Подготовка ребенка к школе. Образовательный комплекс включает в себя следующие задания и упражнения: обучение чтению, изучение букв и звуков, знаки препинания в предложении и простые числа, задания на сообразительность и творческое мышление.


Обучение чтению. Звуки "йу" и буква "Ю"

Цель : формирование навыка чтения, развитие фонематического слуха, развитие устойчивости внимания.

Материал : рабочий лист, карандаши. Карточка с буквой Ю.

"Ю" похожа на юлу,

Что кружилась на полу,

Повертелась как волчок

И упала на бочок.

"Юбка", "люстра" и "люблю", -

Вот словечки с буквой "Ю".

- О какой букве идет речь? Правильно о букве Ю.
- Послушайте слова и назовите первые звуки в этих словах: ЮБКА, ЮЛЯ, ЮГ, ЮЛА .
- Правильно, это звуки ЙУ. И записываются они буквой Ю.

Педагог показывает детям карточку с буквой Ю. Дети пальчиками обводят буковку. Пишут ее пальчиком на столе.

- Давайте сделаем с вами звуковой анализ слова ЮБКА.
- Сколько слогов в слове ЮБКА? (Два).
- А какой первый звук в слове ЮБКА? (Звук й).
- Второй звук в этом слове? (у).
- Третий звук? (б).
- Четвертый звук? (к).
- Пятый звук? (а)
- А когда мы пишем слово ЮБКА, то первая буква в этом слове Ю. Буква Ю состоит из двух звуков йу.
- Если буква Ю стоит в начале слова или после гласной, то она обозначает два звука ЙУ.
- Послушайте следующее слово - ЛЮК.

Проводим звуковой анализ слова ЛЮК .

- Давайте сделаем вывод. Если буква Ю стоит после согласной, то она указывает на мягкость согласного звука и обозначает звук У.
- Буква Ю – гласная, а гласные мы обозначаем красным цветом.
- Раскрасьте букву Ю в красный цвет.
- Раскрасьте схему звуков "йу" зеленым и красным карандашами. Й - зеленый, т.к. звук согласный мягкий. У – красный, т.к. звук гласный.
- Как вы считаете, на что похожа буква Ю?
- Обведите и допишите буквы Ю.

Обучение чтению. Слова с буквой Ю

Цель : формирование навыка чтения.

Материал : рабочий лист.

Прочитайте слова построчно, а затем столбиками.

Подчеркните одной чертой мягкие согласные.

Соедините чертой слова, которые начинаются на одинаковый слог.

Обучение чтению. Звуки "ЙА" и буква "Я"

Цель

Материал : рабочий лист, карандаши, карточка с буквой Я.

Сегодня мы познакомимся с новой буквой. Послушайте стихотворение, которое написала поэтесса Светлана Игнатова об этой букве:

Буква "Я" собой гордится:

Всех важнее быть стремится.

Яхта, яблоко, земля, -

Вот словечки с буквой "Я".

- О какой букве идет речь? Правильно о букве Я.
- Послушайте слова и назовите первые звуки в этих словах: ЯБЛОКО, ЯКОРЬ, ЯЙЦО, ЯМА.
- Правильно, это звуки ЙА. И записываются они буквой Я.

Педагог показывает детям карточку с буквой Я. Дети пальчиками обводят буковку. Пишут ее пальчиком на столе.

- Давайте сделаем с вами звуковой анализ слова ЯМА.
- Сколько слогов в слове ЯМА? (Два).
- Какой первый слог? Второй?
- А какой первый звук в слове ЯМА? (Звук й).
- Второй звук в этом слове? (А).
- Третий звук? (М).
- Четвертый звук? (А).
- А когда мы пишем слово ЯМА, то первая буква в этом слове Я. Буква Я состоит из двух звуков йа.
- Если буква Я стоит в начале слова или после гласной, то она обозначает два звука ЙА.
- Послушайте следующее слово - МЯСО.

Проводим звуковой анализ слова МЯСО.

- Давайте сделаем вывод. Если буква Я стоит после согласной, то она указывает на мягкость согласного звука и обозначает звук А.
- Буква Я – гласная, а гласные мы обозначаем красным цветом.
- Раскрасьте букву Я в красный цвет.
- Раскрасьте схему звуков йа зеленым и красным карандашами. Й- зеленый, т.к. звук согласный мягкий. А – красный, т.к. звук гласный.
- Как вы считаете, на что похожа буква Я?
- Обведите и допишите буквы Я.

Обучение чтению. Чтение слов с буквой "Я"

Цель : формирование навыка чтения, развитие умственного действия анализа-синтеза.

Материал : рабочий лист, карандаши.

Прочитайте слоги построчно, а затем столбиками.

Поделите слова на слоги.

Поставьте в этих словах ударение.

Подчеркните слово, в котором больше всего слогов.

Обведите слова, где буква Я пишется в начале слова. Какие звуки обозначает буква Я, если стоит в начале слова?

Обучение чтению. Схемы предложений. Знаки препинания

Цель : формирование навыка чтения, развитие умственного действия, анализа-синтеза.

Материалы : рабочий лист, карандаши.

- Сейчас мы с вами будем читать предложения, но сегодня они будут необычными. Посмотрите на первое предложение. Что в нем интересного? Правильно, в конце предложения стоит не точка, а новый знак. Такой знак называется вопросительным. И предложение тоже называется вопросительным. Когда вопросительный знак стоит в конце предложения, то само предложение надо читать так, как будто ты спрашиваешь. Посмотрите, как я прочитаю это предложение (педагог дает образец прочтения).

Аналогично педагог знакомит детей с восклицательным знаком и побудительным предложением.

- Составьте схемы к предложениям.
- Найдите в предложениях слова с буквой Я. Сколько слов нашли? (Одно).

Математика. Состав чисел: 2, 3, 4, 5

Цель : учить детей запоминать состав чисел 2, 3, 4, 5.

Материал : рабочий лист, карандаши.

Давайте правильно заполним домики цифрами.

В первом домике на каждом этаже должно получиться при сложении чисел число 2.

Во втором домике на каждом этаже должно получиться при сложении чисел число 3.

В третьем домике на каждом этаже должно получиться при сложении чисел число 4.

В четвертом домике на каждом этаже должно получиться при сложении чисел число 5.

Развитие мышления. Скажи наоборот

Цель : развитие речи, формирование умения подбирать противоположные по смыслу слова.

Подберите противоположные слова.

  • Веселый – ... (грустный).
  • Глубокий – ... (мелкий).
  • Острый – ... (тупой).
  • Гладкий – ... (шершавый).
  • Горячий – ... (холодный).
  • Мокрый – ... (сухой).
  • Яркий – ... (тусклый).
  • Сытый – ... (голодный).
  • Тонкий –... (толстый).
  • Широкий – ... (узкий).
  • Ясный – ... (пасмурный, ненастный).
  • Новый – ... (старый).
  • Математика. Примеры. Решение задач

    Цель : обучение детей сложению и вычитанию, закрепление знаков +, - и =, закрепление образа цифры, учить составлять примеры.

    Материалы : рабочий лист, карандаши.

    - Посмотрите на картинку, кто нарисован на картинке?
    - Давайте составим задачу про птиц.
    - Сколько птиц сидит на ветке?
    - Сколько птичек прилетело?
    - Зная, эти данные мы можем составить задачу?
    - Составьте задачу.

    На ветке дерева сидело 3 птицы. К дереву подлетела еще одна птица. Сколько всего птиц на рисунке?

    - Назовите условие задачи.
    - Какой вопрос в задаче?
    - Решите составленную задачу.
    - Составьте и запишите пример к задаче на рабочем листе.
    - Задача на сложение или вычитание? Какой знак будет в примере?
    - Прочитайте получившийся пример.
    - Составьте задачу по той же картинке на вычитание.
    - Какая задача у вас получилась?
    - Назовите условие и вопрос задачи?
    - Составьте и запишите решение задачи на рабочем листе.

    Развитие умственных действий. Анализ-синтез

    Цель : развитие анализа-синтеза.

    Материал : мяч.

    Педагог организовывает игру на ковре. Дети встают вкруг, педагог стоит внутри круга.

    Педагог бросает детям мяч и просит продолжить фразу.

  • Человек - сердце, машина - ...
  • Ужин – вечером, завтрак - ...
  • Птица – летает, змея - ...
  • Лето – жаркое, зима - ...
  • Ручка – пишем, ... - рисуем.
  • Хлеб – коричневый, молоко - ...
  • Самолет – ангар, машина - ...
  • Платье – портной, туфли - ...
  • Подготовка руки к письму. Палочки

    Цель : формирование графо-моторных функций.

    Материал : рабочий лист

    Обведите и допишите палочки.

    Педагог задает домашнее задание детям.

    Прощание

    До свидания, до свидания приходите к нам еще,

    До свидания, до свидания, с вами очень хорошо.

    До свидания, до свидания, приходите к нам опять.

    До свидания, до свидания – будем весело играть!

    Надежда Штанько

    Конспект открытого занятия.

    для детей подготовительной к школе группы

    воспитателя Штанько Н. А.

    Тема: Буква «Ю», звук «Ю»

    Цель: познакомить с буквой и звуком «ю».

    Задачи : развивать фонематический слух; учить выделять звук «ю» в словах; воспитывать умение взаимодействовать друг с другом

    Оборудование: проектор

    Ход занятия :

    Воспитатель: Давайте поприветствуем наших гостей.

    Дети: - Здравствуйте!

    Воспитатель: - Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с новым звуком «Ю». Чтобы правильно произнести этот звук нужно чуть округлить губы и слегка вытянуть их вперёд (показывает). Давайте вместе произнесём этот звук. А какой это звук гласный или согласный?

    Дети : - Гласный

    Воспитатель : - Давайте вспомним, а какие гласные звуки мы уже знаем?

    Дети: - А, О, У, Е, Я

    Воспитатель: - Молодцы. Скажите, пожалуйста, а как мы узнаем гласные звуки?

    Дети: - Гласные звуки легко поются, и воздух изо рта выходит свободно.

    Воспитатель: - Ребята, а сколько звуков вы слышите, когда произносите букву Ю

    Дети: - Два.

    Воспитатель: - А какие это звуки?

    Дети: - [й] и [у]

    Воспитатель: - Хорошо. А сейчас посмотрите на экран, (слайд № 1) звук Ю обозначается гласной буквой Ю. Давайте нарисуем букву Ю в воздухе. Посмотрите, а какая буква спряталась в букве Ю.

    Дети: - О

    Воспитатель: - Чтобы О не укатилось,

    Крепко к столбику прибью.

    Ой, смотри-ка, что случилось:

    Получилась буква…. Ю.

    Перед вами лежат части нашей буквы, давайте составим целую букву Ю.

    Дети каждый составляет букву Ю .

    Воспитатель: - Ребята, у меня есть волшебный сундучок, а в нем игра «Угадай, как нас зовут?». Карточки, а к ним вот такое задание: Отгадайте имена этих ребят по первым буквам слов. (Слайд № 2,3)

    (Юбка, лук, яблоко – ЮЛЯ

    Юла, рак, арбуз - Юра).

    Давайте прохлопаем слово ЮЛЯ сколько здесь слогов? (2, а в слове ЮРА? тоже 2, а с какой же буквы начинаются эти имена?

    Дети: С буквы Ю.

    Воспитатель : Ребята, что это за звук? (слайд № 4)

    Дети : Поезд.

    Воспитатель: - Ребята, он нам тоже привез какое-то задание.

    Паровозик хочет с вами поиграть. Ему очень нравятся гласные звуки, особенно звук [ю]. Определите место звука [ю] в этих словах. Если звук в начале слова - положите картинку в главный вагончик, если в середине - во второй вагон, в конце - в последний.

    (Юла, юбка, утюг, ключ, клюква, клюшка, мою, дую, лаю, вою)

    Воспитатель: - Молодцы, с этим заданием справились. А теперь немного отдохнем: Осенью на небе очень много туч и облаков, я вам предлагаю сыграть в игру Беленькое облако.

    Беленькое облако поднялось над крышей

    Устремилось облако выше, выше, выше

    Ветер это облако зацепил за кручу.

    Превратилось облако в грозовую тучу.

    Встаем в круг. Сравнение на слух:

    Лук – люк.

    Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран, я вам предлагаю прочитать по очереди слова: (Слайд № 5)

    ПО Ю

    Воспитатель: Молодцы, а теперь я вам предлагаю вернуться за столы, а в моем волшебном сундучке еще что-то для вас есть.

    Составление отгадок на загадки:

    Я красна, я кисла,

    На болоте я росла.

    Дозревала под снежком,

    Ну-ка, кто со мной знаком?

    (Клюква) (Слайд № 6)

    Составляем слово клюква.

    Костыль кривой

    Так и рвется в бой.

    (Клюшка) (Слайд № 7)

    Из меня берут порою

    А в руках твоих открою

    Я любой замок.

    (Ключ ) (Слайд № 8)

    Воспитатель : - Объясните значение слова ключ. Давайте составим предложения с этим словом.

    Дети: - Я могу ключом открыть замок.

    Воспитатель: - Молодцы. Итак, с какой гласной буквой мы сегодня познакомились? Сколько звуков мы слышим в букве Ю?

    (Ответы детей )



    Цели:
     Дидактическая цель:
    познакомить учащихся с новой
    йотированной буквой Ю ю,
    особенностями этой буквы:
    обозначает два звука [й][у], если
    находится в начале слова или
    после другой гласной и
    обозначает мягкость
    предшествующего согласного
    звука.
     Образовательная цель:
    продолжить обучение учащихся
    звуко­буквенному анализу слов,
    делению слов на слоги, работе с
    предложением, текстом,
    создавать условия для
    самостоятельной деятельности
    учащихся.
     Развивающая цель:
    формировать навыки
    правильного, осознанного,
    выразительного чтения слов,
    предложений; учить работать с
    текстом, отвечать на вопросы;
    работать индивидуально, в паре;
     Воспитательная цель:
    воспитывать уважение друг к
    другу, родному языку.
    (Приложение 1)
    ХОД УРОКА
    Этапы урока
    Деятельность учителя
    Деятельность

    ученика
    1.
    Организационный
    момент
    Приветствие детей и гостей
    урока Слайд 1

    Громко прозвенел звонок,
    Давайте настроимся все на
    урок,
    Улыбнёмся друг другу, и
    нашим гостям,
    Чудесных открытий желаю
    всем вам!
    2. Актуализа ция
    знаний
    – Какое умение поможет нам
    сегодня сделать ещё одно
    маленькое открытие в мире
    звуков и букв.
    – Прежде чем приступить к
    новому, что необходимо
    сделать?
    – Вспомните, с какой буквой
    мы познакомились на прошлом
    уроке?
    – Что мы узнали про эту букву?
    – Вам было задано прочитать
    Текст «Заботливая внучка».
    Давайте сейчас проверим, как
    вы дома читали.
    – Все ли слова вам были
    понятны? Объяснение!
    – Чтение значения этого слова
    из словаря.
    Слайд 2
    – Давайте продолжим
    повторение, какие звуки мы
    знаем?
    – Что вы можете сказать про
    согласные звуки?
    – Что можете сказать про
    гласные звуки?
    – Умение учиться
    – Повторить то, что
    нам потребуется на
    уроке
    – С буквой Ха.
    – Что согласная,
    глухая, непарная,
    мяг., и твер.
    Чтение текста
    – грамотная нет
    – Согласные и
    гласные
    – они звонкие, глухие,
    мягкие и твердые
    – ударные,
    безударные
    – а, о, ы, у, и, я, у, ё,
    е,
    – гл. твердые и
    мягкие
    – про гласные (я, е, ё)
    – они обозначают по 2
    звука

    3. Постановка
    проблемы и её
    решение
    – Назовите все гласные буквы.
    Слайд 3
    – На какие группы можно
    разделить?
    – О каких буквах мы можем
    сказать, что они особые
    (хитрые) Почему?
    – Мы повторили всё, что нам
    потребуется сегодня на уроке, а
    открыть новое нам поможет
    звуковая схема. Слайд 4
    – Посмотрите на звуковую
    схему. Что вы можете
    рассказать про это слово?
    – Отгадайте загадку и узнаете,
    что я загадала.
    Слайд 5
    Кручусь, верчусь, и мне не лень
    Вертеться даже целый день.
    Слайд 6
    – Проверим, подходит ли
    звуковая схема к слову.
    – Какие звуки мы слышим?
    – Где возникло затруднение?
    – Как мы произносим этот
    звук? Легко или трудно?
    – Что мы должны узнать?
    – Кто догадался, с какой новой
    буквой мы познакомимся
    сегодня на уроке?
    – Кто сможет сказать какая эта
    буква гл. или согл.?
    – Почему?
    – С какими гласными она будет
    дружить?
    – Сформулируйте тему урока.
    Слайд 7
    – В этом слове 2
    слога, 4 зв., 2 глас., 2
    сог, 1 мяг. согл., 1
    твёр. согл.

    – Юла
    – При произношении
    слышим звуки [йула]
    – При обозначении
    первого слога,
    – Легко
    – Какой буквой
    обозначить эти звуки?
    – Познакомиться с
    буквой Ю
    – Гласная
    – Легко произносится,
    можно спеть
    – я, е, ё
    – Тема урока: «Буква
    «Ю» и звуки, которые
    она обозначает».
    Формируют цели и

    – Значит, каких целей, нам
    сегодня надо достичь на уроке?
    (вывесить на доску цели)
    Слайд 8
     познакомиться с новой
    буквой и звуками,
    которые она обозначает;
     научиться отличать их от
    других звуков;
     учиться читать слова,
    слоги и предложения с
    новой буквой.
    – Кто сможет найти эту букву в
    алфавите на стене.
    – Эта буква особенная, кто
    догадался, почему я так
    говорю?
    Это первый секрет
    – Сейчас откроем учебники и
    прочитаем слоги и слова с этой
    буквой на стр_________
    – Назовите ещё слова, где буква
    ю в начале слова.
    – Как можно назвать мальчика в
    морской форме?
    Слайд 9
    Чтобы точно узнать значение
    слова «Юнга» давайте
    обратимся к словарю, я заранее
    нашла это слово (работа над
    значением слова)
    – В этом слове какую роль
    играет буква ю?
    Слайд 10
    – Как вы думаете, можно ли с
    уверенностью утверждать, что
    буква ю обозначает 2 звука
    они выводятся на
    экран.

    Показывают
    – Обозначает 2 звука
    Называют по
    памяти
    – Юнга

    – Обозначает 2 звука
    – Нет, не всегда
    – Плюшки, салют,
    верблюд, клюшка
    – Буква ю в середине
    сл.
    – Мягко
    – Обозначает
    мягкость
    предшествующего
    согласного звука
    – Июль
    – Ю обозначает два
    звука
    – После другой
    гласной.
    – 1 столбик: Юбка,
    одеваю
    – 2 столбик: брюки,
    всю

    всегда?
    – Посмотрите на картинки
    обратите внимание, есть ли в
    этих словах буква ю?
    – Где находится буква ю в этих
    словах?
    – Как вы думаете, какую
    команду даёт буква ю соглас­
    ным звукам: читаться мягко
    или твёрдо?
    – Это второй секрет буквы ю.
    Как его сформулировать?
    Слайд 11
    – Назовите, какой месяц
    изображён на картинке, если он
    считается серединой лета?
    – Что мы замечаем, произнося
    это слова?
    – Обратите внимание, где
    находится буква ю.
    – Значит буква ю обозначает 2
    звука еще когда
    Третий секрет
    – Мы открыли три секрета
    буквы Ю. Проверим, как вы
    поняли.
    – Найдите в книге текст на
    стр.___и из этого текста на
    листочки, которые лежат на
    партах, выпишите в 1 столбик
    слова, где буква ю обозначает 2
    звука, а во второй, где мягкость
    согласного.
    Проверка
    Слайд 12
    Физминутка
    4. Закрепление
    Работа с текстом

    – Сейчас мы будем работать с

    – Есть название
    – Понятно о чем
    прочитали.
    – Матросом
    – Первое
    предложение
    Работа в тетрадях
    – Строчная буква Ю
    состоит из двух
    элементов. Это
    наклонная палочка с
    соединением и овала.

    – Познакомиться с
    новой буквой и
    звуками, которые она
    обозначает
    – С буквой Ю
    – Обозначает 2 звука;
    – Учиться читать
    слова, слоги и
    предложения с новой
    буквой
    текстом, который написан у вас
    на листочках.
    – Подумайте, о ком пойдёт речь
    в тексте?
    Слайд 13
    Юнга
    Юркий кораблик «Юла» плывёт
    к берегу. Юра –юнга «Юлы». У
    Юры уютная каюта и любимый
    кот Юпитер. Юнга хочет стать
    матросом. Он будет плавать по
    морям и океанам.
    – Докажите, что вы прочитали
    текст.
    – Как зовут мальчика?
    – Кем он хочет стать? Найдите
    и прочитайте предложение, в
    котором говорится о названии
    корабля
    Слайд 14
    – Давайте сейчас посмотрим, из
    каких элементов состоит
    строчная буква ю. Посмотрите,
    как правильно надо написать
    эту букву.
    – Обратите внимание как вы
    сидите! Примите правильную
    позу. Правильно возьмите в
    руку ручку.
    – У вас в тетрадях написан
    образец. Обведите образец и
    напишите до конца строчки
    самостоятельно.
    – Письмо слогов и слов с новой
    буквой по образцам.
    Рефлексия

    – Какая цель была на этом
    этапе урока?
    – С какой новой буквой
    познакомились?
    – Почему она особенная?
    – Спасибо, вы отлично
    поработали!

    На этом уроке вы узнаете о букве Ю и звуках, которые она обозначает, узнаете функции буквы Ю в словах, научитесь писать заглавную и маленькую буквы Юю, выполните интересные задания.

    Этот урок начинается с разговора о букве, а не о звуке, как обычно, потому что в русском языке всего шесть гласных звуков , которые вы уже хорошо знаете. А вот «гласных» букв - десять .

    Если произнеси вслух букву Ю , то можно услышать, что она состоит из двух звуков - [йу ]. Первый звук очень короткий - [й] - это согласный, звонкий, всегда мягкий звук. [у] - второй звук, он гласный. Итак, звуки [йу] на письме записываются буквой Ю .

    Сегодня на уроке нам будут помогать Юра и Юля (рис. 2).

    Рис. 2. Юля и Юра ()

    Прежде чем показать первые буквы в своих именах, они хотят узнать, сможете ли вы назвать первые звуки их имен в словах.

    Выполните задание. Произносите слова по картинкам и выбирайте ту, где встретятся нужные нам звуки [йу] .

    Это - вьюнок (рис. 3).

    Рис. 4. Настурция ()

    А это - настурция (рис. 4).

    Звук [йу] слышен в слове «вьюнок» .

    Это - куртка (рис. 5).

    А это - юбка (рис. 6).

    Звук [йу] слышен в слове «юбка» .

    Это - чум (рис. 7).

    А это - юрта (рис. 8).

    Звук [йу] слышен в слове «юрта» .

    Итак, вы услышали, что звуки [йу] могут произноситься в начале слов и в их середине.

    Узнаем, как эти звуки слышатся после гласных. Послушайте колыбельную (рис. 9) и сосчитайте, сколько звуков [йу] вы услышите.

    Баю-баюшки-баю,
    Не ложися на краю:
    Придёт серенький волчок
    И утащит за бочок.

    Рис. 9. Колыбельная ()

    В этой колыбельной песне хорошо слышно четыре звука [йу] .

    Юра и Юля решили поиграть в игру, которая называется «Поговорим с буквой Ю» .

    Юра будет задавать вопросы, а Юля - отвечать. И вы помогайте, глядя на картинки.
    Какая твоя любимая игрушка?

    Ю ла (рис. 10)

    Какую планету ты знаешь?

    Ю питер (рис. 11)

    Кем ты хочешь стать?

    Ю нгой (рис. 12)

    Какую птицу ты знаешь?

    Ю рок (рис. 13)

    Какое тебе нравится растение?

    Они различаются только размером.

    Чтобы О не укатилась,

    Крепко к столбику прибью.

    Ой, смотри-ка, что случилось:

    Получилась…буква Ю (рис. 16).

    Рис. 16. Буква Ю ()

    Прочитайте стишки и узнайте, на что похожа буква Ю .

    На арене укротитель -

    Грозных тигров повелитель.

    Он, как буква Ю , с кольцом

    К тиграм смело встал лицом (рис. 17).

    Рис. 17.Укротитель тигров

    Вся согнулась буква Ю ,

    Держит палочку свою.

    Вот и выглядит такою -

    Старой бабкою с клюкою.

    Если бублик вы не съели,

    Если он ещё при вас,

    То в одном хорошем деле

    Пригодится он сейчас.

    Поиграем с ним немножко.

    Сбоку - вилка,

    Рядом - ложка.

    Запиши в тетрадь свою -

    Эта буква - буква Ю .

    А ещё у буквы Ю есть сходство с числом 10 (рис. 18).

    Буква Ю каждому поможет в походе:

    В пути, в неведомом краю,

    Нам компас - лучший дуг.

    Одной заглавной буквой Ю

    На нём отмечен юг (рис. 19).

    Чтобы букву лучше запомнить, вылепите её из пластилина или выложите её из любых материалов. Нарисуйте забавную картинку из буквы Ю и сделайте выставку рисунков.

    Писатель Виктор Хмельницкий советует внимательнее посмотреть на букву Ю :

    Присмотритесь к букве Ю и наверняка заметите, что она состоит как бы из двух букв: Н и О.

    Правда, на маму - букву О - Ю больше похожа, но и папа - буква Н - может легко найти свои черты и чёрточку (рис. 20)!

    Рис. 20. Буквы Н и О ()

    Прочитайте:

    Ю -рий

    Ю -ли-я

    Прочитайте слоги с Я :

    «Кто? - спросила буква Я , -

    Заменить готов меня?»

    Отвечала буква Ю :

    «Если надо - заменю!»

    Прочитайте слоги с ю :

    Вы заметили, что согласные перед гласными буквами Я и Ю читаются мягко. Значит, вторая работа у буквы Ю такая же, как и у буквы Я , - показывать мягкость согласных , за которыми они написаны. В таких случаях гласные Я и Ю обозначают не два звука, а один. Прочитайте:

    Н ора

    Л уна

    Л ампа

    Гр уз

    Н юра

    Л юбовь

    Л ямка

    Тр юк

    В этих словах выделены твёрдые согласные зелёным цветом, а мягкие - синим.

    Рассмотрите письменные буквы Ю и сравните их с печатными (рис. 21).

    Рис. 21. Письменные и печатные буквы Юю ()

    Будем учиться писать заглавную букву Ю . В ней два элемента. Она напоминает письменные буквы Н и О (рис. 22).

    Рис. 22. Написание заглавной буквы Ю ()

    Начинаем писать букву Ю , как букву Н , от середины дополнительной строки. Пишем маленькую плавную линию, отклоняясь немного вправо. Затем опускаем прямую наклонную линию, не дойдя до нижней линии рабочей строки, делаем закругление влево, коснувшись её. Ведём плавную линию вверх, отклоняясь вправо, пересекаем верхнюю линию рабочей строки. Останавливаемся. Начинаем без отрыва писать овал. Ведём полуовальную линию вниз, поворачиваем вправо, коснувшись нижней линии рабочей строки. Поднимаем линию вверх, закругляем линию влево на уровне первого элемента. Опускаем вниз и закрываем овал.

    Ю :

    • буква очень широкая, овал получился похожим на круг.

    Попробуйте написать букву в тетради сами. Помните о правильном наклонном положении тетради. Держите правильно ручку тремя пальчиками. Держите спину и не наклоняйтесь очень низко над тетрадью.

    Напишем маленькую букву ю . В ней три элемента. Она похожа на маленькие буквы н и о (рис. 23).

    Рис. 23. Написание маленькой буквы ю ()

    Начинаем писать букву на верхней линии рабочей строки. Сверху вниз до нижней линии рабочей строки пишем наклонную прямую. Возвращаемся по прямой линии вверх до её середины, делаем маленькую петлю или поворот точкой и ведём плавную линию вправо (как верёвочка провисла). Начинаем писать овал. Ведём полуовальную линию вправо до нижней линии рабочей строки, коснувшись её, поднимаем линию вверх. Закругляем влево, коснувшись верхней линии рабочей строки. Опускаем вниз и закрываем овал.

    Попробуйте написать такую букву в воздухе. Напишите её обратной стороной ручки на ладошке.

    Рассмотрите возможные ошибки написания буквы ю :

    • буква очень широкая.

    Попробуйте написать букву в тетради самостоятельно.

    Соединять заглавную и маленькую буквы будем с помощью дополнительной палочки, которую надо писать нужного размера, в зависимости от соединения (нижнего или верхнего). У маленькой буквы ю верхнее соединение может быть написано в виде выгнутой линии сверху. Попробуйте сами написать соединение буквы Ю и ю с другими буквами.

    Сегодня на уроке вы познакомились с гласной буквой Ю , которая в алфавите стоит на предпоследнем месте, 32. Слов в нашем языке, которые начинаются с этой буквы, очень мало. Основная работа этой буквы - обозначать мягкость согласных, которые пишутся перед ней. Вы уже знаете три гласные буквы, которые показывают мягкость согласных. Это - И , Я и Ю . Запомните их работу.

    Домашнее задание

    1. Потренируйтесь в написании буквы Ю . Напишите самостоятельно печатные и письменные буквы Юю (большие и маленькие).

    2. Найдите слова, в которых буква Ю обозначает мягкость согласного.

    Дю на, ю ла, ю мор, рю ши, ю ноша, тю ль, ю рта, тю льпан.

    3. Помогите юнге отыскать флажки с правильно написанными буквами Ю .

    Список литературы

    1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. - М.: Астрель, 2011.

    2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас, 2012

    3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник, 2014

    3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» ()

    Организация: МАДОУ №94

    Населенный пункт: Томская область, г. Томск

    Цель: познакомить детей с гласным звуком[ йу ], с буквой «Ю».

    Задачи :

    1. развивать фонематический слух, находить звук в словах, в трех позициях;
    2. продолжать учить детей читать;
    3. воспитывать умение взаимодействовать друг с другом

    Оборудование: письмо, разрезная азбука, палочки, картины железных изделий, мяч, карточки слов, карточки «изучаем букву Ю», карточки эмоций, колокольчик.

    Ход занятия:

    1. Орг. Момент:

    1.1. Звенит колокольчик. Дети входят в группу и встают возле столов.

    Доброе утро, ребята!

    Заходите дети в группу,

    Прозвенел звонок сейчас,

    Все тихонько, быстро встали,

    Подравнялись и собрались.

    Сначала сядет тот, чьё имя начинается на гласный звук, а затем те,чьи имена начинаются на согласный звук. Молодцы!

    1.2. Воспитатель: Ребята, к нам на группу пришло письмо (показываю). От кого оно я не могу понять. Буквы на конверте все рассыпались. Помогите их собрать. Что написано на конверте? Обсуждаем варианты.(Юра). Давайте откроем конверт и узнаем, что нам пишет Юра.

    «Юра ученик первого класса. Он учится в той школе, куда вы скоро пойдете. Юра узнал о том, что вы тоже осенью пойдёте в школу, и он решил вас проверить - готовы ли вы к школе. Юра прислал вам задания, которые вы должны выполнить и тем самым доказать что вы готовы к школе.»

    - Готовы доказать Юре, что справитесь с его заданиями?

    - Для того чтобы нам правильно выполнить все задания, давайте сделаем гимнастику для язычка.

    Сказка о Веселом Язычке

    Жил был Веселый Язычок. Проснулся он утром рано. Открыл окошко (широко открыть рот, чтобы было видно зубы). Посмотрел налево, посмотрел направо (кончиком языка повернуть влево-вправо). Посмотрел на небо (кончиком языка дотронуться до верхней губы). Посмотрел на землю (кончиком языка дотронуться до нижней губы). Увидел на небе солнышко, широко улыбнулся (улыбнуться). Закрыл он окошко (плотно сомкнуть губы). Побежал Язычок в ванную умываться. Начал чистить зубки (упр. Чистим зубы). А потом полоскать рот (надувать щеки, как будто споласкиваем рот). И побежал на кухню завтракать. Увидел на столе пирожки с вареньем и облизнулся (облизать верхнюю губу справа, потом слева). Съел три пирожка и побежал на улицу. Сел Язычок на коня и поскакал в гору (имитация цокота копыт медленно). А потом затянул свою любимую песенку Аааааааа, Ооооооо, Уууууу, Ииииии, Эээээээ, Ыыыыы (перечисление гласных звуков). Добрался Язычок до горы и решил покачаться на качелях (упр. Качели. Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично менять положение языка: 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!). Посмотрел на часы (упр. Часики. Открыть рот, высунуть язык. Попеременно двигать язык то в правый уголок рта, то в левый.). Пора домой.

    2. Ход занятия:

    И так, первое задание.

    – Отгадайте любимую букву Юры.

    – Это буква «Ю».

    – Почему вы так думаете?

    Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с новым звуком «Ю». Чтобы правильно произнести этот звук нужно чуть округлить губы и слегка вытянуть их вперёд (показывает). Давайте вместе произнесём этот звук. А какой это звук гласный или согласный?

    Дети : - Гласный

    Воспитатель : - Давайте вспомним, а какие гласные звуки мы уже знаем?

    Дети: - А, О, У, Е, Я

    Воспитатель: - Молодцы. Скажите, пожалуйста, а как мы узнаем гласные звуки?

    Дети: - Гласные звуки легко поются, и воздух изо рта выходит свободно.

    Воспитатель: - Ребята, а сколько звуков вы слышите, когда произносите букву Ю?

    Дети: - Два.

    Воспитатель: - А какие это звуки?

    Дети: - [й] и [у]

    –В ней живут два звука «Й», «У»

    Придумайте слова, начинающиеся на звук Ю

    Воспитатель: - Хорошо. А сейчас посмотрите звук Ю обозначается гласной буквой Ю. (показ буквы)Задание 2. Давайте нарисуем букву Ю в воздухе. Написать Ю на карточке, придумать волшебную штриховку.

    Пальчиковая гимнастика:

    В школу осенью пойду Пальчики «шагают» по столу.

    Там друзей себе найду.

    Я таким учёным буду! Разводят руки в стороны.

    Но свой садик не забуду. Грозят пальчиком.

    Посмотрите, а какая буква спряталась в букве Ю.

    Дети: - О

    Воспитатель: - Чтобы О не укатилось,

    Крепко к столбику прибью.

    Ой, смотри-ка, что случилось:

    Получилась буква…. Ю.

    Перед вами лежат части нашей буквы, давайте составим целую букву Ю. (из частей в парах)

    Задание 3: Дети в паре составляет букву Ю из палочек .

    Задание 4: Коллективное составление отгадки на загадку

    Ночь, но если захочу,

    Щелкну раз,-

    И день включу. (Выключатель).

    Давайте посчитаем сколько слогов в слове « Выключатель». (прохлопываем)

    Какой первый звук?

    Какой последний звук?

    Назовите гласные звуки.

    Где стоит буква «Ю»?

    Задание 5: Ребята, Юра пишет о том, что он и его друзья делают в свободное от занятий время. Предлагаю поиграть с мячом в Игру «Ты-я» .Вставйте в круг,я бросаю мяч и спрашиваю Ты делаешь, а ты ловишь мяч и отвечаешь я делаю. Например:

    Ты Читай – Я читаю

    Где стоит буква «Ю»?

    Задание 6: «Где спрятался звук Ю» (педагог раздает карточки слов, просит прочитать,спрашивает устно, где звук)

    - Ребята, где может находиться звук в слове?

    В начале: юла, Юпитер, юнга

    В середине: ключ, тюль, клюв,

    В конце: рою, дую, жую, грею

    Закрепление материала:

    На карточке раскрасить, соответствующий квадрат

    Салют – последний кубик, ключ в середине, юла –первый кубик)

    3. Физкультминутка.

    Юрта это домик в тундре (имитация дома)

    Юнга плавает на судне (имитация волны)

    Юбка пышная у Кати, (показываем пышную юбку)

    Юра –скачет на кровати (прыгнуть раз)

    Стану я сейчас юлой (руки в бок)

    На ноге крутнусь одной,

    А теперь сменю я ножку.

    И на ней крутнусь немножко,

    Покрутились, а сейчас

    Я прошу садиться вас.

    Задание 7.

    Ребята, посмотрите на коврографе слова, я вам предлагаю прочитать добавляя букву ю по очереди,по цепочке:

    Дополнительно:

    Задание 8: Прочитайте Юрин рассказ « Как я собираюсь в школу.

    Утром я встаю, делаю зарядку, умываюсь, кушаю и собираю свой портфель в школу.

    Я положу в него……………………….. (назвать по очереди)

    Это - школьные принадлежности.

    4. Итог занятия

    Воспитатель:

    Ребята, вы выполнили все задания, которые прислал вам Юра.

    Молодцы. Итак, что было трудным, что очень понравилось? С какой гласной буквой мы сегодня познакомились? Сколько звуков мы слышим в букве Ю?

    5. Рефлексия

    «Солнышко и тучка»

    А сейчас попрошу оценить свою работу выбрать карточку

    Если у вас все получилось –« солнышко»,

    Если некоторые задания вызывали затруднения – «солнышко с тучкой»

    Если я допустил много ошибок – «тучку с дождиком».

    И прикрепить на доску.

    Список литературы:

    1. Интерактивные демонстрационные таблицы "Обучение грамоте. " УМК В.Г. Горецкого "Русская азбука" (серия "Школа России");
    2. Азбука от А до Я. Уч. - методическое пособие / Сост. И.А. Гимпель.- Минск: Асар, 2007г.
    3. О.Е. Жиренко, Л.А. Обухова. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо - М.: ВАКО, 2009г.
    4. Игры по обучению грамоте и чтению. Уч. - методическое пособие / Сост. Н.Н. Максимук- М.: ВАКО, 2006г.
    5. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Русская азбука: учебник.- М.: Просвещение, 2011г.