо (социальной группы как политического ресурса, человека как рабочей единицы и тому подобного). Синонимом этого значения является слово ʼʼнастройʼʼ.

Виды чувств. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Виды чувств." 2017, 2018.

  • - ВИДЫ ЧУВСТВИТЕЛЬНЫХ РАССТРОЙСТВ

    К изменениям чувствительности относятся следующие. 1. Анестезия, т. е. потеря, утрата того или иного вида чувст­вительности. Существует анестезия тактильная, болевая (аналгезия), температурная (терманестезия), утрата чувства лока­лизации (топанестезия),... .


  • - ВИДЫ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ, МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

    Глава I. РЕЦЕПЦИЯ, ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ, РАССТРОЙСТВА ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ Характеризуя кратко значение и роль нервной системы, можно сказать, что она: 1) устанавливает взаимоотношение, взаимодействие организма с внешней средой; 2) регулирует внутренние процессы в самом... .


  • - ВИДЫ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

    Глава третья. ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ РАССТРОЙСТВА В физиологии вся совокупность афферентных систем объединяется понятием рецепции. Принимая полностью это определение, мы в клинике выделяем в пределах его еще понятие о чувствительности. В самом деле, не всякое... .


  • - Виды чувств и эмоциональные свойства личности

    Факторы возникновения эмоций по С.Шехте – Физические факторы (воздействующие стимулы); – Психологические факторы (память, оценка ситуации с точки зрения актуальных интересов и потребностей); – Физиологические факторы (изменения нервно-мышечной систе­мы); ... .


  • - Психологические характеристики чувств. Виды чувств.

    Устойчивые эмоциональные отношения к определенным предметам или явлениям действительности в отечественной психологии принято называть чувствами. Чувства являются высшим продуктом эмоционального развития человека. Однако такое определение закрепилось только в... .


  • - Виды чувств

  • - Виды чувств

    Высшие чувства. Высшие чувства возникают у человека на базе удовлетворения или неудовлетворения его высших духовных потребностей (в отличие от низших чувств, связанных с удовлет­ворением или неудовлетворением органических потребностей в пище, воде, тепле, свежем... .


  • Чувство – особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека, отличающаяся относительной устойчивостью. Благодаря чувству можно выяснить эмоциональное отношение человека к тем или иным вещам, определить его моральные убеждения и особенности внутреннего мира человека.

    Всё новое происходящее в жизни и деятельности человека воспринимается и выражается в новых чувствах и переживаниях. Формирование чувств является необходимым условием развития человека как личности. Они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий семьи, образования, культуры и других факторов.

    Функции чувств:

    1. мотивационная – чувства мотивируют поведение;
    2. сигнальная – чувства сигнализируют человеку о потребностной значимости объектов и побуждают направлять на них деятельность;
    3. оценочная – чувства помогают определить значимость всего, что происходит;
    4. функция синтезирующая основы образа - отражает разнообразие раздражителей в виде целых и структурных образований;
    5. экспрессивная функция – обеспечивает невербальную коммуникацию.

    Классификация чувств: чувства различают по модальности, по интенсивности, по продолжительности, глубине, осознанности, генетическому происхождению, сложности, условиям возникновения, выполняемым функциям, воздействию на организм, по формам и условиям своего развития, по психическим процессам, с которыми они связаны, по потребностям, по предметному содержанию. Существующие классификации различаются по своей теоретической и эмпирической обоснованности.

    Принято выделять низшие и высшие чувства:

    • Низшие чувства связаны с удовлетворение или неудовлетворением физических или физиологических потребностей человека.
    • Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные. Высшие чувства отражают духовный мир человека и связаны с анализом, осмыслением и оценкой происходящего и определяющего его личность.

    Нравственные или моральные чувства – это форма переживания ценности или наоборот, недопустимости иных действий, поступков, мыслей, намерений человека с точки зрения требуемого от него отношения к обществу, к интересам общества, к нормам поведения, выработанным обществом. Эти переживания могут возникнуть лишь на основе соотнесения действий, поступков людей с нормами, выражающими общественные требования к поведению человека. Они зависят от знания норм поведения, требований морали, принятой в данном обществе, выражают отношение человека к другим людям. К таким чувствам относятся чувства товарищества, дружбы, любви, отражающие различную степень привязанности к определённым людям, потребность в общении с ними. Отношение к своим обязанностям, принятым на себя человеком по отношению к другим людям, к обществу называется долгом. Несоблюдение этих обязанностей приводит к возникновению отрицательного отношения к себе, выражающегося в чувство вины, стыда и в угрызениях совести. Также к ним относятся чувство жалости, зависти, ревности и другие проявления отношения к человеку.

    Эстетические чувства представляют собой переживание чего-либо как прекрасного. В наиболее типичной и яркой форме они возникают при восприятии произведений искусства (явления природы, действия людей, вещи). Развиваются они в связи с развитием искусства. Именно музыка и пробуждает у нас музыкальное чувство. Эти чувства – это отношение человека к прекрасному и уродливому, связанное с пониманием красоты, гармонии, возвышенного и трагического. К ним относятся чувство юмора, ирония, злоба, издёвка, сарказм, чувство трагического, драматического.

    Интеллектуальные чувства связаны с познавательной деятельностью людей, с удовлетворением любознательности, познавательных интересов, с поисками истины, с решением мыслительной задачи.

    Природа эмоций и чувств органически связана с потребностями. Потребность как необходимость в чем-то всегда сопровождается положительными или отрицательными переживаниями в различных их вариациях. Характер переживаний предопределяется отношением личности к потребностям и обстоятельств, способствующих или не способствуют их удовлетворению.

    Рис. 2.8.5. Виды эмоций

    Случается, что человек одновременно переживает противоположные эмоции и чувства. Такое явление наука назвала амбивалентностью чувств и чувств

    Положительные эмоции -реакция психики на довольную потребность: радость, наслаждение, удовольствие и тому подобное.

    Негативные - следствие неудовлетворенной или недостаточно удовлетворенной потребности: печаль, гнев, страх и тому подобное.

    В нейтральных эмоциях нет непосредственной связи между степенью удовлетворения потребности и реакцией психики: интерес, удивление.

    Стенические эмоции - те, которые усиливают активность, оживляют человека, побуждают его к деятельности: радость, гнев и т.

    Астенические - угнетающие человека, ослабляют ее активность, демобилизують: печаль, горе.

    В зависимости от индивидуальных особенностей личности, ее состояния отношение к ситуации и объектов, обусловливающие переживания, чувства оказываются более или менее интенсивно, бывают долговременными или кратковременными и называются увлечениями и пристрастиями.

    В аффективной сфере человека особое место занимают высшие чувства. Они представляют собой отражение переживания человеком своего отношения к явлениям социальной действительности.

    Интересы

    - Меньшая сила и продолжительность чувства.

    Страсть

    - Большая сила и продолжительность чувства

    Рис. 2.8.6. Виды высших чувств

    Уровень духовного развития человека оценивают по тому, в какой мере ей свойственны эти чувства. В высших чувствах ярко проявляются их интеллектуальные, эмоциональные и волевые компоненты. Высшие чувства являются не только личным переживанием, но и средством воспитательного воздействия на окружающих.

    Нравственные чувства - это чувства, в которых оказывается устойчивое отношение человека к общественным событиям, людям, самому себе; их источником является совместная жизнь людей, их взаимоотношения, борьба за достижение общественно важной цели

    Нравственные чувства человека сформировались в общественно-исторической жизни людей, в процессе их общения и стали важным средством оценки поступков и поведения, регуляции взаимоотношений личности.

    Эстетические чувства - это чувства красоты явлений природы, труда, гармонии красок, звуков, движений и форм

    Гармоничное сочетание предметов, целого и частей, ритм, консонансов, симметрия вызывают чувство приятного, наслаждение, глубоко переживаются и является вдохновением для души, в свою очередь вдохновляет людей на создание произведений искусства.

    Эстетические чувства тесно связаны с нравственными чувствами. Они удерживают личность от совершения негативных поступков, наполняют ее высокими стремлениями. Итак, эстетические чувства являются существенными факторами формирования нравственности.

    Высшие уровни развития эстетического чувства оказываются в чувствах прекрасного, безобразного, трагического, комического. Эти разновидности эстетических чувств органически связаны с моральными чувствами и является важным средством их формирования.

    Интеллектуальные чувства представляют собой эмоциональный отклик, отношение личности к познавательной деятельности в широком ее понимании

    Эти чувства проявляются в любознательности, чувстве нового, удивлении, уверенности или сомнении. Интеллектуальные чувства ярко проявляют познавательные интересы, любовь к знаниям, учебные и научные предпочтения.

    Уровни развития интеллектуальных чувств: любопытство, любознательность, целеустремленность, устойчивый интерес к определенной области знаний, увлечения познавательной деятельностью

    В зависимости от условий жизни, обучения и воспитания личности интеллектуальные чувства имеют разные уровни развития.

    Механизмом познавательных чувств является врожденный ориентировочный рефлекс, но его содержание полностью зависит от обучения, воспитания, окружающей действительности и условий жизни личности.

    Праксични чувства - это переживание человеком своего отношения к деятельности

    Человек реагирует на различные виды деятельности - трудовую, учебную, спортивную. Это проявляется в восторге, удовлетворении деятельностью, в творческом подходе, в радости от успехов или неудовлетворении, в равнодушном отношении к ней.

    Праксични чувства возникают в деятельности. Эти чувства развиваются или угасают зависимости от организации и условий деятельности. Они особенно успешно развиваются и становятся постоянными, когда деятельность отвечает интересам, склонностям и способностям человека, когда в деятельности оказываются элементы творчества. Праксични чувства становятся богаче, если сочетаются с моральными чувствами.

    В психологии принято выделять следующие виды чувств:

    1. Низшие чувства
    2. Высшие чувства
    3. Нравственные чувства
    4. Эстетические чувства
    5. Интеллектуальные чувства
    6. Социальные чувства

    Определение 1

    Чувством называют переживаемое в разнообразной форме личное эмоциональное отношение человека к окружающим его предметам и явлениям.

    В психологии выделяют следующие основные виды:

    Низшие чувства

    Связаны с удовлетворением базовых физиологических потребностей человека. Например, чувство сытости или жажды, безопасности или покоя.

    Высшие чувства

    Проявляют внутренний мир человека. Они связаны с удовлетворением социальных потребностей человека. Они составляют основу всех видов жизнедеятельности человека, облегчая или затрудняя общественную деятельность.

    Высшие чувства подразделяются на нравственные, эстетические, интеллектуальные и социальные чувства.

    Нравственные

    Проявляют отношение человека к людям, к Отечеству, к своей семье, к себе. К этим чувствам причисляют любовь, гуманизм, уважение к Родине, отзывчивость, верность, достоинство. Разнообразие нравственных чувств отображает яркость человеческих взаимоотношений. Данные чувства управляют поведением человека.

    Эстетические чувства

    Представляют собой переживание ощущения чего-то прекрасного. Ярче всего эти чувства проявлены при созерцании произведений искусства или природных проявлений. Имеют свое развитие в соответствии с пониманием искусства. Так, например, музыка формирует в человеке музыкальные чувства. Сюда относятся следующие чувства: юмор, сарказм, чуткость, творческое вдохновение, чувство возвышенного состояния.

    Интеллектуальные чувства

    Основаны на познании людей, стремлении к удовлетворению любознательности, поиска истины и решения конкретных мыслительных задач. К ним относят заинтересованность, любопытство, чувство таинственности, сомнение, недоумение.

    Социальные чувства

    Обеспечивают эмоциональное взаимодействие человека с окружающим его миром. Сюда относятся такие распространенные чувства как: справедливость, честь, долг, ответственность, патриотизм, солидарность, а также стеснительность, растерянность, скука, жадность.

    Рассмотрим некоторые из них подробнее:

      Страсть – это мощное, захватывающее чувство, преобладающее над другими стремлениями человека. Оно приводит к фиксации внимания человека, всех его сил на объекте страсти.

      Ненависть – это твердое инициативное негативное чувство, направленное на событие, возражающее потребностям человека, его взглядам и ценностям. Данное чувство способно вызывать не только критическую оценку своего объекта, но и разрушающую деятельность, обращенную к нему. Перед формированием ненависти обычно проявляется сильное недовольство или регулярное накопление отрицательных эмоции. Предметом ненависти тогда может стать истинная или кажущаяся причина событий.

      Юмор связан со способностью человека замечать противоречия или несоответствия в окружающем мире. Например, подмечать и преувеличивать противоположность позитивных или негативных сторон в каком-нибудь человеке. За юмором подразумевается дружелюбное чувство (соединение забавного и хорошего). За вызывающими хохот несовершенствами подразумевается что-то позитивное, приятное.

      Ирония сравнивает положительное с отрицательным, идеал противопоставляет фантазии и действительности или соотносит благородное со смешным. Человек ощущает свое превосходство над объектом, вызывающим в нем ироническое чувство. А злобная ирония может превратиться в насмешку или издевательства.

      Цинизм , это чувство, опровергающее жизненные ценности, а также пренебрежение к устоям общественной морали, правилам поведения. За цинизмом прячется неспособность к усилиям со стороны человека.

      Сарказм проявляет язвительную насмешку, злую иронию или насмешливые замечания. За сарказмом прячется неспособность к совершению действий.

    В эмоциональной сфере человека особое место занимают высшие чувства.

    Они представляют собой отражение отношения к явлениям социальной действительности и их переживания. По содержанию высшие чувства подразделяют на моральные, эстетические, интеллектуальные и праксические.

    Уровень духовного развития человека зависит от степени развития этих чувств. В высших чувствах ярко проявляются их интеллектуальные, эмоциональные и волевые компоненты.

    Высшие чувства являются не только личными переживаниями, а и средством воспитательного влияния на других.

    Моральные чувства - это чувства, в которых проявляется стойкое отношение человека к событиям, к другим людям, к самому себе. Их источник - совместная жизнь людей, их отношения, борьба за достижение значимых целей.

    Моральные чувства человека образовались в результате общественно-исторической жизни людей, в процессе их общения, и стали важным способом оценки поступков и поведения, регуляции отношений человека.

    Эстетические чувства - это чувства красоты явлений природы, гармонии красок, звуков, движений и форм. Гармоническое согласование в предметах целого и частей, ритмов, консонанс, симметрия вызывают чувство приятного, наслаждение, которое глубоко переживается и облагораживает душу. Эти чувства вызывают произведения искусства. Не только в мышлении, а и чувствами человек утверждает себя в предметном мире.

    В зависимости от уровня общей культуры люди по-разному откликаются на красоту. Одни глубоко переживают гармонично выраженные ритмы и рифмы, взаимные переходы между цветами, звуками, формами и движениями, другие - не ощущают этой гармонии и увлекаются грубыми, резкими звуками, беспорядочными движениями, случайными, зачастую красивыми соединениями цветов.

    Эстетические чувства тесно связаны с моральными чувствами. Они одухотворяют человека, вдохновляют его, удерживают от негативных поступков. Следовательно, эстетические чувства являются существенными факторами в формировании морального облика человека.

    Высшие уровни развития эстетического чувства проявляются в чувствах высокого, возвышенного, трагического, комического. Эти разновидности эстетических чувств органически связаны с моральными чувствами и являются важным средством их формирования.

    Праксические чувства - это переживания человеком своего отношения к деятельности. Человек откликается на разные виды деятельности-труд, учебу, спорт. Это проявляется в увлеченности, в удовлетворенности деятельностью, в творческом подходе, в радости от успехов или в неудовольствии, в безразличном отношении к ней. Праксические чувства возникают в деятельности. Яркое представление о содержании и форме деятельности, ее процесс и результат, общественная ценность - главные предпосылки возникновения и развития праксических чувств.

    Праксические чувства развиваются или угасают в зависимости от организации и условий деятельности. Они особенно успешно развиваются и становятся стойкими тогда, когда деятельность импонирует интересам, склонностям и способностям человека, когда в деятельности проявляются элементы творчества, развиваются перспективы ее развития.

    Праксические чувства становятся более богатыми, если объединяются с моральными. Работа как дело чести, гуманистическое отношение к деятельности делают практическое чувство важным фактором борьбы за высокую продуктивность и качество работы.

    Интеллектуальные чувства представляют собой эмоциональный отклик на отношение человека к познавательной деятельности в широком ее понимании. Эта чувства проявляются в любознательности, чувстве нового, удивлении, убежденности или сомнении. Интеллектуальные чувства ярко проявляются в познавательных интересах, любви к знаниям, в учебных и научных вкусах.

    Познавательные чувства в зависимости от условий жизни, обучения и воспитания имеют разные уровни развития. Такими его уровнями являются заинтересованность, любознательность, целенаправленность, стойкий интерес к определенной отрасли знаний, увлечение познавательной деятельностью. Механизм познавательных чувств - врожденный ориентиров очный рефлекс, но его содержание полностью зависит от обучения, воспитания, окружающей действительности, условий жизни.