1. Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна

2. Все на свете имеет две стороны

3. Надо уметь учитывать момент и быть смелым в решениях

4. Лучше неудачно сказать правду, чем умолчать о ней, если дело серьезное

5. Именно молодежи предстоит настоящая задача создания коммунистического общества

6. Всякая крайность нехороша; все благое и полезное, доведенное до крайности, может стать и даже, за известным пределом, обязательно становится злом и вредом

7. Без революционной теории не может быть и революционного движения

8. Богатые и жулики - это две стороны одной медали

9. Больших слов нельзя бросать на ветер

10. Война есть испытание всех экономических и организационных сил каждой нации

11. Озлобление вообще играет в политике обычно самую худую роль

12. Всеобщая вера в революцию есть уже начало революции

13. Власть центрального учреждения должна основываться на нравственном и умственном авторитете

14. Если я знаю, что знаю мало, я добьюсь того, чтобы знать больше

15. Умен не тот, кто не делает ошибок. Умен тот, кто умеет легко и быстро исправлять их

16. Слова обязывают к делам

17. Надо быть осторожным, чтобы в критике недостатков не переходить границу, где начинаются пересуды

18. В личном смысле разница между предателем по слабости и предателем по умыслу и расчету очень велика; в политическом отношении этой разницы нет

19. Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя

20. Идеи становятся силой, когда они овладевают массами

21. Равнодушие есть молчаливая поддержка того, кто силен, того, кто господствует

22. Равенство по закону не есть еще равенство в жизни

23. Отчаяние свойственно тем, кто не понимает причин зла

24. Из всех искусств для нас важнейшим является кино

25. Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их

26. Капиталисты готовы продать нам веревку, на которой мы их повесим

27. Книга - огромная сила

28. Любое государство есть угнетение. Рабочие обязаны бороться даже против советского государства - и в то же время беречь его, как зеницу ока

29. Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов

30. Никто не повинен в том, если он родился рабом; но раб, который не только чуждается стремления к своей свободе, но оправдывает и приукрашивает свое рабство, такой раб есть вызывающий законное чувство негодования, презрения и омерзения холуй и хам

31. Мы должны бороться с религией. Это - азбука всего материализма и, следовательно, марксизма. Но марксизм не есть материализм, остановившийся на азбуке. Марксизм идет дальше. Он говорит: надо уметь бороться с религией, а для этого надо материалистически объяснить источник веры и религии у масс

32. Надо систематически взяться за то, чтобы велась работа создания такой прессы, которая не забавляла и не дурачила массы

33. Нужно уметь работать с тем человеческим материалом, который есть в наличии. Других людей нам не дадут

34. Не бояться признавать своих ошибок, не бояться многократного, повторного труда исправления их - и мы будем на самой вершине

35. Не так опасно поражение, как опасна боязнь признать свое поражение

36. Невежество менее удалено от истины, чем предрассудок

37. Самый глубокий источник религиозных предрассудков - это нищета и темнота; с этим злом и должны мы бороться

38. Несдержанность в половой жизни - буржуазна: она признак разложения

39. В половой жизни проявляется не только данное природой, но и привнесенное культурой

40. Нравственность служит для того, чтобы человеческому обществу подняться выше

41. Я не поручусь также за надежность и стойкость в борьбе тех женщин, у которых личный роман переплетается с политикой, и за мужчин, которые бегают за всякой юбкой и дают себя опутать каждой молодой бабенке. Нет, нет, это не вяжется с революцией

42. Недостатки у человека как бы являются продолжением его достоинств. Но если достоинства продолжаются больше, чем надо, обнаруживаются не тогда, когда надо, и не там, где надо, то они являются недостатками

43. Патриотизм - одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств

44. Пока есть государство, нет свободы. Когда будет свобода, не будет государства

45. Политика есть самое концентрированное выражение экономики

46. Коммунизм - это Советская власть плюс электрификация всей страны

47. Мы будем работать, чтобы внедрить в сознание, в привычку, в повседневный обиход масс правило: «все за одного и один за всех», правило: «каждый по своим способностям, каждому по его потребностям», чтобы вводить постепенно, но неуклонно коммунистическую дисциплину и коммунистический труд

48. Коммунизм есть высшая, против капиталистической, производительность труда добровольных, сознательных, объединенных, использующих передовую технику, рабочих

49. Коммунизм есть высшая ступень развития социализма, когда люди работают из сознания необходимости работать на общую пользу

50. Революция пролетариата совершенно уничтожит деление общества на классы, а следовательно, и всякое социальное политическое неравенство

51. Политические события всегда очень запутаны и сложны. Их можно сравнить с цепью. Чтобы удержать всю цепь, надо уцепиться за основное звено

52. Поменьше политической трескотни. Поменьше интеллигентских рассуждений. Поближе к жизни

53. Пусть 90% русского народа погибнет, лишь бы 10% дожили до мировой революции

54. Революции в белых перчатках не делаются

55. Самое опасное в войне - это недооценить противника и успокоиться на том, что мы сильнее

56. Сказать неправду легко. Но, чтобы доискаться правды, необходимо иногда много времени

57. Талант - редкость. Надо его систематически и осторожно поддерживать

58. Талант надо поощрять

59. С изобретателями, даже если они немного капризничают, надо уметь вести дело

60. Мы не можем обойтись без романтики. Лучше избыток ее, чем недостаток. Мы всегда симпатизировали революционным романтикам, даже когда были не согласны с ними

61. Во всякой сказке есть элементы действительности

62. Фантазия есть качество величайшей ценности

63. Учиться надо тому, что без машины, без дисциплины жить в современном обществе нельзя, - или надо преодолеть высшую технику, или быть раздавленным

64. Экономист всегда должен смотреть вперед, в сторону прогресса техники, иначе он немедленно окажется отставшим, ибо кто не хочет смотреть вперед, тот поворачивается к истории задом

65. Невежество не есть аргумент

66. Ум человеческий открыл много диковинного в природе и откроет еще больше, увеличивая тем свою власть над ней

67. Только тогда мы научимся побеждать, когда мы не будем бояться признавать свои поражения и недостатки

68. Честность в политике есть результат силы, лицемерие - результат слабости

69. Учиться, учиться и учиться!

70. Подъем общего культурного уровня масс создаст ту твердую, здоровую почву, из которой вырастут мощные, неисчерпаемые силы для развития искусства, науки и техники

71. От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике - таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности

72. Без известного самостоятельного труда ни в одном серьезном вопросе истины не найти, и кто боится труда, тот сам себя лишает возможности найти истину

73. Мы должны тщательно изучать ростки нового, внимательнейшим образом относиться к ним, всячески помогать их росту

74. Честность в политике есть результат силы, лицемерие - результат слабости

75. Юристов надо брать ежовыми рукавицами и ставить в осадное положение, ибо эта интеллигентская сволочь часто паскудничает

76. Лучше меньше, да лучше

77. Мы грабим награбленное

78. Разбитые армии хорошо учатся

79. Религия – род духовной сивухи

80. Интеллигенция – не мозг нации, а говно

81. Люблю я, когда люди ругаются, - значит, знают, что делают, и линию имеют

82. Швыряться звонкими фразами - свойство деклассированной мелкобуржуазной интеллигенции... Надо говорить массам горькую правду просто, ясно, прямо

83. Нам не нужно зубрежки, но нам нужно развить и усовершенствовать память каждого обучающегося знанием основных фактов

84. Школа вне жизни, вне политики - это ложь и лицемерие

85. Мы в первую очередь выдвигаем самое широкое народное образование и воспитание. Оно создает почву для культуры

86. Трудящиеся тянутся к знанию, потому что оно необходимо им для победы

87. Из маленькой ошибки всегда можно сделать чудовищно-большую, если на ошибке настаивать, если ее углубленно обосновывать, если ее "доводить до конца"

88. Не бояться признавать своих ошибок, не бояться многократного, повторного труда исправления их - и мы будем на самой вершине

89. Анализируя ошибки вчерашнего дня, мы тем самым учимся избегать ошибок сегодня и завтра

90. Умен не тот, кто не делает ошибок. Таких людей нет и быть не может. Умен тот, кто делает ошибки не очень существенные, и кто умеет легко и быстро исправлять их

91. Если мы не будем бояться говорить даже горькую и тяжелую правду напрямик, мы научимся, непременно и безусловно научимся побеждать все и всякие трудности

92. Надо иметь мужество глядеть прямо в лицо неприкрашенной горькой правде

93. Не надо обольщать себя неправдой. Это вредно

94. Самокритика, безусловно, необходима для всякой живой и жизненной партии. Нет ничего пошлее самодовольного оптимизма

95. Человеку нужен идеал, но человеческий, соответствующий природе, а не сверхъестественный

96. Не мудрствуй лукаво, не важничай коммунизмом, не прикрывай великими словами халатности, безделья, обломовщины, отсталости

97. Проверяй всю свою работу, дабы слова не остались словами, практическими успехами хозяйственного строительства

98. О человеке судят не по тому, что он о себе говорит или думает, а по тому, что он делает

99. Труд же сделал из нас ту силу, которая объединяет всех трудящихся

100. Бывают такие крылатые слова, которые с удивительной меткостью выражают сущность довольно сложных явлений

101. Ничего не знаю лучше «Appassionata», готов слушать ее каждый день. Изумительная, нечеловеческая музыка. Я всегда с гордостью, может быть, наивной, думаю: вот какие чудеса могут делать люди!

102. Сотрудничество представителей науки и рабочих, - только такое сотрудничество будет в состоянии уничтожить весь гнет нищеты, болезней, грязи. И это будет сделано. Перед союзом представителей науки, пролетариата и техники не устоит никакая темная сила

103. Не ошибается тот, кто ничего практического не делает

21 января 1924 года ушел из жизни Владимир Ульянов (Ленин), идейный вдохновитель октябрьской революции 1917 года и первый лидер Советского государства. За годы, прошедшие после смерти вождя, был создан настоящий культ Ленина. Его тело до сих пор лежит в центре столицы как символ целой эпохи. Мы собрали выдержки из многотомных сочинений Ленина и рассекреченные телеграммы Ильича.

Рассекреченные телеграммы Ильича

1 «…Прекрасный план! Доканчивайте его вместе с Дзержинским. Под видом „зелёных“ (мы потом на них свалим) пройдём на 10-20 вёрст и перевешаем кулаков, попов, помещиков. Премия: 100.000 р. за повешенного…»

  • (Литвин А. Л. «Красный и Белый террор в России в 1917-1922 годах»)

2 «Война не на жизнь, а на смерть богатым и прихлебателям, буржуазным интеллигентам… с ними надо расправляться, при малейшем нарушении… В одном месте посадят в тюрьму… В другом - поставят их чистить сортиры. В третьем - снабдят их, по отбытии карцера, желтыми билетами… В четвертом - расстреляют на месте… Чем разнообразнее, тем лучше, тем богаче будет общий опыт…»

  • 24 – 27 декабря 1917 г. (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 35. С. 200, 201, 204. - Из работы «Как организовать соревнование?»)

3 «…Можете ли вы еще передать Теру, чтобы он всё приготовил для сожжения Баку полностью, в случае нашествия, и чтобы печатно объявил это в Баку».

  • 3 июня 1918 г. (Волкогонов Д.А. Ленин. Политический портрет. Ленинское рукописное распоряжение председателю Бакинской ЧК С. Тер-Габриэляну)

4 «Пенза, Губисполком. …провести беспощадный массовый террор против кулаков, попов и белогвардейцев; сомнительных запереть в концентрационный лагерь вне города».

  • 9 августа 1918 г. (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 50. С. 143-144)

5 «Товарищам Кураеву, Бош, Минкину и другим пензенским коммунистам:

«Товарищи! Восстание пяти волостей кулачья должно повести к беспощадному подавлению. Этого требует интерес всей революции, ибо теперь взят «последний решительный бой» с кулачьем. Образец надо дать.

Повесить (непременно повесить, дабы народ видел) не меньше 100 заведомых кулаков, богатеев, кровопийц.

Отнять у них весь хлеб.

Назначить заложников - согласно вчерашней телеграмме.

Сделать так, чтобы на сотни верст кругом народ видел, трепетал, знал, кричал: душат и задушат кровопийц кулаков.

Телеграфируйте получение и исполнение.

Ваш Ленин».

  • (Латышев А.Г. Рассекреченный Ленин. М., 1996. С. 57.)

6 «Саратов, (уполномоченному Наркомпрода) Пайкесу. …советую назначать своих начальников и расстреливать заговорщиков и колеблющихся, никого не спрашивая и не допуская идиотской волокиты».

  • 22 августа 1918 г. (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 50. С. 165)

Удивлен и встревожен замедлением операции против Казани, особенно если верно сообщенное мне, что вы имеете полную возможность артиллерией уничтожить противника. По-моему, нельзя жалеть города и откладывать дольше, ибо необходимо беспощадное истребление…»

  • 10 сентября 1918 г. (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.50. С. 178)

8 «Насчет иностранцев советую не спешить высылкой. Не лучше ли в концентрлагерь…»

  • 3 июня 1919 г. (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 50. С. 335)

9 «Всех, проживающих на территории РСФСР иностранных поданных из рядов буржуазии тех государств, которые ведут против нас враждебные и военные действия, в возрасте от 17 до 55 лет заключить в концентрационные лагеря…»

  • (Латышев А.Г. Рассекреченный Ленин. М., 1996, С. 56)

10 «…крестьяне далеко не все понимают, что свободная торговля хлебом есть государственное преступление. «Я хлеб произвел, это мой продукт, и я имею право им торговать» - так рассуждает крестьянин, по привычке, по старине. А мы говорим, что это государственное преступление».

  • 19 ноября 1919 г. (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 39. С. 315)

11 «Т. Луначарскому:

… Все театры советую положить в гроб. Наркому просвещения надлежит заниматься не театром, а обучением грамоте».

  • Ленин, 26 августа 1921 г. (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 53. С. 142.)

12 «… я прихожу к безусловному выводу, что мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий…

Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше».

  • 19 марта 1922 г. (Известия ЦК КПСС. 1990. № 4. С. 190-193)

13 «…Принять военные меры, т.е. постараться наказать Латвию и Эстляндию военным образом (например, «на плечах» Балаховича перейти где-либо границу на 1 версту и повесить там 100 –1000 их чиновников и богачей)».

Самое опасное в войне, которая начинается при таких условиях, как теперь война с Польшей, самое опасное - это недооценить противника и успокоиться на том, что мы сильнее. Это самое опасное, что может вызвать поражение на войне, и это самая худшая черта российского характера, которая сказывается в хрупкости и дряблости. Важно не только начать, но нужно выдержать и устоять, а этого наш брат россиянин не умеет. И только длительной выучкой, пролетарской дисциплинированной борьбой против всякого шатания и колебания, только посредством такой выдержки можно довести российские трудящиеся массы, чтобы они от этой скверной привычки могли отделаться.

Никто не повинен в том, если он родился рабом; но раб, который не только чуждается стремлений к своей свободе, но оправдывает и прикрашивает свое рабство… такой раб есть вызывающий законное чувство негодования, презрения и омерзения холуй и хам.

Патриотизм - одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями обособленных отечеств.

Русский язык мы портим. Употребляем иностранные слова без необходимости. И употребляем их неправильно. Зачем говорить «дефекты», когда можно сказать пробелы, недостатки, недочеты? Не пора ли объявить войну употреблению иностранных слов без особой на то надобности?

На все обвинения в гражданской войне мы говорим: да, мы открыто провозгласили то, чего ни одно правительство провозгласить не могло. Первое правительство в мире, которое может о гражданской войне говорить открыто.

…Приятнее и полезнее «опыт революции» проделывать, чем о нём писать.

…Только тогда мы научимся побеждать, когда мы не будем бояться признавать свои поражения и недостатки, когда мы будем истине, хотя бы и самой печальной, смотреть прямо в лицо.

Один приём буржуазной печати всегда и во всех странах оказывается наиболее ходким и «безошибочно» действительным. Лги, шуми, кричи, повторяй ложь - «что-нибудь останется».

А что такое закон? Выражение воли классов, которые одержали победу и держат в своих руках государственную власть.

Когда новое только что родилось, старое всегда остается, в течение некоторого времени, сильнее его, это всегда бывает так и в природе и в общественной жизни.

Равенство по закону не есть еще равенство в жизни.

Мы грабим награбленное.

Мир - это передышка в войне.

Умен не тот, кто не делает ошибок. Умен тот, кто умеет легко и быстро исправлять их.

Если крестьянин сидит на отдельном участке земли и присваивает себе лишний хлеб, т.е. хлеб, который не нужен ни ему, ни его скотине, а все остальные остаются без хлеба, то крестьянин превращается уже в эксплуататора… Надо, чтобы все работали по одному общему плану на общей земле, на общих фабриках и заводах и по общему распорядку.

Юристов надо брать ежовыми рукавицами, ставить в осадное положение, ибо эта интеллигентская сволочь часто паскудничает.

Мы должны бороться с религией. Это - азбука всего материализма и, следовательно, марксизма. Но марксизм не есть материализм, остановившийся на азбуке. Марксизм идет дальше. Он говорит: надо уметь бороться с религией, а для этого надо материалистически объяснить источник веры и религии у масс.

…Свобода развода означает не «распад» семейных связей, а, напротив, укрепление их на единственно возможных и устойчивых в цивилизованном обществе демократических основаниях.

Скажи мне, кто тебя хвалит, и я тебе скажу, в чем ты ошибся.

Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.

Страницы:

Хорошо известно, что все цитаты и выска­зывания того или иного исторического деяте­ля следует рассматривать не только в контек­сте всей речи, статьи или книги, но примени­тельно к конкретной исторической ситуации. Иными словами, прежде чем что-либо цити­ровать, надо знать, где, когда, при каких об­стоятельствах были произнесены (написаны) данные слова. Тогда будет понятно их истин­ное значение. Но зачастую происходит так, что не утруждающий себя подобной работой обыватель попадает в ловко расставленные фальсификаторами истории сети и сам ста­новится объектом манипуляции сознанием.

Приведем здесь несколько взятых на вскидку цитат В.И. Ленина, которые уже давно стали объектом нападок антикоммунистов всех мастей и подвергнем их историческому анализу.

«Любая кухарка способна управлять государством».

Фраза «Любая кухарка способна управ­лять государством», приписываемая В. И. Ле­нину, часто используется при критике социа­лизма и советской власти, так же, как и ее вариант «Любая кухарка должна управлять го­сударством».

Но дело в том, что приписываемая В. И. Ленину (а иногда и Л.Троцкому) цитата «лю­бая кухарка способна управлять государ­ством» ему не принадлежит!

В статье «Удержат ли большевики госу­дарственную власть» (Полное Собрание Со­чинений, т. 34, с. 315) Ленин писал: «Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством… Но мы… требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно немедленно, то есть к обу­чению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту».

Почувствуйте разницу!

«На деле это не мозг, а говно» (об интеллигенции)

Известную фразу Ленина об интеллигенции: «На деле это не мозг, а говно» интеллигенты-антисоветчики всякий раз выдвигают в качестве показателя отношения советского вождя к данной прослойке общества и его-де невысокого интеллектуального уровня. Посмотрим, как было на самом деле.

Ленин в письме А. М. Горькому, отправ­ленном 15 сентября 1919 года в Петроград, достаточно резко говорил об интеллигенции (в частности, о В. Г. Короленко), непримиримо выступающей против «справедливой», по Ленину, Гражданской войны, но недостаточно осуждающей происходившее на Первой мировой войне; о недопустимости смешения «Интеллектуальных сил» народа … с «сила­ми» буржуазных интеллигентов», отказываю­щихся вести конструктивное сотрудничество с новой властью и участвующих в различных заговорах и подрывных действиях. В письме Ленин также признаёт факты ошибочных аре­стов интеллигенции, факты помощи «Интел­лектуальным силам», желающим нести науку народу (а не прислуживать капиталу)», и упо­минает о заседании Политбюро ЦК РКП(б) 11 сентября 1919 года, где обсуждался вопрос об арестах буржуазных интеллигентов (По­литбюро предложило Ф. Э. Дзержинскому, Н. И. Бухарину и Л. Б. Каменеву пересмотреть дела арестованных).

Трудно не согласиться с Ильичом.

«Политическая проститутка»

Не сохранилось ни одного документа, где Ленин напрямую использует этот термин. Но есть множество свидетельств о том, что он использовал слово «проститутки» по отно­шению к своим политическим оппонентам. В частности, сохранилось письмо Ленина Цен­тральному Комитету РСДРП от 7 сентября 1905 года, где он писал: «Да разве можно с этими проститутками без протоколов конфе­рировать?»

Эх, дожил бы Ленин до наших дней… На­смотрелся бы на этих представителей древней профессии, засевших в государственных кабинетах.

«Мы пойдём другим путём»

А вот здесь и в самом деле легенда. Но позитивная. После казни старшего брата Александра в 1887 году как участника наро­довольческого заговора с целью покушения на жизнь императора Александра III Владимир Ульянов якобы произнёс фразу: «Мы пойдём другим путём», которая означала его отказ от методов индивидуального террора. На самом деле эта фраза взята и перефразирована из поэмы «Владимир Ильич Ленин» Владимира Маяковского.

И тогда сказал

Ильич семнадцатигодовый -

это слово крепче клятв

солдатом поднятой руки:

Брат, мы здесь тебя сменить готовы,

победим, но мы пойдем путём другим.

По воспоминаниям старшей сестры Анны Ильиничны, Владимир Ульянов высказал другую фразу: «Нет, мы пойдём не таким пу­тём. Не таким путём надо идти».

Ну, в конце концов, и Александр Невский произносит свои знаменитые слова «Кто с ме­чом к нам придет, от меча и погибнет» лишь в фильме Эйзенштейна. Но ведь этими словами он лишь подтверждает деятельность исторического Невского, разгромившего-таки пришедшего с мечом на Русь врага. А уж Ле­нин тем более пошел другим, до того никем не пройденным, путем. Может и не говорил, но сделал!

«Насилие необходимо и полезно»

Противники Ленина любят выдирать эту цитату из контекста с искажением смысла. И делают это потому, что в контексте она выгля­дит совершенно иначе.

«Есть условия, при которых насилие и необходимо, и полезно, и есть условия, при которых насилие не может дать никаких результатов». ПСС, 5-е изд., т. 38, с.43, «Успехи и трудности советской власти», 1919 г..

«Пусть 90% русского народа погибнет, лишь бы 10% дожили до мировой революции».

Ложь, получившая, к сожалению, широкое распространение с легкой руки писателя Со­лоухина. Посмотрим, как эту ложь опроверга­ет русский историк и философ Вадим Кожи­нов в своем двухтомнике «Россия. Век XX»: «Владимир Солоухин утверждает, что в 1918 году Ленин «бросил крылатую фразу: пусть 90% русского народа погибнет, лишь бы 10% дожили до мировой революции. Тогда-то заместитель Дзержинского Лацис (на деле - пред. ЧК 5-й армии. - В.К.)... опубликовал в газете «Красный террор» 1 ноября 1918 года своеобразную инструкцию всем своим под­чиненным: «...Мы истребляем буржуазию как класс... Не ищите на следствии материала и доказательств того, что обвиняемый действо­вал делом или словом против советской вла­сти»... Но, во-первых, сия «крылатая фраза» принадлежит не Ленину, а Г.Е. Зиновьеву, ко­торый к тому же говорил все-таки о гибели 10, а не 90%, а, во-вторых, ознакомившись с тем самым журналом (а не газетой) «Красный террор», Ленин тут же не без резкости зая­вил: «...вовсе не обязательно договариваться до таких нелепостей, которую написал в сво­ем казанском журнале «Красный террор» то­варищ Лацис... на стр. 2 в N 1: «не ищите (!!?) в деле обвинительных улик о том, восстал ли он против Совета оружием или словом...» (Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 37, с. 310).

Согласитесь, если обратиться к досто­верному первоисточнику, то картина истори­ческой действительности предстает совсем иной, нежели навязывают нам всякие интел­лектуальные недодыкомки. Впрочем, не о них ли и писал Ленин в своем письме Горькому?

А в заключение приведем несколько ле­нинских цитат, не вызывающих столь ожесто­ченных споров и не теряющих актуальности по сей день.

СЛОВО ТОВАРИЩУ ЛЕНИНУ

«Всеобщая вера в революцию есть уже начало революции». - «Падение Порт- Артура» (14 (1) января 1905 г.).- ПСС, 5-е изд, т. 9, с. 159.

«Один прием буржуазной печати всегда и во всех странах оказывается наиболее ходким и «безошибочно» действительным. Лги, шуми, кричи, повторяй ложь - «что-нибудь останется». ПСС, 5-е изд, т. 31, с. 217, «Союз лжи», 13 (26) апреля 1917.

«Честность в политике есть результат силы, - лицемерие - результат слабости». ПСС, 5-е изд, т. 20, с. 210, «Полемические заметки», март 1911 г.

«Русский язык мы портим. Иностранные слова употребляем без надобности. Употребляем их неправильно. К чему говорить «дефекты», когда можно сказать недочёты, или недостатки, или пробелы?.. Не пора ли нам объявить войну употреблению иностранных слов без надобности?» - « Об очистке русского языка» (написано в 1919 г. или 1920 г.; впервые опубликовано 3 декабря 1924 г.).- ПСС, 5-е изд., т. 40, с. 49.

«Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов». - «Три источника и три составных части марксизма» (март 1913 г.).- ПСС, 5-е изд., т. 23, с. 47.

«Если я знаю, что знаю мало, я добьюсь того, чтобы знать больше, но если человек будет говорить, что он коммунист и что ему и знать ничего не надо прочного, то ничего похожего на коммуниста из него не выйдет». - «Задачи союзов молодёжи». Речь на III Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодёжи 2 октября 1920 года.- ПСС, 5-е изд., т. 41, сс. 305-306.

«Равнодушие есть молчаливая поддержка того, кто силён, того, кто господствует». - «Социалистическая партия и беспартийная революционность», II (2 декабря 1905 г.).- ПСС, 5-е изд., т. 12, с. 137.

«Патриотизм - одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями обособленных отечеств». - Ценные признания Питирима Сорокина (20 ноября 1918 г.).- ПСС, 5-е изд., т. 37, с. 190.

«…Только тогда мы научимся побеждать, когда мы не будем бояться признавать свои поражения и недостатки, когда мы будем истине, хотя бы и самой печальной, смотреть прямо в лицо». - Отчёт ВЦИК И СНК 23 декабря 1921 г. «О внутренней и внешней политике республики» на IX Всероссийском съезде советов.- ПСС, 5-е изд., т. 44, с. 309.

«Поменьше политической трескотни. Поменьше интеллигентских рассуждений. Поближе к жизни». - «О характере наших газет» (20 сентября 1918 г.).- ПСС, 5-е изд., т. 37, с. 91.

Подготовил Дмитрий ПИСАРЕВ

Хранить наследство – вовсе не значит еще ограничиваться наследством.

«От какого наследства мы отказываемся?», IV (1897)

96

Исторические заслуги судятся не по тому, чего Не дали исторические деятели сравнительно с современными требованиями, а по тому, что они Дали нового сравнительно с своими предшественниками.

«К характеристике экономического романтизма», IX (1897)

Известно также позднейшее высказывание Олдоса Хаксли: «Читателя должно интересовать не то, что писатель не сделал, а то, что он сделал» (пер. А. Ливерганта в кн. «Суета сует», 1996).

97

Прежде, чем объединяться, (…) мы должны сначала решительно и определенно размежеваться.

«Заявление редакции “Искры”» (сент. 1900)

98

С чего начать?

Загл. статьи (май 1901)

99

Газета – не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но (…) и коллективный организатор.

Там же

100

* Разброд и шатания.

«Сводная цитата» из ряда ленинских работ, напр.: «в период разброда и шатания» («Что делать?», IV в) (фев. 1902); «элементы разброда, шатания и оппортунизма» (речь 2 авг. 1903 г. на II съезде РСДРП) и т. д.

Формула «разброд и шатания», возможно, восходит к более раннему времени.

101

Организация профессиональных революционеров.

«Что делать?» (1902), разд. IV б

Выражение «революционер-профессионал» встречается уже у Энгельса («К истории Союза Коммунистов», 1885).

102

Надо мечтать!

Там же, V в

Эти слова относятся к плану создания общероссийской партийной газеты.

Песенное переложение: «Мечтать! Надо мечтать / Детям орлиного племени» («Надо мечтать», 1958), слова С. Гребенникова и Н. Добронравова, муз. А. Пахмутовой.

103

Шаг вперед, два шага назад.

Загл. книги (1904)

Это выражение, по-видимому, встречалось и раньше.

104

Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна.

Там же, разд. «с»

Повторено в статье «Победа кадетов и задачи рабочей партии», разд. IV (март 1906).

Это перефразировка, вслед за Чернышевским, высказывания Гегеля: «Если истина – абстрактна, то она – не истина. Здравый человеческий разум стремится к конкретному» («Лекции по истории философии», «Введение», 1816).

У Чернышевского: «Отвлеченной истины нет; истина конкретна» («Очерки гоголевского периода русской литературы», гл. VI).

105

Революции – праздник угнетенных и эксплуатируемых.

106

* Принцип партийности литературы.

«Партийная организация и партийная литература» (нояб. 1905)

У Ленина: «Принцип партийной литературы»; «Литература должна стать партийной». Здесь же – термин «партийность» по отношению к печати.

В форме: «принцип партийности литературы» – в докладе А. А. Жданова о журналах «Звезда» и «Ленинград» 15 и 16 авг. 1946 г.

107

Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.

Там же

108

Зависимость от денежного мешка.

Там же

109

Демократический централизм.

Вероятно, впервые – в проекте резолюции «Основы организации партии» (март 1906), опубликованной в составе «Тактической платформы» большевиков к IV (Объединительному) съезду РСДРП: «Принцип демократического централизма в партии является в настоящее время общепризнанным».

Формулировка вошла в Устав РСДРП, принятый Объединительным съездом в апр. 1906 г.: «Все организации партии строятся на началах демократического централизма».

110

Будущее принадлежит молодежи.

«Кризис меньшевизма», III (1906)

«Мы партия будущего, а будущее принадлежит молодежи».

Ср. также: «Молодежь нации – попечитель ее будущего» – из романа Б. Дизраэли «Сибилла» (1845).

111

* Принципиальная политика есть единственно правильная политика.

В таком виде цитата канонизирована Сталиным (речь на вечере кремлевских курсантов 28 янв. 1924 г.; также: отчет ЦК ХV съезду ВКП(б) 27 июня 1930 г.). У Ленина: «Принципиальная политика – самая лучшая политика. Принципиальная политика – самая практичная политика» («Выборная кампания социал-демократии в Петербурге», 1907).

112

Лев Толстой, как зеркало русской революции.

Загл. статьи (1908)

113

Срывание всех и всяческих масок.

Там же

114

Разбитые армии хорошо учатся.

Там же

Источник – высказывание Ф. Энгельса: «Все армии проявляют необыкновенные способности к обучению после крупных поражений» («Может ли Европа разоружиться?», VIII) (1893).

115

Энциклопедия либерального ренегатства.

«О “Вехах”», I (1909)

116

Объективная реальность, данная нам в ощущении.

«Материализм и эмпириокритицизм» (1909), III, 1

Определение материи («Материя есть объективная реальность…»).

117

Электрон так же неисчерпаем, как и атом.

Там же, V, 2

118

Иудушка Троцкий.

«О краске стыда у Иудушки Троцкого» (1911; опубл. в 1932 г.)

По аналогии с Иудушкой Головлевым (М. Салтыков-Щедрин, «Господа Головлевы»). В более поздней статье Ленин писал о Троцком: «Ведь это же целиком приемы Ноздрева или Иудушки Головлева» («О нарушении единства, прикрываемом криками о единстве», II) (1914).

119

Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа. Но их дело не пропало. Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию.

«Памяти Герцена» (1912)

120

Чудесный грузин.

Письмо М. Горькому от 13 фев. 1913 г.

О Сталине: «У нас один чудесный грузин засел и пишет (…) большую статью».

121

Научная система выжимания пота.

«“Научная” система выжимания пота» – заглавие статьи Ленина о системе организации производства Ф. У. Тейлора (1913). Восходит к английскому «sweating system» («потогонная система»).

122

Три источника и три составные части марксизма.

Загл. статьи (1913)

123

Учение Маркса всесильно, потому что оно верно.

Там же, введение

124

Дипломированные лакеи поповщины.

Выражение из статьи «К двадцатипятилетию смерти Иосифа Дицгена» (1913), повторенное в статье «О значении воинствующего материализма» (1922). Источник – высказывание Дицгена о «дипломированных лакеях», которые «дурачат народ поддельным идеализмом» («Религия социал-демократии», IV, 2) (1870-1875).

125

* Верхи не могут, а низы не хотят.

В статье «Маевка революционного пролетариата» (1913) Ленин писал: «…Для революции недостаточно того, чтобы низы не хотели жить, как прежде. Для нее требуется еще, чтобы верхи не могли хозяйничать и управлять, как прежде».

Эта мысль была повторена в работах «Крах II Интернационала», разд. II (1915) и «Детская болезнь левизны в коммунизме», разд. IХ (1919). Цитата из «Детской болезни…»: «Лишь тогда, когда “низы” не хотят старого и когда “верхи” не могут по-старому, лишь тогда революция может победить».

126

От живого созерцания к абстрактному мышлению и От него к практике.

Конспект книги Гегеля «Наука логики» (1914; опубл. в 1929 г.)

127

* Диалектика есть учение о единстве противоположностей.

Там же

«Вкратце диалектику можно определить, как учение о единстве противоположностей».

128

…Язык Тургенева, Толстого, Добролюбова, Чернышевского – велик и могуч.

«Нужен ли обязательный государственный язык?» (янв. 1914)

У И. Тургенева: «великий, могучий, правдивый и свободный русский язык» (стихотворение в прозе «Русский язык», 1882).

129

Мы не хотим загонять в рай дубиной.

Там же

У А. К. Толстого: «И никого не вгонишь в рай дубиной» (драматическая поэма «Дон Жуан», I) (1862).

130

Без «человеческих эмоций» никогда не бывало, нет и быть не может человеческого Искания истины.

Рецензия на книгу Н. А. Рубакина «Среди книг» (апр. 1914)

131

Архискверное подражание архискверному Достоевскому.

Имелся в виду роман Владимира Винниченко «Заветы отцов» (1914).

132

О национальной гордости великороссов.

Восходит к названию известной статьи Н. М. Карамзина «О любви к Отечеству и народной гордости» (1802). «Народный» в начале ХIХ в. означало также «национальный».

133

* Превратить империалистическую войну в гражданскую.

Манифест РСДРП «Война и российская социал-демократия» (опубл. 1 нояб. 1914 по н. ст.)

«Превращение современной империалистской войны в гражданскую войну есть единственно правильный пролетарский лозунг».

Также: «Лозунг превращения империалистической войны в гражданскую войну» («Положение и задачи социалистического Интернационала», опубл. 1 нояб. 1914 по н. ст.).

134

Кризис «верхов».

«Крах II Интернационала» (июнь 1915), разд. II

=> «Верхи не могут, а низы не хотят» (Л-125).

135

Революционная ситуация.

Там же

«…Революция невозможна без революционной ситуации, причем не всякая революционная ситуация приводит к революции».

Это выражение обычно приписывается Ленину, хотя оно неоднократно встречается в письмах Ф. Энгельса 1882-1885 гг. (впервые – в письме к Э. Бернштейну от 22, 25 фев. 1882 г.).

136

Поражение своего правительства в империалистической войне.

«О поражении своего правительства в империалистской войне» (опубл. 26 июля 1915 по н. ст.)

137

* Победа социализма в одной, отдельно взятой стране.

«О лозунге Соединенных Штатов Европы» (1915)

«Возможна победа социализма (…) в одной, отдельно взятой, капиталистической стране».

138

* Партия – не дискуссионный клуб.

В статье «Крах II Интернационала», разд. I (опубл. в сент. 1915 г.) Ленин писал: «Социалистические партии – не дискуссионные клубы, а организации борющегося пролетариата», а в докладе на Х съезде РКП(б) 16 марта 1921 г. повторил: «Мы – не дискуссионный клуб». Сходные формулировки, вероятно, встречались в социал-демократической публицистике и до Ленина.

Этот принцип был включен в резолюцию ХIII конференции РКП(б) «О партстроительстве» (янв. 1924): «Партия (…) не может быть рассматриваема как дискуссионный клуб для всех и всяческих направлений».

Ср. также: «Пока я руковожу партией, она не будет дискуссионным клубом для безродных литераторов и салонных большевиков» (письмо А. Гитлера Й. Геббельсу, июнь 1930).

139

Империализм как высшая стадия капитализма.

Загл. книги (1916; опубл. в сент. 1917 г.)

Загл. первой публикации: «Империализм, как новейший этап капитализма».

140

Гениально организованный голод.

Так, по словам Ленина, охарактеризовал положение в воюющей Германии «один недавно посетивший ее наблюдатель».

141

Коренной вопрос всякой революции есть вопрос о власти в государстве.

С изменениями повторено в ряде позднейших работ.

142

Вся власть Советам!

Лозунг сформулирован Лениным весной 1917 г.: «Вся власть в государстве (…) должна принадлежать Советам рабочих, солдатских, батрацких, крестьянских и т. д. депутатов» (речь на митинге в Измайловском полку 10 апр.); «Вся власть Советам рабочих и солдатских депутатов!» («Кризис власти», «Правда», 2 мая); «Вся власть Советам!» (заглавие статьи, «Правда», 5 июля).

143

Воткнуть штык в землю.

«Задачи пролетариата в нашей революции», 10 (т. н. «Апрельские тезисы») (10 апр. 1917; опубл. в сент. 1917 г.)

«Войну нельзя кончить “по желанию”. (…) Ее нельзя кончить, “воткнув штык в землю”, употребляя выражение одного солдата-оборонца». Многократно повторено Лениным в позднейших выступлениях и статьях.

144

* Государство нового типа.

Там же, 11

«Советы (…) представляют из себя (…) новый тип государства».

145

* Есть такая партия!

Реплика с места на заседании I Всероссийского съезда Советов 4 июня 1917 г. во время выступления И. Г. Церетели; реплика состояла из одного слова «Есть!»

Также в речи об отношении к Временному правительству 4 июня 1917 г.: «Он [Церетели] говорил, что нет в России политической партии, которая выразила бы готовность взять власть целиком на себя. Я отвечаю: “есть!”»

Ср. также: «Есть такая буква!» – постоянная фраза ведущего телеигры «Поле чудес» (с 1992 г.).

146

Учет и контроль.

«Учет и контроль – вот главное, что требуется для (…) правильного функционирования первой фазы коммунистического общества». Лозунг «учет и контроль» неоднократно повторен в статье «Как организовать соревнование» (дек. 1917) и в работе «Очередные задачи советской власти» (апр. 1918).

Также: «Социализм – это прежде всего учет» (ответ на запрос левых эсеров на заседании ВЦИК 4 нояб. 1917 г.).

147

Ум, честь и совесть нашей эпохи.

По поводу предъявленных большевикам обвинений в сотрудничестве с немцами Ленин писал: «Будем стойки в клеймении шантажистов. Будем непреклонны в разборе малейших сомнений судом сознательных рабочих, судом своей партии, ей мы верим, в ней мы видим ум, честь и совесть нашей эпохи. (…) Мы должны (…) охранять ее вождей от того даже, чтобы они тратили время на пакостников и их пакостные клеветы».

148

Грозящая катастрофа и как с ней бороться.

Загл. брошюры (сент. 1917)

149

* Догнать и перегнать.

Там же, разд. «Революционная демократия и революционный пролетариат»

«Либо погибнуть, либо догнать передовые страны и перегнать их также и экономически», – писал Ленин. Отсюда – лозунг «Догнать и перегнать», выдвинутый в 1928 г. на ХV конференции ВКП(б).

150

Революция в мировом масштабе.

В печати времен революции и Гражданской войны выражение нередко приводилось со ссылкой на Ленина. Цитаты из Ленина: «Вот несомненные признаки (…) кануна революции в мировом масштабе» («Кризис назрел», I) (29 сент. 1917); «…начнем вторую социалистическую революцию уже в мировом масштабе» (доклад на IV Всероссийском съезде Советов 14 марта 1918 г.).

151

* Каждая кухарка должна научиться управлять государством.

Вариант: «Каждая кухарка будет управлять государством».

Выражение возникло не позднее 1921 г., на основе высказывания Ленина в окт. 1917 г.: «Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством. Но (…) мы требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством (…) в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления (…) начато было немедленно (…), т. е. к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту» («Удержат ли большевики государственную власть?»).

152

Власть Советам, земля крестьянам, мир народам, хлеб голодным.

«Письмо в ЦК, МК, ПК и членам Советов Питера и Москвы большевикам» от 1 окт. 1917 (опубл. в 1921 г.)

153

Советы постороннего.

154

* Взять почту, телефон, телеграф.

Это перефразированная цитата из «Советов постороннего» (см. выше): «…чтобы непременно были заняты (…): а) телефон, б) телеграф, в) железнодорожные станции…»

155

Промедление смерти подобно.

«Письмо к товарищам большевикам, участвующим

На областном съезде Советов Северной области»

Повторено в «Письме членам ЦК» от 24 окт. 1917: «Промедление в восстании смерти подобно»; «Промедление в выступлении смерти подобно».

Изречение: «Упущение времени смерти безвозвратной подобно» – приписывается Петру I. В этой или перефразированной форме оно широко использовалось в политической публицистике. «Всякое промедление смерти подобно», – телеграфировал председатель Государственной думы М. В. Родзянко Николаю II 26 фев. 1917 г.

Возможный античный источник: «Periculum in mora» («Промедление опасно») – из «Истории» Тита Ливия, XXXVIII, 25, 13. Ленин цитировал это изречение в письме к Е. А. Преображенскому от 28 окт. 1921 г.

156

* Сначала нужно взять власть, а там будет видно.

Контаминация высказываний Ленина: «Взятие власти есть дело восстания; его политическая цель выяснится после взятия» (письмо членам ЦК от 24 окт. 1917); «Помнится, Наполеон писал: “On s’engage et puis… on voit”. В вольном русском переводе это значит: “Сначала надо ввязаться в серьезный бой, а там уже видно будет”. Вот мы и ввязались сначала в октябре 1917 года в серьезный бой, а там уже увидали такие детали развития (…), как Брестский мир или нэп и т. п.» («О нашей революции. II», янв. 1923).

157

…Революция, о необходимости которой все время говорили большевики, совершилась.

Доклад о задачах Советской власти

158

* Социализм – живое творчество масс.

Ответ на запрос левых эсеров на заседании ВЦИК

«Живое творчество масс – вот основной фактор новой общественности»; «Социализм живой, творческий, есть создание самих народных масс».

159

Человек с ружьем.

«Теперь не надо бояться человека с ружьем» – согласно Ленину, слова «финской старушки». Фраза записана между 24 и 27 дек. 1917 г. («Из дневника публициста. Темы для разработок») и повторялась потом неоднократно, впервые – в докладе о деятельности Совета Народных Комиссаров 11 янв. 1918 г.

«Человек с ружьем» – пьеса Н. Погодина (1937).

160

* Грабь награбленное!

«Мы грабим грабителей» – слова донского казака Шамова на III Всероссийском съезде Советов (16 янв. 1918 г.). Неделю спустя, обращаясь к агитаторам, посылаемым на фронт, Ленин процитировал эти слова в форме: «Мы грабим награбленное» (речь 23 янв. 1918 г.).

Три месяца спустя Ленин подтвердил: в лозунге «грабь награбленное» «я не могу найти что-нибудь неправильное, если выступает на сцену история. Если мы употребляем слова: экспроприация экспроприаторов, то – почему же здесь нельзя обойтись без латинских слов?» (заключительное слово по докладу об очередных задачах советской власти на заседании ВЦИК 29 апр. 1918 г.).

Лозунг, вероятно, восходит к высказыванию Прудона «Собственность – это кража», перефразировки которого часто встречаются в анархистской печати конца 1917 г.

161

Странное и чудовищное.

«Странным и чудовищным» Ленин назвал заявление Московского областного бюро РСДРП: «В интересах международной революции мы считали целесообразным идти на возможность утраты Советской власти».

162

* Триумфальное шествие Советской власти.

О «периоде победного, триумфального шествия диктатуры пролетариата и Советской власти» Ленин говорил 14 марта 1918 г. (доклад на IV Всероссийском съезде Советов); а несколько раньше, 7 марта, – о «сплошном триумфальном шествии», «победном триумфальном шествии революции» (политический отчет ЦК на VII съезде РКП(б).

163

* Красногвардейская атака на капитал.

«Очередные задачи Советской власти» (апр. 1918), разд. «Новый фазис борьбы с буржуазией»

Отвечая на упреки «лакеев буржуазии» в том, что большевики ведут «красногвардейскую» атаку на капитал, Ленин писал: «Мы вовсе не признаем ошибкой победоносную кавалерийскую атаку»; «“красногвардейская” атака на капитал была успешна».

164

Особое звено цепи.

Там же, разд. «Развитие советской организации»

«Надо уметь найти в каждый особый момент то особое звено цепи, за которое надо всеми силами ухватиться, чтобы удержать всю цепь и подготовить прочно переход к следующему звену».

В форме: «основное звено цепи» – у Сталина, в речи 3 марта на февральско-мартовском пленуме ВКП(б) 1937 г.

165

Социализм без почты, телеграфа, машин – пустейшая фраза.

Заключительное слово по докладу об очередных задачах Советской власти на заседании ВЦИК 29 апр. 1918 г.

Обычный лозунг в почтовых учреждениях СССР.

166

Варварские средства борьбы против варварства.

«…Петр ускорял перенимание западничества варварской Русью, не останавливаясь перед варварскими средствами борьбы против варварства».

Ср. также: «Революция есть варварский способ прогресса» – изречение французского социалиста Ж. Жореса, весьма популярное в начале ХХ в.

167

Революция не делается по заказу.

С вариациями эта мысль повторяется у Ленина с конца 1917 г.

Вошло в Программу КПСС 1961 г.: «Революция не происходит по заказу» (ч. 1, разд. II, 5). Вероятный источник – изречение американского политика-аболициониста У. Филлипса: «Революции не делаются – они приходят» (речь в Бостоне 28 янв. 1852 г.). Немецкий просветитель Г. Лихтенберг уже в начале 1790-х гг. писал: «Величайшие события в мире не делаются, а происходят».

168

Конкретные носители зла.

«У нас нет (…) войны с конкретными носителями зла».

169

Всякая революция лишь тогда чего-нибудь стоит, если она умеет защищаться.

Доклад на объединенном заседании ВЦИК, Московского Совета, фабрично-заводских комитетов и профессиональных союзов 22 окт. 1918 г.

170

Поскрести иного коммуниста – и найдешь великорусского шовиниста.

Заключительное слово по докладу о партийной программе на VIII съезде РКП(б) 19 марта 1919 г.

Изречение: «Поскребите русского – и вы найдете татарина» – приписывается Ж. де Местру, Наполеону I и другим.

171

Не сметь командовать!

«…Учиться у крестьян способам перехода к лучшему строю и не сметь командовать!»

172

* Государство есть машина для подавления.

«Государство есть машина для угнетения одного класса другим»; «машина в руках капиталистов для подавления рабочих».

О государстве как «орудии подавления» писал Энгельс в 1891 г. (введение к «Гражданской войне во Франции» Маркса).

173

Великий почин.

Загл. брошюры о коммунистических субботниках (опубл. в июле 1919)

174

Чистка партии.

Там же

«Великий почин (…) должен быть использован также (…) для чистки партии».

Во всеобщее употребление это выражение вошло со времени «генеральной чистки» 1921 г., повторенной в 1929 г.

Выражение «чистка» (англ. «purge») вошло в политический язык в июне 1647 г., когда армия О. Кромвеля потребовала изгнать из парламента 11 пресвитерианцев. Это понятие широко использовалось в публицистике Великой Французской революции (с 1789 г.).

175

Производительность труда, это, в последнем счете, самое важное, самое главное для победы нового общественного строя.

Там же

176

* Интеллигенция – не мозг нации, а говно.

«Интеллектуальные силы рабочих и крестьян растут и крепнут в борьбе за свержение буржуазии и ее пособников, интеллигентиков, лакеев капитализма, мнящих себя мозгом нации. На деле это не мозг, а говно».

177

Для интернационалиста вопрос о границах государств вопрос второстепенный, если не десятистепенный.

«Выборы в Учредительное собрание и диктатура пролетариата», V (дек. 1919)

178

Детская болезнь «левизны» в коммунизме.

Загл. книги (1920)

Восходит к высказыванию Ф. Энгельса: «Мы имеем здесь дело с детской болезнью, которая свидетельствует о начинающемся переходе немецкого студиоза на сторону социал-демократии, (…) но наши рабочие (…) ее преодолеют» (предисловие к I изданию «Анти-Дюринга», 1878).

179

* Генеральная репетиция Октябрьской революции.

Там же, III

«Без “генеральной репетиции” 1905 года победа Октябрьской революции 1917 года была бы невозможна».

180

«Взбесившийся» от ужасов капитализма мелкий буржуа.

Там же, IV

Также: «психология взбесившегося мелкого буржуа» («О “левом” ребячестве и о мелкобуржуазности», II) (май 1918).

181

* Строить социализм из человеческого материала, который оставлен в наследство капитализмом.

Там же, VI

«Мы можем (и должны) начать строить социализм не из фантастического и не из специально нами созданного человеческого материала, а из того, который оставлен нам в наследство капитализмом». Сходные формулировки встречались у Ленина и раньше.

Вошло в резолюцию Х съезда РКП(б) «О роли и задачах профсоюзов» (март 1921): «Коммунизм строится из того человеческого материала, который оставлен нам в наследство капитализмом».

Ср. также у Дж. Б. Шоу: «Демократия не может стать выше уровня того человеческого материала, из которого составлены ее избиратели» («Правила революционера», V) (1903).

182

* Марксизм не догма, а руководство к действию.

Там же, VIII

«Наша теория не догма, а руководство к действию». Еще раньше – в заключительном слове на собрании партийных работников Москвы 27 нояб. 1918 г.: «Наше учение не догма, а руководство к действию».

Ленин перефразировал Энгельса, который в письме к Ф. Зорге от 29 нояб. 1886 г. писал, имея в виду немецких эмигрантов-социалистов в Америке: «Немцы так и не сумели сделать из своей теории рычаг, который привел бы в движение американские массы. Они в большинстве случаев сами не понимают этой теории. (…) Для них это догма, а не руководство к действию».

В форме: «Марксизм не догма…» – канонизировано Сталиным («О социал-демократическом уклоне в нашей партии», доклад на XV партконференции 1 нояб. 1926 г., разд. II, 1).

183

Газета без бумаги и без расстояний.

Письмо М. А. Бонч-Бруевичу от 5 фев. 1920 г. (о радиовещании)

184

* Каждый коммунист должен быть чекистом.

«Ленин учил нас когда-то, что каждый член партии должен быть агентом ЧК, то есть смотреть и доносить», – заявил С. И. Гусев 26 дек. 1925 г. на ХIV съезде ВКП(б). Вероятно, имелась в виду речь Ленина 3 апр. 1920 г. на IХ съезде РКП(б), где говорилось: «Хороший коммунист в то же время есть и хороший чекист».

185

Мы придем к победе коммунистического труда!

«От первого субботника на Московско-Казанской железной дороге ко Всероссийскому субботнику-маевке» (2 мая 1920)

186

…Самая суть, (…) живая душа марксизма: конкретный анализ конкретной ситуации.

Также: «Ухватывать угнетающий пролетариат режим за противоречия этого режима – в этом и состоит живая душа марксизма, а не в закостенелых формулах» («Разговор легалиста с противником ликвидаторства», 1911).

187

Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество.

188

* Нравственно то, что служит победе социализма.

Перефразировка высказываний Ленина на III съезде комсомола (см. выше): «Для нас нравственность подчинена интересам классовой борьбы пролетариата»; «Нравственность это то, что служит разрушению старого эксплуататорского общества и объединению всех трудящихся вокруг пролетариата, созидающего новое общество коммунистов».

Сходные мысли появились гораздо раньше, напр.: «Нравственно (…) все то, что способствует торжеству революции» (С. Г. Нечаев, «Катехизис революционера», § 4) (1869); «Все, что необходимо для революции, все, что ей полезно, – справедливо» (слова Н. Шамфора в 1789 г.; приводятся в «Памятных записках» Ж. Мармонтеля, кн. 14).

189

Коммунизм есть Советская власть плюс электрификация всей страны.

«Наше внешнее и внутреннее положение и задачи партии», речь на Московской губернской конференции РКП(б) 21 нояб. 1920 г.

С изменениями («Коммунизм – это есть…») повторено на VIII Всероссийском съезде Советов (доклад о внешней и внутренней политике 22 дек. 1920 г.).

190

Бюрократические извращения.

30 дек. 1920 г. Ленин заявил: «Государство у нас рабочее с бюрократическим извращением» («О профессиональных союзах, о текущем моменте и об ошибках т. Троцкого», речь на соединенном заседании делегатов VIII съезда Советов). И несколько позже: «Бюрократия наш враг и бюрократические извращения» (заключительное слово по докладу о концессиях на заседании коммунистической фракции ВЦСПС 11 апр. 1921 г.).

191

Руководящая роль партии.

«…Договариваются до отречения (…) от всякого “назначенства”, т. е. в конце концов от руководящей роли партии по отношению к массе беспартийных».

Два дня спустя Ленин повторил: «…Это подрывает руководящую роль партии» (доклад на заседании коммунистической фракции II Всероссийского съезда горнорабочих 23 янв. 1921 г.).

=> «Руководящая и направляющая сила» (С-258).

192

* Формально правильно, а по существу издевательство.

Заключительное слово по докладу о продовольственном налоге на Х Всероссийской конференции РКП(б) 27 мая 1921 г.

«…Нечто формально правильное, а по сути издевательство».

193

* Экономика – самая для нас интересная политика.

Там же

«…У нас хозяйственное дело – наше общее дело. Это самая для нас интересная политика».

194

* Вопрос: «кто – кого».

Доклад 17 окт. 1921 г. на II Всероссийском съезде политпросветов («Новая экономическая политика и задачи политпросветов»), разд. «Кто победит – капиталист или советская власть?»

«Весь вопрос – кто кого опередит? (…) Нужно смотреть на эти вещи трезво: кто кого?»

С конца 1920-х гг. под лозунгом «Кто – кого?» развернулась кампания за массовую коллективизацию.

195

* Учитесь торговать!

Лозунговая перефразировка указаний из того же доклада (см. выше), напр.: «Государство должно научиться торговать».

196

Коммунистическое чванство.

Там же, разд. «Три главных врага»

Также: «коммунистическое чванство – комчванство, выражаясь великим русским языком» (политический отчет ХI съезду ВКП(б) 27 марта 1922 г.).

197

Талант надо поощрять.

«Талантливая книжка», рецензия на сборник рассказов А. Аверченко «Дюжина ножей в спину революции» («Правда», 22 нояб. 1921)

198

* Смычка рабочего класса с крестьянством.

В докладе Ленина «О внутренней и внешней политике республики» на IХ Всероссийском съезде Советов 23 дек. 1921 г. говорилось: «Сущность – в смычке авангарда, пролетариата, с широким крестьянским полем»; «Торговля является сейчас (…) единственной возможной смычкой передового отряда пролетариата с крестьянством».

=> «Смычка города с деревней» (Т-137).

199

Ведомства – говно; декреты – говно.

Записка А. Д. Цурюпе от 21 фев. 1922 г.

200

Не ошибается только тот, кто ничего не делает.

«О значении воинствующего материализма» (март 1922)

Это изречение с вариациями повторялось Лениным с 1917 г. и в советское время обычно приписывалось ему, хотя появилось оно не позднее середины XIX в.

201

Государство – это мы.

«…Когда мы говорим “государство”, то государство это – мы, это – пролетариат, это – авангард рабочего класса»; «государство это – рабочие, это – передовая часть рабочих, это – авангард, это – мы». Эта мысль повторена в заключительном слове Ленина по отчету ЦК 28 марта.

Выражение встречалось и раньше, напр.: «Прежде (…) “король-солнце” [Людовик ХIV] мог сказать классические слова: “Государство это – я!”, напротив, теперь народные представители с не меньшим правом провозглашают: “Государство это – мы!”» (Б. Сыромятников, «Неославянофильство и русские люди») («Русские ведомости», 8 нояб. 1905).

Также у А. Ф. Керенского: «Мы – не собрание усталых людей, мы – государство» (речь к делегатам с фронта 9 апр. 1917 г.).

202

Подбор людей и проверка исполнения.

Там же

«Гвоздь для всей работы – это в подборе людей и в проверке исполнения».

Также: «Проверять людей и проверять фактическое исполнение дела – (…) в этом теперь гвоздь всей работы» («О международном и внутреннем положении Советской республики», речь 6 марта 1922 г.).

203

Законность не может быть калужская и казанская.

«О “двойном” подчинении и законности», записка Сталину для Политбюро от 20 мая 1922 г.

204

Владивосток далеко, но ведь это город-то нашенский.

205

Из России нэповской будет Россия социалистическая.

Там же

206

Тов. Сталин, сделавшись генсеком, сосредоточил в своих руках необъятную власть.

207

Обрусевшие инородцы всегда пересаливают по части истинно русского настроения.

«Истинно русское» в тогдашнем политическом языке означало: «черносотенное».

208

* Необходимое и достаточное для построения социализма.

«Это еще не построение социалистического общества, но это все необходимое и достаточное для этого построения».

Более ранняя цитата: «Проведение в жизнь этих лозунгов (…) является необходимым и достаточным для окончательной победы социализма» («Очередные задачи Советской власти», раздел «Общий лозунг момента») (апр. 1918).

209

Лучше меньше, да лучше.

210

* Учиться, учиться и учиться.

Там же

«Нам надо во что бы то ни стало поставить себе задачей для обновления нашего госаппарата: во-первых – учиться, во-вторых – учиться и в-третьих – учиться».

Более ранняя цитата: «Важнейшей задачей для нас является сейчас: учиться и учиться» («Пять лет российской революции…», доклад на IV конгрессе Коминтерна 13 нояб. 1922 г.).

Также у Сталина: «Учиться, учиться, учиться…» (речь на VIII съезде ВЛКСМ 16 мая 1928 г.). Этот оборот, однако, существовал уже в XIX в., напр.: «а надо учиться, учиться, учиться…» (из рецензии М. Салтыкова-Щедрина на комедию И. Самарина «Перемелется – мука будет») (1868).

211

** Мы пойдем другим путем.

Слова, сказанные при известии о казни брата, Александра Ульянова (1887). В передаче М. И. Ульяновой: «Нет, мы пойдем не таким путем. Не таким путем надо идти» (речь на траурном заседании Московского Совета 7 фев. 1924 г.).

«Мы пойдем другим путем» – широко известная в советское время картина Петра Петровича Белоусова (р. 1912), написанная в 1951 г.

212

** Он меня всего глубоко перепахал.

О Н. Чернышевском и его романе «Что делать?», в беседе с Н. В. Валентиновым (1904). Фраза приводится в воспоминаниях Валентинова «Встречи с Лениным» (1953).

213

** Очень своевременная книга.

Отзыв о романе «Мать», в беседе с М. Горьким (1907); приводится в очерке Горького «В. И. Ленин» (1924, 1930).

214

** Сегодня начинать рано, послезавтра – поздно.

Слова, будто бы сказанные Лениным на совещании ЦК РСДРП(б) 21 окт. 1917 г., но известные только по книге Дж. Рида «Десять дней, которые потрясли мир» (1919): «24 октября будет слишком рано действовать. (…) 26 октября будет слишком поздно действовать. (…) Мы должны действовать 25 октября».

Рид ссылался на В. Володарского, участника совещания 21 октября; однако в подлинных высказываниях Ленина октября 1917 г. ни разу не встречается мысль: «слишком рано».

215

** Все лучшее – детям.

Слова, будто бы сказанные Лениным заведующей дошкольным отделом Наркомпроса Д. А. Лазуркиной в нояб. 1917 г. Они отсутствовали в первых публикациях воспоминаний Лазуркиной о ее встречах с Лениным и появились лишь в очень поздней версии этих воспоминаний (в кн. «Подписаны Лениным», 1968): «Помните, все лучшее, что у нас есть, – детям!»

Однако лозунг появился гораздо раньше 1968 г., напр.: «Лозунг нашей страны “Все лучшее – детям!” неукоснительно проводится в жизнь» (выступление С. Михалкова на I съезде писателей Российской Федерации 8 дек. 1958 г.).

Также: «…Человечество обязано дать ребенку лучшее, что оно имеет» (преамбула к «Декларации прав ребенка», принятой на XIV сессии Генеральной Ассамблеи ООН 20 нояб. 1959 г.).

216

** Книга – огромная сила.

Фраза из беседы с А. В. Луначарским (конец 1917?); приводится в статье Луначарского «Из октябрьских воспоминаний» (1928).

217

** Меч – не наша эмблема.

О проекте герба РСФСР (весна 1918). Фраза приводится в воспоминаниях В. Д. Бонч-Бруевича «Герб СССР» (1956).

218

** Монументальная пропаганда.

«Комиссариат Просвещения, по инициативе (…) т. Ленина, приступит скоро к агитации нового образца, к агитации и пропаганде монументальной», – писал Луначарский в июле 1918 г. в статье «Монументальная агитация» («Пламя», № 11).

По воспоминаниям Луначарского («Ленин и искусство», 1924; «Ленин о монументальной пропаганде», 1933), выражение «монументальная пропаганда» Ленин употребил в беседе с ним весной 1918 г.

219

** Искусство принадлежит народу. (…) Оно должно быть понятно (…) массам и любимо ими.

Из беседы с К. Цеткин (осень 1920). Высказывание цитируется в воспоминаниях К. Цеткин «О Ленине» (опубл. в 1924 г. в пер. с немецкого). В первой публикации давался иной, более точный перевод: «Оно должно быть понято (…) массами…»

Лозунг: «Все искусство – всему народу!» – выдвинули в 1918 г. футуристы в «Декрете № 1 о демократизации искусств» за подписью В. Маяковского, В. Каменского, Д. Бурлюка.

220

** Какая глыба, а? Какой матерый человечище.

О Льве Толстом в беседе с М. Горьким (1920?). Приводится в очерке Горького «В. И. Ленин» (1924, 1930).

Ср. также высказывание А. Чехова о Толстом: «Не человек, а человечище, Юпитер» (письмо к А. С. Суворину от 11 дек. 1891).

221

** Изумительная, нечеловеческая музыка.

Там же

Об «Аппассионате» Л. Бетховена.

222

** Идет за читателем, а надо быть немножко впереди.

Там же

О Демьяне Бедном.

223

** Из всех искусств для нас важнейшим является кино.

Из беседы с Луначарским в начале марта 1922 г. В такой форме фраза приводится в сравнительно поздних воспоминаниях Луначарского «Беседа с В. И. Лениным о кино» (1925); раньше Луначарский приводил ее в других вариантах.

224

** Капиталисты готовы продать нам веревку, на которой мы их повесим.

Возможно, эта фраза восходит к мемуарному очерку Ю. Анненкова «Владимир Ленин» (опубл. в 1961 г.), где приводятся (по памяти) записи Ленина, якобы увиденные мемуаристом в Институте Ленина в 1924 г.: «Капиталисты всего мира и их правительства в погоне за завоеванием советского рынка (…) откроют кредиты, которые послужат нам для поддержки коммунистической партии в их странах и, снабжая нас недостающими у нас материалами и техниками, восстановят нашу военную промышленность, необходимую для наших будущих победоносных атак против наших поставщиков. Иначе говоря, они будут трудиться по подготовке их собственного самоубийства!»

225

** Полезные идиоты.

Так Ленин будто бы назвал пацифистов в странах Запада.

Возможно, выражение восходит к мемуарному очерку Ю. Анненкова «Владимир Ленин» (см. выше), где Ленину приписывается следующая мысль: «…Так называемые культурные слои Западной Европы и Америки не способны разбираться в современном положении вещей (…); эти слои следует считать за глухонемых и действовать по отношению к ним, исходя из этого положения».