По закону педагогические сотрудники должны проходить повышение квалификации не реже, чем раз в три года. Однако администрация учебного заведения вправе устанавливать свои «стандарты качества», направляя сотрудников на курсы, к примеру, раз в два года – в таком случае это должно быть отражено в локальных нормативных актах.


При этом повышение квалификации является не только обязанностью, но и правом педагога. Иными словами, образовательные учреждения должны «создавать условия» для профессионального роста сотрудников – организовывать обучение педагогов, направлять их на курсы с отрывом от производства или без такового, оплачивать командировочные расходы, если курсы, включенные в «обязательный минимум» проходят в другом городе и так далее.


Форма прохождения курсов повышения квалификации законом не регламентирована. Они могут быть:


  • очными,

  • очно-заочными,

  • заочными,

  • с применением дистанционных технологий.

До 2014 минимальная продолжительность курсов для педагога составляла 72 учебных часа. Сейчас это требование уже не актуально – «в зачет» прохождения краткосрочных курсов могут идти программы, срок освоения которых составляет от 16 часов.

Кто должен оплачивать курсы повышения квалификации

Расходы на дополнительное образование педагогов закладываются в бюджет и обязать сотрудника самостоятельно платить за курсы, входящие в положенный «минимум», администрация учебного заведения не вправе.


Исключением являются лишь длительные (от 250 часов) программы переподготовки, когда речь идет по сути о получении образования «с нуля». Этот вопрос стал актуален в связи с введением новых профессиональных стандартов педагогов, согласно которому для работы с детьми в обязательном порядке требуется педагогическое образование. Поэтому выпускники, к примеру, биофаков «академических» вузов, преподающие в школе биологию, или же инженеры, ведущие детские кружки технической направленности, столкнулись с тем, что их образование перестало соответствовать занимаемой должности. В таком случае педагогическая переподготовка осуществляется за счет самих сотрудников – образовательная организация вправе полностью или частично профинансировать курсы, но не обязана это делать.


Если педагогическое образование у сотрудника имеется, но администрация школы хочет, чтобы он «расширил профиль», освоил смежную профессию и взялся за преподавание новых предметов – должно проходить за счет образовательной организации.

Как пройти курсы повышения квалификации за бюджетный счет

Самый частый вариант прохождения курсов повышения квалификации – по направлению от образовательного учреждения. В большинстве случаев это очные или очно-заочные курсы, которые проводятся:


  • институтами повышения квалификации педагогов,

  • кафедрами непрерывного образования вузов,

  • городскими методическими центрами,

  • образовательными учреждениями, имеющими статус ресурсных центров или экспериментальных площадок.

Как правило, у учебного заведения есть квота, в рамках которой они направляют педагогов на обучение за бюджетный счет. Иногда педагогу предлагается самостоятельно выбрать курс из списка, иногда предлагается конкретная программа. В большинстве случаев у педагогов есть возможность «проявить инициативу» – заблаговременно ознакомившись со списком программ, выбрать что-то интересное лично для себя и попросить направить его именно на этот курс.


Курсы могут быть посвящены как вопросам преподавания отдельных дисциплин, так и более «универсальным» вещам – например, проектной деятельности, инклюзивному образованию, интерактивным методам обучения, активизации творческой деятельности учащихся, работе по ФГОСам и так далее. Для молодых педагогов обычно предусмотрены специальные курсы, вводящие в специальность.

Бесплатные дистанционные курсы для педагогов

Бесплатные -курсы – еще один вариант повышения квалификации педагога, набирающий все большую популярность. При выборе дистанционного курса стоит обратить внимание на то, выдается ли сертификат установленного образца, который «зачтут» в образовательном учреждении или при прохождении аттестации. В некоторых случаях само обучение на дистанционных курсах является бесплатным, а вот за подготовку «корочек» о пройденном обучении придется заплатить (как правило речь идет о небольших суммах, несопоставимых со стоимостью коммерческих курсов).


Онлайн-курсы могут быть постоянными или же проходить в определенные периоды времени – в таком случае запись на них открывается заранее. Обучение может заключаться в самостоятельной проработке текстовых материалов, просмотре видеолекций, подготовке курсовых работ и так далее.



Бесплатные дистанционные курсы можно пройти, к примеру, на следующих ресурсах, выдающих успешным слушателям дипломы гособразца:



  • Образовательный портал «Мой университет» (moi-universitet.ru), где проводятся так платные, так и бесплатные курсы по современным технологиям обучения;


  • Центр онлайн-обучения «Фоксфорд» (http://foxford.ru), предлагающий большой выбор курсов по олимпиадной подготовке по разным предметам, специфике подготовки к ЕГЭ и ГИА;


  • Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (http://lms.iite.unesco.org), который специализируется на курсах в области новых образовательных технологий и открытых образовательных ресурсов.

Центр дистанционного образования «Эйдос» (некоммерческое негосударственное образовательное учреждение) предлагает широкий выбор предметных курсов практической направленности по реализации ФГОС в школе. Тематика курсов очень разнообразна, среди предлагаемых тем:

  • Современный урок с учетом требований ФГОС. Типы творческих уроков
  • Компетентностный подход в преподавании комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
  • Организация исследовательской деятельности младшего школьника в условиях реализации ФГОС
  • Перспективное планирование развития школы в условиях реализации ФГОС
  • Системно-деятельностный подход на уроках естественнонаучного цикла в условиях реализации ФГОС
  • Реализация ФГОС: методы и приемы творческого развития учащихся на уроках технологии
  • Современный урок физической культуры с учетом требований ФГОС
  • Электронные средства обучения на уроке в условиях реализации ФГОС
  • Формирование универсальных учебных действий в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС и другие.

Продолжительность курса — 72 часа (10 дней), стоимость варьируется от 3689 руб. до 6989 руб. Существуют различные тарифы оплаты обучения. Есть возможность приобретения дополнительных материалов и пособий. По результатам обучения выдается удостоверение о повышении квалификации.

Сайт: http://www.eidos.ru/

Образовательный портал «Мой университет» (автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования, деятельность лицензирована) предлагает несколько программ дополнительного профессионального образования по освоению ФГОС:

  • «ФГОС: содержание и механизмы реализации» (12 курсов);
  • «Эффективная педагогическая деятельность в условиях новых ФГОС» (9 курсов);
  • «Эффективная реализация начального общего образования в условиях новых ФГОС» (4 курса).

Продолжительность и стоимость курсов зависит от темы. 144-часовой курс (8 недель обучения) стоит 1785 руб. Некоторые курсы в рамках программ бесплатны. По окончании обучения слушатели получают удостоверение установленного образца с указанием количества часов.

Сайт: http://moi-universitet.ru/ru/

Волгоградская гуманитарная академия профессиональной подготовки работников социальной сферы (частное учреждение дополнительного профессионального образования, деятельность лицензирована) реализует дистанционные программы профессиональной переподготовки педагогов и курсы повышения профессиональной квалификации с учетом требований ФГОС.

Продолжительность программы переподготовки — от 288 до 512 часов, стоимость — от 11700 руб. По результатам обучения выдается диплом о профессиональной переподготовке.

Повышение квалификации: 72, 76 и 144-часовые курсы, стоимость — от 3000 руб. Выдается удостоверение о повышении квалификации.

Сайт: http://vgaps.ru/

Образовательный портал «Педагогический кампус» (организатор курсов — учебный центр «Бюджет», деятельность лицензирована) предлагает более 10 курсов повышения профессиональной квалификации по различным предметам общего образования с учетом реализации требований ФГОС. Продолжительность обучения — 72-108 часов, стоимость — от 4200 руб.

По завершении курса выдаются два документа: удостоверение о повышении квалификации и сертификат с подтверждением приобретения компетенций, соответствующих требованиям государственного стандарта «Педагог (учитель, воспитатель)».

Сайт: https://pedcampus.ru/

«Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании» (автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования, деятельность лицензирована) реализует курсы повышения квалификации:

  • Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности педагога в условиях реализации ФГОС (74 часа — 2400 руб.);
  • Развитие универсальных учебных действий учащихся в условиях реализации ФГОС основных общеобразовательных программ (74 часа — 3100 руб.);
  • Теория и методика дополнительного математического образования школьников в условиях реализации ФГОС (108 часов — 2900 руб.);
  • Методика развития творческого мышления и творческих способностей учащихся в условиях реализации ФГОС (108 часов — 3600 руб.).

По окончании курса выдается документ о квалификации (удостоверение установленного образца).

Сайт: http://edu.mcito.ru/

Открытая педагогическая лаборатория Томского государственного педагогического университета (деятельность лицензирована) реализует 11 образовательных программ, направленных на повышение профессиональной квалификации учителей в условиях ФГОС. В рамках программ представлен широкий спектр различных тематических направлений для изучения.

Обучающий курс рассчитан на 108 часов (3 месяца) и состоит из трех обязательных этапов: лекции, семинары, проектная работа педагога. По итогам работы выдается удостоверение о повышении квалификации. Стоимость обучения: 3500 руб. для юридических лиц, 1480 руб. — для физических лиц.

Сайт: http://openlab.tspu.edu.ru/.

Внимание : информация актуальна на время написания статьи — 04.2016. Точную информацию уточняйте в учебных центрах.

Посетители блога — педагоги в своих комментариях нередко затрагивают вопросы, связанные с повышением квалификации, хотя Минобрнауки и Общероссийским Профсоюзом образования даны исчерпывающие разъяснения (см. совместное письмо Минобрнауки России и Общероссийского Профсоюза образования от 23 марта 2015 г. № 08-415/124 «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование», письмо Минобрнауки России от 9 октября 2013 г. № 06-735 «О дополнительном профессиональном образовании»).

Педагогов волнуют, например, такие вопросы: является ли повышение квалификации обязательным условием для работы в образовательной организации, для аттестации, могут ли семинары, конференции, «круглые столы» засчитываться им как повышение квалификации, имеет ли право директор школы обязать педагога проходить повышение квалификации за свой счет и т.д.

Что такое повышение квалификации?

В ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) дано следующее определение: «Повышение квалификации – это обновление теоретических и практических знаний, совершенствование навыков специалистов в связи с постоянно повышающимися требованиями к их квалификации ».

Таким образом, повышение квалификации — это дальнейшее обучение работника той же профессии в целях совершенствования профессиональных знаний, умений, навыков, реализуется в рамках дополнительного профессионального образования (далее – ДПО).

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам определен приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 года № 499.

Примечание. По определению ТК РФ (ст. 195.1) «Квалификация — это уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности ».

Что такое дополнительное профессиональное образование?

Как определено Законом об образовании (ст. 76) дополнительное профессиональное образование — это профессиональное образование, осуществляемое посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Это могут быть и краткосрочные программы, но объемом не менее 16 часов.

Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации. Это уже программы продолжительностью не менее 250 часов.

Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе.

Обучение по дополнительным профессиональным программам может осуществляться как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании, а также полностью или частично в форме стажировки.

Повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке (п. 1 ч. 10 ст. 60 Закона об образовании).

Таким образом, посещение отдельных разовых семинаров, «круглых столов», конференций не означает прохождения педагогом повышения квалификации, поэтому сертификаты об участии в них не могут засчитываться в качестве документов о повышении квалификации.

Право педработника на дополнительное профессиональное образование

Право педагогических работников на получение дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года установлено Законом об образовании (п. 2 ч. 5 ст. 47). Периодичность прохождения повышения квалификации в течение этого периода устанавливает работодатель.

Создание условий и организация ДПО педработников Законом об образовании (п.5 ч. 3 ст.28) отнесены к компетенции образовательной организации, т.е. к компетенции работодателя. Вместе с тем работодатель не вправе обязывать работников осуществлять повышение квалификации за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры.

Реализация права на дополнительное профессиональное образование

Право педагогического работника на ДПО реализуется путем заключения договора между педработником и работодателем (ч. 2 с. 197 ТК РФ), который должен содержать обязательства сторон, в том числе обязательство педработника повышать свою квалификацию по направлению работодателя, и обязательства работодателя при направлении педработника на повышение квалификации с отрывом от работы обеспечивать соблюдение гарантий и компенсаций, предусмотренных статьей 187 ТК РФ: сохранение места работы (должности) и средней заработной платы по основному месту работы, а при направлении для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность — оплаты командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Таким образом, если педагогические работники по решению своих работодателей направляются на курсы повышения квалификации в государственные образовательные организации ДПО, то обучение для них должно быть бесплатным.

Повышение квалификации как обязанность педагогического работника

Профессия учителя требует постоянного совершенствования, регулярного обновления знаний, использования современных наиболее результативных технологий и обучающих методов. Все это возможно лишь при непрерывном обучении, повышении квалификации. Поэтому неслучайно, что в число обязанностей педагогических работников, определенных ч. 1 ст. 48 Закона об образовании, входит обязанность «систематически повышать свой профессиональный уровень ». Данное требование распространяется на всех педагогических работников, независимо от того, работают они по ФГОС или не работают.

А что, если …

Если право педработника на ДПО, закрепленное в договоре, заключенном между педработником и работодателем, не реализуется из-за отказа со стороны работодателя выполнить свои обязательства, педработник имеет право обратиться в органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (комиссия по трудовым спорам, суд) либо в Государственную инспекцию труда за восстановлением нарушенного права на ДПО;

если педработник направляется работодателем для получения ДПО, но работодатель не обеспечивает предоставление ему предусмотренных законодательством и договором гарантий и компенсаций, то педработник вправе отказаться от получения ДПО;

если педработник пожелал аттестоваться, то неполучение им ДПО не может служить основанием для отказа в установлении ему квалификационной категории либо для признания его не соответствующим занимаемой должности;

если работодателем выполняются условия заключенного договора получения ДПО, включая предоставление гарантий, работник не вправе без уважительных причин отказаться от получения ДПО, в том числе в случаях, когда ДПО осуществляется с применением формы организации образовательной деятельности, основанной на модульном принципе, в течение учебного года без отрыва от основной работы;

если выполняются условия заключенного договора получения ДПО, а работник без уважительных причин отказывается от прохождения ДПО, то это будет являться дисциплинарным проступком, то есть неисполнением работником по его вине возложенных на него в соответствии с трудовым договором трудовых обязанностей, за совершение которого работодатель имеет право применить соответствующее дисциплинарное взыскание, предусмотренное статьей 192 ТК РФ: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.

Нормативные документы

Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями

Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г.№413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» с изменениями

Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 г. №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»

Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями

Локальные акты образовательной организации (колдоговор, соглашение, положение и др.)

Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденный приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. N 276 с разъяснениями Минобрнауки и Общероссийского Профсоюза образования

Источник:

Трудовой Кодекс РФ

Федеральный закон от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 года № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»

Материалы сайтов:

«Ресурсы образования »

Повышение квалификации – и право и обязанность педагога : 76 комментариев

    Всё это ерунда, и ничего не значит для сферы дошкольного образования. Как они отправляли воспитателей за свой счёт (проезд) в другой город, с последующей отработкой за пропущенные рабочие часы, так и отправляют, и говорят что это никогда никому не оплачивалось. Все кого я смогла опросить это подтвердили. Теперь и мне предстоит сделать это за свой счёт, потому что один человек не может бороться с системой.

    • Добрый день, Евгения! У вас есть право обратиться в Госинспекцию труда и прокуратуру на нарушение вашим руководителем ТК РФ.

    А для завед. отделов ДПО, какие нормы по аттестации после отпуска по уходу за реб до 3 лет действуют?

    А в художественном образовании как часто должны преподаватели проходить кпк? Есть норма для Дши и дхш? Напишите документ, на кот можно сослаться?

    И еще вопрос, а если педагог на пенсии, то нужно ему кпк проходить, как по закону? У нас с 30 летним стажем заставлчют проходить, сдается мне, что это нарушение законодательства. Буду рада за ваш обстоятельный ответ.

    Здравствуйте. Я в этом году прошла курсы переподготовки (закончила филиал КУБГУ, получила квалификацию учитель математики и информатики, принесла диплом теперь осенью меня собираются отправлять на курсы повышения квалификации) дали мне часы в 6 и 7 классах в количестве 20 часов. Больше мне дают. говорят я должна ехать проходить курсы повышения квалификации. На сколько законно это требование? заранее спасибо.

    Добрый вечер! Я проходила аттестацию на соответствие в прошлом году, а руководитель уже в следующем году просит пройти аттестацию на 1 категорию. Это правильно?

    Меня волнует вот какой вопрос.я работаю в ДО 2 года.преподователем по ИЗО.теперь мне нужно в третий год работы повысить свою квалификацию.так же я являюсь студенткой в ДГПУ на ХудГрафе.скажите пожалуйста,то что я являюсь студенткой, может быть причиной чтоб не повышать квалификацию до окончания учёбы?или всё же повышение обязательно ни смотря ни на что?!

    Здравствуйте! Проходила повышение квалификации и переподготовку год назад за свой счет. Хочу воспользоваться правом на обучение за счет работодателя. Последние курсы от колледжа были 3 года назад. На работе мне в курсах отказали, ссылаясь на то, что есть «свежая учеба» («нам мало интересно, за чей она счет».) Как поступить? Спасибо.

    И еще вопрос. Работаю преподавателем хирургии в медицинском колледже. Хочу пройти учебу по хирургии, но так же получила отказ — «вы имеете право на учебу только по педагогике». Педагогическая переподготовка у меня есть и мало мне интересна. Как поступить? Спасибо.

    Работаю В детском саду. Определено ли по количеству часов необходимые курсы повышения квалификации? (72,42,36,18 часов). Могу ли я сходить на курсы ИКТ например на 18 часов- будут ли они засчитаны?

    Здравствуйте. Подскажите раз нужно проходить курсы повышения квалификации раз в три года, засчитаются ли курсы 72часа? Если да на какой документ можно сослаться?

    В 2019 году буду подтверждать категорию, необходимы курсы … Записалась в МГОУ, по средам уже езжу, но пока в отпуске … Вопрос?! Это не входит в рабочее время? Я воспитатель, рабочая неделя 36 часов. Заведующая говорит, это надо Вам, а рабочие часы Вы обязаны отработать.

    • Добрый день, Сеситашвили Марина Александровна! В соответствии со статьей 196 ТК РФ необходимость дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяется работодателем. Формы дополнительного профессионального образования работников определяются также работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.

      В ответе на вопрос 47 в Разъяснениях Минобрнауки и Общероссийского Проясоюза образования сказано, что установление квалификационных категорий педагогическим работникам осуществляется по основаниям, предусмотренным пунктами 36 и 37 Порядка аттестации, в число которых не входит обязательность получения педагогическим работником дополнительного профессионального образования (по программам повышения квалификации).

    Добрый день! дочка за счет школы год ходила на курсы ФГОС, получила документ. Бухгалтерия на новом месте работы сняла доплату, т.к. это не диплом. Правомерно ли это?

    Здравствуйте. А если я молодой специалист, меня без моего согласия записали на курсы повышения квалификации (именно для молодых специалистов), обязана ли я на них ходить? Что будет, если я не пройду эти курсы?

    Добрый вечер! Я воспитатель и студент педагогического института,подскажите пожалуйста, есть ли отсрочка от курсов повышения квалификации?

    Добрый вечер. Я учитель английского языка. В этом году должна была проходить курсы повышения квалификации, но директор не отпустил ссылаясь на то, что я в этом году проходила курсы переподготовки. (Яв июне закончила курсы по переподготовки как учитель русского языка и литературы). Что мне сейчас сделать, нужен совет, я получается нарушила закон, хотя и не по своей вине?

    Добрый день. Я учусь на последнем курсе педагогического университета, работаю воспитателем в детском саду. Могу ли я в данное время пройти курсы повышения квалификации?

    Здравствуйте, применяются ли нормы закона об образовании к некоммерческим организациям системы ДПО? Какие работники в такой организации имеют статус пед работников?

    Здравствуйте. Веду 3 предмета, 1,5 года назад прошел курсы с отметкой ФГОС по 2-ум предметам. В прошлом году прошел курсы по предмету с отметкой ФГОС СОО. Администрация сообщила, что теперь нужно снова пройти курсы, чтобы в них была отметка ФГОС СОО иначе нельзя вести предметы. Верно ли их утверждение? Спасибо.

    • Добрый день, Евгений! В соответствии со статьей 196 ТК РФ необходимость дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяется работодателем. Формы дополнительного профессионального образования работников определяются также работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.
      В соответствии со статьей 197 ТК РФ право на подготовку и дополнительное профессиональное образование реализуется путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем, в котором также определяются гарантии и компенсации, установленные статьей 187 ТК РФ. Указанной статьей установлено, что при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

    Добрый день!В 2015 году получила диплом о профпереподготовке и удостоверение о повышении квалификации как учитель истории и обществознания, в 2016 году окончила институт по профилю»психология и педагогика начального образования» . Работаю учителем обществознания.В каком году я обязана проходить курсы повышения.

    Здравствуйте! Я учитель высшей категории. на пенсии, но работаю. Только в 2020 году истекает срок подтверждения категории. Но хотела бы подтвердить раньше — 2019 году. Возможно ли это? Спасибо!

    Здравствуйте, работаю учителем математики и информатики. По математике прошла курсы повышения квалификации. А вот по информатике, как говорит завуч, должна была в первой половине 2018 года пройти, а я прохожу во второй половине. Что мне за это будет?

    Здравствуйте. Веду уроки математики (диплом соответствующий о высшем образовании по математике есть). Курсы периодически тоже есть. Но веду ещё уроки химии. Администрация заставляет проходить переподготовку по химии (и районо тоже). Обязывает (типа профстандарт педагога). Правы ли они? А я не хочу. Сельская школа. Согласен пройти повышение квалификации, но не переподготовку. На что это повлияет? Категория меня не интересует, хватит и соответствия. Могут ли уволить без категории? Или могут сделать так, что без переподготовки и соответствие не дадут?

    Здравствуйте. Правильно понимаю, что работодатель не в праве заставить педагогического работника проходить дистанционные курсы повышения квалификации за свой (работника) счёт и в свободное от работы время?

Повышение квалификации является важной и неотъемлемой частью деятельности всех категорий педагогических работников образовательных организаций, в том числе педагогов дошкольных образовательных организаций (ДОО). Курсы повышение квалификации - это процесс углубления и расширения имеющихся знаний на основе базового профессионального образования, приобретения практических навыков и умений, соответствующих современному уровню решаемых профессиональных задач. Реализация программы повышения квалификации направлена на совершенствование и получение новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности и повышения профессионального уровня, в рамках имеющейся квалификации.

Повышение квалификации по программе «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: содержание и технологии введения» (72 часа) предоставляет возможность получить знания и удостоверение установленного образца, необходимые для успешного осуществления педагогической деятельности в ДОО.

Повышение квалификации по указанной программе проводится в направлении подготовки слушателей к осуществлению профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС ДО. Реализация программы направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций воспитателей в области содержания психолого-педагогической работы с детьми по ФГОС ДО, всестороннего воспитания и развития детей в соответствии с ФГОС ДО, создания условий для развития познавательных, коммуникативных, физических и иных способностей дошкольника, особенностей педагогического инструментария решения задач дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО, построения взаимодействия детского сада и семьи, требований Профессионального стандарта педагога.

Программа «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: содержание и технологии введения» (72 часа) предусматривает рассмотрение важных вопросов, связанных с деятельностью воспитателей (включая старших) в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Повышение квалификации по программе «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: содержание и технологии введения» (72 часа) адресовано:

  • воспитателям ДОО, имеющим высшее профессиональной образование или среднее профессиональное образование в области дошкольной педагогики;
  • воспитателям ДОО, имеющим высшее профессиональной образование или среднее профессиональное образование по направлению, не связанному с дошкольной педагогикой, а также дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области дошкольной педагогики.

Курсы повышения квалификации «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: содержание и технологии введения» (72 часа) имеют модульное построение, что позволяет выбирать одно или несколько направлений повышения квалификации в рамках программы курсов. Модульное построение курсов повышения квалификации в сочетании с современными технологиями удалённого интернет обучения в режиме круглосуточного доступа к материалам позволит педагогам повысить свою профессиональную квалификацию, исходя из собственных потребностей и возможностей.

Набор и зачисление в группы осуществляется ежемесячно. Такая система предоставляет каждому желающему пройти повышение квалификации ряд дополнительных возможностей:

  • планировать удобный период для начала обучения, исходя из собственных образовательных потребностей, наличия времени и материальных возможностей;
  • записавшись в группу заранее в льготный период (заполнив необходимую форму), получить скидку для оплаты образовательных услуг.
  • Занятие 1. Феномен «сопровождение» как методологический подход реализации ФГОС ДО.
  • Занятие 2. Основы ФГОС ДО: природа, закономерности, механизмы, условия детского развития.
  • Занятие 3. Стратегия развития дошкольного образования – системы вариативного развивающего образования.
  • Занятие 4. Профессиональная готовность педагога и руководителя к введению ФГОС ДО.
  • Занятие 5. Целевые ориентиры ФГОС ДО как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка.
  • Занятие 6. Содержание психолого-педагогической работы с детьми по ФГОС ДО в рамках образовательных областей.
  • Занятие 7. Всестороннее воспитание и развитие детей в соответствии с ФГОС ДО: создание условий для развития познавательных способностей дошкольника.
  • Занятие 8. Педагогический инструментарий решения задач дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО.
  • Занятие 9. Взаимодействие детского сада и семьи по реализации основной общеобразовательной программы дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО.
  • Занятие 10. Основы ФГОС ДО: моделирование взаимодействия детского сада и семьи.
  • Занятие 11. Культурно-образовательное пространство рождения гражданина: особенности построения регионального компонента ООП ДО.
  • Занятие 12. Профессиональный стандарт педагога: общекультурные и общепрофессиональные компетенции.
  • Занятие 13. ООП ДО: создание условий в соответствии с ФГОС ДО.
  • Для того чтобы в современном обществе сложилась крепкая и хорошая система образования, в последнее время все больше и больше внимания уделяется обучению взрослых. Это в первую очередь касается тех, кто является педагогическими работниками. Это правильно, ведь человек, особенно тот, который преподносит новую информацию, обучает и является своеобразным наставником, должен постоянно совершенствоваться и стремиться к новому.

    Характерные черты обучения взрослых людей

    Может показаться, что обучать взрослого человека легче, чем ребенка. Однако это не совсем так, в этом деле есть тоже свои сложности и свои особенности. Перечислим основные из них:

    • стремление к самостоятельности;
    • соотнесение полученной информации с возможностью применения ее на практике;
    • наличие большого жизненного опыта;
    • влияние социальных, бытовых, профессиональных факторов и наличия свободного для учебы времени на сам процесс обучения;
    • необходимость совмещения обучение с основным местом труда.

    Но, несмотря на возможные трудности и характерные особенности, для того чтобы быть в курсе всех требований и соответствовать всем образовательным нововведениям, необходимо постоянное повышение квалификации педагогических работников.

    Что это такое?

    Повышение квалификации - это совершенствование профессионального мастерства, уже имеющихся знаний и умений. Для эффективной педагогической деятельности необходимым условием является ее прохождение хотя бы раз в 3-5 лет.

    Повышение квалификации педагогических работников представляет собой лекционный и практический курс, обычно краткосрочный, который проводится несколькими блоками и в общей сумме составляет не более ста часов. По его окончании выдаются специальные подтверждающие документы.

    В отличие от таких курсов, где педагог углубляет и совершенствует свои знания, переподготовка, к примеру, должна в общем составлять не менее 500 часов. За это время человек овладевает новой специальностью, другими словами, получает второе высшее образование.

    Способы повышения квалификации

    Есть несколько способов, а именно:

    • Отправить заявку в институт, повышение квалификации педагогических работников в котором является одним из направлений деятельности. Либо можно обратиться на специальную кафедру высшего учебного заведения. Обычно такое обучение является бесплатным. За ученика платит либо сам вуз, либо государством выделяется квота на обучение.
    • Обратиться в коммерческую образовательную организацию.
    • Пройти специальное онлайн-обучение.

    Важно помнить, что при выборе нужной организации необходимо удостовериться, что у нее есть лицензия на предоставление таких услуг. Иначе никаких документов по окончании курсов повышения квалификации вам не выдадут. Либо они будут недействительными.

    Цели и задачи

    Заглянув в положение о повышении квалификации педагогических работников, находим информацию о том, какие же цели и задачи преследуют подобные курсы:

    • развитие имеющихся навыков и умений;
    • изучение новых нормативно-правовых документов;
    • помощь педагогическим и руководящим работникам;
    • развитие самообразования преподавателя или руководителя;
    • внедрение в образовательный процесс новых технологий, инноваций, экспериментов;
    • публикации, разработка методических рекомендаций для помощи педагогам;
    • использование новаторских идей и методов на практике.

    Формы обучения

    Курсы повышения квалификации педагогических работников могут проходить в следующих формах:

    • очной;
    • очно-заочной;
    • заочной;
    • дистанционной.

    Развитие Интернета, новые технологии в образовании, огромное количество разнообразных видео- и аудиоматериалов дают большие возможности для того, чтобы грамотно организовать повышение квалификации педагогических работников дистанционно. Порядок применения такого образования утвержден приказом Минобрнауки России.

    Повышение квалификации педагогических работников дистанционно

    В чем преимущества такого метода? Программа повышения квалификации педагогических работников за последние несколько лет полностью переписана и составлена с учетом всех новых требований. Выполнение ее через альтернативные средства обучения (а именно, дистанционные) гораздо облегчает решение многих задач и решает массу проблем:

    • обеспечивает доступ неограниченному количеству педагогов к прослушиванию курсов переподготовки;
    • дает возможность быстро и качественно обучить педагогов всем современным инновациям;
    • предоставляет возможность проходить обучение без отрыва от основного места работы;
    • исключает дополнительные затраты, связанные с командированием сотрудника и необходимостью его замещения на основном месте работы.

    Особенности такого обучения

    Повышение квалификации педагогических работников дистанционно - это удобно, но тем не менее не каждому подойдет. Полностью заменить очную форму такое обучение точно не может. Присутствие контакта между учителем и учеником очень важно. При рассматриваемом виде обучения он отсутствует.

    Более того, в обучении на расстоянии подразумевается, что ученик уже обладает основами в изучаемой дисциплине и просто хочет расширить багаж имеющихся знаний.

    Значительная часть в дистанционных курсах повышения квалификации отводится самостоятельной работе педагога. Поэтому очень важна самоорганизованность и ответственный подход к делу.

    Характерные черты дистанционного обучения педагогических работников

    Гибкость. Преподаватель может заниматься тогда, когда удобно ему, в том темпе, к которому он привык. Время на изучение определенного раздела не регламентировано, а значит, можно тщательнее изучить предложенный материал.

    Модульность. Не существует четкой и беспрекословной программы. Есть ряд модулей, с помощью которых можно составить план. И этот план будет полностью отвечать запросам, целям и интересам конкретного преподавателя.

    Экономичность. Площади для обучения, технические средства, транспортные расходы - все это минимально.

    Охват. Если очные занятия в образовательных учреждениях прослушивает определенное количество человек, при дистанционном обучении ограничений нет.

    Равноправие. Человек может получить самые новейшие знания, обучиться совершенно новым методикам независимо от своего местонахождения, социального положения, материального дохода.

    Интернациональность. Педагоги могут общаться между собой без каких-либо границ. Участие в курсах может принимать любой желающий, из любой страны, если он владеет необходимым уровнем знаний, чтобы понять преподавателя. Более того, всегда есть возможность перенять зарубежные знания и опыт, так как подобные курсы подразумевают использование мировых информационных ресурсов.

    Трудности внедрения дистанционного обучения педагогов

    Повышение квалификации педагогических работников образования дистанционно - современный и результативный способ обучения. Однако он несет в себе ряд сложностей. А именно:

    • В силу того что подобная форма обучения предполагает использование новых, в первую очередь компьютерных технологий, особых методов и форм обучения, главное условие - умение педагога владеть информационными технологиями и работать на компьютере. Иногда с этим возникают проблемы.
    • Специалист учреждения дополнительного образования должен обладать особой подготовкой. Помимо безукоризненного владения своей дисциплиной, от него требуется овладеть навыками работы с новыми технологиями, иметь способность и возможность разрабатывать дистанционные курсы, грамотно их преподносить.

    • Из-за отсутствия жестких рамок и временных сроков по прохождению того или иного материала или задания, преподавателю дистанционных курсов может быть сложно собрать и мотивировать всех обучающихся. Из-за отсутствия постоянного личного контакта способов воздействия на ученика не так много.
    • Повышение квалификации педагогических работников - это очень трудоемкий процесс. А если такие курсы еще и проводятся на расстоянии, создание их программы становится очень долгим и трудным процессом. Участвовать в нем должны и методисты, и специалисты по программному обеспечению, и сами преподаватели.
    • Работник сферы образования, помимо того, что решается на прохождение курсов повышения квалификации дистанционно, должен быть готов к тому, что полученный опыт и знания ему необходимо будет каким-то образом внедрять в свою работу.
    • Огромное значение имеет сам учебный предмет. Необходимо брать в расчет его специфику и именно от этого отталкиваться, составляя план повышения квалификации педагогических работников.