Причины и основные виды отклоняющегося поведения

Отклоняющееся поведение и формы его проявления

Основные элементы социального контроля

Сущность социального контроля

Тема 10. Социальный контроль и девиантное поведение

1. Раскрывая сущность социального контроля важно понять, что наличие в обществе тех или иных культурных установлений и требований, социальных ожиданий само по себе не гарантирует их выполнение всœеми социальными субъектами. Большинство людей и групп без внешнего давления добросовестно и постоянно соблюдают общественный порядок, нормы и правила труда и общежития. При этом это происходит, прежде всœего, благодаря их успешной социализации и осуществляемому через неё социальному регулированию, а также потому, что люди осознают, что общество государство следят за их поведением и в случае его серьёзного отклонения от нормативных предписаний готовы дать этому соответствующую оценку и применить адекватные санкции.

Ни одно общество не может успешно функционировать и развиваться без системы социального контроля.

Социальный контроль - ϶ᴛᴏ система способов воздействия общества на личность или группы с целью регуляции их поведения и поддержания общественного порядка.

Социальный контроль должна быть внешним и внутренним.

Внешний контроль - ϶ᴛᴏ совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов. Он подразделяется на формальный и неформальный.

Формальный контроль основан на одобрении или ощущении со стороны официальных органов власти и администрации, а неформальный контроль ограничен небольшой группой людей. В большой группе людей он неэффективен.

Внутренний контроль принято называть самоконтролем. В данном случае индивид самостоятельно регулирует своё поведение, согласовывал его с общепринятыми нормами. В процессе социализации нормы усваиваются на столько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины.

Социальный контроль приблизительно на 70% осуществляется за счёт самоконтроля. Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю и наоборот, чем слабее самоконтроль, чем жестче должен быть внешний контроль. При этом жесткий внешний контроль часто тормозит развитие самосознания, приглушает внутренние волевые усилия. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, возникает диктатура. Обратите внимание на то, что вероятность установления демократии в обществе высока лишь при развитом самоконтроле, а при неразвитом – высока вероятность установления диктатуры.

Рассматривая понятие социального контроля, крайне важно обратить внимание на ряд принципиальных моментов.

Социальный контроль – составная часть более общей и многообразной системы социального регулирования поведения людей и общественной жизни. Её специфика состоит в том, что такое регулирование носит здесь упорядоченный, нормативный и достаточно категоричный характер и обеспечивается социальными санкциями или угрозой их применения.

Проблема социального контроля - ϶ᴛᴏ определённый срез основного социологического вопроса о соотношении и взаимодействии личности, социальной группы (общности) и общества в целом. Проанализируйте различные способы реализации социального контроля и через социализацию личности с первичной социальной группой, её культурой (групповой контроль) и через взаимодействие группы с обществом в целом (социальный контроль через принуждение).

Социальный контроль предполагает постоянное и активное социальное взаимодействие, при котором не только личность испытывает воздействие социального контроля, но и социальный контроль претерпевает обратное воздействие со стороны личности, что может приводить даже к изменению его характера.

Направленность, содержание и характер социального контроля определяются характером, природой и типом данной социальной системы. Определите, чем отличается социальный контроль в тоталитарном обществе и в демократическом, а также в простых, примитивных обществах в сравнении с социальным контролем в сложных современных индустриальных обществах. Используйте в последнем случае критерий формализованности контроля.

2. Социальный контроль включает два базовых элемента – социальные нормы и социальные санкции.

Социальные нормы - ϶ᴛᴏ правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие поведение людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями определённой культуры, направленные на укрепление стабильности и целостности общества.

Повторяемость, устойчивость и регулярность определённых социальных взаимодействий вызывают в обществе потребность в закреплении таких общих правил, норм, которые бы единообразно определяли действия людей и отношения между ними в соответствующих ситуациях. Благодаря этому субъекты социального взаимодействия получают возможность предвидеть поведение других участников общественных отношений и в соответствии с этим строить собственное поведение, а общество - контролировать и оценивать поведение каждого.

По масштабам применения социальные нормы различаются на следующие типы:

1) Нормы, которые возникают и существуют только в малых группах (молодёжных, дружеских компаниях, семье, рабочих бригадах, спортивных командах). Οʜᴎ называются ʼʼгрупповыми привычкамиʼʼ.

2) Нормы, которые возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом. Οʜᴎ называются ʼʼобщими правиламиʼʼ.

К ʼʼобщим правиламʼʼ относятся обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения. Каждой социальной группе присущи свои манеры, обычаи и этикет (светский этикет, манеры поведения молодёжи и т.д.).

Соблюдение норм регулируется обществом с различной степенью строгости. В случае если расположить всœе меры в нарастающем порядке, исходя из меры наказания, то строже всœего караются табу и юридические законы, затем следуют нравы, традиции и обычаи, а за ними привычки (индивидуальные и групповые).

При этом существуют групповые привычки, которые ценятся очень высоко и за нарушение которых следуют строгие санкции. Это так называемые неформальные групповые нормы. Οʜᴎ рождаются в малых, а не в больших социальных группах и механизм, контролирующий соблюдение подобных норм, принято называть групповым давлением.

Обратите внимание на то, что социальные нормы классифицируются по различным основаниям, но особенно важным для ценностно-нормативной регуляции жизни общества является их делœение на правовые и моральные. Правовые нормы проявляются в форме закона, иного государственного или административного нормативного акта͵ содержат чёткие диспозиции, определяющие условия применения данной юридической нормы, и санкции, осуществляемые соответствующими органами. Их выполнение обеспечивается силой государственного принуждения или угрозой его применения. Соблюдение моральных норм обеспечивается силой общественного мнения, морального долга личности.

Соблюдение норм обеспечивается в обществе обычно путём применения социальных поощрений и социальных наказаний, ᴛ.ᴇ. позитивными и негативными санкциями, выступающими как наиболее конкретный, прямой и непосредственный элемент в структуре социальной регуляции.

Социальные санкцииэто оперативноесредство социального контроля, направленное на обеспечение надлежащего исполнения социальных норм.

Социальные нормы и санкции соединœены в единое целое. В случае если у какой-либо нормы отсутствует сопровождающая её санкция, то она перестаёт регулировать реальное поведение. Она становится лозунгом, призывом, воззванием, но она перестаёт быть элементом социального контроля.

Анализируя характер социальных санкций, следует иметь в виду, что они, бывают правовыми, моральными, религиозными, политическими, экономическими, духовно-идеологическими и др.; по содержанию – позитивными (положительными, поощрительными) и негативными (отрицательными, осуждающими, наказывающими); по форме закрепления – формальными, ᴛ.ᴇ. закреплёнными, к примеру, в законе или ином правовом акте, и неформальными; по масштабам – международными и внутригосударственными. Применение правовых санкций обеспечивается государственным принуждением; моральных – силой нравственного поощрения или осуждения со стороны общества или социальной группы; религиозных – авторитетом религиозных догматов и церковной деятельностью. Различные виды социальных санкций и самих норм взаимосвязаны, взаимодействуют и дополняют друг друга. Так, в случае если юридический закон или иной правовой акт, содержащиеся в нём юридические санкции опираются на моральные устои и требования общества, то действенность их намного увеличивается.

В заключении, подводя итоги, определите, в чём состоит роль и значение социального контроля. Обратите внимание на то, что он:

1) вносит серьёзный вклад в обеспечение воспроизводства социальных отношений и социальной структуры;

2) играет важную роль в стабилизации и интеграции социальной системы в упрочении социального порядка;

3) направлен на то, чтобы сделать привычкой стандарты поведения в определённых ситуациях, не вызывающие возражения социальной группы или всœего общества;

4) призван гарантировать соответствие поведения человека ценностям и нормам данного общества или социальной группы.

3. Даже в высокоорганизованном и цивилизованном обществе не удаётся достичь такого положения, когда бы абсолютно всœе его члены строго и неукоснительно следовали утвердившимся в нём нормам и правилам. В результате происходят более или менее серьёзные нарушения этих норм и правил. Такие социальные отклонения называют девиантным поведением.

Девиация (девиантное поведение) (от лат. deviatio -уклонение) - ϶ᴛᴏ отклоняющееся от общепринятых норм социальные действия (поведение) людей или их групп, вызывающее соответствующее реагирование со стороны общества или социальной группы.

В широком смысле понятие ʼʼдевиантное поведениеʼʼ охватывает любые отклонения в поведении от социальных норм – как положительные (геройство, самопожертвование и др.), так и отрицательные (преступления, нарушения норм морали, традиций, алкоголизм, наркомания, бюрократизм и т.д.). При этом чаще всœего это понятие используется в более узком смысле, как негативное отклонение от утвердившихся правовых, моральных и иных норм. Это связано с тем, что именно отрицательная девиация угрожает подрывом социальной стабильности, и в связи с этим социологи и психологи именно ей уделяют особое внимание.

Существуют различные формы проявления девиации:

Скрытая, латентная (к примеру, бюрократизм, карьеризм и т.д.) и открытая, явная (к примеру, хулиганство, преступления и т.д.).

Индивидуальная , когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры, и групповая, рассматриваемая как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к её субкультуре.

Первичная , когда отклонения незначительны и терпимы, и вторичная, ᴛ.ᴇ. отклонение от существующих в группе норм, которые социально определяется как девиантное.

Исходя из целœей и направленности девиантного поведения, выделяют его деструктивный, асоциальный и противоправный типы. К деструктивному типу относят отклонения причиняющие вред самой личности (алкоголизм, суицид, мазохизм и др.) к асоциальному типу относят повелœение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ приносит вред первичным группам и общностям (нарушение трудовой дисциплины, мелкое хулиганство и т.п.). Противоправный тип отклоняющегося поведения связан с серьезными нарушениями не только моральных, но и правовых норм и приводит к серьезным негативным последствиям для общества (грабежи, убийства, терроризм и т.п.).

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, можно сделать вывод о том, что границы девиаций подвижны, а сами они способны так или иначе, модернизироваться и адаптироваться к переменам в социальных условиях и даже воспроизводиться в новых поколениях. Оценка девиантного поведения происходит с позиций культуры, принятой в данном обществе.

4. Рассматривая основные виды отклоняющегося поведения, крайне важно подчеркнуть, что причины девиантного поведения определяются неоднозначно. Относительно определœения и изучения базовых причин отклонений существует три вида теорий:

1) Теория физических типов (Ч. Ломброзо, Э. Кречмер, В. Шелдон), согласно которой люди с определœенной физической конституцией склонны совершать социальные отклонения, осуждаемые обществом. При этом практика доказала несостоятельность теорий физических типов;

2) Психоаналитическая теория (З. Фрейд), исходя из которой девиацию вызывают внутриличностные конфликты, нарушения в структуре человеческого Я. Но диагностика подобных нарушений крайне затруднена и к тому же далеко не каждый человек, переживающий внутренний конфликт становится девиантом;

3) Социологические теории (Э. Дюргейм, Р. Мертон и др.), которые анализируют социальные и культурные факторы, являющиеся причиной девиации. Так, Э. Дюркгейм связывал девиантное поведение со слабостью и противоречивостью социальных норм и ценностей, а Р. Мертон – с разрывом между социокультурными целями и социально одобряемыми институционализированными средствами их достижения.

Важно отметить, что большинство исследователœей исходят из того, что появление и существование девиантного поведения вызывается обычно не какой-либо одной причиной, а многообразной совокупностью условий и факторов как объективного, так и субъективного характера.

Основными видами девиантного поведения являются преступность, алкоголизм, наркомания и суицид. Проанализируйте социальные факторы, способствующие возникновению и развитию подобных девиаций, и определите, в чем заключается опасность их проявление для личности, группы и общества в целом.

5. Развитие и распространение девиаций, социальные потрясения ведут общество к аномальному состоянию – социальной аномии, а она в свою очередь становится почвой для новых девиаций. Т. Парсонс определил аномию как ʼʼсостояние, при котором значительноечисло индивидов находится в положении, характеризующемся серьёзным недостатком интеграции со стабильными институтами, что существенно для их собственной личной стабильности и успешного функционирования социальных систем. Обычной реакцией на это состояние является ненадёжность поведенияʼʼ.

Социальная аномия(от франц. anomie - беззаконие, неорганизованность) - ϶ᴛᴏ кризисное состояние общественной жизни, при котором большинство или значительная часть её субъектов нарушает установленные социальные нормы или относится к ним безразлично, а нормативное социальное регулирование оказывается резко ослабленным вследствие его непоследовательности, противоречивости и неопределённости.

Это понятие ввел в социологию известный французский социолог Э. Дюркгейм, который рассматривал социальную аномию как проявление отсутствия в обществе ʼʼорганической солидарностиʼʼ. Аномия, по Э. Дюркгейму, - это состояние, при котором личность не имеет твёрдого чувства принадлежности, надёжности и стабильности в выборе линии нормативного поведения. Разработку концепции аномии продолжил американский социолог Р. Мертон. Он рассматривал аномию как такое состояние сознания, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ связано с невозможностью достижения индивидуальных целœей законными институционализированными путями и средствами, что ведёт к росту отклоняющегося поведения. Р. Мертон использовал это понятие для характеристики соответствующего состояния не только общества,но и личности, когда она дезорганизована, переживает чувства тревоги и отчуждённости от общества. Р. Мертон разработал типологию поведения личностей в их отношении к целям и средствам и выделил следующие основные типы поведения:

1. Конформизм (когда личностью принимаются как нормативные цели, так и нормативные средства);

2. Инновация (когда имеет место положительное отношение к целям и отрицание ограничений в выборе средств);

3. Ритуализм (при котором отрицаются цели и главный акцент переносится на средства);

4. Ретризм (когда отрицаются любые цели и средства);

5. Мятеж (отказ от нормативных целœей и средств сопровождается одновременной заменой их новыми целями и средствами).

Важно знать, что сегодня понятие социальной аномии чаще всœего употребляется для характеристики состояния общества в переходных, кризисных ситуациях, когда резко усиливается отчуждённость личности от общества, разочарованность в жизни, преступность и другие негативные явления. Современное российское общество обладает следующими чертами социальной аномии:

1. многие старые ценности, нормы и идеалы потерпели крушение, а новые ещё не определились и не утвердились,

2. серьёзно расшатаны представления о дозволенном и недозволенном,

3. происходит резкий всплеск социальной напряжённости и социальных конфликтов,

4. рост теневого и преступного бизнеса, преступности, наркомании, коррупции, проституции и многих других разновидностей девиантного поведения.

Социальная аномия - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Социальная аномия" 2017, 2018.

Социальных норм и предписаний и потому относительно высока частота отклоняющегося и саморазрушит, поведения вплоть до самоубийства; 2) отсутствие эталонов, стандартов сравнения с др. людьми, позволяющих оценить своё социальное положение и выбрать образцы поведения, что оставляет индивида в неопредел., «деклассированном» состоянии, без солидарности с конкретной группой; 3) несоответствие, разрыв между универсальными целями и ожиданиями, одобряемыми в данном обществе, и социально приемлемыми, «санкционированными» средствами их достижения, что в силу практич. недоступности для всех этих целей толкает многих людей на незаконные пути их достижения.

Термин «А.» ввёл Дюркгейм, который рассматривал её как постоянное и нормальное состояние «промышленного», т. е. капиталистич., общества. Поскольку это поощряет одинаковые для всех цели и ценности индивидуального успеха, то большинство людей, лишённых богатства, власти, высокого престижа, неизбежно оказываются в конфликте с социальными нормами или расценивают свою как неудавшуюся. Но А., порождая .тич. отклонения от социальных норм, подготовляет и ускоряет перемены в обществе.

Совр. бурж. социология значительно психологизи-ровала А. Она, в первую очередь, рассматривается как личных свойств и лишь затем - социальных условий. В социологии преступности, отклоняющегося поведения и массовых движении эмпирически изучаются такие противоречивые сознания аномич. личности, как беспомощности, изоляции, пустоты, безответственность и отсутствие моральной цели, с одной стороны, а с - , этноцснтризм и политич. экстремизм. Появление множества противоречивых определений А. делает это понятие весьма расплывчатым.

Дюркгейм Э., Самоубийство, пер. с франц. , СПБ , 1912 ; Социология преступности, пер. с англ. , М., 1966 ; Merton R.К., Social theory and social structure, Glencoe (111.) , 1957 ; Ano-mie and deviant behavior: a discussion and critique, ed. by M. Clinard, N. Y. , 1964 ; М с С l o s k у H., S с h a a r J., Psycfiological dimensions of anomy, «Amer. Sociol. Rev.», 1965 , v. 30, № 1; F r o m m E., Escape from freedom, N. ?., 1971.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

АНОМИЯ

(от греч. а – отрицательная частица и nomos – закон)

понятие социологии, введенное . социологом Э. Дюркгеймом и обозначающее любые виды «нарушений» в ценностно-нормативной системе общества. Среди них выделяют « », или отсутствие, пробных норм, неэффективность их влияния как средства воздействия на социальное , их расплывчатость, а также противоречивость между нормами, определяющими цели деятельности, и нормами, позволяющими обладать средствами достижения этих целей. В результате аномии часто слабо регулируются в обществе безграничные по своей природе человеческие желания, и отсутствие эффективных норм их регуляции делает индивидов несчастными, ведет к проявлениям девиантного поведения. Понятие «аномия» более всего подходит к различным переходным состояниям общества (периодам революций, реформ, эпохам «перестроек» и т. д.).

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

АНОМИЯ

АНОМИЯ (франц. anomie, англ. anomy, от греч. а- отрицательная частица, νόμος-закон)-состояние общества, в котором те или иные области социальной жизни, типы социальных отношений и поведения людей выпадают из сферы нормативного регулирования со стороны общества, когда отсутствуют необходимые для этого нормы или когда значительная часть граждан не считает обязательным следовать существующим нормам. АНОМИЯ фиксирует разрыв между целями и ожиданиями, одобряемыми в обществе, с одной стороны, и реальными средствами их реализации - с другой.

Термин “аномия” встречался уже в . 16 -нач. 17 в. как пренебрежение божественным законом. Как социологическая “аномия” была введена Э. Дюркгеймом. В отсутствии коллективных установлений, необходимых для нормального функционирования социальных структур, Дюркгейм видел не частный недостаток, а болезнь, поражающую промышленное общество. Поощряемые обществом ценности индивидуального успеха сталкиваются с неравенством членов общества в обладании средствами и ресурсами, необходимыми для его достижения, что порождает и аномию. Р. Мертон утверждал, что в высококонкурентном, сегментированном обществе существует атмосфера взаимного недоверия, социальной дезорганизации, когда общие ценности погружены в неразбериху частных интересов, а само общество представляет собой арену для “соперничающих обманов”. По мнению Мертона, аномия есть следствие рассогласования двух элементов ценностно-нормативной структуры общества: культурно предписанных и определенных целей и интересов людей, с одной стороны, и социально санкционированных путей и способов их осуществления-с другой. Акцент на цели, если он не уравновешивается соответствующим акцентом на социально предписанные методы и средства, приводит к тому, что поведение людей деморализуется, а общественная система дезинтегрируется. Согласно Т. Парсонсу, распространение аномии противоположно институционализации, означает разрушение любого нормативного порядка, основанного на институциональном закреплении ролевых ожиданий и соответствующих санкций.

В. М. Быченков

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :

Смотреть что такое "АНОМИЯ" в других словарях:

    аномия - (гр. а отрицательная частица, nomos закон) понятие, введенное Э. Дюркгеймом для объяснения отклоняющегося поведения (самоубийство, апатия и разочарование) и выражающее собой исторически обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры … Большая психологическая энциклопедия

    Аномия - (фр. аnomie – заң, ұйымдасудың жоқтығы) – қоғамның құндылықтар жүйесіндегі түбегейлі дағдарыстарды білдіретін ұғым. Аномия әсіресе өтпелі қоғамдарда жиі кездеседі. Бұрынғы әдетке айналған бағдарлар жаңа талаптарға сәйкес құндылықтармен жылдам… … Философиялық терминдердің сөздігі

    - (от французского anomie отсутствие закона, организации), Понятие, обозначающее нравственно психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом общества … Современная энциклопедия

    - (греч.). Беззаконие. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. аномия и, мн. нет, ж. (… Словарь иностранных слов русского языка

    аномия - и, ж. anomie f. отсутствие закона <гр. филос. Нравственно психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, характеризующегося разложением системы нравственных, социальных и т. п. ценностей. Крысин 1998. Понятие, введенное Э … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Аномия - (от французского anomie отсутствие закона, организации), понятие, обозначающее нравственно психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом общества … Иллюстрированный энциклопедический словарь

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Аномия: определение, причины, характеристики»

  • Введение
  • Понятие аномии, ее характеристики и сущность, теории «аномии»
  • Основные теории аномии:

Теория аномии Э. Дюркгейма

Теория аномии Р. Мертона

  • Заключение
  • Список используемой литературы

Введение.

Многим людям не знакомо понятие «аномия», но если объяснить, что оно собой выражает, многие подтвердят то, что они сталкивались с этим явлением в жизни и понимают что это. Так что же такое «аномия»? В своей курсовой работе, я постараюсь разобрать все аспекты выбранной мной темы.

«Понятие аномии выражает собой исторически обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм. При достаточно резкой смене общественных идеалов и морали определённые социальные группы перестают чувствовать свою причастность к данному обществу, происходит их отчуждение, новые социальные нормы и ценности отвергаются членами этих групп, а вместо соответствующих традициям средств достижения индивидуальных или общественных целей выдвигаются собственные (в частности, противоправные)». Явления аномии, затрагивает практически все население, в те периоды, когда происходят различные социальные перемены и потрясения, особенно сильно процессы аномии действуют на молодежь. Существует множество трактовок понятия аномия, но наиболее значительный вклад в изучение данного вопроса внесли известные социологи Эмиль Дюркгейм и Роберт Мертон.

Проблема аномии в современном обществе стоит достаточно остро. Поэтому цель моей работы – определить причины, характеристики и сущность понятия социальная аномия. Задачи моей работы: изучить основные подходы к содержанию понятия «аномия», описать виды, формы аномии. Объект исследования: аномия как социологическое понятие, его сущность. Предмет исследования: понимание аномии в различных научных теориях. В своей работе я рассмотрю основные существующие теории разработанные известными учеными Э. Дюркгеймом и Р. Мертоном, а так же рассмотрю исследование по проблеме аномии в современном российском обществе.

Понятие аномии, ее характеристики и сущность, теории «аномии».

Термин « anomos », стал известен еще в Древней Греции, он означал «безнормный», «беззаконный». Аномия у Еврипида была символом жестокости бытия. Проявление анархии и неумеренности видел в аномии Платон. В Ветхом Завете аномия связывалась с грехом и порочностью, в Новом Завете – с беззаконием.

Знаменитый социолог и один из основателей социологии Герберт Спенсер (1820-1903) также обращал свое внимание на то, что нравственные и правовые нормы не совершенны и то, что они оказывают влияние, деформируют жизнь человека. Он довольно критично относился к законодателям и государству, обвиняя их в том, что они не уважают нормы и законы, а это порождает социальную аномию.

Э. Дюркгейм (1858—1917) и Р. Мертон (1910—2000). Именно эти люди привнесли значительный вклад в то, чтобы закрепить в социологической науке понятие «аномия». В современной социологической литературе имеют место быть два по-разному пишущихся и неодинаково произносящихся термина «аномия» — anomie и anomia . Э. Дюркгейм и Р. Мертон использовали термин « anomie » для описания «состояния социальной (общественной) безнормности в применении к большим и малым общностям» 1 . «Современный американский социальный психолог и социолог Лео Сроул предложил понятие « anomia », которое восходит к его греческому произношению и обозначает состояние индивидуальной депривации (в отличие от аномии социальных систем в целом)» 2 . Это принципиально важное различие, ибо оно позволяет анализировать аномичные состояния с двух сторон – со стороны общностей и различных социальных групп и стороны личности. Более подробно теории Роберта Мертона и Эмиля Дюркгейма я рассмотрю в следующих главах.

В социологии имеется множество подходов к трактовке аномии. Так например известный психолог и социолог Э. Фромм рассматривая «больное общество» отмечает опасность аномии. Основная его идея заключается в том, что «главнейшим показателем болезни общества является равнодушие к человеческой личности».

Также можно отметить и разработку Р. Маккайвера. Согласно Маккайверу, «социальная аномия — это состояние сознания, при котором чувство социальной сплоченности — движущая сила морали индивида — ослабевает или полностью разрушается»; аномия есть «разрушение чувства причастности индивида к обществу» 3 . Маккайвер связывает это явление с тем, что у демократического общества есть три проблемные характеристики — конфликт культур, капиталистическая конкуренция и быстрый темп социальных перемен. Основываясь на трех этих характеристиках Маккайвер обозначил три типа аномии как сознания индивиов. Он считал, что индивиды аномичны, когда в их жизни нет цели, потому что отсутствуют ценности, что приводит к столкновениям разных культур и систем ценностей. «Теряя указывающий путь в будущее — компас, они утрачивают будущее» 4 . Так же индивиды аномичны, когда они используют возможности и собственные силы исключительно для себя. Человек теряет моральную ориентацию в конкурентном обществе. И последний случай, когда индивиды изолированы от значимых человеческих взаимоотношений и связей, когда они утратили прежние нормы и ценностные ориентации.

В современной социологической науке « аномия трактуется как состояние, которое характеризуется отсутствием цели, самоидентичности или этических, ценностей у отдельного человека или общества в целом, дезорганизация общественного сознания и поведения» 5 . Можно привести в пример ситуации, которые указывают на то, что в данном обществе существует явление аномми. Так, например, состояние социального беспорядка в обществе; состояние, при котором личность не осознает цель жизни («главное для нас — выжить»), потеря уверенности в завтрашнем дне, которое связано с процессами протекающими в данном обществе («мы живем только сегодняшним днем»), и многие другие. Аномия раскрывается в этом смысле как однозначно отклоняющееся состояние социальной структуры.

Следовательно, аномия представляет собой тотальное изменение индивидуальных или групповых ценностей и норм, все это приводит к «вакуумизации» социального пространства. Аномия близка в этом смысле к понятию «отчуждение». Значительные, резкие перемены в социальной, политической и экономической сферах разваливают порядок в обществе и социальные связи, человек оказывается лишенным ориентиров, ценностных установок, потерянным в пространстве. Индивид начинает испытывать кризис ожиданий, теряет надежды на будущее, ощущается отсутствие стремлений. Утрачивается ограничение нравственных рамок. В итоге человек оказывается в вакууме. Человек не может найти для себя долговременных устойчивых установок и ориентиров, он впадает в состояние апатии, вялости, усталости от жизни. Это ощущение усиливается, оно необратимо и непреодолимо. Возрастает пассивность, безынициативность, замкнутость, личность проходит процесс саморазрушения.

Понятие «аномия» тесно связано с такими понятиями как «одиночество» и «ценностный вакуум». Аномия создает благоприятную почву для возникновения одиночества. Одиночество далеко не всегда совпадает с аномией, но, в некоторой степени, соединяется с ней и обнаруживает многие смысловые переходы и пограничные зоны. Ученые Т. Джонсон и У. Садлер сравнивали характеристики явлений одиночества и аномии. В результате они пришли к выводу, что одиночество – есть некий предшественник аномии, если оно не временное и эпизодическое. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что аномия является более глубоким явлением нежели одиночество.

В учебнике «Социология» В.А. Бачинина можно найти классификацию масштабов аномии в обществе. По его мнению, в зависимости от площади пространств, которые охвачены разрушительными процессами, аномия может быть двух видов: очаговая или тотальная. Очаговая аномия, в отличие от тотальной, является неотъемлемой принадлежностью любого общества на протяжении истории существования этого общества. Очаговая аномия — это форма защиты некоторых «сфер свободы» даже в самых «закрытых» системах. В зависимости от того насколько жестким и тотальным является социальный контроль в обществе, процессы внутри этих «сфер» протекают более интенсивно и стремительно.

Особо важную роль в защите и сохранении таких очагов выполняет гражданское общество. Одной из его наиглавнейших задач состоит в том, чтобы поддерживать их существование, защищать от уничтожения их государством. Естественно это не относится к тем сферам, где базируются криминальные и опасные для жизни и здоровья граждан формы аномии.

Такие очаги беспорядка все-таки нужны для поддержания жизнеспособности общества. Это можно объяснить тем, что полная однородность и абсолютная упорядоченность делает систему неустойчивой, практически неспособной бороться с внешними разрушительными воздействиями. Наличие же очагов аномии с характерными для них множествами разнообразных девиаций образует широкое пространство социальной свободы для активных действий и энергичного самоутверждения социальных субъектов. В таких сферах возникают нестандартные жизненные модели, различные свежие находки и социальные новации.

Теория аномии Э. Дюркгейма.

Эмиль Дюркгейм ввел в социологию понятие «аномия». Он использовал это понятие в двух своих главных работах – «О разделении общественного труда» (1863) и «Самоубийство. Социологический этюд» (1897).

Дюркгейм в своей работе «Разделении общественного труда» рассматривает аномию как «проявление отсутствия в обществе органической солидарности». То есть аномия – это ситуация, результат неполного перехода от механической солидарности традиционного общества к органической солидарности индустриального. Это объясняется тем, что моральное сознание развивается быстрее, чем общественное разделение труда, которое составляет основу этого общества. Противоречие между целями и возможностями их удовлетворения – основное условие возникновения аномии. Индивид ощущает свое неопределенное положение в обществе и теряет связь с социальной группой, а затем и с обществом. Это приводит к росту возможности возникновения отклоняющегося, саморазрушительного поведения.

Дюркгейм утверждал, что довольно часто девиации происходят вследствие отсутствия четких социальных норм. В этом случае «общее состояние дезорганизации, или аномии, усугубляется тем, что страсти менее всего согласны подчиняться дисциплине именно в тот момент, когда это всего нужнее» 6 .

Значительную роль в изучении аномии сыграла одна из самых известных работ Э. Дюркгейма «Самоубийство. Социологический этюд». Это произведение посвящено исследованию процесса суицида.

В этом исследовании Дюркгейм вскрыл социально-психологические причины самоубийств. Суицид совершенно уникальное и особое явление. Совершить его способны только люди. Дюркгейм описывает факторы внесоциального характера, которые способны оказать влияние на изменение статистики самоубийств в том или ином обществе: «психопатические состояния; расовые и наследственные особенности; сезонные колебания климатических условий; механизмы подражания» 7 .

Анализируя статистические данные Дюркгейм обращает внимание на некоторые особенности: уровень совершенных самоубийств в городах значительно выше, чем в селах; самоубийства чаще совершаются людьми исповедующими католицизм, нежели теми, кто следует католической вере; семьянины совершают гораздо меньше суицидов в отличие от одиноких людей, холостяков, причем, особенно высок этот процент среди разведенных; мужчины совершают самоубийства чаще чем женщины, и т.д. Из этого можно сделать вывод, что основным фактором самоубийств является, прежде всего, характер и сила социальных связей, свойственных той или иной социальной общности. Ослабление или даже разрыв социальных связей индивида может привести его к выводу о бесцельности своей жизни и принятию решения совершить суицид. Основываясь на исследованиях, Дюркгейм создает свою типологию самоубийств:

Эгоистическое самоубийство . Тип самоубийства, когда человек выходит на индивидуальный протест, в результате того, что не может сладить с группой.

Альтруистическое самоубийство (Дюркгейм называет его «эндемическим»). Тип самоубийства прямо противоположный эгоистическому самоубийству. Альтруистическое самоубийство происходит «в том случае, когда общественность вполне и без остатка поглощает индивидуальность» 8 . К таким самоубийствам относятся, например, обычаи некоторых народов, когда старики совершают самоубийства, если жизнь становилась тягостной; в индуизме - самосожжение вдов на похоронах мужа. По мнению Дюркгейма, альтруистическое самоубийство, т.е. самоубийство во имя интересов группы, является результатом давления группы и социального одобрения.

Аномическое самоубийство . Этот тип связан с характером регулирования социальных связей со стороны общества. Аномия выступает здесь, как «социальное условие, характеризуемое взрывом норм, управляющих социальным взаимодействием», или «такое состояние общества, в котором заметная часть его членов, зная о существовании обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно» 9 . Такую ситуацию довольно часто можно наблюдать в переходные периоды, в различные эпохи реформ и социальных катаклизмов. Старым нормы, к которым привыкло общество, научилось им следовать, перестают существовать, а новые нормы еще как следует не закрепились. В подобной ситуации появляется ощущение, что ты находишься в неком «нормативном вакууме» и теряешь социальную ориентацию.

Также Дюркгейм отмечает, что в периоды экономических кризисов число самоубийств возрастает. Но и нарушения в других сферах жизни человека может вызвать всплеск суицидов, так например различные изменения в политической сфере (революции, смены режимов), социальной и духовной.

Дюркгейм отмечал, что аномия затрагивает и систему семейно-брачных отношений. Он отмечает, что существует зависимость статистических данных по разводам и данных по самоубийствам. Из этого можно сделать некоторые выводы о том, что процесс развода, который, тоже в некотором роде, является аномичным процессом, может являться одной из причин суицида.

Теория аномии Р. Мертона.

По стопам Эмиля Дюркгейма пошел и известный социолог Роберт Мертон, который так же посвятил некоторые свои работы изучению и дополнению, уже существующей, теории «аномии». Мертоном была разработана своя аномическая концепция девиации. Он считал, что основной причиной возникновения девиации является разрыв между институциональными культурными целями и доступностью средств для достижения этих целей 10 . Мертон выделяет два особо важных элемента социальной структуры. Первый элемент – это намерения и интересы, которые определяются культурой данного общества. Они являются «законными» целями - приемлемыми для данного общества и одобряемыми ими. Второй элемент регулирует средства достижения этих целей 11 . «Моя главная гипотеза, — утверждает он, — как раз в том и заключается, что отклоняющееся поведение с социологической точки зрения может быть рассмотрено как симптом рассогласования между культурно предписанными стремления и социально структурированными средствами их реализации» 12 .

Основываясь на своей гипотезе Роберт Мертон рассматривает 5 типов приспособления людей к заданным целям.

Конформность.

Конформность, в некотором роде, — единственный тип поведения, который не является отклоняющимся. От того, как сильно конформный тип поведения распространен в обществе зависит социальный порядок - устойчивость и стабильность социального развития. Когда большая группа людей ориентирована на принятые всеми культурные ценности, это означает, что эта группа есть единое общество.

Инновация.

Этот тип поведение возникает в том случае, когда индивид принял для себя общепризнанные культурные ценности как жизненные цели, но он считает что те средства достижения этих целей, которые существуют и доступны для него, неэффективны. Они не позволяют ему достичь желаемого в той мере, в какой ему этого хочется. Человек способен пойти на риск, обойти социальные нормы и применить для достижения цели некоторые запрещенные методы.

Стоит также отметить, что речь идет только об откровенно криминальных, переступающих закон, проявлениях поведения. Например, случаи, когда в своем стремлении к богатству и обогащению, человек не гнушается таких криминальных способов, как убийство, насилие. Примеры инновационного типа поведения в особенности можно наблюдать в сфере предпринимательства. Здесь границы между законным и незаконным, нравственным и аморальным подчас бывают весьма размыты 13 . «Вынужденно частное, а нередко и публичное восхищение "хитрыми, умными и успешными" людьми является продуктом культуры, в которой "священная" цель фактически объявляет священными и средства» 14 . В своей работе Роберт Мертон проводит интересный анализ противоречий такого типа в различных соц. слоях населения. Например, он считает, что многие законопослушные, пользующиеся уважением, граждане иногда обходят закон, если они уверены в том, что об этом никому никогда не будет известно или хотя бы трудно будет доказать факт того, что это нарушение было. «Изучение 1700 представителей среднего класса показало, что в число совершивших зарегистрированные преступления вошли и "вполне уважаемые" члены общества. 99% опрошенных подтвердили, что совершили как минимум одно из сорока девяти нарушений уголовного законодательства штата Нью-Йорк, каждое из которых было достаточно серьезно для того, чтобы получить срок заключения не менее одного года» 15 .

Так же существует множество примеров ситуаций, когда чьи-то действия следует рассматривать как девиантные, но они направлены на достижение общего блага. Но, иногда те кто совершают такие действия, применяют недопустимые, недозволенные средства.

Ритуализм.

Этот тип, по мнению Роберта Мертона, «предполагает оставление или понижение слишком высоких культурных целей большого денежного успеха и быструю социальную мобильность там, где эти устремления могут быть удовлетворены» 16 . Другими словами, человек может отказаться от своих целей и возможностей, если они приходят в противоречие для него. В данной ситуации, он предпочтет не отклонятся от соблюдения институциональных норм в пользу своих целей. В некотором смысле, ритуализм – это позиция очень осторожного человека. Характеризуется она тем, что человек боится подвергнутся социальным негативным санкциями и стремится во что бы то ни стало их избежать. Во-вторых, человек старается избежать различных неудач, опасностей, а в-третьих, он сильно привязан к уже устоявшимся институциональным нормам.

Из всего этого можно сделать некоторый вывод о том, что ритуализм в чем-то противоположен инновации. Если же инновация склонностью к рискованности, человек может решиться на то, чтобы нарушить существующие нормы, когда они являются препятствием на пути к их цели.

Ретритизм.

Этому типу девиации характерно стремление к уходу от действительности, к отчуждению. Для людей с такой ориентацией не приемлемы те социальные цели, которые доминируют в сознании людей, и социально одобряемые средства их достижения.
Таких людей называют «не от мира сего». Это отшельники, мечтатели, поэты. По статистике количество таких индивидов не может быть велико в обществе.

В традиционных обществах, в эпоху когда преимущественно господствовали религиозные верования, бывали случаи когда мужчины и женщины добровольно уходили от мира в монастыри. Они принимали постриг, накладывали на себя обет безбрачия, отказывались от множества земных благ. Такое благородное самопожертвование вызывало уважение, но все - таки примером для массового подражания стать не могло, потому что в таком случае прекратилось бы существование самого общества. Ситуация когда люди уходили в монастырь и в ту эпоху был девиантным, то есть отклоняющимся.

Примеры проявления массового ретритизма можно найти и в современной истории, так например во второй половине ХХ века в Америке и в Европе зародилось движение «хиппи». В деятельности этого движения достаточно ярко были выражены черты ретритизма.

Мятеж.

В обществах, которые находятся в состоянии глубокого кризиса и на грани переломов такой тип девиации как мятеж распространен наиболее широко. Мятеж представляет собой активный отказ от приспособления к нормам жизни, которые действуют в данный период времени. По определению Роберта Мертона, «мятеж представляет собой переходную реакцию, выражающуюся стремлением институционализировать во всем обществе, включая тех его членов, которые не разделяют мятежную ориентацию, новые ели и новые способы поведения. Мятеж стремится изменить существующие культурную и социальную структуры, а не приспособиться ним» 17 .

Мятеж, как кажется, встречается не очень часто, в тех обществах, которые находятся в достаточно стабильном положении. А вот в периоды различных социальных реформ и перемен этот тип поведения становится более массовым, но длиться не долго. В случае успешного установления новых реформ, различных норм и прочих новых соц. институтов, их сторонники, чьи взгляды в корне расходились с господствующими, уже не являются девиантными, потому что теперь их действия являются «нормальными». Если же эти социальные перемены потерпели неудачу и не прижились в обществе, то те члены общества, которые примкнули вначале к сторонникам этих новых реформ, возвращаются к старым социальным нормам.

Аномия в современном российском обществе.

Интенсивный рост девиантного (в том числе криминогенного) сознания и поведения населения является одной из наиболее опасных социальных явлений в современном российском обществе.

Характерные девиации сознания и поведения молодежи показывает и официальная статистика.

Статистика указывает на то, что все большие масштабы приобретает массовое отклоняющееся поведение молодого поколения. Не смотря на то, что доля совершенных молодыми людьми преступлений уменьшилась в 5-10 раз в общем зачете совершенных по стране преступлений, рост подростковой преступности все равно увеличивался.

«Уровень наркомании вырос в 15 - 17 раз, число венерических заболеваний среди подростков 14 - 15 лет увеличилось в 45 - 50 раз, увеличивается проституция среди несовершеннолетних. Социальные психологи предоставили статистические данные о том, что, государственные органы, при всем их нежелании заводить дела, готовят сейчас в 6 - 7 раз больше материалов о лишении родительских прав, чем это было в начале либеральных реформ» 18 . Сейчас более миллиона несовершеннолетних доставляют в правоохранительные органы, из этого числа приблизительно половина доставляется с формулировкой "за совершение правонарушений, влекущих меры административного и общественного порядка", что указывает, на присутствие девиантного поведения среди молодежи. Возрастает число беспризорных и безнадзорных детей, что приводит к таким последствиям как, увеличивающийся, с каждым днем, уровень тяжких и особо тяжких преступлений, которые совершают подростки. Изменилась и структура сроков заключения осужденных несовершеннолетних: вопреки тому, что наказания за преступления совершенные несовершеннолетними должны быть смягчены, наблюдается факт ужесточения наказаний применяемых к несовершеннолетним преступникам. Это отражает то, насколько все-таки тяжки деяния совершенные ими.

Все это говорит о том, что проблемы отклоняющегося поведения молодежи не могут быть решены только юридическими и правоохранительными мерами. Это напоминает нам о тяжких последствиях для воспитания российской молодежи, о том, что до сих пор не изжиты ошибки радикально-либерального развала страны.

Традиционная мораль и нравственность – вот те базовые элементы на которых основывалась отечественная система формирования сознания и поведения молодежи. Обучение и воспитание были едины. Ребенка обучали основам фундаментальных наук, их сочетали с опытом, применения их на практике. Реализации помогал опыт прошлого и настоящего с ориентацией на будущее.

В связи с этим, следует так же отметить то, насколько деструктивным оказался шквал осквернения отечественной истории в период конца 80-х годов, который обрушился на российскую среднюю и высшую школу. Он до сих пор продолжает извращать подлинную картину развития страны, а так же оказывать непосредственное влияние на само мировоззрение молодого поколения. Современные учебники и книги теперь же преподносят образы советской эпохи, которое основывалось на патриотизме и цивилизационно-социальных и правовых ценностей, в негативной манере, очерняя отечественную историю. В связи с этим и образуется дезориентированное молодое поколение. Деструктивное воздействие этой практики сочеталось с другими либеральными инициативами, которые действовали совместно. «Так, в начале 1990-х годов в учебные заведения нахлынула волна социологических и социопсихологических анкет сексуальной направленности» 19 . Данные анкеты были ориентированы на то чтобы вызвать у учащейся молодежи нездоровый интерес. «Клубничные» газеты и журналы, выпускающиеся многочисленным тиражом, телевизионные передачи, которые далеко отходили от традиционных моральных норм, порнофильмы, которые находились в свободном доступе – все это, безусловно, послужило причиной расцвета педофилии в России, проституции среди несовершеннолетних, развития аморальности среди молодежи. К этому надо добавить дурное влияние на молодежное сознание иррациональных концепций, которые были внедрены в нашей стране. О том разрушительном влиянии, которое оказывают все эти явления на процессы социализации подрастающего поколения уже давно известно и это давно доказано зарубежными социологами, но по непонятным причинам проигнорировано российскими властям.

Все это повлияло на разрушение ценностных ориентиров российской молодежи, которые основывались ранее на патриотизме, культурных интересах, нормах морали и нравственности.

В процессе социализации молодого поколения в доперестроичные времена одну из центральных ролей выполняли комсомольская и пионерская организации, многочисленные объединения по интересам. Не смотря на то, что они были ограничены идеологическими рамками, они формировали здоровые досуг молодого человека, и обеспечивали его кадрами и средствами. С фактическим уничтожением этих форм самодеятельности уже на первом этапе либерализации общества значительная часть детей и молодежи перешла, в так называемые, "субкультурные ниши", не всегда носящие позитивную окраску. Еще в начале 90-ых годов 20 века появились тревожные публикации о том, что повседневная российская реальность неуклонно подтверждает, что в стране уже третье десятилетие рождаются "потерянные поколения" молодых граждан. Первое из них, повзрослев, так и не выбралось из состояния "потерянности", оно превратилось в поколение 35 - 45-летнихю. Представители этого поколения на ином возрастном уровне воспроизвели свою

Жизненные позиции российских студентов (в % к числу опрошенных)*

Ответы, выражающие "согласие"

1997

1999

2007

В нашей стране столько неясного, что такому человеку, как я, трудно в ней разобраться.

73,4

81,9

83,2

Сегодня кажется, что все в жизни обесценивается.

73,5

73,7

80,8

Все живут сегодняшним днем и не заботятся о будущем

51,4

64,8

79,7

Ни в ком нельзя быть уверенным

57,8

60,5

Сейчас, когда будущее неясно, вряд ли стоит рожать детей.

43,4

55,4

Аномия - это термин, произошедший от французского слова anomie, что дословно переводится как "отсутствие закона и/или организации". Вследствие этого под аномией в социологии и психологии понимают такое нравственно-психологическое состояние сознания (причем как индивида, так и общества), при котором происходит деструкция системы ценностей. Этот распад обуславливается социальным кризисом, при нем явно прослеживается невозможность достижения поставленных целей, противоречие между ожиданием и реальностью.

Терминология

Понятие аномии ввел в 1897 году Эмиль Дюркгейм, впервые применив его в своем труде под названием "Самоубийство".

Термин также связывают с древнегреческим ἀνομία, впрочем, также обозначавшим беззаконие, причем частица ἀ означала "отсутствие, отрицание и т. п", а νομία, соответственно, "закон".

Аномия - это такое состояние социума, при котором большая часть его членов игнорирует или даже отрицает принятые в нем нормы.

Теорию аномии развивал не только Дюркгейм, но и Мертон, и Сроул. У каждого из ученых понятие "аномия" немного отличается.

По Дюркгейму

В своей книге под "аномией" Эмиль Дюркгейм подразумевал, прежде всего, противоречие. То, которое возникает между органической и механической солидарностью.

Что это значит?

Органическая солидарность - это нормы (индивида или группы), созданные под влиянием естественного. В ходе развития общества как структуры и/или становления личности как таковой.

Механическая же солидарность, в свою очередь, представляет собой инерционные нормы, и порождены они индустриализованным социумом.

Сам Дюркгейм считал, что аномия - это результат формирования капиталистического общества. Ведь как раз в тот период традиционные нормы теряли свою силу, а буржуазные еще не имели достаточного влияния на социум.

По Мертону

Роберт Кинг Мертон, развивая теорию понятия, введенного Дюркгеймом, дошел до следующих выводов.

Во-первых, что аномия - это отсутствие возможности удовлетворения того, в чем нуждается большая часть социума теми способами, которые само общество приемлет.

Во-вторых, что цели не только не оправдывают средства, но и противоречат им.

В-третьих, что влияние установленных в обществе норм становится все меньшим, пока не начинает стремиться к нулю.

И в-четвертых, что адаптация к аномии происходит при помощи таких жизненных стратегий, как принятие конформизма как цели и средства, но отвержение инноваций и реформизма как инструмента достижения замыслов, причем в качестве самих конечных результатов, они принимаются. И напротив: ритуализм может быть средством, но не может быть целью. Ретритизм и мятеж же не принимаются ни как метод (способ) воплощение идей в жизнь, ни как сами идеи.

По Сроулу

До этого рассматривалась только социальная аномия, и только Лео Сроул впервые предложил позиционировать термин с точки зрения психологии. Именно с его легкой руки дефиниция начала включать в себя не только состояния социума, но и отдельно взятого индивида, в числе характеристик которого ослабленность или абсолютная деструкция общественной сплоченности, тяга личности к саморазрушению различными физическими и моральными средствами.

Факторы развития социальной аномии

Сущность социальной аномии состоит в нарушении общественного порядка. Ниже приведены факторы, "благодаря" которым социальная аномия может развиваться как явление:

  • Природные, политические, экономические или иного рода потрясения, которые привели к тому, что большая часть населения прекратила ориентироваться на устоявшиеся нормы, отвергла привычные статусы и роли в пользу физического выживания.
  • Коррозия ценностей, то есть размытие границ между добром и злом, основ норм моралей. Как следствие - критика в сторону еще недавно важных вещей, риторические вопросы от общества "А так ли они важны, как думалось?". Распад социальной целостности.

Особенности и последствия аномии

Аномия - это пагубное влияние на социум и на личности в нем. Она отчуждает одно от другого, сводит всю структуру на "нет". Десоциальность, являющаяся одной из особенностей аномии, приводит к потере навыков регуляции членов общества при помощи норм и правил, традиций и установок. Связи и отношения - обязательные условия существования социума, перестают воспроизводиться и самовоспроизводиться, что приводит к его однозначному распаду. В зависимости от степени проникновения аномии в социальную жизнь становится сложнее восстановить ее структуру.

Проявление данного процесса в современной РФ тесно связано с психологическим настроем населения и его общественным состоянием: нестабильность и неуверенность в завтрашнем дне делает положение шатким, попеременное доминирование установок очень четко характеризует аномию сегодняшнего дня. Зыбкая рассогласованность подчеркивается неумением власти привести в порядок связи социальных начал.

Аномия - это философско-социологическое понятие, выражающее состояние общества (см. ), при котором отсутствие или неустойчивость социальных и моральных императивов и правил, регулирующих отношения между индивидами и обществом, приводит к тому, что значительная часть населения оказывается «вне» общества, вступает в конфронтацию с его нормативными предписаниями.

Проблема аномии была поставлена Э. Дюркгеймом в книге «О разделении общественного труда», где в ходе анализа «ненормальных» форм этого разделения, им была выделена аномия. Согласно Дюркгейму, состояние аномии возникает в результате того, что разделение труда не производит солидарность, и таким образом совокупность правил, стихийно установившаяся между социальными функциями, далее не в состоянии регламентировать отношения социальных структур. Состояние аномии может характеризовать и отдельного индивида, находящегося в состоянии конфликта с обществом. В своей работе Дюркгейм выделил три типа самоубийств: «эгоистические», «альтруистические» и «анемические». Последние имеют тенденцию к росту во время общественно-экономических кризисов и катаклизмов, когда индивиды не могут приспособиться к быстро изменяющейся социальной ситуации. Дюркгейм считал аномию одним из факторов общественного здоровья или нездоровья. Аномия, по его мнению, порождая систематические отклонения от социальных норм, подготавливает и ускоряет перемены в обществе.

Дюркгеймовская трактовка аномии была развита Мертоном, который ввёл систему понятий, описывающих феномен «отклоняющегося» (или девиантного) поведения. Среди элементов социальной и культурной структуры Мертон выделяет два основных элемента:

  1. система целей, намерений и интересов, определяемых данной культурой;
  2. элементы, определяющие, регулирующие и контролирующие приемлемые способы достижения этих целей.

Очень часто регулятивные нормы и моральные императивы не совпадают с социально стандартизированными способами достижения этих целей, то есть выбор подходящих средств и способов ограничен принятыми в обществе социальными и культурными нормами. Согласно Мертону, девиантное поведение может быть расценено как симптом несогласованности между определяемыми культурой устремлениями и социально организованными средствами их достижения. Мертон выделяет два возможных типа несогласованности между элементами социокультурной структуры:

  1. ситуация, когда выбор альтернативных способов достижения целей ничем не ограничивается, разрешены любые средства и способы достижения этих целей;
  2. ситуация, когда деятельность по достижению целей становится самоцелью.

В отличие от концепций, объясняющих анемическое поведение биологическими влечениями, Мертон считает, что аномия «взывается к жизни» не какими-то случайными целями, а именно принятыми в обществе общепризнанными культурными ценностями, что, в свою очередь, сопряжено с различным доступом к возможностям законного, институционально допустимого средства достижения обусловленных культурой целей. Высокая степень дезинтеграции между средствами и целями и наличная социально-классовая структура (оставляющая индивида в неопределённом, «деклассированном» состоянии, без чувства солидарности с конкретной группой), взятые вместе, способствуют более частым проявлениям аномии. Таким образом, аномия, по Мертону, есть результат разъединения указанных элементов социальной и культурной структуры.