Арт-директор – это специалист, отвечающий за художественное направление деятельности компании. Его обязанностью является разработка общей творческой концепции отдельного проекта или деятельности организации в целом, а также ее внедрение и контроль. Данная профессия требует наличия креативного мышления и навыков управления людьми.

Какие задания выполняет арт-директор

Задачи арт-директора определяются в зависимости от специфики организации. В большинстве случаев перечень задач включает:

  • создание и внедрение стратегии визуальной подачи товара, отдельного проекта или бренда;
  • разработку дизайна;
  • управление командой дизайнеров, фотографов, режиссеров, промоутеров;
  • курирование процесса реализации созданной стратегии;
  • изучение требований заказчика и планирование новых проектов;
  • налаживание связей со сторонними исполнителями, партнерскими организациями.

Арт-директор – это лицо, отвечающее не только за генерирование идеи, но и за качество ее исполнения и соблюдение сроков реализации.

Нужен ли он в компании

Работа арт-директора необходима в сферах, требующих особого креативного подхода для развития своей деятельности. К таким сферам деятельности относятся рекламный бизнес, дизайн-студии, брендинг, полиграфия, кино, ресторанное дело, индустрия развлечений и СМИ .

Арт-директор – это прежде всего специалист, который дает направление работы всему отделу или компании в целом. Его можно сравнить с шеф-поваром в ресторане: нужно не только уметь готовить разные блюда, но правильно их презентовать. В этом он отличается от дизайнеров и других исполнителей.

Задачи, которые выполняет арт-директор, отличаются в зависимости от сферы деятельности организации.

Дизайн-студии и брендинговые агентства

В дизайн-студиях и брендинговых агентствах арт-директор выполняет следующие задачи:

  • разработка фирменного стиля;
  • разработка товаров и услуг;
  • создание концепции бренда;
  • разработка дизайна упаковки;
  • разработка дизайна полиграфической продукции;
  • разработка дизайна сайта;
  • создание бренд-бука.

В подчинении у арт-директора находится команда дизайнеров. Он полностью организовывает работу команды, следит за качеством выполнения работ и соблюдением сроков, следит за технической реализацией дизайнерских разработок. Он ведет общение непосредственно с заказчиком по вопросам дизайна проекта. Активно сотрудничает с копирайтером, а также отделом маркетинга и планирования.

Рекламные агентства

В рекламном агентстве арт-менеджер работает в креативном отделе совместно с копирайтером . Вместе они генерируют идеи, при этом арт-директор несет ответственность за визуальную часть, копирайтер – за вербальную. Руководит ими креативный директор.

Арт-директор должен отследить весь путь идеи от возникновения до момента, когда она выйдет в эфир . Исключительно от него зависит, сохранить ли идея свою целостность в процессе реализации и какого качества будет ее воплощение – это полностью его ответственность.

Работа арт-директора начинается с брифа . Бриф – это задача, которую ставит клиент агентству, причем задача может быть нестандартная. Арт-менеджер должен проанализировать бриф, изучить аудиторию и придумать решение, как выступить перед ней с определенным посланием. Он должен вести диалог с заказчиком, уточнять и корректировать пункты брифа.

После изучения задачи, арт-директор и копирайтер генерируют ряд идей для ее решения . Эти идеи оцениваются сначала внутри агентства, а затем проводится презентация для клиента. За визуальную часть презентации отвечает также арт-директор.

После того, как концепцию одобрил заказчик, выстраивается стратегия ее реализации. Арт-директор составляет набор понятных для своей команды задач. Ему подчиняются дизайнеры, фотографы, иллюстраторы, режиссеры как штатные, так и привлеченные со стороны. Все они получают творческие задачи напрямую от него.

Индустрия развлечений

В ночных клубах, ресторанах, барах предусмотрена штатная должность арт-директора. Компетенция такого сотрудника зависит от уровня развлекательного заведения.

Самой важной задачей арт-директора является продвижение заведения. Он должен создавать и контролировать полную концепцию и стилистику заведения, определять вектор его развития.

В эпоху, когда новые заведения открываются как грибы, только от него зависит заметит ли публика новинку или нет.

Арт-директор развлекательного заведения должен:

  • определить целевую аудиторию;
  • разработать концепцию заведения;
  • разработать рекламную компанию;
  • определить, как будет позиционироваться заведение в средствах массовой информации;
  • проводить тематические шоу-программы для привлечения целевой аудитории.
  • следить за трендами в индустрии.

В процессе своей деятельности арт-директор взаимодействует со штатными или привлеченными со стороны дизайнерами, промо-группами, артистами, рекламными агентствами и СМИ.

Издательства

В печатных издательствах арт-директор разрабатывает общий стиль оформления журналов и газет. Он подбирает сетку верстки, типографику. Определяет, по каким канал продвижения будет распространяться журнал или газета и в соответствии с этим разрабатывать необходимые визуальные решения.

Он устанавливает связи с руководителями различных рубрик . Имеет в своем подчинении команду дизайнеров и специалистов по верстке и цветокоррекции. Активно сотрудничает со сторонними фотографами и придумывает идеи для фотосессий. Сам он подчиняется непосредственно главному редактору.

Требования к специалисту

Арт-директор должен обладать навыками профессионального дизайнера , знать законы композиции и колористики, обладать художественным вкусом. Приветствуется знание английского языка, так как большая часть терминологии представлена именно на английском.

Арт-директор – это художник и руководитель одновременно, поэтому кандидат на должность обязан соответствовать множеству требований:

Плюс ко всему, арт-директор должен уметь продавать свои идеи . Ему платят за то, что он уверен в своей концепции.

Общие положения инструкции

Арт-директор обязан знать:

  • документацию, устанавливающую порядок деятельности предприятия;
  • закон о рекламе, защите прав потребителей, защите авторских прав;
  • основы дизайна и сценической деятельности;
  • основы менеджмента и маркетинга;
  • этикет и общение;
  • психологию и социологию;
  • специализированные компьютерные программы, графические редакторы, средства вычислительной техники, средства коммуникации и связи;
  • составление и заключение договоров;
  • специализированную терминологию;
  • порядок оформления внутренней документации;
  • трудовой закон.

Назначение на должность осуществляется приказом Генерального директора.

Должностные обязанности

Арт-директор:

  • контролирует творческую деятельность отдела рекламы и маркетинга;
  • возглавляет отдел дизайна;
  • обсуждает с клиентом главные элементы развлекательных мероприятий и маркетинговых кампаний;
  • выявляет потребности и желания клиента;
  • составляет план мероприятий, акций, банкетов;
  • организовывает работу своей команды, разъясняет основную концепцию и направление рекламной кампании или развлекательного мероприятия;
  • участвует в технической реализации проекта, несет ответственность за визуальное восприятие продукта;
  • контролирует разработку рекламных посылов, слоганов, лозунгов, действующих на сознание потребителя;
  • вносит коррективы в план развлекательных мероприятий;
  • определяет основные каналы распространения рекламы;
  • считает сметы и ратифицирует их у руководителя;
  • контролирует весь процесс реализации одобренной концепции;
  • налаживает связи с рекламными и иными организациями, услуги которых необходимы для реализации проекта.

Ответственность и права

Арт-директор имеет право:

Арт-директор несет ответственность:

  • за несоблюдение профессиональных обязанностей, прописанных в инструкции;
  • за профессиональные действия, повлекшие за собой нарушения закона;
  • за материальные убытки организации, возникшие в результате профессиональной деятельности.

Преимущества и недостатки профессии

Преимущества:

  • высокий спрос на рынке труда;
  • хорошее вознаграждение;
  • увлекательная креативная деятельность;
  • большой потенциал для карьерного роста;
  • творческая реализация.

Недостатки:

  • большая ответственность;
  • потребность совмещать творческую и организаторскую функции;
  • необходимость обладать широким набором знаний и навыков.

Интересное видео для тех, кто хочет построить карьеру бильд-редактора.

Мир профессий велик и разнообразен. Он, как живой организм, постоянно растет и обновляется. С развитием экономики, технического прогресса, уровня жизни в целом возникают одни специальности и исчезают другие. Одной из новых, востребованных сегодня должностей является арт-директор. О том, в каких сферах она имеет значимость, что входит в круг обязанностей этого специалиста и какими качествами необходимо обладать для работы, и пойдет речь в нашей статье.

Возникновение профессии

Данная должность появилась относительно недавно: около 20 лет назад. Ее появление было связано с быстрым развитием рекламного бизнеса. Во время стремительного роста конкуренции возникла необходимость в специалисте, который сможет продуцировать курировать создание креативных проектов, организовывая работу творческого отдела.

Первые представители профессии не имели были художники-оформители, сотрудники издательств, одним словом, люди, связанные с творчеством. Именно у них были необходимые арт-директору навыки: чувство цвета, умение рисовать, знание оформительских стилей и видов шрифтов.

Значение термина

Если исходить из названия профессии, где art (англ.) — это искусство, а director —руководитель предприятия, можно сделать вывод, что эти 2 составляющие дословно означают "творческий начальник", то есть человек, который возглавляет целый отдел сотрудников данного направления, сам выдвигает новые идеи и способствует их воплощению. Он курирует творческую деятельность компании и непосредственно отвечает за реализацию креативных проектов. Как правило, в работе напрямую сотрудничает с фотографами, редакторами, дизайнерами, копирайтерами и другими представителями данной сферы.

Объем работы, возложенных обязанностей и штат подчиненных всегда зависит от профессиональных качеств сотрудника и масштаба организации, в которой он работает.

Сегодня должность арт-директора относится к управленческим и имеет ряд других названий: арт-менеджер, художественный руководитель, администратор... Сверхзадача деятельности этого сотрудника — повышение прибыли заведения.

Необходимый сегмент рынка труда

Эта профессия, как правило, является востребованной в сферах, связанных с творчеством. Среди них: издательство, дизайн, кино, телевидение, реклама, развлечения, Интернет, создание видеоигр, брендинг и т. п. Во всех этих направлениях "творческий руководитель" выполняет как общие задачи, так и специализированные (в зависимости от рода деятельности компании).

Должностные обязанности

Работа арт-директора сводится к выполнению двух основных функций, а именно:

1. Творческой:

  • Создание концепции бренда.
  • Выбор средств СМИ для проведения рекламной кампании.
  • Подготовка контента для интернет-ресурса.
  • Работа в социальных сетях.
  • Подготовка материалов для пиара (подготовка полиграфии, макетов, эскизов рекламной продукции).
  • Внедрение акций и специальных предложений для клиентов.
  • Работа над презентациями бренда.

2. Управленческой:

  • Совместная работа с творческой группой дизайнеров, авторов, художников и других задействованных специалистов над созданием проекта, контроль за выполнением в срок поставленных им задач.
  • Анализ рынка и стратегическое планирование работы отдела.
  • Мониторинг результатов проведения рекламной кампании.
  • Составление отчетов.
  • Подписание договоров с подрядчиками.
  • Коммуникация с партнерами компании.

По необходимости в работу арт-директора входит организация фото- и видеосъемки, осуществление продаж, подготовка участия в тендерах.

Следует отметить, что список данных обязанностей является общепринятым, так как в зависимости от творческого направления специалист будет иметь дополнительный объем работы.

Особенности профессии в различных сферах

Каждое творческое направление накладывает на арт-директора дополнительные обязанности. Так, например, в студиях дизайна и брендинговых компаниях одной из главных задач данного сотрудника является создание уникального стиля компании, ее товаров и услуг, подготовка типографской рекламной продукции и разработка эскиза упаковки товара.

В издательском деле в обязанности арт-директора входит работа с редакторами рубрик, дизайнерами, иллюстраторами и техническими работниками над художественным оформлением печатной литературы. Он анализирует общий замысел издания, разрабатывает сетку верстки, делает подбор шрифтов, в случае необходимости предлагает идеи для фотосессии. При создании типографской литературы именно творческий директор следит за соответствием требованиям ГОСТ, особенно для маленьких читателей.

Незаменим представитель данной профессии и в индустрии развлечений, а именно в ресторанах и ночных клубах. Здесь к его обязанностям относится анализ потребностей клиентов, составление плана зрелищных мероприятий и смет расходов, выбор средств СМИ для проведения рекламы, менеджмент творческих идей и концепций. При этом арт-директор ресторана проводит анализ конкурентной среды, рекламные фотосессии, работает над отзывами посетителей.

В ночном клубе творческий руководитель выполняет административные функции: ищет и привлекает арендаторов для проведения заказных мероприятий, занимается организацией концертов, вечеринок, зрелищных шоу-программ и выполняет все сопутствующие задачи (подбор репертуара, подписание договоров с артистами, бронирование гостиниц), работает над продвижением заведения (размещает информацию на сайте, занимается подбором контента и дизайном рекламной продукции). Арт-директор клуба также постоянно следит за выполнением сотрудниками своих обязанностей с целью слаженной работы заведения.

Для хорошей личной результативности и умелого управления творческим отделом необходимы определенные навыки:

  • умение работать в офисных программах: Excel, Power Point, Word;
  • владение графическими программами (Photoshop, Adobe Illustrator, CorelDRAW, InDesign);
  • понимание основ композиции и графического дизайна;
  • скетчинг;
  • верстка.

Обязательной для творческого руководителя является грамотная речь, так как итог его деятельности напрямую зависит от умения достигать взаимопонимания с сотрудниками, клиентами и партнерами по бизнесу.

Личные качества управляющего отделом

Арт-директор - довольно ответственная профессия, поэтому человеку, решившему заниматься данным видом деятельности, должны быть присущи:

  1. Организаторские способности.
  2. Стрессоустойчивость.
  3. Целеустремленность.
  4. Решительность.
  5. Креативность.
  6. Лидерские качества.
  7. Ответственность.
  8. Коммуникабельность.

Имея все вышеперечисленные качества и профильное образование, можно добиться хорошей результативности в профессии и достойной оплаты своего труда.

Необходимое образование

Как показывает анализ требований к должности арт-директора (вакансии по России), соискатель должен иметь высшее профильное образование (художественное), поэтому для обучения в вузе подходят специальности "Арт-менеджмент", "Предпринимательство в культуре" и т.п. Не лишними будут дополнительные курсы в коммерческих заведениях, таких как Школа дизайна и компьютерной графики. А для тех, кто хочет получить должность в крупной компании, работающей на международном рынке, необходимо хорошее владение английским языком.

Возможности карьерного роста

Профессия арт-директора относится к престижным, так как это руководящая должность с хорошей заработной платой. Понятно, что не все дается сразу, и иногда продвижение по служебной лестнице начинается с простого менеджера, но при полной самоотдаче и целеустремленности можно сделать отличную карьеру. Так, имея хорошие организаторские способности, опыт работы и лидерские качества, вполне возможно за короткий срок получить вышеупомянутую должность с хорошей оплатой. Сегодня начинающий арт-директор (Москва), по данным специализированных по трудоустройству сайтов, получает 30-40 тысяч рублей, а профессионал — от 50 до 150. Необходимо учитывать, что данный специалист имеет большой круг обязанностей и немалую ответственность, поэтому его финансовое вознаграждение напрямую зависит от уровня профессионализма, объема и результативности выполняемой работы.

При желании, постигнув все азы этой творческой профессии, человек может открыть свою фирму, набрать штат сотрудников и успешно заниматься любимым делом.

Таким образом, услуги арт-директора сегодня достаточно востребованы. В сфере образования имеются все возможности для получения нужной специальности, а рынок труда наполнен интересными и перспективными предложениями для соискателей в этой сфере. Данная должность идеально подойдет людям, которые не любят однообразия, могут работать в условиях многозадачности, не боятся трудностей и хотят стать успешными в своей профессии.

Кто такой арт-директор? Под ним следует понимать специалиста, который способен не только проявлять свою креативность. Это еще и эффективный менеджер. Что входит в обязанности арт-директора? Он должен хорошо разбираться в вопросах дизайна, экономики и маркетинга. Специалист обязан отлично знать продукт организации, чтобы уметь сделать его наиболее привлекательным для потенциальных клиентов.

С чем связана проблема поиска профессионалов?

Многие компании на сегодняшний день испытывают проблемы, связанные с поиском такого специалиста. Обычно арт-директоры хорошо разбираются в вопросах дизайна, при этом ничего не понимая в основных механизмах работы компании. Есть и такие специалисты, которые не способны разобраться в достоинствах товаров и услуг компании. В этой ситуации можно заметить ту же самую проблему, которая возникает в процессе подбора интервьюеров: человека наняли, возложили на него надежды, а он просто не способен эффективно работать. Чтобы деятельность компании не пострадала, требуется нанимать профессионалов.

Что должен уметь специалист?

Обязанности арт-директора заключаются в проработке визуальной части рекламы. Он должен сначала генерировать идеи, а затем реализовывать их. Творчества в данной специальности мало. Да и для души поработать сложно. Есть достаточно четкие задачи, которые необходимо решить в самые короткие сроки.

Специалист может работать один. Однако в большинстве случаев ему нужен копирайтер. Также в подчинении арт-директора могут находиться такие специалисты, как дизайнеры, иллюстраторы, фотографы. В сравнительно небольших фирмах, в которых руководство не способно оплатить работу такого количества людей, обязанности арт-директора включают в себя и эти направления.

При каких случаях увеличивается ценность специалиста?

Нет никаких сомнений в том, что арт-директор должен уметь абсолютно все. Необходимо разбираться в вопросах дизайна, проявлять креатив, понимать механизмы маркетинга, менеджмента, экономики. Ко всему прочему он должен быть психологом. И это только минимальные обязанности арт-директора. Если ранее описанных знаний нет, то и ценности для предприятия специалист иметь не будет. На сегодняшний день ценятся и знания графических редакторов.

Следует обратить внимание на некоторые моменты. Они следующие:

  1. Естественно, на работу требуется брать только профессионала. В обязанности арт-директора входит не только проявление креатива, но и анализ рынка и ценообразования. Он должен разрабатывать презентации, проводить выставки и формировать планы с отчетами.
  2. Большое значение играет наличие опыта в сфере дизайна и рекламного бизнеса, и чем больше он будет, тем лучше.
  3. Профессионал должен иметь портфолио, которое он обязан продемонстрировать на собеседовании. Встречаются и такие специалисты, которые, не имея большого опыта, выполнили число задач, характерное для бывалых профессионалов.
  4. Необходимо знать, что представляет собой арт-директор. Для этого надо навести о нем справки с предыдущих мест работы.
  5. Кандидат на должность арт-директора должен быть готов к выполнению небольшого задания на собеседовании. Перед ним будет поставлена условная проблема, которую он должен будет решить.
  6. Особую роль играют заслуги арт-директора, а не его пол.
  7. Специалисту необходимо быть лидером. Именно он должен принимать решения и вести за собой команду.

Обязанности специалиста в издательском деле

Арт-директор является художественным руководителем и воплотителем проектов. Это общее название, характерное для нескольких аналогичных должностей в самых разных сферах деятельности. Среди них следует выделить рекламу, издательство, кино, телевидение, дизайн и т.п.

В издательстве должностные обязанности арт-директора заключаются в работе над дизайном журналов или газет. Специалист должен сотрудничать с редакторами, выбирать или участвовать в создании требуемых изображений с фотографиями. Обычно руководство над арт-директором осуществляет главный редактор. В достаточно крупных издательских организациях специалист имеет ассистентов. Он осуществляет контроль над деятельностью творческой команды. Соответственно, всю ответственность за нее принимает на себя именно арт-директор.

Что призван делать специалист в ночном клубе?

Обязанности арт-директора ночного клуба заключаются в административных функциях. Он должен организовывать концерты и вечеринки, подбирать репертуары, участвовать в продвижении заведения. Специалист обязан позиционировать ночной клуб, привлекать новых клиентов, организовывать мероприятия развлекательного характера. В его ответственность входит и формирование концепций программ, а также работа с партнерами.

Арт-директор ресторана или кафе

В чем заключаются обязанности арт-директора кафе или ресторана? В первую очередь специалист должен продвигать то заведение, в котором он работает. Естественно, он не обязан составлять рекламные тексты и вести переговоры с представителями рекламных площадок. Этими вопросами обычно занимается PR-менеджер, если он, конечно, имеется. Так что же должен делать арт-директор ресторана? Обязанности его заключаются в разработке общей концепции. Именно этот специалист должен задавать вектор развития предприятия.

Общие обязанности специалиста

Какие гости будут желанными? Каким именно образом будет представлено заведение в газетах и журналах? За счет каких мероприятий можно привлечь максимальное число гостей? Это лишь малая часть тех вопросов, которые должен решать арт-директор клуба. Обязанности эти являются актуальными и для ресторанов, кафе, дизайнерских агентств и т.п. Если упростить вышеописанные вопросы, то получится, что арт-директор осуществляет контроль над проектированием концепций и последующим следованием им. Естественно, специалист будет заниматься и организацией самых разных мероприятий, которые направлены в первую очередь на привлечение гостей. А формат этих торжеств будет основываться на общей концепции. К примеру, для ресторана, специализирующегося на французской кухне, уместно будет провести тематический вечер с дегустацией вин. А для пивных ресторанов превосходным решением будет пивной фестиваль. Основная задача арт-директора заключается в повышении дохода. Самые разнообразные программы и мероприятия являются хорошим инструментом для ее достижения. Как демонстрирует практика, в большинстве случаев функциональные обязанности творческого директора не ограничивается вышеописанными задачами.

Человек, создающий атмосферу в клубе, приглашающий диджеев, формирующий персонал и отвечающий за всю «начинку»: от оборудования и интерьера до музыки, - вот рабочий портрет арт-директора. Главное же в этой профессии - уметь «зажигать», и речь далеко не об умении завести толпу на танцполе.

Арт-директор - это и художник, и хозяйственник в одном лице. В советские же времена таких людей называли художественными руководителями. Но что тогда, что сегодня это особые люди, творческие и талантливые, постоянно продуцирующие какие-то идеи, проекты. А чтобы все эти идеи воплотить в жизнь, а проекты реализовать, нужен талант как художника, так и менеджера.

Основная задача арт-директора клуба - поддержание выбранного стиля и концепции развлекательного заведения, организация шоу-программ и других мероприятий. Чтобы выделяться на рынке развлечений, каждое заведение имеет свои особенности и «фишки» и предъявляет свои требования к арт-директорам и их обязанностям соответственно. Как правило, арт-директор придумывает программу, все прописывает, начиная с идеи, сценария, заканчивая бюджетом, а затем претворяет все в жизнь - находит и приглашает диджеев, танцоров, артистов, ведущих или других нужных в его программе людей, иногда и сам участвует во всем.

По своему опыту могу сказать, что арт-директор должен быть коммуникабельным, креативным, общительным, открытым и обязательно стрессоустойчивым, - объясняет арт-директор ночного клуба «С2» Ангелина Ромащенко. - Ситуации бывают разные: у диджея плохое настроение, в микрофоне батарейки сели, а ведущему надо начинать программу. Всякое бывает, но посетители ни в коем случае не должны об этом знать.

Без базы не обойтись

Образование, возраст и пол значения не имеют, главное, чтобы у арт-директора заведения были определенные знания и навыки.

Он должен иметь режиссерское видение, уметь ставить и организовывать шоу-программы, или как говорят тусовщики party, или знать, каких людей привлечь в помощь. А также арт-директору необходимо умение вести переговоры, заключать деловые соглашения (это необходимо уметь делать, если он приглашает в свое заведение гостей - музыкантов, диджеев, артистов).

В клубы часто приезжают диджеи из других городов или стран, - рассказывает Ангелина Ромащенко. - Помимо того, что надо выполнить их райдер (требования) по аппаратуре, необходимо поселить в гостиницу, а также устроить им развлекательную программу.

Профессионал должен быть знаком и с шоу-бизнесом, держать руку на пульсе. Это необходимо для того, чтобы ориентироваться в модных тенденциях и направлениях и знать заранее, какое музыкальное направление, какой диджей, группа будут иметь успех, и постараться первым предложить это своей публике. Но при этом не забывать о том, что у заведения есть свой стиль. Арт-директор-профи всегда должен быть на шаг впереди остальных.

Кроме того, по мнению специалистов, нужно найти своих постоянных клиентов и знать их по именам и в лицо, знать их музыкальные пристрастия, понимать, что будет востребовано, а что нет. Но зачастую арт-директоры сами определяют предпочтения своей публики, продвигая среди них модные музыкальные направления.

Помимо этого, у хорошего арт-директора должна быть своя база творческих коллективов, артистов, музыкантов и других людей искусства, шоу-бизнеса. В противном случае, не имея ее, он просто не сможет работать и организовывать свои мероприятия.

Без нее новичкам работать очень сложно, поэтому профессионалы советуют сначала сформировать связи, а потом начинать работать. А делается это очень просто - нужно ходить по клубам, различным мероприятиям, общаться, заводить знакомства или стать помощником у профессионала. Это, кстати, самый лучший способ обучения и приобретения опыта.

Я в свое время начала с того, что пришла в ночной клуб, который мне нравился, и предложила свои услуги, - вспоминает Ангелина. - Я стала организовывать свои вечеринки, причем в большинстве своем на первых порах за спасибо. Дальше - больше. Теперь в этом деле я уже как рыба в воде, получаю за свои услуги неплохие деньги. Но при этом я до сих пор отслеживаю, что творится в других развлекательных заведениях, чтобы быть в теме.

Все приходит с опытом

Работе арт-директора нельзя научиться теоретически, профессионализм приходит только с опытом. К тому же специальных школ по обучению арт-директоров у нас в области нет. Есть колледжи и школы, где обучают режиссерскому делу, например, колледж культуры. Но они лишь дают первоначальные навыки и знания режиссуры, обучают актерскому мастерству. Все остальное зависит только от самого человека.
Настоящий профессионал должен пройти через все сам, чтобы понимать, с кем и с чем он будет работать. Зачастую до работы арт-директором люди уже имеют опыт выступлений на сцене, разбираются в работе со светом, звуком. К примеру, многие до работы принимали участие в студенческих КВНах, были ведущими, имели опыт организации вечеринок. Часто арт-директорами клубов становятся музыканты, артисты, DJ, ведущие, художники и другие творческие люди. Просто их хобби перешло в разряд профессии.

При этом у талантливого арт-директора всегда есть возможность подняться по карьерной лестнице и стать директором заведения, а если есть деньги, то можно даже и открыть свой клуб или организовать свое дело. Некоторые бывшие арт-директоры уходят в свободное плавание - становятся промоутерами. По сути это те же арт-директоры, только они не привязаны к какому-либо заведению. Это свободные люди, которые сами определяют собственные возможности и свои обязанности.

Бывший арт-директор бара «Стрелка»

«Любое развлекательное мероприятие - абсолютно непредсказуемое явление, случайный генератор надежд и ожиданий гостей и артистов, их настроений, погодных условий, различных технических нюансов, спонсорских и агентских желаний, качества и стойкости декораций, скорости барменов, любезности охраны, перечислять можно до бесконечности. Для того чтобы этот сложный и непредсказуемый организм функционировал и принимал правильные формы - нужен арт-директор. Человек, в голове которого есть план мероприятия: от изначальной задумки до финального конца, который он контролирует и корректирует на каждом этапе, учитывая все нюансы и создавая максимально комфортные условия для гостей в силу своего вкуса, возможностей, амбиций, сил, стрессоустойчивости, а самое главное - профессионализма.

Если бы пару лет назад мне сказали, что в роли арт-директора я буду строить индейские типи и лабиринты, руководить хором и бурлеск кабаре, программировать бегущие строки, вешать всю ночь новогодний дождик, красить сценические конструкции, выводить невменяемых и агрессивных людей c площадки, одевать барменов и официантов, продавать и бесконечно переставлять мебель, придумывать сладкую вату из водки, руководить световиками, составлять графики монтажей/демонтажей с самыми невообразимыми временными рамками, убеждать спонсоров дать денег на неизвестных им артистов и самые безумные проекты, искать иностранных музыкантов за четыре дня до мероприятия, танцевать на столах и прыгать по диванам с Каролин Полачек из Chairlift, слушать в гримерке концерт для трех человек от Арчи Маршалла, он же King Krule, выбирать вино в «Азбуке вкуса» с Р. Стиви Муром, смотреть на звезды в московском планетарии с Ариель Пинком, пить водку всю ночь c Джеймсом Ферраро и дегустировать соленые огурцы на кухне с Дином Блантом, то, наверное, я бы снова не задумываясь согласилась, потому что, несмотря на все безумие и непредсказуемость, это чертовски весело и интересно, хотя каждый раз я говорю себе - это был последний».

Бывший арт-директор клуба «Солянка»

«У арт-директора много менеджерских обязанностей, одна из них - это проводить время с музыкантами. У меня много таких историй, расскажу несколько. Например, на вечеринку «Capital Bass» приезжал Лил Силва, парень 19-летний из Лондона. Фстеп, промоутер «Capital Bass», попросил меня посадить этого музыканта в такси. Но после вечеринки парень не хотел ехать в отель, хотел дальше тусить. Я был с моими друзьями, и мы пошли в Plunk, я даже не помню, почему именно туда. Был октябрь, но уже выпал адский снег. И мы идем по сугробам огромным, Лил Силва вообще офигевает, приходим в Plunk, там странная вечеринка какая-то драм-н-бейса, еще мы встречаем наших друзей из «Солянки», и начинается жесткий бухач. А Лил Силва говорит, что он хочет найти себе какую-нибудь подругу. Я начинаю ходить по клубу и спрашивать у каждой, не хочет ли она познакомиться с диджеем, который только что отыграл сет в «Солянке». И в итоге я нахожу какую-то казашку. Все мы идем потом ко мне домой, с этой девушкой тоже. Куча людей. В какой-то момент Лил Силва вырубается на пуфике, а мы все пьем и пьем, но где-то глубоко внутри понимаем, что надо его уже везти в аэропорт. Мы заказываем такси, едем и попадаем в адскую пробку. Фстеп уже звонит в панике. Мы очень пьяны, но едем. Доезжаем до аэропорта Домодедово, но из-за пробки опаздываем. А следующий рейс только из аэропорта Внуково, и мы пьяные едем потом туда. Это было очень тяжело.

Еще недавно, в феврале, приезжал диджей Ассолт. Он уже отыграл, заметил девушку какую-то в толпе, подошел к ней и протянул сложенную купюру в 5000 рублей, а в ней презерватив. Видимо, у них так в Атланте все делают - деньги протягивают просто, и все. Девушка пошла с ним в гримерку, но он сидел и молчал там. Девушка уехала домой потом. А на следующий день Ассолт сказал, что хочет поехать в мужской клуб. Но мои коллеги были очень уставшими и сказали, что не поедут с ним. Тогда Ассолт нашел в отеле какую-то брошюрку, заказал себе такси и один поехал в какой-то мужской клуб. Один!

Еще очень интересны бытовые райдеры групп. Иногда такое просят! Вот, например, RL Grime, совсем еще юный музыкант, ему лет двадцать, кажется, просил поле для гольфа, Xbox в гримерке и фильм «День независимости» на DVD. Или Egyptian Hip Hop, они просили какое-то вегетарианское пиво, не знаю даже, что это такое. Но самое классное - это райдер «Коррозии металла», просили стриптизерш или «бухую герлу». Вот небольшой кусок из их райдера (орфография сохранена): «Гостиница (простейшие номера с душем) или квартира трешка (6муз+ тех чел) на 7 рыл, сразу с поезда или с транспорта, + транспорт по городу. Если в домик не менее 2 отдельных комнаты + холл и кухня. Если мы приезжаем на пол дня, можно один большой гостиничный номер или квартира на несколько часов + ОДИН хозяин. С возможностью приготовления еды. Для этого надо мобилизовать хозяйственную герлу, она должна частично заранее приготовить все ингредиенты (химическая еда по типу ДОШЕРАК непреемлема). Если мы едим в следующий город, желательно подрыватца сразу после концерта и фуршета с местной тусовкой».

Бывший арт-директор клуба «Мастерская»

«Арт-директор преимущественно составляет программу клуба - причем в российских условиях, когда клуб не может работать только как концертная площадка, арт-директорство помимо концертов и дискотек включает в себя и программинг кучи немузыкальных событий: ярмарки, аукционы, детские игротеки, мастер-классы поваров, лекции и еще кучу всего, что может привести в клуб самый разный народ, - и, конечно, корпоративы и заказники, без которых в Москве не может выжить ни одно место. Помимо этого, арт-директор отвечает за то, чтобы этот самый народ действительно дошел до клуба, - то есть контролирует пиар-активность вокруг всех событий. Остальная часть работы сугубо техническая (впрочем, именно она и занимает все свободное время): обсудить технический райдер, назначить саундчек, разбудить звукорежиссера (который на выходных работает практически круглосуточно), заказать дизайн афиш, ответить на сотню писем в день, посчитать билеты и гонорары артистов, накормить артистов, поздравить артистов или дать им плакательную жилетку и объяснить, почему на их концерт пришли две случайные калеки. Фактически арт-директор клуба - это такой профессиональный handshaker, который помогает артистам сделать их концерт от начала до конца, который понимает, как будет звучать и выглядеть их творчество в конкретном месте. Плюс пиарщик, плюс бухгалтер, плюс мистер «можно-водичку-на-сцену» и капитан «нам-очень-нужен-ксилосинт-без-него-не-состоится-концерт», а также фюрер «в-москве-нет-ксилосинтов-вот-рваный-баян».

Вероятно, главный вопрос, который беспокоит общественность, - слушают ли арт-директора присылаемые демозаписи? Лично я исправно слушал всю музыку, которую мне присылали, и со спокойным сердцем давал группам дни под их концерт на основании таких писем. Правда, ни разу не открывал приложенные MP3-файлы и не открывал ни одного оставленного мне CD - подобная корреспонденция сразу дает понять о легкой неадекватности артиста, а сотрудничать с таковыми не хочется. Но если артист присылает имейлом ссылку хоть телефонное видео последнего концерта, и это видео сообщает о том, что вечер в клубе сложится хорошо, - то почему бы ему не дать дату? С другой стороны, если артистом занимается адекватный менеджер, продвигающий артиста, и если этот артист по жанру музыки и публике соотносится с политикой клуба, то такой менеджер, с большой долей вероятности, может не отлавливать арт-директора на рабочем месте, а дожидаться входящего звонка с предложением - все адекватные артисты на виду, в Москве уж точно. Для бесталанного артиста арт-директор - это «жаба на трубе»; для регулярного посетителя клуба - это «санитар леса», а на самом деле мы просто хотим максимально интересно и разнообразно наполнить расписание клуба яркими событиями. Вот и все. Артистам, особенно начинающим, просто стоит уметь работать в самых разных условиях и уметь привлекать свою аудиторию - это всяко полезно, и в случае гастролей по России, и на фестивалях, и в европейских залах. Зритель приходит в клуб не за кристально чистым звуком - его можно и на альбоме послушать, - зритель приходит ради шоу, ради сценической харизмы артиста. А хорошее шоу сложно испортить плохим звуком, погодой за окном или недосоленным борщом.

Но бывают разные истории. Например, официанты «Мастерской» поколениями из уст в уста передают историю, как группа «Сегодня ночью» напилась до такого состояния, что исполнили четыре песни, после чего концерт превратился в запинающийся конферанс в духе «кому не нравится, могут уходить» - к слову, с тех пор Никита Козлов сменил состав, и теперь они работают очень качественно, на минералочке. Самые забавные истории наверняка всегда связаны с ментами - нас, например, один раз накрыли по ошибке. После беспорядков в Бирюлево московские правоохранители стали искать гастарбайтеров по Москве и среди прочих накрыли наших соседей, реконструирующих магазин «Детский мир». По каким-то причинам они на удачу зашли в «Мастерскую», где как раз в этот день проходил концерт датской мод-группы The Movement: гастарбайтеров на нем, разумеется, не было, но полторы сотни приятных джентльменов с татуировками A.C.A.B. показались правоохранителям подозрительными, и они изрядно задержали концерт. После долгих уговоров (это, кстати, тоже входит в обязанности арт-директора) доблестные служители правопорядка позволили его проведение, но с условием присутствия их представителей в «штатском» - эти самые представители в серых «гражданских» фуфайках, конечно, сильно выделялись на фоне ликующих молодчиков в подтяжках, но уже, скорее, веселили их и концерту не мешали. В общем, все закончилось хорошо - как и для гастарбайтеров, которых утренними «икарусами» свезли обратно к месту профессиональной дислокации».

Бывший арт-директор клуба China-Town-Café

«Многие считают, что арт-директор клуба - это работа мечты, связанная с исключительно приятным и расслабленным времяпрепровождением, свободным графиком и легкими обязанностями. На самом деле это совсем не так. Я с начала нулевых работал как независимый промоутер, потом занимался пиаром в клубах «Апельсин» и «Икра». Поэтому к началу своего арт-директорства считал, что понимаю про клубы все, знаю всю инфраструктуру изнутри, а работа в небольшом China-Town-Café после более крупных площадок не составит для меня особого труда. Это может показаться парадоксом, но работа в маленьком клубе - намного более стрессовый и энергозатратный процесс. И вот почему: в большом клубе больше штат и больше сотрудников. За работу с прессой там отвечает пресс-атташе, за подготовку пресс-релизов - копирайтер, за пребывание музыкантов на площадке и бытовой райдер - концертный администратор. И так далее. В маленьком клубе почти всеми этими вопросами так или иначе должен заниматься арт-директор.

Конкретно в China-Town-Café мы с моей напарницей (сначала Викой Косаревой, а потом Аней Гавриловой) делили концертную сетку примерно пополам, и каждый отвечал за свои мероприятия. В итоге обязанности у каждого были приблизительно такими: формирование концертного расписания с ценами на билеты (здесь надо уточнить, что в клубе в неделю было 9 мероприятий, без этого его экономика не складывалась: по понедельникам и вторникам - интеллектуальные игры, со среды по воскресенье включительно - концерты, по пятницам и субботам - ночные вечеринки); промоподдержка - написание и редактирование пресс-релизов с последующим размещением на сайте клуба, анонсы в СМИ, социальных сетях и аккредитация; составление технического задания для дизайнера по интернет-баннерам и афишам; согласование технических райдеров со звукорежиссером; частичное администрирование концертов и еще тысяча всяких мелочей.

Мой рабочий день выглядел так: утром работа из дома, к окончанию саундчека к 19–20 часам - в клуб, после концерта - снова домой, к компьютеру, и снова работа до глубокой ночи. В какой-то момент я взял за правило включать мобильный телефон после 15 часов дня - музыканты, желающие выступить в клубе, особенно незнакомые, не утруждают себя никакими нормами приличия и могут звонить как в 7 утра, так и в 2 часа ночи. Поэтому утром надо было избавить себя от разрывающегося мобильного телефона, чтобы спокойно посидеть за монитором, разгрести всю почту и написать важные рабочие письма. Музыканты - люди крайне забывчивые, поэтому у меня было обязательное правило: все договоренности резюмировать в переписке. Вообще, работа арт-директора - она не про чистое искусство (хотя культуртрегерская составляющая для меня очень важна, без любви к музыке это не имеет никакого смысла), она в большей степени про цифры. За нужными клубу и востребованными музыкантами нужно буквально гоняться, конкуренция среди площадок очень велика, а с директорами групп обязательно нужно торговаться, потому что они почти всегда выставляют сильно завышенные гонорары. Небольшие площадки почти ничего не зарабатывают с билетов, весь доход идет с барно-ресторанной выручки, 60–70% которой делается именно на мероприятиях. От этих цифр в конечном счете и зависит успех клуба, с ними нужно работать.

В приличный клуб нужно привлекать приличную аудиторию, никакому пристойному заведению не нужна агрессивная публика и отъявленные маргиналы, которые выпьют чайник чая на пятерых в течение концерта, а потом украдут с подоконников свечи вместе с подсвечниками или разрисуют граффити все заведение, начиная от туалета и заканчивая барной стойкой. Увы, такие прецеденты были неоднократно. Нужно следить и за музыкантами - они постоянно забывают вывесить анонс концерта к себе в группу «ВКонтакте» и разослать приглашения, опаздывают на саундчеки, а еще могут внезапно решить сделать из своего выступления незабываемое шоу с файерами и пиротехникой. В клубах такие вещи в принципе не возможны. Так что нужно быть всегда начеку и быть готовым задушить их очередной прекрасный порыв в зародыше.

Отдельная история - это общение с владельцами заведения. Как правило, их основной бизнес к площадке не имеет никакого отношения, поэтому погружаться в клубно-ресторанную тему и ее актуальные тренды они не имеют никакой возможности. А значит, практически еженедельно арт-директору приходится вооружаться цифрами, апеллировать к резонансу и рейтингам и доказывать правильность выбранной репертуарной политики.

При такой плотности событий и объемах работа превращается в калейдоскоп очень быстро сменяющихся картинок. Так что особых историй, связанных с ней, у меня нет. Чего уж там греха таить - после концертов случались посиделки с друзьями-музыкантами до 7 утра, но позволить себе вести насыщенную рок-н-ролльную жизнь я не мог. Но тем не менее истории случались: с The National за три дня мы посетили кучу питейных заведений, а потом в их гостиничном номере целый вечер играли в игру, которую музыканты назвали «smert-ushanka»: разделились на две команды и кидали на точность бумажки в купленную на Арбате шапку. Меланхолики-построкеры Peace Burial at Sea оказались большими поклонниками футбола и играли с командой «Апельсина» во дворе по соседству от клуба, а на следующий день ходили на «Гражданскую оборону» и очень прониклись. А вообще, всем рекомендую книгу своего коллеги Григория Гольденцвайга «Клуб, которого не было» про «Икру» - это самое лучшее описание будней арт-директора».