Мобильные телефоны и интернет настолько прочно вошли в нашу жизнь, что отсутствии их хотя бы на один день, у всех начинается настоящая паника. Тут же сам собой напрашивается вопрос: как раньше люди могли общаться между собой без каких-либо технологий. В этом обзоре представлено несколько древних способов коммуникации, которые и сегодня можно встретить в разных частях земного шара.



Современные обыватели считают тирольское пение (йодль ) чем-то сродни забавным песенкам, исполняемым мужчинами в коротких штанах. Тем не менее, еще в древности йодль зародился как средство коммуникации между пастухами на альпийских лугах. Целью этих голосовых переливов было докричаться до соседнего пастуха или деревни. А в горной местности, как известно, звуки разносятся на достаточно далекие расстояния.




Сложный гористый рельеф вулканического происхождения Канарских островов заставил в свое время местных жителей (гуанчи ) придумать уникальный язык, напоминающий свист. С его помощью сообщения можно передавать на расстояние до 5 км. В этом языке используется всего 4 согласных звука и 2 гласных. Таким образом можно передавать до 4000 слов. На сегодняшний день это подобное общение можно услышать только на острове Гомера (поэтому этот язык и называется Гомерический свист ).



Универсальным средством общения между далекими странами на протяжении многих веков была голубиная почта. От того, что эти птицы всегда возвращаются в свое гнездо, люди крепили к ним сообщения и выпускали в небо. Голуби развивают скорость до 100 км/ч. Во время проведения войн голуби были самыми надежными почтальонами. Даже с появлением радио и телеграфами птицами продолжали пользоваться на бирже. И только в 20 веке почтовые голуби исчезли за ненадобностью.



Африканские народы испокон веков для передачи информации на дальние расстояния используют «говорящие» барабаны. С их помощью можно воспроизводить целые слоги, складывающиеся в слова тональных языков.



Еще один способ коммуникации, известный нам больше по художественным фильмам – дымовые сигналы. Они активно использовались на сторожевых башнях Великой Китайской стены, индейскими племенами в Америке, а также в Древней Греции. Именно таким образом было передано сообщение в Микены о разгроме Трои.
Говоря о способах общения, нельзя не упомянуть о письме. ценилось во все времена. И если раньше больше ценился материал, на котором составлялось сообщение, то сейчас главное - грамотность.

События

Homo habilis (человек умелый) научился обрабатывать камень и делать примитивные орудия труда.

Неандертальцы делали орудия из камня, строили дома, хоронили умерших, высекали огонь. Занимались охотой и собирательством.

Кроманьонцы пользовались каменными орудиями (значительно усовершенствовав их), занимались охотой и собирательством. Они создали первые примитивные формы обжига гончарных изделий. У кроманьонцев впервые появляется искусство . Кроманьонцы, в отличие от неандертальцев, имели физические особенности, необходимые для формирования связной, сложной речи.

Участники

Люди научились изготавливать простейшие орудия труда. Ударяя камнем о камень, они раскалывали гальку так, чтобы ее края стали острыми, как нож. С помощью такого рубила можно было заострять палки, разделывать туши животных, колоть орехи (рис. 2). Умение изготавливать орудия труда было главным отличием древнейших людей от животных.


Главными занятиями наших далеких предков были собирательство и охота. Они искали съедобные коренья и улиток, плоды и ягоды, яйца птиц. Во время охоты люди криками загоняли слабых, старых или совсем молодых животных, оглушали их дубинами и убивали.

Люди постепенно овладели огнем. Испытывая, как и все животные, страх перед таким стихийным бедствием, как лесные пожары, наши далекие предки научились сохранять и поддерживать огонь (рис. 3). Огонь отпугивал диких животных, согревал жилище, освещал стоянку в темное время суток, мясо, испеченное на углях, оказалось вкуснее и питательнее сырого.

Рис. 3. Древние люди изготавливают копья при помощи огня ()

В те далекие времена человеку предстоял еще долгий путь развития, прежде чем стать таким, как современные люди.

Список литературы

  1. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. — М.: Просвещение, 2006.
  2. Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. — М.: Просвещение, 1991.
  3. Древний Рим. Книга для чтения / Под ред. Д. П. Каллистова, С. Л. Утченко. — М.: Учпедгиз, 1953.

Дополнительные р екомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Всемирная История ().
  2. Экологический портал ().

Домашнее задание

  1. Где жили первобытные люди?
  2. Как выглядели наши далекие предки?
  3. В чем было главное отличие древнейших людей от животных?
  4. Почему первобытный человек не мог прожить в одиночку?

Жизнь первобытных людей.
Древнейшие люди жили в жарких странах, где не бывает морозов и холодных зим. Например, в Восточной Африке. Ученые находят здесь при раскопках останки людей, живших более 2 млн. лет назад. По этим находкам можно восстановить облик наших предков: они очень напоминали обезьяну; у них было грубое лицо, с широким приплюснутым носом, выступающие вперед челюсти, уходящий назад лоб; над бровями находился валик, под которым глаза скрывались как бы под навесом; походка у них была еще не вполне прямая, прыгающая; руки длинные и свисали ниже колен, – словом в облике древнейших людей преобладали звероподобные черты. Древнейшие люди не могли разговаривать, – они общались друг с другом с помощью разнообразных звуков. Объем мозга у древнейшего человека был больше, чем у обезьяны, но намного меньше, чем людей нашего времени. Умение изготовлять орудия труда было главным отличием древнейших людей от животных.
Жили древнейшие люди не в одиночку, а группами, которые ученые называют человеческими стадами.
Все люди в стаде от мала до велика целыми днями занимались собирательством – они искали съедобное. В пищу тогда годились коренья, плоды и ягоды, яйца птиц.
В наши дни ведется изучение жизни диких зверей. Наблюдая за тем, как стая мелких хищников пытается отобрать у крупного его добычу, ученые предполагают, что так же могли делать и древнейшие люди.
Вообразим себе африканские степи 2 млн. лет назад. Львица напала на антилопу, задрала ее и пытается утащить. Заметив это, десятки “первобытных охотников” со всех сторон подкрадываются к зверю и начинают оглушительно кричать, размахивать дубинами и кидать в львицу камни. Хищница в ответ на это рычит, выпускает когти, скалит клыки. Но если она утомлена преследованием антилопы и успела насытиться, то боя с людьми не примет – бросив тушу, скроется в степи.
Приведем еще один пример охоты древнейших людей. Представьте себе: большое стадо зебр мирно щиплет траву. Люди нападают на животных, которые спасаются бегством. Зебры мчаться как ветер, но есть в стаде уже старые животные, есть слишком молодые, которые не успевают за остальными. Если охотникам удается “отрезать” от стада зебру – они глушат ее дубинами, закидывают камнями и убивают. Вот такие вот предположения, как охотились древнейшие люди.
В те времена древнейших людей подстерегало много разных опасностей. Одной из самых страшных был огонь. Представим себе как в грозу, молнией зажгло кустарники, деревья, траву… все кругом заполыхало. Древнейшие люди, как и все живое, боялись огня: от пожара подальше улетали птицы, убегали звери и люди. Как человек овладел огнем, точно никто не знает. Есть предположение что однажды, превозмогая страх, смельчаки все-таки приблизились к огню. Это могло быть дерево или кустарник зажженное молнией, а могла быть и горящая лава из вулкана. Возможно, тогда и было сделано великое открытие.

Досуг для детей подготовительной к школе группы на тему:

«Как древние люди общались друг с другом» .

Цели:

  1. познакомить детей со способами передачи информации древними людьми на больших расстояниях;
  2. показать значение общения между людьми;
  3. воспитывать любовь к языку, уважение к прародителям;
  4. развивать память, логическое мышление, воображение при ознакомлении с различными видами общения;
  5. раскрыть значение этапа рисуночного письма, как переломного момента в эволюции письма;
  6. развивать мелкую моторику, пространственные представления.

Оборудование:

Барабан, верёвочки с узелками разных цветов, «письмо» девочки Таффи, береста, пластилиновые дещечки для рисунков детей, палочки. Презентация для интерактивной доски с изображением пещер с «царапинами» медведей, древних людей, рисунками индейцев около костров, индейцев с барабанами и узелковыми «сообщениями».

Ход занятия:

  1. Орг.момент.

Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие в прошлое. Рассаживайтесь на коврике поудобнее, скоро на этом месте у нас появится машина времени.

  1. Сообщение темы.

Как мы общаемся друг с другом, когда находимся далеко-далеко? (подвести к ответу: пишем письма)

Вы хотите научиться писать?
- Как вы думаете, легко это или сложно?

А человечеству легко было научиться писать?

Знаете, кто изобрёл письменность и когда это произошло?

Сегодня на занятии мы узнаем, когда же появилась письменность.

  1. Этапы развития письма.

Но как же люди обходились без письма? Было это очень-очень давно. Так давно, что даже невозможно представить, когда. В те далёкие времена на всей Земле не было ни одного дома и люди жили в пещерах. Но там жили не только люди: кого ещё можно было там встретить?
Долго ли, коротко ли, но древние люди выселили древних Топтыгиных.


- Давайте сядем в нашу машину времени, закроем глаза и полетим в те времена (звучит музыка, закрываются жалюзи, включается презентация с изображением пещер, затем слайд со «следами» от когтей медведей).

Теперь мы с вами древние люди. Оглядитесь по сторонам, что мы видим?

Увидев такие следы, люди подумали, что это таинственные знаки, но оказалось, что ничего таинственного в них нет. Это были царапин, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Люди захотели тоже оставить следы на поверхности стены. Именно так представляют себе некоторые учёные начало дороги к письму.

А чем люди отличаются от животных?

Что значит «общаться»?

А как передать свои мысли, сообщить важные сведения, если человек находится очень далеко?

Что могли использовать древние люди, чтобы передать сообщение?

Использовались разные сигналы: вот, например, индейцы разводили костры, дым которых был виден очень далеко. Этот дым многое мог сообщить людям. Посмотрите на рисунки (слайд с индейцами у костра) . Чем они отличаются? Да, если дым от костра не поднимается высоко, значит, враг далеко, беспокоиться не о чем. Как вы думаете, что может значить этот сигнал? (дым высоко- враг близко, тревога)

А в Африке одно племя передавало сообщение другому с помощью большого барабана – там-тама (слайд с изображением там-тама) .

2 удара (показ) – приветствие, частая дробь (показ) – тревога. Давайте с вами попробуем.

  1. Динамическая пауза.
    - Слышали сигнал тревоги? Скорее вставайте на помощь:
    Зовёт на помощь барабан
    шагаем по кругу
    Идём врагов прогнать
    Прогоним тут
    выпады вправо-влево, имитируем
    Прогоним там удары копьём
    И будет враг бежать. бег на месте

– Тихо все сели. Молодцы, помогли соседнему племени. А теперь посмотрите на эти ленточки (раздать ленточки с узелками). Как вы думаете, так можно общаться? (слайд с древними людьми с «узелковыми сообщениями») Что можно сообщить таким способом?
Многие племена завязывали узелки разных цветов, так передавали сведения о начале войны, рождении ребёнка и других событиях. Как вы думаете, каким цветом сообщали о войне? О конце войны?

  1. Рисуночное письмо.
    - Прошло время, появлялись новые способы общения древних людей. И вот у меня в руках одно из первых писем. Но оно не обычное – его нарисовала (да-да, я не ошибаюсь) давным-давно маленькая девочка. Конечно, не на бумаге. Что это такое?
    - Береста – это верхний слой коры берёзы (раздаю бересту детям), раньше её использовали для написания записок. Посмотрите, как можно снять тонкий слой с бересты. На что он похож. Попробуйте сами.
    - Вернёмся к записке. Девочка Таффи несла её маме. Что на ней изображено?
    - Такие рисунки древние люди оставляли везде, где бывали. По ним учёные узнали и рассказали всем о жизни в те далёкие времена. Как вы думаете, о чём же здесь написано?
    - Почему столько разных мнений у нас появилось?
    - О девочке Таффи рассказал детям писатель Киплинг. Называется история «Как было написано первое письмо». Папа Таффи сломал копьё на рыбалке, попросил принести девочку новое копьё, а малышка нарисовала «записку» и передала через незнакомца маме. Все «прочитали» письмо по-своему, но когда разобрались, в чём было дело, было очень смешно. Папа сказал Таффи, что такие записки – великое открытие и придёт день, когда люди назовут его умением писать.
    Вот так, или почти так, появилось рисуночное письмо. Это произведение мы прочитаем с вами позже, а пока давайте вспомним, как же древние люди общались друг с другом?
  2. Закрепление изученного материала.
    -
    Давайте и мы, как и древние люди, попробуем рассказать о чём-нибудь рисуночным письмом. Я приготовила для вас сюрприз: дощечки, на которых можно царапать палочками, как и делали наши предки. (раздаются дощечки с нанесённым тонким слоем пластилина и палочки, дети рисуют свои письма)

- Давайте попробуем прочитать письмо Васи.
- Правильно мы поняли? (заслушиваем рассказ 3-4 детей).

Первобытные люди жили небольшими группами, охотились и работали вместе. Чтобы совместная охота была успешной, им необходимо было согласовывать свои действия, то есть каким-то образом общаться между собой. Многие животные, живущие стаями, обращаются друг к другу при помощи рычания, телодвижений и крика.

Однако в процессе эволюции у людей развилась особая система общения — язык, позволявший выражать мысли с помощью слов и предложений. Это был медленный, постепенный процесс, но при этом появление языка и речи означало огромный скачок в эволюции человеческого интеллекта.

Умение пользоваться речью отличает человека от животных. Разговаривая, люди сообщают друг другу свои мысли, чувства, просьбы. Без языка человеческое общество и цивилизация не могли бы существовать.

Люди отличаются от животных: они обладают разумом, общаются с помощью речи и создают произведения искусства. В древности люди пытались объяснить отличие человека от всех других живых существ тем, что высшая божественная сила создала их особенными. Например, в Библии – священной книге иудеев и христиан – говорится, что бог создал человека по своему образу и подобию….

В течение многих тысяч лет предки древних людей передвигались так же, как и обезьяны, – на четырех конечностях Около двух с половиной миллионов лет назад небольшая группа человекоподобных существ научилась ходить выпрямившись, на двух ногах. Они образовали особый вид, который ученые по-латыни называют Homo erectus — «человек прямоходящий» Благодаря умению ходить на двух ногах у…

Люси – это имя, которое ученые дали австралопитеку, скелет которого был обнаружен при раскопках. Изучением останков первобытных людей занимаются палеонтологи и археологи. Их исследования помогают восстановить долгую историю постепенного превращения древних человекоподобных существ в современного человека Этих предков современных людей также называют гоминидами. В частности, к гоминидам относятся и австралопитеки, такие как Люси. Люси жила…

В основном наши предки питались дикими плодами, корнями и семенами растений. Однако некоторые группы людей научились охотиться и ловить рыбу. Охота и рыбная ловля были не только источником пищи: благодаря им люди добывали кости, зубы и шкуры животных для изготовления одежды и инструментов. Первобытные люди охотились на травоядных животных: на мамонтов, бизонов, оленей, лошадей т….

Ученые считают, что добывать огонь начал еще человек прямоходящий. Произошло это около полумиллиона лет назад. До этого времени люди умели лишь поддерживать огонь, возникавший в результате лесных пожаров если пламя угасало, они не могли снова зажечь его и оставались без огня. Однако со временем они обнаружили, что, если долго тереть друг о друга две веточки,…

Чтобы определить, как выглядели наши далекие предки, ученые изучают их ископаемые останки – кости и другие органические ткани, со временем превратившиеся в камень. Существуют разные методы для определения возраста этих останков: пробы на содержание в них радиоактивных элементов; изучение состава почвы и горных пород в месте, где они были обнаружены; биологический анализ найденной рядом с…

Многие находки окаменевших останков или следов деятельности доисторических людей были совершенно случайными. Но некоторые из них были результатом долгих целенаправленных поисков, которые вели палеонтологи и археологи. Они изучают строение почвы и определяют время образования различных ее слоев, ищут места, где миллионы лет назад протекали реки, — все эти данные помогают им определить, насколько вероятно обнаружить…