Иван Алексеевич Бунин

Помню — долгий зимний вечер,
Полумрак и тишина;
Тускло льется свет лампады,
Буря плачет у окна.

«Дорогой мой, — шепчет мама, —
Если хочешь задремать,
Чтобы бодрым и веселым
Завтра утром быть опять, —

Позабудь, что воет вьюга,
Позабудь, что ты со мной,
Вспомни тихий шепот леса
И полдневный летний зной;

Вспомни, как шумят березы,
А за лесом, у межи,
Ходят медленно и плавно
Золотые волны ржи!»

И знакомому совету
Я доверчиво внимал
И, обвеянный мечтами,
Забываться начинал.

Вместе с тихим сном сливалось
Убаюкиванье грез -
Шепот зреющих колосьев
И невнятный шум берез…

Покорение вершин литературного Олимпа Иван Бунин начал не с прозы, а с поэзии. Он с раннего детства писал стихи и к 17 годам уже публиковался в журналах. Первые успехи были настолько очевидны, что сам автор не сомневался, чем именно будет заниматься после того, как покинет родительский дом. Примечательно, что юношеские произведения этого автора представляют собой образец очень тонкой и возвышенной лирики. С возрастом Бунин стал более прагматичным и сдержанным, раскрывая свои истинные чувства лишь в прозе.

К раннему периоду творчества этого автора относится стихотворение «Помню - долгий зимний вечер», написанное в 1887 году. Посвящено оно детским воспоминаниям и тем удивительным ощущениям, которые все мы испытывали хотя бы раз в жизни, находясь в родительском доме. Из первых строчек произведения становится ясно, что за окном бушует непогода. «Тускло льется свет лампады, буря плачет у окна», — отмечает поэт. Но под защитой заботливых материнских рук герой стихотворения чувствует себя в полной безопасности, а тихий голос самого близкого и дорогого человека дарит удивительное ощущение радости. Мать уговаривает малыша заснуть, но для этого он должен забыть о том, что за окном воет вьюга. «Вспомни тихий шепот леса и полдневный летний зной», — советует женщина своему маленькому сыну. Казалось бы, в этих словах нет ничего удивительного, но именно они согревают душу малыша. Он мысленно представляет, что холодная зима сменилась ласковым летом, и на поле, что расположено за сельской околицей, «ходят медленно и плавно золотые волны ржи».

Совет матери оказывается очень полезным, и поэт признается, что благодаря этому он, «обвеянный мечтами, забываться начинал». Отправляясь в восхитительное путешествие по царствию Морфея, маленький мальчик вместо завывания пурги слышал «шепот зреющих колосьев и невнятный шум берез». Именно эти воспоминания детства настолько отчетливо врезались в память Бунину, что в 17 лет, когда подростки стремятся покинуть родительский дом, чтобы доказать свою состоятельность, он мысленно каждый раз возвращался к самой беззаботной поре своей жизни. И черпал в них вдохновение для творчества, интуитивно понимая, что это счастливое время ушло безвозвратно.

Стихотворение написано в форме колыбельной, которая впоследствии была переложена на музыку и в первой половине 20 века пользовалась огромной популярностью, как в России, так и за ее пределами.

Аннотация. Анализ стихотворения Бунина «Помню — долгий зимний вечер … » обращён к эмоциональным, зрительным и слуховым ассоциациям младших школьников, включает работу со словом, художественными образами, созданными на его основе, предусматривает развитие творческого мышления и навыков выразительного чтения.

Стихотворение Бунина «Помню — долгий зимний вечер … », пронизанное особой теплотой дорогого сердцу автора воспоминания,
по-бунински живописно и сдержанно-эмоционально. Оно легко воспринимается младшими подростками, дополняется их воображением и
собственными воспоминаниями о детстве. Их детство ещё не кончилось, но ранняя его пора позади и видится пятиклассникам хоть и сквозь
дымку взросления, но достаточно ярко. Всё это превращает анализ стихотворения в тёплый и добрый разговор …

Предварим его небольшим вступительным словом об авторе.

Иван Алексеевич Бунин происходил из древнего дворянского рода, из которого вышли известные ПОЭТbI и учёНblе. Среди них поэтесса
Анна Бунина, которую Анна Ахматова называла своей прабабкой, поэт Василий Андреевич Жуковский, учёный Пётр Петрович Семёнов-Тян-
Шанский — географ, ботаник, государственный и общественный деятель.

Когда-то это был богатый и процветающий род, но к моменту рождения будущего поэта и писателя он оскудел, разорился, однако всё ещё хранил традиции семейного воспитания и дворянской культуры. И хотя жили Бунины в ветхом доме старинной усадьбы, где от каждого дождика протекала крыша, а зимой домик заметало снегом, в сердце поэта остались самые тёплые воспоминания об этом доме, где он любил слушать чтение матери и её рассказы, мечтать, глядя в окна на синеющие сумерки, рассматривать старенькие обои на стенах, которые в золотистом свете заходящего солнца превращались в волшебные картины …

Поэт вспоминает в стихотворении «Детская»:

От пихт и елей в горнице темней,
Скучней, старинней. Древнее есть что-то
В уборе их. И вечером красней
Сквозь них зари морозной позолота.
Узорно-лёгкой, мягкой бахромой
Лежит их тень на рдеющих обоях —
И грустны, грустны сумерки зимой

В заброшенных помещичьих покоях!
Сидишь и смотришь в окна из угла
И думаешь о жизни старосветской …
Увы! Ведь эта горница была
Когда- то нашей детской!

Зимой сумерки наступали быстро и тянулись долго, часто под завывание вьюги. Об одном из таких вечеров и рассказывает Бунин в
стихотворении «Помню — долгий зимний вечер … »:

Помню — долгий зимний вечер,
Полумрак и тишина;
Тускло льётся свет лампады,
Буря плачет у окна.
«Дорогой мой, — шепчет мама, —
Если хочешь задремать,
Чтобы бодрым и весёлым
Завтра утром быть опять, —
Позабудь, что воет вьюга,
Позабудь, что ты со мной,
Вспомни тихий шёпот леса
И полдневный летний зной.
Вспомни, как шумят берёзы,
А за лесом, у межи,
Ходят медленно и плавно
Золотые волны ржи!»
И знакомому совету
Я доверчиво внимал
И, обвеянный мечтами,
Забываться начинал.
Вместе с тихим сном сливалось
Убаюкиванье грёз —
Шёпот зреющих колосьев
И невнятный шум берёз …

Стихотворение начинается со слова «помню». На что настраивает нас это первое слово?
Что должно последовать за ним? (Мы понимаем, что далее последует воспоминание.)

В каком времени употреблён глагол? (В настоящем.) И что же помогает нам почувствовать настоящее время? Как вы думаете,
почему поэт использует глагол именно настоящего времени? Это даёт нам понять, что воспоминание поэта живое, яркое, что оно переживается и ощущается так, будто всё происходит сейчас.

Давайте внимательно прочитаем стихотворение, попробуем понять, что же так бережёт память поэта, почему это воспоминание
остаётся живым и тёплым.

После чтения стихотворения дети делятся своими впечатлениями, мыслями и приходят к выводу, что воспоминание такое яркое, потому
что оно связано с мамой, которая в долгие зимние вечера успокаивала, убаюкивала маленького сына.

Какие картины представлялись вам при чтении? Опишите их.

Ребята словесно рисуют полутёмную комнату, освещённую лишь светом лампады. Здесь нужно пояснить, что такое лампада, потому что пятиклассники думают, что это обычный светильник, что, естественно, обедняет восприятие стихотворения. Когда они узнают, что лампада — это светильник, зажигаемый перед иконой (Спасителя, Божьей Матери или святого), а не для освещения, комната, описываемая
в стихотворении,приобретает особенное значение не только для поэта, но и для них, читателей: становится уютнее, роднее, потому что покой её обитателей хранит намоленная, может быть, не одним поколением родовая икона…

В комнате мать и сын, беспокойно ворочающийся в своей кроватке. Мерцает, теплится лампадка, от неё мелкими бликами струится
тусклый свет, отражающийся на потолке. Ветер за окном такой, что колышет занавески на окнах и заставляет трепетать огонёк лампадки.
От этого образ на иконе словно оживает, и кажется, что Божья Матерь тоже наклоняется над встревоженным ребёнком …

Что же может беспокоить мальчика, как вы думаете?

Наверно, его тревожит вой ветра в трубе, шум вьюги за окном — он не может заснуть …

Каким же представляется вам этот зимний вечер? Опишите его.

Именно этот вечер пугает: вьюга заметает дом, швыряет в окна комья снега, стучит ставнями; пробегает по крыше, шевеля старую черепицу. Кажется, что дом словно маленький островок среди бурана, даже огонёк в его окнах порой не виден за плотной пеленой снега.

Что помогает нам почувствовать эпитет «долгий»?

Он передаёт томительное ожидание людей. Вечер кажется бесконечным: так долго бушует непогода, так долго не стихает ветер и не кончается вьюга … И так хочется тишины и покоя …

Какое настроение создаёт этот вечер? Что усиливает это настроение?

Долгая вьюга, злой ветер вызывают тоску, уныние, тревогу, чувство одиночества, оставленности, даже какой-то бесприютности. Особенно сильно это чувствует ребёнок. И усиливает страх шум за окном. Какие звуки могут доноситься в дом с улицы?

Это может быть дребезжание стёкол, царапание веток по ним, вой ветра, лай собаки, которую тоже беспокоит буря, звуки чего-то упавшего и, может быть, даже вой голодного волка …

Найдите в стихотворении строчки, которые описывают бурю. (Буря плачет у окна)

Какое чувство вызывает глагол «плачет»? (Тоску, уныние.)

Какой художественный приём использует здесь поэт? (Олицетворение, которое одушевляет бурю, делает её живым существом.)

Представь те, что рождают эти звуки в воображении ребёнка, в его душе. Наверно, ему представляются чудовища, которые окружают дом, может быть, заглядывают в окна, протягивают страшные лапы — и мальчику страшно …

Как пытается успокоить его мама? Перечитаем её слова, обращённые к сыну:

«Дорогой мой, — шепчет мама, —
Если хочешь задремать,
Чтобы бодрым и весёлым
Завтра утром быть опять, —
Позабудь, что воет вьюга,
Позабудь, что ты со мной,
Вспомни тихий шёпот леса
И полдневный летний зной.
Вспомни, как шумят берёзы,
А за лесом, у межи,
Ходят медленно и плавно
Золотые волны ржи!»

Каким чувством наполнены слова матери? Что важно передать в чтении?

Пятиклассники понимают, что в чтении надо передать нежность, любовь матери к ребёнку. Мама помогает сыну вспомнить о светлом летнем дне с шёпотом леса, весёлым шумом берёз и золотыми волнами колышущейся под ветром ржи.

Почему эти слова мама шепчет, а не говорит?

Она старается успокоить, убаюкать ребёнка, и шёпот помогает ей в этом. Ещё раз прочитаем эти строки, чтобы передать материнские чувства. Ребята читают очень хорошо и с удовольствием. Выслушаем несколько человек, оценим их чтение, а потом попросим найти в речи
мамы ключевые слова-антонимы. (Позабудь-вспомни.)

О чём должен позабыть мальчик? А о чём — вспомнить? Зачем?

Мама просит, чтобы сын забыл о зиме, о вое вьюги, о долгом зимнем вечере и даже о маме, а вспомнил лето, «тихий шёпот леса», «золотые волны ржи». Картины лета напомнят о том, что зима и непогода не вечны, что на смену им обязательно придут весна и лето с яркими красками и тёплым солнышком. Забыть зиму и вспомнить лето надо для того, чтобы успокоиться и заснуть.

Как противопоставлены в стихотворении зима и лето, вечер и день?

Найдите противоположные, контрастные друг другу образы. (Плач бури и «тихий шёпот леса», «полумрак», «тусклый свет» и пронизанные солнцем «золотые волны ржи», «долгий зимний вечер» и «полдневный летний зной»)

Как действуют на мальчика слова матери?

Объясните выражение «обвеянный мечтами, забываться начинал».

Ребёнок успокаивается, вспоминает лето, потихоньку засыпает и слышит во сне с «шёпот зреющих колосьев и не внятный шум берёз».

Именно так можно объяснить выражение «обвеянный мечтами, забываться начинал».

Как вы думаете, впервые ли слышит мальчик добрые слова матери? Обоснуйте.

Наверное, нет, потому что в стихотворении говорится:

и знакомому совету
Я доверчиво внимал
И, обвеянный мечтами,
Забываться начинал.

Видимо, тихие, ласковые мамины слова действовали безотказно не один раз, потому что к мальчику неизменно приходил «тихий
сон», С которым сливалось «убаюкиванье рёз» …

Теперь предложим учащимся посмотреть видеоролик, сделанный на основе стихотворения и произведений русской живописи (полотен И.шишкина, Ю.Клевера, В.Воробьёва, К.Крыжицкого, Е.Волкова и других художников) и сопровождающийся художественным чтением.

Дети смотрят его с удовольствием и на вопрос, понравился ли, отвечают радостно-утвердительно. Помогает ли он нам увидеть и услышать стихотворение?

— Мы будто сами оказываемся в бунинском доме в тревожный зимний вечери одновременно на просторе в летний день, когда много солнца и света, зелени и цветов … А теперь представим себе, что может сниться мальчику, «обвеянному мечтами». Что шепчут ему колосья? О чём шумят берёзы?

Опишите сон мальчика.

Ветер колышет спелые колосья, они шепчутся между собой, вспоминая недавний тёплый дождь. Колосья гордятся задержавшимися на них дождевыми капельками: они как алмазные ордена. Вот ползёт по колоску озабоченный муравей, ему хочется взять от колоска зёрнышко и отнести в свой муравейник. Ведь за летом придёт зима … Но одному муравьишке зёрнышко не утащить — надо идти за подмогой

Анализ стихотворения Бунина «Помню — долгий зимний вечер … »

1 (20%) 1 vote

Одна из сложных тем – анализ лирического произведения. Впервые шестиклассники встречаются с произведениями И. А. Бунина.

Оформление урока: портрет И. А. Бунина, картины И. И. Шишкина “Дубы”; А. И. Куинджи “Березовая роща”; Б. Щербакова “Подмосковье”; Н. Ромадина “Зимняя луна”.

И. А. Бунин. О чем вам говорит это имя? В какое время жил и писал Бунин? Какое произведение этого автора мы уже читали?

(Вспоминаем, что И. А. Бунин – русский писатель, годы жизни 1870 – 1953, принадлежал к старинному дворянскому роду. В 1921 году написал рассказ “Косцы”. И. А. Бунин прожил более 30 лет за границей, в эмиграции. Разлученный с родными местами, писатель мысленно возвращается к теме Родины, в его произведениях звучит грусть и тоска).

Обращаюсь к классу с вопросом: мы познакомились с лирическим произведением Бунина “Листопад” и прозаическим “Косцы”. Чем отличается лирическое произведение от прозаического?

(В лирическом есть ритм и рифма, а главное есть настроение, впечатление. Это основное в стихотворении).

Чтение стихотворения – важный этап урока литературы. Первое впечатление от прочитанного стихотворения может повлиять на общий настрой в классе. Призываю ребят послушать стихотворение “Помню - долгий зимний вечер” и, во-первых, представить картину, описанную в стихотворении, во-вторых, обратить внимание на значение слов: лампада, грезы .

Лампада – небольшой сосуд с фитилем, наполненный специальным маслом, который зажигается перед иконой, божницей.

Грезы – светлые мечты, а также призрачные видения, сновидения.

После чтения задаю учащимся вопрос: какие возникли мысли после прочтения произведения? Чувства?

От чьего лица ведется повествование? В какой форме написано стихотворение?

Обратимся к отдельным строкам:

Помню – долгий зимний вечер…

Позабудь , что воет вьюга…

Вспомни тихий шепот леса…

Как мы назовем подчеркнутые слова? (Антонимы). Что такое антонимы? (Слова с противоположным лексическим значением).

Приходим к выводу, что в данных строках противопоставлены слова, а картины?

(Они, оказывается, тоже противопоставлены. Зимний – летний пейзаж).

Как в литературе называется этот прием? (Антитеза – противопоставление образов, картин, слов, понятий).

Какие слова в стихотворении непонятны, с какими из них вы встретились впервые?

Зимний пейзаж. Каким настроением проникнуты строки, характеризующие зимний пейзаж? Найти метафоры, эпитеты. Какова роль метафор и эпитетов?

(Зимой – в доме: тускло льется свет лампады . Темно, мрачно, тревожно. Буря плачет, воет вьюга . Тревожное и неспокойное состояние ребенка от того, что видит и слышит он).

Летний пейзаж. Каким настроением проникнуты строки, характеризующие летний пейзаж? Найти эпитеты, метафоры.

(Тихий шепот леса, шумят березы, ходят медленно и плавно, золотые волны ржи. Летний пейзаж – легкое движение, ласковый шепот, от этого на душе становится легко и радостно, приходит покой, умиротворение.)

Вернемся к вопросу, какое настроение создает автор, что дают нам картины природы? Какую роль выполняет олицетворение?

(Человек чувствует себя частью природы, понимание природы прогоняет страх. Вспоминая лето, рисуя картины лета, ребенок успокаивается и засыпает. Пейзаж передает состояние человека, его настроение).

Давайте попробуем представить картину лета. Какие краски взяли бы вы, чтобы изобразить летний пейзаж? Используйте текст стихотворения.

Летний зной – оранжевый, желтый.

Золотые волны ржи – золотой цвет, желтый.

Лес – зеленый.

Березы – пестрый, черный с белым.

А теперь представим зимний пейзаж. Какие краски помогут вам изобразить зиму?

Голубой, белый, серый – холодные тона и цвета.

Давайте посмотрим картины русских художников, сопоставим с нашими ответами. Мы, действительно, убеждаемся, что лето – это много света, тепла, радости. Летняя природа дает нам самые светлые, яркие картины. Зима тоже прекрасна, но она прекрасна в своем ледяном сне, она - как застывшая красавица. Приятно смотреть на зиму, но она не греет, не ласкает.

Подходим к заключительной части нашего урока. Поделимся впечатлениями и своими наблюдениями. Какое у вас любимое время года? Почему? К какому времени года вы обратитесь, если у вас на душе тревожно?

Итоговая письменная работа. Учащимся необходимо дополнить предложения.

Стихотворение… пронизано… настроением. Настроение меняется от…

Стихотворение делится на …части. Мы видим в нем краски…

Лирический герой этого стихотворения мне представляется…

Я хотел бы (не хотел) выучить это стихотворение.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Словарь: Полумрак – плохое освещение, почти темнота. Лампада – масляный светильник перед иконой. Зной – жара Межа – граница, полоса между полями Внимал – слушал Обвеянный – окруженный Забываться – засыпать Грезы – светлые мечты, сновидения.

Иван Алексеевич Бунин. Бунин родился в старинной дворянской семье. Детство писателя прошло на хуторе Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии. “ Тут, в глубочайшей полевой тишине, летом среди хлебов, подступивших к самым нашим порогам, а зимой среди сугробов, и прошло мое детство, полное поэзии печальной и своеобразной”, - писал впоследствии Бунин. (1870 - 1953)

В 1933 он стал первым русским писателем, удостоенным Нобелевской премии. Нобелевская премия – международная премия, названная в честь их учредителя шведского инженера-химика Альфреда Нобеля, присуждается за выдающиеся работы в разных областях. Роман «Жизнь Арсеньева». Фотография портрета Нобелевского лауреата. И. Бунин.

Обратимся к отдельным строкам. Помню – долгий зимний вечер… Позабудь, что воет вьюга… Вспомни тихий шепот леса… Как мы назовем подчеркнутые слова? Антонимы. Что такое антонимы? Слова с противоположным лексическим значением. В данных строках противопоставлены слова, а картины? Зимний – летний пейзаж. Как в литературе называется этот прием? Антитеза – противопоставление образов, картин, слов, понятий.

Картины. Зима ночь, мрак, тучи вечер долгий, зимний свет лампады - полумрак-тишина-буря Возникает чувство страха, беспокойства, настороженности. Глаголы: помню, льётся, плачет буря. Воспоминания детства свежи.

Мама На душе спокойно. Защита, забота. Что желает мама? Дитя задремало. Появляется мотив сна, связанный с отдыхом, забвением от страха, беспокойства. Позабудь, что воет вьюга… Позабудь, что ты со мной… Перенос из реальности

Лето “ шепот ветра» -он убаюкивает; “полдневный летний зной”, “шум берез”, “золотые колосья ржи”- метафоры Герой переносится в другое пространство, спокойно засыпая. Исчезает чувство беспокойства, страха. Глагол- внимал -. Из настоящего уход в прошлое, пережитое, более спокойное, безмятежное время. Сновидение.

О чём это стихотворение? Это стихотворение о детстве, о сладостных воспоминаниях о матери. Воспоминания приносят успокоение, навевают приятные мысли, чувства. Зимний пейзаж -тревожное и неспокойное состояние ребенка от того, что видит и слышит он. Летний пейзаж – легкое движение, ласковый шепот, от этого на душе становится легко и радостно, приходит покой, умиротворение. контраст

Выразительное чтение стихотворений И. Бунина. Спасибо за работу. Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку литературы "Причуды матушки-зимы" (А. С. Пушкин "Зимнее утро").

Разработка представляет собой интегрированный урок литературы, ИЗО и музыки. Дети познакомятся с пейзажной лирикой Пушкина, а именно со стихотворением "Зимнее утро". Вспомнят, что такое композиция, из...

Конспект урока литературы в 5 классе. Зимний вечер в творчестве А.С.Пушкина и в музыке.

Второй урок,проведенный в ходе эксперимента с целью выявления влияния музыки на восприятие лирики А.С.Пушкина....

«Помню – долгий зимний вечер» Иван Бунин

Помню — долгий зимний вечер,
Полумрак и тишина;
Тускло льется свет лампады,
Буря плачет у окна.

«Дорогой мой, — шепчет мама, —
Если хочешь задремать,
Чтобы бодрым и веселым
Завтра утром быть опять, —

Позабудь, что воет вьюга,
Позабудь, что ты со мной,
Вспомни тихий шепот леса
И полдневный летний зной;

Вспомни, как шумят березы,
А за лесом, у межи,
Ходят медленно и плавно
Золотые волны ржи!»

И знакомому совету
Я доверчиво внимал
И, обвеянный мечтами,
Забываться начинал.

Вместе с тихим сном сливалось
Убаюкиванье грез –
Шепот зреющих колосьев
И невнятный шум берез…

Анализ стихотворения Бунина «Помню – долгий зимний вечер»

Покорение вершил литературного Олимпа Иван Бунин начал не с прозы, а с поэзии. Он с раннего детства писал стихи и к 17 годам уже публиковался в журналах. Первые успехи были настолько очевидны, что сам автор не сомневался, чем именно будет заниматься после того, как покинет родительский дом. Примечательно, что юношеские произведения этого автора представляют собой образец очень тонкой и возвышенной лирики. С возрастом Бунин стал более прагматичным и сдержанным, раскрывая свои истинные чувства лишь в прозе.

К раннему периоду творчества этого автора относится стихотворение «Помню – долгий зимний вечер», написанное в 1887 году. Посвящено оно детским воспоминаниям и тем удивительным ощущениям, которые все мы испытывали хотя бы раз в жизни, находясь в родительском доме. Из первых строчек произведения становится ясно, что за окном бушует непогода. «Тускло льется свет лампады, буря плачет у окна», — отмечает поэт. Но под защитой заботливых материнских рук герой стихотворения чувствует себя в полной безопасности, а тихий голос самого близкого и дорогого человека дарит удивительное ощущение радости. Мать уговаривает малыша заснуть, но для этого он должен забыть о том, что за окном воет вьюга. «Вспомни тихий шепот леса и полдневный летний зной», — советует женщина своему маленькому сыну. Казалось бы, в этих словах нет ничего удивительного, но именно они согревают душу малыша. Он мысленно представляет, что холодная зима сменилась ласковым летом, и на поле, что расположено за сельской околицей, «ходят медленно и плавно золотые волны ржи».

Совет матери оказывается очень полезным, и поэт признается, что благодаря этому он, «обвеянный мечтами, забываться начинал». Отправляясь в восхитительное путешествие по царствию Морфея, маленький мальчик вместо завывания пурги слышал «шепот зреющих колосьев и невнятный шум берез». Именно эти воспоминания детства настолько отчетливо врезались в память Бунину, что в 17 лет, когда подростки стремятся покинуть родительский дом, чтобы доказать свою состоятельность, он мысленно каждый раз возвращался к самой беззаботной поре своей жизни. И черпал в них вдохновение для творчества, интуитивно понимая, что это счастливое время ушло безвозвратно.